Разработка урока истории, 7 класс, история России. Тема: «Власть и церковь в XVII веке. Реформа патриарха Никона »
методическая разработка по истории (7 класс) по теме
Разработка урока с использованием мультимедийного материала, предусматривающая работу учащихся с историческими документами. Урок построен в соответствии с ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
cerkovnyiyraskol.docx | 17.74 КБ |
Предварительный просмотр:
ЧАСТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА»СТУДИУМ»
Разработка урока истории, 7 класс, история России
Тема: «Власть и церковь в XVII веке. Реформа патриарха Никона »
Бойкова Елена Валерьевна
учитель истории и обществознания
ЧОУ «Студиум»
Санкт-Петербург
2016 год
Пояснительная записка
к уроку «Русская православная церковь в XVII веке. Церковный раскол», 7 класс.
Подростковый возраст является важным этапом формирования
готовности к личностному самоопределению на основе развития
самосознания и мировоззрения, выработки ценностных ориентаций и
личностных смыслов, включая формирование гражданской идентичности.
Решению именно этой проблемы посвящена данная методическая
разработка. Гражданская идентичность включает в себя знание основных
исторических событий, ориентацию в системе моральных и правовых норм,
наличие позитивного отношения к фактам истории мировой цивилизации,
формирование потребности в самовыражении и самореализации, позитивной
самооценки и морального чувства удовлетворения от самостоятельной
деятельности по поиску информации.
Современный урок, построенный и проведенный в рамках ФГОС
второго поколения, направлен на формирование УУД. В представленном уроке основной целью является: на примере церковного раскола показать роль личности в истории и значение толерантного сознания, а также создать целостное представление о целях, содержании, итогах и последствиях церковной реформы как одного из событий «бунташного» семнадцатого века; формировать коммуникативную культуру в процессе групповой и фронтальной деятельности; развивать познавательный интерес, умение анализировать художественное произведение; умение формулировать оценочные суждения.
Отправной точкой урока, его «завязкой-интригой» является представление картины В.И.Сурикова «Боярыня Морозова» с целью создания зрительного образа эпохи, эмоционального настроя и мотивации к изучению нового материала. В ходе анализа деталей картины происходит постановка проблемы и цели урока – церковные реформы вызвали раскол общества, почему это случилось, к каким последствиям привело.
Здесь происходят процессы адекватного самоопределения ученика в
учебной деятельности, предполагающие осознанное подчинение себя
системе нормативных требований учебной деятельности и выработке
внутренней готовности к их реализации (субъектный и личностный уровни):
- самоопределение, основанное на оценке собственных возможностей и
умений при выборе конкретного задания при групповой работе;
- смыслообразование, основанное на осмыслении уже имеющихся знаний и
перевода их в новую ситуацию;
- целеполагание, заключающееся в определении конкретной задачи,
которую необходимо осуществить каждому в процессе работы группы;
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
- волевая саморегуляция, направленная на мыслительную активность.
На этапе актуализации организуется подготовка учащихся к открытию нового знания.
Данный этап предполагает:
1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для
построения нового знания, их обобщения ;
2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и
познавательных процессов;
3) мотивирование учащихся к пробному действию и его
самостоятельное осуществление.
Изучение нового материала: основное содержание реформ, раскола, факты биографии участников раскола изучаются на основе текста учебника, исторических документов, литературного памятника с осуществлением промежуточной рефлексии в виде фиксации главных моментов.
Этап групповой работы на уроке связан с регулятивными действиями,
которые обеспечивают учащимся организацию их самостоятельной учебной
деятельности. К ним относятся планирование последовательности действий с учетом конкретного задания учителя, предвосхищение результата и уровня выполнения задания; контроль в форме сличения с результатами других.
При этом развиваются коммуникативные умения — это умения
правильно, грамотно, доходчиво объяснить свою мысль и адекватно
воспринимать информацию от партнеров по общению. Используется поиск и
переработка информации в учебнике, словаре , раздаточном материале.
