Как учились на Руси
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №2 «Образовательный центр» с. Кинель-Черкассы муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области станция юных техников.
Автор Дунина И.А., педагог дополнительного образования
Методическая разработка
развлекательно – познавательная программа
Как учились на Руси.
Цель:
- Знакомство с историей первых учебных заведений, первой азбукой
Задачи:
- Расширение знаний о национальной культуре русского народа;
- Формирование коммуникативных умений и навыков;
- Развивать любознательность, интерес;
- Воспитание любви к родине
Участники: дети младшего школьного возраста 7-10 лет.
Оборудование: столы, стулья, экран, слайды. карандаши, ножницы, клей, бумага белая, бумага цветная, шары.
Условия проведения. Мероприятие проводится в актовом зале. В зале располагаются два стола для команд, стулья для болельщиков, стол для жюри. На столах разложены карандаши и листы бумаги для конкурсов. На экране демонстрируются слайды. После проведения конкурса результаты оцениваются, анализируются. Команды, набравшие большее количество баллов награждаются грамотами.
Оформление. Название программы «Как учились на Руси» написано большими буквами на ватмане и укреплено в центре. На доске с правой и с левой сторон прикреплены бумажные листы, на которых в процессе программы ставятся очки командам. На стенах развешаны, заранее нарисованные участниками программы, рисунки на школьную тему и шары. Изготавливаются плакаты для болельщиков. Музыкальное сопровождение: песни на школьную тему.
Подготовительный период.
Дети заранее оповещаются о проведении мероприятия. Раздаются пригласительные билеты. Задание конкурсантам: К празднику нарисовать рисунок на школьную тему; Заранее участники придумывают своей команде название, девиз, выбирают капитана и делают эмблему. Болельщики заготавливают плакаты для поддержки своей команды.
Ход сценария:
Звучит музыка. Всех участников конкурса и болельщиков встречает педагог и приглашает в зал, где все занимают свои места.
Программа начинается.
Педагог: Внимание! Внимание! Внимание! Передаем сводку погоды. В наше село пришла осень. Время начало учёбы в школе.
Нет в России такого уголка, где бы дети не учились.
Человек появившись на свет, с первого мига начинает учиться. Он учится ходить, говорить, понимать мир и людей. Его учат солнечный луч, пролетевшая бабочка, стихи, сказки, смешная картинка, весёлая игра.
Но вот наступает день - и маленький человек приходит в школу. Здесь его ждут науки. Первые упоминание об обучении детей встречается в русской летописи 988 года. Тогда же и появились первые школы.
Как были устроены школы , кто в них обучался?
Правда вместо «школа» мы увидим в нём другое название учебного заведения. «.....А прежде сего училища бывали в Российском царствии, на Москве, в Великом Новгороде и иным городам...грамоте, писати и пети, и по чести учили..»
Создавались школы, как и в Европе, при монастырях и церквях. Принимали в школу только мальчиков. Коллектив учеников назывался «дружиной». Занятия чаще всего начинались 1 декабря. Определенного срока обучения тоже не было. Научился читать, писать, считать-закончил школу. Всё зависело от способностей.
Писали школьники гусиным перьями на очень дешёвой и рыхлой бумаге, о которую пере непрерывно цеплялось, оставляя чернильные кляксы. Чтобы не растекались чернила, посыпали написанное мелким песком из баночки.
Азбука нелегко давалась детям, обучавшимся чтению в начале 16 века. Сначала надо было вызубрить название букв. «А»-»АЗ», «Б»-»Буки», «В»-»Веди», «Г»-»Глаголь», «Д»-»Добро»......
За неаккуратность и за школьные шалости не только секли розгами (тонкими прутьями, вымоченные в воде), но и ставили на несколько часов на колени на горох, оставляя без обеда. А уж шлепков и подзатыльников во время урока было не счесть! Шалуна могли отправить в карцер, роль которого исполнял школьный чулан.
Первым печатным учебником для детей была «Азбука» 1574 года. Её составил диакон Иван Федоров - выдающийся мастер печатного дела и высокообразованный человек. Иван Федоров (настоящее имя Иван Федорович Московитин 1510-1583 г.р.), основатель книгопечатания в России и на Украине.
В Азбуке Ивана Федорова были не только буквы, слоги, слова, тексты для чтения, но и православные молитвы.
Прошли десятилетия, и в 1634 году был выпущен первый букварь, где изучение букв пошло не в алфавитном порядке, а так как было удобно учителю и ученикам.
Что, ребята, понравилось вам в древнерусской школе?
Дети отвечают...
Давайте поиграем в игру «ДА – НЕТ»
Если вы согласны со мной, будите хором отвечать – «ДА»!
Если не согласны, отвечайте «НЕТ»
Вы смелые? – ДА!
Умелые – ДА!
Ленивые – НЕТ!
Красивые – ДА!
Крикливые? – НЕТ!
Веселые? – ДА!
Милые? – ДА!
Послушные? – ДА!
Драчливые? – НЕТ!
Счастливые? – ДА!
ЗАГАДКИ
1.
Хоть не шляпа, а с полями,
Не цветок а с корешком,
Разговаривает с нами
Терпеливым языком. (Книга)
2.
Чёрный Ивашка, деревянная рубашка,
Где носом проведет.
Там заметку кладет. (Карандаш)
3.
