урок: Глобальные проблемы
методическая разработка по обществознанию (10 класс) по теме
Урок " Глобальные проблемы современности" в 10 классе. Цели урока: показать взаимосвязь глобальных проблем современности, их отличия от других проблем, с которыми сталкивается человечество; акцентировать внимание учащихся на необходимость совместных усилий для их разрешения, выявить значение и роль каждого человека в решении глобальных проблем. В процессе урока с учащимися рассматривается понятие "глобализация", "глобальные проблемы", их классификация. Учащиеся выступают с сообщениями . При закреплении материала, предлагают варианты возможных решений глобальных проблем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_urok_globalnye_problemy_chelovechestva.docx | 17.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
Цели урока: познакомиться с глобальными проблемами человечества в 21 веке.
Образовательные: поднять старшеклассников на новый уровень осмысления глобальных проблем; максимально актуализировать их знания по другим предметам.
Развивающие: развивать навыки работы в парах с раздаточным материалом (карточками, письменными источниками, тестами); навыки групповой работы; учить анализировать полученную информацию, развивать воображение, учить видеть причинно-следственные связи; вести аргументированный спор.
Воспитательные: обратить внимание на нравственные аспекты в разрешении глобальных проблем..
Тип урока: урок изучения нового материала.
Вид урока: лекция с элементами аналитической беседы, проблемное задание.
Основные понятия: биосфера, ноосфера, глобальные проблемы, озоновые дыры, парниковый эффект, опустынивание, кислотные дожди, оружие массового поражения, терроризм, концепция устойчивого развития, глобальный прогноз.
Оборудование урока: мультимедийный проектор, экран, компьютеры
ХОД УРОКА
- Оргмомент
- Изучение нового материала
Вступительное слово учителя: (В руках учителя глобус).
- Ребята, что я держу в руках? ( Дети отвечают). Правильно, глобус. Все мы, и россияне, и французы, и африканцы живем на одной планете и поэтому те проблемы, которые происходят на ней касаются всех, а не кого-то по отдельности. Вот о таких,касающихся всего человечества проблемах, мы сегодня и поговорим…Итак, тема нашего урока – « Глобальные проблемы человечества».
Эпиграф на доске:
Цивилизация на нашей планете
до сих пор жива благодаря тому,
что люди, становясь сильнее,
в конечном счете, умели становиться и мудрее.
А. Назаретян
Учитель. В наши дни все чаще и чаще приходится слышать о грядущем конце света. В последний раз мы ждали его 21 декабря 2012 года. Пережили, а что же дальше ?! Будет ли наша планета и жизнь на ней существовать как прежде или же крах неизбежен? В конце урока вам предстоит ответить на мой вопрос (записан на доске):
Неизбежен ли крах человеческой цивилизации из-за глобальных проблем?
Учитель: Что же такое глобальные проблемы?
Вплоть до середины XX в. в политическом языке отсутствовало понятие "глобальные проблемы” (фр. global – всеобщий, от лат. globus – "шар”).
Как вы думаете почему? Учащиеся подводятся к следующей мысли, которая записывается ими в тетрадях: Причины появления глобальных проблем: глобализация мира; огромные масштабы человеческой деятельности и неспособность человека рационально распорядиться этой могучей силой.
Вопрос учащимся: Что же такое глобальные проблемы? Ведется обсуждение, учащиеся подводятся к выводу.
Вывод. Глобальные проблемы – это совокупность проблем человечества, возникших во второй половине XX в., угрожающих существованию мировой цивилизации (вывод фиксируется в тетрадях).
Учитель. В современной науке нет устойчивого перечня и единой классификации глобальных проблем, но мы попробуем их сгруппировать.
В ходе беседы о глобальных проблемах вы попытайтесь заполнить данную таблицу. ( Дети заполняют таблицу в течении урока)
Классификация глобальных проблем:
Экологические | экономические | социальные | политические | духовные |
А теперь вы будете работать с компьютером и интернетом. Каждый из вас сейчас получит задание подготовить небольшое выступление о той или иной глобальной проблеме и рассказать о ней или даже показать.
1."Озоновая дыра”.
2.Истребление лесов.
3."Парниковый” эффект (глобальное потепление).
4.Загрязнение окружающей среды: атмосферы, вод мирового океана, продуктов природы.
5.Стихийные бедствия: тайфуны, цунами, ураганы, землетрясения, наводнения, засухи.
6.Освоение космоса и мирового океана.
7.Продовольственная проблема.
8.Полюса развития: "С-Ю”.
9.Проблема пределов экономического роста.
10.Истощение ресурсов.
11.Экономический глобализм.
12.Демографическая проблема.
13.Проблема охраны здоровья (рак, спид, атипичная пневмония...).
14.Проблема уровня образования (1 миллиард неграмотных).
15.Этнические, конфессиональные конфликты.
16.Проблема войны и мира: возможность перерастания локальных конфликтов в глобальные, опасность ядерной войны.
17.Терроризм (международный, внутриполитический, уголовный). Деградация "массовой культуры”, девальвация моральных и нравственных ценностей.
18.Уход людей от реальности в мир иллюзий (наркомания).
19.Рост агрессии, нервно-психических заболеваний из-за массовой компьютеризации.
20.Проблема ответственности ученых за последствия своих открытий.
( Детям дается 5-7 мин на поиск нужной информации, далее слушаем их небольшие выступления о глобальных проблемах и по ходу урока заполняем таблицу)
- Закрепление нового материала.
Учитель: вот мы и познакомились с глобальными проблемами человечества…А теперь посмотрим на доску и попытаемся ответить на мой вопрос . Так действительно ли неизбежен крах человеческой цивилизации?
( Ребята высказывают свои точки зрения, диспутируют)
Учащиеся подводятся к выводу.
Вывод: Только всем миром можно и нужно начать решать уже накопившиеся глобальные проблемы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Глобальные проблемы современности".
Этот конспект будет полезен при обобщении и повторении заявленой темы....
Разработка урока "Глобальные проблемы" для 8 класса
Материал урока расчитан на учеников 8 класса, предмет обществознание, по программе А.Ф.Никитина, тема "Глобальные проблемы человечества". Данную тему я предлагаю рассмотреть с учащими, используя техно...
Урок "Глобальные проблемы современности"
Урок " Глобальные проблемы современности" в 9 классе. Цели урока: показать взаимосвязь глобальных проблем современности, их отличия от других проблем, с которыми сталкивается человечество; акцен...
Конспект урока "Глобальные проблемы человечества"
Конспект урока по географии "Глобальные проблемы человечества"...
Методическая разработка урока "Глобальные проблемы человечества"
Методическая разработка урока по обществознанию расчитана на учащихся 9-10 классов в курсе программ по обществознанию Урок расчитан на 45 минут и предполагаеет знакомство с таким видом урочной д...
Презентация к уроку Глобальные проблемы современности
Презентация к уроку обществознания в 11 классе по теме "Глобальные проблемы современности"...
Разработка урока "Глобальные проблемы"
Цель урока: познакомить учащихся с глобальными проблемами и выяснить причины их появления; попытаться создать свои сценарии решения этих проблем. Тип урока: Урок изучения и первичного ...