Коммуникативные умения обеспечивают: социальную компетентность и
учет позиции одноклассников как партнеров по общению и деятельности,
умение слушать и вступать в диалог , проявлять инициативу в поиске информации, выражать свои мысли.
Заключительный этап: подведение итогов и оформление вывода в виде схемы(синквейна) и ответа на проблемный вопрос.
Методическая разработка урока истории для 7класса «Русская православная церковь в XVII веке. Церковный раскол » составлена в соответствии с содержанием Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования, где серьезное внимание уделено вопросу формирования универсальных учебных действий: личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных.
Конспект урока истории в 7 классе «Русская православная церковь в XVII веке. Церковный раскол», учебник А.А.Данилов, Л.Г.Косулина История России,7 класс М., «Просвещение», 2013г.
Тип урока: урок открытия новых знаний и первичного закрепления.
Цель урока: на примере церковного раскола раскрыть роль личности в истории и значение толерантного сознания.
Задачи урока
Образовательные задачи:
- создание целостного представления о целях, содержании, итогах и последствиях церковной реформы как одного из событий «бунташного» семнадцатого века;
- усвоение содержания понятий - ревнители древнего благочестия, церковная реформа, раскол, старообрядцы, скит, гари;
- усвоение основных событий и хронологии раскола – 1654, 1666, 1681, 1682;
- знание основных участников событий: Никон, Аввакум, боярыня Морозова.
Воспитательные задачи:
- развитие эмоциональной сферы – сопереживание, эмоциональное отношение к происходящим событиям;
- формирование коммуникативной культуры в процессе групповой и фронтальной деятельности.
Развивающие задачи:
- развитие познавательного интереса;
-развитие умения анализировать художественное произведение;
- развитие умения формулировать оценочные суждения.
Формируемые универсальные учебные действия:
- Личностные УУД: ориентировать обучающихся на умение организовать свою деятельность на уроке, на понимание причин успеха в учебе.
- Познавательные УУД: через самостоятельную с информационными источниками(учебник, литературный отрывок, документы) путем анализа и логических выводов ответить на вопросы и решить проблему урока
- Регулятивные УУД: осуществлять пошаговый контроль, вносить коррективы в действия обучающихся
- Коммуникативные УУН: уметь работать в группе, сотрудничать , договариваться, контролировать свои действия и учиться анализировать деятельность в группе.
Ход урока
I. Изучение нового материала.
1.1. На слайде: картина Василия Сурикова «Боярыня Морозова».
Учитель: - Взгляните на эту картину. Перед нами одна из самых богатых и знатных женщин Москвы XVII века – боярыня Морозова. Здесь мы не видим ее в богатых одежах и парадных санях, художник изобразил ее закованной в цепи в сопровождении стражи; с гневом обращается она к собравшимся. Единственный, кто открыто осмеливается поддержать боярыню, - юродивый, сидящий в лохмотьях прямо на снегу.
В толпе одни откровенно плачут, другие смеются и ликуют. Судьба этой женщины будет страшной – посаженная в земляную тюрьму, она умрет мучительной смертью.
Вопрос : Что же произошло, какие исторические события легли в основу сюжета картины Василия Сурикова?
(слайд: тема урока)
Ответ на этот вопрос мы узнаем на нашем уроке, изучив тему «Русская православная церковь в XVII в. Церковный раскол».
Доказать, что раскол Русской Православной Церкви стал трагической страницей в истории России?
1.2.Филарет.
События начала XVII века – Смутное время - стало суровым испытанием не только для русской земли, но и для русской православной церкви. Захватившие Москву поляки не только уничтожали храмы, но и оскверняли мощи святых, грабили церкви, убивали служителей церкви.
(слайд: портрет Филарета).
В октябре 1612 года народное ополчение Минина и Пожарского освободило Москву от польских захватчиков и Земский собор 1613 года избрал новым царем Михаила Федоровича Романова, а патриархом был избран – Филарет, отец царя Михаила Федоровича. Что мы знаем о нем?
Работа учащихся с учебником, п.7 стр.56.
