Статья "Использование модульной и модульно-блочной технологий на уроках русского языка в старшем звене"
статья по теме
Основная задача учителя сегодня – это воспитать компетентного ученика, способного «самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); развернуто обосновывать суждения, определять собственные отношения к явлениям современной науки». Поэтому творческий учитель всегда находится в поиске, меняет не только форму обучения, но и ищет эффективные методы обучения. Из многообразия современных образовательных технологий в качестве ведущей выделяю модульную и модульно-блочную.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_modulnoy_i_modulno.docx | 38.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование модульной и модульно-блочной технологий на уроках русского языка в старшем звене.
Основная задача учителя сегодня – это воспитать компетентного ученика, способного «самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); развернуто обосновывать суждения, определять собственные отношения к явлениям современной науки». Поэтому творческий учитель всегда находится в поиске, меняет не только форму обучения, но и ищет эффективные методы обучения. Ведь и от применяемых методов зависит во многом успех всего образовательного процесса. Но не всегда используемый метод дает высокий коэффициент обучения, особенно если он используется один без связи с другими. Из совокупности определенным образом связанных форм и методов обучения создаются системы занятий, обладающие качествами образовательной технологии.
Из многообразия современных образовательных технологий в качестве ведущей выделяю модульную и модульно-блочную. Внедрять её в практику своей работы начала в 2006-2007 учебном году. Проводя анализ существующей по данной теме литературы, отметила, что еще в начале 70-х годов была создана концепция укрупнения дидактических единиц, при которой учебный материал предъявляется ученику крупным блоком. Причем, этот блок характеризуется не столько объемом выдаваемой информации, сколько наличием связей: взаимно-обратными мыслительными операциями, взаимно-обратными, аналогичными и трансформированными задачами. На основе этой концепции и были разработаны модульно-блочные технологии. [5].
Данная технология актуальна тем, что, во-первых, принцип работы строится на идеях развивающего обучения. Если школьник выполняет задание с дозированной помощью учителя или одноклассников, то он «находится в зоне своего ближайшего развития»[1]. Такой подход способствует созреванию функций психики ребенка: то, что сегодня он делает с помощью других, завтра сможет сам, т.е. один цикл завершается, ученик переходит в зону актуального развития.
Во-вторых, изучение теоретического материала реализуется посредством дифференциации содержания и дозы помощи ученику, а также организацией учебной деятельности в разных формах (индивидуальной, групповой, в парах постоянного и сменного состава).
В-третьих, модульное обучение обеспечивает самостоятельное прибавление дополнительных знаний к уже известным и их перенос в новые условия - ученик учится самостоятельно усваивать новый материал.
Цель модульного обучения и заключается в содействии развитию самостоятельности учащихся, их умению работать с учетом индивидуальных способов проработки учебного теоретического материала.[1]
В модульной технологии минимальной единицей учебного процесса может быть урок-модуль или цикл уроков - модулей. Модуль может включать в себя 1 урок, 2- 4, в зависимости от объема теоретического материала. Каждый модуль имеет свою интегрирующую дидактическую цель. Поэтому каждая интегрирующая дидактическая цель делится на частные дидактические цели и на их основе выделяются учебные элементы (УЭ):
1.УЭ-0-цели и задачи модуля; 2. УЭ - (п) - выходной (завершающий) контроль;
3.УЭ - (п) - рефлексия.
При работе по модульной технологии за основу беру логическую структуру урока, предлагаемую П.И.Третьяковым [4]:
Модуль | |
Состав | Содержание учебного элемента |
УЭ 0 | Постановка целей урока |
УЭ 1 | Входной контроль. Повторение изученного |
УЭ 2 | Изучение теоретического материала по новой теме |
УЭ 3 | Закрепление материала |
УЭ4 | Самопроверка (промежуточный контроль) |
УЭ 5 | Осмысление (рефлексия) |
УЭ 6 | Экспертный контроль (выходной контроль) |
Домашнее задание |
Модульная технология эффективна не только при изучении новой орфограммы, но и на уроках обобщения. К X классу в сознании ученика не складывается система орфографии. Поэтому один час русского языка в X-XI классах даёт хорошую основу для систематизации, обобщения этих знаний, полученных в предыдущие годы. На таких уроках повторять правила правописания в том же виде, в каком они изучались в V-IX классах, с упражнениями того же уровня и т.д., — дело для старшеклассника неинтересное. Правила надо обобщать, предлагать в теоретически осмысленном виде. Следовательно, обобщающие занятия должны быть новым этапом в работе уже с изученным, известным, внутренне обусловленным завершением всей работы по орфографии.
На уроках обобщающего характера наиболее рациональным является принцип блокирования знаний, блоковости, который представляет классификацию материала в едином ключе. В блоке мы укрупняем единицы, логически связанные, и начинаем работать на основе модульно-блочной технологии. Структура работы на таких уроках отличается от традиционной тем, что опросы у доски сводятся до минимума; старшеклассники заводят две тетради: одну - для теоретического материала, другую, разрезанные на отдельные листы, — для контроля. Все тренировочные упражнения носят систематизирующе - обобщающий характер. На таких уроках широко применяю взаимоконтроль с последующим общим подробным корректирующим анализом. Класс может проверять работы не только своего соседа по парте, но и работы идентичного характера параллельного класса и выставлять оценки за работу на каждом уроке. [3]
В старших классах при повторении и систематизации теоретического материала по орфографии, подготовке к итоговой аттестации по форме ЕГЭ целесообразными являются такие формы обучения, как лекционно-семинарские, семинары и семинары-практикумы.
