Рабочая программа по Информатике и ИКТ для 10 класса (профильный уровень)
рабочая программа по информатике и икт (10 класс) по теме
Рабочая программа составлена на основе авторской программы И.Г. Семакина и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska_profil_10_klass_1.docx | 62.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
Информатика и ИКТ, 10 класс, средняя (полная) школа, профильный уровень
на 2013 - 2014 учебный год
Рабочая программа составлена на основе программы:
Авторская программа И. Г. Семакина , и др.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Согласно Базисному учебному плану (федеральный компонент) от 2004 года общеобразовательный курс «Информатика и ИКТ» на профильном уровне преподается в 10-11 классах общим объемом 280 часов. Данный учебный курс осваивается учащимися после изучения базового курса «Информатика и ИКТ» в основной школе (в 8-9 классах). В нем происходит расширение и углубление материала пройденного в основной школе. Основными нормативными документами, определяющим содержание учебного курса, является «Стандарт среднего (полного) общего образования по Информатике и ИКТ. Профильный уровень» от 2004 года и Примерная программа курса «Информатика и ИКТ» для 10-11 классов (профильный уровень), рекомендованная Минобрнауки РФ. Курс рекомендуется для изучения в классах физико-математического и информационно-технологического профилей.
Профильный курс информатики является средством предвузовской подготовки выпускников школы, мотивированных на дальнейшее обучение в системе ВПО на IT-ориентированных специальностях (и направлениях), т.е. содержание профильного курса информатики реализует пропедевтику инвариантной составляющей содержания подготовки IT-специалистов в системе ВПО.
Изучение информатики и информационных технологий в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:
- освоение и систематизация знаний, относящихся к математическим объектам информатики; построению описаний объектов и процессов, позволяющих осуществлять их компьютерное моделирование; средствам моделирования; информационным процессам в биологических, технологических и социальных системах;
- овладение умениями строить математические объекты информатики, в том числе логические формулы и программы на формальном языке, удовлетворяющие заданному описанию; создавать программы на языке программирования по их описанию; использовать общепользовательские инструменты и настраивать их для нужд пользователя;
- развитие алгоритмического мышления, способностей к формализации, элементов системного мышления;
- воспитание культуры проектной деятельности, в том числе умения планировать свою деятельность, работать в коллективе; чувства ответственности за результаты своего труда, используемые другими людьми; установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе, на недопустимость действий, нарушающих правовые и этические нормы работы с информацией;
- приобретение опыта создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств; построения компьютерных моделей, коллективной реализации информационных проектов, преодоления трудностей в процессе интеллектуального проектирования, информационной деятельности в различных сферах, востребованных на рынке труда.
- формирование информационно-коммуникационной компетентности (ИКК) учащихся. Переход от уровня компьютерной грамотности (базовый курс) к уровню ИКК происходит через комплексность рассматриваемых задач, привлекающих личный жизненный опыт учащихся, знания других школьных предметов. В результате обучения курсу ученики должны понять, что освоение ИКТ не является самоцелью, а является процессом овладения современным инструментом, необходимым для их жизни и деятельности в информационно-насыщенной среде.
- Обеспечение готовности учащихся к сдаче Единого государственного экзамена по информатике.
Рабочая программа «Информатика и информационные технологии» для 10 класса (профильный уровень) составлена на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям для профильного уровня в 10-11 классах; авторской программы И.Г. Семакина "Информатика и ИКТ (профильный уровень) для среднего (полного) общего образования (10-11 класс)"
В соответствие с учебным планом школы (35 учебных недели), программа рассчитана на 140 часов в год (4 часа в неделю).
Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:
- Информатика и ИКТ. Профильный уровень : учебник для 10 класса. / И.Г.Семакин, Т.Ю. Шеина, Л.В. Шестакова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
- Информатика. Задачник – практикум в 2 т. (под редакцией Семакина И.Г.) . – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
- Семакин И.Г., Шеина Т.Ю., Шестакова Л.В. Компьютерный практикум по информатике и ИКТ для 10-11 классов. Профильный уровень. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
Раздел 1. «Теоретические основы информатики» (70 часа)
Предмет изучения информатики. Структура предметной области информатика. Философские проблемы понятия информации. Теория информации. Методы измерения информации. Системы счисления. Перевод десятичных чисел в различные системы счисления. Смешанные системы счисления. Арифметика в позиционных системах счисления. Кодирование информации (текст, звук, изображение). Информационные процессы (хранение, передача, обработка). Логические основы обработки информации. Логика как наука. Формы мышления. Понятия. Отношение между понятиями. Суждение (высказывание). Умозаключение (вывод). Алгебра логики. Логические величины. Логические операции. Таблица истинности. Логические выражения. Логические законы и правила преобразования логических выражений. Методы решения логических задач. Определение, свойства и описание алгоритмов. Этапы алгоритмического решения задач. Алгоритмы обработки информации (поиск и сортировка данных).
