Урок Смертная казнь за и против для 9 классов
учебно-методический материал по истории (9 класс)
Интелектуальный урок про смертную казнь доводы за и против
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_smertnaya_kazn_za_i_protiv_dlya_9_klassa.docx | 27.39 КБ |
Предварительный просмотр:
План урока по обществознанию в 9 классе
Тема урока | СМЕРТНАЯ КАЗНЬ: ЗА И ПРОТИВ |
Тип урока | Комбинированный |
Цель урока | Рассмотреть смертную казнь как вид возмездия |
План урока | 1.История смертных казней 2.Типология казней 3.Распространенные в современном мире виды казней 4.За что казнят в наше время? 5.Смертная казнь: за и против |
Личностно значимая проблема | Возможно ли восстановление смертной казни в современной России. Проблемное задание. Составление таблицы «Смертная казнь: за и против» |
Методы и формы обучения | Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная |
Основные понятия | Меморандум, принцип талиона |
Этапы урока
- Мотивация к учебной деятельности. Время- 2 мин.
- Актуализация знаний. Время – 7 мин.
- Изучение нового материала. Время – 17 мин.
- Первичное осмысление и закрепление изученного материала. Время – 7 мин.
- Итоги урока. Рефлексия. Время – 5 мин.
Домашнее задание. Время – 2 мин.
- Тема нашего занятия «Смертная казнь: за и против».
Вы, наверно, удивлены, почему именно смертная казнь, когда она не применяется в России. В том-то и дело, что в этом году наша страна отмечает скромный юбилей – 23 года с момента приостановления применения смертной казни в Российской Федерации. В 1996 году после долгих проволочек, которые были вызваны проблемой применения смертной казни в России, она была принята в Совет Европы.
Вопрос классу: Что эта за организация?
Таким образом, автоматически Россия присоединилась к странам, подписавшим Европейскую Конвенцию о защите прав и основных свобод. Это – региональный документ, воплощающий на европейском уровне идеи Всеобщей Декларации прав человека. В России смертная казнь не отменена, а приостановлена, т. е. введен меморандум на применение смертной казни. В Уголовном Кодексе РФ смертная казнь существует как вид уголовного наказания.
2.Проблемные ситуации для групповой работы.
- Почему смертная казнь в прошлые века носила публичный характер? Предположите, какую цель преследователи правители прошлого, применяя изощренные виды смертной казни.
- Изучая историю смертной казни, определите, почему публичный характер смертной казни сменился закрытостью?
Обратимся к истории смертной казни. Сведения о смертных казнях имеют примерно тот же возраст, что и сведения о первых государствах. Как законный (в юридическом смысле) вид наказания смертная казнь появилась с зарождением института власти, при переходе к обществу, регулируемому закрепленными правовыми отношениями.
С возникновением государственно-правовых отношений появляется так называемый «принцип талиона», провозглашавший, что наказание должно быть равно преступлению. В массовом сознании этот принцип бытует в виде расхожей цитаты из Ветхого Завета: «Око за око».
3. В средневековой России смертная казнь по Соборному Уложению 1649 года подразделялась на простую (обыкновенную) и квалифицированную. К простой относились повешение, обезглавливание и утопление, к квалифицированной – сожжение, залитие расплавленного металла в горло, четвертование, колесование, посажение на кол, закапывание живьем в землю. Остановимся на типологии казней более подробно.
При повешении путь к смерти осужденных в прошлые века был долгим и мучительным. Среди множества примеров можно назвать казнь пятерых декабристов в Российской империи в 1826 году. Рылеев, Пестель, Каховский сорвались вниз, так как помост, на котором они стояли на скамейках, упал с нажатием пружины в эшафоте. Когда в 1944 году в Японии повесили советского разведчика Рихарда Зорге, медицинский протокол, составленный тюремным врачом, зафиксировал такую подробность: после того как осужденного сняли с виселицы, сердце его билось еще 8 минут. В наше время через повешение был казнен Саддам Хусейн – диктатор Ирака.
В средневековой России до XVIII века обезглавливание осуществлялось топором на плахе или на простом бревне. Петр I, придя к власти, в числе других реформ, произвел замену топора мечом.
Когда Великая французская революция пришла к идеям массового террора, стали сказываться хроническая нехватка палачей и необходимость постоянно затачивать тупящиеся мечи. Тогда на эшафоте истории появился доктор Жозеф Гильотен, который изобрел машину для казни, названную его именем. Гилотьинирование началось во Франции в 1792 году и применялось до 9 октября 1981 года, т. е. до отмены в стране смертной казни.
Сожжение активно использовалось в средние века. Это связано с тем, что инквизиция избрала сожжение приоритетным видом казни для еретиков. При этом если осужденный раскаивался, то его предварительно душили, после чего сжигали мертвое тело. Если же еретик упорствовал, его полагалось сжечь заживо. Костры инквизиции горели по всей Европе в таком количестве, как будто святые трибуналы решили в течение нескольких столетий подавать сигнальные огни для неких летательных аппаратов.
