Педагогический совет "Изучение индивидуально-психологических особенностей личности школьников"
методическая разработка по теме
Теоретический материал, презентация и рекомендации, готовые для использования педагогами
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
педагогический совет: теория, презентация, рекомендации | 1.41 МБ |
Предварительный просмотр:
Педсовет на тему:
«Изучение индивидуально-психологических особенностей личности школьников — важнейший фактор повышения эффективности обучения»
Мы, взрослые, учителя очень похожи на детей, хотя порой просто не хотим с этим мириться. Сейчас я вам это докажу на примере нашего педсовета – «урока»: мы, как и многие наши ученики, условно делимся на следующие группы:
- Одни, смежив веки, откровенно и бодро спят
- Другие делают то же самое, но с открытыми глазами, просто отключив волю
- Третьи читают или пишут какие-то бумажки
- Четвертые все время смотрят на часы
- Пятые в преддверии своего выступления волнуются, краснеют и потеют
- Шестые, любители получать знания впрок, действительно слушают, но мозг распорядится сам, и уже в магазине, заполняя сумку, все услышанное тихонько забудут
- Седьмые наконец-то заполнят детские дневники, или тетради, поставят случайные оценки, поскольку какой-то шум на педсовете мешает и не дает сосредоточиться
- восьмые будут вести неторопливую беседу с соседкой о приготовлении какого-то блюда
- Желающие показать свою ученость, будут либо все время выкрикивать, либо доказывать свою правоту
- некоторые оживятся, когда услышат свою фамилию в любом контексте
- кто-то будет выражать свое принципиальное несогласие с любой действительностью
- и лишь немногие вдруг разбудят сонное царство своими оригинальными суждениями и напомнят что-то горьковатое, яркое, интересное.
Как раз таки для того, что попытаться «разбудить» каждого необходимо изучать и учитывать индивидуально-психологические особенности личности школьника.
Повысить эффективность обучения так же невозможно без знания особенностей каждого ученика.
Изучение психолого-педагогических особенностей учащихся реализуется на всех возрастных этапах обучения.
Как это возможно реализовать на практике:
- диагностика индивидуальных особенностей учащихся (на любом этапе обучения);
- психологическое сопровождение учащихся в образовательном процессе для выявления динамики изменений;
- выявление возможных негативных факторов в развитии личности школьника.
Задачи психологического изучения на разных ступенях образования различны.
В начальной школе психологическая диагностика должна рассматриваться в трёх аспектах:
- как обеспечение возможности свободного выбора детьми отдельных заданий, форм работы,
- как обеспечение соответствия уровня изучения предметов индивидуальным возможностям и интересам детей,
- как учёт эмоционально-личностных особенностей школьников.
Исходя из этого основные направления работы психолога сводятся к
– определению готовности к обучению в школе;
- обеспечение адаптации к школе;
- повышение заинтересованности школьников в учебной деятельности;
- развитие познавательной и учебной мотивации;
- развитие самостоятельности и самоорганизации;
- поддержка в формировании желания и «умения учиться»;
- развитие творческих способностей.
Если учащиеся демонстрируют стойкую неуспешность в обучении, то исследуются её причины. Для этого используются специальные методики. Учёт индивидуальных особенностей учащихся (работа в собственном темпе, на своём уровне трудности и т.д.) способствует достижению нормального психического здоровья за счёт ликвидации психологического дискомфорта на уроках через обучение в режиме индивидуализации.
Пример: октябрь 2012г. 1 класс Результаты теста «Рисунок школы», предназначенного для определения отношения ребёнка к школе и уровня школьной тревожности.
6-5 баллов – у ребёнка сложилось эмоционально благополучное отношение к школе и учению, он готов к принятию учебных задач и взаимодействию с учителем: 8 уч-ся
4-2 балла – у ребёнка есть некая тревога по поводу школьного обучения как незнакомой для него ситуации, необходимо расширить круг его знаний и представлений о школьно-учебной действительности, формировать положительное отношение к учителю и одноклассникам; причинами тревоги могут быть нервозность и необдуманные высказывания взрослого, негативный опыт обучения в школе старших детей: 6 уч-ся
1-0 баллов – у ребёнка явно выраженный страх перед школой; часто это приводит к неприятию учебных задач и отказу от учебной деятельности, трудностям в общении с учителем и одноклассниками: ----
Основная школа.
