Урок- игра по истории, 10 класс. Повторительно-обобщающий урок истории, 10 класс. Игра «Умники и умницы». Тема «История Отечества с древнейших времен до конца XIX века»
план-конспект урока по истории
Урок- игра по истории, 10 класс.
Повторительно-обобщающий урок истории, 10 класс. Игра «Умники и умницы». Тема «История Отечества с древнейших времен до конца XIX века»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок- игра по истории, 10 класс.
Повторительно-обобщающий урок истории, 10 класс. Игра «Умники и умницы». Тема «История Отечества с древнейших времен до конца XIX века»
Цели:
- образовательная: повторить, обобщить, систематизировать изученный материал, обратить внимание на роль личности в истории;
- развивающая: закрепить основные умения и навыки, приобретенные в ходе изучения данного периода (комплексный анализ, историческое мышление и т. д.);
- воспитательная: продолжить воспитывать чувство уважения, интереса к истории своей страны, к людям, творившим эту историю.
Оборудование: учебник по истории Отечества, 50 «орденов», цветные мелки.
Ход урока
Учитель. Уважаемые дамы и господа! Сегодня в нашей интеллектуальной игре примут участие «умники» и «умницы» из десятых классов.
Тема нашей сегодняшней игры - «История Отечества с древнейших времен до конца XIX века».
Правила игры таковы: игра состоит из 5 агонов (туров).
Первый агон - отборочный. Суть его в следующем: ведущий будет задавать вам вопросы. Первые трое ребят, правильно ответившие на них, становятся участниками второго агона, то есть они первые выйдут на игровые дорожки. Следующая тройка игроков - участники третьего агона, последняя тройка ребят - участники четвертого агона.
Пятый (заключительный) агон состоится между победителями предыдущих трех агонов.
По правилам игры у нас существуют 3 игровые дорожки: красная (самая трудная, состоит из двух ступеней; здесь нельзя ошибаться, но зато быстрее можно попасть в финал); желтая (три ступени - участник имеет право на одну ошибку) и зеленая (четыре ступени - две ошибки).
Право выбирать дорожку предоставляется тому игроку, кто наиболее полно и правильно ответит на поставленный вопрос.
Ребята, находящиеся в зале, также могут принимать участие в игре.
В случае неправильного или неполного ответа непосредственного игрока вы можете исправить или дополнить ответ. Если повезет, то вам вручат «орден».
Оценивать правильность и точность всех ответов будет Высокий ареопаг (по-древнегречески - Совет знати) в составе: председатель ареопага ..., секретарь ..., помощником ведущего сегодня выступает ....
♦ Первый отборочный агон.
Вопросы для определения первой тройки непосредственных игроков:
1) Укажите два варианта названия древнерусского памятника архитектуры, созданного в Москве в честь взятия Казани Иваном Грозным в 1552 г.? (Покровский собор, или храм Василия Блаженного.)
2) Назовите трех наиболее известных реформаторов в годы правления Николая I. Уточните суть их реформ. (М. Н. Сперанский - кодифицировал законы Российской империи; Д. Д. Киселев - реформы в государственной деревне; Е. Ф. Канкрин - денежная реформа.)
3) Кого из русских царей называли «европейским жандармом»? Почему? (Николая I, так как он считал себя вправе подавлять революционные движения в любой европейской стране, например в Венгрии.)
4) Почему русский князь Всеволод Юрьевич получил прозвище Большое Гнездо? (У него было 8 сыновей, 8 внуков, не считая потомства женского пола.)
5) Кого на Руси в XI веке называли «гостями»? (Богатых купцов, ведущих иноземную торговлю.)
6) Что такое «полюдье»? Его происхождение? (На Руси в X веке - объезд князем своих вассальных владений. Название происходит от слов «ходить по людям».)
Вопросы для определения второй тройки непосредственных игроков:
1) Кого из первых русских князей можно назвать Александром Македонским восточной Европы? (Святослава.)
2) Назовите автора литературного произведения начала XII века «Поучение детям». (Владимир Мономах.)
3) Назовите автора теории «оригинальной народности». Укажите название каждого из трех ее пунктов. (С. С. Уваров. Самодержавие, православие, народность.)
4) Почему выступление декабристов состоялось 14 декабря 1825 г.? (На этот день была назначена переприсяга Николая I, так как Константин отказался от прав на престол.)
5) Назовите фамилию Петра I. (Романов.)
6) Назовите город на Руси, который монголы прозвали «злым городом». (Козельск.)
