Современные методы обучения основам финансовой грамотности в школе.
статья (11 класс)
Целью статьи является раскрытие возможностей и особенностей современных форм и методов на занятиях по финансовой грамотности.
В статье рассматриваются вопросы актуальности и необходимости нетрадиционных методов в современной образовательной системе, анализируется особенности использования кейс-технологии на занятиях по финансовой грамотности. Обосновывается мысль о том, потребность общества в активных, целеустремленных, творческих специалистах в современных экономических условиях постоянно возрастает, и финансовая грамотность становится необходимым условием жизни в современном мире.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
основы финансовой грамотности в школе. | 27.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Современные методы обучения основам финансовой
грамотности в школе.
Жигульская М.И.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новоусманский образовательный центр»
Аннотация: Целью статьи является раскрытие возможностей и особенностей использования интерактивных форм и методов на занятиях по финансовой грамотности.
В статье рассматриваются вопросы актуальности и необходимости нетрадиционных методов в современной образовательной системе, анализируется особенности использования кейс-технологии на занятиях по финансовой грамотности. Обосновывается мысль о том, потребность общества в активных, целеустремленных, творческих специалистах в современных экономических условиях постоянно возрастает, и финансовая грамотность становится необходимым условием жизни в современном мире.
Ключевые слова: интерактивные методы, кейс-технология, финансовая грамотность, современное образование, компетентности, активное обучение.
Interactive forms and methods of teaching the basics of financial
Literacy at school.
Zhigulskaya M.I.
Municipal Budgetary Educational Institution "Novousmansky Educational Center"
Abstract: The purpose of the article is to reveal the possibilities and features of using interactive forms and methods in financial literacy classes.
In this article, we discuss the relevance and necessity of non-traditional methods in the modern educational system, analyses the features of using case technology in financial literacy classes. The idea is substantiated that the need of society for active, purposeful, creative specialists in modern economic conditions is constantly increasing and financial literacy is becoming a necessary condition of life in the modern world.
Keywords: interactive methods, case technology, financial literacy, modern education, competencies, active learning.
Важнейшая задача образования сегодня – воспитывать новое поколение людей, обладающих культурой финансового поведения, умеющих грамотно управлять финансами. Наши ученики — это завтрашние активные участники финансового рынка, именно от образования во многом зависит формирование их как самодостаточных граждан нашей страны, добросовестных налогоплательщиков, ответственных заёмщиков, грамотных вкладчиков и инвесторов.
Перемены, происходящие в современном образовании требуют от учителя применения активных, нестандартных методов преподавания, развивающих вовлеченность учеников в процесс обучения и увлеченность им. В условиях современного рынка конкурентоспособными становятся выпускники, которые обладают высоким уровнем сформированности профессиональных навыков и личных качеств, таких как мобильность, гибкость, потребность к саморазвитию [2, с. 15].
Основной преподавания финансовой грамотности является формирование у обучающихся понимания того, что в современном мире крайне необходимо грамотное управление личными финансами. Основной акцент делается на изучение различных видов и форм экономической и финансовой деятельности, формирование навыков самостоятельного принятия нестандартных решений в сложных ситуациях, овладение элементарными, но необходимыми навыками компетентного потребителя финансовых услуг.
На сегодняшний день очевиден тот факт, что обучающиеся больше, чем когда-либо должны уметь решать сложные задачи, критически анализировать обстоятельства и принимать продуманное решение на основе анализа соответствующей информации.
Обучение финансовой грамотности развивает у детей экономический образ мышления, воспитывает ответственное и нравственное поведение в области экономических отношений в семье, формирует опыт применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики [3, с. 65].
В процессе преподавания курса «Финансовая грамотность» основное внимание следует уделять развитию у обучающихся умения самостоятельно решать финансовые задачи, выбирая наиболее рациональные стратегии поведения и принимая взвешенные, обдуманные решения. Именно поэтому при изучении курса финансовой грамотности не должны использоваться пассивные методы обучения. Наиболее эффективными в обучении финансовой грамотности я считаю интерактивные методы обучения.
Интерактивность обретает в наши дни особое значение. Высоко ценятся в обществе такие качества, как коммуникабельность, умение общаться с людьми, договариваться, находить компромиссы, работать в команде.
Внедрение интерактивных форм обучения – одно из важнейших направлений совершенствования подготовки, обучающихся в современной школе. Большую часть времени нужно отводить выполнению практических заданий.
Вот перечень наиболее популярных технологий интерактивного обучения:
1. Игровая технология.
2. Проблемное обучение.
3. Рефлексивно-ситуационная технология.
4. Проектная технология.
5. Групповые технологии.
6. Информационная (компьютерная) технология.
7 Кейс-технология.
Среди интерактивных технологий обучения всё большую популярность получают кейс-технологии – это метод активного обучения на основе реальных ситуаций. Суть его в том, что обучающимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и развивает определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений. Преимуществом кейсов является возможность оптимально сочетать теорию и практику [4, с. 27].
