I.Самоопределение к деятельности Цель. Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне. | Мотивирует учащихся на работу: приветствует учащихся, создает доброжелательную, рабочую атмосферу в классе, проверяет готовность рабочего места учащихся
| Приветствуют учителя, настраиваются на урок, проверяют готовность своего рабочего места
|
| Максимальное включение обучающихся в учебный процесс |
II. Актуализация знаний.
| Формулирование темы урока. Организует работу учащихся. В форме подводящего диалога подводит учащихся к формулированию темы урока. - Сегодня мы с вами продолжим изучение истории России. Но, прежде чем познакомиться с темой нашего урока, давайте обратимся к отрывку из древнерусской летописи. Новгородский летописец с горечью записал: «И раздрася вся земля Русская» Вопросы для беседы с учениками: 1. О каком периоде российской истории повествует летописец? 2. Что такое политическая раздробленность? 3. К какому веку относятся слова летописца? 4. Какой этап в развитии государства должен последовать после периода политической раздробленности?
| Отвечают на вопросы
Проявление интереса к материалу изучения. Представление собственного опыта, высказывание собственных мыслей.
- Отсутствие единого политического центра, дробление государства на отдельные княжества - 12-14 вв.
- объединение государства | Познавательные- пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему.
Коммуникативные- слушают учителя, строят понятные для собеседника высказывания
Регулятивные- принимают и сохраняют учебную цель и задачу. | - Определить тему и цель урока;
- уметь вести дискуссию;
- уметь анализировать;
- уметь выступать;
- уметь доказывать и отстаивать свою позицию;
уметь ставить цели и планировать свою учебную деятельность |
III. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы. Цель. Формулирование темы урока. Постановка учебной задачи | А мне бы хотелось вернуться к русской летописи XIV века, в которой содержится тема нашего урока «И почему было Москве царством быти? И хто то знал, что Москве государством слыти?» Какова будет тема нашего урока? Откройте, пожалуйста, тетради и запишите тему нашего урока. Как вы думаете, что мы сегодня с вами на уроке должны будем узнать?
Проблемный вопрос. Почему Москва стала центром объединения Русских земель? Организует повторение изученного и изучение нового материала. Для того чтобы выяснить предпосылки объединения русских земель мы должны ответить на вопрос… -Какие слои населения были заинтересованы в объединении русских земель? Соотнести различные слои населения с наиболее значимыми для них факторами. СОЦИАЛЬНЫЕ СЛОИ Князья Бояре Посадские (ремесленники) Крестьяне Купцы Представители церкви ФАКТОРЫ - защита своих территорий от монголо-татар - стремление увеличить земельные владения - освобождение от налогового бремени монголо-татар - развитие торговли - потребность в сильной власти, способной защитить своих подданных от произвола захватчиков | Высказывают свои предположения. Выдвигают варианты формулировок цели, участвуют в их обсуждении По - разному формулируют проблему. Записывают в тетрадь тему, проблему урока
- Каковы предпосылки и причины возвышения Москвы и превращения Москвы в центр объединения русских земель
Работа в парах.
Делают вывод: Таким образом, к XIV веку сложились предпосылки к объединению русских земель и все слои населения так или иначе были заинтересованы в этом процессе. | Познавательные- анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения. Фиксируют в графические модели и буквенной форме выделенные связи и отношения. Коммуникативные- осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий. Воспринимают ответы обучающихся Регулятивные- исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения. Осуществляют самоконтроль Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. | Развитие учебно-познавательной мотивации. Продолжать формировать и развивать навыки работы в группе, навыков высказывать свое мнение и защищать его. Приучать быть способным учувствовать в диалоге, сотрудничать с другими |
IV. «Открытие» учащимися новых знаний. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).
| -Что еще нам нужно узнать для решения проблемы? -Какие у вас есть версии решения проблемы? В диалоге выводит учеников на следующие версии: Фиксирует на доске. Версии: 1)выгодное географическое положение 2)торговые пути 3)политика московских князей -Что нужно знать, чтобы проверить наши версии и ответить на самый главный вопрос урока? - Что нужно вспомнить?
1.Политическая ситуация Северо - Восточной Руси в н XIV века В соответствии с намеченными пунктами плана ученикам даются продуктивные задания. 2. Москва или Тверь? Сравните карты и ответьте на вопросы с.47 учебника Проблема: Москва и Тверь – соперники или союзники? Факты: работа текст учебника с. 42-43 Анализ: Запишите цели и средства князей Москвы и Твери. Если бы ты оказался на их месте, какими бы поступками гордился, а за какие испытывал бы угрызения совести?. Выслушиваются ответы детей.
3. Политика Ивана Калиты. - Рассмотрим одну из ключевых фигур данного периода – Ивана Калиту. Летописи, повествуя о Калите, сообщают, что с его приходом на великое княжение во всей земле Русской наступила «тишина». Работая в микрогруппах (парах), прочтите пункт 3 параграфа и ответьте на вопрос: - Мог Иван Калита считать тверичей «своими»? - Тогда поступок Ивана Калиты можно считать предательством? - Что объединяло русские княжества? - Тогда поступок Ивана Калиты можно считать предательством?
