Рабочая программа по обществознанию 6класс
рабочая программа (обществознание , 6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).
Материалы для рабочей программы разработаны на основе программы к учебнику Боголюбова Л.Н. Обществознание. 6-9 класс (Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова), соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации
Обществознание: программы общеобразовательных учреждений. 6-11 классы. – М.: Просвещение, 2010.
Учебник: Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова. Обществознание. 6 класс. – М: Просвещение, 2009.
Учебник соответствует рабочей программе по обществознанию в 6 классе.
Изучение обществознания (включая экономику и право) на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10-15 лет), ее познавательных интересов, развитие нравственной и правовой культуры, способности к самоопределению и самореализации;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; о способах регулирования общественных отношений;
- овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста;
- формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; в межличностных отношениях; самостоятельной познавательной деятельности;
В результате изучения обществознания ученик должен
знать/понимать Способы взаимодействия человека с другими людьми; содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;
уметь
- описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
- сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
- приводить примеры социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
- оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм,
- решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
- осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных источников);
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
- нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- первичного анализа и использования социальной информации;
- сознательного неприятия антиобщественного поведения.
Учебно-тематический план
Рабочая программа составлена с учетом изучения права в объеме 1час в неделю (34 часа).
№ п\п | Название раздела | Кол-во часов |
1 | Вводный урок | 1 час |
2 | Тема I. Человек | 8 часов |
3 | Тема 2. Семья | 4 часов |
4 | Тема 3. Школа | 4 часов |
5 | Тема 4. Труд | 4 часа |
6. | Повторительно-обобщающий урок по темам 2-4 | 1 час |
7. | Тема 5. Родина | 7 часов |
8 | Тема 6. Добродетели | 4 часа |
9. | Контрольно-проверочный урок | 1 час |
Итого | 34 часа |
Содержание программы
ВВЕДЕНИЕ В ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
6 класс (34 ч)
Вводный урок (1 час)
Тема 1. Человек (8 ч) Цели и ценность человеческой жизни. Биологическое и социальное в человеке. Мышление и речь. Отличие человека от животных. Наследственность. Личность как совокупность важнейших человеческих качеств. Индивидуальность человека. Качества сильной личности. Отрочество — особая пора жизни. Особенности подросткового возраста. Размышления подростка о будущем. Самостоятельность — показатель взрослости. Познание мира. Познание самого себя (самопознание). Самосознание и самооценка. Способности человека. Деятельность человека, ее основные формы (труд, игра, учение). Особенности игры как одной из основных форм деятельности людей в детстве. Связь между деятельностью и формированием личности. Знания и умения как условие успешной деятельности. Потребности человека — биологические, социальные, духовные. Индивидуальный характер потребностей. Духовный мир человека. Мысли и чувства
Тема 2. Семья (4 ч)
Семья как малая группа. Семья под защитой государства. Семейный кодекс. Права ребенка. Виды семей. Неполная семья. Отношения между поколениями. Семейное хозяйство. Заботы членов семьи. Распределение обязанностей. Обязанности подростка. Рациональное ведение хозяйства Свободное время. Занятия физкультурой и спортом. Телевизор и компьютер. Увлечения человека. Значимость здорового образа жизни.
Тема 3. Школа (4 ч) Значение образования в жизни общества. Ступени школьного образования. Система образования в нашей стране. Подросток в школе. Урочная и внеурочная деятельность. Учеба — основной труд школьника. Умение учиться. Отношения младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Проблемы общения. Дружба. Дружный класс.
Тема 4. Труд (4 ч) Труд — основа жизни. Содержание и сложность труда. Результаты труда. Заработная плата. Труд — условие благополучия человека. Благотворительность и меценатство. Труд и творчество. Ремесло. Признаки мастерства. Творческий труд. Творчество в искусстве. На пути к жизненному успеху. Привычка к труду. Проблема выбора профессии. Важность взаимопонимания и взаимопомощи.
Повторительно –обобщающий урок по темам 2-4 (1 час)
Тема 5. Родина (7 ч) Наша родина — Россия, Российская Федерация. Субъекты Федерации. Многонациональное государство. Русский язык — государственный. Любовь к Родине. Черты патриота. Государственные символы России. Герб, флаг, гимн, государственные праздники. История государственных символов. Москва — столица России. Гражданин — Отечества достойный сын. Права граждан России. Обязанности граждан. Гражданственность. Россия — федеративное государство. Национальность человека. Народы России — одна семья. Многонациональная культура России. Межнациональные отношения.
