Технология проведения дебатов
учебно-методический материал
Дебаты – современная педагогическая технология, представляющая собой особую форму дискуссии, которая проводится по определенным правилам. В то же время, дебаты – целенаправленный и упорядоченный, структурированный обмен идеями, суждениями, мнениями.
Дебаты представляют собой не просто увлекательное занятие, интересный урок, но и эффективное средство для развития обучающихся, формирования у них компетенций, необходимых и полезных для успешной жизнедеятельности в условиях современного общества, в частности компетенции связанной с коммуникацией.
Использование данной технологии способствует так же развитию ораторских способностей, расширению общекультурного кругозора, развитию интеллектуальных способностей, развитию исследовательских и организаторских навыков, развитию творческих качеств, формированию гражданской позиции и навыков жизнедеятельности в обществе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_provedeniya_debatov.docx | 162.11 КБ |
protokol_eksperta.pdf | 183.99 КБ |
kriterii_ballnoy_otsenki_deystviy_spikerov.pdf | 142.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология дебатов
Дебаты – современная педагогическая технология, представляющая собой особую форму дискуссии, которая проводится по определенным правилам. В то же время, дебаты – целенаправленный и упорядоченный, структурированный обмен идеями, суждениями, мнениями.
Дебаты представляют собой не просто увлекательное занятие, интересный урок, но и эффективное средство для развития обучающихся, формирования у них компетенций, необходимых и полезных для успешной жизнедеятельности в условиях современного общества, в частности компетенции связанной с коммуникацией.
Использование данной технологии способствует так же развитию ораторских способностей, расширению общекультурного кругозора, развитию интеллектуальных способностей, развитию исследовательских и организаторских навыков, развитию творческих качеств, формированию гражданской позиции и навыков жизнедеятельности в демократическом обществе.
Эта технология по праву принадлежит открытой педагогике, в которой учеба рассматривается как процесс развития способностей, умений и личностных качеств обучающегося, а педагог выступает как руководитель этого процесса.
Технология "Дебаты" предполагает:
∙ активное включение самого обучающегося в поисковую учебно-познавательную деятельность, организованную на основе внутренней мотивации;
∙ организацию совместной деятельности, партнерских отношений обучающих и обучаемых; их включение в педагогически целесообразные воспитательные отношения в процессе учебной деятельности;
∙ обеспечение диалогического общения не только между учителем и учениками, но и между обучающимися в процессе добывания новых знаний.
Целевые функции и возможности технологии "Дебаты" очень широки:
∙ Социализирующее значение данной технологии выражается в том, что дебаты являются педагогическим средством, механизмом приобщения участников к нормам и ценностям гражданского общества, позволяют обучающимся адаптироваться к условиям современного общества, предполагающего умение конкурировать, вести полемику, отстаивать свои интересы на основе знания правовой базы и умения применять свои знания.
∙ Воспитывающая функция проявляется в том, что дебаты позволяют участникам вырабатывать самостоятельность оценок, нравственно-мировоззренческую позицию и поведенческие установки. Участники дебатов обладают более высокой коммуникативной культурой, общительностью, способностью найти компромисс.
∙ Развивающее значение выражается в том, что дебаты позволяют участникам развивать волю, память, мышление, включая умение сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить аналогии, самостоятельно добывать и анализировать разноплановую информацию по актуальным для человека и общества проблемам и др.
Один из наиболее важных навыков, который будет вырабатываться при помощи дебатов – это критическое мышление.
Овладев приемами критического мышления, участники дебатов смогут:
- учитывать сильные и слабые стороны противоположных точек зрения и ставить себя на место другого;
- оценивать предел своих знаний и собственную склонность к предубеждениям и предрассудкам;
- преодолевать неуверенность и нерешительность при публичном выступлении;
- понимать концепции и уметь доказывать, почему в данной ситуации необходимо использовать то или иное слово или фразу;
- понимать возможность оценки и знать ценности, на которых основываются суждения;
- использовать все доступные средства для решения проблемы, искать лучшее решение, а не просто добиваться своего;
- приветствовать хорошие вопросы как возможность развивать ход мысли;
- отличать наблюдения от заключений;
- находить противоречия;
- оценивать последствия действий, убеждений и идей.