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать:
- предмет изучения информатики, структуру предметной области информатика; понятие теоретической информатики и основные рассматриваемые в ней вопросы;
- методы измерения информации;
- принципы кодирования информации;
- основные информационные процессы;
- смысл терминов «понятие», «суждение», «умозаключение»;
- отношения между понятиями;
- основные логические операции;
- основные законы алгебры логики правила преобразования логических выражений;
- определение, свойства и описание алгоритмов;
- этапы алгоритмического решения задач.
Учащиеся должны уметь:
- характеризовать технические и программные средства обработки информации;
- работать с приложениями Windows, текстовым редактором
- приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями;
- определять истинность высказывания;
- определять истинность составного высказывания;
- строить таблицу истинности сложного высказывания;
- определять равносильность высказываний через построение таблицы истинности;
- применять законы алгебры логики для решения логических задач;
- пользоваться основными алгоритмами обработки информации.
Раздел 2. Компьютер (15 часов)
История развития вычислительной техники. Логические основы построения компьютера. Обработка чисел в компьютере. Персональный компьютер и его устройство. Программное обеспечение ПК.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать:
- основные этапы развития вычислительной техники;
- базовые логические элементы компьютера;
- историю и архитектуру ПК;
- назначение основных устройств ПК;
- основное программное обеспечение ПК
Учащиеся должны уметь
- составлять простые логические схемы по логическим выражениям и наоборот;
- включать/выключать ПК; завершать работу в разделе;
- работать с базовым программным обеспечением ПК.
Раздел 3 Информационные технологии (35 часа)
Технологии обработки текстов. Текстовые редакторы и процессоры. Специальные тексты. Издательские системы. Основы графических технологий. Трехмерная графика. Технологии работы с цифровым видео. Технологии работы со звуком. Мультимедиа. Технологии табличных вычислений. Электронные таблицы. Встроенные функции ЭТ. Деловая графика. Поиск решения и подбор параметров.
Учащиеся должны знать:
- основные сферы применения ПК;
- назначение и сферу применения текстовых редакторов (процессоров);
- основные приемы обработки текста;
- основы графических технологий;
- основные приемы работы с цифровым видео;
- основные приемы работы со звуком;
- суть мультимедиа технологий.
Учащиеся должны уметь
- работать с современными текстовыми редакторами (процессорами);
- выполнять подготовку специальных текстов;
- выполнять верстку простого печатного издания;
- работать с растровыми и векторными графическими редакторами;
- представлять информацию в виде мультимедиа объектов с системой ссылок (например, для размещения в сети);
- соэдавать мультимедиа презентации;
- использовать ЭТ для решения задач школьного курса.
Раздел 4. Компьютерные телекоммуникации (20 часа)
Назначение и состав локальных сетей. Технические и программные ресурсы Интернета. Пакетная технология передачи информации. Принцип работы сети. Глобальные компьютерные сети. Информационные услуги Интернета. Коммуникационные, информационные службы Интернета. Основные понятия World Wide Web: Web – страница, Web – сервер, гиперссылка, протокол, Web – сайт, Web – браузер. Работа с браузером. Поисковая служба Интернета: поисковые каталоги, поисковые указатели. Поиск информации в WWW. Способы создания Web – сайтов. Понятие языка HTML. Оформление и разработка сайта.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать:
- основные технические ресурсы интернета;
- понятия провайдер, хост-компьютер, IP-адрес, DNS-адрес;
- программные ресурсы интернета;
- какие услуги предоставляет интернет: коммуникационные службы интернета (электронная почта, служба телеконференций, форумы прямого общения) и информационные службы интернета (служба передачи файлов, WWW);
- основные понятия WWW: Web – страница, Web – сервер, гиперссылка, протокол, Web – сайт, Web – браузер; HTML;
- как работает поисковая служба интернета, правила поиска информации в WWW;
- основные этапы и приемы создания сайта.
Учащиеся должны уметь:
- характеризовать технические ресурсы;
- характеризовать программные ресурсы;
- работать с браузером WWW;
- пользоваться поисковыми службами интернета,
- создавать Web- страницы и Web – сайт.
