Разработка урока истории, 7 класс, история России. Тема: «Власть и церковь в XVII веке. Реформа патриарха Никона »
методическая разработка по истории (7 класс) по теме

Бойкова Елена Валерьевна

Разработка урока с использованием мультимедийного материала, предусматривающая работу учащихся с историческими документами. Урок построен в соответствии с ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл cerkovnyiyraskol.docx17.74 КБ

Предварительный просмотр:

ЧАСТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА»СТУДИУМ»

Разработка урока истории, 7 класс, история России

Тема: «Власть и церковь в XVII веке. Реформа патриарха Никона »

        

 

   Бойкова Елена Валерьевна

 учитель истории и обществознания

 

ЧОУ «Студиум»

                                                   

Санкт-Петербург

2016 год

Пояснительная записка

к уроку «Русская православная церковь в XVII веке. Церковный раскол», 7 класс.

Подростковый возраст является важным этапом формирования

готовности к личностному самоопределению на основе развития

самосознания и мировоззрения, выработки ценностных ориентаций и

личностных смыслов, включая формирование гражданской идентичности.

Решению именно этой проблемы посвящена данная методическая

разработка. Гражданская идентичность включает в себя знание основных

исторических событий, ориентацию в системе моральных и правовых норм,

наличие позитивного отношения к фактам истории мировой цивилизации,

формирование потребности в самовыражении и самореализации, позитивной

самооценки и морального чувства удовлетворения от самостоятельной

деятельности по поиску информации.

Современный урок, построенный и проведенный в рамках ФГОС

второго поколения,  направлен  на формирование УУД. В представленном уроке основной целью является: на примере церковного раскола показать  роль личности в истории и значение толерантного сознания, а также создать целостное представление о целях, содержании, итогах и последствиях церковной реформы как одного из событий «бунташного» семнадцатого века; формировать коммуникативную культуру в процессе групповой и фронтальной деятельности; развивать  познавательный  интерес,  умение  анализировать художественное произведение;  умение формулировать оценочные суждения.
 Отправной точкой урока, его «завязкой-интригой» является представление картины В.И.Сурикова «Боярыня Морозова» с целью создания зрительного образа эпохи, эмоционального настроя и мотивации к изучению нового материала. В ходе анализа деталей картины происходит постановка проблемы и цели урока – церковные реформы вызвали раскол общества, почему это случилось, к каким последствиям привело.  

Здесь происходят процессы адекватного самоопределения ученика в

учебной деятельности, предполагающие осознанное подчинение себя

системе нормативных требований учебной деятельности и выработке

внутренней готовности к их реализации (субъектный и личностный уровни):

 - самоопределение, основанное на оценке собственных возможностей и

умений при выборе конкретного задания при групповой работе;

- смыслообразование, основанное на осмыслении уже имеющихся знаний и

перевода их в новую ситуацию;

- целеполагание, заключающееся в определении конкретной задачи,

которую необходимо осуществить каждому в процессе работы группы;

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- волевая саморегуляция, направленная на мыслительную активность.

На этапе актуализации   организуется подготовка учащихся к открытию нового знания.  

Данный  этап предполагает:

1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для

построения нового знания, их обобщения ;  

  2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и

познавательных процессов;

3) мотивирование учащихся к пробному    действию и его

самостоятельное осуществление.

 Изучение нового материала: основное содержание реформ, раскола, факты биографии участников раскола изучаются на основе текста учебника,  исторических документов, литературного памятника с осуществлением промежуточной рефлексии в виде фиксации главных моментов.
 Этап групповой работы на уроке связан с регулятивными действиями,

которые обеспечивают учащимся организацию их самостоятельной учебной

деятельности. К ним относятся  планирование   последовательности действий с учетом конкретного задания учителя, предвосхищение результата и уровня выполнения задания;   контроль в форме сличения с результатами других.

При этом развиваются коммуникативные умения — это умения

правильно, грамотно, доходчиво объяснить свою мысль и адекватно

воспринимать информацию от партнеров по общению. Используется поиск и

переработка информации в учебнике, словаре , раздаточном материале.