Дебаты помогают их участникам:
- интеллектуально участвовать в жизни общества;
- выступать в качестве лидеров;
- брать на себя ответственность за обогащение своих знаний и развитие способностей;
- изучать, исследовать и анализировать важные современные проблемы;
- синтезировать знания;
- слаженно работать с коллегами;
- уметь писать эффективные речи и приобретать навыки презентации;
- достигать более высоких показателей в основной учебе;
- быть критичными слушателями;
- принимать хорошо продуманные решения;
- развивать смелость и уверенность в себе.
Дидактическая функция данной технологии состоит в том, что дебаты являются основой для формирования у обучающихся общих компетенций, а также важнейших качеств, необходимых современному человеку. Дидактические функции использования дебатов на уроках связываются с двоякого рода задачами:
Задачи содержательного плана:
1. осознание обучающимися противоречий, трудностей, связанных с обсуждаемой проблемой;
2. актуализация ранее полученных знаний;
3. творческое переосмысление возможностей их применения.
Задачи организации взаимодействия в группе:
1. выполнение коллективной задачи;
2. согласованность в обсуждении проблемы и выработка подхода к ее решению;
3. соблюдение специально принятых правил и процедур совместной деятельности.
В учебном процессе дебаты выступают в следующих формах:
- как форма урока;
- как элемент урока: актуализация знаний, организация самостоятельной работы обучающихся, обобщение, систематизация, закрепление учебного материала, обеспечение "обратной связи";
- как форма аттестации и тестирования обучающихся.
Применение образовательной технологии «Дебаты» в учебном процессе способствует созданию устойчивой мотивации к учению, так как обеспечивается личностная значимость учебного материала для учащихся; наличие элемента состязательности стимулирует творческую, поисковую деятельность, тщательную проработку изучаемого материала. «Дебаты» позволяют эффективно решать весь комплекс задач учебно-воспитательного процесса.
В настоящее время используются следующие виды дебатов:
Командные | Индивидуальные |
Дебаты Карла Поппера | Импровизационная речь |
Парламентские дебаты | Авторское исполнение |
Дебаты Линкольна-Дугласа |
|
Достижение обозначенных целей и результатов основывается на соблюдении трех основных принципов дебатов.
Принцип первый: уважение необходимо.
Дебаты не касаются личности участников, нельзя унижать человека за то, что он с вами не согласен. Можно и нужно атаковать аргументы оппонентов, их рассуждения и свидетельства, но не самих оппонентов.
Принцип второй: честность обязательна.
Обучение и совершенствование умений важнее, чем победа, поэтому честность – стержень дебатов. Задача участников дебатов, - быть честными в своих аргументах, в использовании свидетельств и в ответах в раунде перекрестных вопросов. Иногда «быть честными» - значит признать то, что у вас недостаточно материала для обоснования своей позиции.
Принцип третий: проигравших нет.
Первое предназначение игры – обучение. Обучение имеет большее значение, чем победа.
Эти принципы обязательны для всех участников дебатов.
Дебаты с их древними традициями – это система формализированных дискуссий на различные темы. Две команды выдвигают свои аргументы и контраргументы, чтобы убедить членов жюри в своей правоте и своем опыте в риторике. Изучение техники проведения дебатов, таким образом, предоставляет прекрасную возможность для их участников обогатить свой язык и приобрести коммуникативные навыки.
Участники дебатов
Команда – состоит из 3-4 человек, которых принято называть спикерами. Команда, защищающая тему, называется утверждающей, а команда, опровергающая тему, называется отрицающей.
Судьи – решают, какая из команд оказалась более убедительной в доказательстве своей позиции. Судьи заполняют протокол игры, в котором отмечают области столкновения позиций команд, указывают сильные и слабые стороны выступлений спикеров. По желанию комментируют свое решение, обосновывая его.
Таймкипер – это человек, который следит за соблюдением регламента и правил игры.
Тренеры (тьютеры) – в дебатах обычно учителя или опытные дебатёры.
Суть дебатов – убедить нейтральную третью сторону (судей) в том, что ваши аргументы лучше, чем аргументы вашего оппонента. Хотя суть проста, стратегии и техника, с помощью которой достигается желаемый результат, могут быть сложными.
Основными элементами дебатов являются:
Тема. В дебатах тема формулируется в виде утверждения. Тема дебатов должна соответствовать нескольким условиям:
- значимость для участников дебатов;
- однозначность понимания;
- перспективность для обсуждения;
- четкость и конкретность формулировки.
