Программа элективного курса "Мой выбор-мое будущее"
элективный курс по обществознанию (9 класс) на тему
Программа по избирательному праву для учащихся 9 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_izbiratelnoe_pravo.doc | 343 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 2 п. Спирово
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
ДЛЯ
УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССА
«Мой выбор-
мое будущее»
Автор:
учитель истории
и обществознания
высшей категории
МОУ СОШ № 2 п. Спирово
Петрова Ирина Борисовна
2009 п. Спирово
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
- Введение.
Современное Российское общество переживает сложный период становления новой системы ценностей, утверждение новых приоритетов в государственной политике и общественной деятельности, формирование основ демократического, правового государства и гражданского общества. При этом усилия общества в целом должны быть сконцентрированы на решении трех ключевых проблем:
- создание равных возможностей реализации и развития
человеческого капитала в отношении всех граждан России; - формирование мотивации к инновационному поведению.
Переход на инновационный путь развития предполагает масштабные инвестиции в человеческий капитал. При этом развитие человека является основной целью и необходимым условием прогресса современного общества, абсолютным национальным приоритетом Российской Федерации.
Будущее России, её успешность и прогнозируемость зависят от образования и здоровья людей, от их стремления к самосовершенствованию, от мотивации к инновационной деятельности и инновационному поведению граждан.
Новому поколению российских граждан предстоит осознанно определиться в обществе, в своем отношении к государству, осмыслить, что не только свободный и независимый человек, осознающий свою ответственность за совершаемые поступки, носитель современной системы знаний, принимающий ценности и принципы демократии, может стать значимой личностью для будущего развития страны.
Преодоление правового нигилизма, общественной и политической пассивности, различных проявлений нетерпимости и насилия, экстремизма и агрессивности, духовной деградации личности возможно лишь через социализацию личности граждан, формирование демократического гуманистически настроенного общества и принятие молодежью гуманистических ценностей и установок.
Ключевую роль в превращении образования в один из главных факторов обеспечения гражданского диалога и согласия в российском обществе должна играть социокультурная модернизация образования. Осуществление этого процесса требует внедрения образовательных стандартов нового поколения, как и компетентностного подхода к содержанию и оценке качества любой образовательной системы.
__________
1 Инновационное поведение является результатом образовательного процесса соответствующей направленности. При этом инновационное поведение могут воспитать лишь те, кто сами им обладают в полной степени. Подготовка носителей культуры инновационного поведения
является задачей всей образовательной системы.
В настоящее время одной из стратегических задач становится модернизация образования как института социального развития общества в направлении формирования социального здоровья каждой личности.
Образование должно являться сферой наименьшего проявления нетерпимости и должно, соответственно, быть одним из ведущих факторов формирования толерантности и профилактики ксенофобии, а также профилактики других асоциальных проявлений в образовательной среде (ВИЧ-инфекция, наркомания, алкоголизм, табакокурение, правонарушения и т.д.). Однако сегодня роль образования в формировании опыта толерантного поведения у детей и подростков выражена слабо.
В первую очередь это касается учащихся - подростков на этапе формирования их самоидентификации и позитивной «Я – концепции», что соответствует примерно 15-16 летнему возрасту – 9 классу общеобразовательной школы.
2. Актуальность.
Недостаточность мировоззренческого образования демократической и гуманистической направленности создает сложности на пути построения активного гражданского общества, на пути формирования человека с ценностями и установками, способствующими реализации осознанного выбора в отношении себя и своего общества в целом. Низкий уровень социальной активности граждан, а, особенно молодежи делает актуальным в девятом классе, на этапе выбора траектории будущего элективные курсы ориентировочного и социализирующего характера. Таким по содержанию курсом является курс по избирательному праву.
Избирательное право является неотъемлемой частью цивилизованного образа жизни. Демократия предполагает всеобщие, прямые и открытые выборы. Они - необходимый конституционно гарантированный минимум политической деятельности личности. Это, с одной стороны, - право, с другой - обязанность каждого гражданина, выполнение которой позволяет проводить в жизнь демократические принципы. Но общим для многих стран в настоящее время является явное снижение избирательной активности, особенно среди молодёжи.
Избирательная система в России только складывается, но уже сейчас ясно, что в условиях апатии и равнодушия, царящих в обществе, вопрос об активном участии граждан в демократических выборах стоит достаточно остро. Сегодняшние выпускники школы, достигнув 18-летного возраста, станут избирателями. Будут ли они к этому готовы? Пойдут ли они голосовать, ясно сознавая свою роль в принятии того или иного решения? Как школа может содействовать формированию правовой культуры подрастающего поколения?
