Рабочая программа по обществознанию, праву, экономике для 10 кл. профильный уровень
рабочая программа по обществознанию (10 класс) на тему
Рабочие программы предназначены для учителей работающих в 10 кл. профильной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska_obshch.10.docx | 107.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 4» г. Брянска.
Рассмотрена на заседании МС _____________/____________/ (подпись) ФИО «__» ___________20___г. | Согласовано заместитель директора по УВР _____________/____________/ (подпись) ФИО «__» ___________20___г | Утверждена директором _____________/____________/ (подпись) ФИО «__» ___________20___г. |
Рабочая программа
по обществознанию
для 10 класса 3 ступени обучения
профильного уровня
на 2012-2013 учебный год.
ФИО
разработчика программы Машоха Инна Викторовна
2012
«Гимназия №4» г. Брянска
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по курсу «Обществознание» предназначена для обучающихся 10 класса социально-гуманитарного профиля общеобразовательной школы. Составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования (профильный уровень), примерной программы среднего (полного) общего образования по обществознанию (профильный уровень) и авторской программы Л.Н, Боголюбова (Обществознание. Программы общеобразовательных учреждений. 6-11 классы. Л.Н. Боголюбов, Н.И, Городецкая и др. – М.: Просвещение, 2011).
Содержание среднего (полного) обществоведческого образования на профильном уровне представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты.
Профильность курса отражается в представлении в нем основ важнейших социальных наук: философии, социологии, политологии, социальной психологии. Программа учитывает, что в профильных классах как самостоятельные курсы изучаются экономика и право. Успешное освоение содержания обществознания требует межпредметного взаимодействия с этими курса
Профильность курса отражается в представлении в нем основ важнейших социальных наук: философии, социологии, политологии, социальной психологии. Программа учитывает, что в профильных классах как самостоятельные курсы изучаются экономика и право. Успешное освоение содержания обществознания требует межпредметного взаимодействия с этими курсами.
Помимо знаний, содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей но отношению к обществу и другим людям; система гуманистических и демократических ценностей.
Для обязательного изучения учебно го предмета «Обществознание» на этапе среднего (полного) общего образования в примерной программе отводится 210 часов - в X и XI классах по 105 часов, из расчета 3 учебных часа в неделю.
Изучение обществознания в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:
- развитие личности в период ранней юности, ее духовной культуры, социального мышления, познавательного интереса к изучению социально-гуманитарных дисциплин; критического мышления, позволяющего объективно воспринимать социальную информацию и уверенно ориентироваться в ее потоке;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданственности, социальной ответственности; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, положенным в основу Конституции Российской Федерации;
- освоение системы знаний, составляющих основы философии, социологии, политологии, социальной психологии, необходимых для эффективного взаимодействия с социальной средой и успешного получения последующего профессионального образования и самообразования;
- овладение умениями получения и осмысления социальной информации, систематизации полученных данных; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности в характерных социальных ролях;
- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; в сферах: гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми разных национальностей и вероисповеданий, познавательной, коммуникативной, семейно-бытовой деятельности.
Наряду с этим вводится ряд новых, более сложных проблем, понимание которых необходимо современному человеку; изучаются вопросы, являющиеся основой для будущей профессиональной подготовки в области социальных дисциплин.
Данный учебный предмет входит в область гуманитарных наук.
Для обязательного изучения учебно го предмета «Обществознание» на этапе среднего (полного) общего образования в примерной программе отводится 210 часов - в X и XI классах по 105 часов, из расчета 3 учебных часа в неделю.
Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, с учетом возрастных особенностей обучающихся, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. Использование межпредметных связей (литературой, историей, географией,) в учебном процессе обеспечивает лучшее понимание школьниками изучаемого материала и достижения более высокого уровня владения навыками.
Формы организации учебного процесса:
- классно-урочная;
- индивидуальная;
- групповая;
- индивидуально-групповая;
- фронтальная;
- практикумы;
- проектно-исследовательская.
Формы контроля ЗУН (ов);
- фронтальный опрос;
- опрос в парах;
- контрольная работа;
- практикум;
- тестирование;
- урок-зачет;
- урок-викторина.
Содержание курса на профильном уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных проблем, понимание которых необходимо современному человеку; изучаются вопросы, являющиеся основой для будущей профессиональной подготовки в области социальных дисциплин.
В результате изучения обществознания на профильном уровне предусматривается формиро вание у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и клю чевых компетенций. В этом направлении приоритетами являются:
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;
использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;
исследование реальных связей и зависимостей;
- умение развёрнуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства(в том числе от противного);
- объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах;
- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необ ходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, гра фик, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);
- отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации;
- передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации);
- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
- уверенная работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное воспри ятие языка средств массовой информации;
- владение навыками редактирования текста;
самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
- участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской ра боты: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской дея тельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдёт, если...»);
- формулирование полученных результатов;
- создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, яв лений, в том числе с использованием мультимедийных технологий, реализация оригинального замысла, использование разнообразных (в том числе художественных) средств, умение импровизировать;
- пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познава тельной и практической деятельности;
- владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, по лемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
Формами промежуточной аттестации учащихся являются: тестирование; зачеты, подготовка мультимедийной презентации по отдельным проблемам изученных тем.
Курс призван помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
105 ЧАСОВ, 3 ЧАСА В НЕДЕЛЮ
Тема 1. Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность (16ч)
Естественно-научные и социально-гуманитарные знания, их общие черты и различия. Социальные науки и их классификация. Место философии в системе обществознания. Философия и наука. Социология, политология, социальная психология как общественные науки.
Основные этапы развития социально-гуманитарного знания. Древние мыслители о мире и человеке.
Взгляды на общество и человека в индустриальную эпоху.
Общественная мысль России. Философские искания XIX века. Русская философская мысль начала XX века.
Профессиональная деятельность в сфере социально-гуманитарного знания. Потребности современного общества в специалистах социально-гуманитарного профиля.
Основные профессии социально-гуманитарного профиля. Профессиональные образовательные учреждения.
Тема 2. Общество и человек (26ч)
Происхождение человека и становление общества. Человечество как результат биологической и социокультурной эволюции.
Сущность человека как проблема философии. Социальная сущность деятельности. Мышление и деятельность. Соотношение мышления и языка.
Общество, социальные взаимодействия и общественные отношения. Общество как форма совместной жизнедеятельности людей. Отличия общества от социума. Социум как особенная часть мира.
Системное строение общества. Социальная система, ее подсистемы и элементы. Социальная система и ее среда.
Типология обществ. Уровни рассмотрения общества: социально-философский, историко-типологический, социально-конкретный.
Восток и Запад. Цивилизационное развитие общества. Типология цивилизаций.
Смысл и направленность общественного развития. Формации и цивилизации. Цивилизация и культура. Понятие культуры.
Исторический процесс и его участники. Типы социальной динамики. Факторы изменения социума.
Общественный прогресс. Многообразие и неравномерность процессов общественного развития.
Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и произвол. Свобода и ответственность. Свобода выбора.
Тема 3. Деятельность как способ существования людей (12ч)
Многообразие деятельности. Потребности и интересы. Типология деятельности. Природа творческой деятельности.
Деятельность в сфере духовной культуры. Сохранение и распространение духовных ценностей. Освоение ценностей духовной культуры.
Трудовая деятельность. Социология труда. Социальное партнерство и перспективы его развития в России.