 Коммуникативные умения обеспечивают: социальную компетентность и

учет позиции одноклассников как партнеров по общению и деятельности,

умение слушать и вступать в диалог , проявлять инициативу в поиске информации, выражать свои мысли.  

 Заключительный этап: подведение итогов и оформление вывода в виде схемы(синквейна) и ответа на проблемный вопрос.

Методическая разработка урока истории для 7класса «Русская православная церковь в XVII веке. Церковный раскол » составлена в соответствии с содержанием Федерального   компонента государственного образовательного стандарта общего образования,  где серьезное внимание уделено вопросу формирования универсальных учебных действий: личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных.

 

Конспект урока истории в 7 классе «Русская православная церковь в XVII веке. Церковный раскол»,  учебник А.А.Данилов, Л.Г.Косулина  История России,7 класс М., «Просвещение», 2013г.

Тип урока: урок открытия новых знаний и первичного закрепления.

Цель урока: на примере церковного раскола раскрыть роль личности в истории и значение толерантного сознания. 
 Задачи урока  
Образовательные задачи: 
- создание целостного представления о целях, содержании, итогах и последствиях церковной реформы как одного из событий «бунташного» семнадцатого века; 
- усвоение содержания понятий - ревнители древнего благочестия, церковная реформа, раскол, старообрядцы, скит, гари; 
- усвоение основных событий и хронологии раскола – 1654, 1666, 1681, 1682; 
- знание основных участников событий: Никон, Аввакум, боярыня Морозова. 
Воспитательные задачи: 
- развитие эмоциональной сферы – сопереживание, эмоциональное отношение к происходящим событиям; 
- формирование коммуникативной культуры в процессе групповой и фронтальной деятельности. 
Развивающие задачи: 
- развитие познавательного интереса; 
-развитие умения анализировать художественное произведение; 
- развитие умения формулировать оценочные суждения.

Формируемые универсальные учебные действия:

  • Личностные УУД: ориентировать обучающихся на умение организовать свою деятельность на уроке, на понимание причин успеха в учебе.
  • Познавательные УУД: через самостоятельную  с информационными источниками(учебник, литературный отрывок, документы) путем анализа и логических выводов ответить на вопросы и решить проблему урока
  • Регулятивные УУД: осуществлять пошаговый контроль, вносить коррективы в действия обучающихся  
  • Коммуникативные УУН: уметь работать в группе, сотрудничать , договариваться, контролировать свои действия и учиться анализировать деятельность в группе.

                                     

                                             

Ход урока 

I. Изучение нового материала.

 
1.1. На слайде: картина Василия  Сурикова «Боярыня Морозова».

Учитель: - Взгляните на эту картину.   Перед нами одна из самых богатых и знатных женщин Москвы XVII века – боярыня Морозова. Здесь мы не видим ее в богатых одежах и парадных санях, художник изобразил ее закованной в цепи в сопровождении стражи; с гневом обращается она к собравшимся. Единственный, кто открыто осмеливается поддержать боярыню, - юродивый, сидящий в лохмотьях прямо на снегу. 
В толпе одни откровенно плачут, другие смеются и ликуют. Судьба этой женщины будет страшной – посаженная в земляную тюрьму, она умрет мучительной смертью. 

Вопрос : Что же произошло, какие исторические события легли в основу сюжета картины Василия Сурикова?
(слайд:  тема урока) 
    Ответ на этот вопрос мы узнаем на нашем уроке, изучив тему «Русская православная церковь в XVII в. Церковный раскол». 

Доказать, что раскол Русской Православной Церкви стал трагической страницей в истории России?  


1.2.Филарет.

События начала XVII века – Смутное время - стало суровым испытанием не только для русской земли, но и для русской православной церкви.  Захватившие Москву поляки не только уничтожали храмы, но и оскверняли мощи святых, грабили церкви, убивали служителей церкви.
(слайд: портрет Филарета).

В октябре 1612 года народное ополчение Минина и Пожарского освободило Москву от польских захватчиков и Земский собор 1613 года избрал новым царем Михаила Федоровича Романова, а патриархом был избран – Филарет, отец царя Михаила Федоровича. Что мы знаем о нем?    
Работа учащихся с учебником, п.7 стр.56. 
 - Какие задачи стояли перед новым патриархом? (Главным был вопрос обновления церковных книг и обрядов).
– Чего ему удалось добиться?

