Рабочая программа элективного курса «Химик – профессия будущего» (профессиональные пробы и социальные практики)
элективный курс по химии (11 класс) на тему

В связи с объективной необходимостью внедрения во все отрасли производства и техники нашей страны современных технологий в обществе растет востребованность как в специалистах-производственниках, так и в научных кадрах естественнонаучных дисциплин, в том числе, и в химиках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_elektiva_himik.doc153.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №2 «Образовательный центр»

с. Кинель – Черкассы муниципального района Кинель – Черкасский Самарской области

«Рекомендована к утверждению»

на заседании НМС

протокол № 1 от 25.08 2015 г.

Председатель НМС________ /Пупынина Ю.В./

«Утверждена»

Приказ №             от 1.09.2015

Директор__________ /Иванова О.Е./

Рабочая программа элективного курса

«Химик – профессия будущего»

(профессиональные пробы и социальные практики)

Класс – 11

Количество часов в год - 34

Количество в неделю - 1

Учитель: Горячкина И. А.

2015-2016 учебный год

Пояснительная записка

В связи с объективной необходимостью внедрения во все отрасли производства и техники нашей страны современных технологий в обществе растет востребованность как в специалистах-производственниках, так и в научных кадрах естественнонаучных дисциплин, в том числе, и в химиках. 

В современном мире очень многое делается при помощи химии. Специалистами-химиками разрабатываются новая косметика, лекарства, производятся продукты питания, материалы для одежды и обуви, и это только самые известные направления. Химики работают в области химии и технологии органических веществ: промежуточных продуктов, растворителей, пестицидов, органических реакторов, мономеров и вспомогательных веществ для получения полимеров и полимерных материалов, синтетических топлив, масел, специальных жидкостей, поверхностно-активных веществ и моющих средств, органических красителей и других продуктов нефтехимии основного и тонкого органического синтеза.

Химики работают в отраслях народного хозяйства, производящих вышеперечисленные вещества, а также в научно-исследовательских и проектных организациях. Могут преподавать, работать в образовательных учреждениях, заниматься научно-исследовательской, проектно-конструкторской и инженерно-технологической деятельностью.

Во всем мире химическая промышленность становится все более важной сферой производства. Естественно, растущая отрасль нуждается в квалифицированных кадрах.

У специалистов в области химии сегодня появляются новые перспективы. Особенно резко возрастает спрос на химиков-технологов всех направлений.

Данный элективный курс предназначен для учащихся 10 – х классов и рассчитан на 17 часов.

Цель курса: формирование у обучающихся опыта профессиональной деятельности в области химии и оказание помощи в профессиональном самоопределении.

Задачи:

  • выявление у обучающихся склонностей и способностей к деятельности связанной с химией;
  • знакомство с профессиями, для которых необходимы химические знания;
  • организация исследовательской деятельности учащихся через систему практических работ для развития специальных практических умений и навыков проведения химического анализа.

Планируемые образовательные результаты учащихся:

Знаниевые результаты:

  • демонстрируют понимание возрастающей роли химии в решении глобальных проблем человечества: продовольственной, экологической и энергетической;
  • обобщают знания – теоретические (понятия, законы и теории химии) и фактологические (сведения о неорганических и органических веществах и процессах);
  • владеют определенными способами деятельности (составление химических формул, уравнений, определение степени окисления химических элементов, осуществление расчетов по формулам и уравнениям и другое);
  • воспроизводят стандартный алгоритм решения некоторых качественных задач по химии (задач на идентификацию веществ, на осуществление превращений веществ и получение веществ);
  • применяют навыками безопасного обращения с лабораторным оборудованием и реактивами.

Компетентностные результаты:

  • планируют эксперимент, находят различные способы решения экспериментальных задач;
  • наблюдают, описывают и делают выводы при выполнении экспериментальных работ;
  • проводят реакции на ионы, с использованием методов качественного и количественного анализа исследования состава веществ;
  • применяют химические знания на практике при выполнении исследовательских работ.

Способы оценки планируемых результатов

Входной контроль осуществляется в начале обучения в виде собеседования, текущий контроль проводится в ходе бесед и практических работ на занятиях. На практических работах проверяются умения и навыки работы с химическими веществами и приборами. Итоговый контроль – защита проектов по выбранной профессии.

