Проект "Как учили на Руси"
проект (9 класс)

Архипенкова Елена Владимировна

 В пректе отражена история возникновения письменности на Руси

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_fedotov_posl_versiya.docx27.03 КБ

Предварительный просмотр:

ТОГБОУ «Центр психолого-педагогического сопровождения и

Коррекции «Гармония»

Проект

«Как учили на Руси»

 Ученика 9  класса

Федотов Виталий Николаевич

 Руководитель проекта:

Архипенкова Е.В.

Рассказово 2019 г

Оглавление

  1. Введение
  2. Основная часть (когда началось обучение, при каком князе появились первые школы,  и какие это были школы, каким наукам обучал, кто были первыми учителями, какие традиции обучения появились и дошли до наших дней)
  3. Заключение
  4. Литература

Введение:

Интересно, а все ли могут себе представить, как учили  на Руси? А какой была тогда школа? Этой проблемой занимались многие историки-исследователи, чтобы искоренить издавна сложившееся мнение, что до Петра Первого на Руси вообще ничемуне учили.

Однажды я в библиотеке увидел  книгу А. Морозова «Юность Ломоносова» она меня заинтересовала, так как в это же время по телевизору шел многосерийный художественный фильм режиссера  А. Прошкина «Михайло Ломоносов» в котором отражалась    история России 18-го века через жизнь и деятельность выдающегося учёного и литератора.

С тех пор я заинтересовался историей Древней Руси. Я начал исследовать литературу о Древней Руси. Мне очень хотелось узнать об истории грамотности на Руси, о происхождении букв в русском алфавите, о том, как в старину обучали детей ,  на чём и чем они писали.  Поэтому я и решил работать по данной теме и познакомить всех желающих с результатами моего труда.

Актуальность темы. Мы являемся гражданами великой страны, имеющей богатую и славную историю. Мы должны гордиться своей страной, а поэтому очень важно изучить историю своей страны, ее культуру. И в связи с этим изучение возникновения письменности, грамоты  на Руси как начала образования является актуальным.

Цель: познакомиться с историей возникновения обучения  на Руси.

Задачи:

- узнать, кто стоял у истоков возникновения обучения на Руси;

- узнать, какими были школы, как учились писать и читать;

- познакомиться со школьными принадлежностями того времени.

Предмет исследования: обучение  на Руси.

Становление и развитие отечественной системы обучения тесно связано с многовековым укладом и историей страны. Во все времена обучение являлось непременным условием ориентации человека в окружающем мире, способом формирования его взаимодействия с другими людьми и природой, возможностью включения в социально-экономическую и культурную жизнь народа.

Первобытные люди могли общаться, только разговаривая друг с другом. Накопленные знания передавались только устно. Каждый народ придумывал свои способы передачи информации. Одним из таких способов было рисуночное письмо. Это был большой шаг к письменности.

Жившие две тысячи лет назад финикийцы придумали буквы, но только для согласных звуков. На основе их письменности появился буквенный алфавит древних греков, который они постоянно усовершенствовали. Греческий алфавит помог многим народам создать свою письменность.

Буквы алфавита, которым мы сейчас пользуемся, частично были в заимствованы из греческого, а часть были специально созданы для передачи тех звуков славянского языка, которых не было в греческом языке. Это буквы Б, Ж, Ц, Ч, Ш, У, Ю, Я.

История русского народа началась задолго до образования государства. Много тысячелетий назад наши славянские пращуры, жившие в первобытных родовых общинах, обучали своих детей через включение в конкретные виды деятельности — изготовление орудий труда, собирательство, охоту, приобщение к религиозным тайнам бытия.

У русского народа  не было своей письменности.Создатели славянской азбуки были проповедники христианства Кирилл (Константин) и Мефодий. В 863 году они составили старославянскую азбуку, а затем перевели на славянский язык некоторые священные книги.

