Обучение основам финансовой грамотности
учебно-методический материал по экономике (7, 8, 9 класс)
Активные формы, методы и приемы обучения финансовой грамотности школьников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
finansovaya_gramotnost.docx | 31.38 КБ |
Предварительный просмотр:
АКТИВНЫЕ ПРИЕМЫ, СРЕДСТВА И ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ
из опыта работы
МОСИТЕНКО ЕЛЕНЫ ВИКТОРОВНЫ
учителя истории и обществознания
Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с. Марьино – Лашмино Новобурасского района Саратовской области»
«Они – великий созидатель. Там, куда они текут, вырастают улицы, заводы, пустыни превращаются в оазисы, болота – в плодородные нивы… Они – жесточайшие тираны. Чем больше человек хочет иметь свободы, тем усерднее вынужден служить им…» Ирвинг Фишер (американский экономист)
Как мы видим, человечество всегда неоднозначно относилось к такой экономической категории, как деньги.
Программы обучения действующей сегодня системы российского
образования охватывают практически все сферы жизнедеятельности
современного человека, что обеспечивает качественную подготовку
молодежи к взрослой жизни. Исключением до недавнего времени являлась
только практическая подготовка учеников к нынешним экономическим
условиям, то есть финансовая грамотность детей. Современный школьник знает очень многое из физики, химии, математики, но ничего не знает о том, с чем сталкивается постоянно. Обращение с деньгами нам не преподают ни в школе, ни в институте. Между тем, деньги – это то, с чем мы имеем дело ежедневно.
Современные исследования показывают, что финансово грамотные люди более эффективны и успешны в жизни вне зависимости от того в какой стране, на каких позициях и в какой сфере они работают. Можно с уверенностью утверждать, что знание основ финансовой грамотности способствует повышению качества жизни и положительно влияет на благополучие людей. Именно поэтому, обучение финансовой грамотности касается каждого лично. Современные дети, подростки и молодежь являются активными потребителями и все больше привлекают внимание розничных торговых сетей, производителей рекламы и банковских услуг. В подобной ситуации недостаток понимания и практических навыков в сфере потребления, сбережения, планирования и кредитования может привести к необдуманным решениям и опрометчивым поступкам, за которые придется расплачиваться в течение многих лет на протяжении жизни.
Необходимость основ финансовой грамотности в школах
обусловлена еще и тем, что современные дети достаточно активно
самостоятельно покупают товары, пользуются пластиковыми картами и
мобильными приложениями. То есть, они с раннего возраста оперируют денежными знаками и являются активными участниками торгово – финансовых отношений, что требует от них определенного уровня финансовой грамотности.
Приемы для активизации познавательной деятельности обучающихся:
- Связь с жизнью
- Чтение бизнес – новостей
- Пословицы и полезные высказывания о деньгах
- Решение финансовых задач
- Онлайн – уроки по финансовой грамотности
Интерес учащихся при изучении финансовой грамотности поддерживается внесением творческого элемента в занятия: работа над мини-проектами; самостоятельное составление презентаций, постеров, диаграмм связей.
Если мы хотим научить детей решать практические задачи в финансовой сфере, то сделать это как нельзя лучше через решения практических задач, с которыми они столкнутся уже в ближайшем будущем, а может быть, с некоторыми из них сталкиваются уже сейчас. Как именно необходимо организовать учебную деятельность?
Первый шаг – это постановка практической задачи. Что такое задача, чем она отличается от проблемы? Проблема – это есть противоречие между желаемым и действительным. Задача – это цель (модель конечного результата, то есть того, чего мы хотим достичь, например, хотим иметь собственную квартиру в хорошем районе) плюс условия, в которых необходимо достижение этой цели (например, ваш доход, возраст, состав семьи и др.). Пример практической задачи: «Вы хотите решить жилищную проблему – приобрести квартиру в Москве (или любом другом городе), но у вас в наличии только 200 тысяч рублей. Ваш доход равняется среднему доходу вашего региона. Какой наиболее приемлемый (то есть удовлетворяющий вашим критериям) вариант решения проблемы Вы выберете?»