Оценивание обучающихся предполагается по результатам их отчётов за проделанные практические работы и защиту проекта - «зачтено»/«не зачтено».

Формы проведения занятий: лекция, практическая работа, лабораторные опыты, защита творческих работ.

Формы организации работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая, парная.

Основания для отбора содержания образования

В процессе изучения материалов элективного курса ученикам прививается вкус к исследовательской деятельности, выполнению практических профессиональных работ, закладываются основы общенаучного мышления, умение правильно построить исследовательскую задачу, использовать разные методы, проанализировать и обобщить материал, формирует правильную речь, развивает самостоятельность, формирует привычку к публичным выступлениям.

Предоставление обучающимся возможности самостоятельно проводить намеченные программой практические работы является важнейшим условием успешности проведения данного курса, развивает их способности и укрепляет желание посвятить себя работе по химическим специальностям.

Курс даёт возможность сравнить требования, которые предъявляют профессии химического профиля, со своими возможностями.

Характеристика ресурсов

Дидактические материалы:

  • опорные схемы, тексты заданий;
  • справочно-информационная таблица «Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева»;
  • таблица «Растворимость солей, кислот и оснований в воде»;
  • руководство для лабораторных опытов и практических занятий по химии.

Необходимое оборудование:

  • набор посуды и принадлежностей для ученического эксперимента;
  • нагревательные приборы;
  • наборы химических реактивов для проведения практических работ.
  • коллекции: «Металлы и сплавы», «Волокна», «Каучук», «Пластмассы», «Стекло и изделия из стекла».

Информационно-коммуникативные средства:

  • мультимедийное оборудование;
  • электронное издание «Виртуальная химическая лаборатория»;
  • «Открытая Химия 2.5»;
  • выход в Интернет.

Тематическое планирование

Вводное занятие. Правила техники безопасности при работе в кабинете химии. Порядок выполнения химического эксперимента, его результатов, составление отчета.

Тема 1. Роль химии в профессиональной деятельности человека. Знакомство с ролью химии в жизни, быту, профессиональной деятельности человека. Профессии, для которых необходимы химические знания.

Тема 2. Профессии, связанные с химическим производством: химик – технолог, химик-исследователь, химик-инженер, химик-аналитик, биохимик, химик-эколог. Химическая промышленность и химическая технология. Научные принципы организации химических производств. Важнейшие составляющие химического производства. Рассмотрение химико-технологических процессов получения сахара из сахарной свеклы, крахмала из картофеля и кукурузы, масло из семян подсолнечника.

Практическая работа №1. Анализ водопроводной воды.

Практическая работа №2: Получение глюкозы из картофеля.

Экскурсия в санитарно-эпидемиологическую станцию Кинель – Черкасского района.

Тема 3. Химия в профессиях, необходимых человеку: фармацевт, провизор, эксперт – лаборант, эксперт по качеству потребительских товаров.

Профессии провизора и фармацевта. Порядок проведения анализов лекарственных средств и их оформление. Приготовление и применение лекарственных сборов. Соки растений – источники здоровья. Целебные яды

растений.

Анализ пищевых продуктов. Анализ молока и молочных продуктов: определение кислотности, содержания белков и молочного сахара; установление свежести молока. Определение кислотности хлеба и яблок, глюкозы и фруктозы в яблоках, сахарозы в карамели. Определение белков в мясе и муке. Изучение свойств пигментов свеклы, моркови, хлорофилла.

Практическая работа №3. «Оценка качества коровьего молока органолептическими и физико - химическими методами».

Практическая работа №4. Приготовление лекарственных (витаминных, успокоительных, тонизирующих) чаев.

Практическая работа 5. Приготовление растворов перманганата калия для полоскания горла, для обработки ожогов. Приготовление изотонического и гипертонического растворов хлорида натрия, водно-спиртового раствора йода, борной кислоты.

Экскурсия в аптеку «ИМПЛОЗИЯ». Экскурсия на предприятия Кинель – Черкасского районного потребительского общества.

