Формирование коммуникативных компетенций у обучающихся с нарушениями слуха, их социальная адаптация
презентация к уроку
В существующих условиях социальной жизни выступает проблема, требующая включения детей с нарушениями слуха в единую социальную целостность и саму структуру общества.
Необходимость формирования самостоятельности учащихся с нарушениями слуха, умения решать речевыми средствами коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения актуальна для социальной адаптации в обществе.
Главным понятием данного процесса является развитие и социализация личности, которая позволяет каждому человеку стать полноценным членом общества и проявить свои творческие способности.
Коммуникативная компетентность в современной модели образования в связи с внедрением ФГОС является одной из базовых компетентностей современного человека.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проектная группа Учителя-дефектологи ГКОУ РО РОЦОНУ Гребенкина Марина Александровна Колтунова Елена Аркадьевна Рудакова Надежда Борисовна Шестеркина Татьяна Михайловна
Актуальность проекта В существующих условиях социальной жизни выступает проблема, требующая включения детей с нарушениями слуха в единую социальную целостность и саму структуру общества. Необходимость формирования самостоятельности учащихся с нарушениями слуха, умения решать речевыми средствами коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения актуальна для социальной адаптации в обществе. Главным понятием данного процесса является развитие и социализация личности, которая позволяет каждому человеку стать полноценным членом общества и проявить свои творческие способности. Коммуникативная компетентность в современной модели образования в связи с внедрением ФГОС является одной из базовых компетентностей современного человека.
Цель проекта Формирование коммуникативной компетентности, способствующей социальной адаптации обучающихся с нарушениями слуха.
Задачи проекта Развивать мотивацию и интерес к познанию окружающего мира с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающегося к обучению и социальному взаимодействию со средой. Активизировать познавательную деятельность обучающихся. Развивать понимание речи, вербальных и невербальных средств общения. Формировать диалогическую речь. Воспитывать положительные межличностные взаимоотношения в школьном коллективе, способствующие успешной социализац ии.
Нормативно - правовая база Международные документы: Декларация ООН «О правах умственно отсталых» (1971) Всемирная декларация «О правах инвалидов» (1975) Конвенция ООН «О правах ребенка» (1989) Федеральные: Федеральный закон №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» Актуальная редакция закона 273-ФЗ от 03.07.2016 с изменениями, вступившими в силу с 01.01.2017; ФГОС для детей с умственной отсталостью от 19.12.2014 года №1599; Закон РФ «О социальной защите инвалидов» (1996) Региональные: Закон об образовании в Ростовской области от 14 ноября 2013 года №26 – зс .
Принципы (по О.Г. Тринитатской ) Общие: Принцип развития свойств и качеств личности каждого субъекта образовательного процесса. Принцип развивающего обучения. Ведущие. Принцип природосообразности и культуросообразности . Принцип индивидуального подхода. Принцип системно- деятельностного подхода Специфические. Принцип релевантности. Принцип делиберативности . Принцип диалогизации .
Методы реализации проекта Проблемно-поисковый Информационно-аналитический Информационно-творческий Контрольно-оценочный Рефлексии
Применяемые педагогические технологии Личностно- развивающие Информационно-коммуникативные Проектные Мотивационные
Участники проекта Учащиеся Учителя-дефектологи Учителя класса Воспитатели Педагог-психолог Социальный педагог Родители
Сроки и этапы реализации проекта 1 этап – подготовительный (сентябрь-октябрь 2020) 2 этап – основной ( ноябрь 2020- апрель 2021) 3 этап – оценочно-результативный (май-июнь 2021)
Первый этап- подготовительный Определение теоретических позиций на основе анализа научной литературы и педагогической практики. Ознакомление с нормативно-правовой базой. Изучение психолого-педагогических диагностик, тренингов. Определение схем отслеживания результатов проекта и форм подведения итогов, трансляции результатов. Получение информации о тенденциях развития современного коррекционного образования, об исследованиях, направленных на формирование коммуникативной компетенции обучающихся. Изучение уровня осведомленности педагогов школы по методике работы по формированию коммуникативной компетенции обучающихся. Анкетирование учащихся и их родителей по проблеме их отношения к диалогическому общению.