Вопросы для определения третьей тройки непосредственных игроков:
1) Кто из русских императоров в лице императриц произнес следующие слова: «Или умру, или буду царствовать»? (Екатерина II.)
2) Назовите памятник архитектуры, заложенный в 1839 г. в Москве, в честь избавления от наполеоновского нашествия. Архитектор К. А. Тон. (Храм Христа Спасителя.)
3) Башня в с. Марьино Рыльского района Курской области, принадлежавшая князьям Барятинским, во второй половине XIX века была названа в честь содержавшегося там предводителя кавказских горцев. Как она называется? (Башня Шамиля.)
4) Как в исторической науке называют период времени от Бориса Годунова до Михаила Романова? Почему? («Смута» так как в стране не было четкого порядка престолонаследия.)
5) Кто является главным организатором убийства Александра II? (Народовольцы во главе с Софьей Перовской.)
6) Назовите имя русской княгини - жены князя Игоря и матери князя Святослава. (Княгиня Ольга.)
- Итак, мы закончили отборочный агон, и теперь у нас есть три тройки непосредственных игроков. Быстроту и качество ответов на вопросы отмечали члены ареопага. Председатель ареопага объявит, кто в каждой тройке первым может выбрать себе дорожку, кто вторым и т. д.
♦ Второй агон.
Вопросы для красной дорожки:
1) Что отражал Указ о единонаследии 1714 г.? (Порядок передачи российского престола по завещанию монарха.)
2) Назовите прозвище московского князя Ивана, сына Ивана Калиты, который продолжал объединение русских земель. (Иван Красный.)
Вопросы для желтой дорожки:
1) Кто такие «верховники»? (Члены органа управления страной после смерти Петра до начала царствования Анны Иоанновны.)
2) Назовите прозвище удельного князя Василия, который вместе с братом Дмитрием Шемякой вел борьбу против Василия II. (Косой.)
3) Мореплаватель, капитан-командор русского флота, датчанин по национальности, руководитель русских экспедиций, открыл пролив, отделяющий Азию от Америки. (Витус Беринг.)
Вопросы для зеленой дорожки:
1) Что такое «Кондиции» 1730 г.? (Условия, ограничивающие самодержавную власть.)
2) Город в Германии, в районе которого в октябре 1813 г. произошла «битва народов»? (Лейпциг.)
3) Русское название полуострова Ханко в Финляндии, где во время Северной войны русский галерный флот разгромил шведскую эскадру в 1714 г. (Гангут.)
4) Назовите прозвище Ивана I, говорящее о его богатстве. (Калита.)
Победителем этого агона, и соответственно, вышедшим в заключительный пятый агон, становится ....
♦ Третий агон.
Учитель. Внимание! Перед вами - бунтовщики и заговорщики всех времен российской истории. Каждый из участников, заслушав текст с фактами «его» биографии, должен будет назвать «свое» имя, либо принадлежность к какому-либо народу.
Вопросы для зеленой дорожки:
1) Вы - представитель маленького, но гордого славянского племени. Однажды вы со своими соплеменниками решили: «Когда повадится волк к овцам, то перетаскает все стадо, если не убить его». К какому племени вы принадлежите? (Древляне.)
2) Вы проживали во времена русского царя Алексея Михайловича, ярко выступали против церковных нововведений, требуя смерти своим противникам. Церковный собор 1666-1667 г. проклял вас и ваших сторонников, и все вы были сожжены на костре в 1681 г. Ваше имя? (Протопоп Аввакум.)
3) Вас можно назвать одним из самых страшных преступников России. Вы, являясь убийцей-смертником, погибли в результате своего теракта, но вы этим же взрывом убили русского царя, прозванного в народе «царем-освободителем». Кто вы? (Гриневицкий - народоволец.)
4) Вас нельзя назвать ни заговорщиком, ни бунтовщиком. Но вы, являясь фаворитом одной из русских цариц, имели большое значение для нашей истории. Царица сделала вас обер-камергером ее двора. Вас осуждали многие русские люди, в том числе и в Сенате, за политический террор, расхищение казны, неуважение к российским обычаям. Кто вы? (Бирон - фаворит Анны Иоанновны.)
Вопросы для желтой дорожки:
1) Большую часть своей жизни вы провели в боевых походах, но некоторое время заседали в Боярской думе. Будучи высокообразованным человеком, написали несколько произведений, в том числе «Историю о великом князе Московском», изобличающую деспотизм и тиранию царя Ивана Грозного - вашего бывшего сподвижника. Вы были вынуждены бежать из России и закончили свою жизнь в Ковеле. Назовите свое имя. (Андрей Курбский.)