Тема 4. Химия в профессиях сферы обслуживания. Исследование свойств тканей из синтетических, искусственных и натуральных волокон. Чистящие средства. Удаление пятен: техника выведения пятен, пятновыводители. Удаление жировых пятен, пятен от ягод и фруктов, овощей и соков, пищевых продуктов, крови, краски.

Практическая работа 6. Удаление пятен различного происхождения.

Учебно - тематическое планирование

Тема

Количество часов

Формы контроля

всего

аудиторных

внеаудиторных

В т.ч. на практическую

деятельность

Вводное занятие. Правила техники безопасности при работе в кабинете химии. Порядок выполнения опытов и составление отчета.

1

1

Зачет по ТБ

Тема 1. Роль химии в профессиональной деятельности человека.

1

1

Результаты анкетирования

Тема 2. Профессии, связанные с химическим производством.

5

2

1

2

Отчет по практической работе

Тема 3. Химия в профессиях, необходимых человеку.

6

1

2

3

Отчет по практической работе

Тема 4. Химия в профессиях сферы обслуживания

2

1

1

Отчет по практической работе

Итоговое занятие. Защита проектов: «Мое место в мире химических специальностей».

2

2

Зачет

Итого:

17

8

3

6

Список использованной литературы

Литература для учителя:

  1. Бурицкая Н.Н. Политехническое образование и профориентация учащихся в процессе обучения химии. – М.: Просвещение,1983г.
  2. Белорус А.В. Применение химических веществ в пищевой промышленности и быту. Журнал «Химия. Все для учителя» №7, 2011г.
  3. Волков В. Н., Солодова Р. И., Волкова Л. А. Определение качества молока и молочных продуктов // Химия в школе. – 2002г. – № 1.
  4. Воскресенский П.И. Неймак А.М. Основы химического анализа. Пособие для учащихся. – М. Просвещение,1977г.
  5. Климов Е. А. Путь в профессию. – Л.: Лениздат,1974.
  6. Маршанова Г.Л.Техника безопасности в школьной лаборатории: сборник инструкций и рекомендаций. М.: АРКТИ, 2002г.
  7. Петрова Д.В., Тургенева М.В. Потребляй, но проверяй. Методическое пособие из серии «Искусство ведения здорового образа жизни». – Отрадный, 2006г.
  8. Пичугина Г.В. «Повторяем химию на примерах из повседневной жизни». – М.: «Аркти», 1999г.
  9. Прощицкая Е.Н. Выбирай профессию. – М.: Просвещение, 1991г.
  10. Практикум по общей и неорганической химии / Под ред. Н. Н. Павлова, В. И. Фролова. - М.: Дрофа, 2002г.
  11. Речкалова Н. И., Сысоева  Л. И. Какую воду мы пьем // Химия в школе. – 2004г.  – № 3.
  12. Солдатенков А. Т. Основы органической химии лекарственных веществ. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Химия, 2003г.
  13. Сопова А. С. Химия и лекарственные вещества. – Л., 1982гг.
  14. Степин Б. Д., Аликберова Л. Ю., Рукк Н. С. Домашняя химия. Химия в быту и на каждый день. – М.: РЭТ, 2001г.

Литература для учащихся:

  1. Афанасьев А. Г. Химия на службе быта. М.: Знание, 1986г.
  2. Войтович В. А. Химия в быту. М.: Знание, 1980г.
  3. Дружинина А. Здоровое питание. – М.: АСТ -  Пресс книга, 2004г.
  4. Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас. М.: Высшая школа, 1992г.
  5. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия 10 класс (учебник). М.: «Просвещение», 2007г.
  6. Стивен У. Мойе. Занимательная химия. Замечательные опыты с простыми веществами. М.: Астрель, 2007г.
  7. Энциклопедия для детей. Т. 17. Химия. М.: Аванта+, 2000г.
  8. Шустов С. Б., Шустова Л.Б. Химические основы экологии, М., Просвещение, 1995г.
  9. Шульгин Г. Б. Химия для всех. М.; Знание, 1987г.

Интернет – ресурсы:

Приложение 1

Оценочные материалы для оценки практических работ

Практическая работа №1. 