- Какие задачи стояли перед новым патриархом? (Главным был вопрос обновления церковных книг и обрядов).
– Чего ему удалось добиться?
1.3. Кружок «Ревнителей древнего благочестия».
Итак, вопросы церковного характера Филаретом так и не были решены.
В конце 40-х гг. XVII века в Москве возник кружок «Ревнителей древнего благочестия», в который вошли видные представители духовенства: духовник царя Стефан Вонифатьев, боярин Федор Ртищев, архимандрит Никон, протопоп Аввакум, князь Львов и др.
Цель кружка:
· разработать программу церковной реформы.
· устранить разночтения в богослужебных книгах.
Вопрос учителя: Что это были за разночтения и почему вопрос о реформе вообще возник? (Обращение к учебнику , стр.56)
В кружке сложились две группировки:
-первая настаивала на преобразованиях, не затрагивающих русские богослужебные книги и обряды, члены группы во главе с протопопом Аввакумом утверждали о необходимости исправлять книги по славянским рукописям;
-другая группа, членом которой был Никон, ставший впоследствии Патриархом, требовала проведение реформы именно по греческим образцам.
1.4. Церковная реформа. Патриарх Никон и протопоп Аввакум. (слайд Никон и Аввакум)
Два активных участника церковной реформы: Патриарх Никон и протопоп Аввакум, неординарные личности.
Задание: Поработав в группах с дополнительными информационными источниками (Документ 1.1 и 1.2), составьте сравнительную характеристику Никона и Аввакума по следующему плану:
1.Происхождение, родители.
2.Воспитание и образование.
3.Семья.
4.Служебная карьера.
5. Нравственные качества.
Анализ документа Костомарова Н.И. «Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей» и литературного произведения «Житие протопопа Аввакума», написанного им самим живым , сочным языком, показали нам двух достойных противников.
В 1651 году, по предложению царя Алексея Михайловича, новым патриархом был избран митрополит Новгородский Никон. Ему и было поручено провести церковную реформу, преимущества были на его стороне. В 1654 году церковный собор утвердил основные положения реформы, предложенные Никоном.
1.5. Содержание церковной реформы.
Объяснение учителем сути церковной реформы
Проанализируйте полученную информацию и выделите самое важное для заполнения второй колонки таблицы.
(Заполнение таблицы на листе)
Таблица к документу с заполненной первой колонкой
До реформы | После реформы |
Крещение двумя перстами; | Крещение тремя перстами; |
Дополнение учащихся:
-изменены чины миропомазания, крещения, покаяния, елеосвящения, брака.
-изменение в иконописи. Все иконы, написанные по старым образцам, подлежали уничтожению.
Какими же методами осуществлялась реформа?
Никон взял дело реформы в свои руки, сам назначал «исправщиков», которые контролировали переписку книг, жестоко расправлялся с недовольными и теми, кто жаловался царю.
Реакция народа на проведение реформы была неоднозначна. Высшие слои общества, приближенные царя, восприняли ее как продолжение преобразований Алексея Михайловича, а часть бояр, общественность, священники подали челобитную царю. Царь не отреагировал на жалобу, в отличие от Никона.(Обращение к картине В.Сурикова)
1.6.Церковный Собор и раскол церкви.
Учитель: Но новый патриарх был человек своенравный, волевой и фанатичный. Получив власть над верующими, он вскоре выступил с идеей первенства церковной власти над царской и, по существу, предложил Алексею Михайловичу разделить с ним власть, по примеру царя Михаила Федоровича и патриарха Филарета. Никон говорил: «как месяц имеет свет от солнца – так царь имеет власть от патриарха».
Этим заявлением он явно намекал на то, что церковная власть выше светской царской власти.
Вопрос учителя: Как вы думаете, как отреагировал царь на такое заявление патриарха? (обсуждение)
- А теперь обратимся к учебнику стр.58 – 59 и проверим наши высказывания.
