Материалы стажерской площадки: Мастер-класс "Работа с детьми с ОВЗ"
план-конспект на тему
Имеют люди с ограниченными возможностями здоровья право равноценного существования в обществе? Готово ли современное общество к принятию людей с ограниченными возможностями и внедрению инклюзивного образования? Что дает инклюзивное образование? Какие условия необходимо создать для внедрения инклюзивного образования? Какие существуют варианты инклюзивного образования? Эти вопросы были рассмотрены на мастер – классе «Работа с детьми с ОВЗ». Особое внимание уделено вопросу психологической готовности педагогов к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях массовой школы.
Для каждого ребенка с ОВЗ составляется индивидуальная образовательная программа (ИОП). В ходе мастер – класса, работая по группам, педагоги приобрели первоначальный опыт ее разработки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_zanyatiya.docx | 33.5 КБ |
iop1.docx | 15.34 КБ |
iop_2docx.docx | 14.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс «Работа с детьми c ОВЗ»
Цель: привлечение внимания учителей школ к проблемам инклюзивного образования.
Задачи:
1. Создать условия для привлечения внимания к детям с ограниченными возможностями здоровья;
2. Привлечь внимание и заинтересовать в поиске возможных решений проблемы инклюзивного образования;
3. Познакомить с индивидуальной образовательной программой.
Участники: учителя школ.
Ожидаемый результат:
Осознание и принятие основных принципов инклюзивного образования участниками и гостями мастер-класса, понимание значимости поставленной проблемы:
1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
2. Каждый человек способен чувствовать и думать.
3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
4. Все люди нуждаются друг в друге.
5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, чего не могут.
8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Здравствуйте, уважаемые участники мастер-класса. На нашей планете Земля живёт много семей. Все семьи разные. Но где-то есть семья, которая заселила, целую деревню. В этой семье были молодые и зрелые, богатые и не очень, здоровые и инвалиды. Но никто и никогда не слышал, что бы в этой семье были ссоры, драки, обиды друг на друга. Жители соседних деревень не понимали, почему в этой семье нет раздора. С этим вопросом они обратились к старейшине семьи. На что он ответил: «В нашей семье главное – это любовь, уважение, доброта и взаимопонимание. Мы всё делаем вместе. И девиз нашей семьи: «Мы вместе!»
Школа – это тоже одна большая семья. И в этой многодетной семье много разных детей, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому нам, людям, в чьих руках находится детство, очень важно научить детей уважению, взаимопониманию, добру, любви ко всем без исключения, чтобы сделать нашу большую семью счастливой… Что бы мы всегда могли сказать: «Мы вместе! Мы счастливы! »
Давайте сделаем первый шаг навстречу взаимопониманию. Перед собой вы видите нитки мулине и ножницы, из них мы будем изготавливать куколок. С давних времен куклы использовались для игры, в качестве оберегов, но мы найдем им иное применение.
Я свяжу тебе жизнь
Из пушистых мохеровых ниток.
Я свяжу тебе жизнь,
Не солгу ни единой петли.
Я свяжу тебе жизнь,
Где узором по полю молитвы —
Пожелания счастья
В лучах настоящей любви.
Я свяжу тебе жизнь
Из веселой меланжевой пряжи.
Я свяжу тебе жизнь
И потом от души подарю.
Где я нитки беру?
Никому никогда не признаюсь:
Чтоб связать тебе жизнь
Я тайком распускаю свою.
Вот так и мы, ради жизни близких людей готовы на любые жертвы, ради детей, какими бы они не были, но это наши дети и они заслуживают счастья.
На последнем этапе изготовления ведущий предлагает участникам придумать характер и историю своей кукле, наделить ее качествами толерантной личности, основываясь на цвете ниток, своих впечатлениях, жизненном опыте.
Первым о своей кукле рассказывает ведущий, например:
- Мой человечек появился на свет из пряжи ярко-желтого цвета, он такой же жизнерадостный и яркий, самое главное его качество – это оптимизм и жизнелюбие.
Далее каждому участнику предлагается представить своего человечка, последним выступает заранее подготовленный участник (он изготавливает куклу с одной рукой) и дает описание:
- Мой человечек появился на свет из ниток синего цвета, он инвалид, но обладает качествами очень сильной личности и огромной силой духа…
II блок.
Скажите, пожалуйста, как вы считаете:
- Имеют люди с ограниченными возможностями здоровья право равноценного существования в обществе?
В России десятилетиями сложилась система по раздельному обучению здоровых детей и ребят с ограниченными физическими возможностями. Для детей с инвалидностью созданы специализированные профилированные по заболеванию школы. У такой системы есть свои плюсы и минусы. С одной стороны, в этих учреждениях созданы особые условия для занятий с такими детьми, работают врачи, специальные педагоги.