На этой ступени главные задачи психолого-педагогического изучения сводятся прежде всего к диагностике адаптации к новым условиям обучения, сопровождение перехода в основную школу;
- поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития;
- помощь в решении личностных проблем и проблем социализации;
- профилактика неврозов;
- помощь в построении конструктивных отношений с родителями , учителями, сверстниками;
- профилактика девиантного поведения.
Пример: Выбор учебных предметов в 5 классе. сентябрь/февраль 2012-13 г.
Старшая школа.
В школьной практике не всегда учитываются индивидуальные особенности эмоциональной сферы детей. Это ведёт к непониманию педагогом причин многих неудач в учебной и воспитательной работе. Знание наиболее распространённых психологических трудностей школьников позволяет педагогу более точно сориентироваться в построении взаимоотношений с детьми, у которых ярко выражены соответствующие особенности. Для этого выдаются рекомендации по учёту личностных и эмоциональных особенностей детей.
Психолого-педагогическое изучение личности школьника в старшей школе включает в себя организацию всестороннего изучения индивидуальных и личностных особенностей выпускников, их интересов и склонностей.
Пример: оперативная оценка самочувствия, настроения, активности старшеклассников по опроснику САН (самочувствие, активность, настроение).
10-11 класс Февраль 2013г.
Плохое состояние | Нормальное состояние | Благоприятное состояние | |
Самочувствие | - | 20% | 80% |
Активность | 10% | 30% | 60% |
Настроение | - | 10% | 90% |
«Диагностика личностных результатов обучения младших школьников»
Для того, чтобы педагогам-практикам было проще и удобнее ориентироваться в нормах индивидуально-психологических особенностей личности школьников, ученые разработали систему психолого-педагогических требований к содержанию статуса ученика (например, первоклассника).
Параметры психолого-педагогического статуса | Психолого-педагогические требования к обучению, поведению и общению первоклассника |
1. Познавательная сфера | |
1.1. Произвольность психических процессов | 1. Высокий уровень активности, самостоятельности в учебной работе. 2. Способность самостоятельно спланировать, осуществить и проконтролировать результат определенных учебных действий. 3. Совершение учебных действий по образцу и по правилу, установленному взрослым. 4. Сосредоточение и поддержание внимания на учебной задаче. 5. Наличие собственных усилий для преодоления трудностей в решении задачи. 6. Произвольность движений и естественной двигательной активности. |
1.2. Развитие мышления | 1. Высокий уровень развития наглядно-образного мышления вычленение существенных свойств и отношений предметов окружающего мира; использование |
схем и схематических изображений; способность к обобщению (на уровне конкретных предметов). 2. Начальный уровень развития логического мышления: способность к умозаключениям и выводам на основе имеющихся данных. | |
1.3. Сформированность важнейших учебных действий | 1. Умение выделить учебную задачу и превратить ее в цель деятельности. 2. Сформированность внутреннего плана умственных действий. 3. Умение выполнять задания взрослого. |
1.4. Развитие речи | 1. Понимание смысла текста или простых понятий. 2. Использование речи как инструмента мышления (владение сложноподчиненными конструкциями в устной речи). |
1.5. Развитие тонкой моторики | Способность к сложной двигательной активности при обучении письму и рисованию. |