Тема 6. Добродетели (4 ч) Человек славен добрыми делами. Доброе — значит хорошее. Мораль. Золотое правило морали. Учимся делать добро. Быть смелым. Страх — защитная реакция человека. Преодоление страха. Смелость и отвага. Противодействие злу. Человечность. Гуманизм — уважение и любовь к людям. Внимание к тем, кто нуждается в поддержке.
Контрольно-проверочный урок
Используемый учебно-методический комплект:
Учебник:
Обществознание. 6 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений / [Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Н.Ф. Виноградова и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – М.: Просвещение. 2009.
Календарно-тематическое планирование к рабочей программе по обществознанию в 6 классе
№ п/п | Раздел, тема урока | Кол-во уроков | Тип урока | Форма контроля | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки учащихся | Материал учебника | ||
Инф сопр. | Дата проведения | ||||||||
1. | Что изучает предмет «Обществознание» | 1 | Вводный урок | Проверка знаний термин. | Краткая характеристика изучаемого курса. Структура учебника. Как работать с понятиями. | Уметь работать с текстом, анализировать информацию, работать в группах. | Стр 5-8 | ||
Тема 1. Человек (8 часов) | |||||||||
2-3 | Человек родился | 2 | Урок изучения нового материала | Устный ответ | Цели и ценность человеческой жизни. Биологическое и социальное в человеке. Мышление и речь. Отличие человека от животных. Наследственность Инстинкты. Индивидуальность человека. | Знать определение понятий: инстинкт, наследственность, индивидуальность. Уметь: Объяснять, в чём состоит ценность человеческой жизни; какие свойства человека относят к биологическим; называть основные отличия человека от животного; называть ценности человеческой жизни, определять жизненные цели человека | §1 тетрадь | медиаресурсы | |
4. | Человек - Личность | 1 | Урок изучения нового материала | Работа с дополн текстом, устн. ответ | Личность как совокупность важнейших человеческих качеств. Индивидуальность человека. Человек развивается среди людей. Качества сильной личности. | Знать определение понятий: личность, индивидуальность. Уметь: называть черты волевой личности; характеризовать человека как социальное существо; объяснять, почему человек развивается в обществе. | §2 тетрадь | диск | |
5. | Особый возраст: отрочество | 1 | Урок изучения нового материала | работа с текстом учебника, беседа | Отрочество — особая пора жизни. Размышления подростка о будущем. Самостоятельность — показатель взрослости. Размышления подростка о будущем. Самостоятельность – показатель взрослости. | Знать понятия подросток, отрочество. Уметь: Объяснять, почему подростковый возраст называют переходным; называть особенности подросткового возраста. | §3 тетрадь | ||
6. | Познание самого себя (самопознание). | 1 | Комбинированный урок | Устн. Ответ, кроссворд | Познание мира. Познание самого себя (самопознание). Самосознание и самооценка. Способности человека. | Знать определение понятий: познание, самопознание, способности. Уметь объяснять сущность процесса самопознания; Объяснять, как влияет самооценка на поведение человека, в чем уникальность способностей человека | §4 тетрадь | медиаресурсы | |
7. | Человек и его деятельность. | 1 | Комбинированный урок | урок беседа | Деятельность человека, ее основные формы (труд, игра, учение). Особенности игры как одной из основных форм деятельности людей в детстве. Связь между деятельностью и формированием личности. Знания и умения как условие успешной деятельности. | называть формы деятельности человека; раскрывать особенности и значение игры; показывать связь между деятельностью и развитием человека; Объяснять роль знаний и умений в совершенствовании деятельности человека, влияние на развитие общества. | §5 тетрадь | . | |
8. | Что человек чувствует, о чем размышляет. | 1 | Урок изучения нового материала | урок – рассказ с элементами беседы | Потребности человека: биологические, социальные, духовные. Индивидуальный характер потребностей. Мысли и чувства. | Знать понятия: потребности. объяснять роль потребностей в жизни человека; называть виды потребностей. Объяснять, что составляет духовный мир человека, как проявляется уникальность человека; объяснять, чем чувства отличаются от эмоций; | §6 тетрадь | ||
9. | Обобщающий урок по разделу «Человек -личность». | 1 | Урок обобщения | урок-беседа | Основное содержание раздела | Закрепление и углубление знаний, умений, навыков, полученных при изучении раздела. | |||
2. Семья. ( 4 часа) | |||||||||