Но во многом из-за обособленности специальных коррекционных образовательных учреждений уже в детстве происходит разделение общества на здоровых и инвалидов. В нашем обществе, к сожалению, за долгие годы сложилось убеждение, что инвалид – не такой, а может быть, даже опасен. Но ведь инвалид инвалиду - рознь. Конечно, речь не идет о тяжелых случаях, понятно, что, например, детей с серьёзным отставанием в развитии, слепых, глухих, немых одинаковыми методами и по одной программе со здоровыми детьми невозможно. Но если это несущественный дефект, который не мешает ребенку учиться среди здоровых детей, не лучше ли его отдать в обычную школу.
Альтернатива такой системы – инклюзивное образование, совместное обучение ребят с ограничениями физического развития и здоровых детей в обычных, общеобразовательных школах.
- Что дает инклюзивное образование?
Успех совместного обучения несет в себе много радости – как для самих особых детей, так и для их родителей, для которых школьная успешность их ребенка – это прорыв на пути к нормализации жизни семьи и ее социальной адаптации в обществе.
Для здоровых детей присутствие в классе «особых» учеников дает возможность обрести опыт толерантности, внимательного отношения и заботы к другим людям
- Готово ли современное общество к принятию людей с ограниченными возможностями и внедрению инклюзивного образования?
Центром социальной политики и гендерных исследований был проведен опрос среди разных групп населения, чтобы выяснить, насколько готово общество к образовательной инклюзии (совместное образование). Оказалось, что большинство россиян, как инвалиды, так и относящие себя к здоровым людям, считают, что обучение детей-инвалидов должно проходить именно в специализированных школах – так считает около 62 процентов всех опрошенных. Причем больше всего сторонников такого раздельного обучения – это инвалиды по слуху и инвалиды по зрению. А вот каждый четвертый инвалид с нарушением опорно-двигательной системы допускает и даже приветствует совместное обучение в общеобразовательных школах.
- Какие условия необходимо создать для внедрения инклюзивного образования?
Например, совершенствование материально – технической базы, создание программ для работы с детьми с ОВЗ, повышение квалификации педагогов для работы с детьми с ОВЗ и т.д.
И последний вопрос:
- Как вы думаете, мы должны помогать этим людям?
Конечно, ДА! Я очень рада и благодарна вам за то, что наше мнение не разделилось. Только вместе мы можем справиться с поставленными задачами
III блок.
Итак, в настоящее время все чаще в педагогической практике стало появляться понятие «инклюзивное образование». В большинстве случаев под ним понимается обучение детей-инвалидов в массовой школе. Однако если обратиться к толкованию понятия, то мы увидим несколько другой смысл. Инклюзивное образование (фр. inclusif-включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю) – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей — обеспечивается равное отношение ко всем людям, но создаются особые условия для детей с особыми образовательными потребностями.
Нужно понимать, что инклюзия – не только физическое нахождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе. Это изменение самой школы, школьной культуры и системы отношений участников образовательного процесса, тесное сотрудничество педагогов и специалистов, вовлечение родителей в работу с ребенком.
Особую роль в процессе обучения детей с ОВЗ играют взаимоотношения между педагогами и родителями. Родители лучше знают своего ребенка, поэтому в решении ряда проблем педагог может получить от них ценный совет. Сотрудничество учителей и родителей поможет посмотреть на ситуацию с разных сторон, а, следовательно — позволит взрослым понять индивидуальные особенности ребенка, выявить его способности и сформировать правильные жизненные ориентиры.
Сегодня среди учителей массовой школы довольно остро стоит проблема отсутствия необходимой подготовки к работе с детьми с особыми образовательными потребностями. Обнаруживается недостаток профессиональных компетенций педагогов в работе в инклюзивной среде, наличие психологических барьеров и профессиональных стереотипов.
В зависимости от степени возможностей и потребностей образования существуют разные варианты включения (интеграции) ребенка с ООП в образовательный процесс.
