Программа элективного курса по обществознанию "Мой выбор - мое будущее" для 9 класса
рабочая программа по обществознанию (9 класс)

Перебоева Ольга Васильевна

 

 В основе программы лежат нормативно – правовые акты Законодательного собрания Тверской области и Федеральные нормативные акты,    с использованием методических  материалов А.Н.Иоффе, С.А.Морозовой, А.П.Любимова,  разработки элективного курса учителем Тверской области И.П.Ивановым.

 6. Цель элективного курса: формирование чувства ответственности и повышение компетентности молодого гражданина Российской Федерации, будущего избирателя.

7. Для реализации поставленной цели необходимо решение традиционно определяемого триединого комплекса задач:

Обучающие:

  • Расширить и углубить область знаний учащихся 9 класса за рамки базовой программы;
  • Способствовать формированию профессиональной траектории у выпускников сельской школы;
  • Формирование ключевых компетентностей учащихся (аналитико – деятельностная, информационная, коммуникативная, прогностическая, рефлексивная).

Развивающие:

  • Реализовывать данный курс возможно лишь через творческое осмысление предлагаемого материала и формирование собственного отношения к его прикладным аспектам;
  • Формирование межпредметных ( история и обществознание, обществознание и литература) связей и через них целостного мироощущения и своего места в этом мире;

 

Воспитательные:

  • Формирование культуры избирателя и ответственного к нему отношения;
  • Развитие логического алгоритма оценивания и прогнозирования ситуации;
  • Формирование экологических и толерантных установок;
  • Способствовать формированию ценностно- насыщенного гуманистического мировоззрения.

Данный курс рассчитан на углубление знаний учащихся 9 классов. Курс носит метапредметный характер, так как, углубляя уровень знаний по обществознанию, программа курса формирует прогностически важные навыки самостоятельного проектирования моделей действий бытового, потребительского, поведенческого, профессионального и научного характера, что выступает важнейшим результатом данного курса.

Данная перспектива результатов направлена на самореализацию, самовоспитание и самопознание учащихся, мотивируя их на дальнейший личностный рост, зрелость и самоидентификацию.

Познавая и осваивая деятельностный компонент материала, учащийся создает собственную точку зрения и приобретает навык ее отстаивания, что значимо социализирует личность учащегося.

Данный элективный курс выстроен в логике гуманистической педагогики, реализуемый через следующие направления формирования личности:

  • познавать окружающий мир и себя самого;
  • оценивать окружающий мир, себя самого;
  • предвосхищать возможные последствия своих практических действий, уметь вырабатывать прогнозы;
  • осознанно действовать в окружающем мире, выстраивать гармоничные взаимоотношения с другими людьми, овладеть методами организации своих отношений с природой, обществом, самим собой;
  • выстраивать целостную систему мировоззрения, знаний, убеждений, ценностей, принципов позволяющих ему адекватно воспринимать окружающий мир, понимать свое место и роль в нем;
  • развивать свои природные задатки, реализовывать свои сущностные силы, естественное стремление к основным ценностям Бытия;
  • обучиться способам саморефлексии, самопознания, самореализации, позволяющим понимать смысл своей жизни, выбирать достойный образ жизни и стиль поведения, определять главные жизненные пути и цели, находить пути и формы оптимальной реализации своего предназначения в мире.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon el._kurs_moy_vybor.doc131 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

 ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

 «Мой выбор-

 мое будущее» 

ДЛЯ

УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  1. Введение.

Современное Российское общество переживает сложный период становления новой системы ценностей, утверждение новых приоритетов в государственной политике и общественной деятельности, формирование основ демократического, правового государства и гражданского общества. При этом усилия общества в целом должны быть сконцентрированы на решении трех ключевых проблем:

  • создание    равных    возможностей    реализации    и    развития
    человеческого капитала в отношении всех граждан России;
  • формирование    мотивации   к   инновационному   поведению.

Переход на инновационный путь развития предполагает масштабные инвестиции в человеческий капитал. При этом развитие человека является основной целью и необходимым условием прогресса современного общества, абсолютным национальным приоритетом Российской Федерации.

Будущее России, её успешность и прогнозируемость зависят от образования       и       здоровья       людей,       от       их       стремления к самосовершенствованию, от мотивации к инновационной деятельности и инновационному поведению граждан.

