Роль самообразования в профессиональном развитии педагога
презентация к уроку на тему
Роль самообразования в профессиональном развитии педагога.
Сл.1.
Свое выступление хочу начать словами Эзопа — «Не стыдись учиться в зрелом возрасте: лучше научиться поздно, чем никогда.».
Одна из основных задач модернизации системы образования — создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров.
Сегодня на смену классическим представлениям о возможности формирования "всесторонне развитой личности" приходит понимание принципиальной незавершенности образования человека. Поток профессиональной информации не только растет, но и качественно обновляется, поэтому саморазвитие признается ведущей ценностью образования. Необходимость в самообразовании как особом виде деятельности профессионала, как образе жизни человека в условиях развитого информационного пространства все время возрастает. Современная образовательная ситуация объективно требует от учителя осознания необходимости собственного профессионального и личностного развития. В связи с ростом интеллектуального потенциала общества, расширением сферы педагогического воздействия, к педагогу предъявляются требования интеллектуального самообогащения, самообразования, чтобы соответствовать требованиям времени. Личностная и профессиональная культура педагога должна развиваться опережающими темпами по сравнению с уровнем социального окружения.
Самообразование – это многокомпонентная личностно и профессионально значимая самостоятельная познавательная деятельность педагога, которая включает в себя общеобразовательное, предметное, психолого-педагогическое, методическое самообразование.
На современном этапе развитие образовательного учреждения, качество обучения и воспитания напрямую зависит от уровня подготовки учителя. Уровень подготовки должен постоянно совершенствоваться. Вне самообразования идея личностного и профессионального развития педагога неосуществима.
В системе подготовки учителя важное значение приобретает изменение его индивидуального стиля работы, который происходит в процессе формирования опыта творческой деятельности и зависит от условий постоянно меняющейся образовательной среды.
Научить творчеству нельзя, но побудить педагогов сделать несколько шагов в своем профессиональном развитии можно. Необходимо создать такие условия, которые помогут «включиться в процесс», а для некоторых это станет образом жизни.
Сл.2.
Определим составляющие этой потребности, т.е. мотивы, побуждающие учителя к самообразованию:
1 мотив – необходимость ежедневного поиска и анализа новой информации;
Готовясь к уроку, родительскому собранию, классному часу, олимпиаде у учителя возникает необходимость поиска и анализа новой информации.
2 мотив – желание творчества;
Учитель — профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появляться новое, работа должна вызывать интерес и доставлять удовольствие.
3 мотив – соответствие современным требованиям
В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой. Изменения, происходящие в жизни общества, в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение. Если не усваивать новую информацию, может сложиться образ учителя как несовременного человека.
4 мотив – конкуренция;
Не секрет, что многие родители, приводя ребёнка в школу, просят определить его в класс к «лучшему» учителю, предметнику или классному руководителю. Квалифицированный педагог в условиях описанной конкуренции имеет больше возможностей в отборе учащихся, определении нагрузки.
5 мотив – общественное мнение;
Каждому из нас не безразлично, каким его считают «хорошим» или «плохим». Никто не хочет быть плохим учителем!
6 мотив – материальное стимулирование.
Наличие категории, премии, надбавки зависит от квалификации и мастерства учителя. Без постоянного усвоения новых знаний не добиться более продуктивной работы, которая, естественно, оплачивается выше.
7 мотив — интерес к делу.
Сл.3.
Все учителя-предметники, классные руководители, воспитатели, занимаются организацией самообразовательной деятельности по следующему алгоритму:
1. Выбор темы, определение целей, постановка задач согласно профессиональным потребностям;
2. Разработка плана по самообразованию;
3. Определение источников информации;
4. Изучение теоретических источников;
5. Организация и управление процессом обучения на основе наработанных материалов (подготовка и проведение открытых уроков, классных часов, информационных часов, мероприятий);
6. Систематизация наработанных материалов и их оформление, коррекция деятельности и объективная оценка ее результатов;
7. Подготовка отчета по теме самообразования;
8. Определение эффективности и перспективности дальнейшей деятельности.
В личном плане самообразования учителя должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определённый срок.
Результаты самообразования учителя отслеживаются на определённых этапах (самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно):
- повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество);
- разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования;
- разработка новых форм, методов и приёмов обучения;
- доклады, выступления;
- разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;
- выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии;
- разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям;
- создание комплектов;
- педагогических разработок;
- обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме).
Сл.4.
Сегодня используются самые разнообразные формы организации самообразования педагога:
1 форма — специальная образовательная подготовка (получение высшего образования или второй специальности);
2 форма — повышение квалификации: в рамках курсовой подготовки в институтах повышения квалификации, или с использованием дистанционных технологий.
