Технология подготовки и проведения дебатов
учебно-методический материал по алгебре (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему
Технология дебаты долгое время была уделом передовых, творчески работающих педагогов. С введением новых государственных стандартов, в которых в качестве планируемых результатов выступает формирование универсальных учебных действий, данная технология становится актуальной.
Дебаты – технология (форма), предложенная известным американским социологом Карлом Поппером. Первоначально она создавалась как программа для учащихся, позволяющая обучить умению рассуждать, критически мыслить, продуктивно организовывать процесс дискуссии. Ряд исследователей (Е.О. Галицких, С.А. Пуйман, В.В. Чечет и др.) предлагают использовать дебаты при подготовке педагогов к профессиональной деятельности.
По мнению Е.О. Галицких, дебаты – форма обучения общению, способ организации воспитательной работы школьников, имеющий целью тренировать навыки самостоятельной работы с литературой и источниками, отрабатывать умения ведения дискуссии и отстаивания собственной точки зрения с учетом того, что и противоположная позиция тоже имеет право на существование. С.А. Пуйман, В.В. Чечет определяют дебаты как прения, обмен мнениями на каком-либо собрании, заседании.
Как указывает Е.О. Галицких, отличительным признаком дебатов можно считать
-высокую степень стандартизированности:
· жесткий временной лимит выступления каждого участника,
· четкие ролевые предписания,
· разнообразие и объективность критериев оценки.
Мы считаем, что наряду с данными характеристиками можно дополнительно выделить следующие: запрет на свободные высказывания, возможность заявить определенную точку зрения только один раз.
В основе дебатов, по мнению Е.О. Галицких, лежит спорный тезис-утверждение, который является темой игры и определяет позиции двух соревнующихся команд. Важно, чтобы простым добавлением частицы "не" тема могла быть превращена в свой антипод. Мы считаем, что в качестве темы дебатов может выдвигаться не только спорный тезис-утверждение, но и вариативное высказывание, объединяющее две точки зрения. Тема дебатов должна соответствовать нескольким условиям:
- четкость и конкретность формулировки;
- однозначность понимания;
- перспективность для обсуждения;
- значимость для педагогов.
Кроме того, следует обратить внимание на недопустимость очень широкой формулировки темы из-за невозможности ее раскрытия и обсуждения в коротких временных рамках. В приложении 1 представлены три примерные темы дебатов с вопросами для подготовки и списком литературы.
Организация дебатов включает в себя три этапа: подготовку, проведение и обсуждение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
debaty.doc | 106 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология подготовки и проведения дебатов
Технология дебаты долгое время была уделом передовых, творчески работающих педагогов. С введением новых государственных стандартов, в которых в качестве планируемых результатов выступает формирование универсальных учебных действий, данная технология становится актуальной.
Дебаты – технология (форма), предложенная известным американским социологом Карлом Поппером. Первоначально она создавалась как программа для учащихся, позволяющая обучить умению рассуждать, критически мыслить, продуктивно организовывать процесс дискуссии. Ряд исследователей (Е.О. Галицких, С.А. Пуйман, В.В. Чечет и др.) предлагают использовать дебаты при подготовке педагогов к профессиональной деятельности.
По мнению Е.О. Галицких, дебаты – форма обучения общению, способ организации воспитательной работы школьников, имеющий целью тренировать навыки самостоятельной работы с литературой и источниками, отрабатывать умения ведения дискуссии и отстаивания собственной точки зрения с учетом того, что и противоположная позиция тоже имеет право на существование. С.А. Пуйман, В.В. Чечет определяют дебаты как прения, обмен мнениями на каком-либо собрании, заседании.
Как указывает Е.О. Галицких, отличительным признаком дебатов можно считать
-высокую степень стандартизированности:
- жесткий временной лимит выступления каждого участника,
- четкие ролевые предписания,
- разнообразие и объективность критериев оценки.
