Рабочая программа по обществознанию. (К учебнику Л. Боголюбова, 10 класс, профильный уровень)
рабочая программа по обществознанию (10 класс) по теме
Рабочая программа и тематическое планирование по обществознанию в 10 классе, профильный уровень.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_obshchestvoznaniyu.doc | 123.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
п. Солидарность
Рабочая программа учебного курса
по обществознанию
для 10 класса
(профильный уровень)
на 2011-2012 учебный год
Рассмотрено на заседании
педагогического совета школы
протокол № _______
от _______________ 2011 года.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Изучение обществознания в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:
- рразвитие личности в период ранней юности, ее духовной культуры, социального мышления, познавательного интереса к изучению социально-гуманитарных дисциплин; критического мышления, позволяющего объективно воспринимать социальную информацию и уверенно ориентироваться в ее потоке;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданственности, социальной ответственности; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, положенным в основу Конституции Российской Федерации;
- освоение системы знаний, составляющих основы философии, социологии, политологии, социальной психологии, необходимых для эффективного взаимодействия с социальной средой и успешного получения последующего профессионального образования и самообразования;
- овладение умениями получения и осмысления социальной информации, систематизации полученных данных; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности в характерных социальных ролях;
- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; в сферах: гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми разных национальностей и вероисповеданий, познавательной, коммуникативной, семейно-бытовой деятельности.
Рабочая программа по курсу «Обществознание» предназначена для обучающихся 10 класса социально-гуманитарного профиля общеобразовательной школы. Составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования (профильный уровень), примерной программы среднего (полного) общего образования по обществознанию (профильный уровень) и авторской программы Л.Н, Боголюбова (Обществознание. Программы общеобразовательных учреждений. 6-11 классы. Л.Н. Боголюбов, Н.И, Городецкая и др. – М.: Просвещение, 2010).
Содержание среднего (полного) обществоведческого образования на профильном уровне представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты.
Профильность курса отражается в представлении в нем основ важнейших социальных наук: философии, социологии, политологии, социальной психологии. Программа учитывает, что в профильных классах как самостоятельные курсы изучаются экономика и право. Успешное освоение содержания обществознания требует межпредметного взаимодействия с этими курсами.
Помимо знаний, содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей но отношению к обществу и другим людям; система гуманистических и демократических ценностей.
Наряду с этим вводится ряд новых, более сложных проблем, понимание которых необходимо современному человеку; изучаются вопросы, являющиеся основой для будущей профессиональной подготовки в области социальных дисциплин.
Данный учебный предмет входит в область гуманитарных наук.
Для обязательного изучения учебно го предмета «Обществознание» на этапе среднего (полного) общего образования в примерной программе отводится 210 часов - в X и XI классах по 105 часов, из расчета 3 учебных часа в неделю. Учебный план школы предусматривает 68 часов на изучение данного курса, в связи с чем предусмотрено уплотнение учебного материала по ряду тем.
Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, с учетом возрастных особенностей обучающихся, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. Использование межпредметных связей (литературой, историей, географией,) в учебном процессе обеспечивает лучшее понимание школьниками изучаемого материала и достижения более высокого уровня владения навыками.
Формы организации учебного процесса:
- классно-урочная;
- индивидуальная;
- групповая;
- индивидуально-групповая;
- фронтальная;
- практикумы;
- проектно-исследовательская.
Формы контроля ЗУН (ов);
- фронтальный опрос;
- опрос в парах;
- контрольная работа;
- практикум;
- тестирование;
- урок-зачет;
- урок-викторина.
Содержание курса на профильном уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных проблем, понимание которых необходимо современному человеку; изучаются вопросы, являющиеся основой для будущей профессиональной подготовки в области социальных дисциплин.
