ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Часть 1. Процедура исследования и анализ результатов
опыты и эксперименты
Приведены результаты анкетирования школьников по вопросам эдорового образа жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 61.91 КБ |
Предварительный просмотр:
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Часть 1. Процедура исследования и анализ результатов
Экспериментальное исследование формирования здорового образа жизни у младших школьников осуществлялось на базе ГБОУ СОШ № 44. Всего в исследовании приняло участие 26 учащихся младших классов данной образовательной организации. На начальном этапе исследования младшим школьникам была предложена анкета, в которой вопросы ориентированы на определение представлений детей о здоровом образе жизни, их практической готовности вести такой образ жизни, включая их представления о состоянии собственного здоровья, отношение к физическим упражнениям и общее стремление к такому образу жизни. В результате начального анкетирования были получены результаты, отраженные в Таблице 1.
Таблица 1
Результаты анкетирования младших школьников по представлению о здоровом образе жизни
№ | Вопросы | № | Ответы учащихся | Кол-во ответов | % |
1 | Что, по-твоему, означает «здоровый образ жизни»? | 1 | Нужно заниматься спортом | 6 | 23% |
2 | Нужно закаляться | 6 | 23% | ||
3 | Есть фрукты, овощи | 6 | 23% | ||
4 | Нужно не болеть | 4 | 15% | ||
5 | Быть здоровым | 4 | 15% | ||
2 | Что ты знаешь о своем здоровье? | 1 | Мое здоровье отличное | 14 | 55% |
2 | Не очень хорошее: часто болит голова | 6 | 30% | ||
3 | Удовлетворительное | 4 | 15% | ||
3 | Перечисли болезни, которые тебя часто беспокоят | 1 | Ничего не беспокоит | 15 | 58% |
2 | Постоянно болею | 1 | 4% | ||
3 | Простуда | 10 | 38% | ||
4 | Часто ли ты пропускаешь занятия по болезни? | 1 | Пропусков нет | 17 | 65% |
2 | Пропуски каждый месяц | 7 | 27% | ||
3 | Пропуски каждую неделю | 2 | 8% | ||
5 | Делаешь ли ты утром физическую зарядку? | 1 | Нет | 7 | 27% |
2 | Да | 12 | 46% | ||
3 | Иногда | 7 | 27% | ||
6 | Как ты занимаешься на уроках физкультуры? | 1 | С полной отдачей | 17 | 65% |
2 | Лишь бы не ругали | 5 | 19% | ||
3 | Без желания | 4 | 15% | ||
7 | Занимаешься ли ты спортом? | 1 | В спортивной школе | 7 | 27% |
2 | В других учреждениях | 6 | 23% | ||
3 | В школьной секции | 7 | 27% | ||
4 | Нигде | 6 | 23% | ||
8 | Чувствуешь ли усталость после уроков? | 1 | Очень устаю | 3 | 11% |
2 | Всегда | 1 | 4% | ||
3 | Иногда | 17 | 65% | ||
4 | Не очень устаю | 5 | 20% |
Итак, проанализировав полученные в итоге результаты данного анкетирования младших школьников, возможно сформулировать следующие основные выводы:
Понятие о здоровом образе жизни у младших школьников данной выборки ассоциируется с представлением о категории здоровья; при этом 23 % детей полагают, что здоровый образ жизни – это «когда у человека ничего не болит», т.е. тут можно заключить, что они не предусматривают каких-либо активных действий со своей стороны, ориентированных на укрепление здоровья.
У 15 % младших школьников представление о здоровом образе жизни ассоциируется с понятием что «нужно быть здоровым».
69 % детей обладают элементарными представлениями о здоровом образе жизни, при этом они определяют некоторые элементы ЗОЖ; к примеру, «нужно заниматься спортом, есть фрукты, овощи, закаляться», но пока их знания еще не структурированы и весьма фрагментарны.
По поводу отношения к состоянию собственного здоровья у детей следующее: 62 % полагают, что у них здоровье «отличное», 23 % - оценивают здоровье как «не очень хорошее» и лишь 15 % младших школьников считают, что у них здоровье «удовлетворительное».
К занятиям физкультурой дети относятся в общем вполне положительно, 46 % - занимаются различными видами спорта, кроме этого, 77 % детей посещают различные кружки и секции.
Таким образом, предварительно можно заключить, что в общем большая часть младших школьников, принявших участие в настоящем исследовании, ориентированы на практике придерживаться основных принципов здорового образа жизни, но реализуют их не всегда регулярно и систематически. Так, лишь 46 % детей делают утреннюю зарядку ежедневно, а 27 % - только иногда, а 27 % - зарядку не делают вовсе.