Данная программа составлена с учетом облегчения процесса социализации учащихся в условиях современной политической ситуации через формирование ценностей: ответственности за собственное благосостояние и за состояние общества через освоение ими основных компетентностей в области правовой избирательной культуры.
Курс по избирательному праву вводит школьников в сложный мир общественных отношений, дает возможность осмыслить свое место в окружающем мире, показывает на примере избирательного права принципы формирования государственности в России. Будущие граждане России не только знакомятся с накопленным мировым и отечественным опытом в области избирательного законотворчества, приобретают навыки получения и анализа информации из разных источников, применения полученных на уроках знаний в рамках социальных проектов, подготовке творческих работ, деловых игр, при создании школьного самоуправления.
- Проблемный анализ.
Источником изменений в правовом образовании граждан должны стать следующие проблемы общества и образования:
- Все большее значение в современном обществе приобретает роль правового образования молодежи для ее участия в управлении государством, повышению ее политической активности, ответственности за свою страну.
- Социально – экономический кризис страны и предыдущие годы советской идеологии привели к деградации социального института семьи, который сам по себе формировал ответственность граждан перед прошлым и будущим поколениями.
- В настоящее время недостаточным остается социализирующая парадигма обществоведческого образования, что необходимо менять.
- Падение нравственности общества и «грязные» выборные технологии, активно обсуждаемые в СМИ, приводят к отторжению процесса выборов у молодых людей, не видящих в них истинной перспективы.
- Современное эффективное образование невозможно без использования социально – деятельностных подходов и технологий. Школьное образование недостаточно предоставляет возможности подросткам высказывать свою точку зрения и отстаивать её. Следовательно, возникает необходимость курсов направленных на создание поля успешности и самореализации учащихся для формирования правильного выбора в будущем.
- Инновации в последние годы имели, в основном, управленческо – экономический характер, а вложений в формирование «человеческого капитала» на новой основе было явно недостаточно. Поэтому создание мировоззренческих курсов становится важнейшим фактором стабильности и успешности, в формирование грамотного и социально зрелого человека.
4. Новизна программы.
Кроме социальной значимости, описанной выше, данный курс построен полностью на проблемно – деятельностной технологии и проектным формам работы. На смену позиции пассивного усвоения знаний приходят диалоговые формы работы, технология «дебаты», круглые, дискуссионные столы с использованием различных источников информации, активного включения девятиклассников в учебный процесс в роли активных субъектов и организаторов. Значительное место в программе отводится игровым технологиям и формам контроля, стимулирующим поисково – исследовательскую деятельность учащихся. В программе реализуются и социальные практики.
5. Обзор литературы.
В основе программы лежат нормативно – правовые акты Законодательного собрания Тверской области и Федеральные нормативные акты, с использованием методических материалов А.Н.Иоффе, С.А.Морозовой, А.П.Любимова, разработки элективного курса учителем Тверской области И.П.Ивановым.
6. Цель элективного курса: формирование чувства ответственности и повышение компетентности молодого гражданина Российской Федерации, будущего избирателя.
7. Для реализации поставленной цели необходимо решение традиционно определяемого триединого комплекса задач:
Обучающие:
- Расширить и углубить область знаний учащихся 9 класса за рамки базовой программы;
- Способствовать формированию профессиональной траектории у выпускников сельской школы;
- Формирование ключевых компетентностей учащихся (аналитико – деятельностная, информационная, коммуникативная, прогностическая, рефлексивная).
Развивающие:
- Реализовывать данный курс возможно лишь через творческое осмысление предлагаемого материала и формирование собственного отношения к его прикладным аспектам;
- Формирование межпредметных ( история и обществознание, обществознание и литература) связей и через них целостного мироощущения и своего места в этом мире;
Воспитательные:
- Формирование культуры избирателя и ответственного к нему отношения;
- Развитие логического алгоритма оценивания и прогнозирования ситуации;
- Формирование экологических и толерантных установок;
- Способствовать формированию ценностно- насыщенного гуманистического мировоззрения.
Данный курс рассчитан на углубление знаний учащихся 9 классов. Курс носит метапредметный характер, так как, углубляя уровень знаний по обществознанию, программа курса формирует прогностически важные навыки самостоятельного проектирования моделей действий бытового, потребительского, поведенческого, профессионального и научного характера, что выступает важнейшим результатом данного курса.
Данная перспектива результатов направлена на самореализацию, самовоспитание и самопознание учащихся, мотивируя их на дальнейший личностный рост, зрелость и самоидентификацию.