Мы считаем, что наряду с данными характеристиками можно дополнительно выделить следующие: запрет на свободные высказывания, возможность заявить определенную точку зрения только один раз.
В основе дебатов, по мнению Е.О. Галицких, лежит спорный тезис-утверждение, который является темой игры и определяет позиции двух соревнующихся команд. Важно, чтобы простым добавлением частицы "не" тема могла быть превращена в свой антипод. Мы считаем, что в качестве темы дебатов может выдвигаться не только спорный тезис-утверждение, но и вариативное высказывание, объединяющее две точки зрения. Тема дебатов должна соответствовать нескольким условиям:
- четкость и конкретность формулировки;
- однозначность понимания;
- перспективность для обсуждения;
- значимость для педагогов.
Кроме того, следует обратить внимание на недопустимость очень широкой формулировки темы из-за невозможности ее раскрытия и обсуждения в коротких временных рамках. В приложении 1 представлены три примерные темы дебатов с вопросами для подготовки и списком литературы.
Организация дебатов включает в себя три этапа: подготовку, проведение и обсуждение.
Сложность дебатов как организационной формы методической работы заключается не столько в их проведении, сколько в огромной предварительной работе. Именно поэтому, а также в связи с большими психологическими и эмоциональными нагрузками как в процессе подготовки, так и при проведении дебатов нецелесообразно чрезмерно увлекаться данной формой работы. Правила организации дебатов
- в дебатах участвуют все (часть педагогов принимает на себя роли спикеров, председателя, секретаря и экспертов и действует в соответствии с ними, остальные – "зрители" – подбирают аргументы "за" и "против", формулируют вопросы);
- в процессе выступлений все соблюдают регламент, в противном случае председатель имеет право прервать выступающего;
- каждый участник команды имеет право выступить только один раз;
- в случае затруднений при ответах на вопросы каждый спикер, кроме подводящего итоги, имеет право взять один таймаут длительностью до 2 мин;
- спикер имеет право не отвечать на вопрос без объяснения причин;
- к концу игры каждый определяет свою позицию и аргументирует ее;
- эксперты оценивают аргументы, но не участников.
Подготовка дебатов включает в себя следующие шаги:
- знакомство участников с сущностью, особенностями, правилами организации и проведения дебатов;
- определение исходного тезиса дебатов;
- подбор, изучение и анализ основной литературы;
- распределение ролей;
- разработка кейса понятий, аргументов, контраргументов;
- разработка экспертами критериев оценки;
- индивидуальный инструктаж о процедуре дебатов.
Тема формулируется в виде тезиса-утверждения или антитезиса-отрицания. Исходя из темы подбираются понятия, которые будут использоваться в процессе выступлений, даются их определения и устанавливается логическая взаимосвязь между ними.
Поддержки – цитаты, факты, статистические данные, объективно подтверждающие конкретный аргумент заявленного аспекта. Поддержка должна быть объективной, т. е. содержать высказывания специалистов в той сфере, области, которая рассматривается в данный момент, иметь ссылку на конкретный источник (монографию, статью, исследование), отражать известные и реальные факты. Следует обратить внимание педагогов на целесообразность подготовки схем, графиков, диаграмм, подбор афоризмов, цитат, пословиц, которые иллюстрируют доказательность тезиса или антитезиса.
Последним шагом подготовительной работы является индивидуальный инструктаж о процедуре дебатов, который проводится отдельно с председателем, секретарем, спикерами каждой команды и экспертами.
Качество проделанной на подготовительном этапе работы проявляется в процессе проведения дебатов.
Дебаты организует и проводит председатель. Он не имеет права участвовать в самой дискуссии, поскольку является незаинтересованным лицом. Председателю помогает секретарь, который информирует ораторов о времени, отведенном на выступление, а также ведет документацию дебатов.