Казнь на костре в России была более мучительной, чем в Европе, поскольку представляла собой скорее не сожжение, а копчение заживо на медленном огне.
Вопрос классу: Вспомните имена европейских знаменитостей, погибших на костре? (Жанна Д Арк, Джордано Бруно, Ян Гус).
В средневековой России до 1672 года залитием горла расплавленным металлом казнили фальшивомонетчиков. Поскольку они подменяли в своих изделиях благородный металл суррогатами, то им в горло тоже лили не золото или серебро, а горячий свинец.
Четвертование применялось ко всякого рода мятежникам и бунтовщикам. В России таким способом был казнен предводитель большого антиправительственного восстания Степан Разин в XVII веке.
Русская княгиня Ольга расправилась с посланниками древлян, убивших ее мужа, князя Игоря, каким способом смертной казни?
В средневековой России закапыванием живьем в землю подлежала жена, убившая своего мужа.
4. В современном мире наиболее распространены расстрел и повешение; намного реже встречаются казнь на электрическом стуле и смертельная инъекция; еще реже отравление газом и обезглавливание. В некоторых мусульманских странах (Иран) существуют и экзотические виды казней – вроде забрасывания камнями или сбрасывания осужденных в пропасть.
Понятно, что любое государство стремится защитить свою целостность и безопасность, а также жизнь своих граждан, и потому установление смертной казни за шпионаж, преступление против безопасности государства, убийство, терроризм и т.д. воспринимается мировой общественностью во всяком случае с некоторой оговоркой, с пониманием.
Но в ряде стран смертью караются также следующие поступки:
- супружеская неверность со стороны женщины (Иран, ОАЭ, Мавритания, Саудовская Аравия, Судан);
- подделка официальных документов (Ирак);
- недостойная жизнь на земле (Иран);
- неоднократное употребление спиртных напитков (Иран);
- осквернение имени пророка Мухаммеда (Пакистан);
- похищение и продажа женщин и детей (Китай);
- колдовство, приведшее к смертельному исходу (Руанда);
В 1991 году в России назначение смертной казни было возможно по 18 составам преступлений. В новом УК от 1997 года высшая мера наказания предусматривается лишь за умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах и за измену Родине.
Сделаем выводы из темы - аргументы за смертную казнь и против смертной казни, выскажите свои точки зрения.
Смертная казнь: за и против | |
за | против |
1.Кант считал смертную казнь не просто справедливым, но в ряде случаев «наилучшим» наказанием, особенно к применении к убийцам и к лицам, виновным в преступлениях против государства. | 1.Вольтер выступал за отказ от смертной казни, «кроме одного случая, когда нет иного способа спасти жизнь большего числа людей, когда убивают и бешеную собаку» |
2.Гегель считал, что наказание должно быть равно преступлению. | 2.Андрей Сахаров, русский ученый и правозащитник: «Может ли быть наказанием насильственная смерть? Я выступаю против смертной казни еще и потому что эта мера наказания предусматривает наличие постоянного страшного аппарата исполнителей, целого института смертной казни». |
3.Главная вина лежит на толпе. Именно она во все века требовала и требует убить и еще раз убить любого, кто будет обвинен (справедливо или несправедливо, это неважно). Толпа признает только одно слово: МЕСТЬ. У отдельного человека есть совесть, у толпы совести нет, вместо нее –инстинкт. Инстинкт, подсказывающий: это чужак, он посягнул на наше племя, убить его. | 3.Коретта Скотт Кинг, вдова Мартина Лютера Кинга, борца за права черных в США: «Как человек, чей муж и свекровь стали жертвами убийства, я твердо и безоговорочно выступаю против казни тех, кто совершил преступления, наказуемые смертью. Зла не исправить злом, совершаемым как акт возмездия. Справедливость никогда не вершится лишением жизни человека. Мораль не упрочить санкционированным законом убийством». |
Таким образом, смертная казнь – это большое зло, нарушение естественного права человека на жизнь.
6. Домашнее задание:
1. Написать эссе по проблеме смертной казни, взяв пример из литературы или истории.
2. Прочесть взгляды Л.Н. Толстого по этической проблеме смертной казни.
3. Из УК РФ выписать статьи, за которые следует смертная казнь как вид наказания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Смертная казнь: "за и против".
Данная работа посвящена рассмотрению смертной казни в России с древнейших времен и до настоящего времени. А также позиции ученых в отношении этой меры наказания....
внеклассное мероприятие в 11 классе смертная казнь: "за" или "против"
Данное занятие может быть использовано как на уроке права, обществознания, истории, литературы, так и на факультативных занятиях, элективных курсах, классных...
Смертная казнь "за и против".
Мероприятие " Смертная казнь "за и против" разработано мною для учеников в 10 - 11 классов. Тема актуальна для современного общества, вопрос о смертной казни дисскусионный и вызывает в обществе ...
Материал открытого урока "Смертная казнь как высшая мера наказания"
Тема урока: Смертная казнь как высшая мера наказания....
Конспект урока "Смертная казнь"
Тип урока: урок активизации изученного материала.Технология: case study.Форма организации: Дебаты...