Кейсовая технология (метод) обучения – это обучение действием. Будучи активным методом обучения, кейс-метод позволяет в учебном процессе проявить инициативу каждому ученику, почувствовать самостоятельность в освоении теоретических положений и овладении практическими навыками.
В старших классах при изучении предмета «Основы финансовой грамотности» я предлагаю детям кейсы «Покупка машины», «Страхование жизни», «Верное решение» и др. Они разработаны для обучения на основе реальных или вымышленных проблемных ситуаций и направлены не только на освоение знаний, сколько на формирование у школьников новых качеств и знаний.
Использование кейс-технологии способствует развитию таких возможностей, как критическое мышление, выработка способности по-новому смотреть на мир, предлагать основанные на знании теоретического материала свои решения, выдвигать новые подходы [5, с. 54].
Для успешного обучения с использованием данной технологии необходимо помнить, что большую роль играет педагог, который выступает в роли модератора. Он фиксирует все идеи обучающихся, организует открытый обмен мнениями. Планируя проведение занятия с использованием кейсов, учителю важно продумать структуру последовательных шагов в соответствие с учебной деятельностью:
- знакомство с содержанием кейса (практической задачей) - кейс не предлагает обучающимся проблему в открытом виде, а участникам образовательного процесса предстоит вычленить ее из той информации, которая содержится в описании кейса.
- постановка учебной задачи: учитель предлагает учащимся подумать над тем, какими способами может быть решен этот кейс. Выслушав ответы, педагог акцентирует внимание на том, что без обращения к научному знанию в сфере финансов, задача не может быть решена.
- планирование решения учебной задачи и кейса: учитель помогает в планировании, если возникают затруднения.
- освоение теоретического материала.
- собственно, решение практической задачи, которая была поставлена в начале занятия. Учащиеся осуществляют активный поиск информации из разных источников, собирают необходимую информацию.
- презентация решения кейса.
Особенности кейсов на занятиях по финансовой грамотности:
- Вариант решения зависит от личных предпочтений и финансовых
установок обучающегося; - Направлены на исследование и разработку решений относительно
будущих возможных событий, а не уже свершившихся; - Имеют ярко выраженный личностно-значимых характер;
- Имеют большой воспитательный потенциал (формирование
ценностей грамотного финансового поведения).
Преимущества использования кейс-технологии в образовательном процессе заключаются в том, что акцент обучения переносится на выработку знаний, а не на овладение готовым знанием. Обучающиеся получают жизненно важный опыт. У ребят формируется навык слушать и слышать других участников процесса обучения, навык работать в команде. В жизни каждого пригодится умение логически мыслить и быстро принимать решения, аргументировать свои ответы, отстаивать собственное мнение.
Кейс-технологии, таким образом, развивают умения:
- анализировать и устанавливать проблему;
- четко формулировать, высказывать и аргументировать свою позицию;
- общаться, дискутировать, воспринимать и оценивать вербальную и невербальную информацию;
- принимать решения с учетом конкретных условий и наличия фактической информации.
Активно применяя данный метод на занятиях по финансовой грамотности, можно однозначно сделать вывод, что кейс-метод необходимо использовать как один из практико-ориентированных методов. Каждый из школьников, работающий с кейсом, не только имеет возможность получать, закреплять и совершенствовать знания, умения и навыки, но и проявлять свои креативные способности, развивать интеллектуальный и коммуникативный потенциал.
Обучающимся в реальной жизни придется решать финансовые вопросы с учетом имеющейся информации и ресурсов. Кейс-метод лучше других методов учит решать возникающие проблемы с учетом конкретных условий и фактической информации.
Таким образом, в настоящее время необходимо применять кейс-технологию в образовании в связи с ее основными преимуществами по сравнению с другими образовательными технологиями. Такими преимуществами могут являться: описание ситуации в некоторый момент времени; многовариантность решений; единая цель при выработке решений; наличие системы оценки деятельности по решению кейса [1, с. 74]
В нашем образовательном центре финансовая грамотность изучается как учебным курсом в 10-11 классах «Основы финансовой грамотности», так и в рамках внеурочной деятельности по двум ступеням 5-7 и 8-9 классы. Так как наше образовательное учреждение новое, мы работаем только первый год, а ребята пришли к нам из множества других образовательных организаций, в некоторых из которых финансовая грамотность не изучалась совсем, то пришлось столкнуться с трудностями вовлечения, учащихся в изучение нового для них предмета.
В данном случае стала очевидна необходимость применения интерактивных форм как в качестве отдельных элементов на определенных этапах урока, так и использование их на протяжении всего урока.
В начале 2021-2022 учебного года желающих посещать внеурочный курс по финансовой грамотности было не велико, но со временем, количество учащихся стало возрастать, а к концу года стало больше в два раза (таблица № 1). Произошло это, в том числе, благодаря широкому использованию активных и интерактивных методов в учебном процессе, которое способствует повышению познавательной активности и мотивации учащихся.
класс | На начало учебного года (кол-во обучающихся) | На конец учебного года (кол-во обучающихся) |
5-7 кл | 36 | 78 |
8-9 кл | 25 | 54 |
итого | 61 | 132 |
Таблица №1 «Динамика посещаемости курса внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» в 2021-2022 учебном году».
