Как учили грамоте на Руси
план-конспект занятия по русскому языку (8 класс)
Предварительный просмотр:
Тема: КАК УЧИЛИ ГРАМОТЕ НА РУСИ
Цели: познакомить ребят с историей обучения грамоте на Руси; историей создания первых учебных книг, возникновения первых библиотек и первых школ; познакомить ребят с огромным вкладом, который внесли в русскую лингвистическую науку Бурцев, Смотрицкий, Ломоносов и другие.
Оборудование: репродукция гравюры 1634 года «Древнерусская школа»; портреты В. Бурцева, М. Смотрицкого, М. В. Ломоносова и других лингвистов; эпиграф: «Сперва аз да буки, а потом другие науки»; пословица: «Язык создал цивилизацию землян» (В. К. Журавлев); можно обратиться к «Энциклопедическому словарю юного филолога» (М.: Педагогика, 1984. - С. 39).
Методические приемы: слово учителя; аналитическое сообщение-выступление; беседа, дискуссия; практическая работа.
Ключевые слова и выражения: школа, просвещение, грамматические термины; грамматист.
Ход занятия
I. Слово учителя.
Сегодня мы поведем разговор о таких близких нам предметах и понятиях, как школа, просвещение. А можете ли вы себе представить, какой была древнерусская школа? Послушайте небольшое стихотворение, помещенное в книге В. Кончаловского «Наша древняя столица»:
КАК ЦЕРКОВНЫЙ ГРАМОТЕЙ В СТАРИНУ УЧИЛ ДЕТЕЙ
В старину учились дети –
Их учили церковный дья
И твердили буквы так:
А да Б - как Аз да Буки,
В - как Веди, Г - Глаголь.
И учитель для науки
По субботам их порол.
Вот такой чудной вначале
Наша грамота была!
Вот каким пером писали
-Из гусиного крыла!
Назывался «перочинным»:
Очиняли им перо,
Если не было остро.
Трудно грамота давалась
Нашим предкам в старину,
А девицам полагалось
Не учиться ничему.
Обучались лишь мальчишки.
Дьяк с указкою в руке
Нараспев читал им книжки
На славянском языке.
- Рассматривая репродукцию гравюры 1634 года, опишите,
что вы на ней видите.
Длинный стол, между столом и стеной лавка, на стене полка с книгами и обязательная плетка. На лавках сидят ученики. Они все босы. Значит, это школа не для богачей, а для простых детей. За столом сидит учитель. Перед ним на коленях ученик отвечает урок. Все следят за его ответом по своим книгам. Тут же другой ученик, в чем-то провинившийся, ожидает наказания.
- Учебный день продолжался долго. Занятия начинались часов с семи утра и продолжались до самого вечера (с двухчасовым обеденным перерывом).
Так от темна дотемна шли уроки в древнерусской школе. Уроками их можно назвать очень условно. Каждый ученик получал от учителя персональное задание: один делал первые шаги - зубрил азбуку, другой перешел уже к «складам», третий уже читал «Часослов»1. И все следовало выучить «назубок», «вызубрить». Каждый свое учил вслух. Недаром пословицу сложили: «Азбуку учат - во всю избу кричат».
Учили каждую букву по ее названию.
- Сможете ли вы вспомнить, как назывались в старину буквы алфавита? Назовите их.
Практическая работа.
1. Объясните выражения:
а) Грамматика владеет даже королями. (Мольер.)
б) Даже император бессилен в вопросах языка. (Латинское изречение.)
2. Послушайте отрывок из журнала «Русская речь» и ответьте на вопросы.
Римский историк Светоний в трактате «О знаменитых грамматистах» рассказывает, что в одной их своих речей император Тиберий, считающий свой стиль безупречным, применил неправильное выражение. После речи он созвал всех своих друзей и спросил их, считают ли они, что он, император, совершил ошибку.
Тогда Атей Капито, большой льстец, сказал: «О, Цезарь, если это даже была ошибка, то после того, как ты сказал, это уже перестало быть ошибкой».
«Нет, Цезарь, - решительно заметил мужественный Маркелий, - ты можешь давать правило гражданства людям, но отнюдь не словам».
- Кто такие «грамматисты»? (Грамматист - специалист по грамматике.)
- Как понять слова Маркелия: «Ты можешь давать право гражданства людям, но отнюдь не словам»?
- Объяснить слова льстеца: «Если это даже была ошибка, то после того, как ты сказал, это уже перестало быть ошибкой».
- Какие выражения принято считать неправильными?
3. Составьте словарик на тему «Язык твой - друг твой!».
Запишите:
- Слова для сверхредкого употребления в разговоре: вот, так сказать, теперь, значит...
- Слова для сверхчастого употребления: прошу, извините (но не «извиняюсь»!), благодарю, пожалуйста, разрешите...
- Слова, изъятые из употребления: «будь спок», «разоряться» (в смысле «говорить») и другие слова-сорняки.
4. Кто сказал правильно?
Петя сказал сестре: «Надевай пальто - пойдем на санках кататься!»
Надя сказала брату: «Одевай пальто - пойдем на санках кататься!»
IV. Закрепление.
- Используя ключевые слова и выражения, сделайте вывод.
Домашнее задание:
- подготовиться к уроку-практикуму на тему «Владимир посеял книжные слова, а мы пожинаем...»;
- индивидуальное задание: «Язык "Повести временных лет..."»;
- подумать над вопросом «Почему 988 год стал выдающимся событием в истории нашей Родины?»;
- принести книги, в которых помещены летописи разных жанров из «Повести временных лет...».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
грамота Святые заступники Руси
был отмечен мой ученик....
Откуда есть пошла грамота на Руси
Такой урок провожу в конце года в разделе «Общие сведения о языке». Посвящаю урок - обобщения Дню славянской письменности и культуры. Данная модель урока позволяет поло...
Программа дополнительного образования "Учимся грамоте" (по обучению послоговому чтению)
Дополнительная услуга по обучению детей послоговому чтению «Учимся грамоте» в детском саду организована по запросу родителей, который выявлен при проведении анкетирования. Образовательная работ...
Как учились на Руси
Методическая разработка...
Как учили грамоте на Руси
Обучение грамоте на Руси в разные этапы развития...
Интерактивное занятие "Как учили грамоте на Руси?"
Интерактивное занятие "Как учили грамоте на Руси?"...
Сценарий квест-игры "Откуда есть пошла грамота на Руси"
Сценарий разработан для проведения праздника, приуроченного ко Дню славянской письменности и культуры....