Политическая деятельность. Власть и политика. Типология властных отношений. Легитимность власти.
Тема 4. Сознание и познание (17ч)
Онтология и теория познания. Проблема познаваемости мира. Понятие об агностицизме. Познавательная деятельность. Чувственное и рациональное познание.
Истина и ее критерии. Понятие научной истины. Относительность истины. Истина и заблуждение.
Виды и уровни человеческих знаний. Мифологическое и рационально-логическое знание. Жизненный опыт и здравый смысл.
Научное познание. Основные особенности методологии научного мышления. Дифференциация и интеграция научного знания.
Социальное познание, его особенности. Современные проблемы социальных и гуманитарных наук.
Знание и сознание. Общественное и индивидуальное сознание. Теоретическое и обыденное сознание.
Самопознание и самооценка. Самосознание и его роль в развитии личности. Трудности познания человеком самого себя.
Тема 5. Личность. Межличностные отношения (32ч)
Индивид, индивидуальность, личность. Структура личности. Устойчивость и изменчивость личности.
Периодизация развития личности. Понятие возраста в психологии. Становление личности.
Направленность личности. Социальная установка. Ценностные ориентации, убеждения. Социальная принадлежность и социальная позиция. Социальное поведение.
Общение как обмен информацией. Средства межличностной коммуникации. Вербальное и невербальное общение. Особенности общения в информационном обществе.
Общение как межличностное взаимодействие. Типы взаимодействия: кооперация и конкуренция. Общение в юношеском возрасте.
Общение как взаимопонимание. Механизмы взаимовосприятия в процессе общения. Идентификация в межличностном общении. Эмпатия. Эффекты и стереотипы межличностного восприятия.
Малые группы.- Группы условные. Референтная группа. Межличностные отношения в группах. Интеграция в группах разного уровня развития.
Межличностная совместимость. Групповая сплоченность. Дружеские отношения. Конформность, нонконформность, самоопределение личности.
Групповая дифференциация. Взаимоотношения в ученических группах. Стиль лидерства.
Семья как малая группа. Психология семейных взаимоотношений. Тендерное поведение. Воспитание в семье.
Антисоциальные группы. Дедовщина и другие формы насилия в группе. Особая опасность криминальных групп.
Конфликт. Проблема межличностного конфликта. Структура, функции, динамика конфликта. Пути конструктивного разрешения конфликта.
Резерв учебного времени - 25
Тематический план по обществознанию 10 класс (профильный уровень)
Количество часов:
- за год
- за полугодия: 1 ; 2
Название темы, раздела | Основные вопросы содержания | Дополнительное содержание | Место в учебнике (пособии) | Особые формы уроков | Кол-во часов | Сроки прохождения | Средства наглядности | Домашнее задание | |
Т.1 Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность(16ч) | Тема вводит учащихся в сферу социальных и гуманитарных наук. Особое внимание уделяется тем отраслям науки, которые являются базовыми для профильного курса | 16 | |||||||
1-3. Естественно-научные и социально-гуманитарные знания, их общие черты и различия. | Философия. | &1 | 3 | сентябрь | 1 | ||||
4-6.Древние мыслители о мире и человеке. | Философия. Древние мыслители о мире и человеке. | 2 | 3 | Сообщ. Как возникла философия. Особенности древнеиндийской, древнекитайской философии. | |||||
7-9. Взгляды на общество и человека в индустриальную эпоху. | 3 | 3 | Таблица. Сравнительная характеристика экономических учений | ||||||
10-12.Общественная мысль России. Философские искания XIX века. Русская философская мысль начала XX века. | Философия. Философские искания XIX века. Русская философская мысль начала XX века. | 4 | 3 | Портреты русских философов | 4 | ||||
13-15. Профессиональная деятельность в сфере социально-гуманитарного знания. | 5-6 | 3 | октябрь | 5-6 | |||||
16.Повторение по теме: «Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность» | тестирование | 1 | 1-6 | ||||||
Тема 2. Общество и человек (26ч) | Тема охватывает вопросы, концентрирующие внимание на обобщенных характеристиках и чертах общества и человека и его сущности | 26ч | |||||||
17-19.Происхождение человека и становление общества | Биология. Происхождение человека. | 7 | 3 | Таблица. Происхождение человека | 7 | ||||
20-21. Сущность человека как проблема философии | Философия. Сущность человека как проблема философии | 8 | 2 | 8 | |||||
22-24. Общество, социальные взаимодействия и общественные отношения. | 9 | 3 | 9 | ||||||
25-26. Системное строение общества. | 10 | 2 | ноябрь | 10 | |||||
27-29. Типология обществ. | 11-12 | 3 | Таблица. Типология обществ. | Сравнительная таблица «Восток и Запад» | |||||
30-32. Смысл и направленность общественного развития. Формации и цивилизации. | Философия. Формации и цивилизации. | 13 | 3 | Сравнительная характеристика цивилизационного и формационного подходов | |||||
33-35. Исторический процесс и его участники. Типы социальной динамики. Факторы изменения социума. | 14 | 3 | 14 | ||||||
36-37. Общественный прогресс. Многообразие и неравномерность процессов общественного развития. | Философия. Общественный прогресс. | 15 | 2 | декабрь | Таблица. Общественный прогресс. | 15 | |||
38-40. Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и произвол. Свобода и ответственность. Свобода выбора. | Философия. Свобода и необходимость в человеческой деятельности. | 16 | Групповая работа | 3 | 16 | ||||
41.Зачет по теме «Общество и человек» | Зачет | 1 | 7-16 | ||||||
Тема3. Деятельность как способ существования людей ( 12ч) | Рассматриваются особенности трудовой деятельности, а также деятельность в сферах духовной культуры и политики | 12ч | |||||||
42-43. Многообразие деятельности. Потребности и интересы. Типология деятельности. | 17 | 3 | 17 | ||||||
44. Повторный зачет | Повторный зачет | ||||||||
45-46. Деятельность в сфере духовной культуры. Сохранение и распространение духовных ценностей. Освоение ценностей духовной культуры | 18 | 2 | 18 | ||||||
47-49. Трудовая деятельность. Социология труда. Социальное партнерство и перспективы его развития в России. | Экономика. Трудовая деятельность. | 19 | 3 | январь | 19 | ||||
50-52. Политическая деятельность. Власть и политика. Типология властных отношений. Легитимность власти. | 20 | 3 | Таблица. Политическая деятельность. | 20 | |||||
53. Зачет по теме «Деятельность как способ существования людей» | зачет | 1 | 17-20 | ||||||
Тема 4. Сознание и познание (17ч) | Тема рассматривает авторитетные в философии концепции и идеи гносеологии, философии науки | 17ч | |||||||
54-55. Онтология и теория познания. Проблема познаваемости мира. | 21 | 2 | февраль | 21 | |||||
56-57. Истина и ее критерии. Понятие научной истины. Относительность истины. Истина и заблуждение. | Философия. Истина и ее критерии. | 22 | 2 | 22 | |||||
58-60. Виды и уровни человеческих знаний. | 23 | 3 | 23 | ||||||
61-62. Научное познание. Основные особенности методологии научного мышления. Дифференциация и интеграция научного знания. | Философия. Научное познание. | 24 | 2 | 24 | |||||
63-64. Социальное познание, его особенности. Современные проблемы социальных и гуманитарных наук. | 25 | 2 | 25 | ||||||
65-66. Знание и сознание. Общественное и индивидуальное сознание. Теоретическое и обыденное сознание. | Философия. Знание и сознание. | 26 | 2 | 26 | |||||
67-69. Самопознание и самооценка. Самосознание и его роль в развитии личности. Трудности познания человеком самого себя. | Философия. Самопознание и самооценка. | 27 | 3 | март | 27 | ||||
70. Зачет по теме «Сознание и познание» | зачет | 1 | 21-27 | ||||||
Тема5. Личность. Межличностные отношения (32ч) | Тема строится на социально- психологической проблематике и включает рассмотрение структуры и социального поведения личности | 32ч | |||||||