В 10-11 классах, когда дети ориентированы на подготовку в большей степени предметов необходимых им для поступления в ВУЗ, также приходилось наблюдать недостаточную познавательную активность, но только в начале изучения курса. По сравнению с результатами первого полугодия у старшеклассников значительно повысился средний балл, а также процент успеваемости в 10 классе стал значительно выше, что видно из приведенной таблицы №2.
класс | Кол-во учащихся | 1 полугодие 2021-2022 | 2 полугодие 2021-2022 | ||||
Средний бал | % успев-ти | % качества | Средний бал | % успев-ти | % качества | ||
10 | 27 | 4,2 | 100 | 92 | 4,4 | 100 | 96 |
11 | 8 | 4,5 | 100 | 100 | 4,8 | 100 | 100 |
Таблица №2 «Динамика успеваемости по Основам финансовой грамотности в 10-11 кл»
В рамках учебного курса «Основы финансовой грамотности» в старших классах с целью повышения успеваемости, учащихся мы всегда стараемся участвовать во внеурочных мероприятиях. Ребята с удовольствием участвуют в онлайн-уроках по финансовой грамотности, во «Всероссийских онлайн-зачетах», «онлайн-олимпиадах», в мероприятиях «Всероссийских недель», в супермарафоне Всероссийского чемпионата по финансовой грамотности. В марте этого года учащиеся 7-8 классов приняли участие во «Всероссийской олимпиаде по финансовой грамотности и предпринимательству», по результатам которой шесть учеников получили диплом победителя олимпиады. По сравнению с «осенней сессией» онлайн-уроков, количество участников в «весеннею сессию» среди старшеклассников выросло с 25 до 41. В декабре 2021 года учащиеся 10 класса приняли участие в личном финансовом зачете, получив сертификаты базового (12 человек) и продвинутого (5 человек) уровня.
Активное применение интерактивных, практико-ориентированных методов несомненно дает свои результаты: развивается интеллектуальная деятельность, раскрывается практическая ценность знаний, повышается успеваемость, формируется финансовая грамотность. Налицо более прочное усвоение материала, так как учащиеся добывают знания самостоятельно, сознательно, переживая каждый шаг обучения. Именно интерактивные методы позволяют учащимся почувствовать свои силы, свои способности. У ребят повышается самооценка, уверенность в себе.
Список литературы.
- Егорова E.B Методический потенциал кейс-стади для обучения стратегическому менеджменту // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2007. No 7(25). C. 73–76.
- Лукиянчина Е. В. Теоретические аспекты изучения кейс-технологии // Традициии инновации в образовательном пространстве России. Нижневартовск, 2018. С. 15—17.
- Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителей – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. – 64 с.
- Пырьева В.В. Кейсовая технология обучения и ее применение при изучении темы «Алгоритмы» // Информатика и образование. 2013. № 11. С.26.
- Федянин Н., Давиденко В. Чем «кейс» отличается от чемоданчика? Обучение за рубежом. 2013. № 7. С. 53.
ФИО | Жигульская Марина Ивановна |
Ученая степень | Высшая квалификационная категория |
Место работы(должность) | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новоусманский образовательный центр», учитель истории и обществознания. |
телефон | 8 950 765 20 90-мобильный |
Е-mail | zhigulskayam@mail.ru |
Адрес | Новоусманский район, село Бабяково, ул.Мира д.35 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективы обучения основам компьютерной грамотности учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида
Из опыта работы по обучению основам компьютерной грамотности учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида в рамках факультативного курса (1 час в неделю).Содержание: 1. Исто...
Развитие творческих способностей учащихся коррекционной школы VIII вида через обучение основам лоскутного шитья. ( для детей 14 -15 лет).
Программа факультативного курса «Основы лоскутного шитья» рассчитана для учащихся старших классов коррекционной школы VIII вида уже имеющих определённые навыки и умения по швейному делу. Кроме того, э...
Лингвострановедческий аспект как основа обучения языку в средней школе
методическая копилка для учителя...
"Коррекция речевого развития учащихся II ступени обучения, интеграция в массовую школу как основа успешной социализации детей с нарушениями речи"
Работа Затеевой Натальи Викторовны, заместителя директора по учебной работе, учителя истории и обществознания ГБОУ СОШ №215 Фрунзенского района Санкт-Петербурга по формированиюздоровьесберегающе...
Теоретические основы технологии обучения чтению учащихся начальной школы .
Необходимо уделять особое внимание обучению младших школьников таким видам речевой деятельности, как чтение, аудирование, говорение. Чтение на иностранно...
«Обучение основам тактики на тренировках учебно-тренировочных групп по теннису в спортивной школе».
Выбор тактики в теннисе зависит от физической подготовленности соперников. Теннисист, определяя свою тактику на данную встречу, например частые выходы к сетке и применение у...
Основы обучения аудированию в младшей школе.
В данной публикации даются основыобучения аудирования в нвчвльных классах, показана значимость и основные подходы при обучениии аудированию....