Это свидетельствует о том, что установка на самосовершенствование выражена только у меньшей части детей. На основе полученных результатов анализа представлений младших школьников о здоровом образе жизни мы определили следующие 4 уровня их решения.
1. Высокий уровень: определяется наличием знаний о здоровье как физическом, психическом и нравственном благополучии, как о способности к самостоятельному развитию потенциалов организма и личности, о ЗОЖ как комплексе форм и способов жизни и деятельности, которые дают практическую возможность личности гармонично и всесторонне развиваться и совершенствоваться. При это у детей выражен интерес к основным аспектам валеологии и ориентация на расширение знаний в данной сфере.
2. Средний уровень: знания и представления младших школьников о своем здоровье и формировании здорового образа жизни не полно систематизированы, но наблюдаются простейшие понятия об основных элементах здоровья и здорового образа жизни; при этом дети лучше разбираются в тех вопросах, которые связаны с прикладным решением каких-то проблем в данной сфере.
3. Поверхностный уровень: на данном уровне у младших школьников знания о здоровом образе жизни и здоровье в целом весьма фрагментарны. В базовых понятиях они ориентируются с трудом; при этом их знания и представления в основном бытового характера, которые приобретены ими стихийно, не всегда соответствуют окружающей реальности, интереса к своему здоровью они почти не проявляют.
4. Низкий уровень: такие дети не способны отвечать на вопросы анкеты, по существу. Младшие школьники обнаруживают низкую осведомленность в основных элементарных аспектах укрепления здоровья и формирования здорового образа жизни.
В соответствии с определенными выше уровнями младших школьников в данном исследовании возможно распределить следующим образом:
1) высокий уровень - 30 % детей;
2) средний уровень - 35 %;
3) поверхностный уровень - 25 %;
4) низкий уровень - 10 % детей.
Для большей наглядности данные уровни распределений представлений младших школьников о здоровом образе жизни отражены в Рисунке 1.
Рисунок 1 – распределение младших школьников по уровням представлений о здоровом образе жизни
Также следует отметить, что в итоге проведенного анкетирования были определены не только уровни представлений младших школьников о здоровом образе жизни, но и их готовность к ведению собственного ЗОЖ.
Не подлежит сомнению тот факт, что младшие школьники в процессе своего обучения, к сожалению, довольно часто теряют собственное здоровье, при этом испытывая определенные перегрузки – интеллектуальные, физические и психические. Они довольно часто находятся в состоянии тревожности, что также весьма негативно влияет на здоровье школьников.
Поэтому с целью определения уровня тревожности было среди младших школьников проведено анкетирование, вопросы которого были ориентированы на определение положительных либо отрицательных эмоций, которые непосредственно связаны с процессами обучения в школе.
Результаты данного анкетирования младших школьников представлены в Таблице 2.
Таблица 2
Результаты анкетирования младших школьников по представлению об уровне их тревожности
№ | Вопросы | Ответы учащихся | Кол-во ответов учащихся | Число процентов |
1 | Сильно ли ты переживаешь, когда учитель ставит плохие отметки в дневник? | Да | 18 | 69% |
Нет | 8 | 31% | ||
2 | Часто ли ты испытываешь чувство тревоги, что выучил урок недостаточно глубоко? | Да | 18 | 69% |
Нет | 8 | 31% | ||
3 | Сильно ли ты переживаешь, когда обнаруживаешь ошибки в работе? | Да | 12 | 46% |
Нет | 14 | 54% | ||
4 | Волнуешься ли ты, что не сможешь выполнить порученное задание? | Да | 16 | 62% |
Нет | 10 | 38% | ||
5 | Бывает ли, что надолго портится настроение из-за того, что получил двойку? | Да | 14 | 54% |
Нет | 12 | 46% | ||
6 | Бывает ли у тебя бессонница при неудачах в школе? | Да | 5 | 19% |
Нет | 21 | 81% | ||
7 | Часто ли ты волнуешься по поводу своих школьных успехов? | Да | 20 | 77% |
Нет | 6 | 23% | ||
8 | Склонен ли ты преувеличивать в своем воображении неудачи, связанные с учебой? | Да | 11 | 42% |
Нет | 15 | 58% | ||
9 | Переживаешь ли ты из-за малейших неудач в учебе? | Да | 16 | 62% |
Нет | 10 | 38% | ||
10 | Сильно ли ты волнуешься из-за ошибок, которые были допущены при выполнении контрольной работы? | Да | 23 | 88% |
Нет | 3 | 12% |
В результате анализа полученных ответов от младших школьников на вопросы анкеты возможно сделать такие выводы: уровень тревожности у детей в настоящем исследовании довольно высок; 69 % детей довольно сильно переживают, когда учитель ставит им плохие отметки, и при этом 62 % переживают из-за любых даже незначительных неудач в учебе.