71-73. Индивид, индивидуальность, личность. Структура личности. Устойчивость и изменчивость личности. | Психология. Индивид, индивидуальность, личность. | 28 | 3 | 28 | |||||
74-75. Периодизация развития личности. Понятие возраста в психологии. Становление личности. | Психология. Периодизация развития личности. Понятие возраста в психологии. Становление личности. | 29 | 2 | 29 | |||||
76-78. Направленность личности. Социальная установка. Ценностные ориентации, убеждения. | Психология. Направленность личности. Социальная установка. | 30 | 3 | 30 | |||||
79-81. Общение как обмен информацией. Средства межличностной коммуникации. Вербальное и невербальное общение. | 31 | 3 | апрель | Сообщение. Общение как обмен информацией | |||||
82-84. Общение как взаимопонимание. Механизмы взаимовосприятия в процессе общения | 32 | 3 | 32 | ||||||
85-86. Общение как взаимопонимание. Механизмы взаимовосприятия в процессе общения | 33 | 2 | 33 | ||||||
87.Зачет по теме «Личность. Межличностные отношения» | зачет | 1 | 28-33 | ||||||
88-89. Малые группы. Группы условные. Референтная группа. Межличностные отношения в группах. | 34 | 2 | 34 | ||||||
90-92. Межличностная совместимость. Групповая сплоченность. Дружеские отношения | 35 | 3 | 35 | ||||||
93-94 Групповая дифференциация. Взаимоотношения в ученических группах. Стиль лидерства. | 36 | 2 | май | 36 | |||||
95-97. Семья как малая группа. Психология семейных взаимоотношений. Тендерное поведение. Воспитание в семье. | 37 | 3 | 37 | ||||||
98-99. Антисоциальные группы. Дедовщина и другие формы насилия в группе. Особая опасность криминальных групп. | 38 | 2 | 38 | ||||||
100. Повторный зачет | Повторный зачет | 1 | |||||||
101-102. Конфликт. Проблема межличностного конфликта. Структура, функции, динамика конфликта. Пути конструктивного разрешения конфликта | 39 | 2 | Таблица. Основные стратегии взаимодействия в конфликте. | ||||||
103-105. Итоговое повторение | Уроки повторения | 3 |
График обязательных контрольных, зачетных работ по обществознанию 10 кл. (профильный уровень)
№ пп | Полугодие | Дата | Тема | Форма проведения |
1 | 1 | октябрь | Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность» | тестирование |
2 | 1 | декабрь | Общество и человек | зачет |
3 | 2 | январь | Деятельность как способ существования людей | зачет |
4 | 2 | март | Сознание и познание | зачет |
5 | 2 | апрель | Личность. Межличностные отношения | зачет |
Требования к уровню подготовки обучающихся
по курсу «Обществознание» (профильный уровень)
В результате изучения обществознания на профильном уровне ученик должен
знать/понимать:
— социальные свойства человека, его место в системе общественных отно шений;
— закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы;
— основные социальные институты и процессы;
— различные подходы к исследованию проблем человека и общества;
— особенности различных общественных наук, основные пути и способы со циального и гуманитарного познания;
уметь:
— характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни об щества как целостной системы; проблемы человека в современном обще стве;
— осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпре тацию социальной информации по определенной теме из оригинальных не адаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических);
— анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диа грамма, аудиовизуальный ряд); переводить ее из одной знаковой системы в другую;
— сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками соци альных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы;
— объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодей ствия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, под систем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека);
—раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и по нятия социально-экономических и гуманитарных наук;
— участвовать в дискуссиях по актуальным социальным проблемам;
— формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
— оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;
— подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу, устное выступление;
— осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике;
— применять социально-экономические и гуманитарные знания в процес се решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятель ности и повседневной жизни для:
— эффективного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с социальными институтами;
— ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; выра ботки собственной гражданской позиции;
— оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гу манистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Феде рации;
— самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, полу чаемой в межличностном общении и массовой коммуникации;
— нравственной оценки социального поведения людей;
— предвидения возможных последствий определенных социальных дей ствий субъектов общественных отношений;
— ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образо вания;
— осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеж дениями, культурными ценностями и социальным положением.
Информационно - методическое обеспечение и средства обучения
Для учащихся
Обществознание: профильный уровень: учебник для 10 кл. общеобразовательных учрежде ний/ Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова, Н. М. Смирнова и др. - М.: Просвещение, 2011;
Для учителя
- Обществознание. Программы общеобразовательных учреждений. 6-11 классы. Л.Н. Боголюбов, Н.И, Городецкая и др. – М.: Просвещение, 2011.
- Сборник нормативных документов. Обществознание / сост. Э.Д.Днепров, А.Г. Аркадьев. – 2-е изд., стереотип. – М: Дрофа, 2008.
- Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень: 10 класс. – М.: ВАКО, 2011.
- ЕГЭ 2010. Обществознание: сборник экзаменационных заданий / Сост. Е.Л. Рутковская, О.В. Кишенкова, Е.С. Королькова и др. – М.: Эксмо,2009.
- Е.Л. Рутковская. ЕГЭ 2010. Обществознание: тренировочные задания / Е.Л. Рутковская, О.А. Котова, Е.С. Королькова и др. – М.: Эксмо,2009.
- Е.Н.Сорокина Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень.10 класс. Москва «ВАКО» 2008
- П.А.Баранов Обществознание. Полный справочник. Теория и практика. Москва АСТ «Астрель » 2010
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 4» г. Брянска.
Рассмотрена на заседании МС _____________/____________/ (подпись) ФИО «__» ___________20___г. | Согласовано заместитель директора по УВР _____________/____________/ (подпись) ФИО «__» ___________20___г | Утверждена директором _____________/____________/ (подпись) ФИО «__» ___________20___г. |
Рабочая программа
по экономике
для 10 класса 3 ступени обучения
профильного уровня
на 2012-2013 учебный год.
ФИО
разработчика программы Машоха Инна Викторовна
2012
«Гимназия №4» г. Брянска
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по экономике составлена на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по экономике (профильный уровень), в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования по экономике и базисным учебным планом. Реализуется посредством УМК, включающем авторскую программу «Основы экономической теории», под редакцией доктора экономических наук, профессора С. И. Иванова, М. Вита-пресс, М. 2006 г.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам и темам курса, определяет минимальный набор самостоятельных, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися.
Сборник нормативных документов Министерства Образования Российской Федерации 2006 года для социально-экономического профиля рекомендует изучение предмета экономика в объеме 205 часов (по 3 часа в неделю в 10 и 11 классах). Программа Иванова С. И. рассчитана на 170 часов.