1.3. Кружок «Ревнителей древнего благочестия».     
Итак, вопросы церковного характера Филаретом так и не были решены.
В конце 40-х гг. XVII века в Москве возник кружок «Ревнителей древнего благочестия», в который вошли видные представители духовенства: духовник царя Стефан Вонифатьев, боярин Федор Ртищев, архимандрит Никон, протопоп Аввакум, князь Львов и др. 

Цель кружка:

·        разработать программу церковной реформы.

·        устранить разночтения в богослужебных книгах. 

Вопрос учителя: Что это были за разночтения и почему вопрос о реформе вообще возник? (Обращение к учебнику , стр.56)

 В кружке сложились две группировки:

-первая настаивала на преобразованиях, не затрагивающих русские богослужебные книги и обряды, члены группы во главе с протопопом Аввакумом утверждали о необходимости исправлять книги по славянским рукописям;

-другая группа, членом которой был Никон, ставший  впоследствии Патриархом, требовала проведение реформы именно по греческим образцам.
1.4.   Церковная реформа. Патриарх Никон и протопоп Аввакум. (слайд Никон и Аввакум)
Два активных участника церковной реформы:
 Патриарх Никон и протопоп Аввакум, неординарные личности.

Задание: Поработав в группах с дополнительными информационными источниками (Документ 1.1 и 1.2), составьте сравнительную характеристику Никона и Аввакума по следующему плану:

1.Происхождение, родители.

2.Воспитание и образование.

3.Семья.

4.Служебная карьера.

5. Нравственные качества.


 Анализ  документа Костомарова Н.И. «Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей» и литературного произведения «Житие протопопа Аввакума», написанного им самим живым , сочным языком, показали нам двух достойных противников.

 В 1651 году, по предложению  царя  Алексея  Михайловича, новым патриархом был избран митрополит Новгородский Никон. Ему и было поручено провести церковную реформу, преимущества были на его стороне. В 1654 году церковный собор  утвердил основные положения реформы, предложенные Никоном.

1.5. Содержание церковной реформы.
Объяснение учителем сути церковной реформы
Проанализируйте полученную информацию и выделите самое важное для заполнения второй колонки таблицы.

(Заполнение таблицы на листе) 


Таблица к документу с  заполненной первой колонкой

До реформы

После реформы

Крещение двумя перстами;
Земной поклон;
Двукратное пение "аллилуйя";
Движение верующих в церкви вокруг алтаря по солнцу;
Написание имени Христа Исус

Крещение тремя перстами;
Поясной поклон;
Троекратное пение "аллилуйя";
Движение верующих в церкви вокруг алтаря против солнца;
Написание имени Христа: Иисус

 

Дополнение учащихся:

-изменены чины миропомазания, крещения, покаяния, елеосвящения, брака.

    -изменение в иконописи. Все иконы,  написанные по старым образцам, подлежали уничтожению.

Какими же методами осуществлялась реформа?

Никон взял дело реформы в свои руки, сам назначал «исправщиков», которые контролировали переписку книг, жестоко расправлялся с недовольными и теми, кто жаловался царю.  

Реакция народа на проведение реформы была неоднозначна. Высшие слои общества, приближенные царя, восприняли ее как продолжение преобразований  Алексея Михайловича, а часть бояр, общественность, священники подали челобитную царю. Царь не отреагировал на жалобу, в отличие от  Никона.(Обращение к картине В.Сурикова)

1.6.Церковный Собор и раскол церкви. 

Учитель: Но новый патриарх был человек своенравный, волевой и фанатичный. Получив власть над верующими, он вскоре выступил с идеей первенства церковной власти над царской  и,  по существу, предложил Алексею Михайловичу разделить с ним власть, по примеру царя Михаила Федоровича и патриарха Филарета. Никон говорил: «как месяц имеет свет от солнца – так царь имеет власть от патриарха».
Этим заявлением он явно намекал на то, что церковная власть выше светской царской власти.

