Разработка урока "Глобальные проблемы" для 8 класса
методическая разработка по обществознанию (8 класс) по теме

Черепанова Ирина Анатольевна

Материал урока расчитан на учеников 8 класса, предмет обществознание, по программе А.Ф.Никитина, тема "Глобальные проблемы человечества". Данную тему я предлагаю рассмотреть с учащими, используя технологию создания мини-проекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon globalnye_problemy.doc42 КБ
Office presentation icon globalnye_problemy.ppt1.81 МБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Обществознание

Тема: Глобальные проблемы человечества

Для 8 класса

Цели урока:

Образовательные:        

1. Сформировать представление учащихся о глобальных проблемах.

2. Познакомить учеников с глобальными проблемами современности.

3.  Сформировать представление о принципах решения глобальных проблем.

 Развивающие: 

1. Развивать умение аргументировано доказывать свою точку зрения.

2.Развивать аналитические и логические виды мышления.

3. В игровой форме развивать активную жизненную позицию по поводу решения глобальных проблем на уровне семьи, города.

Воспитательные:        

1.Привить бережное отношение экологической чистоте дома, города, страны, земного шара.

2. Воспитывать гражданина с активной жизненной позицией.

Прогнозируемые учебные результаты:

- после занятия учащиеся смогут называть глобальные проблемы человечества, приводить примеры

- после занятия учащийся смогут анализировать информацию СМИ с точки зрения глобальных  проблем;

- смогут выразить свое отношение к проблемам человечества, оценить степень важности данного вопроса;

- смогут высказать свои предположения на пути решения проблем человечества.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: карточки с примерами, газетные публикации, бумага (для проекта), маркеры, парты расставлены для работы в группах, инструкция для работы в группе.

                                                                      ХОД УРОКА

                                                                      Эпиграф: «Прогресс – отец проблем»  Честертон

1. Учитель сообщает тему занятия, цель урока.

Цель занятия: познакомиться с понятием глобальные проблемы, определить виды проблем, создать проект информационного листа, в котором будут указаны ваши предложения   в решении данных проблем  (план на доске или слайде)

Учитель: Сегодня ученые разных областей: социологи, историки, биологи, географы, рассуждая о будущем человечества, дают 2 вида прогноза - пессимистический и оптимистический.

Суть пессимистического подхода заключается в том, что: в середине XXI века полностью истощатся природные ресурсы Земли, в результате наступят кризисы: ресурсный, экологический, продовольственный, загрязнение окружающей среды достигнет катастрофического уровня, словом наступит «конец света», население планеты начнет вымирать.

 

В оптимистической оценке будущего нашей планеты ученые предупреждают о серьёзных кризисах и проблемах, но в, то, же время исходят из того, что недра Земли и Мирового океана таят в себе еще много неоткрытых богатств и на смену традиционным придут новые ресурсы, НТР поможет улучшить экологическое равновесие между обществом и природой.

Как вы видите и та и другая группа ученых, рассматривая наше будущее, говорят о проблемах стоящих перед человечеством. С середины XX века эти проблемы получили название Глобальные.

3. Попытайтесь дать самостоятельно определение, используя понятия, вывешенные на доске.

На доске или экране написаны слова: ЧЕЛОВЕЧЕСТВО, ПЛАНЕТА, ЗЕМЛЯ, ВСЕ, ВМЕСТЕ, РЕШАТЬ, ДОЛЖНЫ.

Дети предлагают свои варианты ответов. Учитель систематизирует.

(от фр. global – всеобщий, от лат. globus – “шар”).

Глобальные проблемы - это проблемы планетарного масштаба, угрожают гибелью человечеству, требуют коллективных усилий мирового сообщества

Причины появления глобальных проблем. Кто виноват?

огромные масштабы человеческой деятельности и неспособность человека рационально распорядиться этой могучей силой.

Виноват сам человек, значит исправить ситуацию, решить проблемы должен он сам.

4. У вас на рабочем столе лежат иллюстрации. (предлагается иллюстративный ряд состоящий из 6 иллюстраций). Какие проблемы вы считаете глобальными? Назовите их. Звучат ответы детей.

Сегодня существует большое количество разных классификаций глобальных проблем, изучение, глубокий анализ этих проблем вы будете делать в старших классах.