В результате изучения обществознания на профильном уровне предусматривается формиро вание у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и клю чевых компетенций. В этом направлении приоритетами являются:
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;
использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;
исследование реальных связей и зависимостей;
- умение развёрнуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства(в том числе от противного);
- объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах;
- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необ ходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, гра фик, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);
- отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации;
- передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации);
- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
- уверенная работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное воспри ятие языка средств массовой информации;
- владение навыками редактирования текста;
самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
- участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской ра боты: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской дея тельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдёт, если...»);
- формулирование полученных результатов;
- создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, яв лений, в том числе с использованием мультимедийных технологий, реализация оригинального замысла, использование разнообразных (в том числе художественных) средств, умение импровизировать;
- пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познава тельной и практической деятельности;
- владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, по лемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
Формами промежуточной аттестации учащихся являются: участие в проектной деятельности, тестирование; подготовка мультимедийной презентации по отдельным проблемам изученных тем.
Курс призван помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Учебник
Обществознание: профильный уровень: учебник для 10 кл. общеобразовательных учрежде ний/ Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова, Н. М. Смирнова и др. - М.: Просвещение, 2011.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
68 ЧАСОВ, 2 ЧАСА В НЕДЕЛЮ
Тема 1. Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность (9 ч)
Естественно-научные и социально-гуманитарные знания, их общие черты и различия. Социальные науки и их классификация. Место философии в системе обществознания. Философия и наука. Социология, политология, социальная психология как общественные науки.
Основные этапы развития социально-гуманитарного знания. Древние мыслители о мире и человеке.
Взгляды на общество и человека в индустриальную эпоху.
Общественная мысль России. Философские искания XIX века. Русская философская мысль начала XX века.
Профессиональная деятельность в сфере социально-гуманитарного знания. Потребности современного общества в специалистах социально-гуманитарного профиля.
Основные профессии социально-гуманитарного профиля. Профессиональные образовательные учреждения.
Тема 2. Общество и человек (17 ч)
Происхождение человека и становление общества. Человечество как результат биологической и социокультурной эволюции.
Сущность человека как проблема философии. Социальная сущность деятельности. Мышление и деятельность. Соотношение мышления и языка.
Общество, социальные взаимодействия и общественные отношения. Общество как форма совместной жизнедеятельности людей. Отличия общества от социума. Социум как особенная часть мира.
Системное строение общества. Социальная система, ее подсистемы и элементы. Социальная система и ее среда.
Типология обществ. Уровни рассмотрения общества: социально-философский, историко-типологический, социально-конкретный.
Восток и Запад. Цивилизационное развитие общества. Типология цивилизаций.
Смысл и направленность общественного развития. Формации и цивилизации. Цивилизация и культура. Понятие культуры.
Исторический процесс и его участники. Типы социальной динамики. Факторы изменения социума.
Общественный прогресс. Многообразие и неравномерность процессов общественного развития.
Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и произвол. Свобода и ответственность. Свобода выбора.
Тема 3. Деятельность как способ существования людей (5 ч)
Многообразие деятельности. Потребности и интересы. Типология деятельности. Природа творческой деятельности.
Деятельность в сфере духовной культуры. Сохранение и распространение духовных ценностей. Освоение ценностей духовной культуры.
Трудовая деятельность. Социология труда. Социальное партнерство и перспективы его развития в России.
Политическая деятельность. Власть и политика. Типология властных отношений. Легитимность власти.
Тема 4. Сознание и познание (11 ч)
Онтология и теория познания. Проблема познаваемости мира. Понятие об агностицизме. Познавательная деятельность. Чувственное и рациональное познание.
Истина и ее критерии. Понятие научной истины. Относительность истины. Истина и заблуждение.
Виды и уровни человеческих знаний. Мифологическое и рационально-логическое знание. Жизненный опыт и здравый смысл.
Научное познание. Основные особенности методологии научного мышления. Дифференциация и интеграция научного знания.
Социальное познание, его особенности. Современные проблемы социальных и гуманитарных наук.
Знание и сознание. Общественное и индивидуальное сознание. Теоретическое и обыденное сознание.
Самопознание и самооценка. Самосознание и его роль в развитии личности. Трудности познания человеком самого себя.
Тема 5. Личность. Межличностные отношения (22 ч)
Индивид, индивидуальность, личность. Структура личности. Устойчивость и изменчивость личности.
