Роль самообразования в совершенствовании мастерства педагога
статья на тему

Галимова Регина Талгатовна

Выступление на районном семинаре заместителей директоров по УВР

Скачать:


Предварительный просмотр:

Зекрина Р.Т., учитель английского языка МОБУ СОШ №2 с.Старобалтачево

31.01.2017 г.

РОЛЬ САМООБРАЗОВАНИЯ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГА

"Учитель учится всю жизнь" - это известная истина. Это на самом деле и является важным показателем истинного профессионализма.

Автор многих методических пособий для педагогов В.М. Лизинский высказал непреложную истину "Учитель - это человек, который учится всю жизнь, только в этом случае он обретает право учить". Настоящий учитель-профессионал находится постоянном развитии и всю свою трудовую жизнь является исследователем. Особенно большое влияние на формирование учительского профессионализма оказывает самообразовательная и методическая деятельность. Эта деятельность предполагает:

  • постоянное ознакомление с современными исследованиями ученых в области преподавания различных дисциплин;
  • изучение прогрессивного опыта коллег по проблемам использования различных форм организации уроков и внеурочных занятий;
  • ознакомление с новыми программами и концепциями обучения и воспитания.

Если процесс образования осуществляется добровольно, сознательно, планируется, управляется и контролируется самим человеком, необходим для совершенствования каких-либо качеств или навыков, то речь идет о самообразовании.

Под самообразованием следует понимать специально организованную, самодеятельную, систематическую познавательную деятельность, направленную на достижение определенных личностно и общественно значимых образовательных целей: удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышение квалификации.

Мотивы, побуждающие учителя к самообразованию:

  • Ежедневная работа с информацией. Готовясь к уроку, выступлению, родительскому собранию, классному часу, общешкольному мероприятию, олимпиаде и др. у учителя возникает необходимость поиска и анализа новой информации.
  • Желание творчества. Учитель – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появляться новое, работа должна вызывать интерес и доставлять удовольствие.
  • Стремительный рост современной науки, особенно психологии и педагогики. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой. Изменения, происходящие в жизни общества, в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение. Если не усваивать новую информацию, может сложиться образ учителя как несовременного человека.
  • Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребёнка в школу, просят определить его в класс к "лучшему" учителю, предметнику или классному руководителю. Квалифицированный педагог в условиях описанной конкуренции имеет больше возможностей в отборе учащихся, определении нагрузки.
  • Общественное мнение. Учителю не безразлично, считают его "хорошим" или "плохим". Никто не хочет быть плохим учителем!
  • Материальное стимулирование. Наличие категории, премии, надбавки зависит от квалификации и мастерства учителя. Без постоянного усвоения новых знаний не добиться более продуктивной работы, которая, естественно, оплачивается выше.

Смысл самообразования выражается в удовлетворении познавательной активности, растущей потребности педагога в самореализации путём непрерывного образования.

  Суть самообразования заключается в овладении техникой и культурой умственного труда, в умении преодолевать проблемы, самостоятельно работать над собственным совершенствованием, в том числе профессиональным.

Основные направления, в которых учителю необходимо заниматься самообразованием.      

  1. Профессиональное (предмет преподавания);
  2. Психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей);  
  3. Психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.);    
  4. Методическое (педагогические технологии, формы, методы и приёмы обучения);    
  5. Правовое;  
  6. Эстетическое (гуманитарное);  
  7. Историческое;
  8. Иностранные языки;
  9. Политическое    
  10. Информационно-коммуникативные технологии;      
  11. Охрана здоровья;  
  12. Интересы и хобби.

Определим источники получения знаний:      

  1. Телевидение;  
  2. Газеты, журналы;    
  3. Литература;
  4. Интернет      
  5. Видео, аудио;      
  6. Семинары и конференции;    
  7. Мастер - классы;      
  8. Мероприятия по обмену опытом;  
  9. Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты, путешествия ;    
  10. Курсы повышения квалификации;  

Все источники можно разделить на способствующие личностному росту и способствующие профессиональному росту. Однако они могут способствовать и тому и другому одновременно.

  Если представить деятельность учителя в области самообразования списком глаголов, то получится: читать, изучать, апробировать, анализировать, наблюдать, писать. Какова же предметная область приложения этих глаголов?

Составляющие процесса самообразования педагога:      

  1. Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приёмы обучения.
  2. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.      
  3. Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности.      
  4. Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.      
  5. Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни.      
  6. Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры.

Все это может реализоваться через следующие виды деятельности, которые и составляют процесс самообразования.

Виды деятельности, составляющие процесс самообразования.

