«Учиться писать – значит учиться думать, а учиться думать — значит учиться разговаривать»
статья на тему
Как научиться писать? Чтобы научиться хорошо говорить, надо, постоянно обращать внимание на речь свою и других, записывать иногда удачные выражения, точно выражающие мысль, существо дела. Чтобы научиться писать, – надо писать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Калина Виктория Геннадьевна
Учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №7, село Чкаловское, Приморский край
«Учиться писать – значит учиться думать, а учиться думать — значит учиться разговаривать»
Люди, которые не умеют и не учатся связно говорить и писать, как правило, не умеют и не научатся думать. Учиться говорить и писать нужно всё время. Язык – самое выразительное, чем человек обладает, и, если он перестанет обращать внимание на свой язык, а станет думать, что он овладел им уже в достаточной мере, он станет отступать. За своим языком – устным и письменным – надо следить постоянно. Самая большая ценность народа – его язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Это надо понять досконально, во всей многозначности и многозначительности этого факта.
Уметь хорошо писать нужно не только писателю и ученому. Даже хорошо, свободно и с известной долей юмора написанное письмо другу характеризует вас не меньше, чем ваша устная речь. Через письмо можно дать почувствовать себя, свое расположение духа, свою раскованность в обращении к симпатичному вам человеку.
Но как научиться писать? Чтобы научиться хорошо говорить, надо, постоянно обращать внимание на речь свою и других, записывать иногда удачные выражения, точно выражающие мысль, существо дела. Чтобы научиться писать, – надо писать.
Сейчас мы имеем скудный словарный запас учащихся, насыщенность его просторечиями, жаргонизмами, искажениями исконно русских слов отсутствие способности выражать свои мысли, списывание чужих работ. Отсутствие желания приобщаться к чтению художественной литературы усугубляет ситуацию.
А чтобы, например, написать сочинение самостоятельно, нужен систематический, кропотливый труд. Здесь нужен творческий подход, тщательный отбор языкового материала с опорой на текст художественного произведения, что способствует улучшению качества письменной речи. Одновременно с этим развивается память, логическое и образное мышление, волевые качества: усидчивость, терпение - всё это важно не только для сочинения, но и в дальнейшей профессиональной деятельности.
«Умение писать — столь же важное качество учёного, как умение читать и думать. И всем этим качествам надо учить специально, для этого есть особые методы. В России этого ещё не поняли, здесь многие учёные продолжают писать на искусственных, птичьих языках. Кто-то даже гордится этим», - Александр Эткинд
А что такое думать? Что значит, когда говорят, «надо подумать» или «подумай, прежде чем что-то сделать»?
Думать — это значит разговаривать, то есть, общаться с помощью слов. И когда говорят, что человек не думает, или не хочет думать, или не умеет думать — это значит, что человек не разговаривает, не умеет разговаривать, или не хочет разговаривать.
Мысль — это всегда какое-то слово, смысл которого понятен. Нет слова, смысл которого понятен, — нет и мысли на эту тему. Способность человека думать напрямую зависит от количества слов, смысл которых ему понятен.
В отличии от животного человека можно научить разговаривать. Человека можно не просто научить произносить слова, но и сделать так, чтобы смысл, произносимых им слов, был ему понятен. Что значит разговаривать? Разговаривать — это значит сообщать что-то, давать совет, получать совет, задавать вопросы и получать на них ответы. Интересный разговор — это интересные сообщения, полезные советы, интересные вопросы и интересные ответы.
Думать можно самостоятельно и не самостоятельно, а с чьей-то помощью. Думать самостоятельно — это значит разговаривать с самим собой. Разговаривать с самим собой — это значит сообщать что-то самому себе, самому себе давать совет, задавать самому себе вопросы и самому же на них отвечать.
Думать, разговаривая с кем-то, тоже можно, но это уже несамостоятельное думание. Несамостоятельное думание — это разговор с кем-то, но только здесь уже сообщения, советы, вопросы и ответы даются не одним и тем же человеком, а разными людьми, и, если один спрашивает, то отвечает обязательно кто-то другой.
С чего начинать учиться думать? Начните с увеличения своего словарного запаса. Способность человека думать напрямую зависит от количества слов, смысл которых ему понятен. Словарный запас — это не количество слов, которые вы слышали и способны произнести, а это те слова, значение которых вы понимаете.
Учиться думать — это значит постоянно расширять свой словарный запас. Чем больше Вы знаете слов, значение и смысл которых Вам понятен, тем больше у Вас мыслей и тем больше Вы можете что-то сообщить, что-то спросить, на что-то ответить.
Учиться думать — это учиться быть правильно понятым тем человеком, кому мы задаем свой вопрос, если задаём его не самому себе. Невозможно быть понятым, если человек, которому что-то сообщается, не понимает значение тех слов, которые используются в сообщении.
Мыслительная способность человека напрямую завит от количества слов, которые ему понятны, но ничто так пагубно не влияет на мыслительную способность человека, как неверное понимание используемых им в разговоре слов.
Кроме словарного запаса для того, чтобы уметь думать, необходимо не лениться, сообщать самому себе что-то новое и интересное, не лениться задавать самому себе вопросы и давать на них ответы.
Без умения думать вы становитесь неинтересным человеком. Неинтересных людей не уважают, у них нет друзей, они не знают, что такое любовь и они поэтому не становятся свободными. Можно быть интересным человеком и не иметь друзей или любовь, но не бывает так, чтобы у неинтересного человека были друзья и любовь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учимся писать сочинение - рассуждение на лингвистическую тему.
Конспект занятия в 9 классе "Зачем гужна пунктуация?"...
Учимся писать сочинение - рассуждение на лингвистическую тему.
Презентация к занятию "Зачем нужна пунктуация?"...

Учимся писать тезисы, конспекты и рефераты.9 класс.
На данном уроке подробно рассматриваются структура и требования к оформлению реферата....

методическая разработка урока "Учимся писать эссе по обществознанию"
Данный урок посвящен формированию умения написания эссе...

методическая разработка урока "Учимся писать эссе по обществознанию"
Урок посвящен формированию умения написания эссе...

«Учить значит учиться или Три истории о главном»
Творческая работа представляет собой обобщение опыта работы районного методического объединения учителей английского языка. В центре внимания - основные направления работы и достижения учителей. Автор...

классный час"«Учимся думать о себе и о других»"
Воспитать человека интеллектуально, не воспитав в нем нравственное, - значит вырастить угрозу для общества.вспомнить известные учащимся понятия изученных тем, статьи Конституции РФ способствовать восп...