Самообразование учителя – как условие личностного и профессионального развития педагога
методическая разработка

Цыбренкова  Антонида   Владимировна

Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того, чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные.     

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tsybrenkova_1_vopros.doc70 КБ
Файл 1_vopros.pptx496.3 КБ

Предварительный просмотр:

 

 «Самообразование учителя –

как условие личностного и профессионального развития педагога»

Цыбренкова А.В., зам. директора по УР

         

Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того, чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные.    

Если процесс образования … :

- Осуществляется добровольно;

- Осуществляется сознательно;

- Планируется, управляется и контролируется самим человеком;

- Совершенствует какие-либо качества  или навыки,

… то речь идет о самообразовании.

Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом педагогического ВУЗа. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного учителя.

Однако, как бы ни были высоки способности учителя к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике.

Причины, которые чаще всего называют учителя – это отсутствие времени, нехватка источников информации, отсутствие стимулов и др. Это всего лишь проявление инертности мышления и лености ума, так как самосовершенствование должно быть неотъемлемой потребностью каждого педагога.

Определим составляющие этой потребности, мотивы, побуждающие учителя к самообразованию

  • Ежедневная работа с информацией. Готовясь к уроку, выступлению, родительскому собранию, классному часу, общешкольному мероприятию, олимпиаде и др. у учителя возникает необходимость поиска и анализа новой информации.
  • Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ учителя как «несовременного человека». 
  • Желание творчества. Учитель – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего, когда работа будет интересной и доставит удовольствие.
  • Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребенка в школу, просятся в класс к конкретному учителю, предметнику или классному руководителю.
  • Общественное мнение. Учителю небезразлично, считают его хорошим или плохим. Плохим быть обидно.
  • Материальное стимулирование. Категория учителя, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства учителя. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.
  • Интерес. Учиться просто интересно.  

         Попробуем перечислить основные направления, в которых учитель должен совершенствоваться и заниматься самообразованием.

  • Профессиональное (предмет преподавания);
  • психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей);
  • психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.);
  • методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения);
  • эстетическое (гуманитарное);
  • информационно-компьютерные технологии;
  • интересы и хобби….

Оставим в конце списка многоточие, потому, что эти направления есть обязательный перечень, составленный на основании тех должностных функций, которые учитель выполняет в школе. Креативный учитель дополнит этот список собственными направлениями.

Технология организации самообразования педагогов может быть представлена в виде следующих этапов:

1 этап – установочный. Он предусматривает создание определенного настроя на самостоятельную работу; выбор цели работы, исходя из научно-методической темы (проблемы) школы; формулирование личной индивидуальной темы, осмысление последовательности своих действий.

2 этап – обучающий. На  этом этапе  педагог знакомится с психолого-педагогической и методической литературой по выбранной проблеме образования.

3 этап – практический. На этом этапе  происходит накопление педагогических фактов, их отбор и анализ, проверка новых методов работы, постановка экспериментов. Практическая работа продолжает сопровождаться изучением литературы.

4 этап – теоретический. В ходе этого этапа происходит осмысление, анализ и обобщение накопленных педагогических фактов. На данном этапе целесообразно организовать коллективное обсуждение прочитанной педагогической литературы; творческие отчеты о ходе самообразования на заседаниях МО, на районных МО; посещение с обсуждением открытых уроков и другие коллективные формы работы.

5 этап – итогово-контрольный. На этом  этапе педагог должен подвести итоги своей самостоятельной работы, обобщить наблюдения, оформить результаты. При этом главным является описание проведенной работы, установленных фактов, их анализ, теоретическое обоснование результатов, формулирование общих выводов и определение перспектив в работе.

Источники самообразования.

В чем заключается суть процесса самообразования? Учитель самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности. Каковы же эти источники знаний, и где их искать?

  • Телевидение
  • Газеты, журналы
  • Литература (методич., научно-популярная, публицистическая, художественная и др.)
  • Интернет
  • Видео, аудио информация на различных носителях
  • Семинары и конференции
  • Мастер-классы
  • Мероприятия по обмену опытом
  • Курсы повышения квалификации


Результат самообразования:

Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок. Каковы могут быть результаты самообразования учителя на некотором этапе? (самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно)

  • повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество);
  • разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования;
  • разработка новых форм, методов и приемов обучения;
  • доклады, выступления;
  • разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;
  • выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии;
  • разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям;
  • создание комплектов педагогических разработок;
  • проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме)
  • участие в конкурсах различного уровня

         23 ноября 2016 года состоялось расширенное заседание учителей гуманитарного цикла по теме «Самообразование педагогов», которая на высоком методическом уровне провела руководитель ШМО  учителей гуманитарного цикла Окушко В.А.