Отрицательные тенденции в состоянии здоровья младших школьников в существенной мере детерминированы эмоциональными психическими напряжениями, которые они испытывают в школе, порой регулярно.
Так, выше приведенное анкетирование обнаружило, что 31 % младших школьников испытывают оптимистическое и жизнерадостное самочувствие, которое находится во взаимосвязи с чувством уверенности в себе, с эмоциональной удовлетворенностью и интегрируются у них в состояние общего психологического комфорта. А состояние психического дискомфорта свойственно для 62 % обследуемых детей.
При этом каждый второй ребенок может переживать некоторое неустойчивое состояние: желание идти в школу (доминирующая причина – это общение с одноклассниками) может сменяться тревожностью, а также повышенной утомляемостью (ведущие причины – ответ у доски, боязнь получить негативную оценку от преподавателя).
Полученные результаты дают основание предположить, что подобная эмоциональная напряженность, тревожность и иные негативные переживания, которые представляются основной причиной различных психологических расстройств, формируются у младших школьников по причине авторитарной позиции педагогов.
Обучение как основной ведущий вид деятельности, в основном как бы навязывается младшим школьникам, т.е. у них отсутствует эмоциональная вовлеченность и эмоциональный положительный интерес. На данной основе формируется постепенно некоторая искаженность морально-нравственных поведенческих компетенций детей, что в результате ведет к понижению их общественной активности, ухудшению развития и, соответственно, и ослаблению общего состояния здоровья.
Почти все имеющиеся учебные дисциплины по причине авторитарно-репродуктивного характера их преподавания, а также перегруженности учебных программ, недостаточной материальной базы, оказывают отрицательное влияние практически на все элементы здоровья подрастающего поколения: замедляют развитие, стимулируют переутомление и различные психологические расстройства, в общем нарушают его мотивационную и смысловую области, провоцируют различного рода хронические заболевания.
Таким образом, полученные в результате исследования данные явно обнаруживают практическую необходимость формирования у младших школьников потребности в собственном здоровье, формирования у них системных представлений о сути и необходимости здорового образа жизни и разработки индивидуального способа валеологически детерминированного конструктивного поведения.
В качестве основного вывода по данному разделу настоящего исследования можно сказать, что разрешение проблемы сохранения здоровья младших школьников требует соблюдения следующих условий:
1) привитие навыков самоанализа младшими школьниками собственной валеологической подготовки, ориентации и умений управлять своим здоровьем;
2) валеологического системного исследования школьного образования и выявления его влияния на здоровье школьников.
Изучая на уроках классного часа тематику «Основные ритмы жизни», младшие школьники могут знакомиться с основными ритмами рабочего дня. Дети вместе с педагогом разрабатывают и утверждают порядок и ритм каждого дня, т.е. режим дня.
С этой целью младшие школьники на одном из уроков приносят собственные режимы дня, которые до урока предварительно разрабатывают каждый дома вместе с родителями. В течение всей недели дети заполняют специальную анкету под названием «Режим дня школьника», а потом приносят ответы анкетирования в школу, где в соответствии с правильным режимом дня для младших школьников, которые обучаются во вторую смену, вносят необходимые корректировки вместе с педагогом в свой режим дня таким образом, чтобы они полностью соответствовали формированию и развитию именно здорового образа жизни.
В итоге обработки ответов младших школьников на вопросы анкеты «Режим дня» получилась Таблица 3.