1.6. Умственная работоспособность и темп учебной деятельности | 1. Способность сосредоточенно работать в течение 15—20 минут. 2. Сохранение удовлетворительной работоспособности в течение всего учебного дня. 3. Способность работать в едином темпе со всем классом. |
2. Особенности поведения и общения школьников | |
2.1. Взаимодействие со сверстниками | Владение приемами и навыками эффективного межличностного |
общения со сверстниками: установление дружеских отношений; готовность к коллективным формам деятельности; умение самостоятельно разрешать конфликты мирным путем. | |
2.2. Взаимодействие с педагогами | Установление адекватных ролевых отношений с педагогами на уроках и вне их. Проявление уважения к учителю. |
2.3. Соблюдение социальных и этических норм | Принятие и соблюдение классных и школьных социальных и этических норм. |
2.4. Поведенческая саморегуляция | Произвольная регуляция поведения и естественной двигательной активности в учебных ситуациях и во внеурочном взаимодействии со сверстниками и взрослыми. Сдерживание непроизвольных эмоций и желаний. Способность к ответственному поведению. |
2.5. Активность и независимость | Активность и самостоятельность в познавательной и социальной деятельности. |
3. Особенности мотивационной сферы. | |
3.1. Наличие и характер учебной мотивации | Желание учиться, идти в школу. Наличие познавательного или социального мотива учения. |
3.2. Устойчивое эмоциональное состояние (уровень тревожности) | Отсутствие выраженных противоречий между: — требованиями школы (педагога) и родителей; |
— требованиями взрослых и возможностями ребенка. | |
4. Особенности системы отношений школьника к миру и самому себе | |
4.1. Отношения со сверстниками | Эмоционально-положительное восприятие ребенком системы своих отношений со сверстниками. |
4.2. Отношения с педагогами | Эмоционально-положительное восприятие ребенком системы своих отношений с педагогами и воспитателями. |
4.3. Отношение к значимой деятельности | Эмоционально-положительное восприятие школы и учения. |
4.4. Отношение к себе | Позитивная «Я-концепция», устойчивая адекватная самооценка. |
Работа творческих групп:
- учителя, работающие в начальных классах
- учителя, работающие в классах среднего звена
- учителя, работающие в старших классах
Предлагаем нашим творческим группам поработать и попытаться составить системы психолого-педагогических требований к содержанию статуса ученика 3—5 класса, 8 класса, 10 класса (10 минут).
Психолого-педагогические требования, предъявляемые к учащимся 3-5 классов
Сравнивая ее с предыдущей, мы видим, что познавательная сфера по-прежнему является ведущей. Наиболее серьезные требования предъявляются к уровню развития умственных действий и развитию речи: навыки логических операций с понятиями и изучаемыми явлениями, систематизация и перенос учебных знаний и навыков, понимание смысла изучаемых понятий, грамотность и развитая устная речь, использование доказательств при изложнии знаний. Качественно изменяются требования к мотивации учебной деятельности. Так, появляется новый вид учебного мотива — мотив самообразования, представленный пока в наиболее простых формах (интерес к дополнительным источникам знаний). Кроме того, в данной системе требований нашел отражение тот факт, что успешное обучение требует значительно более глубоких и содержательных побудительных сил: ориентации на способы получения знаний, интерес к закономерностям и принципам, понимание смысла учения «для себя».