2) Вы - офицер царской армии. Вас и ваших друзей ужасала тогдашняя российская действительность, вы все вместе решили создать тайную организацию для борьбы за улучшение жизни в стране. Впоследствии лично вы напишите программный документ своей организации, который был мало реалистичен для выполнения в условиях тогдашней России. В итоге вас повесили. Кто вы? (Павел Пестель.)
3) Вы - один из видных революционеров второй половины XIX века, участник международного социалистического движения. Впоследствии вы стали одним из идеологов анархизма. Считали, что только бунт может привести к истинному освобождению народа. Организованное вами восстание в Северной Италии закончилось прахом. Кто вы? (М. Бакунин, возглавлял бунтарское направление в народничестве.)
Вопросы для красной дорожки:
1) Ваша биография не вызывает никакого уважения. Точного вашего имени не знают до сих пор. Вы прошлись по Руси с огнем и мечом. Вас признала своим мужем такая же авантюристка, как и вы. В итоге вас стали называть «тушинским вором» и вы с позором бежали в Калугу. Какое имя вы получили в истории? (Лжедмитрий II.)
2) Вы (как и ваш отец) принадлежали к домовитому казачеству. Отряд донцов под вашим предводительством боролся против крымских татар. Затем вы возглавили ватагу разбойников и решили отправиться с ней на разгром московских бояр. Вас поймали и после жестоких пыток казнили в Москве на Красной площади. Назовите свое имя. (Степан Разин.)
- По результатам третьего агона в заключительную тройку игроков вошел(а)... .
♦ Четвертый агон.
Тема данного тура - «Развитие культуры и образования в России до конца XIX века».
Вопросы для зеленой дорожки:
1) Назовите царя, при котором в России впервые возник театр. (Алексей Михайлович.)
2) Какой город Петр I называл «парадизом»? Что означает это слово? (г. Петербург, «парадиз» - рай.)
3) Назовите имя русского ученого, внесшего крупный вклад в развитие теоретической и прикладной химии. Основатель школы русских химиков. (Н. Н. Зинин.)
4) Укажите название либерального отечественного журнала, основанного в 1836 г. А. С. Пушкиным? («Современник».)
Вопросы для желтой дорожки:
1) Назовите автора «Истории государства Российского» и укажите число томов этого произведения. (Н. М. Карамзин; 12 томов.)
2) Назовите имя самого знаменитого русского иконописца XIV-XV века. Главное произведение - «Троица». (Андрей Рублев.)
3) Назовите имя архитектора, по приказу которого были построены Казанский собор и Горный институт в Петербурге. (А. Н. Воронихин.)
Вопросы для красной дорожки:
1) Какая связь между одним из руководителей стрелецкого бунта при Петре I Хованским (XVIII в.) и русским композитором XIX века М. Б. Мусоргским? (Мусоргский написал музыкальную драму «Хованщина».)
2) Назовите имя русского путешественника, который исследовал Северный Ледовитый Океан, берега Камчатки, Южной Америки. Он является основателем русского географического общества. (Ф. П. Литке.)
- Победителем четвертого агона стал(а)... .
♦ Заключительный агон.
Учитель. Внимание! Перед вами - государи-императоры государства Российского! Ваши Величества! Я надеюсь, что несмотря на столь высокое положение в обществе, на вашу огромную занятость, вы все же помните свои изречения, высказывания, произнесенные вами по тому или иному поводу. Сейчас именно это мы и узнаем. Я буду напоминать вам каждому ситуацию, а вы должны припомнить, что говорили по этому поводу.
Итак, вы сейчас являетесь императором Всероссийским Петром I.
Вопрос для зеленой дорожки:
1) Особое внимание и беспокойство у вас вызвало строительство флота на Балтике и для Балтики. Без него, вы были уверены, невозможно защитить, удержать то, что добыто. Какие слова вы говорили по этому поводу? («Всякий [военачальник], который едино войско сухопутное имеет, одну руку имеет, а который флот имеет, обе руки имеет».)
2) Вы, уважаемый Петр Алексеевич, довольно часто переписывались со своей любимой супругой Екатериной. В одном из своих писем вы сообщили, что, слава Богу, живы и здоровы, но тут же пожаловались на то, что вам как государственному деятелю очень тяжело жить. В чем причина этой печали? О чем вы поведали Екатерине? («...ибо я левшою не умею владеть, а в одной правой руке принужден держать шпагу и перо».)