Познавая и осваивая деятельностный компонент материала, учащийся создает собственную точку зрения и приобретает навык ее отстаивания, что значимо социализирует личность учащегося.
Данный элективный курс выстроен в логике гуманистической педагогики, реализуемый через следующие направления формирования личности:
- познавать окружающий мир и себя самого;
- оценивать окружающий мир, себя самого;
- предвосхищать возможные последствия своих практических действий, уметь вырабатывать прогнозы;
- осознанно действовать в окружающем мире, выстраивать гармоничные взаимоотношения с другими людьми, овладеть методами организации своих отношений с природой, обществом, самим собой;
- выстраивать целостную систему мировоззрения, знаний, убеждений, ценностей, принципов позволяющих ему адекватно воспринимать окружающий мир, понимать свое место и роль в нем;
- развивать свои природные задатки, реализовывать свои сущностные силы, естественное стремление к основным ценностям Бытия;
- обучиться способам саморефлексии, самопознания, самореализации, позволяющим понимать смысл своей жизни, выбирать достойный образ жизни и стиль поведения, определять главные жизненные пути и цели, находить пути и формы оптимальной реализации своего предназначения в мире.
Развивая вышеназванные направления и свойства личности в рамках курса, мы не только обогащаем учащихся знаниями, умениями и навыками, но и учим работать в творческих группах, находить совместно обсужденные решения, а также повышаем интерес к предмету и системе знаний, в целом. Теоретический материал занятий предполагает логическую цепочку тем, отражающих углубление материала от понятия основ избирательного права с формированием соответствующих моделей поведения к отражению этих представлений в жизни общества.
Содержание практических работ выстраивается таким образом, что:
- теоретический материал не только расширяет знания ученика, но и является фундаментом для создания новых умозаключений;
- практические задания направлены не только на отработку умений применять те или иные методы познания, но также демонстрируют связь с предыдущими практическими занятиями, что способствует развитию логического мышления,
проявлению критичности и гибкости интеллекта, а также стимулирует актуализацию нужных знаний;
- теоретический материал содержит элементы занимательных знаний, которые не только способствуют развитию познавательного интереса, но в то же время активизируют развитие всех остальных элементов творческого мышления.
В преподавании данного элективного курса используются следующие современные образовательные технологии: разноуровневое обучение, проблемная технология, технология «дебаты», технология формирования критического мышления, КСО, работа в малых творческих группах, информационно – коммуникативные технологии, здоровьесберегающие, формирование «портфолио». Здоровьесберегающие технологии определяют оптимальность режимов занятий, смену видов деятельности, введение пауз и секунд расслабления.
Оценка эффективности курса через проведение школьных олимпиад позволяет сформировать «портфолио» учащихся, что необходимо для их самореализации.
8.Методы:
- Частично-поисковый
- Словесно-наглядный
- Беседа с демонстрацией средств наглядности
- Проблемное изложение
- Эвристический
- Опытно – экспериментальный
- Игровой
9.Формы организации занятий
- лекция и семинары;
- практикумы и экскурсии;
- защита проектов;
- выполнение исследовательской работы.
10.Формы контроля
В качестве промежуточных форм контроля могут быть использованы сообщения и рефераты учащихся.
В качестве итоговой формы контроля используется защита проектного задания и результаты выполнения исследований.
11.Средства:
- Предметные: тетрадь, медиапроектор, таблицы.
- Практические: решения задач, ответы в рамках тестирования, анализ опытов и лабораторных работ.
- Интеллектуальные: анализ, синтез, сравнение, выделение главного, решение.
- Эмоциональные: интерес, мотивация, успешность.
12.Темы проектных работ для учащихся
Примерный перечень тем реферативных работ:
- Избирательная реформа в России глазами избирателя.
- Если бы я был депутатом.
- Право выбора - элемент демократии.
- Выбирайте достойных!
- Портрет гражданина XXI века.
- Хочу быть главой района.
- Наш выбор - будущее России!
- Основные принципы избирательного права.
- Из истории института народовластия в России.
- Избирательная система в России: история и современность.
- Не будь в стороне, голосуй!
- Проблема абсентеизма.
- Я гражданин России.
- За честные выборы.
- Избирательные права граждан. Как они осуществляются?
- Источники избирательного права.
- Выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты и на выборные должности.
- Голосование на выборах.
- Первые российские парламентарии.