Параметры психолого-педагогического статуса | Психолого-педагогические требования к обучению, поведению и общению учащегося |
1. Познавательная сфера | |
1.1. Произвольность психических процессов | 1. Высокий уровень активности, самостоятельности в учебной работе. 2. Самостоятельная организация деятельности в рамках учебных и иных целей, заданных педагогом. 3. Принятие целей, заданных учителем. 4. Сосредоточение и поддержание внимания на учебной задаче. 5. Определение важности и последовательности выдвигаемых целей в рамках конкретной учебной или внеучебной школьной ситуации. |
1.2. Развитие мышления | 1. Владение приемами понятийного мышления: способность к установлению причинно-следственных связей между изучаемыми учебными понятиями. |
1.3. Сформированность важнейших учебных действий | 1. Ориентация на всю систему требований, заданных учебной задачей. 2. Навыки логических операций: выделение существенных признаков, обобщение, классификация, аналогии и другие действия |
с понятиями, изучаемыми в учебных курсах. 3. Систематизация знаний, перенос учебных навыков. | |
1.4. Развитие речи | 1. Понимание смысла изучаемых понятий, речи, обращенной к школьнику. 2. Использование речи как инструмента мышления (владение сложноподчиненными конструкциями в устной речи и письменной речи, связное изложение своих идей, использование доказательств). 3. Грамотность и богатый словарный запас устной речи. |
1.5. Развитие тонкой моторики | 1. Понятность письма. 2. Аккуратность оформления письменных работ. 3. Способность к различным видам ручного труда. |
1.6. Умственная работоспособность и темп учебной деятельности | 1. Сохранение учебной активности в течение всего урока. 2. Адаптация к учебной нагрузке. 3. Способность работать в едином темпе со всем классом. |
2. Особенности поведения и общения школьников. 2.1. Взаимодействие со сверстниками | Владение приемами и навыками эффективного межличностного общения со сверстниками: установление дружеских отношений; готовность к коллективным формам деятельности; умение самостоятельно разрешать конфликты мирным путем. Способность |
к глубоким эмоциональным привязанностям (дружбе). | |
2.2. Взаимодействие с педагогами | Установление адекватных ролевых отношений с педагогами на уроках и вне их. Проявление уважения к учителю. Способность к установлению межличностных отношений с педагогами. |
2.3. Соблюдение социальных и этических норм | Принятие и соблюдение классных и школьных социальных и этических норм. |
2.4. Поведенческая саморегуляция | Произвольная регуляция поведения и естественной двигательной активности в учебных ситуациях и во внеурочном взаимодействии со сверстниками и взрослыми. Сдерживание непроизвольных эмоций и желаний. Способность к ответственному поведению. Моральная регуляция поведения. |
2.5. Активность и независимость | Активность и самостоятельность в познавательной и социальной деятельности. |
3. Особенности мотивационной сферы. | |
3.1. Наличие и характер учебной мотивации | Предпочтение «трудных» заданий. Ориентация на освоение способов получения знания (а не на готовое знание). Проявление интереса к закономерностям, принципам. Наличие мотива самообразования, представленного интересом |
к дополнительным источникам знаний. | |
3.2. Устойчивое эмоциональное состояние (уровень тревожности) | Отсутствие выраженных противоречий между: — требованиями школы (педагога) и родителей; — требованиями взрослых и возможностями ребенка. |
4. Особенности, системы отношений школьника к миру и самому себе | |
4.1. Отношения со сверстниками | Эмоционально-положительное восприятие ребенком системы своих отношений со сверстниками. Ориентация на мнение товарищей. |
4.2. Отношения с педагогами | Эмоционально-положительное восприятие ребенком системы своих отношений с педагогами и воспитателями. |
4.3. Отношение к значимой деятельности | Эмоционально-положительное восприятие школы и учения. Понимание смысла учения для себя. |
4.4. Отношение к себе | Позитивная «Я-концепция», устойчивая адекватная самооценка. |
Психолого-педагогические требования, предъявляемые к учащимся 8 классов
По сравнению с предыдущим этапом, требования значительно возрастают и усложняются. Кроме того, появляются критерии, принципиально новые по сравнению с предыдущими этапами обучения. Так, усложняются требования к познавательной деятельности, особенно — в плане умственных действий и развития мышления: выделение существенных признаков изучаемых научных понятий, способность к рассмотрению изучаемого предмета с различных сторон, способность к смене стратегии, гипотезы в процессе решения учебной проблемы. Значительно расширяется сфера предполагаемых поведенческих реакций: фиксируется способность к глубоким и продолжительным эмоциональным привязанностям, способность к проявлению эмпатии по отношению ко взрослым. Более развернутыми становятся требования к сознательному регулированию поведения и общения: способность длительно подчинять поведение намеченной цели, умения предавать выражению эмоций преднамеренный характер.
Качественно новые пункты появляются в мотивационном блоке. Связаны они, прежде всего, с требованиями к процессам целеполагания: умение ставить и достигать конкретные цели самообразования, интерес к самостоятельным формам учебной деятельности, интерес к использованию результатов учебной деятельности в общественно полезной деятельности.
