Материалы стажерской площадки: Мастер-класс "Работа с детьми с ОВЗ"
план-конспект на тему

Сигодина Лариса Владимировна

Имеют люди с ограниченными возможностями здоровья право равноценного существования в обществе? Готово ли современное общество к принятию людей с ограниченными возможностями и внедрению инклюзивного образования? Что дает инклюзивное образование? Какие условия необходимо создать  для внедрения инклюзивного образования? Какие существуют варианты инклюзивного образования? Эти вопросы были рассмотрены на мастер – классе «Работа с детьми с ОВЗ». Особое внимание уделено  вопросу психологической готовности педагогов к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях массовой школы.

Для каждого ребенка с ОВЗ составляется индивидуальная образовательная программа (ИОП). В ходе мастер – класса, работая по группам, педагоги приобрели первоначальный опыт ее разработки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_zanyatiya.docx33.5 КБ
Файл iop1.docx15.34 КБ
Файл iop_2docx.docx14.95 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Работа с детьми c ОВЗ»

Цель: привлечение внимания учителей школ к проблемам инклюзивного образования.

Задачи:

1. Создать условия для привлечения внимания к детям с ограниченными возможностями здоровья;

2. Привлечь внимание и заинтересовать в поиске возможных решений проблемы инклюзивного образования;

3. Познакомить с индивидуальной образовательной программой.

Участники: учителя школ.

Ожидаемый результат:

Осознание и принятие основных принципов инклюзивного образования участниками и гостями мастер-класса, понимание значимости поставленной проблемы:

1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.

2. Каждый человек способен чувствовать и думать.

3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.

4. Все люди нуждаются друг в друге.

5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.

6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.

7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, чего не могут.

8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Здравствуйте, уважаемые участники мастер-класса. На нашей планете Земля живёт много семей. Все семьи разные. Но где-то  есть семья, которая заселила, целую деревню. В этой семье были молодые и зрелые, богатые и не очень, здоровые и инвалиды. Но никто и никогда не слышал, что бы в этой семье были ссоры, драки, обиды друг на друга. Жители соседних деревень не понимали, почему в этой семье нет раздора. С этим вопросом они обратились к старейшине семьи. На что он ответил: «В нашей семье главное – это любовь, уважение, доброта и взаимопонимание. Мы всё делаем вместе. И девиз нашей семьи: «Мы вместе!»

Школа – это тоже одна большая семья. И в этой многодетной семье много разных детей, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому нам, людям, в чьих руках находится детство, очень важно научить детей уважению, взаимопониманию, добру, любви ко всем без исключения, чтобы сделать нашу большую семью счастливой… Что бы мы всегда могли сказать: «Мы вместе! Мы счастливы! »

Давайте сделаем первый шаг навстречу взаимопониманию. Перед собой вы видите нитки мулине и ножницы, из них мы будем изготавливать куколок. С давних времен куклы использовались для игры, в качестве оберегов, но мы найдем им иное применение.

Я свяжу тебе жизнь
Из пушистых мохеровых ниток.
Я свяжу тебе жизнь,
Не солгу ни единой петли.
Я свяжу тебе жизнь,
Где узором по полю молитвы —
Пожелания счастья
В лучах настоящей 
любви.
Я свяжу тебе жизнь
Из веселой меланжевой пряжи.
Я свяжу тебе жизнь
И потом от души подарю.
Где я нитки беру?
Никому никогда не признаюсь:
Чтоб связать тебе жизнь
Я тайком распускаю свою.

Вот так и мы, ради жизни близких людей готовы на любые жертвы, ради детей, какими бы они не были, но это наши дети и они заслуживают счастья.

На последнем этапе изготовления ведущий предлагает участникам придумать характер и историю своей кукле, наделить ее качествами толерантной личности, основываясь на цвете ниток, своих впечатлениях, жизненном опыте.

Первым о своей кукле рассказывает ведущий, например:

- Мой человечек появился на свет из пряжи ярко-желтого цвета, он такой же жизнерадостный и яркий, самое главное его качество – это оптимизм и жизнелюбие.

Далее каждому участнику предлагается представить своего человечка, последним выступает заранее подготовленный участник (он изготавливает куклу с одной рукой) и дает описание:

- Мой человечек появился на свет из ниток  синего цвета, он инвалид, но обладает качествами очень сильной личности и огромной силой духа…

II блок.

Скажите, пожалуйста, как вы считаете:

- Имеют люди с ограниченными возможностями здоровья право равноценного существования в обществе?

В России десятилетиями сложилась система по раздельному обучению здоровых детей и ребят с ограниченными физическими возможностями. Для детей с инвалидностью созданы специализированные профилированные по заболеванию школы. У такой системы есть свои плюсы и минусы. С одной стороны, в этих учреждениях созданы особые условия для занятий с такими детьми, работают врачи, специальные педагоги.

