Исследование мотивационного и индивидуально-психологического компонентов мышления школьников
опыты и эксперименты (7, 8, 9 класс) по теме
В данном исследовании обобщены результаты изучения мотивационного и индивидуально-психологического компонентов мышления учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ТЕМА:
ОСОБЕННОСТИ ФОМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИОННОГО И ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТОВ МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
специальной (коррекционной) школы (VIII вид)
Исследование подготовила и провела:
учитель русского языка (олигофренопедагог)
высшей квалификационной категории, заместитель директора по УВР ГКОУ школы № 8 г.Лабинска
СКОРИКОВА АННА ВЛАДИМИРОВНА
2017 г.
Цели данного исследования:
1)Изучить мотивационные и индивидуально-психологические особенности мышления учащихся разных типологических групп.
2)Выработка рекомендаций для учителей.
ХОД ИССЛЕДОВАНИЯ
В данном исследовании обобщены результаты изучения мотивационного и индивидуально-психологического компонентов мышления учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида.
В эксперименте приняли участие учащиеся старшей возрастной группы (14 лет) с разными типологическими особенностями развития:
-учащиеся с неосложнённой структурой дефекта;
-учащиеся с недоразвитием личности;
-учащиеся с психопатоподобной формой поведения.
Учащимся были предложены конверты с заданиями разного характера. На конвертах значилось: «Лёгкое задание», «Интересное задание», «Трудное задание».
Из 100% учащихся, принимавших участие в эксперименте, лёгкие задания выбрали 48%, интересные-31%,трудное-20%.
Из данных показателей видно, что к доминирующим принадлежат мотивы выбора лёгких и интересных заданий.
Мотивационные проявления у учащихся с неосложнённой структурой дефекта
Из учащихся, имеющих неосложнённую структуру дефекта, интересные и трудные задания выбрали 63% из 100%, лёгкое задание выбрали 36%. Однако, 10% учащихся пожелали выполнить ещё дополнительное задание, выбрав на этот раз интересное и трудное задания.
Вывод: учащиеся с неосложнённой структурой дефекта имеют заметную выраженность мотивов получения знаний.
Мотивационные проявления у учащихся с осложнённой формой недоразвития
Из 100% учащихся, имеющих осложнённую форму недоразвития личности лёгкие задания выбрали 50% учащихся, интересные -20%, трудные-30% учащихся. 20% учащихся, выбрав трудные задания, на деле проявили низкую готовность включиться в мыслительную деятельность и с заданием не справились.
Вывод: учащиеся с недоразвитием личности имеют низкую выраженность мотивов получения знаний. Выбор трудных заданий носит демонстративный характер.
Мотивационные проявления у учащихся с психопатоподобной формой поведения
Из 100% учащихся, имеющих психопатоподобную форму поведения, лёгкие задания выбрали 85% учащихся, интересные- 14%, трудные задания никто не выбрал.
Вывод: у учащихся с психопатоподным поведением менее выражена мотивация притязания-учащиеся не стремятся испытать свою собственную самостоятельность и способности.
АНАЛИЗ И ВЫВОД ПО ЭКПЕРИМЕНТАЛЬНОМУ ИССЛЕДОВАНИЮ
Индивидуально-психологические особенности мышления учащихся находятся в тесной зависимости от структуры дефекта.
В ходе исследования было отмечено, что учащиеся с осложнённой структурой дефектов (недоразвитием личности) с трудом самостоятельно ориентируются в задании, так как имеющиеся знания не могут выстроить в целостную совокупность, что позволило бы осмысленно и самостоятельно ими пользоваться. В связи с этим наблюдается шаблонность выполняемых заданий.
У учащихся с неосложнённой структурой дефектов отмечалось адекватное понимание задания. Испытуемые меньше задавали нецеленаправленных вопросов. В процессе деятельности учащиеся имели более высокую работоспособность, большую эмоциональную уравновешенность. Деятельность учащихся носила более целенаправленный характер.
У учащихся с психопатоподобным поведением обнаруживалась меньшая работоспособность, низкая готовность преодолевать возникающ0ие трудности, более низкий уровень самостоятельности (со стороны учителя требовалось подбадривание).
РЕКОМЕНДАЦИИ:
- Учителю при выборе учебного задания учитывать типологические особенности и структуру имеющегося у ученика дефекта в развитии.
- Задания подбирать разные по уровням сложности.
- Для самостоятельной работы давать учащимся задания доступные и интересные.
- Постепенно адаптировать учащихся к заданиям повышенной сложности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследование мотивационной сферы с помощью теста юмористических фраз (ТЮФ)
Проблема формирования мотивации учения лежит на стыке обучения и воспитания, является важнейшим аспектом современного обучения. Это означает, что здесь в поле внимания учителя оказывается не только ос...
Педагогический совет "Изучение индивидуально-психологических особенностей личности школьников"
Теоретический материал, презентация и рекомендации, готовые для использования педагогами...
Формирование общеучебных компонентов труда школьников - путь к повышению качества образования
Данный материал является выступлением на методическом объединении учителей математики по теме «ВЛИЯНИЕ РАЗЛИЧНЫХ АСПЕКТОВ МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ НА КАЧЕСТВО МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗНАНИ...
Индивидуальная психологическая карта школьника
Индивидуальная психологическая карта школьника...
Развитие компонентов мышления учащихся при изучении показательных уравнений
В статье представлены аспекты развития интуитивных, логических и творческих компонентов мышления учащихся на примере изучения показательных уравнений....
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Часть 1. Процедура исследования и анализ результатов
Приведены результаты анкетирования школьников по вопросам эдорового образа жизни....
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Часть 2. Анализ эффективности деятельности по формированию у младших школьников представлений о здоровом образе жизни
Приводится анализ эффективности педагогической деятельности по формированию правильных представлений о здоровом образе жизни. Анализ выполнен на основе анкетирования учащихся....