Доклад: «Формирование ключевых компетенций у обучающихся с нарушениями слуха»
статья на тему
Главным направлением в деятельности учителя является формирование ключевых компетенций обучающихся с нарушением слуха через образование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_kompetentsii.docx | 28.03 КБ |
prezentatsiya_kompet._pedsov.pptx | 953.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад: «Формирование ключевых компетенций у обучающихся с нарушениями слуха»
Слайд 1 Формирование ключевых компетенций
у обучающихся с нарушениями слуха
Слайд 2 Концепция модернизации российского образования ставит перед нашей школой ряд задач, одна из которых — формирование ключевых компетенций у обучающихся с нарушением слуха.
Слайд3 Компетентность – овладение, обладание учителем соответствующей компетенцией, включающей его профессиональное отношение к ней и предмету деятельности.
Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности учителя, задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых, чтобы качественно и продуктивно действовать по отношению к ним.
Каждый учитель, обучающий глухих и слабослышащих детей, стремится к тому, чтобы выпускники школы смогли успешно пройти государственную итоговую аттестацию, применить знания для получения профессионального образования, реализовать свои способности на рабочем месте. Успешное будущее неслышащего учащегося — это важно каждому учителю. Готовиться к нему необходимо и школа-интернат играет в этом важную роль. У учителя - это сорок пять минут урока .
Задача системы образования, для учащихся с нарушением слуха, всегда состояла в формировании знаний у подрастающего поколения, поведенческих моделей, ценностей, которые позволят ему быть успешным вне стен школы.
Главным направлением в деятельности учителя является формирование ключевых компетенций обучающихся с нарушением слуха через образование. Развитие ключевых компетенций лучше начинать, предварительно проведя аналитико-оценочный прогноз потенциальных способностей обучающихся, используя личностно-ориентированный подход к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья.
Слайд 4 Современные ключевые компетенции -это умения и навыки в любой области деятельности.
- целостно - смысловые компетенции,
- общекультурные компетенции,
- учебно -познавательные,
- информационные,
- коммуникативные,
- социально - трудовые компетенции,
- компетенции личностного самосовершенствования.
Остановлюсь на некоторых основных (ключевых) компетенциях.
Слайд 5 Учебно-познавательная компетенция.
Первое, что является предметом познавательного интереса для неслышащих учащихся — это новые знания о мире, показ богатства, заключенного в научных знаниях, т.е. появление интереса к предмету, удивление от полученных знаний. Познавательный интерес является основой положительного отношения к учению. Активизация познавательной деятельности неслышащего ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но и практически невозможна. Особенно эффективно данный вид компетентности развивается при решении занимательных, исторических задач, а так же при проблемном способе изложения новой темы: надо создать такую ситуацию, чтобы проблема лучше опиралась на личный опыт глухого обучающегося. Трудности в обучении детей с нарушениями слуха уменьшаются в значительной степени, если применить методические приемы, учитывающие особенности общего и речевого развития глухих и слабослышащих детей, их психологические особенности.
Слайд 6 Однако, не всё может быть интересно в учебном материале. На помощь приходят игровые моменты, помогающие снять усталость и напряжение на уроке. Игры ставят учащихся в условия поиска, побуждают интерес к победе. Один раз пережив успех, глухой человек вновь и вновь будет к нему стремится. Самое главное, у слабослышащего ученика появится потребность в общении, самостоятельность в решении учебных задач, способность к самоконтролю и сопереживанию.
Одним из способов реализации данной компетентности является проведение проверочных работ в форме теста. Умение решать тесты для неслышащих учащихся будет очень полезным в будущем, т. к. им предстоит сдавать государственные экзамены в форме теста.
Слайд 7 Информационная компетенция .
Данная компетенция формируется у неслышащих учащихся на уроках, когда учитель применяет их жизненный опыт, учит самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию. Цель учителя: научить добывать нужную информацию, используя доступные источники (справочники, учебники, словари, интернет-сайты), передавать её.
Особенно важно при изучении новых терминов неслышащим учениками давать различные определения понятия, например: в математике корень -это , в биологии корень — это..., в русском языке корень — это... .