 Новому поколению российских граждан предстоит осознанно определиться в обществе, в своем отношении к государству, осмыслить, что не только свободный и независимый человек, осознающий свою ответственность за совершаемые поступки, носитель современной системы знаний, принимающий ценности и принципы демократии, может стать значимой личностью для будущего развития страны.

Преодоление правового нигилизма, общественной и политической пассивности, различных проявлений нетерпимости и насилия, экстремизма и агрессивности, духовной деградации личности возможно лишь через социализацию личности граждан, формирование демократического гуманистически настроенного общества и принятие молодежью гуманистических ценностей и установок.

Ключевую роль в превращении образования в один из главных факторов обеспечения гражданского диалога и согласия в российском обществе должна играть социокультурная модернизация образования. Осуществление этого процесса требует внедрения образовательных стандартов нового поколения, как и компетентностного подхода к содержанию и оценке качества любой образовательной системы.

__________

1 Инновационное     поведение     является    результатом     образовательного процесса  соответствующей  направленности.   При  этом  инновационное поведение могут воспитать лишь те, кто сами им обладают в полной степени.   Подготовка   носителей   культуры   инновационного   поведения
является задачей всей образовательной системы.

В настоящее время одной из стратегических задач становится модернизация     образования     как     института     социального развития общества в направлении формирования социального здоровья каждой личности.

Образование должно являться сферой наименьшего проявления нетерпимости и должно, соответственно, быть одним из ведущих факторов формирования толерантности и профилактики ксенофобии, а также профилактики других асоциальных проявлений в образовательной среде (ВИЧ-инфекция, наркомания, алкоголизм, табакокурение, правонарушения и т.д.). Однако сегодня роль образования в формировании опыта толерантного поведения у детей и подростков выражена слабо.

В первую очередь это касается учащихся - подростков на этапе формирования их самоидентификации и позитивной «Я – концепции», что соответствует примерно 15-16 летнему возрасту – 9 классу общеобразовательной школы.

2. Актуальность.

Недостаточность мировоззренческого образования демократической и гуманистической направленности создает сложности на пути построения активного гражданского общества, на пути формирования человека с ценностями и установками, способствующими реализации осознанного выбора в отношении себя и своего общества в целом. Низкий уровень социальной активности граждан, а, особенно молодежи делает актуальным в девятом классе, на этапе выбора траектории будущего элективные курсы ориентировочного и социализирующего характера. Таким по содержанию курсом является курс по избирательному праву.

Избирательное право является неотъемлемой частью цивилизованного образа жизни. Демократия предполагает всеобщие, прямые и открытые выборы. Они - необходимый конституционно гарантированный минимум политической деятельности личности. Это, с одной стороны, - право, с другой - обязанность каждого гражданина, выполнение которой позволяет проводить в жизнь демократические принципы. Но общим для многих стран в настоящее время является явное снижение избирательной активности, особенно среди молодёжи.

Избирательная система в России только складывается, но уже сейчас ясно, что в условиях апатии и равнодушия, царящих в обществе, вопрос об активном участии граждан в демократических выборах стоит достаточно остро. Сегодняшние выпускники школы, достигнув 18-летного возраста, станут избирателями. Будут ли они к этому готовы? Пойдут ли они голосовать, ясно сознавая свою роль в принятии того или иного решения? Как школа может содействовать формированию правовой культуры подрастающего поколения?

Данная программа составлена с учетом облегчения процесса социализации учащихся в условиях современной политической ситуации через формирование ценностей: ответственности за собственное благосостояние и за состояние общества через освоение ими основных компетентностей в области правовой избирательной культуры.

Курс по избирательному праву вводит школьников в сложный мир общественных отношений, дает возможность осмыслить свое место в окружающем мире, показывает на примере избирательного права принципы формирования государственности в России. Будущие граждане России не только знакомятся с накопленным мировым и отечественным опытом в области избирательного законотворчества, приобретают навыки получения и анализа информации из разных источников, применения полученных на уроках знаний в рамках социальных проектов, подготовке творческих работ, деловых игр, при создании школьного самоуправления.

  1. Проблемный анализ.