Примерный план распределения учебного времени в 10 классе
(Резерв 3 часа)
№ п/п | Наименование разделов | Всего часов | Из них | |||
Теоретическое обучение (час) | Лабораторные и практические работы (час) | Контрольная работа (час) | Самостоятельная работа (час) | |||
1 | Теоретические основы информатики | 70 | 30 | 31 | 4 | 5 |
2 | Компьютер | 15 | 9 | 5 | 1 | |
3 | Информационные технологии | 35 | 11 | 18 | 1 | 5 |
4 | Компьютерные телекоммуникации | 20 | 8 | 5 | 7 | |
Итого | 140 | 58 | 59 | 5 | 18 |
Календарно-тематический план
№ урока | Дата | Тема урока | Содержание материала. | Всего часов | Из них | Раздел учебника | ||
Лабораторные и практические работы | Контрольные работы | Самостоятельные работы | ||||||
Теоретические основы информатики | 70 | 32 | 4 | 5 | ||||
1.1 Информатика и информация | 2 | |||||||
1 | 1.1.1 Вводный урок. Правила ТБ |
| 1 | |||||
2 |
|
| 1 | § 1.1 | ||||
1.2 Измерение информации. | 6 | 2 | 1 | |||||
3 | 1.2.1 Алфавитный подход. |
| 1 | § 1.2.1 Задачи №№ 8-10 из учебника | ||||
4-5 | 1.2.2 Содержательный подход. |
| 2 | 1 | § 1.2.2 Задания из задачника | |||
6 | 1.2.3. Вероятность и информация. |
| 1 | § 1.2.3 Задания из задачника | ||||
7 | 1.2.4 Решение задач. |
| 1 | 1 | Повторить §§ 1.2.1-1.2.3 | |||
8 | 1.2.5 Контрольная работа по теме "Измерение информации". |
| 1 | 1 | ||||
1.3 Системы счисления. | 10 | 7 | 1 | |||||
9-10 | 1.3.1 Основные понятия |
| 2 | § 1.3.1 Задания из задачника | ||||
11-12 | 1.3.2 Перевод десятичных чисел в другие системы счисления |
| 2 | 2 | § 1.3.2 Задания из задачника | |||
13 | 1.3.3 Смешанные системы |
| 1 | 1 | § 1.3.4 Задания из задачника | |||
14-15 | 1.3.4 Арифметика в позиционных системах счисления |
| 2 | 2 | § 1.3.5 Задания из задачника | |||
16-17 | 1.3.5 Компьютерный практикум. Автоматизация перевод а чисел из системы в систему с помощью электронных табл . | Автоматизация перевод а чисел из системы в систему | 2 | 2 | ||||
18 | 1.3.6 Контрольная работа по теме "Системы счисления". | Контроль качества знаний | 1 | 1 | ||||
1.4 Кодирование информации | 12 | 4 | 1 | 2 | ||||
19 | 1.4.1 Информация и сигналы |
| 1 | § 1.4.1 | ||||
20-21 | 1.4.2 Кодирование текстовой информации |
| 2 | 1 | § 1.4.2 Задания из задачника | |||
22-24 | 1.4.3 Кодирование изображений |
| 3 | 2 | § 1.4.3 Задания из задачника | |||
25 | 1.4.4 Кодирование звука | 1 | ||||||
26-27 | 1.4.5 Самостоятельная работа "Численные эксперименты по обработке звука" |
| 2 | 2 | § 1.4.4 Задания из задачника | |||
28-29 | 1.4.6 Сжатие двоичного кода |
| 2 | 1 | § 1.4.5 Задания из задачника | |||
30 | 1.4.7 Контрольная работа «Кодирование» | 1 | 1 | |||||
1.5 Информационные процессы | 6 | 2 | ||||||
31 | 1.5.1 Хранение информации |
| 1 | § 1.5.1 | ||||
32-33 | 1.5.2 Передача информации |
| 2 | 1 | § 1.5.2 Задания из задачника | |||
34 | 1.5.3 Коррекция ошибок при передаче данных |
| 1 | § 1.5.3 | ||||
35-36 | 1.5.4 Обработка информации |
| 2 | 1 | § 1.5.4 Задания из задачника | |||
1.6 Логические основы обработки информации | 18 | 7 | 1 | 3 | ||||
37 | 1.6.1 Логика как наука. Формы мышления |
| 1 | Конспект | ||||
38-40 | 1.6.2 Основы алгебры логики. Логические операции ПР "Построение таблиц истинности с помощью ЭТ" |
| 3 | 1 | § 1.6.1 Задачи к разделу из задачника | |||
41-44 | 1.6.3 Логические формулы и функции Преобразование логических выражений |
| 4 | 2 | § 1.6.2 Задачи к разделу из задачника | |||
