Программа элективного курса "Это мой выбор!"
элективный курс по психологии (8 класс) на тему
Программа для проведения элективного курса для учеников 8-х классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_elektivnogo_kursa.doc | 70 КБ |
tetrad_8_kl.doc | 296 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Сланцевская средняя общеобразовательная школа №3»
Рассмотрена и рекомендована Утверждена приказом директора
Педагогическим советом № от
МОУ «СОШ №3»
Протокол № от
Рабочая программа для 8 классов
«Это мой выбор!»
Учитель:
Крюкова Елена Александровна
Педагог-психолог
МОУ «Сланцевская СОШ №3»
г. Сланцы
2011 г.
Пояснительная записка к программе элективного курса «Это мой выбор!»
Настоящая программа предназначена для профориентации учащихся 7- 8 – х классов. Базируется на четырёх направлениях профконсультационной работы: информационное, диагностическое, консультационное и тренинговое.
Данный курс основывается на программах предпрофильной подготовки Е.А. Климова «Курс занятий по профориентации “Мои профессиональные намерения”» и Г.В. Резапкиной «Психология и выбор профессии».
Цель программы: актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счёт специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе и о мире профессионального труда.
Основные задачи курса:
- сформировать у учащихся положительное отношение к труду;
- расширить представления учащихся о современном «рынке профессий»;
- сформировать положительное отношение к себе, осознание своей индивидуальности применительно к реализации себя в будущей профессии;
- ознакомить учащихся с правилами и способами получения профессии;
- научить разбираться в содержании профессиональной деятельности;
- научить соотносить требования, предъявляемые профессией с индивидуальными качествами;
- научить анализировать свои возможности и способности, (сформировать потребность в осознании и оценке качеств и возможностей своей личности).
Элективный курс «Это мой выбор!» состоит из теоретической и практической части. Теоретическая включает изучение мира труда и профессий. Практическая часть представлена в виде тестирования, практических занятий по курсу с использованием надёжных методик, деловых и ролевых игр, проблемно-поисковых задач, элементов исследовательской и проектной деятельности. Результаты диагностики могут учитываться при формировании профильных классов.
Формы организации деятельности: программа ориентирована на учащихся 7-8-х классов; реализовывается в течение всего учебного года. Регулярность занятий – 1 раз в неделю.
Общее количество часов – 34.
Ожидаемые результаты:
- формирование знаний учащихся о специфике современного рынка труда и его развитии;
- формирование у учащихся адекватных представлений о себе и своём профессиональном соответствии;
- принятие учащимися предварительного решения о профессиональном выборе;
- создание условий для повышения готовности подростков к социально-профессиональному самоопределению.
По окончании курса учащиеся должны знать алгоритм стратегии выбора профессии и целеполагания, состояние современного рынка труда, пути получения профессии.
По завершении курса учащиеся пишут письменню раоту в форме составления резюме и сочинение «Я через десять лет…».
Содержание занятий
Занятие № 1. Многообразие мира профессий. История вопроса. Понятия профессии, специальности и должности. Отличия профессий. Характеристика профессий. Профотриетационная анкета «Ориентация».
Занятие №2. Выбор и моделирование профессии. Раскрытие понятия «выбор». Карта страны профессий. Требования к человеку, которые предъявляют профессии различных типов.
Занятие № 3. Формула выбора профессии «Хочу – могу - надо». Знакомство с подходом Климова Е.А. Самый надежный способ выбора профессии.
Занятие № 4. Интересы и выбор профессии («хочу»). Психологические аспекты интереса. Рассмотрение компонента формулы «хочу – могу - надо» на собственном примере ученика.
Занятие № 5. Классификация профессий. Классификация профессий по предмету труда и по характеру труда. Карта интересов Голомштока.
Занятие № 6. Склонности и профессиональная направленность («могу»).
Занятие № 7. Мотивы выбора профессии. Понятие «мотив». Факторы успешности профессиональной деятельности, профессионально важные качества человека и профессиональная пригодность.
Занятие № 8. Профессиональный тип личности. Опросник профессиональной направленности личности Голланда.
Занятие № 9. Темперамент и выбор профессии. Общая характеристика личности. Учение о темпераменте. Влияние темперамента на выбор профессии. Анкета самооценки типа личности.