Я люблю прямоту
Я сама прямая,
Сделать ровную черту
Всем я помогаю. (Линейка)
4.
Если сломан карандаш,
я помошник верный ваш.
Я как врвч его лечу:
Быстро остро заточу (Точилка)
5.
Был бел и чист альбома лист,
Но вот пришли они
Попрыгали немножко,-
И вырос разноцветный дом
С распахнутым окошком.
(Цветные карандаши)
6.
В этой узенькой коробке
Ты найдешь карандаши,
Ручки. Перья, скрепки, кнопки-
Что угодно для души. (Пенал)
7.
Белый зайчик прыгает
по зеленому полю. (Мел и доска)
8.
Два конца, два кольца.
Посередине гвоздик. (Ножницы)
9.
Вы цветным карандашом
Все рисуночки раскрасьте.
Чтоб подправить их потом.
Очень пригодится ….(Ластик)
10.
И понимает каждый школьник.
Что очень нужен мне…(Угольник)
11.
Склеите корабль, солдата.
Паровоз, машину, шпагу.
А поможет вам, ребята,
Разноцветная ….(Бумага)
12.
Косичку без опаски
Обмакиваю в краски.
Потом веду косичкой
По чистенькой страничке. (Кисточка)
13.
Сговорились две ноги
Делать дуги и круги (Циркуль)
Игра «Что возьмешь для труда?»
Руки поставьте на локти. Я буду называть предметы. Если вы услышате название предмета, который нужно взять, должны хлопнуть в ладоши. Если нет – не хлопаете. Будьте внимательны!
АЗБУКА, КУКЛА, КАРАНДАШИ, МАШИНА, ЛИНЕЙКА, ПОДУШКА, ЛОЖКА, ЦВЕТНАЯ БУМАГА, ЖЕВАТЕЛЬНАЯ РЕЗИНКА, НОЖНИЦЫ, ЦИРКУЛЬ, КОНФЕТА, ФЛОМАСТЕРЫ, ТАРЕЛКА, КЛЕЙ, СПИЧКИ, КИСТЬ.
Молодцы!
Викторина «Техника безопасности при работе с ножницами»
- Ножницы острый предмет (Да)
- Хранить ножницы можно в любом месте (Нет. В закрытом виде, в определенном месте или футляре).
- Инструменты можно брать без разрешения педагога (Нельзя)
- Передавать ножницы нужно в закрытом виде, держа за рабочую часть – лезвие (Да)
- Можно резать ножницами на ходу, подходить к товарищу во время резания (Нет)
- Нельзя работать ножницами с ослабленном (шарнирным) креплением (Да)
- Можно оставлять ножницы в раскрытом виде (Нет)
- При работе нужно следить за линией отреза и за пальцами левой руки (Да)
- Когда режешь нужно широко раскрывать ножницы. Резать средней частью ножниц. (Да)
- При работе держать ножницам концами вверх (Нет)
- Работать ножницами только на своем рабочем месте (Да)
- Ножницы, у которых концы лезвий имеют разную ширину, держат так, чтобы лезвие с узким концом было внизу (Да)
- Выполняя работу, резать можно в любом направлении (нет)
- По наружному контуру, детали вырезают в направлении против часовой стрелки (Да)
- По внутренним контурам детали вырезают в любом направлении (Нет, по часовой стрелке)
Пословицы
Грамоте учиться - всегда пригодиться.
Знание – сила.
Век живи - век учись.
Не стыдно не знать, стыдно не учиться.
Мир освещается солнцем, а человек знанием.
Человек неученый – что топор неточёный.
Повторенье – мать ученья.
Мудрец известен знаниями, а не происхождением.
Кто хочет много знать, тому надо мало спать.
Не учась, и лаптя не сплетешь.
Ученье свет, неученее тьма.
Чтоб других учить, надо свой разум наточить.
Творческая мастерская
Изготовление «Оригами».
Команда, которая больше сконструирует различных моделей оригами –
выигрывает.
На этом наша встреча завершается. Желаю вам хорошо учиться и получать много интересных знаний!
До свидания1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЭССЕ «Учить детей – что может быть прекрасней?». ЭССЕ «Учить детей – что может быть прекрасней?». Эссе "Учить детей, что может быть прекрасней?"
Эссе "Учить детей, что может быть прекрасней?"...
Тесты: «Владимир Святославич. Принятие христианства», «Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром», «Культура Древней Руси. Быт и нравы Древней Руси», контрольная работа по теме «Политическая раздробленность на Руси» 6 класс
Тесты: «Владимир Святославич. Принятие христианства», «Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром», «Культура Древней Руси. Быт и нравы Древней Руси», контрольная работа по теме «Политичес...
«Учиться писать – значит учиться думать, а учиться думать — значит учиться разговаривать»
Как научиться писать? Чтобы научиться хорошо говорить, надо, постоянно обращать внимание на речь свою и других, записывать иногда удачные выражения, точно выражающие мысль, существо дела. Чтобы научит...
Как учили грамоте на Руси
Обучение грамоте на Руси в разные этапы развития...
Как учили грамоте на Руси
Занятие элективного курса...
Проект "Как учили на Руси"
В пректе отражена история возникновения письменности на Руси...
Интерактивное занятие "Как учили грамоте на Руси?"
Интерактивное занятие "Как учили грамоте на Руси?"...