Но во многом из-за обособленности специальных коррекционных образовательных учреждений уже в детстве происходит разделение общества на здоровых и инвалидов. В нашем обществе, к сожалению, за долгие годы сложилось убеждение, что инвалид – не такой, а может быть, даже опасен. Но ведь инвалид инвалиду - рознь. Конечно, речь не идет о тяжелых случаях, понятно, что, например, детей с серьёзным отставанием в развитии, слепых, глухих, немых одинаковыми методами и по одной программе со здоровыми детьми невозможно. Но если это несущественный дефект, который не мешает ребенку учиться среди здоровых детей, не лучше ли его отдать в обычную школу. 

Альтернатива такой системы – инклюзивное образование, совместное обучение ребят с ограничениями физического развития и здоровых детей в обычных, общеобразовательных школах. 

- Что дает инклюзивное образование?

Успех совместного обучения несет в себе много радости – как для самих особых детей, так и для их родителей, для которых школьная успешность их ребенка – это прорыв на пути к нормализации жизни семьи и ее социальной адаптации в обществе.

Для здоровых детей присутствие в классе «особых» учеников дает возможность обрести опыт толерантности, внимательного отношения и заботы к другим людям

- Готово ли современное общество к принятию людей с ограниченными возможностями и внедрению инклюзивного образования?

Центром социальной политики и гендерных исследований был проведен опрос среди разных групп населения, чтобы выяснить, насколько готово общество к образовательной инклюзии (совместное образование). Оказалось, что большинство россиян, как инвалиды, так и относящие себя к здоровым людям, считают, что обучение детей-инвалидов должно проходить именно в специализированных школах – так считает около 62 процентов всех опрошенных. Причем больше всего сторонников такого раздельного обучения – это инвалиды по слуху и инвалиды по зрению. А вот каждый четвертый инвалид с нарушением опорно-двигательной системы допускает и даже приветствует совместное обучение в общеобразовательных школах. 

- Какие условия необходимо создать  для внедрения инклюзивного образования?

Например, совершенствование материально – технической базы, создание программ для работы с детьми с ОВЗ, повышение квалификации педагогов для работы с детьми с ОВЗ и т.д.

И последний вопрос:

- Как вы думаете, мы должны помогать этим людям?

Конечно, ДА! Я очень рада и благодарна вам за то, что наше мнение не разделилось. Только вместе мы можем справиться с поставленными задачами

III блок.

             Итак, в настоящее время все чаще в педагогической практике стало появляться понятие «инклюзивное образование». В большинстве случаев под ним понимается обучение детей-инвалидов в массовой школе. Однако если обратиться к толкованию понятия, то мы увидим несколько другой смысл. Инклюзивное образование (фр. inclusif-включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю) – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

               В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей — обеспечивается равное отношение ко всем людям, но создаются особые условия для детей с особыми образовательными потребностями.

Нужно понимать, что инклюзия – не только физическое нахождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе. Это изменение самой школы, школьной культуры и системы отношений участников образовательного процесса, тесное сотрудничество педагогов и специалистов, вовлечение родителей в работу с ребенком.

        Особую роль в процессе обучения детей с ОВЗ играют взаимоотношения между педагогами и родителями. Родители лучше знают своего ребенка, поэтому в решении ряда проблем педагог может получить от них ценный совет. Сотрудничество учителей и родителей поможет посмотреть на ситуацию с разных сторон, а, следовательно — позволит взрослым понять индивидуальные особенности ребенка, выявить его способности и сформировать правильные жизненные ориентиры.

Сегодня среди учителей массовой школы довольно остро стоит проблема отсутствия необходимой подготовки к работе с детьми с особыми образовательными потребностями. Обнаруживается недостаток профессиональных компетенций педагогов в работе в инклюзивной среде, наличие психологических барьеров и профессиональных стереотипов.

В зависимости от степени возможностей и потребностей образования существуют разные варианты включения (интеграции) ребенка с ООП в образовательный процесс.

Варианты инклюзивного образования

Варианты

инклюзивного

образования

Описание

Правила

комплектования

Дозировка времени

включения

Постоянная, полная интеграция

Эффективна для тех детей с ООП,

чей уровень психофизического и

речевого развития соответствует

или приближается к возрастной

норме, кто психологически готов к

совместному со здоровыми сверстниками обучению

Дети с отклонениями

в развитии по 1-3 человека включаются в общеобразовательные

классы

Дети в течение дня

находятся с нормально развивающимися

детьми

Постоянная, неполная интеграция

Эффективна тем, кто способен

наравне со своими сверстниками овладевать лишь небольшой частью

необходимых умений и навыков,

проводить с ними только часть

учебного и внеклассного времени.

