Разработка урока "Глобальные проблемы"
план-конспект урока по истории (11 класс) на тему

Онокова Тамара Александровна

Цель урока: познакомить учащихся с глобальными проблемами и выяснить причины их появления; попытаться создать свои сценарии решения этих проблем.  

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Используемое оборудование: Политическая карта мира; схема « Особенности глобальных проблем»; таблица «Глобальные проблемы»; ТСО; таблица «Международные организации и движения»; документы для самостоятельной работы.  

Краткое описание

Обучающая: раскрыть суть глобальных проблем; показать их взаимосвязь, предложить альтернативные решения. 2. Развивающая: развивать умения устанавливать причинно-следственные связи, формировать компетентность по решению проблемы; развивать коммуникативные навыки; систематизировать социальную информацию; развивать навыки работы в группах; рационально решать познавательные и проблемные задания; вести аргументированный спор. 3. Воспитательная: способствовать выработке гражданской позиции учащихся; формировать осознанное отношение к глобальным проблемам человечества, ответственность за будущее планеты Земля.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon globalnye_problemy.doc88.5 КБ

Предварительный просмотр:

                       Глобальные проблемы.

Цель урока: познакомить учащихся с глобальными проблемами и выяснить причины их появления; попытаться создать свои сценарии решения этих проблем.  

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Используемое оборудование: Политическая карта мира; схема « Особенности глобальных проблем»; таблица «Глобальные проблемы»; ТСО; таблица «Международные организации и движения»; документы для самостоятельной работы.  

Используемые ЦОР: 

Краткое описание: 

Обучающая: раскрыть суть глобальных проблем; показать их взаимосвязь, предложить альтернативные решения. 2. Развивающая: развивать умения устанавливать причинно-следственные связи, формировать компетентность по решению проблемы; развивать коммуникативные навыки; систематизировать социальную информацию; развивать навыки работы в группах; рационально решать познавательные и проблемные задания; вести аргументированный спор. 3. Воспитательная: способствовать выработке гражданской позиции учащихся; формировать осознанное отношение к глобальным проблемам человечества, ответственность за будущее планеты Земля.

  ПЛАН  УРОКА (урок рассчитан на 2 часа)

I.  Организационный момент.

II.  Введение в тему. Мотивационная беседа.

III.  Изучение новой темы.

 IV. Закрепление полученных знаний с опорой на конспекты и схемы.

V. Итог урока. Домашнее задание

   

                                   ХОД  УРОКА

I.  Организационный момент.

Проверка готовности класса к уроку. Постановка целей и задач урока.

II   Введение в тему. Мотивационная беседа.

Учитель:  В современных условиях обостряются факторы риска, которые глобально влияют на развитие мировой цивилизации. Этим объясняется актуальность темы сегодняшнего занятия «Целостность и противоречивость современного мира».    Мы сегодня связаны со всем миром теснее, чем когда-либо: хорошо это или плохо?

Какие проблемы ставят под угрозу будущее всего человечества?

Решать общие проблемы можно лишь совместными усилиями: готовы ли правительства и народы к такому международному сотрудничеству?

 Что требуется от каждого из нас? Идея многообразия мира не противоречит идее единства человечества. Люди Земли все глубже осознают себя как единую общность, где каждый связан со многими тысячами нитей.

           «На протяжении нескольких поколений вокруг нас образовались всякого рода экономические и культурные связи, увеличивающиеся в геометрической прогрессии. Теперь кроме хлеба…каждый человек требует ежедневно свою порцию железа, меди и хлопка, свою порцию электричества, нефти и радия, свою порцию открытий, кино и международных новостей. Теперь уже не просто поле…, а вся Земля требуется, чтобы снабжать каждого из нас. Для человека нет будущего… вне его объединения с другими людьми».

                                                                  (французский мыслитель Тейяр де Шарден)

          Менялся характер связей, многое из того, что казалось благом, становилось злом, или большой проблемой. Но главная идея очень точна: человечество не может развиваться, не укрепляя свою общность, не расширяя свои контакты.

          Процесс усиления связей между людьми, организациями, государствами называется – ГЛОБАЛИЗАЦИЕЙ. Она многолика, охватывает многие сферы жизни общества.