10-11 | Семья –ячейка общества. | 2 | Урок изучения нового материала, комбинированный урок | урок-рассказ с элементами беседы | Семья под защитой государства. Семейный кодекс. Права ребенка. Виды семей. Неполная семья. Отношения между поколениями. | Знать понятия: семья, нуклеарная семья, брак; Называть функции брака и семьи; объяснять роль семьи в развитии общества. Уметь: объяснять смысл брака как социального института; сравнивать различные виды семей и взаимоотношения в семье | §7 тетрадь | презентация | |
12 | Семейное хозяйство. | 1 | Комбинированный урок | Урок – беседа | Заботы членов семьи. Распределение обязанностей. Обязанности подростка. Рациональное ведение хозяйства. | Называть обязанности членов семьи, объяснять значение распределения обязанностей в семье; Анализировать собственные обязанности в семье, приводить примеры рационального ведения хозяйства | §8 тетрадь | ||
13 | Делу время, потехе – час. | 1 | Комбинированный урок | Работа в группах | Занятия физкультурой и спортом. Телевизор и компьютер. Увлечения человека. Значимость здорового образа жизни. | Приводить примеры организации свободного времени, знать основы здорового образа жизни, режима дня Использовать при работе по теме понятия ЗОЖ, режим, привычка, увлечение, хобби, | §9 тетрадь | диск | |
Тема 3. Школа (4 часа). | |||||||||
14-15 | Профессия - ученик. Значение образования в жизни человека | 2 | Урок изучения нового материала, комбинированный урок | Устный ответ, кроссворд | Ступени школьного образования. Система образования в нашей стране. Подросток в школе. Урочная и внеурочная деятельность. Учеба — основной труд школьника. Умение учиться | Объяснять понятия: система образования, урок, образовательное учреждение, самообразование, право на образование; Объяснять, в чем проявляется умение учиться, анализировать собственные навыки обучения, Объяснять значение образования для человека и общества. Называть возможности для повышения уровня образования в нашей стране | § 10 тетрадь | . | |
16- 17 | Одноклассники, сверстники, друзья | 2 | Комбинированный урок | Проверка знаний терминов | Отношения младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Проблемы общения. Дружба. Дружный класс.
| Знать определение понятия общение, межличностные отношения, взаимодействие. называть цели общения, особенности общения со сверстниками, старшими и младшими; объяснять значение общения в жизни людей; оценивать умение общаться. Уметь объяснять значение межличностных отношений в жизни людей; роль чувств; называть группы, к которым можно себя отнести. | §11 тетрадь Практикум | . | |
Тема 4. Труд (4 часа) | |||||||||
18-19 | Труд — основа жизни. | 2 | комбинированный урок | Устный ответ, проверка знаний терминов | Содержание и сложность труда. Результаты труда. Заработная плата. Труд — условие благополучия человека. Благотворительность и меценатство. | Знать понятия: заработная плата, труд, меценат, благотворительность Объяснять значение труда для человека и общества, приводить примеры благотворительности из истории и современности. | §12 тетрадь | медиаресурсы | |
20 | Труд и творчество. | 1 | комбинированный урок | Устный ответ кроссворд | Ремесло. Признаки мастерства. Творческий труд. Творчество в искусстве. | Различать понятия: ремесло, профессия, творчество, искусство. Называть признаки мастерства, приводить примеры мастерства. | §13 тетрадь | ||
21 | На пути к жизненному успеху. | 1 | Комбинированный урок | тест | Привычка к труду. Проблема выбора профессии. Важность взаимопонимания и взаимопомощи. | Объяснять понятие профессия, профессионал. Называть профессии, - редкие и распространенные в современном обществе. Называть составляющие факторы профессионального и личного успеха. | §14 тетрадь | ||
22 | Семья и школа | 1 | обобщающий урок по темам 2-4 | Урок - практикум (работа в группах) | Творческая работа по темам – проект, стенгазета, презентация с использованием основных положений тем 2-4 | диск | |||
Тема 5. Родина (7 ч) | |||||||||
23 -24 | Что значит быть патриотом | 2 | Урок изучения нового материала, практикум | Тест викторина | Наша родина – Россия, Российская Федерация. Субъекты Федерации. Русский язык – государственный. Любовь к Родине. Черты патриота. | Объяснять понятия федерация, субъект федерации, многонациональное государство. Уметь:диск называть признаки государства, основы конституционного строя РФ, виды субъектов РФ; признаки многонационального государства; работать с документами | §15 тетрадь | ||