Источником изменений в правовом образовании граждан должны стать следующие проблемы общества и образования:

  • Все большее значение в современном обществе приобретает роль правового образования молодежи для ее участия в управлении государством, повышению ее политической активности, ответственности за свою страну.
  • Социально – экономический кризис страны и предыдущие годы советской идеологии привели к деградации социального института семьи, который сам по себе формировал ответственность граждан перед прошлым и будущим поколениями.
  • В настоящее время недостаточным остается социализирующая парадигма обществоведческого образования, что необходимо менять.
  • Падение нравственности общества и «грязные» выборные технологии, активно обсуждаемые в СМИ, приводят к отторжению процесса выборов у молодых людей, не видящих в них истинной перспективы.
  • Современное эффективное образование невозможно без использования социально – деятельностных подходов и технологий. Школьное образование недостаточно предоставляет возможности подросткам высказывать свою точку зрения и отстаивать её. Следовательно, возникает необходимость курсов направленных на создание поля успешности и самореализации учащихся для формирования правильного выбора в будущем.  
  • Инновации в последние годы имели, в основном, управленческо – экономический характер, а вложений в формирование «человеческого капитала» на новой основе было явно недостаточно. Поэтому создание мировоззренческих курсов становится важнейшим фактором стабильности и успешности, в формирование грамотного и социально зрелого человека.

4. Новизна программы.

Кроме социальной значимости, описанной выше, данный курс построен полностью на проблемно – деятельностной технологии и проектным формам работы. На смену позиции пассивного усвоения знаний приходят диалоговые формы работы, технология «дебаты», круглые, дискуссионные столы с использованием различных источников информации, активного включения девятиклассников в учебный процесс в роли активных субъектов и организаторов. Значительное место в программе отводится игровым технологиям и формам контроля, стимулирующим поисково – исследовательскую деятельность учащихся. В программе реализуются и социальные практики.

5. Обзор литературы.

 В основе программы лежат нормативно – правовые акты Законодательного собрания Тверской области и Федеральные нормативные акты,    с использованием методических  материалов А.Н.Иоффе, С.А.Морозовой, А.П.Любимова,  разработки элективного курса учителем Тверской области И.П.Ивановым.

 6. Цель элективного курса: формирование чувства ответственности и повышение компетентности молодого гражданина Российской Федерации, будущего избирателя.

7. Для реализации поставленной цели необходимо решение традиционно определяемого триединого комплекса задач:

Обучающие:

  • Расширить и углубить область знаний учащихся 9 класса за рамки базовой программы;
  • Способствовать формированию профессиональной траектории у выпускников сельской школы;
  • Формирование ключевых компетентностей учащихся (аналитико – деятельностная, информационная, коммуникативная, прогностическая, рефлексивная).

Развивающие:

  • Реализовывать данный курс возможно лишь через творческое осмысление предлагаемого материала и формирование собственного отношения к его прикладным аспектам;
  • Формирование межпредметных ( история и обществознание, обществознание и литература) связей и через них целостного мироощущения и своего места в этом мире;

Воспитательные:

  • Формирование культуры избирателя и ответственного к нему отношения;
  • Развитие логического алгоритма оценивания и прогнозирования ситуации;
  • Формирование экологических и толерантных установок;
  • Способствовать формированию ценностно- насыщенного гуманистического мировоззрения.

Данный курс рассчитан на углубление знаний учащихся 9 классов. Курс носит метапредметный характер, так как, углубляя уровень знаний по обществознанию, программа курса формирует прогностически важные навыки самостоятельного проектирования моделей действий бытового, потребительского, поведенческого, профессионального и научного характера, что выступает важнейшим результатом данного курса.

Данная перспектива результатов направлена на самореализацию, самовоспитание и самопознание учащихся, мотивируя их на дальнейший личностный рост, зрелость и самоидентификацию.

Познавая и осваивая деятельностный компонент материала, учащийся создает собственную точку зрения и приобретает навык ее отстаивания, что значимо социализирует личность учащегося.

