Как учили грамоте на Руси
классный час по русскому языку (7 класс) на тему
Обучение грамоте на Руси в разные этапы развития
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneklassnoe_meropriyatie_po_russkomu_yazyku.docx | 35.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие по русскому языку в 6 классе
" Как учили грамоте на Руси»
(в рамках недели русского языка и литературы)
Подготовила учитель русского языка и литературы Кабаева Л.Е,
Разделы: Внеклассная работа
Цели:
- Знакомство учащихся с историей своего Отечества: как учились дети в Древней Руси.
- Формирование мотивации к учению.
- Воспитание любви к родному языку, бережного и ответственного к нему отношения.
Ход мероприятия
Ведущий: 14 декабря в России уже много веков называют днём Наума-Грамотника.
Ученик 1: А кто такой Наум? И почему его называют Грамотником?
Ученица: Наум – это один из ветхозаветных пророков, он жил в 7 веке до Рождества Христова. Подробности его жизни неизвестны, но сохранилась «Книга пророка Наума». Ученик 2: Издревле русский народ почитал Святого Наума помощником во всякого рода умственных занятий. Люди верили, что он помогает постичь грамоту, то есть научиться читать и писать.
Ведущий: (обращается к классу) Ребята, а как вы думаете, почему именно Наума русский народ выбрал покровителем грамотеев? (Ответы учеников) Правильно, из-за созвучия слов – ум и Наум. Но есть и ещё одна причина. Именно с дня Наума (с 1 декабря по старому стилю) начинали учить детей грамоте.
Ученик 1: Вот здорово! На целых три месяца учебный год позже начинался! Вот бы нам так! А почему так поздно дети в школу шли?
Ученица: Как ты не понимаешь?! Ребятишки-то крестьянские шли грамоте учиться. Осенью крестьяне урожай собирали, а дети помогали и в поле, и в доме. А зимой работы было поменьше, а времени для освоения грамоты – больше.
Ученик 2: Вот пророк Наум и обрёл второе имя – Грамотник.
Ученик 1: А какой была школа в Древней Руси?
Ученица: Да уж не такой, как сейчас. Для семьи день начала учёбы был особым праздником, к нему готовились заранее, договаривались с учителем – приходским дьячком, то есть помощником сельского священника.
Ученик 2: Поднимали ребятишек в этот день рано, приговаривали
Просыпайтесь ранёхонько,
Умывайтесь белёхонько,
В Божью церковь собирайтесь,
За азбуку принимайтесь!
Богу помолитесь –
До всего дойдёте:
Святой Наум наставит на ум.
Ученица: Принарядившись, все шли в храм, где после Литургии служили молебен, испрашивая благословения на учение отрока.
Ученик 1: А это ещё кто такой – отрок?
Ученица: Так называли мальчишек 10-12 лет, подростков.
Ученик 1: А почему только мальчишек благословляли? А девчонок как же?
Ученик 2: А вот девочки вообще грамоте не учились. Считалось, что женщинам грамота не нужна, да и не способны девчонки её постигнуть. Недаром ведь сложилась пословица - «У женщины волос долог, да ум короток».
Ученик 1: Какая несправедливость! Ну, а дальше что делали?
Ученица: После службы в церкви дома у ученика встречали с почётом учителя, сажали его на лучшее место, угощали и одаривали. Отец передавал сына учителю с просьбой не жалеть его, а научить уму-разуму, а за леность угощать побоями.
Ученик 2: А мать должна была плакать, иначе худая молва пойдёт. Сын отвешивал три земных поклона учителю, а учитель трижды ударял ученика по спине плёткой…
Ученик 1: Как это? Учитель – и бил плёткой? А за что?
Ученица: Пока ни за что. Заранее, чтобы отрок не озорничал, а учился прилежно, чтобы ценил серьёзность и пользу учёбы.
Ученик 2: На другой день ученика отправляли к учителю с азбукой и указкой, а мать с сыном передавали подарок для учителя – курицу, лукошко яиц или горшок с гречневой кашей. А перед уроком дети читали молитву «Святой пророче Божий Науме, вразуми мя и накажи своею милостью добре руководствию навыкати».