Стимул

Анализ водопроводной воды.

Задачная формулировка

Приготовьте пробы воды и определите:

1) запах воды и его интенсивность, вкус воды;

2) наличие растворенных солей, аммиака в воде, соединений двухвалентного и трехвалентного железа, нитратов.

Источник

Физические и химические свойства воды.

Бланк ответа

Объект исследования

Прозрачность

Запах

Вкус

Соли

Аммиак

Трех

валентное железо

Двух

валентное железо

Нитраты

Инструмент проверки

0 баллов – практическая работа не выполнена;

1 балл – практическая работа выполнена на 50%;

2 балла – практическая работа выполнена в полном объеме.

Практическая работа №2:

Стимул

Докажите экспериментально, что картофель содержит крахмал.

Задачная формулировка

Соберите прибор, необходимый для получения крахмала из картофеля, прокипятите раствор до полного растворения (гидролиза) крахмала, нейтрализуйте серную кислоту (катализатор) с помощью карбоната кальция; отфильтруйте остатки картофеля и выпавший осадок сульфата кальция.

Отлейте в пробирку немного фильтрата и проведите реакцию, доказывающую, что получена глюкоза, осуществив реакцию «серебряного зеркала» или с помощью гидроксида меди при нагревании. Еще немного фильтрата перелейте в тигель и упарьте раствор до появления белых кристаллов глюкозы.

Источник

Химические свойства крахмала и глюкозы – качественные реакции.

Инструмент проверки

0 баллов – практическая работа не выполнена;

1 балл – практическая работа выполнена на 50%;

2 балла – практическая работа выполнена в полном объеме.

Практическая работа №3. 

Стимул

Оцените качества коровьего молока, чтобы познакомиться с работой эксперта - лаборанта по анализу пищевых продуктов.

Задачная формулировка

Определите 

1) органолептические показатели молока: внешний вид, цвет, консистенцию, запах, и вкус;

2) физико-химические показатели молока: степень чистоты, кислотность, количество белка, крахмала и пероксида водорода.

Источник

Физические и химические свойства молока

Бланк ответа

Показатели

Сорт молока

Результаты исследований

Внешний вид

Цвет

Консистенция

Вкус

Степень чистоты

Кислотность

Количество белка

Наличие крахмала

Наличие пероксида водорода

Инструмент проверки

0 баллов – практическая работа не выполнена;

1 балл – практическая работа выполнена на 50%;

2 балла – практическая работа выполнена в полном объеме.

Практическая работа №4. 

Стимул

Вам необходимо приготовить лекарственный (витаминный, успокоительный, тонизирующий) чай для своих членов семьи.

Задачная формулировка

Заварите лекарственный сбор в фарфоровом (или глиняном) чайнике. Вода должна быть закипевшей «белым ключом». Если чай делается не только из листьев, а и из сушеных ягод, то их перед завариванием нужно раздробить. Кипятить витаминный чай не рекомендуют, ведь при высоких температурах травы отдают много полезных веществ. Чтобы получить более насыщенный вкус, можно в течение 3-4-х минут подержать заваренную смесь на водяной бане.

Источник

Целебные свойства чая из лечебных трав и плодов.

Инструмент проверки

0 баллов – практическая работа не выполнена;

1 балл – практическая работа выполнена на 50%;

2 балла – практическая работа выполнена в полном объеме.

Практическая работа 5. 

Стимул

Вам необходимо научиться готовить в домашних условиях для оказания первой медицинской помощи членам своей семьи:

1) раствор перманганата калия, водно-спиртового раствора йода, борной кислоты (для полоскания горла, для обработки ожогов);

2) изотонический (для коррекции состояния при обезвоживании) и гипертонического растворов хлорида натрия (для лечении гнойных ран, заболеваниях верхних дыхательных путей).

Задачная формулировка

Для обработки ожога растворите 2г перманганата калия в 100мл воды. Для обработки глубоких ран приготовьте 5% раствор, т.е. 5г соли растворите в 100мл воды.

Чтобы провести полоскание горла 0,01-0,1% раствором марганцовокислого калия - в стакан с теплой водой добавьте кристаллики марганцовки, тщательно растворяя до того, как жидкость станет бледно-розовой.