Церковный Собор 1666 – 1667 года осудил Никона. Выступивший на Соборе царь заявил, что Никон «самовольно, без нашего царского величества повеления церковь оставил и от патриаршества отрекся». Этим заявлением царь дал понять, что реальная власть в стане принадлежит только ему. Собор поддержал царя, а Никон был осужден на вечное заточение в монастырь. Одновременно Собор поддержал церковную реформу и проклял всех ее противников, которые стали называться старообрядцами. Так начался раскол русской православной церкви.
Вопрос: Что же означает выражение «раскол русской православной церкви»? Согласны ли вы с высказыванием историка В.О. Ключевского: « Русским церковным расколом называется отделение значительной части русского православного общества от господствующей православной церкви»? Сравните свое мнение с определением в словаре на ваших столах.
Запись в тетради:
раскол – религиозно-общественное движение, вылившееся в отделение от Русской Православной Церкви части верующих, не принявших реформу патриарха Никона.
1.7. Старообрядцы (раскольники) (люди, отказавшиеся принять церковную реформу патриарха Никона).
Учитель: Выдающимся руководителем старообрядцев стал протопоп Аввакум. О нем мы уже узнали из его знаменитого литературного произведения «Житие».
Судьба Аввакума была трагична. В 1682 году он был приговорен к казни и заживо сожжен.
Государство и церковь преследовали староверов. Они уходили в далекие и глухие места, где основывали свои поселения – скит ( Север, Сибирь, Урал). Фанатично преданные своей вере, они устраивали коллективные самосожжения, т.е. огненное крещение(гари).
Старообрядчество было запрещено церковными соборами 1654 и 1656 гг. и преследовалось властью. Лишь в 1971 году Русская Православная Церковь отменила решения церковных Соборов, предавших старообрядцев проклятию.
- А теперь давайте вернемся к началу урока, к репродукции картины Сурикова «Боярыня Морозова» и к нашей проблеме: Почему раскол Русской Православной Церкви стал трагической страницей в истории России?
Вы уже догадались, что перед нами сторонница старообрядцев. Взгляните на ее выразительное лицо, отразившее ее волю и веру. Измученная, но не покорившаяся , закованная в кандалы, но не побежденная – такой запоминается Морозова, ставшая на века символом трагедии раскола Русской православной церкви.
II. Закрепление.
Вопрос учителя: Какие выдающиеся личности того трагичного для русской православной церкви времени вам запомнились?
На столах у вас есть проверочный тест.
(Учащиеся самостоятельно выполняют тест).
1. Как звали патриарха, начавшего церковную реформу:
а) Игнатий
б) Филарет
в) Никон
2. Причиной церковной реформы не было:
а) искажение церковных книг
б) искажение церковных обрядов
в) конфликт между царем и патриархом
3. Лидер старообрядцев XVII в.. писатель:
а) Филарет
б) Никон
в) Аввакум
4. Церковная реформа привела:
а) к сплочению верующих
б) расколу между верующим
в) конфликту между царем и патриархом
III. Подведение итогов.
У митрополита Кирилла есть замечательные слова:
« Для человека главное - жить по совести. Лекарства смогут продлить наш срок на несколько лет, а праведность и терпимость подарят жизнь вечную»...
А у Сергия Радонежского : «Единством и любовью спасемся…»
О чем они, ребята? Наш урок имеет к этому отношение?
IV.Рефлексия.
V.Домашнее задание.
П.7 , творческое задание: Можно ли провести параллель между церковным расколом в России в 17 веке и Реформацией и Контрреформацией в Европе в 16 веке?
Список литературы
Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. Конец XVI - XVIII век. Учебник 7 класс, 11-е изд.-М.:2012. - 240 с.
Покровский И. Русские епархии в XVI—XIX веках. — Казань, 1897. — Т. 1.
Приложения к уроку
Документ1.1.
Костомаров Н.И. «Русская история в жизнеописаниях ее
главнейших деятелей» о Никоне
Никон, в миру Никита Минов, родился в 1605 году в селе Вельдеманово (в пределах нынешнего Макарьевского района, Нижегородской области), в семье крестьянина. Рано лишившись матери, он вытерпел много горя от злой мачехи. Впрочем, ему удалось выучиться грамоте, и уже отроком он очень увлекался чтением.
