Нетрадиционный урок в форме дебатов "Мораторий на смертную казнь: гуманность или жестокость"
учебно-методический материал по обществознанию (10 класс) по теме

Смолин Евгений Андреевич

Дебаты по теме "Мораторий на смертную казнь:гуманность или жестокость". Может использоваться как обобщающий урок по разделу "Мораль"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moratoriy_na_smertnuyu_kazn_-_gumannost_ili_zhestokost.rar135.31 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок

Дата 29.11.2013

Класс 10

Тема

Цель

Образователь

Развивающая

Воспитательн

Тип урока

Вид урока

Оборудование

I. Подготовка к дебатам (за неделю): по жеребьевке, определяются участники 2х команд, которые будут принимать участие в дебатах. Перед классом озвучивается тема. Командам выдаются конверты с заданиями и критериями оценивания, озвучиваются дни консультаций для каждой команды.

В дни консультаций с командами выслушивается защита позиций команды, разбираются сложные моменты.

Непосредственно в день дебатов готовится класс: расставляются парты, к стульям прикрепляются 5 стикеров (для определения жюри), друг напротив друга расставляются 2 кафедры.

II. В начале урока озвучивается тема (приложение 4) (слайд 1) и команды занимают свои места. Вызываются из зала те, кто сидит на «отмеченных» стульях – они занимают свои места за столом жюри. Им вручаются листочки с критериями для судейства.

III. Постановка проблемного вопроса

(Слайд 2) Стэнли «Туки» Уильямс. Родился в 1953 году, рос в бедном гетто Лос-Анджелеса, Южный Централ. Он вошел в американскую историю довольно дерзким образом в 1971 году, сколотив вокруг себя большую группу подростков и создав жестокую преступную группировку, известную как «The Crips». По словам самого Стэнли, они хотели избавить Южный Централ от мелких групп хулиганов и создать сильное объединение, которое бы могло эффективно противостоять полицейскому насилию, от которого страдал весь район. Благие намерения, однако, превратились в нечто совсем другое. На счету банды было нападение на магазин в ходе, которого были убиты четверо человек.

За время нахождения в тюрьме в ожидании приговора, продлившееся более двух десятилетий, Стэнли Уильямс сумел стать всемирной знаменитостью. Раскаявшись в своих преступлениях, он стал писать детские книги, главной темой которых стала борьба с уличным насилием. Все стали бестселлерами. Его яркая и убедительная проза, направленная на ненасилие, привлекла к писателю огромное количество поклонников. Уильямс девять раз становился номинантом Нобелевской премии, пять из которых — за мир, четыре — по литературе. Кроме того, писатель был награждён премией президента США. Примечательно, что Стэнли Уильямс не получил Нобелевскую премию мира, но вошел в историю и как единственный номинант Нобелевской премии, приговоренный к смертной казни. Все годы, что Уильямс провел в тюрьме, его адвокаты делали попытки оспорить смертный приговор и заменить его на любой срок. Однако, на это не хватило даже 24 лет заключения. Популярность Туки у его поклонников со временем приобрела огромный размах — так, сторонники таланта писателя не удовлетворились заявками в Нобелевский комитет, и потребовали от губернатора отмены смертного приговора. Сам Уильямс подал прошение о помиловании.

Однако, несмотря ни на просьбы, ни на протесты общественности, губернатор штата Калифорния Арнольд Шварценеггер не удовлетворил прошение о помиловании убийцы. 13 декабря 2005 года Стэнли Уильямс был казнён введением смертельной инъекции.

(слайд 3) Дмитрий Виноградов бывший юрист аптечной сети «Ригла», признанный виновным в расстреле семерых своих коллег 7 ноября 2012 года в московском районе Северное Медведково. Вооружённый двумя ружьями, совершил массовое убийство (убито 6 человек) в центральном офисе аптечной сети, где проработал 4 года.

Приговорён судом к пожизненному заключению. Во время оглашения приговора начал вести себя неадекватно, бить кулаками о решетку клетки, в которой во время судебных заседаний содержатся обвиняемые в совершении тяжких и особо тяжких преступлений, а потом обратился к конвою с просьбой застрелить его.

Классу задаётся вопрос: является ли мораторий на смертную казнь гуманным решением проблемы? Или же это жестокость?

IV. Дебаты проводятся в 3 тура.

1й тур: озвучивание своей позиции, приведение доказательств, аргументирование позиции – участвуют капитаны. Время -  4 минуты (+ дополнительная минута на представление своей команды).

2й тур: ответы на вопросы оппонентов и зрителей. Команде задается вопрос, на который ей предстоит ответить. Команда в течении 30 секунд должна прийти к мнению и дать ответ команде оппонентов и (или) зрителям. На каждый вопрос отвечает каждый член команды. Капитаны могут помогать, но на вопросы не отвечают.

3й тур: Ответ на блиц-вопросы ведущего. Выставляется один участник от команды, который будет отвечать на вопросы ведущего. Время на подготовку не даётся.

V. Оглашение результатов дебатов. 

Предоставляется слово судьям, которые подводят итоги всем трем раундам. В конце дебатов зрители так же выступают судьями: они поддерживают ту команду, которая, по их мнению, была более правдива и активна.

Подведение итогов, в котором ведущий говорит о высшей ценности человеческой жизни и просит об этом не забывать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок-дебаты на общественно-политическую тему в 11 классе "Смертная казнь в России"

Урок русского языка в 11 классе "Смертная казнь в России" создан на основе технологии "Дебаты". Пришлось немного модифицировать работу в группах из-за небольшой наполняемости класса, но в больших клас...

ПЛАН-КОНСПЕКТ НЕТРАДИЦИОННОГО УРОКА В ФОРМЕ ИГРЫ «СЧАСТЛИВЫЙ СЛУЧАЙ» 5 класс

данный конспект уроком будет хорошим подспорьем для повторения пройденного материала...

Материал открытого урока "Смертная казнь как высшая мера наказания"

Тема урока: Смертная казнь как высшая мера наказания....

Конспект урока "Смертная казнь"

Тип урока: урок активизации изученного материала.Технология: case study.Форма организации: Дебаты...

Урок Смертная казнь за и против для 9 классов

Интелектуальный урок про смертную казнь доводы за и против...