Организация проектной деятельности в классах для детей с легкой и умеренной умственной отсталостью
презентация к уроку
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Современное общество вступило в период кардинальных изменений во всех сферах государственной и общественной жизни. Сегодня система развития коррекционного образования также находится в ситуации существенных преобразований . Образовательный процесс направлен на выполнение социального заказа родителей, общества, государства.
Проектная методика в коррекционном образовании отражает основные принципы гуманистического подхода в образовании: - особое внимание к индивидуальности человека, его личности; - чёткость, ориентация на сознательное развитие критического мышления обучающихся. Таким образом, проектная методика является альтернативой традиционному подходу к коррекционному образованию , основанному, главным образом, на усвоении готовых знаний и их воспроизведении.
Проект (от лат. р rojectus , букв.- брошенный вперед), 1) совокупность документов (расчетов, чертежей и др.) для создания какого-либо сооружения или изделия. 2) Предварительный текст какого-либо документа. 3) Замысел, план . Метод - это дидактическая категория. Это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности. Это путь познания, способ организации процесса познания. Метод проектов - способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом , оформленным тем или иным образом. Метод проекта
В ажно показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка , для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести. Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Важные аспекты проектной работы в коррекционном обучении
Стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность . Суть проектной работы с детьми легкой и умеренной степенью умственной отсталости
- развивать все психические функций и познавательную деятельность детей; - развивать индивидуальные особенности учащихся, их самостоятельность; - воспитывать детей, формировать у них правильное поведение; - развивать эмоциональность и коммуникацию; - осуществлять успешное трудовое обучение и подготовку к посильным видам труда; - способствовать социальной адаптации детей, бытовой ориентировке и интеграции этих лиц в общество. Возможности метода проектов позволяет:
является понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов (на интеграционной основе ). Целью проектной деятельности
- Обучать планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы); - Формировать навыки сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать); - Учителю помогать в освоении детьми окружающей действительности, всесторонне изучение ее; - Учить анализировать и обобщать (креативность и критическое мышление); - Учить наблюдать; - Развивать воображения ; - Развивать внимания, памяти, речи; - Формировать позитивное отношение к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы). Задачи проектной деятельности с детьми легкой и умеренной степенью умственной отсталости
- анализ проблемы; - постановка цели; - выбор средств ее достижения; - поиск и обработка информации, ее анализ и синтез; - оценка полученных результатов и выводов. Содержание проектной деятельности:
Проект должен быть посильным для выполнения, поэтому у ровень проектов - соответствует дошкольной педагогики и начальной школы. - Необходимо создавать необходимые условия для успешного выполнения проектов (формировать соответствующую библиотеку, медиатеку и т.д.); - Вести подготовку учащихся к выполнению проектов (проведение специальной ориентации для того, чтобы у учащихся было время для выбора темы проекта, на этом этапе можно привлекать учащихся имеющих опыт проектной деятельности); - Обеспечить руководство проектом со стороны педагогов — обсуждение выбранной темы, плана работы (включая время исполнения) и ведение дневника, в котором учащийся делает соответствующие записи своих мыслей, идей, ощущений — рефлексия. Дневник должен помочь учащемуся при составлении отчета в том случае, если проект не представляет собой письменную работу. Учащийся прибегает к помощи дневника во время собеседований с руководителем проекта. - В том случае, если проект групповой каждый учащийся должен четко показать свой вклад в выполнение проекта. Каждый участник проекта получает индивидуальную оценку. - Обязательная презентация результатов работы по проекту в той или иной форме. Принципы организации проектной деятельности:
1.Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, исследование демографической проблемы в разных регионах мира; создание серии репортажей из разных концов земного шара по одной проблеме; проблема влияния кислотных дождей на окружающую среду, пр.). 2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы; совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий; охрана леса в разных местностях, план мероприятий, пр.); 3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся. 4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов ). 5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий: определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола"); выдвижение гипотез их решения; обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных, наблюдений, пр.); обсуждение способов оформление конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров, пр.). сбор, систематизация и анализ полученных данных; подведение итогов, оформление результатов, их презентация; выводы, выдвижение новых проблем исследования. Основные требования к использованию метода проектов
Для типологии проектов выделяют следующие типологические признаки: Доминирующая в проекте деятельность : исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная, пр. (исследовательский проект, игровой, практико-ориентированный, творческий); Предметно-содержательная область: моно проект (в рамках одной области знания); межпредметный проект. Характер координации проекта : непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, характерно для телекоммуникационных проектов). Х арактер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира). Количество участников проекта . Продолжительность проекта. Как определить тип проекта
Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера. Как изменяется роль учителя
Педагог должен: - иметь четкое представление о целях, задачах и этапах проекта и его проблематикой, - донести проблему каждого этапа до детей, - познакомить с проектом родителей, помочь им найти своё место в данном проекте, - заинтересовать каждого ребенка, - использовать мотивацию и эмоциональную отзывчивость детей, - использовать позитивный настрой и активную поддержку всех начинаний ребенка, - использовать индивидуальный подход, - оказывать содействие в реализации проекта на всех его этапах, - информировать о его реализации. Каким должен быть педагог?