Занятие № 10. Способности и выбор профессии. Классификация способностей. Требования профессий к личности. Способности к обучению. Батарея интеллектуальных тестов «КР-3-85».
Занятие № 11. Социальные проблемы труда («надо»). Продавец и покупатель. Конкуренция «работоискателей». Биржа труда. Куда пойти учиться, что бы быть востребованным специалистом.
Занятие № 12. Анализ профессий. Современный рынок труда и его требования к профессионалу. Рассмотрение понятия «рынок труда» и его составляющих. Предложение и спрос. Цена товара – рабочая сила. Анализ состояния, динамики и тенденций развития рынка труда в нашем регионе.
Занятие № 13. Профессии «человек-человек». Требования, которые предъявляют профессии данного типа к знаниям, умениям, навыкам и личностным особенностям работника.
Занятие № 14. Профессии «человек – знаковая система». Требования, которые предъявляют профессии данного типа к знаниям, умениям, навыкам и личностным особенностям работника.
Занятие № 15. Профессии «человек – техника». Требования, которые предъявляют профессии данного типа к знаниям, умениям, навыкам и личностным особенностям работника.
Занятие № 16. Профессии «человек – художественный образ». Требования, которые предъявляют профессии данного типа к знаниям, умениям, навыкам и личностным особенностям работника.
Занятие № 17. Профессии «человек – природа». Требования, которые предъявляют профессии данного типа к знаниям, умениям, навыкам и личностным особенностям работника.
Занятие № 18. Профессиональные стереотипы. Детерминанты профессиональной деформации. Уровни профессиональных деформаций.
Занятие № 19. Ошибки при выборе профессии. Типичные ошибки при выборе профессии. «8 углов» при выборе профессии
Занятие № 20. Построение профессиональной перспективы. Карьера. Основные принципы составления резюме. Составление резюме при приёме на работу.
Занятие № 21. Профориентационная игра «Вакансия».
Занятие № 22. Заключительное занятие. Подведение итогов курса. Получение обратной связи. Разработка рекомендаций.
Учебно-тематический план элективного курса «Это мой выбор!»
№ | Тема занятия | Количество часов |
1. | Многообразие мира профессий. | 1 |
2. | Выбор и моделирование профессии. | 1 |
3. | Формула выбора профессии «Хочу – могу - надо» | 2 |
4. | Интересы и выбор профессии («хочу») | 2 |
5. | Классификация профессий по. | 2 |
6. | Склонности и профессиональная направленность («могу»). | 1 |
7. | Мотивы выбора профессии. | 1 |
8. | Профессиональный тип личности. | 2 |
9. | Темперамент и выбор профессии | 2 |
10. | Способности и выбор профессии. | 2 |
11. | Социальные проблемы труда («надо»). | 1 |
12. | Анализ профессий. Современный рынок труда и его требования к профессионалу. | 2 |
13. | Профессии «человек-человек». | 2 |
14. | Профессии «человек – знаковая система». | 2 |
15. | Профессии «человек – техника». | 1 |
16. | Профессии «человек – художественный образ». | 1 |
17. | Профессии «человек – природа». | 1 |
18. | Профессиональные стереотипы. | 1 |
19. | Ошибки при выборе профессии. | 2 |
20. | Построение профессиональной перспективы. | 2 |
21. | Профориентационная игра «Вакансия». | 2 |
22. | Заключительное занятие. | 1 |
Общее количество часов | 34 |
Список литературы
- Бендюков М.А., Соломин И.Л., Палагин А.А. Азбука профориентации.- СПб., 2008. – 218 с.
- Бендюков М.А., Соломин И.Л., Степанов А.Н. Ищу работу. – СПб.: Литера плюс, 1995. – 284 с.
- Основы планирования и реализации профессиональной карьеры. Рабочая тетрадь по профориентации молодежи. – СПб., 2010. – 42 с.
- Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение . – М.; Воронеж: Модек, 1996.
- Психология популярных профессий / Под ред. Л. А. Головей. СПб.: Речь, 2003.
- Собчик Л.Н. Психология индивидуальности. – СПб.: Речь, 2003.
- Соломин И.Л. Экспресс – диагностика персонала. – СПб.: Речь, 2008.- 280 с.
Предварительный просмотр:
В жизни воина света всегда есть вторая попытка. Много раз он ошибался, прежде чем нашел Свою Стезю.