Данный элективный курс выстроен в логике гуманистической педагогики, реализуемый через следующие направления формирования личности:

  • познавать окружающий мир и себя самого;
  • оценивать окружающий мир, себя самого;
  • предвосхищать возможные последствия своих практических действий, уметь вырабатывать прогнозы;
  • осознанно действовать в окружающем мире, выстраивать гармоничные взаимоотношения с другими людьми, овладеть методами организации своих отношений с природой, обществом, самим собой;
  • выстраивать целостную систему мировоззрения, знаний, убеждений, ценностей, принципов позволяющих ему адекватно воспринимать окружающий мир, понимать свое место и роль в нем;
  • развивать свои природные задатки, реализовывать свои сущностные силы, естественное стремление к основным ценностям Бытия;
  • обучиться способам саморефлексии, самопознания, самореализации, позволяющим понимать смысл своей жизни, выбирать достойный образ жизни и стиль поведения, определять главные жизненные пути и цели, находить пути и формы оптимальной реализации своего предназначения в мире.

Развивая вышеназванные направления и свойства личности в рамках курса, мы не только обогащаем учащихся знаниями, умениями и навыками, но и учим работать в творческих группах, находить совместно  обсужденные решения, а также повышаем интерес к предмету и системе знаний, в целом. Теоретический материал занятий предполагает логическую цепочку тем, отражающих углубление материала от понятия основ избирательного права с формированием соответствующих моделей поведения к отражению этих представлений в жизни общества.

Содержание практических работ выстраивается таким образом, что:
- теоретический материал не только расширяет знания ученика, но и является фундаментом для создания новых умозаключений;

- практические задания направлены не только на отработку умений применять те или иные методы познания, но также демонстрируют связь с предыдущими практическими занятиями, что способствует развитию логического мышления,

проявлению критичности и гибкости интеллекта, а также стимулирует актуализацию нужных знаний;

- теоретический материал содержит элементы занимательных знаний, которые не только способствуют развитию познавательного интереса, но в то же время активизируют развитие всех остальных элементов творческого мышления.

В преподавании данного элективного курса используются следующие современные образовательные технологии: разноуровневое обучение, проблемная технология, технология «дебаты», технология формирования критического мышления, КСО, работа в малых творческих группах, информационно – коммуникативные технологии, здоровьесберегающие, формирование «портфолио». Здоровьесберегающие технологии определяют оптимальность режимов занятий, смену видов деятельности, введение пауз и секунд расслабления.

Оценка эффективности курса через проведение школьных олимпиад позволяет сформировать «портфолио» учащихся, что необходимо для их самореализации.

8.Методы:

  • Частично-поисковый
  • Словесно-наглядный
  • Беседа с демонстрацией средств наглядности
  • Проблемное изложение
  • Эвристический
  • Опытно – экспериментальный
  • Игровой

9.Формы организации  занятий

- лекция и семинары;

- практикумы и экскурсии;

- защита проектов;

- выполнение исследовательской работы.

10.Формы контроля

В качестве промежуточных форм контроля могут быть использованы сообщения и рефераты учащихся.

В качестве итоговой формы контроля используется защита проектного задания и результаты выполнения исследований.

 11.Средства:

  • Предметные:  тетрадь, медиапроектор, таблицы.
  • Практические: решения задач, ответы в рамках тестирования, анализ опытов и лабораторных работ.
  • Интеллектуальные: анализ, синтез, сравнение, выделение главного, решение.
  • Эмоциональные: интерес, мотивация, успешность. 

12.Темы проектных работ для учащихся

Контингент учащихся: учащиеся 9 класса

Объем программы:  8 часов (с 3.10 по 3.12)

Учебно–тематический план

Наименование разделов  и тем

Всего часов

Практические

занятия

Формы контроля и обеспечения

Раздел I. Азбука  избирателя

5

2.1. Выборы и референдум как выражение власти народа.

1

1

Работа с документами

2.2. Кого мы выбираем

2.3.Органы местного самоуправления

1

1

Встреча с представителем поселкового собрания Депутатов

2.4. Избирательные системы в мире

1

Деловая игра «Политические дебаты»

2.5. Избирательные комиссии

2.6.Общественные объединения, политические партии в избирательном процессе

1

2.7.Избирательные технологии. СМИ в условиях выборных кампаний

1

1

Раздел III. Я - избиратель.