Содержание среднего (полного) экономического образования на профильном уровне предполагает отдельное изучение курса экономика. Курс включает в себя основы экономики как научной дисциплины, предметом изучения которой является та или иная экономическая система. Сейчас в мире господствует рыночная экономическая система: в одних странах она приняла развитые формы, в других, в том числе и в России, она сформировалась недавно и уровень ее развития еще не столь высок. Поэтому естественно, что основное внимание данного курса уделено изучению именно рыночной экономики. Изучение экономики обеспечивает формирование у обучающихся базового уровня экономической грамотности, культуры экономического мышления и способности к самообразованию и самопознанию. Полученные знания помогут обучающимся составить целостное представление о сути экономических явлений и их взаимосвязи.
Помимо знаний, содержательными компонентами курса являются:
- Работа с источниками экономической информации с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета);
- Критическое осмысление экономической информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
- Экономический анализ общественных явлений и событий;
- Решение задач, раскрывающих типичные экономические ситуации (вычисления на условных примерах);
- Освоение типичных экономических ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации в реальной жизни;
- Написание творческих работ
Содержание среднего (полного) общего образования на профильном уровне по экономике представляет комплекс знаний по экономике, минимально необходимый современному гражданину России. Он включает общие представления об экономике как хозяйстве и науке, об экономике семьи, фирмы, государства, в том числе в международной сфере. Основные содержательные линии:
- Основные концепции экономики
- Микроэкономика
- Макроэкономика и международная экономика
- Прикладная экономика
Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят навыки, умения и ключевые компетентности, необходимые для будущей работы в экономической сфере.
Содержание курса на профильном уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения, прежде всего, экономики фирмы и государства. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо будущему экономисту.
Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами обществознания, математики, истории, географии, права и др.
Профильное экономическое образование предполагает развитие начальных профессиональных умений и навыков, а также освоение базовых навыков для будущей работы в экономической сфере.
В результате изучения экономики на профильном уровне ученик должен
Знать \ понимать
- Смысл основных теоретических положений экономической науки
- Основные экономические принципы функционирования семьи, фирмы, рынка и государства, а также международных экономических отношении
Уметь
- Приводить примеры: взаимодействия рынков, прямых и косвенных налогов, взаимовыгодной международной торговли;
- Описывать: предмет и метод экономической науки, факторы производства, цели фирмы, основные виды налогов, банковскую систему, рынок труда, экономические циклы, глобальные экономические проблемы;
- Объяснять: экономические явления с помощью альтернативной стоимости; выгоды обмена; закон спроса; причины неравенства доходов; роль минимальной оплаты труда; последствия инфляции;
- Сравнивать / различать: спрос и величину спроса; предложение и величина предложения; рыночные структуры; безработных и незанятых; организационно-правовые формы предприятий; акции и облигации;
- Вычислять на условных примерах: величину рыночного спроса и предложения; изменение спроса \ предложения в зависимости от изменения формирующих его факторов; равновесную цену и объем продаж; экономические и бухгалтерские издержки и прибыль; смету \ бюджет доходов и расходов; спрос фирмы на труд; реальный и номинальный ВВП; темп инфляции; уровень безработицы;
- Применять для экономического анализа: кривые спроса и предложения, графики рыночной ситуации в результате изменения цен на факторы производства, товары – заменители и дополняющие товары;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для
- Исполнения типичных экономических ролей;
- Решения практических задач, связанных с жизненными ситуациями;
- Совершенствования собственной познавательной деятельности;
- Оценки происходящих событий и поведения людей с экономической точки зрения;
Осуществление самостоятельного поиска, анализа и использования экономической информации
Изучение экономики в старшей школе на профильном уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
- Освоение системы знаний об экономической деятельности человека, организации \ фирмы и государства, об экономике России, необходимых для дальнейшего изучения экономических дисциплин в системе среднего и высшего профессионального образования или самообразования
- Овладение умениями находить и самостоятельно применять информацию, содержащуюся в средствах массовой информации и статистических публикациях, выносить аргументированные суждения по экономическим вопросам с привлечением элементов научного анализа
- Развитие экономического мышления, способности критически осмысливать информацию об экономике, государственной экономической политике и вырабатывать собственное аргументированное мнение; способности применять полученные знания для определения экономически рационального поведения в конкретных ситуациях;
- Воспитание ответственности за экономические решения; уважения к труду и предпринимательской деятельности;
Формирование готовности использовать полученные знания и умения для решения типичных экономических задач.
Тематический план по экономике (профильный уровень) 10 класс
Количество часов:
- за год 70
- полугодия: 1 ; 2
Основные вопросы содержания | Дополнительное содержание | Место в учебнике (пособии) | Особые формы уроков | Кол-во часов | Сроки прохождения | Средства наглядности | Домашнее задание | ||
Тема 1. Предмет и метод экономической науки | 6 часов | ||||||||
1-2.Безграничность потребностей и ограниченность ресурсов. Проблема выбора | . Ограниченность ресурсов, проблема выбора, экономические блага, свободные блага, факторы производства, природные ресурсы, капитал, трудовые ресурсы, рента, процент, заработная плата | История – экономическая история России Обществознание – экономические вопросы | П.1 | 2 | сентябрь | 1 | |||
3.Альтернативные затраты и кривая производственных возможностей. | Альтернативные затраты, кривая производственных возможностей, рациональное поведение | Обществознание – экономические вопросы Математика – построение графиков | 2 | 1 | 2 | ||||
4.Фундаментальные проблемы экономики Фундаментальные проблемы экономики и предмет экономической науки | Фундаментальные вопросы экономики, микроэкономика, макроэкономика, позитивный подход к экономике, нормативный подход к экономике | 3 | 1 | 3 | |||||
5.Метод экономической науки. Измерение экономических величин | Экономическая модель, номинальные величины, реальные величины, индексы | 4 | 1 | 4 | |||||
6.Урок повторения по теме «Предмет и метод экономической науки» | Урок повторения | 1 | октябрь | 1-4 | |||||
Тема 2.. Системы хозяйствования | 6 часов. | ||||||||
7.Два способа решения фундаментальных проблем экономики. Административно – плановая система. Рыночная система | Административно-плановая система, рыночная система, рынок, разделение труда, частная собственность, конкуренция | История – функционирование различных экономических систем Право – конституционное закрепление частной собственности | 1 | 1 | 1 | ||||
8..Субъекты рыночной экономики Административно-плановая система | Домашнее хозяйство, фирма, кругооборот доходов | 2 | 1 | 2 | |||||