Ученица: Ученики учили по букварю славянскую азбуку: аз, буки, веди, глаголь, доброУченик 1: Это ты сейчас что сказала? Какой глаголь, что значит веди?
Ученик 2: Так раньше буквы назывались. Буквы русского алфавита а, бэ, вэ, гэ, дэ, а раньше были аз, буки, веди… Поэтому каждую букву учили целую неделю, а то и две. Тогда-то и сложилась пословица: «Азбука наука, а ребятам мука».
Ученица: Посмотрите картину художника Кустодиева «Школа в Московской Руси». Вот так шли занятия. Длинный стол, вдоль него лавка, на стене полка с книгами и обязательно плётка…
Ученик 1: Опять плётка! Это ещё зачем?
Ученик 2: Пригодится. На лавке – ученики. Во главе стола – учитель. А перед ним на коленях стоят ученики.
Ученик 1: А почему на коленях?
Ученица: Отвечают урок. А кто не выучит урока или напроказничает, того ждёт наказание.
Ученик 1: Его на перемену не пустят? Или к директору отведут?
Ученик 2: В древнерусской школе не было ни переменок, ни директора, и всего один учитель. Ученье шло с утра до вечера; в середине дня – перерыв, чтобы ученики пообедали.
Ученик 1: Это сколько у них уроков было, до вечера-то?
Ученица: У них не было отдельных уроков, как у нас. Каждый ученик получал индивидуальное задание, в зависимости от того, что он уже успел изучить. Один только делает первые шаги, зубрит азбуку, другой пытается складывать из букв слоги, третий уже вслух читает слова… Шум стоит невообразимый! Ученик 2: Недаром сложилась пословица: «Азбуку учат – на всю избу кричат».
Ученик 1: А как же дьячок-учитель им оценки ставил?
Ученица: А никак не ставил. Выучил урок – молодец, ступай домой. А не выучил – вот плётка, вот розги, то есть прутья.
Ученик 1: Да вы шутите! Разве можно учеников плёткой или розгой?
Ученица: Можно и не розгой. Кто учителя не слушается – поставят того в угол на колени. Или без обеда оставят. Ты ещё завидуешь отрокам, что они не с первого сентября в школу шли, а позже?
Ученик 1: Нет, я уж лучше сейчас учиться буду.
Все читают стихотворение Н.Кончаловской.
Ученица:
В старину учились дети –
Их учил церковный дьяк, -
Приходили на рассвете
И твердили буквы так:
Ученик 1:
А да Б как Аз да Буки,
В – как Веди, Г – Глаголь,
И учитель для науки
По субботам их порол.
Ученик 2:
Трудно грамота давалась
Нашим предкам в старину,
А девицам полагалось
Не учиться ничему.
Ведущий:
Обучались лишь мальчишки.
Дьяк с указкою в руке
Нараспев читал им книжки
На славянском языке.
(Н.П.Кончаловская. «Как церковный грамотей в старину учил детей»)
Ведущий: Грамотных людей на Руси было мало, поэтому их все почитали, а грамоту ценили – «Видит око далеко, а ум ещё дальше». И прославляли святого Наума-Грамотника, что помогал людям постигать науки, слагали о нём пословицы. (Слайд 8)
Ученик 1: Придёт Наум – наведёт на ум.
Ученица: Пророк Наум наставит на ум.
Ученик 2: Батюшка Наум, наведи меня на ум.
Ведущий: Ребята, а какие вы знаете пословицы о пользе грамоты и учения? (Ответы учеников)
После беседы проводятся различные конкурсы: «Знаток русской азбуки», «Умелец скороговорок», «Переводчик с древнерусского языка» и др.
Если хочешь познать истину, начинай с азбуки.
Грамоте учиться —всегда пригодиться.
Пословицы.
Ведущий: ЧТО ТАКОЕ ГРАМОТА?
Грамота (от греческого grammata — 'чтение и письмо', формы множественного числа от gramma — 'буква, запись') — это умение читать и писать.
В народе издавна говорят: «Грамота — второй язык». Многовековая мечта, глубокая мудрость, ясный ум и тонкая наблюдательность трудового народа заключены в этой меткой пословице.
Простые люди в царской России мечтали об умении читать и писать, тянулись, к знаниям, прекрасно понимая, что «без грамоты, как без свечки в потемках» и что «ученье — свет, а неученье— тьма».