Шаг второй. Постановка учебных задач. Далее предлагается подумать, каким именно способом можно решить эту задачу. Учащиеся будут предлагать пути решения задачи. Но что это будут за решения? Скорее всего, решения, навязанные рекламой, стереотипами, опытом знакомых и родственников. Задача учителя – подвести учеников к мысли о том, что без обращения к научному знанию в сфере финансов не обойтись. Поэтому следующим шагом будет постановка учебной задачи. Учебная задача – это такая задача, которая ставится на освоение способа решения практической задачи, а также тех знаний, которых не хватает для ее решения. Пример учебной задачи: «Мы не можем решить практическую задачу, так как не знаем, как устроен финансовой рынок, в частности, рынок ипотечных услуг. Поэтому учебная задача будет выглядеть так:
1. Освоить понятия «финансы», «банк», «инфляция» «ипотека».
2. Исследовать современные предложения в сфере ипотечного кредитования.
3. Научиться оценивать альтернативы решения задачи и выбирать наиболее подходящий вариант.
Шаг третий. Планирование. Следующим шагом должна быть деятельность по планированию решения учебных задач, а затем и практической задачи. Важно, чтобы учащиеся сами пытались составлять план, осваивали это умение. Ведь в жизни им самостоятельно, без чьей-либо помощи, придется осуществлять планирование решения своих личных задач, в том числе и в сфере финансов. Учитель должен корректировать план учеников, помогать, если возникают затруднения, но не сообщать готовый план.
Деньги – одно из величайших достижений человечества. Мы пользуемся деньгами каждый день, чтобы расплачиваться за вещи, которые покупаем. Деньги имеют далеко не последнее значение в отношениях между людьми. А всегда ли были такие деньги, что и сейчас? Оказывается, у разных народов на определенных этапах истории деньгами выступали различные продукты, предметы. Чтобы получить желаемое, нужно было произвести обмен. Это было не всегда удобно.
Поэтому люди, чтобы облегчить обмен, стали искать что – то равноценное. Так появились деньги.
Экономическая задача
Поездка на поезде стоит 400р. Чтобы проехать это расстояние на автомобиле, надо израсходовать 20л бензина. Цена бензина 30р. за литр. Какой вид транспорта выберет папа, если он поедет один? Изменит ли он своё решение, если с ним поедут мама и сын?
Ответ: Если папа поедет один, он выберет поезд: поездка на автомобиле выйдет дороже 30х20=600р.
Если же он поедет с семьёй, то на автомобиле. На поезде будет дороже:400x3=1200р.
Кейс (работа в группах)
СЕМЬЯ
Задание
Заполните таблицу «Доходы».
Заполните таблицу «Расходы».
Определите, к какому виду относится бюджет семьи.
Семья Сидоровых
Составьте семейный бюджет семьи за прошедший месяц на основе известных данных. Семья Сидоровых состоит из папы (инженер), мамы (библиотекарь), сына-первоклассника и дедушки (пенсионер). Зарплата папы за август составила 18000 рублей, зарплата мамы - 10000 рублей, пенсия дедушки – 9000 рублей. На продукты семья потратила – 15000 рублей, коммунальные услуги – 5000 рублей, школьная форма для первоклассника – 6000 рублей, лекарства заболевшему дедушке – 3000 рублей, ремонт крана в ванной – 2000 рублей, подарок на день рождения другу – 500 рублей, семейный поход в кино – 1000 рублей, поездка на экскурсию в горы – 4500 рублей.
Обсуждение. В семье Сидоровых доходы = расходам. Такой бюджет называется сбалансированным. Это хорошо или плохо? Хорошо, что не приходится занимать деньги, но и сделать сбережения нельзя.
Семья Соловьевых
Составьте семейный бюджет семьи за прошедший месяц на основе известных данных. Семья Соловьевых – неполная, состоит из мамы (врач), бабушки (пенсионерка) и трехлетнего Пети. За октябрь мама получила зарплату 15000 рублей, бабушке была выплачена пенсия 9000 рублей, детское пособие составило 800 рублей. Расходы составили: коммунальные услуги – 4000 рублей, продукты – 12000 рублей, лекарства для семьи во время эпидемии гриппа – 2000 рублей, зимняя одежда – 5000 рублей, игрушки – 300 рублей, поход на день рождения к друзьям – 500 рублей, расходы на транспорт – 1000 рублей, ремонт стиральной машины - 1000 рублей. Обсуждение. В семье Соловьёвых расходы превышают доходы, такой бюджет называется дефицитным. В чем причина такого положения? Как быть семье, которой не хватает средств для жизни?
а) Экономия ресурсов
На чем можно сэкономить? (Сладости и излишества в еде; транспорт (использование проездного билета); коммунальные услуги (экономия электричества); одежда и обувь (если беречь, то продлится срок службы).