          Одна из сторон глобализации – глобальные проблемы, от решения которых зависят дальнейший социальный прогресс, судьбы цивилизации.

 Нам предстоит на основе обществоведческого анализа попытаться осмыслить глобальные проблемы. Сегодня вы должны актуализировать ваши знания из курсов истории, обществознания, химии, физики, биологии, экологии, географии, ОБЖ. В конце урока вам предстоит ответить на проблемный вопрос:

«Неизбежен ли крах человеческой цивилизации из-за глобальных проблем?

III.  Изучение новой темы.

  1. Что такое глобальные проблемы?

Учитель.Вплоть до середины XXвека в политическом языке отсутствовало понятие «глобальные проблемы». Лишь на уровне философских обобщений выдвигались идеи о связи деятельности человека с состоянием биосферы (окружающей его среды, которая поддерживает жизнь на Земле). Так, русский ученый В.И.Вернадский в 1944 г. высказал мысль о том, что деятельность человека приобретает масштабы, сопоставимые с мощью природных сил. Это позволило ему поставить вопрос о перестройке биосферы в ноосферу (сферу деятельности разума).

         Вопросы учащимся:

- Почему вплоть до сер.XXвека в развитии человечества не существовало глобальных проблем?

- Что их породило?

В ходе обсуждения учащиеся делают вывод о причинах появления глобальных проблем, который записывается в тетрадях:

Причины появления глобальных проблем:

- глобализация мира;

- огромные масштабы человеческой деятельности и неспособности человека рационально распорядиться этой силой.

Вопросы учащимся:

-Каковы, на ваш взгляд, особенности глобальных проблем?

Ведется обсуждение, одновременно с этим, учитель рисует схем  «Особенности глобальных проблем» цветными мелками, которую учащиеся заполняют в тетрадях:

 

Затрагивают жизнедеятель-ность всего человечества

Проявляются как объективный фактор развития общества

Настоятельно требуют решения

Предполагают международное сотрудничество

От их решения зависит дальнейшая судьба человеческой цивилизации

Вопросы учащимся:

- Что же такое глобальные проблемы?

 Ведется обсуждение, учащиеся подводятся к выводу, записывая его в тетрадях:

Глобальные проблемы – это совокупность проблем человечества, возникших во 2-й пол.XXв., угрожающих существованию всего человечества.

  1. Классификация глобальных проблем.

Учитель. В современной науке нет устойчивого перечня и единой классификации глобальных проблем.

Вопросы учащимся:

- Какие проблемы вы считаете глобальными?

- Назовите их.

- По каким разновидностям их можно классифицировать?

В ходе беседы выполняется практическая работа по заполнению таблицы «Глобальные проблемы»

 

экологические

экономические

социальные

политические

духовные

«Озоновая дыра», истребление лесов, «Парниковый эффект», Загрязнение окружающей среды: атмосферы, океана, продуктов природы.

Стихийные бедствия: тайфуны, цунами, землетрясения, наводнение, засуха.

Освоение космоса.

 

Продовольствен-ная проблема.

Проблема «Север-Юг».

Проблема пределов

Экономического роста.

Истощение ресурсов.

Экономический глобализм.

Демографиче-ская.

Проблема охраны здоровья (рак, СПИД).

Проблема уровня образования (1млрд

неграмотных).

Этнические,

конфессиональ-ные

конфликты

 

 

Проблема войны и мира, возможность

перерастания

локальных

конфликтов в глобальные, опасность ядерной войны.

Борьба за

влияние в мире (США,

Европа-Азиатско-Тихоокеанский регион).

Различие политических систем (демократия, авторитаризм, тоталитаризм).

Терроризм

Деградация «массовой культуры».

Девальвация моральных

ценностей.

Уход в мир иллюзий (наркомания, алкоголизм).

Рост агрессии.

Проблема ответственности

ученых за последствия своих

открытий.

Просмотр эпизода одной из новостных программ в записи(5минут).

Беседа по вопросам к видеофильму:

- Какие глобальные проблемы были затронуты в сегодняшних новостях?

- Какая из них наиболее актуальна для вас?

Работа с раздаточным материалом по вопросамглобальных проблем (см. Приложение).

Звучит отрывок из музыкальной композиции «Прости, Земля» в исполнении группы «Земляне» (сл. А.Дементьева. муз. В.Добрынина).