Подготовка дебатов включает в себя следующие этапы:
- Знакомство участников с сущностью, особенностями, правилами организации и проведения дебатов.
- Определение исходного тезиса дебатов.
- Подбор, изучение и анализ основной литературы.
- Распределение ролей.
- Разработка кейса понятий, аргументов, контраргументов.
- Разработка экспертами критериев оценки.
- Индивидуальный инструктаж о процедуре дебатов.
Сначала педагог знакомит учащихся с сущностью и особенностями проведения дебатов, а также с правилами организации, которые заключаются в следующем:
- в дебатах принимают участие все (часть учащихся выступает в ролях спикеров, председателя, секретаря и экспертов, остальные – в роли зрителей, которые подбирают аргументы "за" и "против", формулируют вопросы);
- к концу игры каждый определяет свою позицию и аргументирует ее;
- в процессе выступлений все соблюдают регламент, в противном случае председатель имеет право прервать выступающего;
- каждый участник команды имеет право выступить только один раз;
- в случае затруднений при ответах на вопросы каждый спикер, кроме подводящего итоги, имеет право взять один тайм-аут длительностью до 2 мин;
- спикер имеет право не отвечать на вопрос без объяснения причин;
- эксперты оценивают аргументы, но не участников.
После определения темы дебатов перед учащимися ставится задача подобрать, изучить и проанализировать основную литературу по теме. Возможны различные варианты составления списка основной литературы:
- подбор осуществляет непосредственно учитель;
- ученики самостоятельно подбирают необходимые источники информации;
- совместная деятельность педагога и учащихся.
В процессе изучения и анализа информации учащиеся определяют свою позицию, делают выписки, обосновывающие обе точки зрения. Целесообразно делать это на листе, поделенном на две части, где с одной стороны будут фиксироваться аргументы "за", а с другой – аргументы "против". Результаты работы с основной литературой можно оформить в виде схем, таблиц, алгоритмов, отражающих обе позиции.
При распределении ролей выбирают председателя, секретаря и определяют состав двух команд: утверждающей и отрицающей, состоящие из трёх-четырех человек – спикеров. Кроме них, необходимо выбрать трех экспертов, которые будут оценивать деятельность спикеров. Остальные ученики играют роль зрителей.
После распределения ролей спикеры команд ведут разработку кейса, подбирают дополнительные материалы.
Кейс – это система понятий, аспектов, аргументов, поддержек и контраргументов, которые используются командой для доказательства правильности и наилучшей обоснованности своей позиции.
Аспект – категория, ограничивающая рассмотрение проблемы рамками определенной науки, теории, отдельной стороны проблемы. Как правило, аспекты формулируются одним-двумя прилагательными. Возможны, например, общественный, семейный, технологический, психологический, экономический и другие аспекты. Кейс должен включать в себя от 3 до 6 различных аспектов.
Аспекты характеризуются посредством аргументов, которые формулируются 1–3 предложениями и должны быть подтверждены поддержками. В каждом аспекте может быть несколько аргументов.
Поддержки – цитаты, факты, статистические данные, объективно подтверждающие конкретный аргумент заявленного аспекта. Поддержка должна быть объективна, т. е. содержать высказывания специалистов в той сфере, области, которая рассматривается в данный момент, иметь ссылку на конкретный источник (книгу, журнальную или газетную статью, материалы сети Интернет), отражать известные и реальные факты, быть лаконичной. В кейс входят также контраргументы, которые формируются исходя из предполагаемых аргументов противоположной команды. Они, так же, как и аргументы, формулируются несколькими предложениями и обосновываются поддержками.
В качестве завершающего элемента кейса выступает заключение, которое составляется на основании всех предыдущих элементов.
Параллельно с подготовкой спикерами кейса эксперты разрабатывают критерии оценки их действий, взяв за основу следующие показатели: содержательность выступлений и ответов на вопросы, структурированность, формулировка вопросов, культура общения.
Последним шагом подготовительной работы является индивидуальный инструктаж (иногда и репетиция) о процедуре дебатов, который проводится отдельно с председателем, секретарем, спикерами каждой команды и экспертами.