1/3 – дети с ограниченными

возможностями здоровья

Часть учебного времени, коррекционные часы,  внеклассные

мероприятия

Временная, ча-

cтичная интегра-

ция.

Учащиеся с ООП объединяются с

нормально развивающимися детьми для проведения совместных

мероприятий.

Не реже 2-х раз в ме-

сяц

Эпизодическая

интеграция

Смыслом данной интеграции является целенаправленная организация хотя бы минимального социального взаимодействия детей с

сочетанными нарушениями развития со сверстниками (праздники, конкурсы, выставки детских работ, кружки и т.д.) в рамках взаимодействия образовательных и межведомственных учреждений.

Если учреждение

ограничено в возможностях проведения

целенаправленной работы по совместному

воспитанию и

обучению

По приглашению

Дистанционное

обучение

Целью дистанционного обучения является предоставление детям инвалидам возможности получения образования по индивидуальной программе на дому. Является инклюзивной в сочетании с временной частичной или эпизодической инклюзией.

Согласно установленному расписанию.

Частичная и временная формы рассматриваются как переходный этап на полную форму обучения. Любой предложенный вариант предполагает: психолого-педагогическое сопровождение: индивидуальные и подгрупповые занятия со специалистами – дефектологами (при наличии) и психологами; выбор пакета коррекционных курсов (элементов коррекционных курсов для сопровождения на занятиях) в соответствии с инклюзивным компонентом образовательного учреждения МОС. Данное направление направлено на компенсацию нарушений у детей с ООП и предоставления равных стартовых возможностей для всех обучающихся при включении в общеобразовательный процесс.

I Vблок

Для каждого ребенка с ОВЗ составляется индивидуальная образовательная программа (ИОП). Её основная цель - построение образовательного процесса для ребенка с ОВЗ в соответствии с его реальными возможностями, исходя из особенностей его развития и образовательных потребностей. Рассмотрим этапы и особенности работы над индивидуальной образовательной программой.

Диагностика

На данном этапе осуществляется:

  1. организация диагностической работы учителя и специалистов психолого-педагогического сопровождения;

  1. подготовка заключений о психологических особенностях ребенка, сформированности у него учебных навыков, специфике взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Основные задачи комплексной диагностики заключаются в определении образовательных потребностей ребенка и его возможностей, на которые можно опереться в первую очередь; а также выяснении актуальных направлений деятельности учителей и специалистов.

Разработка ИОП

Данный этап включает:

  1. проектирование необходимых структурных составляющих программы;

  1. формулирование ее цели (совместно с родителями!);

  1. определение круга задач в рамках реализации программы;
  2. определение содержания коррекционного, образовательного компонентов;

  1. планирование форм реализации разделов программы; определение временных границ реализации ИОП;

  1. определение форм и критериев мониторинга учебных достижений и формирования социальной компетентности;

  1. определение форм и критериев мониторинга эффективности коррекционной работы.

Реализация

Этот этап направлен на:

  1. организацию деятельности учителя и специалистов психолого-педагогического сопровождения в соответствии с программой и планом;

  1. планирование и проведение уроков с учетом задач ИОП;
  2. адаптацию содержания учебных материалов и пособий, подбор дидактических материалов;

  1. введение различных форм взаимодействия на уроке с использованием поддерживающих стратегий;

  1. организацию мониторинга учебных достижений и социальной компетентности ребенка;

  1. организацию мониторинга эффективности коррекционной работы.

Работа в группах по разработке ИОП

В каждой группе есть примерные бланки по разработке индивидуальной образовательной программы. Каждая группа в течение 10-12 минут работает по заполнению одного раздела программы. Потом совместное обсуждение по разработке ИОП. Домашнее задание доработать индивидуальную образовательную программу.

Заключительный этап.

И в конце я хочу рассказать вам притчу.

«Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Человек подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон. Казалось, на песке — миллионы морских звезд, берег был буквально усеян ими на много километров.

— Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? — спросил человек, подходя ближе.

— Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, — ответил мальчик, не прекращая своего занятия.

— Но это же просто глупо! — закричал человек. — Оглянись! Здесь миллионы морских звезд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят!

Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил ее в море и сказал:

— Да, я не смогу помочь всем, но эту звезду я могу сделать счастливой!

Тогда человек тоже поднял звезду и бросил ее в море. Потом еще одну. К ночи на пляже было множество людей, каждый из которых поднимал и бросал в море звезду. И когда встало солнце, на пляже не осталось ни одной неспасенной души.

Конечно, каждый из нас по отдельности не сможет помочь детям с ОВЗ, но если мы объединимся, то сможем сделать для этих детей гораздо больше, мы сможем сделать мир вокруг них добрее, а этих детей счастливыми.