Пауло Коэльо
Профориентационный курс
«Это мой выбор!»
ТЕТРАДЬ
Ученика 8__класса
Школы № 3
………………………………………………………………………
(Ф.И.), (год рождения)
- АНКЕТА ЖИЗНЕННОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ
Дата обследования: …………………………….
- Ваши будущие профессиональные образование и деятельность будут постоянно связаны с освоением различных областей знаний. Выберите такие области из нижеперечисленных и укажите, насколько они вам нравятся.
№ | Предмет | Оч. нравится | Нравится | Не нравится | Оч. ненравится |
1 | Математика | 1 | 2 | 3 | 4 |
2 | Русский язык | 1 | 2 | 3 | 4 |
3 | Литература | 1 | 2 | 3 | 4 |
4 | История | 1 | 2 | 3 | 4 |
5 | Обществознание | 1 | 2 | 3 | 4 |
6 | География | 1 | 2 | 3 | 4 |
7 | Биология | 1 | 2 | 3 | 4 |
8 | Физика | 1 | 2 | 3 | 4 |
9 | Химия | 1 | 2 | 3 | 4 |
10 | Технология | 1 | 2 | 3 | 4 |
11 | Иностранные языки | 1 | 2 | 3 | 4 |
12 | Информатика | 1 | 2 | 3 | 4 |
- Чем вы собираетесь заниматься после окончания школы?
1 | 2 | 3 | 4 |
А) Начало уч. года
1 | 2 | 3 | 4 |
Б) Конец уч. года
- Как вы собираетесь продолжить свое образование после окончания 9 класса?
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
А) Начало уч. года
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Б) Конец уч. года
- С какой областью вы связываете свою будущую профессию?
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- Какое образование имеют ваши родители?
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
|
|
|
|
|
|
- Какие профессии имеют ваши родители?
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- Если бы вам представилась возможность выбора профильных 10-11-х классов, то какой бы профиль вы выбрали?
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
|
|
|
|
|
|
|
- Какие факторы оказали влияние на выбор вами области будущей профессиональной деятельности и профильного 10-11-го класса?
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- Какие факторы вы считаете наиболее важными при выборе вами будущей профессии?
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- Какие факторы могут помешать вам осуществить ваши профессиональные планы?
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- Если бы вам был предоставлен свободный доступ в интернет, какие сведения вы хотели бы получить для уточнения своих профессиональных планов?
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- МЕТОДИКА «ГОТОВНОСТЬ К ВЫБОРУ ПРОФЕССИИ»
Дата обследования: …………………………….
Автономность |
| ||||||||
Информированность |
| ||||||||
Принятие решения |
| ||||||||
Планирование |
| ||||||||
Эмоциональное отношение |
| ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 |
41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 |
51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 |
61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 |
71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 |
81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 |
91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | |
- Карта интересов (Мод. Г.В. Резапкиной)
Дата обследования: …………………………….
Ознак-ие | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | ||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ∑(+) = | ∑(-)= | |
14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | |||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ∑(+) = | ∑(-)= | |
Углубленное познание | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | ||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ∑(+) = | ∑(-)= | |
40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | |||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ∑(+) = | ∑(-)= | |
Практич. деят-ть | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | ||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ∑(+) = | ∑(-)= | |
66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | |||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ∑(+) = | ∑(-)= |
∑(+)всего = |
|
∑(-) всего = |
|
∑(+) и (-) = |
|
- Методика «Ориентация» (И.Л. Соломин)
Характерологическая анкета
Дата обследования: …………………………….
Тип | Ответ | Сумма + | Сумма х на коэфф. | Тип | Ответ | Сумма + | Сумма х на коэфф. | Тип | Ответ | Сумма + | Сумма х на коэфф. | ||
1 | 1 | ∑(+)= | ∑(+)x3= | 4 | 1 | ∑(+)= | ∑(+)x2= | 6 | 1 | ∑(+)= | ∑(+)x2= | ||
2 | 2 | 2 | |||||||||||
3 | 3 | 3 | |||||||||||
4 | 4 | 4 | |||||||||||
5 | 5 | 5 | |||||||||||
6 | 6 | 6 | |||||||||||
7 | 7 | 7 | |||||||||||
8 | 8 | 8 | |||||||||||
2 | 1 | ∑(+)= | ∑(+)x3= | 9 | 9 | ||||||||
2 | 10 | 10 | |||||||||||
3 | 11 | 11 | |||||||||||
4 | 12 | 12 | |||||||||||
5 | 5 | 1 | ∑(+)= | ∑(+)x2= | |||||||||
6 | 2 | ||||||||||||
7 | 3 | ||||||||||||
8 | 4 | ||||||||||||
3 | 1 | ∑(+)= | ∑(+)x3= | 5 | |||||||||
2 | 6 | ||||||||||||
3 | 7 | ||||||||||||
4 | 8 | ||||||||||||
5 | 9 | ||||||||||||
6 | 10 | ||||||||||||
7 | 11 | ||||||||||||
8 | 12 |
- Методика ДДО (Е. А. Климов)
Дата обследования: …………………………….