Каждая буква имела своим названием определенное слово, начинающееся с этой буквы. Например, буква «Л» - люди, буква «П» - покой, буква «Ж» - живете. Эта азбука называлась «Кириллица», а кроме нее использовалась «Глаголица».

По мере того как развивалась славянская письменность, кириллица  вытесняла глаголицу и окончательно закрепилась в русском языке.

Обучение было не простым занятием. В древнерусских школах 14 – 16 веков производилось лишь начальное обучение: учили письму, чтению, читали «часослов», псалтырь, апостола и «прочие божественные книги». Большое значение придавалось пению, обучение которому всегда упоминается рядом с обучением чтению и письму.

Обучение грамоте начиналось с 7 лет. Чаще всего в школу отправляли в день пророка Наума, поэтому святого Наума называли «Грамотником» и говорили «Наум наведет на ум».

Первая школа на Руси открылась в 988 году по инициативе князя Владимира. Поскольку крещение Русь принимала из Византии, то и первые учителя-монахи приглашались оттуда же. Сейчас однозначно можно утверждать, что именно Владимир заложил основы развития системы школьного образования в Древней Руси.

Родители отдавали своих детейв школы не охотно, тем не менее, школьное дело на Руси развивалось. Учебные заведения назывались училищами: слово школа стала называться с 14 века. В первой половине 11 века известны дворцовая школа князя Владимира в Киеве и школа, основанная Ярославом Мудрым в Новгороде в 1030 году. В это время в школе могли учиться только мальчики, только в мае 1086 году на Руси появляется первое женское училище, которое основал князь Всеволод Ярославович.

Учебный день продолжался долго. От темна до темна шли уроки в древнерусской школе. Учитель был один, чаще всего- церковнослужитель. Одни ученики зубрили азбуки, другие перешли уже к «сладам» - составляли слоги, третьи уже читали «часослов». И все это нужно было выучить «назубок» - «вызубрить». Учили в слух. Каждый свое. Недаром пословицу сложили: «Азбуку учат – на всю избу кричат».

А чем же писали в древности? Ведь бумаги еще не было. Впервые бумага на Руси появилась только в XIVвеке, а грамотность была распространена гораздо раньше.

Ученые обнаружили первые берестяные грамоты в Новгороде, на которых были отражены записи жизни горожан XII-XIII веков. Позже,  стали использовать пергамент – телячьи шкуры.

Чтобы освоить алфавит и отработать почерк, ученики княжеских и семейных училищ использовали церы и писала.

Церы – это деревянные дощечки размером с тетрадь, с выпуклой каймой, заполненной воском. На церах можно было выцарапывать небольшие тексты.

Писала – это небольшие костяные, деревянные и металлические стержни. Рабочий конец писала,  был заострен. Также писали на бересте.

Правила  в школе были строгие: попить за весь день можно было только три раза, в середине дня – перерыв на обед, по нужде выйти всего два раза. Учили бережно обращаться с книгами, их можно было класть  только на стол. Кто учителя не слушался  - ставили на горох в угол на колени, или оставляли без обеда. За непослушание и невыученный урок наказывали розгами.

Большой вклад в развитие письменности внес Иван Федоров. В 1574 году он издает азбуковник «Азбука», который представляет собой первую российскую печатную учебную книгу. Для обучения письму и чтению. Вся жизнь печатника просветителя была посвящена «по свету рассеивать и всем раздавать духовную пищу». В 1634 году в Московском печатном дворе был издан первый русский букварь, составителем стал патриарший дьяк – Василий Бурцов.

Государственной политикой образование  впервые становится при Петре I, который является реформатором азбуки в 1708 году.

В  Древней Руси  обучали   арифметике, обучение  состояло в овладении нумерацией и счетом на абаке. Изучались следующие арифметические действия: запись чисел в древнерусской нумерации, удвоение, раздвоение, сложение, вычитание, умножение, деление.