Контингент учащихся: учащиеся 9 класса
Объем программы: 18 часов (1 час в неделю в течение полугодия)
Учебно–тематический план
Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе | ||
Семинары | Практические занятия | Формы контроля и обеспечения | ||
Вводное занятие « Введение в избирательное право» | 1 | 1 | Деловая игра « Право выбора» | |
Раздел I. Путешествие в историю | 7 | 2 | 5 | |
1.1. На заре демократии | 1 | 1 | ||
1.2. Избирательное право в России | 1 | 0,5 | 0,5 | |
1.3. Государственная Дума-первый русский парламент. | 1 | 1 | Круглый стол: «История парламентаризма в оценках школьников» | |
1.4.Выборы в I Государственную Думу в Тверской губернии. | 1 | 1 | ||
1.5. Избирательное право в СССР | 1 | 1 | ||
1.6. Избирательный процесс в новой России | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Раздел II. Азбука избирателя | 7 | 0 | 6 | |
2.1. Выборы и референдум как выражение власти народа. | 1 | 1 | ||
2.2. Кого мы выбираем | 1 | 1 | Работа с документами | |
2.3.Органы местного самоуправления | 1 | 1 | Встреча с представителем районного Собрания Депутатов | |
2.4. Избирательные системы в мире | 1 | 1 | Деловая игра «Политические дебаты» | |
2.5. Избирательные комиссии | 1 | 1 | ||
2.6.Общественные объединения, политические партии в избирательном процессе | 1 | 1 | ||
2.7.Избирательные технологии. СМИ в условиях выборных кампаний | 1 | 1 | ||
Раздел III. Я - избиратель. | 2 | 0 | 2 | |
3.1.Мой выбор | 1 | 1 | Интеллектуально- правовая игра | |
3.1. Выборы Президента школы | 1 | 1 | Деловая игра | |
Итоговое занятие | 1 | 1 | Защита рефератов и проектных работ | |
18 | 5 | 13 |
Содержание программы
Вводное занятие. Введение в избирательное право.(1 ч)
Занятие 1. На занятиях рассматриваются цели и задачи курса. Обсуждаются с учащимися вопросы, которые их больше всего интересуют в практическом содержании курса.
Вводится понятие избирательного права, выборов и референдума как непосредственного выражения власти народа, представляется презентация по данному вопросу
Ключевые понятия: гражданин, избирательное право, активное и пассивное право, принципы избирательного права, избирательный ценз.
Раздел 1. Путешествие в историю (7 ч)
Занятие 1.1 На заре демократии
Истоки демократии, народные собрания древних греков, демократия прямая и представительная. Остракизм.
Древнеримский Сенат. Кто мог стать сенатором, ограничение власти сенатом. Законы ХII таблиц - установление единого для всех римлян частного права. Консульские выборы на Марсовом поле. Депутатская неприкосновенность. Англия - родина парламентаризма. Парламент и его функции
Ключевые понятия: первобытная демократия, демократия прямая и представительная,плебисцит,кандидат,парламент.
Занятие 1.2 Избирательное право в России.
Демократия Древнего Новгорода. Вечевые традиции.
Роль и компетенции Земских Соборов.
Демократичность состава Земских Соборов.
«Крестоцеловальная запись». «Кондиции».
Правовое регулирование российской жизни в XVIII –XIX вв
Земское движение
Упущенные возможности русской демократии.
Ключевые понятия: Вече, Земский Собор
Занятие 1.3 Государственная Дума- первый русский парламент.
Манифест 17 октября и его последствия.
Выборы в I Государственную Думу.
II Государственная Дума.
Положение о выборах 3 июня 1907 г.
Октябристский маятник.
« Счастливая судьба » III Государственной Думы.
Партийный состав IV Государственной Думы.
Судьба Учредительного Собрания.
Ключевые понятия: избирательный закон, Таврический дворец, Государственная Дума, курии, многопартийность, Учредительное Собрание.
Занятие 1.4..Выборы в I Государственную Думу в Тверской губернии.
История выборов в 1-ю Государственную Думу в Тверской губернии.
Первые депутаты и их деятельность в 1-ой Государственной Думе от Тверской губернии.
Ключевые понятия:
Занятие 1.5. Избирательное право в СССР.
Конституции 1918, 1936 гг.
Лишение избирательных прав.
Демократия по-советски.
Конституция 1977 г.
Верховный Совет. Принцип демократического социализма.
Императивный мандат.
Занятие1.6. Избирательный процесс в новой России
Рождение нового парламента. Съезд народных депутатов
РСФСР. Верховный Совет РСФСР. Политический плюрализм. Декларация о государственном суверенитете России. Конституционный параллелизм.
Совет Федерации трёх созывов. Отличия и сходства в порядке формирования Совета Федерации первого и второго созыва.