45-47 | 1.6.4 Логические выражения и логические схемы ПР "Конструирование логических схем в электронных таблицах" |
| 3 | 3 | § 1.6.3 Задачи к разделу из задачника | |||
48-52 | 1.6.5 Решение логических задач. |
| 5 | 4 | § 1.6.4 Задачи к разделу из задачника | |||
53 | 1.6.6 Логические функции на области числовых значений |
| 1 | § 1.6.5 Задачи к разделу из задачника | ||||
54 | 1.6.7 Контрольная работа по теме "Логические основы обработки информации " |
| 1 | 1 | ||||
1.7 Алгоритмы обработки информации | 16 | 9 | ||||||
55-56 | 1.7.1 Алгоритм: понятие; свойства; описание; типы |
| 2 | 1 | § 1.7.1 | |||
57-60 | 1.7.2 Исполнители алгоритмов |
| 4 | 2 | §§ 1.7.2 – 1.7.3 Задачи к разделу из задачника | |||
61-62 | 1.7.3 Этапы алгоритмического решения задач |
| 2 | 1 | § 1.7.4 Задачи к разделу из задачника | |||
63-64 | 1.7.4 Алгоритмы поиска данных |
| 2 | 1 | § 1.7.5 Задачи к разделу из задачника | |||
65-66 | 1.7.5 Программирование на Паскале « Поиск» | 2 | 2 | |||||
67-68 | 1.7 6 Алгоритмы сортировки данных |
| 2 | § 1.7.5 Задачи к разделу из задачника | ||||
69-70 | 1.7.7 Программирование на Паскале «Сортировка» | 2 | 2 | |||||
| 15 | 5 | 1 | |||||
71-72 | 2.1 История развития вычислительной техники. Поколения ЭВМ. |
| 2 | §§ 2.2 – 2.3 | ||||
73-74 | 2.2 Логические основы компьютера ПР "Моделирование логических схем компьютера в электронных таблицах" |
| 2 | 2 | §§ 2.1.1 – 2.1.2 Задачи к разделу из задачника | |||
2.3 Обработка чисел в компьютере | 4 | 2 | ||||||
75-76 | 2.3 .1 Представление и обработка целых чисел |
| 2 | 1 | § 2.4.1 Задачи к разделу из задачника | |||
77-78 | 2.3.2 Представление и обработка вещественных чисел |
| 2 | 1 | § 2.4.2 Задачи к разделу из задачника | |||
2.4 Персональный компьютер и его устройства | 3 | |||||||
79 | 2.4.1 История и архитектура ПК |
| 1 | § 2.5.1 | ||||
80 | 2.4.2 Процессор, системная плата, внутренняя память ПР: "Определение основных характеристик микропроцессора и оперативной памяти" |
| 1 | §§ 2.5.2 – 2.5.4 | ||||
81 | 2.4.3 Внешние устройства ПК |
| 1 | §§ 2.5.5 – 2.5.6 | ||||
2.5 Программное обеспечение ПК | 3 | 1 | ||||||
82-83 | 2.5.1 Программное обеспечение ПК ПР "Работа с сервисными программами ОС" |
| 2 | 1 | § 2.6.1 | |||
84 | 2.5.2 Операционная система Функции операционной системы |
| 1 | §§ 2.6.2. – 2.6.3 | ||||
85 | 2.6. Самостоятельная работа |
| 1 | 1 | ||||
| 35 | 18 | 1 | 5 | ||||
3.1 Технология обработки текста | 8 | 5 | ||||||
86-88 | 3.1.1 Текстовые редакторы и процессоры ПР "Создание составных документов" |
| 3 | 2 | § 3.1.1 | |||
89-90 | 3.1.2 Специальные тексты ПР "Внедрение математических формул в текстовый документ" |
| 2 | 1 | § 3.1.2 | |||
91-93 | 3.1.3Издательские системы ПР "Верстка страницы печатного издания в WORD" |
| 3 | 2 | § 3.1.3 | |||
3.2 Технология обработки изображения и звука | 13 | 5 | 5 | |||||
94 | 3.2.1 Основы графических технологий |
| 1 | |||||
95-96 | 3.2.2 Растровая графика |
| 2 | § 3.2.1 | ||||
97-99 | 3.2.3 Векторная графика |
| 3 | 3 | § 3.2.1 | |||
100 | 3.2.4 Трехмерная графика |
| 1 | 1 | § 3.2.2 | |||
101-102 | 3.2.5 Технологии работы с цифровым видео ПР "Создание видеоролика в программе Movie Maker" |
| 2 | 2 | § 3.2.3 | |||
103 | 3.2.6 Технологии работы со звуком |
| 1 | 1 | § 3.2.4 | |||
104-106 | 3.2.7 Мультимедиа. Мультимедийные презентации |
| 3 | 3 | §§ 3.2.5 – 3.2.6 | |||
3.3 Технология табличных вычислений | 14 | 8 | 1 | |||||