Интернет-ресурсы:

http://www.maam.ru/detskijsad/master-klas-po-yeksklyuzivnomu-obrazovaniyu-v-do-my-vmeste.html

http://nsportal.ru/martynenko-o-a

http://newsland.com/community/3607/content/1271892

Материалы вебинара «Обучение детей с особыми образовательными потребностями»

Литература:

Специальные образовательные условия инклюзивной школы/ Семаго Н. Я.- М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2014

Сборник «Инклюзивное образование в России»- Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), 2011 г.

Инклюзивное образование/сост.: М.Р. Батятова;-М.: Классное руководство и воспитание школьников; 2015

Инклюзивное образование в схемах и таблицах. Методическое пособие./ Медова Н. А.- Томск, 2012

Основные педагогические технологии инклюзивного образования-  М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2013



Предварительный просмотр:

Индивидуальный образовательный план для ребенка с ОВЗ, обучающегося в общеобразовательной школе.

Разработали:

  1. Общие сведения

Ф. И.О. ребенка:                                                                                          Возраст:

Школа:    Класс:

Ф.И.О. родителей:

Ф.И.О. основного педагога (учителя, воспитателя):

Ф.И.О. специалистов сопровождения: Учитель-логопед ; Учитель-дефектолог; Педагог-психолог; Социальный педагог; Тьютор; Инструктор ЛФК

Заключение

Основная цельна текущий период

в направленииразвитияи социализации

ребенка(учебный год)

Общие задачи на период реализации ИОП(полугодие, четверть,)

Режим пребывания

ребенка в ОУ

II. Создание «безбарьерной» среды (могут быть заполнены не все графы, если ребенкуне требуются специальные приспособления или дополнительное оборудование)

Потребности ребенка – компенсация способностей: контролировать свое поведение, к трудовой деятельности, к освоению образовательной программы.

Направления

деятельности

по созданию

безбарьерной среды

Задачи на период

(возможные)

Ресурсы для

решения и

ответственный

Сроки

выполнения

Построение комфортной среды:

изменения в помещениях (классная комната; рекреация и т.д.)

-Материалы для нормализации тонуса

-Визуальнаяподдержка

Обеспечение

специализированным

учебным оборудованием

Обеспечение помещений школы

специализированным

оборудованием и приспособлениями

Учебные пособия, дидактические материалы



Предварительный просмотр:

III. Психолого-педагогическое сопровождение (заполняются теми специалистами, которые будут сопровождать ребенка)

Основное

направление

деятельности

Конкретные задачи

на период

Режим и формы

работы

Необходимый

специалист

Показатели

достижений

Формы оценки результатов

работы (динамика развития

ребенка, самоанализ

деятельности специалиста)

IV. Освоение образовательной программы: (нуждается или не нуждается в изменении программы)

Предмет (образовательная область)

Требования стандарта

Конкретные задачи для ребенка на период

Формы организации УД (Фронтальные, групповые, индивид…)

Показатели достижений (в терминологии наличия компетентности)

Формы оценки индивидуальных достижений, результатов учебной деятельности ( от стандартных- тест, устный опрос, контрольная работа и т.д.до творческих – портфолио, карта успеха и т. д.)

Русский язык (в соответствии с календарно-тематическим планированием)

Математика

V. Формирование социальной компетентности

Направления деятельности

(примерные)

Конкретные задачи

на период

Ответственные

Формы деятельности

Показатели

достижений

Формы оценки

достижений

Формирование адекватного

поведения в учебной ситуации (на уроке)

Формирование социально приемлемого поведения в группе сверстников


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стажерская площадка – как одна из форм оказания методической помощи педагогам школьного и дошкольного образования.

В работе представлен опыт организации методической помощи  и  обучения педагогов школ и детских садов...

Приказ ДО ХМАО об организации деятельности стажерской площадки

В приказе МБОУ "СОШ №43" определена как стажерская площадка по введению ФГОС ООО...

Деятельность Стажерской площадки на базе МБОУ "СОШ №43"

Являясь автором проекта-победителя конкурсного отбора образовательных учреждений, реализующих инновационные проекты, на присвоение статуса стажерской площадки, осуществляла сопровождение муниципальной...

Опережающее введение ФГОС ООО в МБОУ «СОШ №43» (организация работы стажерской площадки)

В сентябре 2013 года МБОУ «СОШ №43» присвоен статус стажировочной площадки по теме «Организация внутрикорпоративного повышения квалификации педагогических кадров в условиях опережающего введения ФГОС»...

Стажерская площадка "Основы работы с интерактивной доской"

Предлагаю программу работы стажерской площадки...

Материалы стажерской площадки: Модуль "Предметное обучение. Математика"

Учитывая особое место и роль в общем среднем образовании таких предметов, как математика и русский язык, обязательность их сдачи в форме ЕГЭ для всех без исключения выпускников школ, в приложениях к П...