Учащиеся делают вывод и записывают его в тетрадях:

1) Глобальные проблемы разнообразны, сложны, противоречивы.

2) Они настолько тесно переплетены и взаимосвязаны друг и другом, уместнее говорить о комплексе проблем.

3.Роль международных организаций и движений в современном мире.

Учащиеся-аналитики выступают с сообщениями о наиболее представительных и авторитетных международных организациях и движениях, пытающихся решить глобальные проблемы с опорой на таблицу «Международные организации и движения», пытающиеся решить глобальные проблемы:

 

Наименование

Структуры

Организация Объединенных Наций

Генеральная Ассамблея, Экономический и социальный совет, Генеральный секретарь ООН, Комиссия по правам человека, Верховный комиссар по делам беженцев и др.

Специализированные учреждения ООН

Международная организация труда (МОТ), ЮНЕСКО, Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Комитет по ликвидации расовой дискриминации, Комитет по правам ребенка и др.

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ-ОБСЕ)

 Верховный комиссар по национальным меньшинствам. Наблюдатели ОБСЕ.

Совет Европы (СЕ)

Европейский суд по правам человека. Комитет министров СЕ.

Европейский союз (ЕС)

Суд европейских сообществ и др.

Содружество Независимых Государств

(СНГ)

Комиссия по правам человека

НАТО

Военная организация

МАГАТЭ (Международное агентство по атомной энергетике)

Научно-техническое сотрудничество

МБРР (Международный банк реконструкции и развития), МВФ ( Международный валютный фонд)

Валютно-финансовая сфера

Международный комитет Красного Креста , движение Гринпис и др.

Международные неправительственные организации

 

Вопросы учащимся:

- Поддерживаете ли вы идею правящей элиты США об американском лидерстве, особой ответственности США за миропорядок и решение международных проблем (т.е.  США - «мировой полицейский»)?

           Организуется дискуссия. Учитель напоминает о культуре ее ведения: «Позвольте мне с вами не согласиться…», «Я считаю…», «Мое мнение отлично от вашего, т.к…», «Вы не правы, т.к..» и т.п.

Учитель обращает внимание на то, что политика США последних лет позволяет усомниться в способности правящих кругов адекватно воспринимать новые реальности мирового развития.

- Как вы относитесь к тезису американского ученого Пола Кеннеди о равной ответственности между современными обществами в решении глобальных проблем? Аргументируйте свой ответ.

          Организуется дискуссия по вопросам:

- Какова роль России в становлении нового миропорядка, в решении проблем современного мира?

- Вспомните последние российские инициативы.

           Учащиеся приходят к выводу и записывают его в тетрадь:

Лидерство одной державы не может обеспечить стабильный миропорядок в решении глобальных проблем. Необходимо комплексное взаимодействие всего мирового сообщества. Огромную роль в этом играют международные организации и движения.

4.Поможем решить планете глобальные проблемы.

Используется техника аквариума.

           Класс делится на 6 групп: с 1-5- рабочие группы, специализирующиеся на одной из 5 глобальных проблем, 6-я группа – аналитики (будут оценивать предложения групп).

Задания для рабочих групп:

Продумайте и сформулируйте пути решения одной из глобальных проблем.

           Группам дается 10 минут для обсуждения интересующей их проблемы и определения общей точки зрения, которую  выскажут представители каждой группы. Они должны отстаивать позицию своей группы.

Идет обсуждение «проектов», оценка аналитиков, резюме учителя.

         В результате намечаются наиболее рациональные и эффективные пути решения глобальных проблем.

 Учитель.Возможно, не будут найдены ответы на все вопросы, но важен сам факт постановки проблемы.

Учащиеся приходят к мысли об ответственности за судьбы мировой цивилизации не только лидеров государств, но и рядовых граждан. Их задача, как минимум, не нанести вреда хрупкому и уязвимому миру.

             Учитель.Теория В.И.Вернадского о ноосфере могла представляться утопией в 1944г., но сегодня воплощение ее в жизнь становится реальной инициативой гибельному варианту развития событий. Именно эта теория лежит в основе концепции устойчивого развития. Она была принята международным сообществом на конференции в Рио-де-Жанейро в 1994г. Ее суть: безудержный рост стандартов потребления губителен для общества и природы; научно-техническая и технологическая революции должны направить усилия на разработку «щадящих» технологий в интересах выживания, сохранения природной среды существования человека.