Игровые в нем дети играют конкретных персонажей. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения. Исследовательские в нем дети исследуют, экспериментируют, анализируют, а результаты выдают в виде сборников сочинений, отчетов, докладов, газет или журналов. Практические в нем дети создают различные прикладные предметы, которые могут быть использованы в реальной жизни (лук на подоконнике) или используются, например, в оформлении группы ( создаем цветочные кашпо или выращиваем цветы). Творческие результат – спектакль, сказка, постановка. На практике любой проект представляет собой и исследовательскую, творческую, и игровую, и практическую деятельность детей. Виды проектов
По количеству участников проектов, можно выделить проекты: личностные (от одного ученика до целого класса); парные ( между парами участников); групповые (между группами участников). Виды проектов
По продолжительности проекты могут быть: краткосрочными (для решения небольшой проблемы или части более крупной проблемы). Такие небольшие проекты могут быть разработаны на одном - двух уроках; средней продолжительности (от недели до месяца); долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев). Виды проектов
1. Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников. 2. Далее учителю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.). Здесь уместна “мозговая атака” с последующим коллективным обсуждением. 3. Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений. 4. Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам. 5. Промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках или на занятиях в научном обществе, в групповой работе в библиотеке, медиатеке , пр.). 6 . Защита проектов, оппонирование. 7. Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы. С чего начать?
Необходимо комплексное психолого-педагогическое изучение возможностей и достижений ребенка с целью определения его индивидуального образовательного маршрута. Т.Д.Зинкевич -Евстигнеевой и Л. А. Нисневич была предложена диагностика «Карта наблюдений», позволившая отследить динамику развития ребенка, и на этой основе производить корректировку коррекционно - образовательного процесса. Карта наблюдений
Проекты помогают: - активизировать самостоятельную познавательную деятельность детей; - осваивать детьми окружающую действительность, всесторонне изучать ее; -способствуют развитию творческих способностей детей; - способствуют умению наблюдать; - способствуют умению слушать; -способствуют развитию навыков обобщать и анализировать; - способствуют развитию мышления; - увидеть проблему с разных сторон, комплексно; - развивают воображение; - развивают внимание, память, речь. Какие результаты дает использование метода проектов?
В результате применения проектной деятельности для детей с лёгкой и умеренной умственной отсталостью было обнаружено, что возможности детей за период обучения имеют положительную динамику развития сенсорно - перцептивной деятельности. Вместе с тем, процесс формирования перцептивных действий отличается глубоким своеобразием и характеризуется замедленным темпом развития этих действий. По уровню состояния развития функции внимания, памяти, мышления, речи и представления о себе находятся на среднем и низком уровне развития. Функции эмоционально - волевой сферы, психомоторное развитие, социально - бытовая адаптация, трудовые навыки и коммуникативность имеют показатели среднего уровня развития. Какие результаты дает использование метода проектов?
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности 5 класс для детей с тяжёлой степенью умственной отсталости
Рабочая программа по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности предназначена для детей с тяжёлой степенью умственной отсталости...
Рабочая программа по предмету "Хозяйственно-бытовой труд" 5 класс для детей с тяжёлой степенью умственной отсталости
Рабочая программа по предмету "Хозяйственно-бытовой труд" предназначена для детей с тяжёлой степенью умственной отсталости 5 класс...
Адаптированная образовательная программа для детей - инвалидов с умеренной умственной отсталостью по обучению письму 6 класс (индивидуальное обучение)
Адаптированная образоватеьльная программа по обучению детей с умеренной умственной отсталостью составлена на основе "Программы обуччения и воспитания детей с умеренной и тяжёлой умственой отстал...
Сценарий праздника-чаепития для детей 1-4 классов для детей с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью)
Сценарий праздника в честь окончания первой четверти....
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Письмо» для обучающейся 5 класса для детей с ОВЗ (умеренная умственная отсталость)
Рабочая программа учебного предмета «Письмо» для обучающейся 5 класса, учебный план, которой реализует адаптированную общеобразовательную программу для детей с ограниченными возможностями ...
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Чтение» для обучающейся 5 класса для детей с ОВЗ (умеренная умственная отсталость)
Рабочая программа учебного предмета «Чтение» для обучающейся 5 класса, учебный план, которой реализует адаптированную общеобразовательную программу для детей с ограниченными возможностями ...
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Развитие устной речи» для обучающегося 8 класса для детей с ОВЗ (умеренная умственная отсталость)
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Развитие устной речи» для обучающегося 8 класса для детей с ОВЗ (умеренная умственная отсталость), находящегося на индиви...