Эмоциональное состояние школьника начинает определяться значительно большим количеством различных факторов, точнее, на него начинают оказывать влияние более широкий класс социальных отношений (например, большое влияние оказывает референтная группа сверстников и соотношение ее норм с нормами семьи, школы и возможностями самого подростка).
Чрезвычайно важную роль начинают играть показатели четвертого блока — системы отношений, так как восприятие школьником самого себя и окружающего мира и эмоциональная оценка воспринимаемого становятся принципиально важными с точки зрения его эффективного обучения и психологического развития: это и субъективная включенность в отношения со сверстниками, и восприятие своих отношений со взрослыми как близких, но автономных, и ощущение субъективной адекватности своего поведения и эмоциональных реакций. Важно также и отношение подростка к учебе, которая теперь выступает для него в качестве смыслообразующего мотива.
Параметры психолого-педагогического статуса | Психолого-педагогические требования к обучению, поведению и общению учащегося |
1. Познавательная сфера | |
1.1. Произвольность психических процессов | 1. Избирательная познавательная активность в соответствии с учебными интересами. |
2. Способность к преднамеренному запоминанию, сосредоточению и поддержанию внимания. | |
3. Способность к распределению внимания между несколькими видами учебной деятельности. | |
4. Самостоятельное планирование различных видов учебной и внеучебной деятельности. | |
5. Способность к организации условий для самостоятельного получения знаний, выходящих за пределы школьной программы. | |
1.2. Развитие мышления | Сформированность понятийного мышления: использование в обучении формальных логических операций (абстрагирование, обобщение, анализ, синтез, классификация, сравнение). |
1.3. Сформированность важнейших учебных действий | 1. Выделение существенных и несущественных признаков изучаемых понятий. |
2. Оперирование всей системой данных учебной задачи. | |
3. Ориентация на всю систему 1 требований учебной задачи. |
4. Способность к рассмотрению изучаемого предмета с разных сторон. 5. Способность к смене стратегии, гипотезы в процессе решения учебной проблемы. | |
1.4. Развитие речи | 1. Богатый опыт речевого общения. 2. Использование речи как инструмента мышления (владение сложноподчиненными конструкциями в устной речи и письменной речи, связное изложение своих идей, использование доказательств). 3. Грамотность и богатый словарный запас устной речи. |
1.5. Развитие тонкой моторики | 1. Понятность письма. 2. Аккуратность оформления письменных работ. 3. Способность к различным видам ручного труда. |
1.6. Умственная работоспособность и темп учебной деятельности | 1. Сохранение учебной активности в течение всего урока. 2. Адаптация к учебной нагрузке. 3. Способность работать в едином темпе со всем классом. 4. Предпочтение высокого темпа работы. |
2. Особенности поведения и общения школьников 2.1. Взаимодействие со сверстниками | 1. Включенность во внутригрупповое общение со сверстниками. 2. Устойчивое позитивное положение в группе сверстников, способность к сотрудничеству со |
сверстниками в учебной и внеучебной деятельности. 3. Способность к глубоким и продолжительным эмоциональным привязанностям. | |
2.2. Взаимодействие с педагогами | Включенность в личностное общение с педагогами. Способность к проявлению эмпатии по отношению ко взрослым. |
2.3. Соблюдение социальных и этических норм | Принятие и соблюдение классных и школьных социальных и этических норм. |
2.4. Поведенческая саморегуляция | 1. Способность длительно подчинять поведение намеченной цели. 2. Умение сдерживать эмоции, придавать их выражению преднамеренный характер. 3. Моральная регуляция поведения. 4. Способность к ответственному поведению |
2.5. Активность и независимость | Активность, самостоятельность и целенаправленность в познавательной и социальной деятельности. |
3. Особенности мотивационной сферы. | |
3.1. Наличие и характер учебной мотивации | 1. Интерес к способам получения знаний. 2. Умение ставить и достигать конкретные задачи самообразования. 3. Интерес к знаниям, выходящим за пределы школьных. 4. Интерес к самостоятельным формам учебной деятельности. |