Перед дебатами участники занимают места в следующем порядке:
- в начале аудитории по центру – председатель и секретарь;
- справа от председателя – 4 человека команды "Утверждения" – "У" (защитники тезиса);
- слева от председателя – 4 человека команды "Отрицания" – "О" (противники тезиса);
- напротив председателя – эксперты;
- в конце аудитории посередине – педагоги, не имеющие определенной точки зрения, – "зрители" (рис. 2).
Оратор (спикер, зритель или секретарь) должен начинать свое выступление обращением к ведущему дискуссию "Уважаемый председатель...". Участники дебатов обращаются один к другому, употребляя форму "Уважаемый (Уважаемая)…" или любую другую подобную форму.
В дебатах выступают поочередно защитники и противники тезиса (рис. 3). Вначале участники команд представляют (презентуют) друг друга, называя лучшие черты личности каждого. Мы считаем наиболее приемлемыми три формы презентации:
- первый участник знакомит со всеми остальными;
- каждый участник, начиная с первого, представляет своего соседа;
- последний участник может представить всех.
Начинает выступление первый спикер команды "Утверждения", который формулирует тезис, называет ключевые понятия и аспекты. После него выступает главный оратор от оппозиции "Отрицания", который формулирует антитезис, а также понятия и аспекты. Дальше действия распределяются следующим образом:
- вторые номера обеих сторон по очереди приводят аргументы и поддержки в пользу своего тезиса (антитезиса);
- третьи номера формулируют контраргументы и поддержки;
- четвертые номера подытоживают то, что было сказано обеими сторонами во время дебатов. Последним выступает четвертый номер команды, который защищает антитезис.
Спикер должен придерживаться времени, выделенного на выступление: для первых номеров – 5 мин, вторых–четвертых – 3–4 мин, участники дебатов – по 2 мин. Время, которое остается до конца выступления, показывает секретарь. Председатель имеет право прервать выступление в случае нарушения процедуры. В приложении 2 более подробно отражены действия всех участников дебатов.
Зрители по ходу выступлений спикеров письменно фиксируют заявленные понятия, аспекты, аргументы обеих сторон. При этом они могут воспользоваться своими записями, сделанными в процессе подготовки к дебатам. Участники на протяжении всего времени дебатов имеют право задавать вопросы и давать информацию. Для этого необходимо встать с места, поднять вверх руку и сказать: "Вопрос" или "Информация". Выступающий имеет право удовлетворить или отклонить желание участника словами "Пожалуйста" или "Нет, спасибо". Желательно, чтобы вопросы и информация со стороны участников не превышали 2–3 предложений. Выступающий и председательствующий могут в любой момент остановить человека, который задает вопрос или сообщает информацию. Если выступающий не дал согласия на вопрос или информацию с места, то желающий выступить должен молча сесть.
Раунд вопросов проводится после выступления первых, вторых и третьих спикеров. Каждый спикер работает с вопросами индивидуально, т. е. не имеет возможности обратиться за помощью к другим участникам команды. Умение отвечать на вопросы быстро, четко, по существу – еще одно умение, которое формируется в игре. Отвечая на вопросы зрителей, спикер должен помнить, что это тоже оценивается экспертами в общем протоколе игры. Ответ на вопрос должен быть точным, конкретным, достаточно обоснованным.
Спикер имеет право обратиться к задавшему вопрос с просьбой повторить его, если вопрос прозвучал невнятно или слишком витиевато, или взять тайм-аут, если не знает точного ответа на вопрос. Каждая команда имеет право получить не более 6 мин для консультаций друг с другом. Один тайм-аут не может превышать 2 мин.
После дебатов проводится голосование, в котором все высказываются в пользу выбранной позиции. При голосовании должен оцениваться не тезис, а аргументы, представленные сторонами.
Лица, которые не имели определенной позиции, присоединяются к защитникам или противникам тезиса, занимая соответствующие места рядом с ними и высказывая свои аргументы в пользу выбранной позиции.