Но народные мечты долгое время оставались мечтами. В дореволюционной России неграмотными были многомиллионные массы русского народа. Сегодня в нашей стране для всех открыт широкой доступ к просвещению и культуре.
1. Объясните значение выделенных слов и словосочетаний в отрывке стихотворения А. Сумарокова «Эпистола о русском языке».
Письмо, что грамоткой простой народ зовет,
С отсутствующими обычну речь ведет:
Быть должно без затей и кратко сочиненно,
Как просто говорим, так просто изъяснённо.
Но кто не научен исправно говорить,
Тому не без труда и грамотку сложить.
2. В каком значении употреблено слово грамота?
1. На двенадцатом году выучился я русской грамоте. (А. С. Пушкин.) 2. Я не мог несколько раз не улыбнуться, читая грамоту доброго старика. (А. С. Пушкин.) 3. После окончания начальной школы сестре вручили похвальную грамоту.
3. Прочитать, объяснить выделенные словосочетания.
Когда говорят грамотный человек, то всем понятно, что речь идет о человеке, умеющем читать и писать. Но как понять грамотный инженер, грамотное сочинение, грамотный чертеж, грамотный ученик?
(Грамотный инженер — 'обладающий необходимыми сведениями, знаниями в определенной области' грамотное сочинение— 'не содержащее грамматических и стилистических ошибок'; грамотный чертеж — 'выполненный со знанием дела'; грамотный ученик — 'умеющий грамматически правильно писать и говорить)
4. Прослушайте диалог и объясните пословицу «Писать – то я пишу, а
О ГРАМОТЕЕ И БОЛЬНОЙ НОГЕ
Один неграмотный пришел с поклоном к грамотею:
Будь другом, напиши письмо, а то я не умею...
— Нет, не могу, нога болит, — ответил хмуро тот. —
Через неделю приходи, авось, болезнь пройдет.
Да разве пишешь ты ногой? — неграмотный спросил.
— Нет, мне по адресу с письмом ходить не хватит сил.
Почерк у меня такой, трудись хоть целый год,
Но без меня мое письмо никто не разберет.
(В. Гончаров.)
5. Какой вывод вы сделаете, прослушав следующий инсценированный диалог?
ИЗ-ЗА ТЕБЯ
- Ну почему ты, Вовка, учительницу не слушаешь? Сколько раз Евдокия Васильевна говорила: «Пиши разборчивее!» А ты, как курица, царапаешь. Что ты в слове коврижка написал — «а-» или «о»?
- «О».
- Вот видишь, теперь из-за твоего почерка у меня еще одна ошибка будет!
6. Прочитайте пословицы. Для чего нужна человеку грамота? Чем «сильна» грамота? Какой совет дают пословицы?
1. Кто грамоте горазд, тому не пропасть. 2. Грамота не злом, а правдой сильна. 3. Ложка нужна, чтобы щи хлебать, а грамота, чтобы знания черпать. 4. Век живи — век учись. 5. Не стыдно не знать, стыдно не учиться.
Сперва аз да буки,
а потом другие науки.
Ведущий: Можете ли вы себе представить, какой была древнерусская школа? Вот как она изображена на одной из гравюр 1634 года. Длинный стол, между столом и стеной лавка, на стене полка с книгами и обязательная плетка. На лавках сидят ученики. Они все босы. Значит, это школа не для богачей, а для простых детей. За столом сидит учитель. Перед ним на коленях ученик отвечает урок. Все следят за его ответом по своим книгам. Тут же другой ученик, в чем-то провинившийся, ожидает наказания.
Учебный день продолжался долго. Занятия начинались часов с семи утра и продолжались до самого вечера (с двухчасовымобеденным перерывом). Так от темна до темна шли уроки в древнерусской школе. Уроками их можно назвать очень условно. Каждый ученик получал от учителя персональное задание: один делал первые шаги— зубрил азбуку, другой перешел уже к «складам», третий уже читал «Часослов». И все следовало выучить «назубок», «вызубрить». Каждый свое учил вслух. Недаром пословицу сложили: «Азбуку учат — во всю избу кричат».
Учили каждую букву по ее названию.
