Конкурс "Учитель года России-2021" конспект урока истории в 6 классе
материал

Стаценко Вера Викторовна

Конкурс "Учитель года России-2021" конспект урока истории в 6 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА № 58

Предмет: история (история России)

Класс: 6

Дата проведения: по календарно-тематическому планированию

Урок № 58  «Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси.»

Учебник: Данилов А.А., И.М. Арсентьев. История России с древнейших времён до конца XVI века. – М.: Просвещение, 2017

Цель урока: сформировать представление о политической ситуации на Руси в первой   половине XIV века и на основе материала учебника, подвести учащихся к выявлению причин возвышения Москвы и роли московских князей в этом процессе. 

Задачи:

обучающие:

  • познакомить с предпосылками объединения русских земель;
  • актуализовать знания об основных сферах общественной жизни Северо-Восточной Руси;
  • оценить роль Московского княжества в объединении русских земель. научить учащихся работать индивидуально и в группе, способствовать умению анализировать и оценивать результаты собственной деятельности;
  • сформировать умение применять полученные знания при решении повседневных жизненных задач

развивающие:

  • развивать умение находить нужную информацию, работать с новым материалом и выбирать главное, необходимое для работы;
  • развивать умение сравнивать и систематизировать знания;
  • развивать умение самостоятельно делать выводы;
  • продолжать развивать навык составления конспекта и плана текста

воспитательные:

  • продолжить развитие познавательного интереса к предмету;
  • воспитание чувства любви к Родине, готовность к защите своего Отечества;
  • способствовать формированию у учащихся чувства ответственности и деликатного отношения к одноклассникам.

Тип урока: комбинированный

Формы работы учащихся: фронтальный опроссамостоятельная работа (самостоятельное изучение нового материала), работа в группах, письменная работа на листах.

Особенность:

Включена межпредметная интеграция – синтез фактов, понятий, принципов (история, литература, культура)

                                                                                                     Структура и ход урока

Этапы урока

Деятельность

учителя

Деятельность учащихся

УУД на этапах урока

Желаемый результат

I.Самоопределение к деятельности

Цель.

Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.

Мотивирует учащихся на работу: приветствует учащихся, создает доброжелательную, рабочую атмосферу в классе, проверяет готовность рабочего места учащихся

 Приветствуют учителя, настраиваются на урок, проверяют готовность своего рабочего места

Максимальное включение обучающихся в учебный процесс

II. Актуализация знаний. 

Формулирование темы урока.    Организует работу учащихся. В форме подводящего диалога  подводит учащихся к формулированию темы урока.
    -  Сегодня мы с вами продолжим изучение истории России. Но, прежде чем познакомиться с темой нашего урока, давайте обратимся к отрывку из древнерусской летописи.
      Новгородский летописец с горечью записал: «И раздрася вся земля Русская»
       Вопросы для беседы с учениками:
1.    О каком периоде российской истории повествует летописец?
2.    Что такое политическая раздробленность?
3.    К какому веку относятся слова летописца?

4. Какой этап в развитии государства должен последовать после периода политической раздробленности?


       

Отвечают на вопросы

Проявление интереса к материалу изучения.

Представление собственного опыта, высказывание собственных мыслей.

Отсутствие единого политического центра, дробление государства на отдельные княжества

- 12-14 вв.

- объединение государства

Познавательные- пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему.

Коммуникативные- слушают учителя, строят понятные для собеседника высказывания

Регулятивные- принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

  • Определить тему и цель урока;
  • уметь вести дискуссию;
  • уметь анализировать;
  • уметь выступать;
  • уметь доказывать и отстаивать свою позицию;

уметь ставить цели и планировать свою учебную деятельность

III. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы. 

Цель.

Формулирование темы урока. Постановка учебной задачи

А мне бы хотелось вернуться к русской летописи XIV века, в которой содержится тема нашего урока
«И почему было Москве царством быти? И хто то знал, что Москве государством слыти?»
           Какова будет тема нашего урока?

     Откройте, пожалуйста, тетради и запишите тему нашего урока.
     Как вы думаете, что мы сегодня с вами  на уроке должны будем узнать?

Проблемный вопрос.
Почему  Москва стала центром объединения Русских земель?
     
Организует повторение изученного и изучение нового материала.
      Для того чтобы выяснить предпосылки объединения русских земель мы должны ответить на вопрос…
-Какие слои населения были заинтересованы в объединении русских земель?

Соотнести различные слои населения  с наиболее значимыми для них факторами.