Периодизация развития личности. Понятие возраста в психологии. Становление личности.
Направленность личности. Социальная установка. Ценностные ориентации, убеждения. Социальная принадлежность и социальная позиция. Социальное поведение.
Общение как обмен информацией. Средства межличностной коммуникации. Вербальное и невербальное общение. Особенности общения в информационном обществе.
Общение как межличностное взаимодействие. Типы взаимодействия: кооперация и конкуренция. Общение в юношеском возрасте.
Общение как взаимопонимание. Механизмы взаимовосприятия в процессе общения. Идентификация в межличностном общении. Эмпатия. Эффекты и стереотипы межличностного восприятия.
Малые группы.- Группы условные. Референтная группа. Межличностные отношения в группах. Интеграция в группах разного уровня развития.
Межличностная совместимость. Групповая сплоченность. Дружеские отношения. Конформность, нонконформность, самоопределение личности.
Групповая дифференциация. Взаимоотношения в ученических группах. Стиль лидерства.
Семья как малая группа. Психология семейных взаимоотношений. Тендерное поведение. Воспитание в семье.
Антисоциальные группы. Дедовщина и другие формы насилия в группе. Особая опасность криминальных групп.
Конфликт. Проблема межличностного конфликта. Структура, функции, динамика конфликта. Пути конструктивного разрешения конфликта.
Резерв учебного времени - 4
Требования к уровню подготовки обучающихся
по курсу «Обществознание» (профильный уровень)
В результате изучения обществознания на профильном уровне ученик должен
знать/понимать:
— социальные свойства человека, его место в системе общественных отно шений;
— закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы;
— основные социальные институты и процессы;
— различные подходы к исследованию проблем человека и общества;
— особенности различных общественных наук, основные пути и способы со циального и гуманитарного познания;
уметь:
— характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни об щества как целостной системы; проблемы человека в современном обще стве;
— осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпре тацию социальной информации по определенной теме из оригинальных не адаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических);
— анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диа грамма, аудиовизуальный ряд); переводить ее из одной знаковой системы в другую;
— сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками соци альных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы;
— объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодей ствия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, под систем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека);
—раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и по нятия социально-экономических и гуманитарных наук;
— участвовать в дискуссиях по актуальным социальным проблемам;
— формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
— оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;
— подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу, устное выступление;
— осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике;
— применять социально-экономические и гуманитарные знания в процес се решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятель ности и повседневной жизни для:
— эффективного выполнения типичных социальных релей; сознательного взаимодействия с социальными институтами;
— ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; выра ботки собственной гражданской позиции;
— оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гу манистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Феде рации;
— самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, полу чаемой в межличностном общении и массовой коммуникации;
— нравственной оценки социального поведения людей;
— предвидения возможных последствий определенных социальных дей ствий субъектов общественных отношений;
— ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образо вания;
— осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеж дениями, культурными ценностями и социальным положением.
Учебно-методическое обеспечение.
Для учащихся
Обществознание: профильный уровень: учебник для 10 кл. общеобразовательных учрежде ний/ Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова, Н. М. Смирнова и др. - М.: Просвещение, 2011;
Для учителя
- Обществознание. Программы общеобразовательных учреждений. 6-11 классы. Л.Н. Боголюбов, Н.И, Городецкая и др. – М.: Просвещение, 2010.
- Сборник нормативных документов. Обществознание / сост. Э.Д.Днепров, А.Г. Аркадьев. – 2-е изд., стереотип. – М: Дрофа, 2008.
- Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень: 10 класс. – М.: ВАКО, 2011.
- ЕГЭ 2010. Обществознание: сборник экзаменационных заданий / Сост. Е.Л. Рутковская, О.В. Кишенкова, Е.С. Королькова и др. – М.: Эксмо,2009.
- Е.Л. Рутковская. ЕГЭ 2010. Обществознание: тренировочные задания / Е.Л. Рутковская, О.А. Котова, Е.С. Королькова и др. – М.: Эксмо,2009.