Ключевые понятия: демократия прямая и представительная,
парламент, мандат, плюрализм, толерантность, терпимость
Практическая работа: Круглый стол: «История парламентаризма в оценках школьников»
Раздел II. Азбука избирателя (6 ч)
Занятие2.1. Выборы и референдум как выражение власти народа.
Вводится понятие выборов и референдума как непосредственного выражения власти народа, представляется презентация по данному вопросу .
Занятие2.2. Кого мы выбираем
Формирование органов власти Российской Федерации, виды республик: парламентская, президентская и смешанного типа, порядок формирования государственной власти. Законы, регулирующие формирование органов власти, Президент и его полномочия, Федеральное Собрание, Органы местного самоуправления. Избирательные системы: пропорциональная, мажоритарная, смешанная, работа избирательных комиссий, общественные объединения, политические партии в избирательном процессе, избирательные технологии, СМИ в условиях выборных кампаний, нарушение избирательных прав
Ключевые понятия: Президент, Федеральное Собрание, Совет Федераций, Государственная Дума,
Занятие 2.3 Органы местного самоуправления
Роль и функции органов местного самоуправления, структура, действие 131-го Федерального закона.
Ключевые понятия: Местное самоуправление, Губернатор, муниципальные образования
Занятие 2.4. Избирательные системы в мире
Пропорциональная, мажоритарная избирательные системы. Смешанная избирательная система в России.
Ключевые понятия: избирательные системы.
Занятие 2.5. Избирательные комиссии
Ведущая роль избирательных комиссий в процессе выборов, виды избирательных комиссий, их полномочия, деятельность членов участковой избирательной комиссии во время выборов.
Ключевые понятия: Центризбирком, ТИК, УИК, избирательный бюллетень, порядок голосования.
Занятие 2.6. Общественные объединения, политические партии в избирательном процессе
Роль многопартийности в избирательном процессе, политические партии в России, политические лидеры и их особенности.
Ключевые понятия: лидер, харизма, избирательные технологии, Программа партии.
Занятие 2.7.Избирательные технологии. СМИ в условиях выборных кампаний
Технологии, применяемые во время выборов, роль средств массовой информации, предвыборная агитация.
Ключевые понятия: Избирательная технология
Раздел III. Я – избиратель
Занятие 3.1.Мой выбор
Практическая работа: интеллектуально-творческая игра
Занятие 3.2.. Я - избиратель.
Процедура проведения выборов, порядок проведения избирательной кампании, выдвижение кандидатов, голосование.
Практическая работа: Деловая игра « Выборы Президента школы».
Ключевые понятия: избирательный бюллетень, порядок голосования.
Итоговое занятие: Защита проектных работ(1ч)
Данное занятие посвящено защите проектных работ и рефератов, подготовленных учащимися в ходе изучения программы. Представление рефератов, исследований и мультимедийных презентаций.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса по профориентации "Проектируем будущее" (для гуманитарного класса)
Элективный курс «Проектируем будущее» дает учащимся возможность сопоставить потенциальное профессиональное «хочу» и «могу», перенести ситуацию этого сопоставления на проблему выбора обучения. Он позво...
Программа элективного курса по обществознанию "Мой выбор - мое будущее" для 9 класса
В основе программы лежат нормативно – правовые акты Законодательного собрания Тверской области и Федеральные нормативные акты, с использованием методических м...
Программа курса по выбору /элективного курса « История простых вещей и открытий »
« История простых вещей и открытий »Предпрофильный элективный курсЦель курса:В период глобализации исчезает умение видеть значимое и прекрасное в том, что окружает нас в повседневной жизни. В ра...
Программа элективного курса "Это мой выбор!"
Программа для проведения элективного курса для учеников 8-х классов...
Программа по профориентации «Выбор профессии - выбор будущего» на 2017-2018 учебный год
Профессия человека - это его судьба, его жизненный путь. Поэтому, очевидно, стоит потратить и время, и силы на заблаговременное и основательное ее планирование, обдумывание. Профессиональный жизненный...
Рабочая программа элективного курса «Химик – профессия будущего» (профессиональные пробы и социальные практики)
В связи с объективной необходимостью внедрения во все отрасли производства и техники нашей страны современных технологий в обществе растет востребованность как в специалистах-производственниках, так и...
Авторская программа элективного курса по выбору "Решение генетических задач-как основа выбора профессии"
Программа элективного курса «Решение генетических задач, как основа профессии» ориентирована на учеников 9 класса и рассчитана на 8 часов.Предлагаемая программа элективного курса поможет у...