В дебатах важное значение имеет оценка деятельности спикеров. Для этого должны быть четко разработаны критерии оценки и зафиксированы в соответствующих протоколах. В приложении 3 предложена примерная форма ведения записей экспертами.
При этом эксперты могут руководствоваться критериями, предложенными нами в приложении 4, или самостоятельно их разработать и в последующем обсуждать совместно с руководителем ДОУ.
После выступлений экспертов проводится заключительный этап дебатов – их обсуждение, на котором подводятся итоги, анализируется, насколько успешно осуществили свою деятельность председатель, секретарь, эксперты и зрители. Кроме того, спикеры могут поделиться впечатлениями относительно того, как они сами справились с порученной им ролью.
Как показывает наш опыт проведения дебатов, данная форма и проблемное содержание никого не оставляют равнодушными, одним из показателей чего является продолжение обсуждения проблемы за рамками семинара или педагогического совета.
Приложение 2
Характеристика действий участников дебатов
Участник | Время, мин | Действия |
У1
| 5
| Формулирует тему, при этом обозначает позицию команды ("Мы считаем, что..."), вводит и объясняет понятия, называет аспекты, т. е. начинает представлять кейс своей команды "Утверждения"; завершает речь повтором позиции команды – четкой формулировкой тезиса |
О4 и зрители к У1
| 2
| Задают вопросы У1 с целью снизить значение ключевых слов, аспектов, кроме того, зрители имеют возможность дать дополнительную информацию |
О1
| 5
| Отрицает тему, формулирует тезис отрицания. Должен согласиться с определениями ключевых понятий и аспектами или, если прозвучали не все понятия и аспекты, ввести новые. Заканчивает четкой формулировкой антитезиса, обозначая позицию команды "Отрицания" ("Мы не согласны с позицией наших оппонентов и считаем, что..." + антитезис) |
У4 и зрители к О1 | 2
| Задают вопросы О1 с целью снизить значение ключевых слов, аспектов, кроме того, зрители имеют возможность дать дополнительную информацию |
У2
| 4
| Восстанавливает утверждающий кейс на основании заявленных У1 понятий и аспектов, приводит аргументы по каждому аспекту, подтверждая их поддержками, заканчивает четкой формулировкой тезиса |
О1 и зрители к У2 | 2
| Задают вопросы У2 с целью снизить обоснованность аргументов и поддержек, кроме того, зрители имеют возможность дать дополнительную информацию |
О2
| 4
| Восстанавливает отрицающую позицию, руководствуясь понятиями и аспектами О1, приводит аргументы и поддержки по каждому аспекту. Заканчивает четкой формулировкой антитезиса |
У1 и зрители к О2 | 2
| Задают вопросы О2 с целью снизить обоснованность аргументов и поддержек, кроме того, зрители имеют возможность дать дополнительную информацию |
У3 | 4
| Восстанавливает утверждающий кейс, выявляет уязвимые места в отрицающем кейсе, т. е. приводит контраргументы и их поддержки. Не называет новых аргументов. Завершает четкой формулировкой тезиса |
О2 и зрители к У3 | 2
| Задают вопросы У3 с целью снизить доказательность контраргументов и поддержек, кроме того, зрители имеют возможность дать дополнительную информацию |
О3
| 4
| Восстанавливает отрицающую позицию, выявляет уязвимые места в утверждающем кейсе, т. е. приводит контраргументы и поддержки. Не дает новых аргументов. Завершает четкой формулировкой антитезиса |
У2 и зрители к О3 | 2
| Задают вопросы О3 с целью снизить доказательность контраргументов и поддержек, кроме того, зрители имеют возможность дать дополнительную информацию |
У4
| 4
| Восстанавливает утверждающий кейс, акцентирует узловые моменты, следуя структуре утверждающего кейса. Выявляет уязвимые места в отрицающем кейсе. Обращает внимание на те моменты, которые стали "камнем преткновения". Возвращается к аспектам своего первого спикера и касается тех, которые наиболее ярко подчеркивают преимущество позиции команды. Отмечает слабые места аргументации команды оппонентов и ошибки в ходе игры. Сравнивает аргументацию команд и пытается обосновать большую логичность, достоверность, объективность своих аргументов, контраргументов и поддержек. Делает краткое резюме |
О4
| 4
| Восстанавливает отрицающую позицию, акцентирует узловые моменты, следуя структуре отрицающего кейса. Выявляет уязвимые места в утверждающем кейсе. Обращает внимание на те моменты, которые стали "камнем преткновения". Возвращается к аспектам своего первого спикера и касается тех, которые наиболее ярко подчеркивают преимущество позиции команды. Отмечает слабые места аргументации команды оппонентов и ошибки в ходе игры. Сравнивает аргументацию команд и пытается доказать большую логичность, достоверность, объективность своих аргументов, контраргументов и поддержек. Делает краткое резюме |
Приложение 3
Протокол эксперта
Эксперт
(Ф.И.О.)