9.Рынок и его функции | Положительные внешние эффекты, отрицательные внешние эффекты, частные блага, общественные блага, смешанная экономика | 3 | 1 | 3 | |||||
10.Кругооборот доходов в рыночной экономике | 4 | 1 | 4 | ||||||
11.Ограниченность возможностей рынка. Смешанная экономика | 5 | 1 | 5 | ||||||
12. Зачет по теме «Рыночная система хозяйствования. Смешанная экономика» | Зачет | 1 | ноябрь | 1-5 | |||||
Тема 3. Спрос, предложение и рыночное равновесие | 7 часов | ||||||||
13. Понятие спроса и закон спроса | Спрос, величина спроса, закон спроса, эффект дохода, эффект замещения, принцип убывания маржинальной полезности, эффект Гиффена, детерминанты спроса, низшие товары | Математика – построение графиков, движение графиков, чтение графиков | 1 | 1 | 1 | ||||
14. Понятие предложения и закон предложения | Предложение, величина предложения, закон предложения, детерминанты предложения | 2 | 1 | 2 | |||||
15.Рыночное равновесие | Равновесная цена, равновесное количество товара, совершенная конкуренция, несовершенная конкуренция | 3 | 1 | 3 | |||||
16. Реакция рынка на изменение спроса и предложения | Товарный дефицит, излишек товаров | 4 | 1 | декабрь | 4 | ||||
17.Воздействие внешних сил на рыночное равновесие. | 5 | 1 | 5 | ||||||
17.Зачет по теме: «Спрос, предложение и рыночное равновесие» | Зачет | 1 | 1-5 | ||||||
18. Повторный зачет | 1 | ||||||||
Тема 4. Эластичность спроса и предложения. | 7 часов. | ||||||||
19-20..Ценовая эластичность спроса | Эластичность, эластичность спроса по цене, эластичный спрос, неэластичный спрос, спрос с единичной эластичностью, абсолютно (совершенно) эластичный спрос, абсолютно (совершенно) неэластичный спрос, коэффициент эластичности спроса | 1 | 2 | 1 | |||||
21. Факторы, влияющие на ценовую эластичность спроса | Детерминанты ценовой эластичности спроса | Обществознание – рациональное поведение потребителя | 2 | 1 | 2 | ||||
22. Эластичность спроса по доходу и перекрестная эластичность спроса | Эластичность спроса по доходу и перекрестная эластичность спроса | 3 | 1 | январь | 3 | ||||
23. Ценовая эластичность предложения | Эластичность предложения по цене, эластичное предложение, неэластичное предложение, коэффициент эластичности предложения по цене | 4 | 1 | 4 | |||||
24. Практическое применение теории эластичности | Эластичный и неэластичный спрос, эластичное и неэластичное предложение | 5 | 1 | 5 | |||||
25. Зачет по теме: «Эластичность спроса и предложения» | Зачет | 1 | 1-5 | ||||||
Тема 5. Поведение потребителя | 8 часов. | ||||||||
26-27.Общая и предельная полезность. Закон убывающей предельной полезности. | Полезность, общая полезность, предельная полезность, закон убывающей предельной полезности, кривая общей полезности, кардиналистский подход измерения полезности | 1 | 2 | 1 | |||||
28.Правило максимизации полезности | Оптимальный выбор | 2 | 1 | 2 | |||||
29.Кривые безразличия | Ординалистский подход, кривая безразличия, карта безразличия, предельная норма замещения, форма кривых безразличия | 3 | 1 | 3 | |||||
30-31.Бюджетное ограничение и бюджетная линия | Бюджетное ограничение, бюджетная линия, реальный доход, потребительское равновесие, кривая индивидуального спроса | 4 | 2 | февраль | 4 | ||||
32.Индивидуальный и рыночный спрос | Математика – расчет табличных значений | 5 | 1 | 5 | |||||
33.Зачет по теме: «Поведение потребителя» | .Зачет | 1 | |||||||
Тема 6. Фирма. Производство и издержки. | 6 часов | ||||||||
34.Современная фирма. Фирма коммерческая организация. | Фирма, юридическое лицо, хозяйственное товарищество, акционерное общество, акция, контрольный пакет акций, облигация | Право – гражданский кодекс | 1 | 1 | 1 | ||||
35.Продукт фирмы | 2 | 1 | 2 | ||||||
36. Бухгалтерские и экономические издержки | Бухгалтерские и экономические издержки, основной капитал, амортизация, явные и неявные издержки, бухгалтерская и экономическая прибыль | 3 | 1 | 3 | |||||
37. Как изменяются издержки фирмы | Общие издержки, общие постоянные издержки, общие переменные издержки, средние общие издержки, средние постоянные издержки, средние переменные издержки, предельные издержки | 4 | 1 | март | 4 | ||||
38. Какой размер фирмы считать оптимальным | Положительный эффект масштаба производства, отрицательный эффект масштаба производства, неизменный эффект масштаба производства, минимально эффективный размер предприятия | 5 | 1 | 5 | |||||
39. Контрольная работа «Фирма. Производство и издержки» | Контрольная работа | 1 | 1-5 | ||||||
Тема 7. Конкуренция и рыночные структуры. | 7часов | ||||||||
40. Типы рыночных структур | Совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, монополия, олигополия | 1 | 1 | 1 | |||||
41. Совершенная конкуренция | Прайс-тейкеры, прайс-мейкеры, общий доход фирмы, общие издержки фирмы, средний доход фирмы, предельный доход фирмы, предельные издержки, оптимальный объем производства продукции, состояние равновесия фирмы | Обществознание – экономические теории | 2 | 1 | 2 | ||||
42. Монополия | Естественная монополия, ценовая дискриминация, совершенная ценовая дискриминация, государственная антимонопольная политика, доминирующее положение хозяйствующего субъекта | История – рождение монополий, последствия монополизации в истории различных государств | 3 | 1 | 3 | ||||
43. Олигополия | Олигополическая взаимозависимость, картель, лидерство в ценах, неценовая конкуренция | 4 | 1 | 4 | |||||
44. Монополистическая конкуренция | Монополистическая конкуренции, дифференцированная продукция | 5 | 1 | 5 | |||||
45.Зачет «Конкуренция и рыночные структуры» | Зачет | 1 | 1-5 | ||||||
Тема8. Рынки факторов производства. | 7часов | ||||||||
46. Особенности рынков факторов производства | Производный спрос, заработная плата, рента, процент, прибыль | 1 | 1 | апрель | 1 | ||||
47. Рынок труда и заработная плата | Предельный продукт ресурса в денежном выражении, предельные издержки на ресурс, правило максимизации прибыли при найме работника, кривая спроса на труд, кривая предложения труда | 2 | 1 | 2 | |||||
48. Государственное регулирование минимума заработной платы | 3 | 1 | 3 | ||||||
49. Рынок услуг земли | Экономическая рента земельная рента, чистая экономическая рента | 4 | 1 | 4 | |||||
50. Капитал и процент | Дисконтирование, цена земли, текущая дисконтированная стоимость, чистая дисконтированная стоимость потока доходов | 5 | 1 | 5 | |||||
51. В каких случаях фирме целесообразно инвестировать | 1 | ||||||||
52.Контрольная работа по теме: «Рынки факторов производства. | Контрольная работа | 1 | |||||||
Тема 9. Деньги и банковская система. | 8часов | ||||||||
54.Роль денег в рыночной экономике | Деньги, средство платежа, средство обмена, ликвидность денег, товарные деньги, кредитные деньги, демонетизация золота | История – история возникновения денег, возникновение различных видов денег | 1 | 1 | май | 1 | |||
55-56. Деньги и их функции | 2 | 2 | 2 | ||||||
57-58. Коммерческие банки | Пассивные и активные операции банка, банковские ссуды, активы банка, пассивы банка, баланс банка | 2 | |||||||
59.Потребительский кредит | Потребительский кредит, ипотечный кредит, кредитные карточки, дебетные карточки, овердрафт | 3 | 1 | 3 | |||||
60. Центральный банк | Учетная ставка Центрального банка, Центральный банк | 4 | 1 | 4 | |||||
61.Урок повторения по теме: «Деньги и банковская система» | Урок повторения | 1 | 1-4 | ||||||
Тема 10. Предпринимательство | 7 часов | ||||||||
62. Понятие предпринимательства | Бизнес, предпринимательство, предпринимательский риск | 1 | 1 | 1 | |||||
63-64. Организационно-правовые формы предпринимательства | Индивидуальное предприятие, хозяйственные товарищества и общества, акционерное общество, производственный кооператив, унитарное предприятие | 2 | 2 | 2 | |||||
65. Менеджмент и его функции | Менеджер, менеджмент, планирование, мотивация, контроль | 3 | 1 | 3 | |||||