        Итогом работы стал приказ по школе от 15.12.2016 №586 «Об утверждении Положения о  самообразовании педагогических работников». Все присутствующие  педагоги ознакомлены с данным положением через электронную почту и напомню выдержку из данного положения: «Педагогический работник обязан иметь следующую документацию по самообразованию:

- индивидуальный план работы по теме самообразования;

- ежегодный отчёт по теме самообразования»

         Сегодня на педагогическом совете мы можем увидеть работу педагогов в определенном направлении в самообразовании.

        Для себя я определила, что самообразование необходимо для того, чтобы научиться «правильно» мыслить, приобрести широкий кругозор и подняться в своем развитии, чтобы действительно понимать то, что происходит вокруг, и адекватно реагировать на это.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа» пгт Троицко-Печорск « Самообразование учителя – как условие личностного и профессионального развития педагога» подготовила заместитель директора по учебной работе МБОУ ООШ пгт Троицко-Печорск Цыбренкова А.В февраль 2017

Слайд 2

Если процесс образования…: Осуществляется добровольно; Осуществляется сознательно; Совершенствует какие-либо качества или навыки, Планируется, управляется и контролируется самим человеком; самообразовании

Слайд 3

Почему не занимаются самообразованием отсутствие времени нехватка источников информации отсутствие стимулов и другие Проявление инертности мышления Проявление лености ума

Слайд 4

Мотивы, побуждающие учителя к самообразованию Ежедневная работа с информацией Желание творчества Конкуренция Изменения, происходящие в жизни общества Общественное мнение Материальное стимулирование Интерес

Слайд 5

Направления , в которых учитель должен совершенствоваться и заниматься самообразованием Профессиональное Психолого-педагогическое Психологическое Методическое Эстетическое Информационно-компьютерные технологии Интересы и хобби ...

Слайд 6

Технология организации самообразования 1 этап Установочный 2 этап Обучающий 3 этап Практический 4 этап Теоретический 5 этап Итогово-контрольный

Слайд 7

Технология организации самообразования 1 этап Установочный Определение темы самообразования, составление плана самообразования по данной теме. 2 этап Обучающий Знакомство с литературой, интернет-ресурсами по данной теме; изучение опыта работы других педагогов по данной теме, посещение уроков, практических занятий. 3 этап Практический 1 год Работа в классах с применением теоретических знаний по теме. Проведение открытых уроков в школе, участие в методических неделях. Апробация и получение первичных результатов 4 этап Теоретический Выступление на ШМО учителей по данной теме, подведение промежуточных результатов работы. Участие в школьных, муниципальных конкурсах 5 этап Итогово-контрольный Обобщение опыта работы по данной теме с выходом на муниципальные, республиканские конкурсы

Слайд 8

Источники самообразования Телевидение Газеты, журналы Литература Интернет Видео, аудио информация на различных носителях Семинары и конференции Мастер-классы Мероприятия по обмену опытом Курсы повышения квалификации

Слайд 9

Повышение качества преподавания предмета ; Разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования ; Разработка новых форм, методов и приемов обучения; Доклады, выступления; Разработка дидактических материалов, тестов; Результат самообразования:

Слайд 10

Результат самообразования: Выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии; Создание комплектов педагогических разработок; Проведение тренингов, семинаров, конференций , мастер-классов; Участие в конкурсах …

Слайд 11

Расширенное заседание учителей гуманитарного цикла 23 ноября 2016г «Самообразование педагогов»

Слайд 12

Старайтесь находить время заниматься самообразованием!..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профессионально-личностное становление и развитие педагога

Фактором профессионального развития становится не только совершенствование своих способностей, умений, навыков, но и субъективный смысл достигнутых результатов....

Роль самообразования в профессиональном развитии педагога

Роль самообразования в профессиональном развитии педагога.Сл.1.Свое выступление хочу начать словами Эзопа — «Не стыдись учиться в зрелом возрасте: лучше научиться поздно, чем никогда.».Одна из основны...

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА НА ОСНОВЕ РЕЗУЛЬТАТОВ САМОАНАЛИЗА И САМООЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Проектирование индивидуального плана профессионального развития педагога на основе результатов самоанализа и самооценки профессиональной деятельности. Самоанализ и самооценка имеющегося уровня професс...

Самообразование и профессиональное развитие педагога

Представляю индивидуальный план работы по теме самообразования...

Профессиональное развитие педагога в условиях модернизации Российского Образования - основа системы работы районного методического объединения учителей математики Приволжского района города Казани.

Методические объединения созданы для помощи учителю повышать свой профессионализм, овладевать новыми, более совершенными и эффективными методами и приемами обучения учащихся. Повышение компетентности ...