5. Способность к постановке «гибких» и перспективных целей образования и самообразования. 6. Интерес к использованию результатов учебной работы в социально-значимых формах деятельности. | |
3.2. Устойчивое эмоциональное состояние (уровень тревожности) | Отсутствие выраженных противоречий между: — требованиями школы (педагога) и родителей; — требованиями взрослых и возможностями подростка; — требованиями семьи и референтной группы сверстников; — требованиями референтной группы и возможностями подростка. |
4. Особенности системы отношений школьника к миру и самому себе | |
4.1. Отношения со сверстниками | Эмоционально-положительное восприятие подростком системы своих отношений со сверстниками: субъективная включенность в отношения, восприятие своего статуса в группе как положительного и удовлетворенность им. |
4.2. Отношения с педагогами | Эмоционально-положительное восприятие подростком системы своих отношений с педагогами и воспитателям: восприятие этих отношений как уважительных, доверительных, но сохраняющих его автономность. |
4.3. Отношение к значимой | Учение выступает для подростка |
деятельности | как смыслообразующий мотив. |
4.4. Отношение к себе | Позитивная «Я-концепция», устойчивая адекватная самооценка, ориентация на будущее, субъективное ощущение адекватности своего поведения и эмоциональных реакций. |
Психолого-педагогические требования, предъявляемые к учащимся 10 класса.
Качественные изменения происходят во всех блоках системы. Значение параметров первого блока (требования к познавательной деятельности) уменьшается. Вместе с тем формулируется ряд принципиально новых форм произвольного регулирования учебной деятельности и особенностей мышления старшеклассников. Новые требования касаются прогностических навыков — умений предвидеть, просчитать последствия достижения тех или иных учебных целей, а также оценивать имеющиеся для достижения цели ресурсы. В отношении мышления впервые речь идет об освоении методов теоретического, исследовательского анализа.
Качественно иной смысл обретают требования, предъявляемые к общению и межличностному взаимодействию школьников со сверстниками и взрослыми. Так, оценивается способность принимать и нести ответственность за решения, касающиеся других людей. Существенно усложняются требования к межличностному общению со сверстниками — это и способность к доверительному общению, и некоторое эмоциональное постоянство в отношениях, и активность в создании поля и новых возможностей общения со сверстниками, социальная смелость. В отношениях со взрослыми вводится такое понятие, как партнерство.
Стремление к профессиональному самоопределению существенным образом влияет на требования к мотивационным и эмоционально-смысловым аспектам психического мира старшеклассников. Это и развитый мотив самообразования, и мотивационная избирательность интересов, и стремление к анализу и выработке эффективного стиля познавательной деятельности.
Параметры психолого-педагогического статуса | Психолого-педагогические требования к обучению, поведению и общению учащегося |
1. Познавательная сфера. | |
1.1. Произвольность психических процессов | 1. Способность к осознанному самоограничению в постановке и реализации определенных значимых целей. 2. Планирование деятельности в соответствии с ее объективной и субъективной значимостью. 3. Способность предвидеть последствия достижения тех или иных целей. 4. Способность определять ресурсы, необходимые для достижения цели и оценивать их реальное наличие. 5. Использование рациональных способов учебной и других видов деятельности. |
1.2. Развитие мышления | 1. Освоение методов теоретического, творческого мышления. 2. Использование исследовательских методов в обучении. |
1.3. Сформированность важнейших учебных действий | 1. Выделение существенных и несущественных признаков изучаемых понятий. 2. Оперирование всей системой данных учебной задачи. 3. Ориентация на всю систему требований учебной задачи. 4. Способность к рассмотрению изучаемого предмета с разных сторон. |
5. Способность к смене стратегии, гипотезы в процессе решения учебной проблемы. | |