66.Мотивация как функция менеджмента | Маркетинг, сегмент рынка, сегментация рынка, | 4 | 1 | 4 | |||||
67. Маркетинг и его основные элементы | 5 | 1 | 5 | ||||||
68.Повторный зачет | 1 | ||||||||
69. .Урок повторения по теме: «Предпринимательство» | Урок повторения | 1 | |||||||
70.Повторение по курсу | 1 |
График обязательных контрольных, зачетных работ по экономике 10 кл.(профильный уровень)
№ пп | Полугодие | Дата | Тема | Форма проведения |
1 | ноябрь | Рыночная система хозяйствования. Смешанная экономика | Зачет | |
1 | декабрь | Спрос, предложение и рыночное равновесие | Зачет | |
2 | январь | Эластичность спроса и предложения | Зачет | |
2 | февраль | Поведение потребителя | Зачет | |
2 | март | Фирма. Производство и издержки. | Контрольная работа | |
2 | март | Конкуренция и рыночные структуры | Зачет | |
2 | апрель | Рынки факторов производства. | Контрольная работа |
В результате изучения экономики на профильном уровне ученик должен
Знать \ понимать
- Смысл основных теоретических положений экономической науки
- Основные экономические принципы функционирования семьи, фирмы, рынка и государства, а также международных экономических отношении
Уметь
- Приводить примеры: взаимодействия рынков, прямых и косвенных налогов, взаимовыгодной международной торговли;
- Описывать: предмет и метод экономической науки, факторы производства, цели фирмы, основные виды налогов, банковскую систему, рынок труда, экономические циклы, глобальные экономические проблемы;
- Объяснять: экономические явления с помощью альтернативной стоимости; выгоды обмена; закон спроса; причины неравенства доходов; роль минимальной оплаты труда; последствия инфляции;
- Сравнивать / различать: спрос и величину спроса; предложение и величина предложения; рыночные структуры; безработных и незанятых; организационно-правовые формы предприятий; акции и облигации;
- Вычислять на условных примерах: величину рыночного спроса и предложения; изменение спроса \ предложения в зависимости от изменения формирующих его факторов; равновесную цену и объем продаж; экономические и бухгалтерские издержки и прибыль; смету \ бюджет доходов и расходов; спрос фирмы на труд; реальный и номинальный ВВП; темп инфляции; уровень безработицы;
- Применять для экономического анализа: кривые спроса и предложения, графики рыночной ситуации в результате изменения цен на факторы производства, товары – заменители и дополняющие товары;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для
- Исполнения типичных экономических ролей;
- Решения практических задач, связанных с жизненными ситуациями;
- Совершенствования собственной познавательной деятельности;
- Оценки происходящих событий и поведения людей с экономической точки зрения;
- Осуществление самостоятельного поиска, анализа и использования экономической информации
Информационно - методическое обеспечение и средства обучения
- учебник «Экономика. Основы экономической теории» под редакцией доктора экономических наук, профессора С. И. Иванова в 2-х книгах, издательство Вита-пресс, М. 2011 год
- программа «Основы экономической теории», под редакцией доктора экономических наук, профессора С. И. Иванова, М. Вита-пресс, М. 2006 г.
- практикум по основам экономической теории, под редакцией доктора экономических наук, профессора С. И. Иванова в 2-х книгах, издательство Вита-пресс, М. 2007 год
- Сборник заданий для подготовки к ЕГЭ. М. Вита- пресс, 2010 г.
- Задания по экономике: от простых до олимпиадных. Д. В. Акимов, О. В. Дичива, Л. Б. Щукина, М. Вита- пресс, 2008 г.
- Экономика для школьников. Задачи и решения. Г. И. Просветов, М. Альфа – пресс, 2008 г.
- Сборник задач по экономике
- Экономика для «чайников» М. Диалектика, 2008 г.А. Киреев. Экономика. Книга для учителя, М. Вита – пресс, 1009 г.
- Практикум по экономике.10 -11 класс. Вита Москва - 2012
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 4» г. Брянска.
Рассмотрена на заседании МС _____________/____________/ (подпись) ФИО «__» ___________20___г. | Согласовано заместитель директора по УВР _____________/____________/ (подпись) ФИО «__» ___________20___г | Утверждена директором _____________/____________/ (подпись) ФИО «__» ___________20___г. |
Рабочая программа
по праву
для 10 класса 3 ступени обучения
профильного уровня
на 2012-2013 учебный год.
ФИО
разработчика программы Машоха Инна Викторовна
2012
«Гимназия №4» г. Брянска
Пояснительная записка
«ПРАВО. ОСНОВЫ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ»
Данный курс изучается на профильном уровне как само стоятельный учебный предмет Федерального компонента государ ственного стандарта среднего (полного) общего образования.
Содержание курса учитывает современные взгляды ученых на самые актуальные вопросы правоведения и государствоведения, обеспечивая адекватное уровню подростков познание характера эволюции важных общественных институтов, осуществление ис следовательской, проектной и иной творческой деятельности в рамках позитивного преобразования мира. Учебный курс «Осно вы правовой культуры» на профильном уровне позволяет изучить не только нормы национального законодательства, но и важные правила и проблемы международного права. К ведущим темам курса относятся те, которые более всего ориентированы на право вую жизнь несовершеннолетних в настоящем и будущем. Однако при выстраивании логики правового обучения обращено внима ние на мировой опыт правовой подготовки граждан, а потому признано целесообразным включить в программу обучения тео ретические вопросы, ставшие основой для понимания норм пра ва: проблемы взаимоотношений права и государства; система и структура права; правотворчество и правоприменение; правоот ношения; правонарушения и юридическая ответственность; право и личность; основные правовые системы современности; консти туционное право; гражданское право; семейное право; трудовое право; административное право; уголовное право; экологиче ское право; международное право; правосудие; юридическое обра зование.
Обучение праву в рамках курса формирует целостный ком плекс общеучебных умений и навыков, позволяющих школьни кам овладеть важными способами деятельности. Так, например, школьники знакомятся со спецификой профессиональной юри дической деятельности адвоката, судьи, прокурора, нотариуса, следователя, юрисконсульта. Это обеспечивает приобретение умений самостоятельного поиска, анализа и использования пра вовой информации; формирует умения сравнительного анализа правовых понятий и норм; объяснения смысла конкретных норм права, характеристики содержания текстов нормативных актов; позволяет оценить общественные события и явления, действия людей с точки зрения их соответствия законодательству; позво ляет выработать доказательную аргументацию собственной по зиции в конкретных правовых ситуациях с использованием норм права. Школьники приобретают навыки использования норм права при решении учебных и практических задач; осу ществлении исследований по правовым темам в учебных целях; представлении результатов самостоятельного учебного исследо вания, ведении дискуссии. В результате обучения выпускники могут самостоятельно составлять отдельные виды юридических документов; анализировать собственные профессиональные склонности, способы их развития и реализации, что формирует готовность и мотивацию на дальнейшее юридическое обучение в вузе.
Правовое образование направлено на создание условий для развития гражданско-правовой активно сти, ответственности, правосознания обучающихся, дальнейшее освоение основ правовой грамотности и правовой культуры, навы ков правового поведения, необходимые для эффективного выпол нения выпускниками основных социальных ролей в обществе (гражданина, налогоплательщика, избирателя, члена семьи, соб ственника, потребителя, работника).