Вопрос учителя: Как вы думаете, как отреагировал царь на такое заявление патриарха?  (обсуждение)
- А теперь обратимся к учебнику стр.58 – 59 и проверим наши высказывания. 

  Церковный Собор 1666 – 1667 года осудил Никона. Выступивший на Соборе царь заявил, что Никон «самовольно, без нашего царского величества повеления церковь оставил и от патриаршества отрекся». Этим заявлением царь дал понять, что реальная власть в стане принадлежит только ему. Собор поддержал царя, а Никон был осужден на вечное заточение в монастырь. Одновременно Собор поддержал церковную реформу и проклял всех ее противников, которые стали называться старообрядцами. Так начался раскол русской православной церкви.

Вопрос: Что же означает выражение «раскол русской православной церкви»? Согласны ли вы с высказыванием  историка В.О. Ключевского: « Русским церковным расколом называется отделение значительной части русского православного общества от господствующей православной церкви»? Сравните свое мнение с определением в словаре на ваших столах.

 Запись в тетради:
 раскол – религиозно-общественное движение, вылившееся в отделение от Русской Православной Церкви части верующих, не принявших реформу патриарха Никона.

1.7. Старообрядцы (раскольники) (люди, отказавшиеся принять церковную реформу патриарха Никона).
Учитель: Выдающимся руководителем старообрядцев стал протопоп Аввакум. О нем мы уже узнали  из его знаменитого  литературного произведения «Житие».
Судьба Аввакума была трагична. В 1682 году он был приговорен к казни и заживо сожжен.
Государство и церковь преследовали староверов. Они уходили в далекие и глухие места, где основывали свои поселения – скит ( Север, Сибирь, Урал). Фанатично преданные своей вере, они устраивали коллективные самосожжения, т.е. огненное крещение(гари).
Старообрядчество было запрещено церковными соборами 1654 и 1656 гг. и преследовалось властью. Лишь в 1971 году Русская Православная Церковь отменила решения церковных Соборов, предавших старообрядцев проклятию. 


- А теперь давайте вернемся к началу урока, к репродукции картины Сурикова «Боярыня Морозова» и к нашей проблеме: Почему раскол Русской Православной Церкви стал трагической страницей в истории России? 

Вы уже догадались, что перед нами сторонница старообрядцев. Взгляните на ее выразительное лицо, отразившее ее волю и веру. Измученная, но не покорившаяся , закованная в кандалы, но не побежденная – такой запоминается Морозова, ставшая на века символом трагедии раскола Русской православной церкви.

II. Закрепление.

Вопрос учителя: Какие выдающиеся личности того трагичного для русской православной церкви времени вам запомнились? 


На столах у вас есть проверочный тест.


(Учащиеся самостоятельно выполняют тест).

1. Как звали патриарха, начавшего церковную реформу:
а) Игнатий
б) Филарет
в) Никон


2. Причиной церковной реформы не было:
а) искажение церковных книг
б) искажение церковных обрядов
в) конфликт между царем и патриархом


3. Лидер старообрядцев XVII в.. писатель:
а) Филарет
б) Никон
в) Аввакум


4. Церковная реформа привела:
а) к сплочению верующих
б) расколу между верующим
в) конфликту между царем и патриархом 

III. Подведение итогов.

У митрополита Кирилла есть замечательные слова:

« Для человека  главное - жить по совести. Лекарства   смогут продлить наш срок на несколько лет, а праведность и терпимость подарят жизнь вечную»...

А у Сергия Радонежского : «Единством и любовью спасемся…»

 О чем они, ребята? Наш урок имеет к этому отношение?

IV.Рефлексия.

V.Домашнее задание.

П.7 , творческое задание: Можно ли провести параллель между церковным расколом в России в 17 веке и Реформацией и Контрреформацией  в Европе  в 16 веке?

Список литературы

Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. Конец XVI - XVIII век. Учебник 7 класс, 11-е изд.-М.:2012. - 240 с. 

Покровский И. Русские епархии в XVI—XIX веках. — Казань, 1897. — Т. 1.

Приложения к уроку

 Документ1.1.

