ОБУЧЕНИЕ ОСНОВАМ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ С ПОМОЩЬЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
статья
Статья написана по итогам применения в педагогической практике информационных технологий для формирования у обучающихся основ финансовой грамотности. История применения компьютерных игр при изучении экономики в МБОУ СОШ № 44 насчитывает 22 года. Обучение велось в рамках изучения предмета «Моделирование экономики и менеджмента». С 2014 года компьютерная игра ведется в рамках внеурочной деятельности. В процессе игры старшеклассники узнают, как читать финансовый отчет фирмы, прогнозировать и просчитывать ситуацию на рынке. Навыки, полученные в игре, можно использовать в деятельности реальной фирмы. Использование информационных технологий в образовательном процессе позволяет не только сформировать необходимый уровень знаний и умений учащихся по экономике, но и повысить их уровень коммуникативных умений, т.к. для достижения высоких результатов участники игры должны научиться контактировать друг с другом, работать в группе, толерантно относиться к чужому мнению.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: педагогическая технология, информационные технологии, моделирование экономики и менеджмента, основы финансовой грамотности, цифровые образовательные ресурсы, деловые игры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gorina_sorochkina_mem_urgpu_1.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Горина С. Г.
учитель истории, высшая категория,
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №44
имени народного учителя СССР Г.Д. Лавровой,
г. Нижний Тагил,
svetlana.gorina.00@mail.ru
Сорочкина Е. М.
учитель экономики, высшая категория,
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №44
имени народного учителя СССР Г.Д. Лавровой,
г. Нижний Тагил,
elenasor@mail.ru
ОБУЧЕНИЕ ОСНОВАМ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ С ПОМОЩЬЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
АННОТАЦИЯ: Статья написана по итогам применения в педагогической практике информационных технологий для формирования у обучающихся основ финансовой грамотности. История применения компьютерных игр при изучении экономики в МБОУ СОШ № 44 насчитывает 22 года. Обучение велось в рамках изучения предмета «Моделирование экономики и менеджмента». С 2014 года компьютерная игра ведется в рамках внеурочной деятельности. В процессе игры старшеклассники узнают, как читать финансовый отчет фирмы, прогнозировать и просчитывать ситуацию на рынке. Навыки, полученные в игре, можно использовать в деятельности реальной фирмы. Использование информационных технологий в образовательном процессе позволяет не только сформировать необходимый уровень знаний и умений учащихся по экономике, но и повысить их уровень коммуникативных умений, т.к. для достижения высоких результатов участники игры должны научиться контактировать друг с другом, работать в группе, толерантно относиться к чужому мнению.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: педагогическая технология, информационные технологии, моделирование экономики и менеджмента, основы финансовой грамотности, цифровые образовательные ресурсы, деловые игры.
Gorina S. G.
history teacher, highest category,
Municipal budgetary educational institution secondary school No. 44
named after the national teacher of the USSR G.D. Lavrovoy
Nizhny Tagil,
svetlana.gorina.00@mail.ru
Sorochkina E. M.
economics teacher, highest category,
Municipal budgetary educational institution secondary school No. 44
named after the national teacher of the USSR G.D. Lavrovoy
Nizhny Tagil,
TEACHING THE BASES OF FINANCIAL LITERACY WITH THE HELP OF INFORMATION TECHNOLOGIES
ABSTRACT: The article is written on the basis of the use of information technology in pedagogical practice to form the basis for financial literacy among students. The history of the use of computer games in the study of economics at MBOU Secondary School No. 44 has 22 years. The training was conducted as part of the study of the subject "Modeling of Economics and Management". Since 2014, a computer game has been played as part of extracurricular activities. During the game, high school students will learn how to read the financial report of the company, to predict and calculate the situation on the market. The skills gained in the game can be used in the activities of a real company. The use of information technology in the educational process allows not only to form the necessary level of knowledge and skills of students in economics, but also to increase their level of communication skills, as To achieve high results, participants in the game must learn to communicate with each other, work in a group, and tolerate the opinions of others.
KEYWORDS: pedagogical technology, information technology, modeling of economics and management, the basics of financial literacy, digital educational resources, business games.
Основная педагогическая технология, использующаяся на уроках экономики - педагогика сотрудничества, включающая в себя информационные технологии, метод проектов, игровые технологии и др.
Информационные технологии, использующиеся на уроках экономики, существенно повышают мотивацию учеников к изучению предмета.
Для организации образовательного процесса с использованием информационных технологий, в кабинете экономики имеется компьютер и необходимая мультимедийная система, что позволяет сделать обучение более наглядным и практико-ориентированным.