В этой связи содержание курса ориентировано на формирова ние умений осмысленно употреблять правовые понятия и катего рии, характеризовать основные правовые институты, механизмы и процедуры в России, объяснять взаимосвязь государства, права и других социальных норм; различать виды судопроизводства; пол номочия правоохранительных органов, адвокатуры, нотариата, прокуратуры, а также порядок рассмотрения споров в сфере отно шений, урегулированных правом.
Изучение курса на правлено на достижение следующих целей:
• развитие личности, направленное на формирование право сознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюде ния норм права, на осознание себя полноправным членом об щества, имеющим гарантированные законом права и свобо ды; содействие развитию профессиональных склонностей;
• воспитание гражданской ответственности и чувства соб ственного достоинства, дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим пра вовым ценностям и институтам, правопорядку;
• освоение системы знаний о праве как науке, о принципах, нормах и институтах права, необходимых для ориентации в российском и мировом нормативно-правовом материале, эффективной реализации прав и законных интересов; ознакомление с содержанием профессиональной юридиче ской деятельности и основными юридическими профес сиями;
• овладение умениями, необходимыми для применения осво енных знаний и способов деятельности для решения практи ческих задач в социально-правовой сфере, продолжения об учения в системе профессионального образования;
• формирование способности и готовности к сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулирован ных правом, в том числе к оценке явлений и событий с точки зрения соответствия закону, к самостоятельному принятию решений, правомерной реализации гражданской позиции и несению ответственности.
Формирование умений, навыков и виды деятельности школьников
Курс направлен на формирование умений самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятель ность (от постановки целей до получения и оценки результата);
- участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осущест вление их проверки, владение приемами исследовательской дея тельности, элементарными умениями прогноза, умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...».
- поиск нужной информации по заданной теме в источниках права; извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график),
- отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания инфор мации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
- умения развернуто обосновать суждения, давать определения, приводить доказательства; объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах.
- владение основными навыками публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
- понимание ценности образования как средства развития культуры личности, объективное оценива ние своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке,
- владение навыками организации и участия в кол лективной деятельности: постановка общей цели и определение средств ее достижения, конструктивное восприятие иных мнений и идей, определение собственного отношения к явлениям совре менной жизни, умение отстаивать свою гражданскую позицию,
- формулировать свои мировоззренческие взгляды, осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или буду щей профессиональной деятельности.
Общеобязательными по курсу являются следующие виды деятельности:
- работа с источниками права, в том числе новыми норматив ными актами;
- анализ норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации;
- выбор правомерных форм поведения и способов защиты прав и интересов личности;
- изложение и аргументация собственных суждений о право вых явлениях общественной жизни;
- решение отдельных правовых споров с учетом социального опыта ученика.
Результативный компонент обученнности школьника
Результаты изучения курса соответствуют государственным требованиям, предъявляемым к подготовке выпускников общеобразовательных учреждений РФ. Требования направлены на реали зацию личностно ориентированного, деятельностного и практико-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллекту альной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющи ми ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохране ния окружающей среды и собственного здоровья.
Курс ориентирован на формирование следующих умений:
• характеризовать право как элемент культуры общества; систему законодательства; основные отрасли права; систе му конституционных прав и свобод человека и гражданина; механизм реализации и защиты; избирательный и законо дательный процессы в России; принципы организации и деятельности органов государственной власти; порядок рассмотрения гражданских, трудовых, административно-правовых споров; порядок заключения и расторжения трудовых договоров; формы социальной защиты и социаль ного обеспечения; порядок получения платных образова тельных услуг;
• объяснять происхождение государства и права, их взаимо связь; механизм правового регулирования; содержание ос новных понятий и категорий базовых отраслей права; содер жание прав, обязанностей и ответственности гражданина как участника конкретных правоотношений (избирателя, нало гоплательщика, военнообязанного, работника, потребителя, супруга, абитуриента); особенности правоотношений, регу лируемых публичным и частным правом;
• различать формы (источники) права, субъектов права; виды судопроизводства; основания и порядок назначения наказа ния; полномочия органов внутренних дел, прокуратуры, ад воката, нотариуса, международных органов защиты прав человека; объекты гражданского оборота; организационно-правовые формы предпринимательской деятельности; иму щественные и неимущественные права и способы их защиты; отдельные виды гражданско-правовых договоров;
• приводить примеры различных видов правоотношений, пра вонарушений, ответственности; гарантий реализации основ ных конституционных прав; экологических правонарушений и ответственности за причинение вреда окружающей среде; общепризнанных принципов и норм международного права; правоприменительной практики.
Тематический план по праву 10 класс (профильный уровень)
Количество часов:
- за год 68
- за полугодия: 1 ; 2
Название темы, раздела | Основные вопросы содержания | Дополнительное содержание | Место в учебнике (пособии) | Особые формы уроков | Кол-во часов | Сроки прохождения | Средства наглядности | Домашнее задание | |
Вводная тема. Роль прав в жизни общества | Значение изучения права. Система юридических наук. Юриди ческие профессии: адвокат, нотариус, судья. Информация и пра во. Теория происхождения права. Закономерности возникнове ния права. Исторические особенности зарождения права в различных уголках мира. Происхождение права в государствах Древнего Востока, Древней Греции, Древнего Рима, у древних германцев и славян. Право и основные теории его понимания. Нормы права. Основные принципы права. Презумпции и аксио мы права. Система регулирования общественных отношений. | 8 | |||||||
1.Значение изучения права | П.1 | лекция | 1 | 1 | |||||
2-3.Закономерности и исторические особенности возникновения права | П. 2 | 2 | 2 | ||||||
4-5.Презумпции и аксиомы права | 3 | 3 | |||||||
6-7. Система регулирования общественных отношений | 4 | сентябрь | 4 | ||||||
8.Зачет по теме «Роль права в жизни общества» | зачет | 1-4 | |||||||
Т.1. Теоретические основы права как системы | Понятие и системы права. Правовая норма и ее характеристи ка. Классификация норм права, структура правовой нормы. Спо собы изложения норм права в нормативных актах. Институты права. Отрасли права. Методы правового регулирования. Поня тие и виды правотворчества. Законодательный процесс. Юриди ческая техника. Источники права. Правовой обычай. Договор как форма выражения воли участников правоотношений, их виды. Нормативный правовой акт. Система иерархии нормативных пра вовых актов. Действие норм права во времени, в пространстве и по кругу лиц. Систематизация нормативных правовых актов. Понятие реализации права и ее формы. Этапы и особенности применения права. Правила разрешения юридических противо речий. Сущность и назначение толкования права. Способы и ви ды толкования права. Пробелы в праве. Аналогия права. | 14 | |||||||