25. | Символика России. | 1 | Урок изучения нового материала | Устный ответ | Символика РФ. Герб, флаг, гимн, государственные праздники. История государственных символов. Москва — столица России | Знать понятия символ, символы государственные, столица, государственный флаг, гимн, герб, знать символику РФ, значение триколора Уметь объяснять значение государственной символики; рассматривать исторические основы символики государства. | §16 тетрадь | ||
26. | Гражданин — Отечества достойный сын. | 1 | Урок изучения нового материала, | урок - практикум | Гражданин Права граждан России. Обязанности граждан. Гражданственность. | Знать определение понятия: гражданин, права граждан, обязанности граждан. Уметь:называть основные права и обязанности граждан; сравнивать права человека и права гражданина объяснять, как граждане могут принимать участие в управлении делами государства. Работать с текстом Конституции РФ | §17 тетрадь | диск | . |
27 -28 | Мы – многонациональный народ. Учимся уважать людей любой национальности | 2 | Урок – изучение нового материала. | Работа с текстом учебника и документами (Конституция РФ) | Многонациональное государство. Национальность человека. Народы России — одна семья. Многонациональная культура России. Межнациональные отношения. | называть виды субъектов РФ; признаки многонационального государства; называть народы, проживающие на территории нашей страны, на территории субъекта федерации. работать с документами – статистическими, графическими источниками. Работать с текстом Конституции РФ | §18 тетрадь Стр 188 | . | |
29 | Обобщающий урок по теме «Наша Родина - Россия.». | 1 | Урок обобщения | групповая работа | Основное содержание раздела | Закрепление и углубление знаний, умений, навыков, полученных при изучении раздела. | |||
Тема 6. Добродетели. (4 часа) | |||||||||
30 | Человек славен добрыми делами. | 1 | Комбинированный урок | Устн. Ответ, проверка знаний терминов | Доброе — значит хорошее. Мораль. Золотое правило морали. Учимся делать добро. | Различать понятия нравственность, добро, зло. Сравнивать нормы морали и нормы закона. Объяснять смысл «золотого правила нравственности». Приводить примеры добрых и злых поступков, анализировать поведение с точки зрения норм морали. | §19 тетрадь | ||
31 | Будь смелым. | 1 | Комбинированный урок | Устн. ответ | Страх — защитная реакция человека. Преодоление страха. Смелость и отвага. Противодействие злу. | Знать и использовать в рассказе понятия страх, смелость, отвага. Отличать отвагу и безрассудство, риск. Приводить примеры отважных поступков в военное время и в гражданской жизни. Анализировать материалы СМИ. | §20, тетрадь | ||
32 | Что такое человечность | 1 | Комбинированный урок | Устн. ответ | Гуманизм. Человечность Внимание к тем, кто нуждается в поддержке. | Знать понятия гуманизм, толерантность, приводить примеры проявления гуманизма в повседневной жизни. Называть моральные ценности и нормы, их значение в жизни общества. | §21, тетрадь | ||
33 | Добродетели человека | 1 | Повторительно-обобщающий | Урок – практикум работа с материалами СМИ, | Называть основные понятия, связанные с добродетельностью человека. Объяснять значение таких качеств как для человека, так и для окружающих, для общества в целом. Анализировать материалы СМИ, приводить примеры проявления добродетели в поступках человека. | ||||
34 | Итоговая контрольная работа. | 1 | Урок контроля | Основные понятия, представления по материалу курса. | Итоговый контроль. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по СБО 6класс школы 8вида
Предлагаю для ознакомления рабочую программу по СБО 6 класс школы 8 вида. Данная рабочая программа соответствует используемой в школах 8 вида Программы специалных (коррекционных) школ 8 вида: 5 - 9 кл...
рабочая программа по географии 6класс
Рабочая программа по географии для 6 класса к учебнику Дронов В. П. , Савельева Л. Е. География . Землеведение. 6 класс – М., Дрофа, 2008 35 часов – 1 час в неделю федеральный компонент 35 часов...
Рабочая программа основной школы (6классы) на 2012-2013гг.на 3 часа
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещен...
Рабочая программа по литературе 6класс по Т.Ф.Курдюмовой
Рабочая программа с контрольно- измерительным материалом на весь учебный год 6 класс....
Рабочая программа по ИЗО, 6класс
Рабочая программа по изобразительному искусству разработана в соответствии с примерной программой основного общего образования по изобразительному искусству, с учётом требований федерально...
Рабочая программа по информатике 6класс
Рабочая программа по информатике 6класс по учебнику Л. Босовой....
Рабочая программа по английскому 6класс
Рабочая программа составлена на основе авторской программы по английскому языку В. П. Кузовлева Н. М. Лапы, Э. Ш. Перегудовой "Английский язык. Рабочие программы" М. Просвещение 2012г....