1.4. Развитие речи | 1. Богатый опыт речевого общения. 2. Использование речи как инструмента мышления (владение сложноподчиненными конструкциями в устной речи и письменной речи, связное изложение своих идей, использование доказательств). 3. Грамотность и богатый словарный запас устной речи. |
1.5. Развитие тонкой моторики | 1. Понятность письма. 2. Аккуратность оформления письменных работ. 3. Способность к различным видам ручного труда. |
1.6. Умственная работоспособность и темп учебной деятельности | 1. Сохранение учебной активности и работоспособности в течение всего урока. 2. Предпочтение высокого темпа работы. 3. Способность работать в едином темпе со всем классом. 4. Адаптация к учебной нагрузке. |
2. Особенности поведения и общения школьников | |
2.1. Взаимодействие со сверстниками. | 1. Включенность в доверительные, эмоциональные отношения со сверстниками 2. Позитивное положение в группе сверстников, способность к сотрудничеству |
со сверстниками в учебной и внеучебной деятельности. 3. Способность к глубоким и продолжительным эмоциональным привязанностям. 4. Включенность в широкую социальную систему контактов (расширение социального пространства), активность в формировании нового социального пространства. | |
2.2. Взаимодействие с педагогами | 1. Включенность в личностное общение с педагогами. 2. Способность к установлению деловых, партнерских отношений со взрослыми. |
2.3. Соблюдение социальных и этических норм | Принятие и соблюдение классных и школьных социальных и этических норм |
2.4. Поведенческая саморегуляция | 1. Способность длительно подчинять поведение намеченной цели. 2. Умение сдерживать эмоции, придавать их выражению преднамеренный характер. 3. Моральная регуляция поведения. 4. Способность к ответственному поведению. 5. Способность принимать ответственные решения, касающиеся других людей. |
2.5. Активность и независимость | 1. Уверенное автономное поведение. 2. Активность и целенаправленность в познавательной и социальной деятельности. |
3. Особенности мотивационной сферы 3.1. Наличие и характер учебной мотивации | 1. Интерес к основам наук, методам теоретического мышления. 2. Развитый мотив самообразования, связанный с жизненными перспективами и самовоспитанием. 3. Стремление к анализу индивидуального стиля своей учебной деятельности. 4. Мотивационная избирательность интересов, обусловленная выбором профессии. |
3.2. Устойчивое эмоциональное состояние (уровень тревожности) | Отсутствие выраженных противоречий между: — требованиями взрослых и возможностями (потребностями) старшеклассника; — требованиями семьи и референтной группы сверстников; — требованиями референтной группы и возможностями (потребностями) старшеклассника; — возможностями и желаниями (потребностями) старшеклассника. |
4. Особенности системы отношений старшеклассника к миру и самому себе 4.1. Отношения со сверстниками | 1. Эмоционально-положительное восприятие старшеклассником системы своих отношений со сверстниками: субъективная включенность в эмоциональные, доверительные отношения. 2. Восприятие своего статуса в группе как положительного и удовлетворенность им. |
3. Субъективная включенность в широкую систему социальных отношений. | |
4.2. Отношения с педагогами | Эмоционально-положительное восприятие старшеклассниками системы своих отношений с педагогами и воспитателями: восприятие этих отношений как уважительных, доверительных, но сохраняющих его автономность. |
4.3. Отношение к значимой деятельности | 1. Обогащение личностным смыслом как социального, так и познавательного мотивов деятельности. 2. Включение учебной деятельности и отношения к ней в более широкую систему профессиональных отношений и предпочтений. |
4.4. Отношение к себе | 1. Позитивная “Я-концепция”, устойчивая адекватная самооценка. 2. Ориентация на будущее. 3. Субъективное ощущение, адекватности своего поведения и эмоциональных реакций. |
Одной из наиболее важных для учёта психологических особенностей личности школьника является тип восприятия материала, информации. Существует три типа:
Аудиалы, визуалы и кинестеты: учет особенностей каждого типа просто необходим.