I (Ч-П) | II (Ч-Т) | III (Ч-Ч) | IV (Ч-З) | V (Ч-Х) | |
1а | 1б | 2а | 2б | 3а | |
3б | 4а | 4б | 5а | 5б | |
6а |
| 6б |
| 7а | |
| 7б | 8а |
| 8б | |
| 9а |
| 9б |
| |
10а |
|
| 10б |
| |
11а | 11б | 12а | 12б | 13а | |
13б | 14а | 14б | 15а | 15б | |
16а |
| 16б |
| 17а | |
| 17б | 18а |
| 18б | |
| 19а |
| 19б |
| |
20а |
|
| 20б |
| |
∑ |
|
|
|
|
|
- Исследование логической и механической памяти методом запоминания двух рядов слов
Первый ряд | Второй ряд |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- Тест «Коммуникабельный ли вы человек?»
Да – 2 балла, Иногда – 1 балл, Нет – 0 баллов.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
|
|
|
|
|
|
|
|
- МДЛ на МкУ Дата……………. МДЛ на МкИН (Элерс)
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
41 |
| ||||||||
|
- Субтест «Использование предметов»
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
| ||||
|
|
|
|
|
МДСГ к Р (Шуберт)
- Субтест «Эскизы»
| |||
- Личностный опросник Айзенка
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | |||
|
|
|
|
|
|
|
- Тест «Коммуникабельный ли вы человек?»
Да – 2 балла, Иногда – 1 балл, Нет – 0 баллов.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
|
|
|
|
|
|
|
|
- Методика «Корректурная проба» (кольца Ландольта)
Дата обследования: …………………
Подсчет результатов:
1 строка = 11 строка = Общая успешность в %
2 строка = 12 строка =
3 строка = 13 строка =
4 строка = 14 строка =
5 строка = 15 строка =
6 строка = 16 строка =
7 строка = 17 строка =
8 строка = 18 строка =
9 строка = 19 строка =
10 строка = 20 строка =
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса "Мой выбор-мое будущее"
Программа по избирательному праву для учащихся 9 класса....
программа элективного курса по выбору познание мира по картам
программа, тематическое планирование элективного курса по выбору "Познание мира по картам" 9 класс для подготовки к ЕГЭ и ГИА по географии...
Рабочая программа элективного курса "Слагаемые выбора профиля обучения"
Рабочая программа содержит пояснительную записку, календарно тематическое плданирование эликтивного курса "Слагаемые выбора профиля обучения."...
программа элективного курса "Мой выбор"
Программа расчитана на 34 часа. Цель: помочь подросткам сделать правильный профессиональный выбор и в соответствии с этим выстроить алгоритм действия- профессиональный план....
Авторская программа элективного курса по выбору для 9 класса по биологии "Использование знаний биологии в нефтехимической промышленности, медицине, экологии и микробиологии"
Данная программа позволяет учащимся 9 классов орпеделиться с выбором будующей профессии, связанной сос знаниями в области биологии....
Программа элективного курса по выбору по английскому языку для 9 класса «О России с любовью»
Данная программа рассчитана на учащихся 9 классов.Задачами курса являются:воспитание гражданственности и патриотизма, любви к Родине;освоение знаний о культуре России;формирование ценностных ориентаци...
Рабочая программа элективного курса «Профессиональный выбор» 11 класс
Аннотация элективного курса «Профессиональный выбор» -11классНазвание курсаЭлективный курс «Профессиональный выбор»Класс 11 классКоличество часов33 ч.Составитель рабочей програ...