Учитель и учащиеся имеют доступ к цифровым образовательным ресурсам по общественным дисциплинам, возможность демонстрировать свои презентации, показывать учебные фильмы, в том числе собственного производства, оформлять материал в виде буклетов, открыток, выполнять необходимые расчёты и строить диаграммы в электронных таблицах, моделировать экономическую деятельность с использованием компьютерных деловых игр «Менеджер», «Продажи на рынке», МЭМ.
В качестве примера интеллектуального тренинга можно привести курс внеурочной деятельности «Моделирование экономики и менеджмента (МЭМ)». Это компьютерная программа, которая предоставляет учащимся возможность применить на практике теоретические знания по курсу «Экономика» в ходе соревнования по управлению предприятием в конкурентной среде, моделирующей реальные рыночные отношения. Успех компании, представленной группой старшеклассников, зависит от умения работать в команде, принимать и координировать решения, следовать разработанной стратегии, учитывающей как интересы компании, так и действия конкурентов и сразу видеть результаты своих решений.
Данная программа создана Гарвардским университетом более 25 лет назад и по ней до сих пор обучают на западе студентов экономических специальностей и менеджеров высшего звена. МЭМ явился первой альтернативой всем известной Монополии и ознаменовал новый виток в развитии бизнес-игр. Интересна игра тем, что была исполнена в электронном варианте и позволила не только состязаться с реальными соперниками, но и получать довольно точный и приближенный к реальным условиям результат конкурентной борьбы нескольких участников рынка (чего в Монополии не было).
В РФ эта игра известна под названием МЭКОМ. Автором компьютерной версии программы МЭКОМ в России является Международный Центр Экономического и Бизнес Образования (МЦЭБО). Соревнования по МЭМ долгое время входили в программы олимпиад по экономике различного уровня, а также до сих пор турниры МЭМ проводятся в сети Интернет. МЭМ это стратегическая игра как шахматы, только на основе экономики, динамичнее и интереснее, носит соревновательный характер. Это мощный психологический тренажер принятия решений, результаты которых можно видеть сразу. Это модель, показывающая, как работает фирма на конкурентном рынке. В процессе игры старшеклассники узнают, как читать финансовый отчет фирмы, прогнозировать и просчитывать ситуацию на рынке. Навыки, полученные в игре, можно использовать в деятельности реальной фирмы.
Занятия посещают ученики 10 - 11 классов в группах до 16 человек, поскольку в игре может одновременно принять участие до 8 команд. В команде играет один - два человека. Роли распределяются среди участников таким образом: как правило, один игрок отвечает за математические расчеты, а второй выбирает стратегию игры и принимает решения на основе сделанных расчетов.
Таким образом, использование информационных технологий в образовательном процессе позволяет не только сформировать необходимый уровень знаний и умений учащихся по экономике, но и повысить их уровень коммуникативных умений, т.к. для достижения высоких результатов участники игры должны научиться контактировать друг с другом, работать в группе, толерантно относиться к чужому мнению. Благодаря введению курса внеурочной деятельности в МБОУ СОШ № 44, учащиеся 11 классов уже второй год подряд занимают призовые места и являются победителями деловой компьютерной игры «Моделирование экономики и менеджмента» в рамках областного форума юных предпринимателей «Золотой запас».
Список литературы:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа факультатива по курсу финансовая грамотность "Основы финансовой грамотности" 7 класс
Целью изучения курса «Финансовая грамотность» являются развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в сем...
Программа факультатива по курсу финансовая грамотность "Основы финансовой грамотности" 8 класс
От выпускников образовательных учреждений ожидается успешное и достаточно быстрое вхождение в социум, что предполагает принятие ими ценностей и культуры общества, требует способности принимать правоме...
Программа факультатива по курсу финансовая грамотность "Основы финансовой грамотности" 9 класс
Целью изучения курса «Финансовая грамотность» являются развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в сем...
Обучение основам финансовой грамотности
Активные формы, методы и приемы обучения финансовой грамотности школьников...
Мастер - класс по теме: "Формирование финансовой грамотности с помощью кейс- технологии на примере финансового мошенничества"
Мастер- класс по теме : "Формирование финансовой грамотности с помощью кейс- технологии на примере финансового мошенничества"...
Современные методы обучения основам финансовой грамотности в школе.
Целью статьи является раскрытие возможностей и особенностей современных форм и методов на занятиях по финансовой грамотности.В статье рассматриваются вопросы актуальности и необходимости не...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Основы финансовой грамотности" для обучающихся с НОДА и легкой умственной отсталостью (10-12 год обучения)
Целью данной программы является формирование основ финансовой грамотности среди обучающихся 10—12 классов посредством освоения базовых финансово-экономических понятий, отражающих важнейшие сферы...