Дебаты организует и проводит председатель. Он не имеет права участвовать в самой дискуссии, поскольку является незаинтересованным лицом. Председателю помогает секретарь, который информирует ораторов о времени, отведенном на выступление, а также ведет протокол дебатов.
Перед дебатами участники занимают места в следующем порядке:
- в начале аудитории по центру – председатель и секретарь;
- справа от председателя – 4 спикера команды "У" (защитники тезиса);
- слева от председателя – 4 спикера команды "О" (противники тезиса);
- напротив председателя – эксперты (3 чел.);
Все частники дебатов, обращаясь друг к другу, должны использовать форму "Уважаемый (Уважаемая)…" или любую другую вежливую форму.
В дебатах выступают поочередно защитники и противники тезиса. Вначале участники команд представляют друг друга, называя лучшие черты характера каждого. Это может происходить следующим образом:
- первый участник знакомит с остальными;
- каждый участник, начиная с первого, представляет своего соседа;
- последний участник может представить всех.
Начинает выступление первый спикер команды "У", который формулирует тезис, называет ключевые понятия и аспекты. После него выступает главный оратор от оппозиции – О1, который формулирует антитезис, а также понятия и аспекты.
Действия участников дебатов
Высту-пающие | Время, мин | Действия |
У1 | 5 | Формулирует тему, при этом обозначает позицию команды утверждения ("Мы считаем, что ..."), вводит и объясняет понятия, называет аспекты, т. е. начинает представлять кейс команды "У"; завершает речь повтором позиции команды – четкой формулировкой тезиса |
О4 и зрители | 2 | Задают вопросы У1 с целью снизить значимость ключевых слов и аспектов, а зрители имеют возможность представить дополнительную информацию для поддержки У1 |
О1 | 5 | Отрицает тему, формулирует тезис отрицания. Должен согласиться с определениями ключевых понятий и аспектами или, если прозвучали не все понятия и аспекты, ввести новые. Заканчивает выступление четкой формулировкой антитезиса, обозначая позицию команды отрицания ("Мы не согласны с позицией наших оппонентов и считаем что..." + антитезис) |
У4 и зрители | 2 | Задают вопросы О1 с целью снизить значение ключевых слов, аспектов, зрители имеют возможность представить дополнительную информацию для поддержки О1 |
У2 | 4 | Восстанавливает утверждающий кейс на основании заявленных У1 понятий и аспектов, приводит аргументы по каждому аспекту, подтверждая их поддержками, заканчивает четкой формулировкой тезиса |
О1 и зрители | 2 | Задают вопросы У2 с целью снизить обоснованность аргументов и поддержек, а зрители имеют возможность сообщить дополнительную информацию |
О2 | 4 | Восстанавливает отрицающую позицию, руководствуясь понятиями и аспектами, введенными спикерами О1, приводит аргументы и поддержки по каждому аспекту. Заканчивает четкой формулировкой антитезиса |
У1 и зрители | 2 | Задают вопросы О2 с целью снизить обоснованность аргументов и поддержек, зрители имеют также возможность представить дополнительную информацию |
У3 | 4 | Восстанавливает утверждающий кейс, выявляет уязвимые места в отрицающем кейсе, т. е. приводит контраргументы и их поддержки. Завершает четкой формулировкой тезиса |
О2 и зрители | 2 | Задают вопросы У3 с целью снизить доказательность контраргументов и поддержек, зрители имеют возможность сообщить дополнительные сведения |
О3 | 4 | Восстанавливает отрицающую позицию, выявляет уязвимые места в утверждающем кейсе, т. е. приводит контраргументы и их поддержки. Завершает четкой формулировкой антитезиса |
У2 и зрители | 2 | Задают вопросы О3 с целью снизить доказательность контраргументов и поддержек, кроме того, зрители имеют возможность дать дополнительную информацию |
У4 | 4 | Восстанавливает утверждающий кейс, акцентирует узловые моменты, следуя структуре утверждающего кейса. Выявляет уязвимые места в отрицающем кейсе. Обращает внимание на те моменты, которые стали "камнем преткновения". Возвращается к аспектам, рассмотренным первым спикером, и касается тех, которые наиболее ярко подчеркивают преимущество позиции команды. Отмечает слабые места в аргументации команды оппонентов и их ошибки в ходе игры. Сравнивает аргументацию команд и пытается обосновать логичность, достоверность, объективность аргументов, контраргументов и поддержек своей команды. Делает краткое резюме |