107-110 | 3.3.1 Электронная таблица: структура, данные, функции, передача данных между листами |
| 4 | 3 | §§ 3.3.1 – 3.3.2 Задачи к разделу | |||
111-113 | 3.3.2 Деловая графика |
| 3 | 2 | § 3.3.3 Задачи к разделу | |||
114-115 | 3.3.3 Фильтрация данных |
| 2 | 1 | § 3.3.4 Задачи к разделу | |||
116-119 | 3.3.4 Задачи на поиск решения и подбор параметров |
| 4 | 3 | § 3.3.5 Задачи к разделу | |||
120 | 3.4 Контрольная работа по разделу "Информационные технологии" |
| 1 | 1 | ||||
4. Компьютерные телекоммуникации | 20 | 5 | 7 | |||||
121-122 | 4.1 Организация локальных компьютерных сетей |
| 2 | §§ 4.1.1 – 4.1.2 | ||||
4.2 Глобальные компьютерные сети | 5 | 2 | ||||||
123-124 | 4.2 .1 Организация работы Интернет |
| 2 | §§ 4.2.1 – 4.2.2 | ||||
125 | 4.2.2 Основные службы Интернет |
| 1 | § 4.2.3 | ||||
126-127 | 4.2.3 Поисковая служба Интернета |
| 2 | 2 | § 4.2.3 | |||
4.3 Основы сайтостроения | 13 | 5 | 5 | |||||
128 | 4.3.1 Основы сайтостроения ПР "Создание FTP-аккаунта на бесплатном хост-сервере" ПР "Создание Web-страницы с помощью конструктора сайтов" |
| 1 | §4.3.1 | ||||
129-130 | 4.3.2 Язык гипертекстовой разметки HTML: управление шрифтами; вставка изображений |
| 2 | 1 | §4.3.1 | |||
131-132 | 4.3.3 HTML: таблицы |
| 2 | 2 | §4.3.1 | |||
133-135 | 4.3.4 HTML: гиперссылки; оформление страницы |
| 3 | 2 | §4.3.2 | |||
136-139 | 4.3.4 Проектная работа «Создание личного Web-сайта» |
| 4 | 4 | ||||
140 | 4.3.5 Защита проекта |
| 1 | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» 10 КЛАСС Профильный уровень
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАФормирование личности, готовой к активной и творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры, является главной целью развития отечественной системы школьно...
Рабочая программа по обществознанию для 10-11 класса (профильный уровень)
Рабочая программа составлена по учебнику "Обществознание" Л.Н. Боголюбова (профильный уровень), включает разделы "Экономика" (учебник И.В. Липсица), "Право" (учебники 10-11 класса Л.Н. Боголюбова). Ра...
Рабочая программа по русскому языку для 10 класса (профильный уровень; программа Бабайцевой)
Рабочая программа по русскому языку для 10 класса (профильный уровень; программа Бабайцевой)...
Рабочая программа по русскому языку для 11 класса (профильный уровень; программа Бабайцевой)
Рабочая программа по русскому языку для 11 класса (профильный уровень; программа Бабайцевой)...
Рабочая программа по русскому языку 10-11 класс (профильный уровень)
Рабочая программа по русскому языку 10-11 класс (профильный уровень)...
Рабочая программа по предмету "Литература" 10 - 11 класс (профильный уровень), составленная на основе Федерального компонента госстандарта образования для основной общей школы в соответствии с программой, допущенной Министерством образования
Рабочая программа и тематическое планирование уроков литературы в 10 - 11 классах составлены на основе Федерального компонента государственного стандарта образования для основной общей школы в соответ...
Рабочая программа по предмету "Литература" 10 - 11 класс (профильный уровень), составленная на основе Федерального компонента госстандарта образования для основной общей школы в соответствии с программой, допущенной Министерством образования
Рабочая программа и тематическое планирование уроков литературы в 10 - 11 классах составлены на основе Федерального компонента государственного стандарта образования для основной общей школы в соответ...