СОЦИАЛЬНЫЕ СЛОИ    
Князья
Бояре      
Посадские (ремесленники)   
Крестьяне                                 
Купцы   
Представители церкви       
ФАКТОРЫ 

- защита своих территорий от монголо-татар
- стремление увеличить земельные владения
- освобождение от налогового бремени монголо-татар
- развитие торговли
- потребность в сильной власти, способной защитить своих подданных от произвола захватчиков

Высказывают свои предположения.

Выдвигают варианты формулировок цели, участвуют в их обсуждении

По - разному формулируют проблему. Записывают в тетрадь тему, проблему урока

- Каковы предпосылки и причины возвышения Москвы  и превращения Москвы  в центр объединения русских земель 

Работа в парах.

Делают вывод: Таким образом, к XIV веку сложились предпосылки к объединению русских земель и все слои населения так или иначе были заинтересованы в этом процессе.   

Познавательные- анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения. Фиксируют в графические модели и буквенной форме выделенные связи и отношения.

Коммуникативные- осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий. Воспринимают  ответы обучающихся

Регулятивные- исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения. Осуществляют самоконтроль Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

Развитие учебно-познавательной мотивации.

Продолжать формировать и развивать навыки работы в группе, навыков высказывать свое мнение и защищать его.

Приучать быть способным учувствовать в диалоге, сотрудничать с другими

IV. «Открытие» учащимися новых знаний. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).

-Что еще нам нужно узнать для решения проблемы?

-Какие у вас есть версии решения проблемы?

В диалоге выводит учеников на следующие версии:

Фиксирует на доске.

Версии:

1)выгодное географическое положение

2)торговые пути

3)политика московских князей

-Что нужно знать, чтобы проверить наши версии и ответить на самый главный вопрос урока?

- Что нужно вспомнить?

 1.Политическая ситуация Северо - Восточной Руси в н XIV века

В соответствии с намеченными пунктами плана ученикам даются продуктивные задания.

2. Москва или Тверь?

Сравните карты и ответьте на вопросы с.47 учебника

Проблема: Москва и Тверь – соперники или союзники?

Факты:  работа текст учебника с.  42-43

Анализ: Запишите цели и средства князей Москвы и Твери. Если бы ты оказался на их месте, какими бы поступками гордился, а за какие испытывал бы угрызения совести?. Выслушиваются ответы детей.

3. Политика Ивана Калиты.

- Рассмотрим одну из ключевых фигур данного периода – Ивана Калиту. Летописи, повествуя о Калите, сообщают, что с его приходом на великое княжение во всей земле Русской наступила «тишина».

Работая в микрогруппах (парах), прочтите пункт 3 параграфа и ответьте на вопрос:

- Мог Иван Калита считать тверичей  «своими»?

- Тогда поступок Ивана Калиты можно считать предательством?

- Что объединяло русские княжества?

- Тогда поступок Ивана Калиты можно считать предательством?

Проблема: как воспользовался Иван Калита результатами своей победы?

Укажите значение правления Ивана Калиты для Руси, используя  пункт 4 и документ на с. 47( вопросы к нему).

Выслушиваются ответы детей. Гипотезы: он сумел укрепить позиции Московского княжества.

Называют версии:

Надо узнать:

1)Политическую ситуацию Северо-Восточной Руси в н XIV века

2) Географические и хозяйственно-экономические особенности Москвы

3)Политика Московских князей

Фиксируют в тетрадях

Крупные княжества периода феодальной раздробленности.

Система зависимости и взаимоотношений Руси и Золотой Орды.

Взаимоотношения Руси и Литвы.

Работают в тетрадях, отвечая на вопросы.

Записывают в тетрадь

Обсуждают, делают вывод: В начале XIV века Северо-Восточная Русь переживала пик государственной раздробленности.

- Гипотезы: Они соперники в политической борьбе.

Выводы: Москва и Тверь были соперниками, использовали различные средства в политической борьбе. У московских князей сложилось правило: цель оправдывает средства.

Читают текст пункта 3 и отвечают на поставленный по тексту вопрос

-Нет

-Нет

-Борьба с ордынцами

-Да 

Выводы:  На северо-востоке Руси нет единого народа, но есть  общие цели - освобождение от монголо-татар. Тогда поступок Ивана Калиты можно расценивать как предательство.

Выводы: Благодаря Ивану Калите Москва превратилась в государственный и духовный центр русских земель.

Познавательные- анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения. Фиксируют в графические модели и буквенной форме выделенные связи и отношения.

Проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действия или формируют понятия.

Коммуникативные- осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий. Воспринимают  ответы обучающихся.

Участвуют в обсуждении содержания материала.

Учатся формулировать собственное мнение и позицию

Регулятивные- исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения. Осуществляют самоконтроль Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

Уметь ориентироваться в

в содержании предмета и параграфа, правильно использовать информацию.