Таблица 3
Результаты анкетирования младших школьников
по режиму дня
№ | Вопросы анкеты | № | Ответы учащихся | Кол-во ответов учащи-хся | Число проце-нтов |
1 | В котором часу встал сегодня? | 1 | 8-00 | 15 | 58% |
2 | 9-00 | 8 | 31% | ||
3 | 10-00 | 3 | 11% | ||
2 | Сколько было уроков? | 1 | 5 уроков | 26 | 100% |
3 | В котором часу ушел из школы? | 1 | 17-15 | 26 | 100% |
4 | Занимаешься ли спортом (с какого по какой час)? | 1 | Да, с 18-00 до 19-00 | 18 | 69% |
2 | Нет | 8 | 31% | ||
5 | С какого по какой час делал уроки? | 1 | С 9-00 до 10-00 | 8 | 31% |
2 | С 17-00 до 18-00 | 15 | 58% | ||
3 | С 18-00 до 19-00 | 3 | 11% | ||
6 | Гулял ли на воздухе, с какого по какой час? | 1 | С 17-15 до 18-00 | 15 | 58% |
2 | С 17-00 до 18-00 | 8 | 31% | ||
3 | С18-00до19-00(20-00) | 3 | 11% | ||
7 | Занимаешься ли музыкой, с какого по какой час? | 1 | Да, с 10-00 до 11-00 | 7 | 27% |
2 | Занимаюсь танцами с 18-00 до 19-00 | 8 | 31% | ||
3 | Нет | 11 | 42% | ||
8 | Читал ли художественную литературу, с какого по какой час? | 1 | Да, с 10-00 до 11-00 | 8 | 31% |
2 | Да, с 17-30 до 18-30 | 11 | 42% | ||
3 | В течение дня | 7 | 27% | ||
9 | Смотрел ли телевизор, с какого по какой час? | 1 | С 21-00 до 22-00 | 8 | 31% |
2 | С 20-00 до 21-00 | 11 | 42% | ||
3 | Нет | 7 | 27% | ||
10 | В котром часу лег спать? | 1 | В 21-00 | 15 | 58% |
2 | В 22-00 | 8 | 31% | ||
3 | После 22-00 | 3 | 11% |
Рассмотрев полученные результаты, возможно сформулировать такие выводы: режим дня большей части младших школьников соответствует в общем правильному режиму дня, который соответственно и способствует формированию и последующему развитию здорового образа жизни.
Сон представляет собой крайне важную часть режима дня, который способствует восстановлению сил организма. Известно и неоднократно уже доказано, что дети младшего школьного возраста должны спать ориентировочно 10-11 часов в сутки: это известно детям настоящей выборки исследования; об этом свидетельствуют результаты таблицы: 58 % младших школьников ложатся спать в 21-00 и просыпаются в 8-00, 30% - детей ложатся спать в 22-00 и, следовательно, просыпаются в 9-00.
Часы, которые дети проводят в школе, четко регламентируются распорядком и регламентами школьной жизни, так все дети приступают к занятиям в 13-15, а из школы выходят после пяти уроков в 17-15.
Пребывание на свежем воздухе предоставляет оптимальную жизнедеятельность организма, так 89 % младших школьников проводят на свежем воздухе около часа либо двух, что положительно воздействует на их организм.
Режим дня класса также определяет время для нужной общественной деятельности младшего школьника – учебной и вне учебной работы, самообслуживания, а также время на удовлетворение определенных личных интересов ребенка, которые способствуют его гармоничному формированию и дальнейшему развитию: чтение художественной литературы, музыка, танцы, занятия спортом и т.д. Несомненно, что соблюдение режима и распорядка дня формирует у младших школьников бережное отношение к каждой минуте, четкое чувство времени. Выполнение распорядка дня требует от младшего школьника не однократного какого-то действия, а регулярных и системных последовательных усилий, что соответственно дает отличную практическую возможность развития самодисциплины.
На одном из уроков классного часа, изучая тему «Общение и его значение в жизни человека» уделялось повышенное внимание, т.к. мы определили довольно высокий уровень тревожности у младших школьников в данном исследовании. Для профилактики и преодоления выраженной тревожности младших школьников рекомендуем применять следующие методы:
1) индивидуализацию и дифференциацию обучения (по степени, по скорости освоения, по характеру познавательной активности, по самостоятельной коррекции степени зависимости от оценки окружающих людей)
2) согласование требований учебной деятельности и собственных психологических возможностей ребенка;
3) рациональный и структурированный анализ причин неудач у младших школьников.
Также следует уделять особое внимание формированию и развитию у детей позитивных эмоций и интереса в процессе обучения, а кроме этого, формировать и развивать навык конструктивно и без конфликтов общаться как со сверстниками, так и со взрослыми людьми.
Так, на одном из уроков, который посвящен теме «Открытое сердце», была проведена с младшими школьниками беседа, направленная на формирование и развитие позитивных эмоций у детей, а также на определение и конкретизацию их представлений у себя и у окружающих людей, а также определялась степень воздействия хорошего настроения на общее самочувствие и здоровье человека.
Результаты обработки ответов младших школьников на вопросы беседы отражены в Таблице 4.