3 форма — групповая самообразовательная работа:
работа методических объединений, творческих групп (проведение собеседований, ежегодных отчетов, посещение и анализ уроков коллег)
проведение лекций, семинаров, педагогических чтений
Сл.5.
4 форма — индивидуальная самообразовательная работа с помощью:
средств массовой информации,
библиотек (изучение научно-методической и учебной литературы),
проведение научно-исследовательской работы по определенной теме,
посещение уроков коллег, обмен мнениями по вопросам организации занятий, содержания обучения,
формирование портфолио (участите в разнообразных конкурсах, мастер-классах)
5 форма — Сетевые педагогические сообщества – наиболее популярная на современном этапе форма организации самообразования учителей.
Сетевое педагогическое сообщество – это интернет-ресурс, созданный для общения единомышленников, педагогов различных регионов нашей страны, желающих поделиться опытом, рассказать о себе, узнать нужную информацию.
Сетевое сообщество открывает следующие возможности:
- использование бесплатных и свободных электронных ресурсов;
- самостоятельное создание сетевого учебного содержания;
- освоение информационных концепций, знаний и навыков;
- наблюдение за деятельностью участников сообщества.
В заключении отмечу, что cовременный учитель - это профессионал и личность одновременно. Он не просто занимает рабочее место, но и украшает своим личным отношением то, что составляет смысл его работы. Учитель постоянно должен саморазвиваться как в профессиональном, так и в личностном плане. Так как самообразование составляет основу успешности учителя в современных условиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_samoobrazovaniya_v_professionalnom_razvitii_pedagoga.ppsx | 241.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Не стыдись учиться в зрелом возрасте: лучше научиться поздно, чем никогда» Эзоп Самообразование – это многокомпонентная личностно и профессионально значимая самостоятельная познавательная деятельность педагога, которая включает в себя общеобразовательное, предметное, психолого-педагогическое, методическое самообразование.
МОТИВЫ, ПОБУЖДАЮЩИЕ УЧИТЕЛЯ К САМООБРАЗОВАНИЮ:
1 . Выбор темы, определение целей, постановка задач согласно профессиональным потребностям; 2. Разработка плана по самообразованию; 3. Определение источников информации; 4. Изучение теоретических источников; 5. Организация и управление процессом обучения на основе наработанных материалов (подготовка и проведение открытых уроков, классных часов, информационных часов, мероприятий); 6. Систематизация наработанных материалов и их оформление, коррекция деятельности и объективная оценка ее результатов; 7. Подготовка отчета по теме самообразования; 8. Определение эффективности и перспективности дальнейшей деятельности. Алгоритм организации самообразовательной деятельности педагогов:
1 форма — специальная образовательная подготовка (получение высшего образования или второй специальности ); 2 форма — повышение квалификации: в рамках курсовой подготовки в институтах повышения квалификации, или с использованием дистанционных технологий . 3 форма — групповая самообразовательная работа: работа методических объединений, творческих групп (проведение собеседований, ежегодных отчетов, посещение и анализ уроков коллег) проведение лекций, семинаров, педагогических чтений. Формы организации самообразования педагога:
4 форма — индивидуальная самообразовательная работа с помощью: средств массовой информации, библиотек (изучение научно-методической и учебной литературы), проведение научно-исследовательской работы по определенной теме, посещение уроков коллег, обмен мнениями по вопросам организации занятий, содержания обучения, формирование портфолио (участите в разнообразных конкурсах, мастер-классах ). 5 форма — сетевые педагогические сообщества – наиболее популярная на современном этапе форма организации самообразования учителей. Формы организации самообразования педагога:
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль курсового обучения в профессиональном развитии педагога дополнительного образования
Катастрофически быстро меняется время, стремительно развиваются информационные технологии, взрываются привычные представления о жизни и обществе. Процесс изменений не прекращается ни на минуту. А совр...
Лист самооценки профессионального развития педагога в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог» по уровню «педагог–методист»
Характеристика уровня профессионального развития педагога-методиста в соответствии с требованиями профессионального стандарта Педагог...
Роль самообразования в совершенствовании мастерства педагога
Выступление на районном семинаре заместителей директоров по УВР...
Презентация "Роль самообразования в повышении квалификации педагога"
Выступление на научно-практической конференции "Роль самообразования в повышении квалификации педагога" в ГОУ ВО МГОУ....
Самообразование учителя – как условие личностного и профессионального развития педагога
Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того, чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные. ...
Самообразование и профессиональное развитие педагога
Представляю индивидуальный план работы по теме самообразования...
Роль наставничества в профессиональном развитии молодого педагога.
Главная цель наставника – помочь молодому педагогу реализовать свои способности, развить личностные качества, коммуникативные умения и в целом реализовать себя в учебном процессе....