Календарно-тематическое планирование по обществознанию
10 класс(социально-гуманитарный профиль), 68 часов, 2 часа в неделю
Учитель Попова А.В.
Дата По плану/ дано | Тема раздела учебного курса | № урока | Тема и краткое содержание урока |
Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность (9 ч) | 1,2 | Наука и философия | |
3,4 | Человек и общество в ранних мифах и первых философских учениях | ||
5 | Философия и общественные науки в Новое и Новейшее время | ||
6,7 | Из истории русской философской мысли | ||
8 | Деятельность в социально-гуманитарной сфере и профессиональный выбор | ||
9 | Обобщение. Самостоятельная работа (тестирование) | ||
Общество и человек (17 ч) | 10,11 | Происхождение человека и становление общества | |
12,13 | Сущность человека как проблема философии | ||
14 | Общество и общественные отношения | ||
15 | Общество как развивающаяся система | ||
16,17 | Типология обществ | ||
18,19 | Историческое развитие человечества: поиски социальной макротеории | ||
20,21 | Исторический процесс | ||
22,23 | Проблема общественного прогресса | ||
24,25 | Свобода в деятельности человека | ||
26 | Обобщение. Самостоятельная работа по теме «Человек и общество» | ||
Деятельность как способ существования людей (5 ч) | 27 | Деятельность людей и ее многообразие | |
28 | Содержание и формы духовной деятельности | ||
29 | Трудовая деятельность | ||
30 | Политическая деятельность | ||
31 | Обобщение | ||
Сознание и познание (11 ч) | 32 | Проблема познаваемости мира | |
33,34 | Истина и ее критерии | ||
35 | Многообразие путей познания мира | ||
36,37 |
Научное познание | ||
38 | Социальное познание | ||
39,40 | Знание и сознание | ||
41 | Самопознание и развитие личности | ||
42 | Обобщение | ||
Личность. Межличностные отношения (22 ч) | 43,44 | Индивид, индивидуальность, личность | |
45,46 | Возраст и становление личности | ||
47 | Направленность личности | ||
48,49 | Общение как обмен информацией | ||
50,51 | Общение как взаимодействие | ||
52,53 | Общение как понимание | ||
54,55 | Малые группы | ||
56 | Групповая сплоченность и конформное поведение | ||
57 | Групповая дифференциация и лидерство | ||
58,59 | Семья как малая группа | ||
60,61 | Антисоциальные и криминальные молодежные группировки | ||
62,63 | Конфликт в межличностных отношениях | ||
64 | Итоговое повторение | ||
65-68 | РЕЗЕРВ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по обществознанию, праву, экономике для 10 кл. профильный уровень
Рабочие программы предназначены для учителей работающих в 10 кл. профильной школы....
Рабочая программа по информатике и ИКТ для 11 класса (профильный уровень, учебник Угринович Н. Д.)
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Угринович Н. Д. для 11 класса (профильный уровень, 4 часа в неделю)....
Рабочая программа по Информатике и ИКТ для 10 класса (профильный уровень)
Рабочая программа составлена на основе авторской программы И.Г. Семакина и др....
Рабочая программа по алгебре и началам анализа 10 класс (профильный уровень)
Рабочая программа по алгебре и началам анализа 10 класс . УМК А.Г.Мордкович в 2 частях (профильный уровень)....
Рабочая программа по алгебре и началам анализа 11 класс (профильный уровень)
Рабочая программа по алгебре и началам анализа 11 класс. УМК А.Г.Мордкович в 2 частях (профильный уровень)...
Рабочая программа и тематическое планирование по математике 10 класс, профильный уровень
Рабочая программа составлена по учебникам "Алгебра и начала анализа " Колмогорова А.Н. и "Геометрия" Атанасяна Л.С. - 6 часов в неделю (профильный уровень")...
Рабочая программа по алгебре и началам анализа, 11 класс, профильный уровень по программе А.Г.Мордковича
приведена рабочая программа, с пояснительной запиской, рассмотрены требвания к уровню подготовки выпускников...