Вопросы учащимся:

- Каким образом человечество должно прийти к осознанию этих идей?

 Учитель предлагает идею А.Тойнби о духовном возрождении (через религию), которая является основой для дискуссии учащихся.

Вывод,который записывается в тетрадь:

1) Только через изменение ценностных установок возможно сохранение цивилизации.

2) Будущее человека зависит от того, насколько быстро и полно будут осознаны и приведены в действие главные факторы устойчивого развития

 

 

  5. Альтернативные сценарии будущего

Учитель представляет учащимся различные прогнозы развития мирового сообщества, которые являются основой для организации дискуссии.

Глобальный прогноз– это прогноз развития человечества в свете существующих глобальных проблем. Глобальные прогнозы разрабатываются в трех направлениях:

  • Пессимистический прогноз– предсказывает в недалеком будущем глобальный ресурсный, экологический, продовольственный кризис и предлагающий выход, состоящий в сокращении населения и производства (английский ученый Томас Мальтус).
  • Оптимистический прогноз –считается, что: недра Земли, Мировой океан и Космос содержат множество еще не освоенных сырьевых и энергетических ресурсов; демографический взрыв не вечен; сокращение военных расходов и установление мира на Земле станут жизненной необходимостью, а значит, откроется путь к устойчивому экономическому процветанию; станет возможным социальный и научно-технический прогресс человечества (немецкий ученый Фриц Бааде).
  • Нейтральный прогноз –невозможно с определенностью сказать, приведут ли глобальные тенденции к ужасным катастрофам или будут предотвращены удивительными достижениями человеческой приспособляемости. (американский ученый Пол Кеннеди).

Вопрос учащимся:

- Представьте ваш сценарий будущего человечества.

Вывод, который записывается в тетрадь:

Существует много вариантов развития мировой цивилизации, но реализуются они в рамках веера возможных альтернатив.

 IV.Закрепление полученных знаний с опорой на конспекты и схемы.

Коллективное обсуждение в форме дискуссии проблемы, поставленной в начале урока: « Крах человечества из-за глобальных проблем неизбежен?»

Итоговый вывод по результатам дискуссии делают сами учащиеся:

 Многообразие и темпы глобальных проблем огромны и угрожающи. Однако умные люди в состоянии многое успеть предпринять для замедления их воздействия и даже исправления ситуации в целом, иначе человечеству останется винить лишь себя за все последующие проблемы. Апокалипсис или золотой век? Выбор за нами.

Учащиеся фиксируют вывод в тетрадях. Возможен свой вывод, записанный рядом.

 V.    Итог урока.  Домашнее задание

Объяснение домашнего задания:

  • §39 учебника
  • Знать конспект
  • Творческая работа по одной из проблем (эссе, реферат, презентация  в формате PowerPoint) в качестве дифференцированного задания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

ЗАДАНИЕ:  №1.

         К настоящему времени в арсеналах ядерных держав накоплено 50 тыс. ядерных боеприпасов общей мощностью 13 тыс. мегатонн. По оценкам Всемирной организации здравоохранения, при глобальном ядерном конфликте погибнет 2 млрд. человек. 20-25% оставшихся в живых скончаются от эпидемий, радиации, массовых генетических болезней. Остаткам человечества выжить, по всей видимости, не удастся. «Ядерная зима», разрушение озонового слоя и другие экологические изменения  сделают невозможным существование высших форм жизни на Земле. Перспективы применения химического и бактериологического оружия дополняют эту картину. Достаточно сказать, что в мире имеется около 150 тонн боевых отравляющих веществ. Этого вполне достаточно, чтобы несколько раз уничтожить человечество.

         - Насколько реальна угроза этой чудовищной войны?

ЗАДАНИЕ № 2

         Воздействие человека на биосферу постоянно растет. Ежегодно из недр планеты извлекается более 100 млрд. тонн различных веществ, из которых 98,5% превращаются в отходы. В атмосферу выбрасывается ежегодно 20 млрд тонн окиси углерода, двуокиси серы, 250 млн тонн пыли и др. В воды Мирового океана ежегодно выбрасывается 6-10 млн тонн сырой нефти и нефтепродуктов, 17,4 млн тонн твердых веществ. Картину усугубляют кислотные дожди, вызванные высоким содержанием серы и азота в атмосфере.