  1. Систематический просмотр определённых телепередач;    
  2. Чтение конкретных педагогических периодических изданий, чтение методической, педагогической и предметной литературы    
  3. Обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике, психологии, педагогических технологиях;    
  4. Решение задач, упражнений, тестов, кроссвордов и других заданий по своему предмету повышенной сложности или нестандартной формы;      
  5. Посещение семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег;      
  6. Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами;    

Самообразование педагога будет продуктивным, если:      

  1. В процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию;
  2. Педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта. Учитель понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности;  
  3. Педагог обладает развитой способностью к рефлексии. Педагогическая рефлексия является необходимым атрибутом учителя-профессионала;    
  4. Программа профессионального развития учителя включает в себя возможность исследовательской, поисковой деятельности;
  5. Педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству;
  6. Осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.

Результат самообразования.

      В личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определённый срок.

      Результаты самообразования учителя отслеживаются на определённых этапах (самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно):

  • повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество);
  • разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования;
  • разработка новых форм, методов и приёмов обучения;
  • доклады, выступления;
  • разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;
  • выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии;
  • разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям;
  • создание комплектов;
  • педагогических разработок;
  • обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме).

      Система самообразовательной работы педагога предусматривает: текущее и перспективное планирование; подбор рациональных форм и средств усвоения и сохранения информации; овладение методикой анализа и способами обобщения своего и коллективного педагогического опыта; постепенное освоение методов исследовательской и экспериментальной деятельности.  У  ряда педагогов возникают некоторые трудности при выборе темы по самообразованию, при определении результатов самообразования, форм отчета по итогам самообразования, по определению формы представления достигнутых результатов.

      Тема самообразования определяется, исходя из:

      1) единой методической темы гимназии;

      2) актуальности и важности темы, ее научно-теоретического и практического значения, затруднений педагогов;

      3) педагогического стажа;

      4) уровня профессиональной компетентности педагога;

      Любая деятельность бессмысленна, если в её результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений.   В личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определённый срок:      

  • результаты самообразования учителя на определённых этапах (самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно);
  • повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество);
  • разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования;
  • разработка новых форм, методов и приёмов обучения;    
  • доклады, выступления;
  • разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;
  • выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии;
  • разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям;
  • создание комплектов;
  • педагогических разработок;
  • обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме).

К личности учителя в современных условиях предъявляются очень большие требования. Профессиональная компетентность педагога - многоаспектное явление. В нее входят не только специальные базовые научные и методические знания, умения и навыки, но и умение работать с людьми, зависящее от профессиональной и общей культуры педагога, его ценностных ориентаций, представлений о смысле своей деятельности и о себе как специалисте. Способность понимать духовный мир своих воспитанников и воздействовать на него, уважение и доверие к ним, широкая гуманитарная культура, высокий уровень профессионально-речевой культуры - главные качества учителя, которые требуют своего совершенствования на протяжении всей педагогической деятельности. Как бы ни были эффективны педагогические советы, заседания МО, психолого-педагогические семинары, курсы, деловые игры, однако они никогда не смогут заменить самостоятельной работы души и ума. Вернее, их можно считать эффективными только тогда, когда они нацеливают учителя на творческое переосмысление содержания, которое реализуется через эти формы методической деятельности и может стать всего лишь хорошей основой для работы педагога. Только собственный, а не передовой педагогический опыт открывает дорогу к успеху и удовлетворенности своей работой.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль самообразования в профессиональном развитии педагога

Роль самообразования в профессиональном развитии педагога.Сл.1.Свое выступление хочу начать словами Эзопа — «Не стыдись учиться в зрелом возрасте: лучше научиться поздно, чем никогда.».Одна из основны...

Статья «Совершенствование профессионального мастерства педагогов по хореографии»

Совершенствование профессионального мастерства педагогов хореографии на примере конкретного занятия...

«Применение АМО (активных методов обучения) в целях совершенствования методики преподавания предмета «Информатика» в условиях реализации ФГОС, уровня педагогического мастерства педагога и формирование творческой инициативы учащихся».

Индивидуальный план самообразованияучителя «Информатики»   «Применение АМО (активных методов обучения) в целяхсовершенствования  методики преподавания предмета &l...

Самообразование - источник совершенствования мастерства педагога

Материал к пед.совету на тему "Самообразование - источник совершенствования мастерства педагога"...

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ.

Повышение качества образования - одна из основных задач, декларируемых Концепцией модернизации российского образования.В качестве  одного из условий достижения "нового современного...

Презентация "Роль самообразования в повышении квалификации педагога"

Выступление на научно-практической  конференции "Роль самообразования в повышении квалификации педагога" в ГОУ ВО МГОУ....

САМООБРАЗОВАНИЕ В СИСТЕМЕ СРЕДСТВ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МАСТЕРСТВА КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ

В        ФГОС основного общего образования требует от современного педагога умения выбирать и применять современные педагогические       технологии, научит...