Тема
|
| ||||||||
Дата
| Состав утверждающей стороны: У1 У2 У3 У4 | Состав отрицающей стороны: О1 О2 О3 О4 | |||||||
Спикер
| Содержательность
| Структурированность
| Общая культура
| Всего
| Спикер
| Содержательность
| Структурированность
| Общая культура
| Всего
|
У1
|
|
|
|
| О1
|
|
|
|
|
У2
|
|
|
|
| О2
|
|
|
|
|
У3
|
|
|
|
| О3
|
|
|
|
|
У4
|
|
|
|
| О4
|
|
|
|
|
Итого:
|
|
|
|
| Итого:
|
|
|
|
|
Лучший спикер:
| Лучший спикер:
|
Приложение 4
Критерии балльной оценки действий спикеров
Критерий
| У1
| У2
| У3
| У4
| О1
| О2
| О3
| О4
|
Содержательность выступлений
| ||||||||
Глубина
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Полнота
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Конкретность
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Осознанность
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Содержательность ответов на вопросы
| ||||||||
Действенность
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Оперативность
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Гибкость
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Структурированность
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Системность
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Логичность
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рациональность использования времени
| ||||||||
Формулировка вопросов
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Проблемность
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Конкретность
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Четкость
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Культура общения
| ||||||||
Выразительность речи
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Лексическое богатство языка
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Манера вежливого обращения к собеседникам
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Умение уважительно отвечать им
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Свободное владение материалом
|
|
|
|
|
|
|
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад по теме: « Технология подготовки и проведения классного часа»
Доклад по теме:« Технология подготовки и проведения классного часа»...
Выступление на МО гуманитарного цикла: "Методика подготовки и проведения дебатов".
Выступление на МО....
Подготовка и проведение педсовета с использованием технологии ДЕБАТЫ
Из истории дебатов как формы дискуссии.Правила проведения дебатов:...
Выступление на январском совещании учителей «Технология подготовки и проведения интегрированного урока».
Данное выступление носит практический характер по теме интеграции для руководителей методических объединений, заместителей директоров по учебной работе, учителей, заинтересованных данной темой. Собран...
Технология подготовки и проведения "орфографического экспресса"
Из личного опыта проведения уроков русского языка. Описание метода, дающего возможность каждому ученику класса побывать у доски, выполнить задание (непрерывная работа у доски и на местах) и полу...
Технология подготовки и проведения мастер-класса учителя-логопеда для родителей.
Технология подготовки и проведения мастер-класса учителя-логопеда для родителей.Содержание:- Основные понятия.- Основные элементы технологии проведения мастер-класса.- Пути передачи авторской программ...
Пособие для начинающих классных руководителей «Технология подготовки и проведения классного час»
Создание условий становления и проявления субъектности и индивидуальности обучающегося, его творческих способностей....