выступление на муниципальной стажёрской площадке
презентация к уроку
Психололгические аспекты формирования читательской грамотности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologicheskie_aspekty.ppt | 2.94 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Чтение - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Если в начальной школе дети мало читали, у них складывалась структура малодеятельного мозга» ( В.А.Сухомлинский) «Люди перестают мыслить, когда перестают читать» (Д.Дидро )
Процесс ЧТЕНИЯ ПАМЯТЬ ВНИМАНИЕ МЫШЛЕНИЕ СМЫСЛОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ ПРАВИЛЬНОСТЬ БЕГЛОСТЬ ОСОЗНАННОСТЬ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ основы процесса чтения Это совместная работа трех различных анализаторов (подсистема центральной нервной системы, обеспечивающая прием и первичный анализ информации. Периферийная часть анализатора- рецептор, центральная часть анализатора- мозг. речеслуховой (акустический) система восприятия устной, вокальной и письменной речи речедвигательный ( восприятие и анализ информации от органов речи) зрительный (оптический), обеспечивающий зрительное восприятие и анализ Необходимое условие для осуществления процесса чтения- движение глаз. Стратегия чтения заключается в забегании вперед (антипация) и возвращения назад (регрессия), которые обеспечиваются сложными движениями глаз.
Процесс чтения состоит из серии отдельных операций: опознание буквы в ее связи с фонемой ( звуко-буквенные связи); слияние нескольких букв в слоги (слогослияние) слияние нескольких слогов в слово ; интеграция (объединение нескольких слов в законченную фразу). Овладение процессом чтения происходит поэтапно : АНАЛИТИЧЕСКИЙ (буква, слог) Овладение звуко-буквенными обозначениями; послоговое чтение; СИНТЕТИЧЕСКИЙ (слово) ступень становления синтетических приемов чтения; ступень синтетического чтения . АВТОМАТИЗИРОВАННЫЙ (предложение)
Отмечая сложность процесса чтения, большинство исследователей выделяют две его стороны: техническую и смысловую
У начинающего чтеца понимание возникает в результате анализа и синтеза слогов в слова, а у опытного – смысловая сторона опережает техническую, о чем свидетельствует появление смысловых догадок в процессе чтения
« Читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».
Для формирования читательской грамотности очень важно организовать «читательское пространство» Это: -Проблемно-поисковые ситуации; -Беседы-дискуссии; -Мозговой штурм; -Визуализации; -Приём устного словесного рисования; -Словарно-стилистическая работа; -Элементы драматизации;
Технологии развития критического мышления в организации читательского пространства и как стратегия развития смыслового чтения направлена на формирование вдумчивого читателя, который анализирует , сравнивает, сопоставляет и оценивает знакомую и новую информацию
1. ТЕХНОЛОГИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ Данная технология предполагает использование на уроке трех этапов. 1 этап - «Вызов», на котором ребёнок ставит перед собой вопрос «Что я знаю?» по данной проблеме. 2 этап - «Осмысление»: ответы на вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (что хочу знать). 3 этап - «Рефлексия», предполагающая размышление и обобщение того, «что узнал» ребенок на уроке по данной проблеме.
Методологические основы критического мышления включают три стадии, которые должны присутствовать на уроке в процессе познания: вызов (побуждение), осмысление (реализация), рефлексия (размышление ) Последовательная реализация базовой трехфазовой модели на уроках способствует повышению эффективности педагогического процесса.
1. Приём «Чтение с остановками». 2. Приём «Синквейн». 3. Приём «Работа с вопросником» 4. Приём «Знаю, узнал, хочу узнать». 5. Приём «Мозговой штурм» 6. Приём «Уголки» 7 Приём «Написание творческих работ» 8.Приём «Создание викторины». 9. Приём «Логическая цепочка». .
ПРОЧИТАЙТЕ, Пожалуйста, данный текст.
Образовательные достижения по повышению читательской грамотности школьников представляют собой: 1) личностные результаты – сформированность ценностного отношения к чтению; совершенствование читательских навыков; развитие эстетического вкуса; формирование развивающего круга чтения; 2) метапредметные результаты – умение эффективно использовать различные источникам; объективно оценивать достоверность и значимость информации; освоить опыт проектной деятельности; 3) предметные результаты - уровень усвоения материала, достаточный для продолжения обучения в этой области и решения определенного класса проблем в социальной практике; формирование опыта достижений в социально значимых видах деятельности - в олимпиадах, конкурсах и др.
Поскольку чтение является метапредметным навыком, то составляющие его части будут в структуре всех универсальных учебных действий: • в личностные УУД входят мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе;
• в регулятивные УУД - принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности; • в познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря
СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ – необходимое условие для формирования УУД и развития метапредметных компетенций
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Муниципальная методическая площадка "Педагогическое проектирование в деятельности современного учителя"
В статье приводится обоснование создания муниципальной методической площадки "Педагогическое проектирование в деятельности современного учителя", план реализации двух конкретных педагогических проекто...
Подпрограмма к программе муниципальной экспериментальной площадки «Профессиональное самоопределение как одно из условий успешной социализации личности подростка» «Азы журналистики»
Печатается по решению методического совета в рамках реализации программы работы муниципальной экспериментальной площадки«Профессиональное самоопределение как одно из условий успешной социализации личн...
Приказ департамента образования "Об итогах работы муниципальной экспериментальной площадки на базе Панаевской школы-интерната"
Объявить благодарность руководителю эксперимента Толстиковой Г.Л., директору МОШИ «Панаевская школа-интернат среднего (полного) общего образования», автору проекта эксперимента – Ничковой Т.А., замест...
стажёрская площадка АКИПКРО на базе МБОУ "Гимназия №85"
отзывы о работе учителей русского языка и литературы МБОУ "Гимназия №85"...
Материалы стажёрской площадки по профстандарту
Важным направлением здоровьесберегающей деятельности педагога является работа по формированию здорового образа жизни учащихся, как в рамках содержания предметной области, так и во внеурочной деятельно...
В Похвистневском районе заработала стажёрская площадка по социализации сельской молодёжи
Об открытии стажёрской площадки по социализации сельской молодёжи...
Выступление на муниципальной стажировочной площадке МБОУ «Школа№29» «ИЗ опыта работы учителя математики МБОУ Школы №3 им А.В. Флёрова И.С. Крикуновой . Квест-игра «MONEY-МАНИЯ» в рамках ученической научно-исследовательской конференции.
Выступление на муниципальной стажировочной площадке МБОУ «Школа№29»«ИЗ опыта работы учителя математики МБОУ Школы №3 им А.В. ФлёроваИ.С. Крикуновой...