В роли учителя в Древней Руси выступал и сам князь, и священник, и «мастер грамоты». Учителя пытались научить ученика самому читать, писать и считать.  Важную роль в Древней Руси играло изучение основ религии: Закона Божьего. С момента зарождения профессии педагога за учителями закрепилась воспитательная функция, единая и неделимая.  

Умного, грамотного, ученого человека на Руси всегда почитали и говорили: «Красна птица пером, а человек умом», «Голова всему начало»,  «И сила уму уступает», «Велика,  бывает польза от учения книжного» написал летописец в древней русской летописи.

Но главное – к грамотности относились с благоговением, а учителей почитали и уважали.

Некоторые традиции сохранились до сих пор. Это уважение к учителю, заучивание, повторение за учителем букв, а затем слогов и слов, отрабатывание почерка.

Выводы: каждый гражданин должен воспитывать в себе интерес к истории своей страны, стремиться быть образованным, грамотным, относиться к родному языку бережно, с любовью и уважением. Изучать безграничные сокровища русского языка.

Заключение.

Изучив некоторые особенности жизни людей в Древней Руси, я узнал для себя много нового и интересного о нашем прошлом. Я понял, насколько нелегкой была раньше жизнь детей.

Старинные летописи свидетельствуют о том, что  учили грамоте на Руси строго, обстоятельно. Ох, и нелегко же давалась грамота нашим предкам! А нашему поколению есть чему у них поучиться.

Это, во-первых, аккуратности и внимательности, ведь им приходилось писать чернилами, капли которых при письме могли капнуть и испортить весь текст.

Во-вторых, терпению и выносливости, так как раньше занятия в школе проходили с утра до вечера.

В - третьих, трудолюбию, ведь наши далёкие сверстники трудились также от зари до зари наравне с родителями.

А самое главное, послушанию и уважительному отношению к взрослым и к своей Родине. Многое из истории древнерусской школы нужно взять на заметку нынешнему школьнику.

Бережное отношение к книге, терпение и дисциплинированное отношение к учёбе. А главное – беспрекословное подчинение тому человеку, который даёт тебе знания!

Это сейчас можно списать сочинение, воспользоваться решебником при выполнении домашнего задания или вообще просто имитировать обучение, покупая аттестаты, дипломы, раньше же приходилось учиться всерьез!!!

Литература:

  1. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV-XVII вв. – М.: Педагогика, 1995. – 363 с.
  2. Бордовская Н.В. Педагогика: Учебное пособие / Н.В. Бордовская, А.А. Реан, Розум С.И. - СПб.: Питер, 2006. – 304 с.
  3. Каркачева Н. «Не гневом, а сладким поучением»: Как учились на Руси в допетровскую эпоху // Природа и человек. – 2008. - № 09
  4. .Захарченко М. История школ и книжного дела в Древней Руси.//http://www.mgarsky-monastery/org/kolokol.php?id=2579


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тесты: «Владимир Святославич. Принятие христианства», «Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром», «Культура Древней Руси. Быт и нравы Древней Руси», контрольная работа по теме «Политическая раздробленность на Руси» 6 класс

Тесты: «Владимир Святославич. Принятие христианства», «Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром», «Культура Древней Руси. Быт и нравы Древней Руси», контрольная работа по теме «Политичес...

Как учились на Руси

Методическая разработка...

«Учиться писать – значит учиться думать, а учиться думать — значит учиться разговаривать»

Как научиться писать? Чтобы научиться хорошо говорить, надо, постоянно обращать внимание на речь свою и других, записывать иногда удачные выражения, точно выражающие мысль, существо дела. Чтобы научит...

Как учили грамоте на Руси

Обучение грамоте на Руси в разные этапы развития...

Как учили грамоте на Руси

Занятие элективного курса...

Интерактивное занятие "Как учили грамоте на Руси?"

Интерактивное занятие "Как учили грамоте на Руси?"...

Мастер-класс Творческий проекткак способ формирования метапредметных компетенций

           Примеры тематики творческих проектов:1.«Органическая химия и моя будущая профессия»2.«Органические  вещества – средства гиг...