А —аз, 3 — земля,
Б —буки (буква),
В — веди (знаю), Л — люди,
Г —глаголь (говори), М—мыслить,
Д — добро, Н — наш,
Е — есть, . О — он,
Ж — животное, П — покой.
и т. д.
КАК ЦЕРКОВНЫЙ ГРАМОТЕЙ В СТАРИНУ УЧИЛ ДЕТЕЙ
В старину учились дети —
Их учил церковный дьяк, —
Приходили на рассвете
И твердили буквы так:
А да Б — как Аз да Буки,
В — как Веди,. Г —глаголь.
И учитель для науки
По субботам их порол.
Вот такой чудной вначале
Наша грамота была!
Вот каким пером писали —
Из гусиного крыла!
Этот нож не без причины
Назывался «перочинным»:
Очиняли им перо,
Если не было остро.
Трудно грамота давалась
Нашим предкам в старину,
А девицам полагалось
Не учиться ничему.
Обучались лишь мальчишки.
Дьяк с указкою в руке
Нараспев читал им книжки
На славянском языке
Вопросы:
Как и кто обучал в старину детей грамоте?
Почему «трудно грамота давалась нашим предкам в старину»?
Что это за перья «из гусиного крыла?»
Почему нож назывался «перочинным»?
Кому не полагалось учиться?
- Ну-ка, ты, пермяк солены уши, поди сюда! Садись, скула калмыцкая. Видишь фигуру? Это — аз. Говори: аз! Буки! Веди! Это — что?
- Буки.
- Попал! Это?
- Веди.
- Врешь, аз! Гляди: глаголь, добро, есть — это что?
- Добро.
- Попал! Это?
- Глаголь.
- Верно! А это?
- Аз.
Вступилась бабушка:
- Лежал бы ты, отец, смирно...
—Стой, молчи! Это м«не в пору, а то меня мысли одолевают. - Валяй, Алексей.
Он обнял меня за шею горячей, влажного рукой и через плечо мое тыкал пальцем в буквы, держа книжку под носом моим. От него жарко пахло уксусом, потом и печеным пуком, я почти задыхался, а он, приходя в ярость, хрипел и кричал в ухо мне:
— Земля! Люди!
Слова были знакомы, но славянские знаки не отвечали им: «земля» походила на червяка, «глаголь» — на сутулого Григория, «я» — на бабушку со мною, а в дедушке было что-то общее со всеми "буквами азбука. Он долго гонял меня по алфавиту, спрашивая и в ряд и вразбивку; он заразил меня своей горячей яростью, я тоже вспотел и кричал во все горло. Это смешило его; хватаясь за грудь, кашляя, ан мял книгу и хрипел:
Мать, ты гляди, как взвился, а? Ах, лихорадка астраханская, чего ты орешь, чего?
Это вы кричите...
—.Я кричу, потому что нездоровый, а ты чего? И говорил бабушке, встряхивая мокрой головою:
— А неверно поняла покойница Наталья, что памяти у него нету; память, слава богу, .лошадиная! Вали дальше, курнос!
Занимательная пятиминутка:
Ведущий: Ребята, ответьте на вопросы.
1. В каком слове сорок а? (Сорока.)
2. В каких словах по сто согласных?
(Стол, стог, стоп.)
3. Как можно превратить слово мел в мелкое место, угол — в топливо, шест —в число? (Сделать мягким конечный согласный.)
4. Что надо сделать со звуком в слове кость, чтобы оно стало обозначать желанного в
доме человека? (Сделать к звонким.)
5. Почему любопытный слоненок из сказки Р. Киплинга (в русском переводе),
когда крокодил схватил его за нос, кричал: — Пустите бедя, бде очень больдо!
6. Как можно превратить слово семя в слово семья?
7. Прослушайте басню. (Инсценировка). Попробуйте разрешить спор знаков. Нужны ли они и где должны стоять?
- Не чересчур ли ты добряк?
— Так знаку Мягкому промолвил Твердый знак
— Слова и буквы ты всегда смягчить стремишься.
Нет, в алфавит ты не годишься!
Кто б говорил, но ты б уж помолчал!
— Знак Мягкий Твердому на это отвечал.—
Ты тверд и груб,
Как суковатый дуб.