- А на чём нельзя экономить? (На отдыхе, еде, здоровье, вещах первой необходимости.)
б) Поиск дополнительных источников дохода.
- Какие дополнительные источники дохода может найти семья?
1. Заниматься частным извозом на личном транспорте; 2. Иметь личное подсобное хозяйство; 3. Сдавать в аренду лишнее помещение. 4. Изготавливать на продажу различные вещи.
Семья Петровых
Составьте семейный бюджет семьи за прошедший месяц на основе известных данных. Семья Петровых состоит из папы (индивидуальный предприниматель), мамы (безработная), бабушки (пенсионерка) и сына (студент). За октябрь отец получил прибыль от предпринимательской деятельности в размере 30 000 рублей, бабушке была выплачена пенсия в размере 4500 рублей, мама не смогла найти работу, и получила пособие по безработице в сумме 2000 рублей. Сын получил стипендию в размере 1500 и потратил ее на покупку джинсов. Семья подарила маме на день рождения мобильный телефон стоимостью 4400 рублей. На покупку еды семье пришлось потратить 15000 рублей и транспортные расходы - 1200 рублей, на оплату жилищно - коммунальных услуг – 6300 рублей, ремонт холодильника – 2000 рублей. Помощь заболевшему родственнику – 1000.
Обсуждение. В семье Петровых доходы превысили расходы. Такой бюджет называется профицитным. Давайте подумаем, как можно распорядиться излишками средств? Где лучше хранить сбережения?
Метод «Кластер»
Благодаря использованию на уроках схем, мы лучше понимаем то, что изучаем, поэтому использую в своей работе метод кластера.
Кластер оформляется в виде грозди или модели планеты со спутниками. В центре располагается основное понятие, мысль, по сторонам обозначаются крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями. Это могут быть слова, словосочетания, предложения, выражающие идеи, мысли, факты, образы, ассоциации, касающиеся данной темы. И уже вокруг «спутников» центральной планеты могут находиться менее значительные смысловые единицы, более полно раскрывающие тему и расширяющие логические связи.
Мир денег – удивительный и необычный мир, и за его внешней простотой и обыденностью скрывается невероятно много новых открытий и тайн. За время существования человечества по теории денег было написано более 30 000 работ. Это говорит о том, что человечество всегда уделяло и уделяет деньгам большое внимание. Но не надо преувеличивать роль денег, не надо превращать их в единственную цель жизни. Английский экономист Френсис Бэкон высказал замечательную мысль: “Деньги – очень дурной господин, но весьма хороший слуга”. Именно так и надо относиться к данной экономической категории.
Использованные источники:
https://fulledu.ru/articles/1154_uroki-finansovoy-gramotnosti-v-shkole-dlya-chego-n.html
https://rosuchebnik.ru/material/kakim-dolzhen-byt-kurs-osnov-finansovoy-gramotnosti/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОБУЧЕНИЕ ОСНОВАМ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ С ПОМОЩЬЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Статья написана по итогам применения в педагогической практике информационных технологий для формирования у обучающихся основ финансовой грамотности. История применения компьютерных игр при изучении э...
Программа факультатива по курсу финансовая грамотность "Основы финансовой грамотности" 7 класс
Целью изучения курса «Финансовая грамотность» являются развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в сем...
Программа факультатива по курсу финансовая грамотность "Основы финансовой грамотности" 8 класс
От выпускников образовательных учреждений ожидается успешное и достаточно быстрое вхождение в социум, что предполагает принятие ими ценностей и культуры общества, требует способности принимать правоме...
Программа факультатива по курсу финансовая грамотность "Основы финансовой грамотности" 9 класс
Целью изучения курса «Финансовая грамотность» являются развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в сем...
Современные методы обучения основам финансовой грамотности в школе.
Целью статьи является раскрытие возможностей и особенностей современных форм и методов на занятиях по финансовой грамотности.В статье рассматриваются вопросы актуальности и необходимости не...
Функциональная грамотность. Основы финансовой грамотности: прожиточный минимум
Занятие для закрепления основ финансовой грамотности.Мероприятие для детей 4-5 классов....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Основы финансовой грамотности" для обучающихся с НОДА и легкой умственной отсталостью (10-12 год обучения)
Целью данной программы является формирование основ финансовой грамотности среди обучающихся 10—12 классов посредством освоения базовых финансово-экономических понятий, отражающих важнейшие сферы...