 Костомаров Н.И. «Русская история в жизнеописаниях ее

главнейших деятелей» о Никоне

 Никон,  в миру  Никита Минов, родился в 1605 году в селе Вельдеманово (в пределах нынешнего Макарьевского района, Нижегородской области), в семье крестьянина. Рано лишившись  матери, он вытерпел много горя от злой мачехи. Впрочем, ему удалось выучиться грамоте, и уже отроком он очень увлекался чтением.

В 1617 году, двенадцати лет от роду, Никита ушёл из семьи в Макарьев-Желтоводский монастырь на Волге, имевший в то время большую библиотеку.

По смерти отца Никита женился. Хорошо умеющий читать и понимать церковные книги, он сначала нашёл себе место причётника, а потом, посвятившись, и священника одной из сельских церквей  …

Семейное счастье  длилось лишь десять лет,  неожиданно умирают дети, Никита уговорил жену уйти в монастырь, а сам принял монашеский постриг на Соловках.

Строгий к самому себе, он беспощадно преследовал всякое отступление от церковных правил…..

Никон был своенравен и горяч даже до излишества, неуступчив даже до упрямства…». Да, жесткость и даже, порою, жестокость проявляет пастырь к своим неприятелям. Не церемонится он с товарищами, сурово наказывает всех противников…»

Документ1.2  

 

 Житие протопопа Аввакума им самим написанное

Протопоп Аввакум написал житие по благословению инока Епифания, своего духовного отца.
 Родился Аввакум в Нижегородской земле. Его отец был священником, его звали Петром, а мать — Марией, в иночестве — Марфой. Отец любил выпить, а мать была постница и молитвенница. Один раз Аввакум увидел у соседа мертвую скотину и потом ночью плакал о душе своей, думая о смерти. С той поры он привык молиться каждую ночь. Получил домашнее образование и воспитание. Отец Аввакума умер. Мать женила сына на осиротевшей дочери кузнеца Марка, Анастасии. Девица жила в бедности, часто ходила в церковь и молилась о том, чтобы выйти замуж за Аввакума. (в этом браке родилось 8 детей). Потом мать умерла в иночестве.
В двадцать один год Аввакум был рукоположен в дьяконы, через два года в попы, а еще через восемь лет стал протопопом. Всего у Аввакума было около пятисот или шестисот духовных детей, потому что везде, где он показывался, он учил людей слову Божьему. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока. 6 класс. История России. Тема урока: «Древняя Русь. Расселение, быт и верования восточных славян».

Методическая разработка урока является примером сочетания всех компонентов учебной деятельности: мотивационного компонента, который  основан на поддержке компьютерных технологий (интерактивная до...

Урок истории 7 класс.Русская православная церковь в XVII веке. Реформа патриарха Никона и Раскол.

Урок истории 7 класс.Русская православная церковь в XVII веке. Реформа патриарха Никона и Раскол. под ред.Торкунова...

Урок для 7 класса на тему "Русская православная церковь в 17 веке. Реформа патриарха Никона. Церковный раскол"

Цели и задачи:-познакомить с положением Русской православной церкви после Смутного времени-объяснить причины и последствия церковной реформы-развивать умение работать с информацией, анализировать адап...

Разработка урока по истории на тему "Русская православная церковь в XVII в. Реформа патриарха Никона и раскол"

Цель урока: сформировать представления учащихся о причинах церковного раскола, его содержании и последствиях; показать роль Алексея Михайловича,  патриарха Никона, протопопа Аввакума и боярыни Мо...

Презентация к уроку по истории «Русская православная церковь в XVII в. Реформа патриарха Никона и раскол», 7 класс

Презентация к уроку по истории «Русская православная церковь в XVII в. Реформа патриарха Никона и раскол» к учебнику Арсентьева Н.М., Данилова А.А., Курукина И.В. и других; под редакцией Т...

Характеристика учебной темы "Русская Православная Церковь в XVII веке. Реформы патриарха Никона и раскол"

Приметой обновления содержания школьного исторического образования стало появление многообразия альтернативных программ. С одной стороны, это своеобразная научно-методическая реакция на новые подходы ...