Навыки речевой и ораторской деятельности

V. Первичное закрепление Выражение решения проблемы.

Организует выполнение учащимися самостоятельной работы, самопроверку, самооценку.

Что же способствовало возвышению Москвы?

     Перед вами тексты из произведений великих русских историков, ознакомьтесь с их мнениям относительно причин возвышения Москвы(приложение)
Кластер позволяет фиксировать фрагменты новой информации.

Работа с историческим документом


Причины возвышения Москвы:
1)Московское княжество имело выгодное географическое положение.
2) Через Москву проходил Волжский торговый путь.
3) Москва была хорошо защищена лесами и соседними княжествами от      воинственных кочевников.
4)Расширилась территория княжества за счет скупки земель Московским     князем Иваном Калитой (1325-1340).
5) Иван Калита наказал Тверское княжество за расправу над баскаками и      получил от хана право на сбор и доставку в Золотую Орду дани со всех      русских земель.
6) Часть собранной дани оседало в казне Ивана Калиты.
7) В Москве началось грандиозное строительство,  создание      многочисленной дружины.
8) Установилась прямая власть над всеми русскими княжествами.
9) В Москву была перенесена резиденция митрополита.
10) Московское княжество было самым спокойным и безопасным.
11) Москва превратилась в политический центр Руси

Познавательные- выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат.

Коммуникативные- рефлексия своих действий

Регулятивные- осуществляют пошаговый контроль по результату

  • Уметь систематизировать знания;

соотносить цели с результатом;

  • формировать собственное представление;

анализ, самоанализ и оценка

 VI. Рефлексия

Домашнее задание.

Итак, ребята, что мы сегодня узнали на уроке?
Какие новые имена для себя открыли?

- С какими историческими личностями мы познакомились в ходе урока?

- Какие поступки они совершали?

- Почему они поступали именно так?

- Кто может показать по карте города и княжества, претендующие на роль центра объединения русских земель?

- Кто победил в этом соперничестве?

-Как Иван Калита воспользовался результатами своей победы?

- Можем ли мы оправдать поступок Ивана Калиты в 1327 году?

- Какой у нас был главный вопрос урока и как мы на него получили ответ?

- Какие версии подтвердились?

-Что мы можем записать в качестве вывода к уроку?

Москва победила в этой борьбе. Сумеют ли потомки Ивана Калиты закрепить успех, мы узнаем на следующем уроке.

Итоговая беседа

- Где и в каких ситуациях мы можем применить новые знания и умения?

- Что особенно понравилось на уроке? Почему?

- Что вызвало наибольшую трудность? Почему?

Вывод: Желание победить в политическом противостоянии с Тверью и стремление сохранить собственные земли, заставило Ивана Калиту использовать жесткие способы борьбы.

Примерный вывод по проблеме:

-В силу определенных причин, хитрой и продуманной политики московских князей к середине XIV века именно Москва одержала победу над Тверью и постепенно превращалась в государственный и духовный центр русских земель.

Дают объективную оценку собственной деятельности

Познавательные- выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат.

Включение новых знаний в систему знаний и повторение

Коммуникативные- рефлексия своих действий

Регулятивные- осуществляют пошаговый контроль по результату

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. 

  • Уметь систематизировать знания;

соотносить цели с результатом;

  • формировать собственное представление;

анализ, самоанализ и оценка

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению   

Параграф 20, раб. Тетрадь, задания 2,4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории 5 класс."Знать предков-знать историю"

1.      Цель  урока:    Раскрыть главные составляющие исторической памяти человека: история семьи, происхождение имен. Показать связь истории семьи с истор...

Разработка урока истории, 7 класс, история России. Тема: «Власть и церковь в XVII веке. Реформа патриарха Никона »

Разработка урока с использованием мультимедийного материала, предусматривающая работу учащихся с историческими документами. Урок построен в соответствии с ФГОС....

Технологическая карта урока истории 5 класс по теме "Введение в историю"

Технологическая карта урока истории в 5 класс по теме "Введение . Откуда мы знаем, как жили наши предки"...

Мастер-класс "Развитие личностных УУД на уроках истории" (6 класс история Средних веков - "На ярмаку, в Шампань!"

            Задачи урока:·         сформировать у школьников яркое образное представление о развитии торговли в Евро...

Урок- игра по истории, 10 класс. Повторительно-обобщающий урок истории, 10 класс. Игра «Умники и умницы». Тема «История Отечества с древнейших времен до конца XIX века»

Урок- игра по истории, 10 класс.Повторительно-обобщающий урок истории, 10 класс. Игра «Умники и умницы». Тема «История Отечества с древнейших времен до конца XIX века»...