         В 102 городах СНГ с населением 50 млн человек концентрация вредных для здоровья веществ превышает допустимые медицинские нормы в 10 и более раз.

         Перспективы глобальной экологической катастрофы перестают быть абстракцией. Уже сегодня 70% человеческих болезней связано с загрязнением природной среды. По этой причине 20% флоры и фауны Земли находятся в стадии вымирания. «Парниковый эффект» в ближайшее десятилетие повысит температуру нижних слоев атмосферы на 5-6 градусов, что приведет к неблагоприятному изменению климата на Земле.

         Исследователь экологических проблем Б.Коммонер вывел следующие законы экологии:

  • все связано со всем;
  • все должно куда-то деваться;
  • природа «знает» лучше;
  • ничто не дается даром.

- Попытайтесь разъяснить и конкретизировать эти положения.

ЗАДАНИЕ № 3.

         На рубеже «до н.э. – н.э.» население Земли составляло около 234 млн человек. К 1800 г. – 1 млрд. человек, к 1990 г.- 5,5 млрд. человек.

         Ежеминутно рождается около 200 человек, а умирает -100-120 человек. Предельно возможное количество людей для Земли -14 млрд. человек.

         Другая сторона этой проблемы: средняя продолжительность жизни – самая высокая в Японии (мужчины -89 лет, женщины – 91 год), самая низкая – в Африке (мужчины – 30 лет, женщины – 35 лет). Россия занимает 78 место по продолжительности жизни (мужчины – 56 лет, женщины – 72 года).

- Какие экономические проблемы влекут за собой социальные?

ЗАДАНИЕ № 4.

         По международным опросам, обеспокоены негативным влиянием ухудшающейся экологической ситуации на здоровье людей 89% россиян, 67% граждан США, 51% канадцев, 27% норвежцев, 21% финнов, 14% датчан.

- Проанализируйте эти данные.Чем, по вашему мнению, объясняется столь значительный разброс мнений? Значит ли это, что бремя решения этих проблем должно быть возложено в первую очередь на те страны, где число граждан, обеспокоенных состоянием экологии, особенно велико?

ЗАДАНИЕ № 5.

         Выступая на научной конференции, ученый-эколог заявил: «Пора осознать, что человечество идет к своему концу. У нас нет сил и возможностей спасти себя. Мы обречены».

         - Согласны ли вы с этим мнением? Ответ поясните. 


http://www.openclass.ru/themes/theme011/images/line00.gif

»  Тэги к этому документу: 

http://www.openclass.ru/themes/theme011/images/line00.gif

»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка:" К проблеме артистизма в деятельности учителя музыки на пути к ФГОС".

          Данная методическая тема  разработана в помощь учителю музыки   как напоминание о том , что его артистический талант на уроках приведёт прежде всего...

Методическая разработка по проблеме чтения для 5-6 класса

В данной работе представлены конспект урока по повести Е.Ильиной "Четвертая высота", презентация, детские работы (презентация, стихотворение, эссе). К сожалению, не вошли по объему эпизоды из фильма....

Методическая разработка урока: "Проблемы окружающей среды"

Цели:познавательный аспект – продолжение знакомства с проблемами окружающей среды;развивающий аспект – развитие способности к выявлению причинно-следственных связей;воспитательный аспект – формировани...

Методическая разработка по проблеме ЗОЖ

Методическая разработка "Игра "Здоровый образ жизни"...

Методическая разработка урока "Проблема познаваемости мира"

Данный урок рассчитан для обучающихся 10 профильного социально-гуманитарного класса и является первым уроком в разделе « Сознание и познание». На протяжении всего урока осуществляется активное в...

Методическая разработка по проблеме подготовки к ЕГЭ по французскому языку на примере занятия для учащихся 10 – 11 классов

Психологический аспект подготовки выпускников к сдаче ЕГЭ и ГИА имеет немаловажное значение. Подчас, выпускник, неплохо владеющий материалом, в условиях стресса не может правильно его подать, найти ед...

разработка урока - проблемы Байкала

разработка урока - проблемы Байкала...