Стиль деятельности | Аудиалы | Визуалы | Кинестеты |
Способ восприятия информации | На слух | Зрительно | Деятельностно |
Особенности познавательной деятельности | |||
Этап целеполагания | Устная постановка целей | Письменная | Выделение цели из созданной проблемной ситуации |
Этап новых знаний | Традиционный план подачи нового материала: объяснение учителем, закрепление с помощью учебника или дополнительной литературы | Первоначальное знакомство с материалом по учебнику или по рекомендуемой литературе, затем следует объяснение, в ходе которого рекомендуется использовать записи на доске большими печатными буквами | Необходимо дать возможность экспериментально получить результат, сделать самостоятельные выводы, затем прочитать материал учебника, выяснить у учителя интересующие вопросы |
Способы концентрации внимания | Ключевые фразы: - Возьмите на заметку - Запомните это - Это может встретиться в контрольной работе | Написание на доске опорного конспекта или плана. Учителю необходимо обращаться к нему при переходе от пункта к пункту | Наиболее продуктивны для них лабораторные работы |
Этап закрепления | У них быстрая реакция, для них характерно устное решение задачи, в ходе которого учитель может выявить, предотвратить часто встречающиеся ошибки | Этим учащимся требуется время для обдумывания полученной информации. Письменное решение задач. | Лабораторные и практические работы |
Работа творческих групп:
- – Аудиалы
- – Визуалы
- - Кинестеты
Предлагаем творческим группам ещё немного поработать и привести пример из опыта работы по учету особенностей каждого типа восприятия (5-7 минут).
После обсуждения – вручение памяток по типам восприятия и советов педагогам «Научитесь управлять своим психическим состоянием».
Рефлексия
- Была ли тема педсовета важной для вас?
- Какую оценку по 10-бальной шкале можно выставить по педсовету с точки зрения его важности, значимости и успешности проведения?
- Есть ли у вас желание и необходимость, идеи и предложения, с которыми можно выступить на следующем педсовете?
- Какие предложения и темы можете предложить на следующих педсоветах?
- Согласны ли вы с высказыванием: заседания педсовета не раздражают меня, мне интересно обсуждать различные проблемы со своими коллегами?
Примерное решение.
1. Педагогу-психологу продолжать вести работу по изучению индивидуально-психологических особенностей личности школьников, предоставлять необходимую помощь классным руководителям и педагогам, в том числе по запросам.
2. Социальному педагогу и педагогу-психологу взять на особый контроль обучающихся, имеющих трудности индивидуально-психологического характера.
3. Педагогам учитывать психологические особенности личности и группы, работать над привитием интереса к предмету.
4. Направить усилия педагогического коллектива на совершенствование индивидуальной работы с обучающимися, имеющих трудности индивидуально-психологического характера, на уроках и во внеурочное время.
5.
6.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект"Формирование духовно-нравственной личности школьника посредством интеграции отечественной культуры православия в уроки литературы, русского языка и внеурочную деятельность(5-11 классы)"
Программа духовно- нравственного оздоровления современного российского общества является проблемой государственной важности. Внедрение знаний из духовной сферы в цикл гуманитарных дисциплин явля...
"Учет индивидуально-психологических, возрастных особенностей обучающихся на уроках истории в условиях исправительной колонии"
Выступление на семинаре...
Индивидуально – психологические особенности личности. Характер и почерк.
В данной статье вы можете найти интересные факты об исследовании почерка учащихся. Все личные данные не представлены....
Сообщение на педагогическом совете на тему: «Воспитание личности школьника – важнейшее условие его социализации»
Сообщение на педагогическом совете на тему: "Воспитание личности школьника - важнее условие его социализации"...
Построение образовательного процесса с учётом индивидуальных, психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся
Описание применения технологий...
Педагогический совет по теме «Изучение психологических особенностей личности школьника – важнейший фактор повышения эффективности обучения»
Педагогический совет по теме «Изучение психологических особенностей личности школьника – важнейший фактор повышения эффективности обучения»...
Общественно-политический и научно-методический журнал "Образование в современной школе": статья "Субъектное педагогическое общение – важный фактор саморазвития личности школьника" (№ 7-8, 2022)
В статье рассматриваются вопросы воспитания в современной школе и роль классного руководителя в создании позитивной педагогической среды и положительного психолого-педагогического климата в классе на ...