Варианты инклюзивного образования
Варианты инклюзивного образования | Описание | Правила комплектования | Дозировка времени включения |
Постоянная, полная интеграция | Эффективна для тех детей с ООП, чей уровень психофизического и речевого развития соответствует или приближается к возрастной норме, кто психологически готов к совместному со здоровыми сверстниками обучению | Дети с отклонениями в развитии по 1-3 человека включаются в общеобразовательные классы | Дети в течение дня находятся с нормально развивающимися детьми |
Постоянная, неполная интеграция | Эффективна тем, кто способен наравне со своими сверстниками овладевать лишь небольшой частью необходимых умений и навыков, проводить с ними только часть учебного и внеклассного времени. | 1/3 – дети с ограниченными возможностями здоровья | Часть учебного времени, коррекционные часы, внеклассные мероприятия |
Временная, ча- cтичная интегра- ция. | Учащиеся с ООП объединяются с нормально развивающимися детьми для проведения совместных мероприятий. | Не реже 2-х раз в ме- сяц | |
Эпизодическая интеграция | Смыслом данной интеграции является целенаправленная организация хотя бы минимального социального взаимодействия детей с сочетанными нарушениями развития со сверстниками (праздники, конкурсы, выставки детских работ, кружки и т.д.) в рамках взаимодействия образовательных и межведомственных учреждений. | Если учреждение ограничено в возможностях проведения целенаправленной работы по совместному воспитанию и обучению | По приглашению |
Дистанционное обучение | Целью дистанционного обучения является предоставление детям инвалидам возможности получения образования по индивидуальной программе на дому. Является инклюзивной в сочетании с временной частичной или эпизодической инклюзией. | Согласно установленному расписанию. |
Частичная и временная формы рассматриваются как переходный этап на полную форму обучения. Любой предложенный вариант предполагает: психолого-педагогическое сопровождение: индивидуальные и подгрупповые занятия со специалистами – дефектологами (при наличии) и психологами; выбор пакета коррекционных курсов (элементов коррекционных курсов для сопровождения на занятиях) в соответствии с инклюзивным компонентом образовательного учреждения МОС. Данное направление направлено на компенсацию нарушений у детей с ООП и предоставления равных стартовых возможностей для всех обучающихся при включении в общеобразовательный процесс.
I Vблок
Для каждого ребенка с ОВЗ составляется индивидуальная образовательная программа (ИОП). Её основная цель - построение образовательного процесса для ребенка с ОВЗ в соответствии с его реальными возможностями, исходя из особенностей его развития и образовательных потребностей. Рассмотрим этапы и особенности работы над индивидуальной образовательной программой.
Диагностика
На данном этапе осуществляется:
- организация диагностической работы учителя и специалистов психолого-педагогического сопровождения;
- подготовка заключений о психологических особенностях ребенка, сформированности у него учебных навыков, специфике взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Основные задачи комплексной диагностики заключаются в определении образовательных потребностей ребенка и его возможностей, на которые можно опереться в первую очередь; а также выяснении актуальных направлений деятельности учителей и специалистов.
Разработка ИОП
Данный этап включает:
- проектирование необходимых структурных составляющих программы;
- формулирование ее цели (совместно с родителями!);
- определение круга задач в рамках реализации программы;
- определение содержания коррекционного, образовательного компонентов;
- планирование форм реализации разделов программы; определение временных границ реализации ИОП;
- определение форм и критериев мониторинга учебных достижений и формирования социальной компетентности;
- определение форм и критериев мониторинга эффективности коррекционной работы.
Реализация
Этот этап направлен на:
- организацию деятельности учителя и специалистов психолого-педагогического сопровождения в соответствии с программой и планом;
- планирование и проведение уроков с учетом задач ИОП;
- адаптацию содержания учебных материалов и пособий, подбор дидактических материалов;
- введение различных форм взаимодействия на уроке с использованием поддерживающих стратегий;
- организацию мониторинга учебных достижений и социальной компетентности ребенка;
- организацию мониторинга эффективности коррекционной работы.
Работа в группах по разработке ИОП
В каждой группе есть примерные бланки по разработке индивидуальной образовательной программы. Каждая группа в течение 10-12 минут работает по заполнению одного раздела программы. Потом совместное обсуждение по разработке ИОП. Домашнее задание доработать индивидуальную образовательную программу.
Заключительный этап.
И в конце я хочу рассказать вам притчу.
«Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Человек подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон. Казалось, на песке — миллионы морских звезд, берег был буквально усеян ими на много километров.
— Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? — спросил человек, подходя ближе.
— Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, — ответил мальчик, не прекращая своего занятия.
— Но это же просто глупо! — закричал человек. — Оглянись! Здесь миллионы морских звезд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят!
Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил ее в море и сказал:
— Да, я не смогу помочь всем, но эту звезду я могу сделать счастливой!
Тогда человек тоже поднял звезду и бросил ее в море. Потом еще одну. К ночи на пляже было множество людей, каждый из которых поднимал и бросал в море звезду. И когда встало солнце, на пляже не осталось ни одной неспасенной души.
Конечно, каждый из нас по отдельности не сможет помочь детям с ОВЗ, но если мы объединимся, то сможем сделать для этих детей гораздо больше, мы сможем сделать мир вокруг них добрее, а этих детей счастливыми.
Интернет-ресурсы:
http://www.maam.ru/detskijsad/master-klas-po-yeksklyuzivnomu-obrazovaniyu-v-do-my-vmeste.html
http://nsportal.ru/martynenko-o-a
http://newsland.com/community/3607/content/1271892
Материалы вебинара «Обучение детей с особыми образовательными потребностями»
Литература:
Специальные образовательные условия инклюзивной школы/ Семаго Н. Я.- М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2014
Сборник «Инклюзивное образование в России»- Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), 2011 г.