В 1617 году, двенадцати лет от роду, Никита ушёл из семьи в Макарьев-Желтоводский монастырь на Волге, имевший в то время большую библиотеку.
По смерти отца Никита женился. Хорошо умеющий читать и понимать церковные книги, он сначала нашёл себе место причётника, а потом, посвятившись, и священника одной из сельских церквей …
Семейное счастье длилось лишь десять лет, неожиданно умирают дети, Никита уговорил жену уйти в монастырь, а сам принял монашеский постриг на Соловках.
Строгий к самому себе, он беспощадно преследовал всякое отступление от церковных правил…..
Никон был своенравен и горяч даже до излишества, неуступчив даже до упрямства…». Да, жесткость и даже, порою, жестокость проявляет пастырь к своим неприятелям. Не церемонится он с товарищами, сурово наказывает всех противников…»
Документ1.2
Житие протопопа Аввакума им самим написанное
Протопоп Аввакум написал житие по благословению инока Епифания, своего духовного отца.
Родился Аввакум в Нижегородской земле. Его отец был священником, его звали Петром, а мать — Марией, в иночестве — Марфой. Отец любил выпить, а мать была постница и молитвенница. Один раз Аввакум увидел у соседа мертвую скотину и потом ночью плакал о душе своей, думая о смерти. С той поры он привык молиться каждую ночь. Получил домашнее образование и воспитание. Отец Аввакума умер. Мать женила сына на осиротевшей дочери кузнеца Марка, Анастасии. Девица жила в бедности, часто ходила в церковь и молилась о том, чтобы выйти замуж за Аввакума. (в этом браке родилось 8 детей). Потом мать умерла в иночестве.
В двадцать один год Аввакум был рукоположен в дьяконы, через два года в попы, а еще через восемь лет стал протопопом. Всего у Аввакума было около пятисот или шестисот духовных детей, потому что везде, где он показывался, он учил людей слову Божьему.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока. 6 класс. История России. Тема урока: «Древняя Русь. Расселение, быт и верования восточных славян».
Методическая разработка урока является примером сочетания всех компонентов учебной деятельности: мотивационного компонента, который основан на поддержке компьютерных технологий (интерактивная до...
Урок истории 7 класс.Русская православная церковь в XVII веке. Реформа патриарха Никона и Раскол.
Урок истории 7 класс.Русская православная церковь в XVII веке. Реформа патриарха Никона и Раскол. под ред.Торкунова...
Урок для 7 класса на тему "Русская православная церковь в 17 веке. Реформа патриарха Никона. Церковный раскол"
Цели и задачи:-познакомить с положением Русской православной церкви после Смутного времени-объяснить причины и последствия церковной реформы-развивать умение работать с информацией, анализировать адап...
Разработка урока по истории на тему "Русская православная церковь в XVII в. Реформа патриарха Никона и раскол"
Цель урока: сформировать представления учащихся о причинах церковного раскола, его содержании и последствиях; показать роль Алексея Михайловича, патриарха Никона, протопопа Аввакума и боярыни Мо...
Презентация к уроку по истории «Русская православная церковь в XVII в. Реформа патриарха Никона и раскол», 7 класс
Презентация к уроку по истории «Русская православная церковь в XVII в. Реформа патриарха Никона и раскол» к учебнику Арсентьева Н.М., Данилова А.А., Курукина И.В. и других; под редакцией Т...
Русская православная церковь в XVII веке. Реформа патриарха Никона и раскол
Конспект урока по истории России в 7 классе...
Характеристика учебной темы "Русская Православная Церковь в XVII веке. Реформы патриарха Никона и раскол"
Приметой обновления содержания школьного исторического образования стало появление многообразия альтернативных программ. С одной стороны, это своеобразная научно-методическая реакция на новые подходы ...
- Мне нравится (1)