Второй этап- основной Организация формирования коммуникативной компетентности у обучающихся с нарушениями слуха, в следующих формах: Мониторинг занятости обучающихся в кружках, клубах по интересам. Тренинги для детей с нарушениями слуха Проведение уроков доброты. Выставки детского творчества. Все формы учебного диалога. Сюжетно - ролевые и деловые игры Учебные проекты, требующие проведения опросов, интервью. Обсуждение, дискуссии (экскурсии, фильмы) Вовлечение в работу театральных кружков.
Второй этап- основной Сотрудничество с учреждениями культуры ( библиотеки, кинотеатры, музеи, спортивные центры) Проведение конкурсов рисунков, стихов, инсценировок, тематических предметных недель. Проведение виртуальных экскурсий, интегрированных уроков. Использование ИКТ на всех этапах образовательного процесса. Формирование внутренней мотивации к развитию коммуникативной функции. Проведение диагностики промежуточных этапов и корректировка. Включение коммуникативной составляющей в каждый урок и внеклассное мероприятие.
Третий этап- оценочно-результативный Анализ промежуточных итогов реализации проекта на каждом этапе. Предоставление отчета о проделанной работе. Формулирование теоретических выводов, корректировка недочетов. Определение перспективных направлений совершенствования данного проекта. Создание педагогами в рамках реализации проекта, программ, проектов, методических разработок. Информирование общественности о результатах реализации проекта. Обобщение и распространение опыта работы педагогов.
Ожидаемые результаты внедрения проекта Социализация школьника с нарушениями слуха. -Повышение общей культуры речи и общения учащихся. -Формирование и развитие определённых знаний, умений, опыта коммуникативной компетентности, которые будут способствовать гармонизации межличностных взаимоотношений, содействующих успешной социализации обучающихся .
Риски в реализации проекта Недоразвитие эмоционально-волевой сферы. Частое проявление агрессивности. Познавательная активность на недостаточном уровне. Сведения и представления об окружающем мире ограничены. Низкий уровень развития речи, бедный словарный запас. Использование в речи стандартных речевых конструкций. Отсутствие самостоятельности в общении, трудности в установлении контактов, неуверенность в себе. Выраженные трудности социальной адаптации.
Преодоление рисков Использование индивидуальных слуховых аппаратов и звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования. Использование ситуативнообусловленного подхода к развитию речевого общения. Формирование монологической речи при развитии коммуникативных навыков. Использование информационных педагогических технологий на уроке.
Критерии эффективности проекта Положительная динамика качественных изменений в развитии коммуникативных компетенций учащихся с нарушениями слуха. Активное включение учащихся и педагогов в проектную и исследовательскую деятельность. Создание фонда разработанных в рамках реализации проекта программ, методических разработок. Успешность выпускников в дальнейшей социализации и повышение качества образования. Позитивная динамика удовлетворенности качеством образования родительской общественностью.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лабораторный практикум по физике в основной школе как средство формирования коммуникативной компетенции у обучающихся
Статья раскрывает механизм построения педагогического иследования по данной теме. Автор повествует о возможности и необходимости использования всех средств педагогического процесса для формирования ко...
формирование коммуникативной компетенции младших школьников с нарушением слуха
материал содержит обобщение опыта по теме...
Формирование коммуникативной компетенции у обучающихся школы с нарушениями речи
У обучающихся школы с нарушениями речи к началу школьного обучения недостаточно сформированы языковые средства, задерживается формирование коммуникативной и обобщающей функции речи. Особен...
Доклад: «Формирование ключевых компетенций у обучающихся с нарушениями слуха»
Главным направлением в деятельности учителя является формирование ключевых компетенций обучающихся с нарушением слуха через образование....
Педагогический проект: « Формирование коммуникативной компетенции у обучающихся на уроках русского языка и литературы»(2017г)
ldquo;Язык – это инструмент, надо учиться языку, надо расширять свой лексикон,учиться облекать свои впечатленияв более совершенную, яркую, простую форму ”.М. Горький...
Педагогический проект «Формирование коммуникативной компетенции у обучающихся c ОВЗ на уроках развития речи»
Поиск методов и технологий педагогического воздействия, позволяющих наиболее эффективно формировать коммуникативную компетенцию у обучающихся c ОВЗ ....
Использование коллективных форм работы по формированию коммуникативных навыков у детей с нарушением слуха, имеющих задержку психического развития.
В статье представлены формы коллективной работы с глухими школьниками имеющими задержку психического развития по вормированию коммуникативной деятельности в процессе коллективной работы. Отражены прин...