9-10.Понятие и система права | 5 | 2 | 5 | ||||||
11-12. Понятие и виды правотворчества | 6 | 2 | 6 | ||||||
13-14.Источники права. | 7-8 | 2 | октябрь | Презентация. Источники права | 7-8 | ||||
15-16. Действие норм права во времени, в пространстве и по кругу лиц | 9 | 2 | 9 | ||||||
17-18. Понятие Реализации права и ее формы. | 10 | 2 | 10 | ||||||
19-20. Сущность и назначение толкования права. | 11 | 2 | 11 | ||||||
21.Повторение по теме: «Теоретические основы права как системы» | урок повторения | 1 | 5-11 | ||||||
22.Зачет по теме : «Теоретические основы права как системы» | зачет | 1 | ноябрь | ||||||
Т.2. Правоотношения и правовая культура | Юридические факторы как основание правоотношений. Виды и структура правоотношений. Поведение людей в мире права. Правомерное поведение. Правонарушение, его состав, признаки. Виды правонарушений. Функции юридической ответственности. Принципы юридической ответственности. Виды юридической ответственности. Основания для освобождения от юридической ответственности. Обстоятельства, исключающие преступность деяния. Правовое сознание и его структура. | 12 | |||||||
23-24.Виды и структура правоотношений | 12-13 | 2 | 12-13 | ||||||
25-26.Правонарушение и его состав, признаки. Виды правонарушений. | 14 | 2 | Схема. Правонарушение и его состав, признаки. Виды правонарушений | 14 | |||||
27-28. Функции, принципы, виды юридической ответственности | Уголовный кодекс РФ, Аадминистративный кодекс РФ. | 15 | 2 | 15 | |||||
29. Правовое сознание и его структура | 16 | 1 | декабрь | 16 | |||||
30. Понятие правовой системы общества | 17 | 1 | 17 | ||||||
31. Повторение по теме: Правоотношения и правовая культура | урок повторения | 1 | 12-17 | ||||||
32.Повторный зачет | 1 | ||||||||
Т.3.Государство и право | Понятие государства и его признаки. Подходы к пониманию государства. Жизнь людей в догосударственный период. Проис хождение древневосточного государства. Происхождение антич ного государства. Происхождение государства у древних герман цев и славян. Теории происхождения государства: теологическая, патриархальная, ирригационная, договорная марксистская, теория насилия. Признаки государства. Сущ ность государства. Функции государства. Виды функций госу дарства. Формы государства и ее элементы. Монархия как фор ма правления. Республика как форма власти. Государственное устройство. Политический режим. Государственный механизм и его структура. Государственный орган и его признаки. Глава го сударства. Законодательная власть. Исполнительная власть. Су дебная власть. Местное самоуправление. Принципы местного самоуправления. Правовое государство и его сущность. Призна ки правового государства. Конституция Российской Федерации — основной закон страны. | 26 | |||||||
33-35.Понятие государства и его признаки | Обществознание. Понятие государства и его признаки | 18 | 3 | январь | 18 | ||||
36-38. Теории происхождения государства | 19 | 3 | 19 | ||||||
39-41. Сущность и функции государства | Обществознание. | 20 | 3 | 20 | |||||
42-43.Государственный орган и его признаки. | 21 | 3 | февраль | 21 | |||||
44-46.Гражданское общество. Правовое государство | Конституция РФ | 22-23 | 3 | 22-23 | |||||
47-48.Конституция Российской Федерации- основной закон страны. | Конституция РФ. | 24-25 | 3 | 24-25 | |||||
49 -50.Эволюция понятия «гражданства». | 26 | 2 | 26 | ||||||
51-52. Правовой статус человека в демократическом правовом государстве. | 27-28 | 2 | март | 27-28 | |||||
53-55.Избирательные системы и их виды. | 29-30 | 3 | Схема. Избирательные системы и их виды. | 29-30 | |||||
56. Зачет по теме: «Государство и право» | зачет | 1 | апрель | 18-30 | |||||
Т.4. Правосудие и правоохранительные органы | Защита прав человека в государстве. Судебная система. Конституционный суд Российской Федерации. Суды общей юрис дикции. Мировые суды. Порядок осуществления правосудия в су дах общей юрисдикции. Арбитражные суды. Правоохранитель ные органы Российской Федерации. Система органов внутренних дел. Прокуратура и ее деятельность. Органы Федеральной службы безопасности Российской Федерации. Особенности деятельности правоохранительных органов РФ | 8 | |||||||
57-59.Защита прав человека в государстве. | 31-32 | 3 | 31-32 | ||||||
60-61.Правоохранительные органы Российской Федерации | 33 | 2 | май | 33 | |||||
62. Повторение по теме: «Правосудие и правоохранительные органы» | контрольная работа | 1 | |||||||
63. Повторный зачет | Повторный зачет | 1 | |||||||
64-68. Итоговое повторение по курсу | Итоговое повторение по курсу | 5 |
График обязательных контрольных, зачетных работ по праву 10 кл. (профильный уровень)
№ пп | Полугодие | Дата | Тема | Форма проведения |
1 | 1 | октябрь | Роль права в жизни общества | зачет |
2 | 1 | ноябрь | Теоретические основы права как системы | зачет |
3 | 2 | январь | Государство и право | зачет |
4 | 2 | май | Правосудие и правоохранительные органы | контрольная работа |
Информационно - методическое обеспечение и средства обучения
- Певцова Е.А. Право. Основы правовой культуры. 10 класс: В 2 ч. Допущено Министерством образования и науки РФ.2008;
- Певцова Е.А. Право. Основы правовой культуры. 11 класс: В 2 ч. Допущено Министерством образования и науки РФ.2008;
- Певцова Е.А. Козленко И.В.. «Право. Основы правовой культуры». Программа курса для 10—11 классов общеобразовательных учреждений; М;«Русское слово»; 2008;
- Кожин Ю.А.Практикум по праву: К учебнику Е.А. Певцовой «Право. Ос новы правовой культуры». Для 10 класса общеобразовательных учреждений. — М.: ООО «ТИД «Русское слово — PC», 2007.
- Кожин Ю.А.Практикум по праву: К учебнику Е.А. Певцовой «Право. Ос новы правовой культуры». Для 11 класса общеобразовательных учреждений. — М.: ООО «ТИД «Русское слово — PC», 2007.
- Болотина Т.В., Певцова Е.А., Миков П.В., Суслов А.Б. «Права человека»10—11 класс, методическое пособие для учителя, М, «Русское слово» 2008;
- Информационно-методические материалы по использованию УМК «Право. Основы правовой культуры» «Русское слово» М; «Русское слово»: 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по обществознанию для 10-11 класса (профильный уровень)
Рабочая программа составлена по учебнику "Обществознание" Л.Н. Боголюбова (профильный уровень), включает разделы "Экономика" (учебник И.В. Липсица), "Право" (учебники 10-11 класса Л.Н. Боголюбова). Ра...
Рабочая программа по обществознанию(включая экономику и право) 6-9 классы
Рабочая программа разработана на основеФедерального компонента государственного стандарта основного общего образования,Примерной программы по обществознанию...
Рабочая программа по обществознанию (включая экономику и право). 6 класс
Данная рабочая программа включает в себя пояснительную записку, содержание программы учебного предмета, требования к уровню подготовки обучающихся, литературу и средства обучения. КТП является приложе...
Рабочая программа учебного предмета «История» для 10 класса. Профильный уровень, Яшников Д. В. учитель истории и обществознания
Рабочая программа учебного предмета «История» для 10 класса. Профильный уровень, Яшников Д. В. учитель истории и обществознания...
Рабочая программа по обществознанию (включая Экономику и Право) 9 класс
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по обществознанию (включая Экономику и Право), примерной программы по обществозна...
Рабочая программа СОО по праву 10-11 классы (профильный уровень)
Рабочая программа СОО по праву составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта среднего общего образования (профильный уровень) и примерной программ...
Рабочая программа по обществознанию для 10-11 класса профильный уровень 2018-2019 год.
программа по обществознанию для 10-11 класса профильный уровень...