Давным-давно пора, как букву Ять,
Тебя из азбуки изъять...
Друзья! Ваш разговор — никчемные слова,—
Услышав этот спор, сказала буква А,
— Вы оба хороши, достойны оба чести,
Когда стоите в нужном месте.
8. Какое правило зашифровано в стихотворной строчке?
Ударение над гласной
Может сделать букву ясной.
9. Вопросы-шутки.
Чем кончается день и ночь? (ь)
Что стоит посередине земли? (м)
Чем кончается лето и начинается осень? (о)
Внеклассное мероприятие по русскому языку для учащихся 5-6 классов.
«Почему мы так говорим?»
(праздник фразеологизмов)
План
1. В чем силы фразеологизма.
2. Игра «Кто быстрее».
3. Конкурс «Найди пару».
4. Игра «Поле чудес».
5. Суперигра для победителей предыдущих конкурсов.
6. Награждение знатоков русского языка.
Нет слова, которое было бы так замашисто,
бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца,
так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово.
Н. В. Гоголь.
I. ВЕДУЩИЙ:
Русский язык очень богат фразеологизмами. Так, например, только с одним словом рука имеется более пятидесяти фразеологических оборотов. Вот некоторые из них:
Валится из рук — «не клеится, не работается»;
голыми руками взять — 'легко одолеть';
дать по рукам —'наказать, отучить;
дать руку на отсечение —'поручиться';
из рук в руки —'непосредственно';
как без рук —'беспомощно';
легкая рука —'удачное начало';
мастер на все руки -'умелец';
не покладая рук —'неустанно';
подать руку —'помочь'.
Приведенные примеры показывают, что фразеологизм и слово могут соотноситься по своему лексическому значению как синонимы.
Поссорились на перемене ребята. Один кричит: — Я тебе покажу, где раки зимуют!
А второй ему:
—Ишь, разошелся, прямо из кожи вон лезет!
Тут подбежал к ребятам дежурный и давай их расталкивать. А они на него напустились:
- Все, следишь! Наверное, и спишь с открытыми глазами!
А дежурный вдруг как крикнет:
- Стойте, ребята! Разгадайте-ка свои загадки!
- Какие такие загадки? — удивились ребята и разжали кулаки.
- А вот какие, слушайте! Первая: «Где раки- зимуют?» Вторая: «Кто из своей кожи вылезет?» Третья: «Кто спит с открытыми глазами?»
2. Заменить фразеологические обороты словами-синонимами:
В час по чайной ложке; рукой подать; кривить душой; повесить нос; себе на уме; гонять лодыря; во все лопатки; раз, два и обчелся; куры не клюют; кожа да кости.
Слова для справок. Быстро, мало, лгать, много, медленно, худой, близко, хитрый, бездельничать, грустить.
II. Игра «Кто быстрее?».
Подобрать по десять (можно больше) фразеологизмов с общим для них словом (существительным).
Нос
Задирать (задрать) нос;.
вешать (повесить) нос;
водить за нос;
зарубить на носу;
встретиться носом к носу;
клевать носом;
не видеть дальше своего носа;.
бояться нос показать;
не показывать носа;
остаться с носом;
держать нос по ветру.
Подведение итогов, награждение победителей – активных участников игр и конкурсов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
грамота Святые заступники Руси
был отмечен мой ученик....
Откуда есть пошла грамота на Руси
Такой урок провожу в конце года в разделе «Общие сведения о языке». Посвящаю урок - обобщения Дню славянской письменности и культуры. Данная модель урока позволяет поло...
Программа дополнительного образования "Учимся грамоте" (по обучению послоговому чтению)
Дополнительная услуга по обучению детей послоговому чтению «Учимся грамоте» в детском саду организована по запросу родителей, который выявлен при проведении анкетирования. Образовательная работ...
Как учились на Руси
Методическая разработка...
Как учили грамоте на Руси
Занятие элективного курса...
Интерактивное занятие "Как учили грамоте на Руси?"
Интерактивное занятие "Как учили грамоте на Руси?"...
Сценарий квест-игры "Откуда есть пошла грамота на Руси"
Сценарий разработан для проведения праздника, приуроченного ко Дню славянской письменности и культуры....