Инклюзивное образование/сост.: М.Р. Батятова;-М.: Классное руководство и воспитание школьников; 2015
Инклюзивное образование в схемах и таблицах. Методическое пособие./ Медова Н. А.- Томск, 2012
Основные педагогические технологии инклюзивного образования- М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2013
Предварительный просмотр:
Индивидуальный образовательный план для ребенка с ОВЗ, обучающегося в общеобразовательной школе.
Разработали:
- Общие сведения
Ф. И.О. ребенка: Возраст: | |
Школа: Класс: | |
Ф.И.О. родителей: | |
Ф.И.О. основного педагога (учителя, воспитателя): | |
Ф.И.О. специалистов сопровождения: Учитель-логопед ; Учитель-дефектолог; Педагог-психолог; Социальный педагог; Тьютор; Инструктор ЛФК | |
Заключение Основная цельна текущий период в направленииразвитияи социализации ребенка(учебный год) | |
Общие задачи на период реализации ИОП(полугодие, четверть,) | |
Режим пребывания ребенка в ОУ |
II. Создание «безбарьерной» среды (могут быть заполнены не все графы, если ребенкуне требуются специальные приспособления или дополнительное оборудование)
Потребности ребенка – компенсация способностей: контролировать свое поведение, к трудовой деятельности, к освоению образовательной программы.
Направления деятельности по созданию безбарьерной среды | Задачи на период (возможные) | Ресурсы для решения и ответственный | Сроки выполнения |
Построение комфортной среды: изменения в помещениях (классная комната; рекреация и т.д.) | |||
-Материалы для нормализации тонуса | |||
-Визуальнаяподдержка | |||
Обеспечение специализированным учебным оборудованием | |||
Обеспечение помещений школы специализированным оборудованием и приспособлениями | |||
Учебные пособия, дидактические материалы |
Предварительный просмотр:
III. Психолого-педагогическое сопровождение (заполняются теми специалистами, которые будут сопровождать ребенка)
Основное направление деятельности | Конкретные задачи на период | Режим и формы работы | Необходимый специалист | Показатели достижений | Формы оценки результатов работы (динамика развития ребенка, самоанализ деятельности специалиста) |
IV. Освоение образовательной программы: (нуждается или не нуждается в изменении программы)
Предмет (образовательная область) | Требования стандарта | Конкретные задачи для ребенка на период | Формы организации УД (Фронтальные, групповые, индивид…) | Показатели достижений (в терминологии наличия компетентности) | Формы оценки индивидуальных достижений, результатов учебной деятельности ( от стандартных- тест, устный опрос, контрольная работа и т.д.до творческих – портфолио, карта успеха и т. д.) |
Русский язык (в соответствии с календарно-тематическим планированием) | |||||
Математика | |||||
V. Формирование социальной компетентности
Направления деятельности (примерные) | Конкретные задачи на период | Ответственные | Формы деятельности | Показатели достижений | Формы оценки достижений |
Формирование адекватного поведения в учебной ситуации (на уроке) | |||||
Формирование социально приемлемого поведения в группе сверстников | |||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Стажерская площадка – как одна из форм оказания методической помощи педагогам школьного и дошкольного образования.
В работе представлен опыт организации методической помощи и обучения педагогов школ и детских садов...
Районная стажерская площадка для учителей математики 5-9 классов по теме "Роль текстовых задач на уроках в развитии математического мышления обучающихся"
Программа, пояснительная записка к ней и учебно тематический план...
Приказ ДО ХМАО об организации деятельности стажерской площадки
В приказе МБОУ "СОШ №43" определена как стажерская площадка по введению ФГОС ООО...
Деятельность Стажерской площадки на базе МБОУ "СОШ №43"
Являясь автором проекта-победителя конкурсного отбора образовательных учреждений, реализующих инновационные проекты, на присвоение статуса стажерской площадки, осуществляла сопровождение муниципальной...
Опережающее введение ФГОС ООО в МБОУ «СОШ №43» (организация работы стажерской площадки)
В сентябре 2013 года МБОУ «СОШ №43» присвоен статус стажировочной площадки по теме «Организация внутрикорпоративного повышения квалификации педагогических кадров в условиях опережающего введения ФГОС»...
Стажерская площадка "Основы работы с интерактивной доской"
Предлагаю программу работы стажерской площадки...
Материалы стажерской площадки: Модуль "Предметное обучение. Математика"
Учитывая особое место и роль в общем среднем образовании таких предметов, как математика и русский язык, обязательность их сдачи в форме ЕГЭ для всех без исключения выпускников школ, в приложениях к П...