2

2

3.1.Мой выбор

1

1

Интеллектуально- правовая игра

3.1. Выборы Президента школы

1

1

Деловая игра

Итоговое занятие

1

Защита рефератов и проектных работ

8

5

Содержание программы

Раздел I. Азбука избирателя (5  ч) 

Занятие2.1. Выборы и референдум как выражение власти народа.

Вводится понятие  выборов и референдума как непосредственного выражения власти народа, представляется презентация по данному вопросу .

Занятие2.2. Кого мы выбираем

Формирование органов власти Российской Федерации, виды республик: парламентская, президентская и смешанного типа, порядок формирования государственной власти. Законы, регулирующие формирование органов власти, Президент и его полномочия, Федеральное Собрание, Органы местного самоуправления. Избирательные системы: пропорциональная, мажоритарная, смешанная, работа избирательных комиссий, общественные объединения, политические партии в избирательном процессе, избирательные технологии, СМИ в условиях выборных кампаний, нарушение избирательных прав

Ключевые понятия: Президент, Федеральное Собрание, Совет Федераций, Государственная Дума,

Занятие 2.3 Органы местного самоуправления

Роль и функции органов местного самоуправления, структура, действие 131-го Федерального закона.

Ключевые понятия:  Местное самоуправление, Губернатор, муниципальные образования

Занятие 2.4. Избирательные системы в мире

Пропорциональная, мажоритарная избирательные системы. Смешанная избирательная система в России.

 Ключевые понятия:  избирательные системы.

Занятие 2.5. Избирательные комиссии

Ведущая роль избирательных комиссий в процессе выборов, виды избирательных комиссий, их полномочия, деятельность членов участковой избирательной комиссии во время выборов.

 Ключевые понятия: Центризбирком, ТИК, УИК, избирательный бюллетень, порядок голосования.

 

 Занятие 2.6. Общественные объединения, политические партии в избирательном процессе

Роль многопартийности в избирательном процессе, политические партии в России, политические лидеры и их особенности.

Ключевые понятия: лидер, харизма, избирательные технологии, Программа партии.

Занятие 2.7.Избирательные технологии. СМИ в условиях выборных кампаний

Технологии, применяемые во время выборов, роль средств массовой информации, предвыборная агитация.

Ключевые понятия: Избирательная технология

Раздел III. Я – избиратель

Занятие 3.1.Мой выбор

Практическая работа: интеллектуально-творческая игра

 Занятие 3.2.. Я - избиратель.

Процедура проведения выборов, порядок проведения избирательной кампании, выдвижение кандидатов, голосование.

 Практическая работа: Деловая игра « Выборы Президента школы».

Ключевые понятия: избирательный бюллетень, порядок голосования.

 Итоговое  занятие: Защита проектных работ(1ч)

Данное занятие посвящено защите проектных работ и рефератов, подготовленных учащимися в ходе изучения программы. Представление рефератов, исследований  и мультимедийных презентаций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО МАТЕМАТИКЕ «МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ» 6 класс, 2 курс

Данная программа элективного курса объемом 35 часов адресована учащимся 6 класса.Развитие у учащихся правильных представлений о природе математики и отражении математической наукой явлений и про...

Программа элективного курса "Это мой выбор!"

Программа для проведения элективного курса для учеников 8-х классов...

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО МАТЕМАТИКЕ «МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ» 7 класс, 3 курс

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«КАЗАНСКОЕ СУВОРОВСКОЕ ВОЕННОЕ УЧИЛИЩЕМИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»  УТВЕРЖДАЮНачальник Казанского суворо...

Рабочая программа к курсу "Психология. Уроки выбора профессии" 9 класс

Данная программа,  составленная на основе программы предпрофильной подготовки «Психология и выбор профессии» Г. Резапкиной,  способствует активизации процесса самопознания, позволя...

Программа элективного курса «Мой профессиональный выбор»

p { margin-bottom: 0.21cm; } Каждый год по окончании школы молодые люди начинают искать применение своим силам и способностям, решать вопросы «Кем я буду?». И здесь главное не растеряться, сориен...

Авторская программа элективного курса по математике для учащихся 9 класса "Систематизируем курс математики: от простого к сложному "

Программа элективного курса рассчитана на 34 часа и будет способствовать повышению эффективности подготовки обучающихся 9 класса к основному государственному экзамену по математике за курс основн...