Важно проведение уроков — семинаров, уроков — конкурсов, викторин и др. Ученики при подготовке к урокам самостоятельно готовят свои доклады, используя интернет-сайты, они не только ищут нужную информацию, но и преобразуют ее нужным образом.
Слайд8 Этот вид компетенции по своей сути заключает процесс освоения обучающимися информационных технологий, т.е на уроке учитель должен обучить неслышащих детей способам работы с информационными технологиями, подготавливая их к адаптации в информационном пространстве современного мира.
Слайд 9 Ценностно-смысловая компетенция.
Наш учащийся должен для себя представлять что и как он изучает сегодня, на следующем занятии и каким образом он сможет использовать полученные знания в последующей жизни. Для развития этого вида компетентности можно применять следующие приемы:
- Перед изучением новой темы учитель рассказывает учащимся о ней, а они формулируют по этой теме вопросы, которые начинаются со слов: зачем, почему, как, чем, о чем, оценивается самый интересный, при этом ни один из вопросов не остается без ответа.
- На уроке ученики самостоятельно изучают параграф учебника и составляют его краткий конспект. Перед ними стоит задача: пересказать, пояснить прочитанное, выделить, обозначить, подвести итог, подчеркнуть, перечислить, произнести... В итоге дети учатся выбирать главное, обосновывать его важность не только для других, но и самое главное, для себя.
Слайд 10 Коммуникативная компетенция подразумевает использование различных способов взаимодействия неслышащих с окружающими людьми, развивает навыки работы в группе, владение разными ролями в коллективе. На уроках можно использовать игры: «Научи меня» (работа в паре: один — учитель, другой — ученик), «Проверь себя» (самопроверка и взаимопроверка выполнения заданий). Формирование знаний у учащегося должно обязательно осуществляется с коррекцией речевого развития и слухового восприятия.
Слайд 11 Неслышащие учащиеся испытывают трудности в усвоении учебного материала, что обусловлено их речевым недоразвитием, специфическими свойствами понятийного и логического мышления. Содержание знаний, выработанных человечеством обобщено и закреплено в словесной форме, поэтому наши учащиеся должны понимать словесную речь, включающие слова и словосочетания (речь товарищей, учителя, тексты учебников, формулировки заданий и т. п.), а также пользоваться ею.
Для формирования грамотной, логически верной речи используются различные диктанты, включающие задания на правильное произношение слов, словосоетаний, терминов и обязательно при этом должны отрабатыватся навыки чтения с губ. Устную речь обучающихся учитель развивает на каждом уроке: исправляет ошибки в ударениях, учит правильному построению фраз. Письменная речь глухих обучающихся развивается во время проведения самостоятельных и контрольных работ, теоретических вопросов.
Обучение в тесной связи с формированием словесной речи оказывает существенное влияние на овладение учащими системой знаний и формирует коммуникативную компетентность.
Слайд 12 Социально-трудовая компетенция.
Данная компетенция может быть реализована на уроках и во внеклассных мероприятиях, где ученик выполняет роль гражданина, клиента, покупателя, т. е. подразумевается овладение теми знаниями и умениями, которые он будет использовать непосредственно в своей дальнейшей жизнедеятельности. Задания можно давать социально-трудового характера, которые будут вводить обучающегося в нестандартную, но бытовую ситуацию. Применяя такие упражнения, мы формируем и закрепляем у учащегося сознательные и прочные вычислительные навыки, добиваясь того, чтобы у неслышащих людей не было проблем при подсчете сдачи, при вычислении суммы покупок в магазине до момента, как подойти к кассе, при определении количества бензина для поездки и т.д. Особенно уместно давать задания, где используются такие понятия как ссуда, ипотека, кредит, займ, скидки, ориентирующие на исследование явлений реального мира.
Слайд13
К учителю, работающему в логике компетентностного подхода, должны также предъявлятся требования. Еще Дистервег говорил, что «Плохой учитель преподносит истину, хороший — учит ее находить», а для этого он должен сам обладать педагогической компетентностью: быть ответственным, коммуникабельным, творческим, самостоятельным человеком, готовым и способным постоянно учиться новому в жизни и на рабочем месте, работать в команде, владеть методиками диагностики своего предмета и психологического развития детей.