Вопрос для красной дорожки:
27 июня 1709 г. в третьем часу началась Полтавская битва, завершившаяся полной победой русских войск. В середине дня вы устроили в своих шатрах обед для победителей. Были приглашены и пленные генералы и министры. За обедом вы произнесли свой знаменитый тост. Напомните его, пожалуйста. («За здоровье учителей, за шведов!»)
Вопросы для зеленой дорожки:
1) Вы - Николай I Павлович. 1840-е гг. Реформа государственной деревни П. Д. Киселева предполагала в дальнейшем отмену крепостного права. Правительство опасалось, что начнутся массовые волнения. Именно этого вы боялись больше всего, поэтому, выступая в 1842 г. на заседании Государственного совета, вы сказали свое мнение по поводу отмены крепостного права. Что вы сказали по этому поводу? («Нет сомнения, что крепостное право в нынешнем его положении у нас есть зло, для всех ощутительное и очевидное, но прикасаться к нему теперь было бы делом еще более гибельным.»)
2) Вы остаетесь в доме Николая I. Февраль 1854 г. Вы при смерти. Что вы сказали в своем прощальном обращении к семье и, в частности, к своему сыну Александру. («Мне хотелось, приняв на себя все трудное, все тяжелое, оставить тебе царство мирное, устроенное и счастливое. Провидение судило иначе. Теперь иду молиться за Россию и за вас. После России я вас любил более всего на свете. Служи России».)
3) Сейчас вы - сын Николая I, Александр II. Мысли вашего отца о крепостном праве в России не покидали и вас. Однако вы оказались гораздо смелее своего родителя и однажды, выступая в Москве перед предводителями дворянства, заявили... Что вы заявили? («Лучше начать уничтожение крепостного права сверху, нежели ждать того времени, когда оно начнет само собою уничтожаться снизу».)
Вопросы для желтой дорожки:
1) Вы - одна из ярких личностей на российском престоле - Екатерина II. Вы прибыли в Россию 15-летней девочкой и испытали много трудностей. Но, умело избегая опасностей, связанных с придворной и семейной жизнью, со всеми их интригами, вы пробивались вперед к своей мечте и верили... Во что вы верили и что говорили при этом? («Рано или поздно я добьюсь своего, сделаюсь самодержавной русской императрицей».)
2) На сей раз вы - Александр I Павлович. Лето 1812 г. Наполеон стремительно движется по русской земле. Судьба вашего царствования висит на волоске. В этой обстановке кто-то осмелился спросить, что вы намерены делать, если Бонапарт захватит Москву? («Я сделаю из России вторую Испанию».)
Вопрос для красной дорожки:
Вы - Екатерина II. При дворе вы не обращали внимания на невнимание одних, оскорбления других, стараясь искать у всех, больших и малых, независимо от достоинств и пороков, расположения к себе. Какую Вы преследовали цель и что потом признавали? («Я хотела быть русской, чтобы русские меня любили».)
- Итак, наша игра завершилась.
♦ Подведение итогов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование курса История России с древнейших времен до конца XVI века. 6 класс. 45 часов
Учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. - М.: Просвещение, 2007....
Словарь по истории России с древнейших времен до конца XVI века. 6 класс
Данный словарик создан в помощь учащимся 6 класса и является, скорее, приложением к учебнику нежели отдельной брошюрой к урокам. Он дает возможность не вести отдельный словарь ученикам, а пользоваться...
Тема: История России с древнейших времен до конца XVI века» - тест в форме ЕГЭ
Данная работа представляет собой тематическую подборку материалов для подготовки к ЕГЭ по истории. Работу можно использовать в 10 классе при изучении курса "История России" и при подготовке к ЕГЭ в 11...
Технологическая карта и методическая разработка к уроку в 6 классе "Восточные славяне" по курсу «История Отечества с древнейших времён до конца 16 века»
Данная разработка предназначена для проведения комбинированного урока в 6 классе по курсу «История Отечества с древнейших времён до конца 16 века»....
Рабочая учебная программа курса для дистанционного обучения по истории, 9 класс. «История России с древнейших времен до конца ХIХ века»
Данная программа предполагает изучение истории России дистанционным способом. Формирует мотивацию успешного изучения дисциплины с применением ИКТ, Интернета, электронной почты, различных компьют...
6 класс. Итоговое тестирование истории России с древнейших времен до конца 16 века
тест для итоговой аттестации...
Итоговый тест по курсу «История России с древнейших времен до конца XVI века. 6 класс»
Данный тест разработан для итогового повторения по курсу "История России с древнейших времен до конца XVI века", 6 класс...