Проблема: как воспользовался Иван Калита результатами своей победы? Укажите значение правления Ивана Калиты для Руси, используя пункт 4 и документ на с. 47( вопросы к нему). Выслушиваются ответы детей. Гипотезы: он сумел укрепить позиции Московского княжества. | Называют версии: Надо узнать: 1)Политическую ситуацию Северо-Восточной Руси в н XIV века 2) Географические и хозяйственно-экономические особенности Москвы 3)Политика Московских князей
Фиксируют в тетрадях Крупные княжества периода феодальной раздробленности. Система зависимости и взаимоотношений Руси и Золотой Орды. Взаимоотношения Руси и Литвы.
Работают в тетрадях, отвечая на вопросы. Записывают в тетрадь Обсуждают, делают вывод: В начале XIV века Северо-Восточная Русь переживала пик государственной раздробленности.
- Гипотезы: Они соперники в политической борьбе.
Выводы: Москва и Тверь были соперниками, использовали различные средства в политической борьбе. У московских князей сложилось правило: цель оправдывает средства. Читают текст пункта 3 и отвечают на поставленный по тексту вопрос
-Нет
-Нет
-Борьба с ордынцами -Да Выводы: На северо-востоке Руси нет единого народа, но есть общие цели - освобождение от монголо-татар. Тогда поступок Ивана Калиты можно расценивать как предательство. Выводы: Благодаря Ивану Калите Москва превратилась в государственный и духовный центр русских земель.
| Познавательные- анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения. Фиксируют в графические модели и буквенной форме выделенные связи и отношения. Проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действия или формируют понятия.
Коммуникативные- осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий. Воспринимают ответы обучающихся. Участвуют в обсуждении содержания материала. Учатся формулировать собственное мнение и позицию
Регулятивные- исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения. Осуществляют самоконтроль Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.
| Уметь ориентироваться в в содержании предмета и параграфа, правильно использовать информацию. Навыки речевой и ораторской деятельности |
V. Первичное закрепление Выражение решения проблемы.
| Организует выполнение учащимися самостоятельной работы, самопроверку, самооценку. Что же способствовало возвышению Москвы?
Перед вами тексты из произведений великих русских историков, ознакомьтесь с их мнениям относительно причин возвышения Москвы(приложение) Кластер позволяет фиксировать фрагменты новой информации. | Работа с историческим документом Причины возвышения Москвы: 1)Московское княжество имело выгодное географическое положение. 2) Через Москву проходил Волжский торговый путь. 3) Москва была хорошо защищена лесами и соседними княжествами от воинственных кочевников. 4)Расширилась территория княжества за счет скупки земель Московским князем Иваном Калитой (1325-1340). 5) Иван Калита наказал Тверское княжество за расправу над баскаками и получил от хана право на сбор и доставку в Золотую Орду дани со всех русских земель. 6) Часть собранной дани оседало в казне Ивана Калиты. 7) В Москве началось грандиозное строительство, создание многочисленной дружины. 8) Установилась прямая власть над всеми русскими княжествами. 9) В Москву была перенесена резиденция митрополита. 10) Московское княжество было самым спокойным и безопасным. 11) Москва превратилась в политический центр Руси
| Познавательные- выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат.
Коммуникативные- рефлексия своих действий
Регулятивные- осуществляют пошаговый контроль по результату |
- Уметь систематизировать знания;
соотносить цели с результатом; - формировать собственное представление;
анализ, самоанализ и оценка
|
VI. Рефлексия Домашнее задание. | Итак, ребята, что мы сегодня узнали на уроке? Какие новые имена для себя открыли? - С какими историческими личностями мы познакомились в ходе урока? - Какие поступки они совершали? - Почему они поступали именно так? - Кто может показать по карте города и княжества, претендующие на роль центра объединения русских земель? - Кто победил в этом соперничестве? -Как Иван Калита воспользовался результатами своей победы? - Можем ли мы оправдать поступок Ивана Калиты в 1327 году? - Какой у нас был главный вопрос урока и как мы на него получили ответ? - Какие версии подтвердились? -Что мы можем записать в качестве вывода к уроку? Москва победила в этой борьбе. Сумеют ли потомки Ивана Калиты закрепить успех, мы узнаем на следующем уроке.
Итоговая беседа - Где и в каких ситуациях мы можем применить новые знания и умения? - Что особенно понравилось на уроке? Почему? - Что вызвало наибольшую трудность? Почему? | Вывод: Желание победить в политическом противостоянии с Тверью и стремление сохранить собственные земли, заставило Ивана Калиту использовать жесткие способы борьбы.
Примерный вывод по проблеме: -В силу определенных причин, хитрой и продуманной политики московских князей к середине XIV века именно Москва одержала победу над Тверью и постепенно превращалась в государственный и духовный центр русских земель.
Дают объективную оценку собственной деятельности | Познавательные- выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат. Включение новых знаний в систему знаний и повторение
Коммуникативные- рефлексия своих действий
Регулятивные- осуществляют пошаговый контроль по результату Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
|
- Уметь систематизировать знания;
соотносить цели с результатом; - формировать собственное представление;
анализ, самоанализ и оценка
|