Для приготовления изотонического раствора из хлорида натрия необходимо нужно взять 9 г на 1000 мл раствора, чтобы концентрация раствора составила 0,9%.

5%-го гипертонический раствор означает, что в 100 мл воды следует растворить 5 граммов соли.

Источник

Химические свойства данных соединений.

Инструмент проверки

0 баллов – практическая работа не выполнена;

1 балл – практическая работа выполнена на 50%;

2 балла – практическая работа выполнена в полном объеме.

Практическая работа 6. 

Стимул

Вам необходимо удалить пятна различного происхождения в домашних условиях, не прибегая к услугам химчистки.

Задачная формулировка

1. Нанесите на выданные вам образцы тканей (шерстяная, хлопчатобумажная, шелковая, ацетатная) пятна: майонезом, растительным маслом, ржавчиной, чернилами, губной помадой, парафином, чаем, йодной настойкой, косметическим кремом.

2. Пользуясь инструкцией и соблюдением правил по технике безопасности, приступите к выведению нанесенных пятен.

3. Нанесите немного ацетона на разные виды тканей. Сделайте вывод о целесообразности применения ацетона для выведения пятен.

Источник

Действие химических веществ на различные виды тканей.

Бланк ответа

Виды пятен

Способ удаления

Жирные и масляные

Пятна от йодной настойки

Цветные пятна органического происхождения

Чернильные капли

Пятна от ржавчины

Инструмент проверки

0 баллов – практическая работа не выполнена;

1 балл – практическая работа выполнена на 50%;

2 балла – практическая работа выполнена в полном объеме.

Приложение 2

Критерии оценивания проектов

Критерии оценки содержания

Количество баллов

Соблюдение авторами структуры проекта

Использование в проекте различных источников информации

(словари, энциклопедии, научная литература, Интернет-ресурсы)

Использование в проекте разнообразных форм представления информации

(схемы, графики, таблицы, карты, иллюстрации, фотографии….)

Стилистическая грамотность (отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок)

Доступность представленной в проекте информации

Наличие у авторов проекта собственной позиции на рассматриваемые события и явления

Критерии оценки дизайна

Соблюдение единого стиля оформления презентации

Соответствие содержания изображению

Сочетание фона с графическими элементами и текстом

Общее количество баллов

Оценка отдельных параметров:

5 - отлично

4 - хорошо

3 - средне

2 - требуется доработка

1 - плохо


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Информационные технологии в твоей будущей профессии»

На старшей ступени школьного образования должна быть усилена профессиональная направленность информационной подготовки учащихся в области информационных технологий, в содержание обучения этому предмет...

Рабочая программа элективного курса «Я и моя будущая профессия» 9 класс

Рабочая программа  элективного курса «Я и моя будущая профессия» 9 класс...

Рабочая программа элективного курса «Английский язык в профессиональной сфере» для учащихся 9-х классов

Рабочая программа элективного курса«Английский язык в профессиональной сфере»для учащихся 9-х классов17 часов...

Рабочая программа элективного курса «Английский язык в профессиональной сфере» для 9 класса

Программа элективного курса «Английский язык в профессиональной сфере» для 9 класса составлена на основе федерального компонента для 8-11 классов государственного стандарта среднего общего...

Рабочая программа элективного курса «Мир профессий» 9 класс

Аннотация элективного курса «Мир профессий» 9 классНазвание курса«Мир профессий» 9 классКласс 9 классКоличество часов33 ч.Составитель рабочей программыБицура Виктория Викторовн...

Рабочая программа элективного курса «Моя профессия и карьера» -10 класс

Аннотация элективного курса «Моя профессия и карьера» -10 классНазвание курсаЭлективный курс «Моя профессия и карьера»Класс 10 классКоличество часов33 ч.Составитель рабочей про...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Сочинение-рассуждение. Теория и практика». 11 класс.

Элективный курс «Сочинение-рассуждение. Теория и практика» рассчитан на 35 часов и представляет собой углублённое изучение раздела учебного предмета «русский язык»  - &laq...