Мы с вами остановимся на трех проблемах: экологической, политической, духовной

 Вам предстоит задача узнать, какие решения проблем предлагают представители мирового сообщества и попытаться предложить свои решения на уровне класса, ваших семей, города.

Современное общество ученые называют постиндустриальным. Главная  ценность этого общества – информация, знания.

Ваша задача создать информационный лист «Это должен знать каждый»,  для ребят школы в котором будет отражена следующая информация:

Для этого я предлагаю вам выступить в роли аналитика – человека, который работает с материалами и выбирает три предложения мирового сообщества;

Роль художника – ребята, которые, используя наглядный материал, фломастеры, карандаши создают зрительную картину развития человечества.

Роль практика – ребята предлагают свои три варианта решения проблем

Идет работа в группах.

Внешняя картина

Будущего человечества

Решения группы

Решения мирового сообщества

Защита проекта.

Ученикам предлагается, оценить какой проект – Информационный лист имеет наиболее реалистичные предложения по решению проблем. Чьи предложения не реальны.

Оценка работы группы в целом и каждого в отдельности.

Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с таким важным аспектом современного мирового развития, как глобальные проблемы. Мы выясним, почему появились глобальные проблемы, и даже предложили свои решения проблем.

Подведение итогов, формулирование выводов.

Чтобы пессимистический прогноз ученых не стал реальным фактом, мы должны начать работу уже сейчас. Главное в решении глобальных проблем современности – это не опускать руки. Нужно не терять надежды, что решение все-таки существует, в чем мы с вами могли убедиться сегодня – ведь никому не придет в голову хранить старый ржавый гвоздь, а ведь из него можно сделать столько полезных вещей. Не менее важным является и то, что вы вообще задумались над этой проблемой, что само по себе уже является первым шагом на пути ее решения.

Притча с Раби Зуси «Который хотел изменить мир. Но мир такой большой, а он маленький. Хотел изменить город, но город большой, а он маленький, тогда решил изменить семью, в которой он живет, но семья большая, а он один. Задумался Раби Зуси и решил изменить себя, свои поступки, отношения. И о чудо, изменился Раби и изменилась его семья, семья Раби стала примером для жителей города. И город со временем стал хорошеть и изменяться. И понял Раби Зуси простую вещь, хочешь изменить мир, начни с себя»

Рефлексия урока. Напишите «Что я узнал на уроке», «Чему я научился сегодня»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка для 7 класса "Аукцион оценок по физике"

Данная методическая разработка предназначена для использования на уроках физики в 7 классе при изучении тем: «Механическое движение», «Скорость, путь и время движения», «Инерция»....

Элементы комбинаторики. Поурочные разработки. Алгебра 9 класс

Работа содержит все, что необходимо для подготовки к урокам: подробные поурочные планы, примеры, задачи с разбором решения, разноуровневые проверочные работы....

Элементы комбинаторики. Поурочные разработки. Алгебра 9 класс

Работа содержит все, что необходимо для подготовки к урокам: подробные поурочные планы, примеры, задачи с разбором решения, разноуровневые проверочные работы....

Методическая разработка урока "7 класс Вложенные циклы"

Рассматриваемая тема расширяет базовый курс по информатике для средней школы и отнесена к теме Программировние. Теоретический материал темы раскрывается в ходе выполнения учащимися цикла практических ...

Разработка урока 7 класс "Северный Ледовитый океан"

Разработка урока по теме "Северный Ледовитый океан" для учащихся 7 классов. Урок построен по технологии личностно-ориентированного обучения.Тип урока:  урок новых знаний.Цель урока: выделить особ...

Методическая разработка урока - мастер - класса по английскому языку в 9 классе "Международные организации по защите прав человека"

Урок английского языка разработан к УМК Афанасьевой О.В., Михеевой И.В. для 9 класса. В ходе урока учителем решались следующие цели:Учебный аспект:...

Методическая разработка (физика, 8 класс) по теме: Урок – соревнование «Изменение агрегатных состояний вещества» 8 класс (2 часа)

Тип урока: урок – соревнование, обобщение полученных знаний. Пояснительная записка:1.     Класс делится на 7-8 творческих групп по 3 человека в каждой.2....