Таблица 4
Результаты беседы с младшими школьниками о влиянии позитивного настроения на здоровье человека
№ | Вопросы анкеты | № | Ответы учащихся | Кол-во ответов учащи-хся | Число проце-нтов |
1 | Что нам помогает сохранить хорошее настроение? | 1 | Улыбка | 8 | 30% |
2 | Хорошее здоровье | 9 | 35% | ||
3 | Добрые слова | 9 | 35% | ||
2 | С чего вы начинаете свое утро? | 1 | С улыбки | 14 | 54% |
2 | Говорю маме «Доброе утро» | 12 | 46% | ||
3 | Что вы пожелали бы своим родным с утра? | 1 | Хорошее настроение | 9 | 35% |
2 | Доброго дня | 9 | 35% | ||
3 | Удачи на работе | 8 | 30% | ||
4 | Что оказывает на наше здоровье положительное действие? | 1 | Добрые слова | 8 | 30% |
2 | Хорошее настроение | 9 | 35% | ||
3 | Улыбка. Добрый взгляд | 9 | 35% | ||
5 | Какое действие оказывает добрые слова на людей? | 1 | Поднимают настроение | 9 | 35% |
2 | Твое сердце радуется | 10 | 38% | ||
3 | Успокаивают человека | 7 | 27% | ||
6 | От кого зависит ваше хорошее настроение? | 1 | От нас и нашего поведения | 14 | 54% |
2 | От окружающих людей | 12 | 46% |
При окончании беседы было предложено младшим школьникам нарисовать сердце, отразив в нем собственные эмоции и чувства, которые оставило у них данное занятие.
Следует отметить, что все младшие школьники нарисовали «улыбающееся» сердце, что говорит о том, что данная беседа вызвала у них исключительно только позитивные эмоции и оставила конструктивный эмоциональный настрой.
В итоге анализа данной таблицы возможно сформулировать такие выводы:
35 % младших школьников связывают собственное позитивное настроение с понятием здоровье, другие 35 % детей - с окружающими людьми, добрые слова поднимают их настроение. Сами же дети кроме этого имеют представления о том, что если к тебе другие окружающие люди позитивно относятся, то и ты должен отвечать им тем же: желать доброго дня, так как тогда позитивный заряд человека пронесет через весь день, делясь им с другими людьми, а значит, сохранит не только собственное здоровье, но и здоровье окружающих людей.
Таким образом, можно заключить основной вывод о том, что в организации процессов обучения в исследуемой группе младших школьников, педагог применяет комплексный и дифференцированный подход.
Данный подход, прежде всего, состоит в том, что это оказание систематической помощи детям в преодолении пассивного и соглашательного, потребительского отношения к формированию и развитию собственной личности. Кроме этого, это помощь в поиске и удовлетворении истинных потребностей, не обремененных какими-либо обычаями и предписаниями. Также это ликвидация негативной запрограммированности поведения младшего школьника вместе с тактичным, личностно-ориентированным, предоставлением истинной информации о жизненных ценностях, о факторах риска и факторах устойчивости.
Все указанные выше положения помогают нивелировать и ослабить основные причины рассогласования в сотрудничестве педагога и учеников, а также стимулировать позитивные эмоции в ходе обучения и на прикладном уровне обеспечить процесс личностной индивидуализации, что представляется значительным условием оптимального формирования и последующего развития здорового образа жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность "Формы и методы формирования здорового образа жизни у младших школьников"
Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время все большее значение. На ухудшение здоровья влияют многие факторы, в том числе и неправильное отношение населения к своему здоровь...

Приложения у проекту "Формы и методы формирования здорового образа жизни у младших школьников"
Антета для учащихся "Отношение детей к ценности здоровья и здорового образа жизни", тест - опросник....

Презентация к проекту "Формы и методы формирования здорового образа жизни у младших школьников"
Валеологизация учебного процесса учащихся класс, принесла положительные результаты по формированию у детей здорового образа жизни. Использованные нами формы и методы формирования знаний о здоровом обр...

Экспериментальная площадка "Формирование здорового образа жизни - "Здоровый ребенок"
СТАТУС: ШКОЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ ЭКСПЕРИМЕНТА:...
Взаимодействие педагогов и семьи по формированию здорового образа жизни у младших школьников
Для того,чтобы наслаждаться сокровищами природы ,человек должен быть здоровым,сильным,умным. (И. Павлов)...
Занятие по формированию здорового образа жизни у младших школьников "Азбука здоровья"
Занятие по формированию здорового образа жизни у младших школьников "Азбука здоровья".Задачи:Познакомить детей с правилами здорового образа жизни.Развивать речь, внимание, мышление, интерес к своему з...

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Часть 2. Анализ эффективности деятельности по формированию у младших школьников представлений о здоровом образе жизни
Приводится анализ эффективности педагогической деятельности по формированию правильных представлений о здоровом образе жизни. Анализ выполнен на основе анкетирования учащихся....
- Мне нравится (1)