О4 | 4 | Восстанавливает отрицающую позицию, акцентирует узловые моменты, следуя структуре отрицающего кейса. Выявляет уязвимые места в утверждающем кейсе. Обращает внимание на те моменты, которые стали "камнем преткновения". Возвращается к аспектам, затронутым первым спикером, и касается тех, которые наиболее ярко подчеркивают преимущество позиции команды. Отмечает слабости аргументации команды оппонентов и ошибки, допущенные ими в ходе игры. Сравнивает аргументацию команд и пытается доказать логичность, достоверность, объективность своих аргументов, контраргументов и поддержек. Делает краткое резюме |
Зрители по ходу выступлений спикеров письменно фиксируют заявленные понятия, аспекты, аргументы обеих сторон. При этом они могут воспользоваться своими записями, сделанными в процессе подготовки к дебатам. Участники на протяжении дебатов имеют право задавать вопросы и представлять информацию. Для этого необходимо встать с места, поднять вверх руку и сказать: "Вопрос" или "Информация". Выступающий имеет право удовлетворить или отклонить желание участника словами: "Пожалуйста" или "Нет, спасибо". Желательно, чтобы вопросы и информация, поступающие от участников, укладывались в 2–3 предложения. Выступающий и председательствующий могут в любой момент остановить человека, который задает вопрос или сообщает информацию. Если выступающий не дал согласия на выступление с места, то желающий выступить должен молча сесть. Раунд вопросов проводится после выступления первых, вторых и третьих спикеров. Каждый спикер отвечает на вопросы сам, т. е. не имеет возможности обратиться за помощью к другим участникам команды. Умение отвечать на вопросы быстро, четко, по существу – еще одна способность, которая формируется в игре. Отвечая на вопросы зрителей, спикер должен помнить, что это тоже оценивается экспертами в общем протоколе игры. Ответ на вопрос должен быть точным, конкретным, достаточно обоснованным. Спикер имеет право обратиться к задавшему вопрос с просьбой повторить его, если вопрос прозвучал невнятно или слишком витиевато, или взять тайм-аут, если не знает точного ответа на него. Участники каждой команды имеют право взять не более 6 мин для консультаций друг с другом. Один тайм-аут не может превышать 2 мин.
После дебатов проводится голосование, в котором все высказываются в пользу выбранной позиции. При голосовании должен оцениваться не тезис, а аргументы, представленные сторонами.
Ученики, которые не имели определенной позиции, присоединяются к защитникам или противникам тезиса, занимая соответствующие места рядом с ними и высказывая свои аргументы в пользу выбранной позиции.
В дебатах важное значение имеет оценка деятельности спикеров. Для этого должны быть четко разработаны критерии такой оценки, а результаты оценок (например, по пятибалльной системе) – зафиксированы в соответствующих протоколах.
Возможна следующая форма ведения записей экспертами.
После выступлений экспертов проводится обсуждение дебатов, на котором подводятся их итоги, анализируется, насколько успешно осуществили свою деятельность председатель, секретарь, эксперты и зрители. Кроме того, спикеры могут поделиться впечатлениями относительно того, как они сами справились с порученной им ролью.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на МО гуманитарного цикла: "Методика подготовки и проведения дебатов".
Выступление на МО....
Порядок проведения дебатов
Порядок проведения технологии дебаты на английском языке....
Технология подготовки и проведения дебатов
Технология дебаты долгое время была уделом передовых, творчески работающих педагогов. С введением новых государственных стандартов, в которых в качестве планируемых результатов выступает ...
Мастер-класс "Организация и проведение дебатов, как формы подведения итогов исследовательской деятельности учащихся"
Мастер-класс проводится среди педагогов города...
Критерии оценки публичного выступления при проведении дебатов
Презентация рассматривает вопрос критериев оценивания устного монологического выступоления учащихся старших классов специализированной школы при проведении мероприятия "Дебаты"...
Сценарий проведения дебатов выборов ШУС
Сценарий проведения дебатов выборов ШУС...
Методическая разработка "Технология проведения дебатов"
Технология «Дебаты» создана на базе международной программы «Дебаты», основанной в 1993 году Институтом «Открытое общество». Технология «Дебаты» выступа...