Слайд14
Список использованной температуры:
1.Лебедев О.Е. Компетентный поход в образовании / О.Е. Лебедев// Школьные технологии. - 2004. № 5.С.3
- Стратегия модернизации содержания общего образования: материалы для разработки документов по обновлению общего образования. - М: Минобразования, 2001. - 72 с.
- Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования//Народное образование — 2003 - №2. С.58-64.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Концепция модернизации российского образования ставит перед нашей школой ряд задач, одна из которых — формирование ключевых компетенций у обучающихся с нарушением слуха.
Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности учителя, задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых, чтобы качественно и продуктивно действовать по отношению к ним. Компетентность – овладение, обладание учителем соответствующей компетенцией, включающей его профессиональное отношение к ней и предмету деятельности.
Современные ключевые компетенции - это умения и навыки в любой области деятельности целостно - смысловые компетенции, общекультурные компетенции, учебно-познавательные , информационные, коммуникативные, социально - трудовые компетенции, компетенции личностного самосовершенствования.
Учебно-познавательная компетенция Первое, что является предметом познавательного интереса для неслышащих учащихся — это новые знания о мире, показ богатства, заключенного в научных знаниях, т.е. появление интереса к предмету, удивление от полученных знаний. Познавательный интерес является основой положительного отношения к учению.
Информационная компетенция Данная компетенция формируется у неслышащих учащихся на уроках, когда учитель применяет их жизненный опыт, учит самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию. Цель учителя: научить добывать нужную информацию, используя доступные источники (справочники, учебники, словари, интернет-сайты), передавать её.
Ценностно-смысловая компетенция. Наш учащийся должен для себя представлять что и как он изучает сегодня, на следующем занятии и каким образом он сможет использовать полученные знания в последующей жизни.
Коммуникативная компетенция подразумевает использование различных способов взаимодействия неслышащих с окружающими людьми, развивает навыки работы в группе, владение разными ролями в коллективе.
Социально-трудовая компетенция Данная компетенция может быть реализована на уроках и во внеклассных мероприятиях, где ученик выполняет роль гражданина, клиента, покупателя и др., т. е. подразумевается овладение теми знаниями и умениями, которые он будет использовать непосредственно в своей дальнейшей жизнедеятельности.
Учитель должен быть ответственным, коммуникабельным, творческим, самостоятельным человеком, готовым и способным постоянно учиться новому в жизни и на рабочем месте, работать в команде, владеть методиками диагностики своего предмета и психологического развития детей.
Спасибо всем за внимание! 12
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
доклад Формирование ключевых компетенций на уроках физики
В данной работе автор рассказывает о формировании ключевых компетенций при обучении физики в средней общеобразовательной школе.Цель учебно-воспитательной системы школы - формирование целостной личност...
доклад Формирование ключевых компетенций на уроках математики
В данном докладе раскрыты основные вопросы математики, показывающие связь теории с практикой,указаны основные компетенции, задачи,умения,навыки при изучении математики....
Презентация к докладу: "Формирование ключевых компетенций на уроках математики".
Эта презентация к докладу: "Формирование ключевых компетенций на уроках математики"....
формирование коммуникативной компетенции младших школьников с нарушением слуха
материал содержит обобщение опыта по теме...
Доклад на тему: «Формирование ключевых компетентностей у детей с нарушениями слуха во внеурочное время с применением игровых технологий».
Доклад посвящен актуальной теме в работе с неслышащими учащимися. Формированию ключевых компетентностей во внеурочное время с применением игровых технологий....
Доклад на тему: «Формирование ключевых компетентностей у детей с нарушениями слуха во внеурочное время с применением игровых технологий».
Доклад посвящен актуальной теме в работе с неслышащими учащимися. Формированию ключевых компетентностей во внеурочное время с применением игровых технологий....
Формирование коммуникативных компетенций у обучающихся с нарушениями слуха, их социальная адаптация
В существующих условиях социальной жизни выступает проблема, требующая включения детей с нарушениями слуха в единую социальную целостность и саму структуру общества. Необ...