Общая структура блока такова:
Таблица №1
№ | Содержание этапа | Задачи |
1 | Открытие модуля (входной контроль, постановка проблемы ). Программированная лекция | Подготовка учащихся к работе над усвоением новых знаний. Обеспечение мотивации учащихся. Обеспечение восприятия, осмысливания. |
Серия уроков-семинаров репродуктивного характера, где рассматриваются теоретические вопросы и решаются задачи обязательного уровня. | Установление правильности и осознанности нового материала. Выявление пробелов и коррекция знаний. Обеспечение усвоения новых знаний. Формирование целостной системы ведущих знаний по теме. | |
Серия уроков-практикумов, на которых решаются задачи разного уровня. | Обеспечение усвоения способов действий в стандартных и измененных условиях. Коррекция знаний и способов действий. Формирование целостной системы способов. | |
Контроль в форме зачета или контрольной работы. | Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий. | |
Резюме (обобщение модуля). | Коррекция знаний и умений. Систематизация знаний и умений. Выделение мировоззренческих идей. Определение перспективы. |
Структура семинара несколько другая. [2]
Таблица №2
ВП | ИНМ | ТМ | ИНМ | (РДО) | ОП | Кр | КОР. | ||||||||
Вводное повторение | Изучение нового материала | Тренинг- Минимум | Дополнитель ный объем | Развивающее дифференциро ванное обучение | Обобщающее повторение | Контрольная работа | Урок коррекции | ||||||||
Блок таких занятий состоит из 8 модулей, а каждый модуль в себя включает несколько уроков. Это типовая структура, но возможны ее варианты: членения модулей на части, выпадение каких-то модулей, появление новых. Главное - соблюсти основные принципы: целостность, дифференциация, постоянная обратная связь. Большой акцент делается на самостоятельную деятельность учащихся.
Основными средствами диагностики являются текущие устные опросы или срезы, письменные контрольные работы с фиксацией и обработкой результатов, устные или письменные зачеты по окончании изучения темы. [5]
ВП | ИНМ | ТМ | ИНМ (Доп.мат.) | (РДО) | ОП | Кр | КОР. | ||||||||
5 | 3 | 4 | 5 | 4 | 4 | 4 |
Листок контроля выглядит таким образом:
Таблица № 3
Итог выставляется на основании 3-х оценок: средняя (ОП) + контрольная работа +коррекция или 2-х: средняя (ОП) + контрольная работа или 4-х, если появились дополнительные материалы. По итогам работы учащийся может получить комплексную оценку за все модули блока или за каждый из модулей в отдельности. Все оценки вносятся в листок контроля, на основе чего простраивается мониторинг успешности.
Как известно, учет успеваемости учащихся 10—11-х классов осуществляется по полугодиям. В течение этого периода каждый из учащихся имеет право пересдать тот или иной модуль из изученных блоков в случае, если более глубоко (пo сравнению с моментом сдачи зачета) освоил материал или усовершенствовал умения и навыки. (Пересдачи осуществляю за счет часов индивидуальных занятий).
Современный урок невозможно представить без информационных технологий. На разных этапах урока по модульной и модульно-блочной технологий компьютер использую по своему усмотрению. При изучении нового материала можно теоретические схемы проецировать; в тренинге-минимуме можно компьютер использовать как обучающую машину, а в развивающем дифференцированном закреплении – как средство усиления интеллекта для групп, работающих над задачами общего и особенно продвинутого уровней.
Таким образом, при работе над повышением орфографической грамотности учащихся практика применения модульно-блочной технологии показывает, что она эффективна, вызывает интерес у учащихся и прививает им навыки самостоятельной деятельности, которые сегодня так необходимы. А также работая над теоретическими блоками, учитель концентрирует внимание учащихся на одной теме, системно дает материал, блокируя в опорные схемы.
Таким образом, работа на занятиях обобщающего типа по модульно-блочной технологии в старшем звене имеет свои положительные стороны.
Во-первых, систематизированный теоретический материал подается учащимся крупными «порциями». В целом теоретический материал выражен компактно, экономно и в то же время доступно для учащихся. Блоковая подача теоретического материала способствует формированию у школьников представлений о системе лингвистических знаний.
Во-вторых, по орфографическому блоку материал проще, быстрее и прочнее усваивается. Часто учащиеся пытаются по аналогии самостоятельно составлять орфографический блок.
В-третьих, составление теоретического блока ведет к реальному сотрудничеству учащихся с учителем. Если на уроке блок составляется классом, то учащиеся чувствуют себя его создателями.
В-четвертых, работая с блоками, учащиеся раскрепощаются (на помощь приходит справочная тетрадь, посмотрел и вспомнил, начал сомневаться — проверил). Даже слабые ученики начинают чувствовать себя увереннее. Они мыслят, активно работают.
Таким образом, модульно-блочная система -
- это довольно гибкая система: позволяет учитывать специфику конкретного класса, особенности учебного материала, глубину его изученности и степень усвоения учащимися;
- это довольно простая система: школьники четко и ясно представляют выполняемый объем работы, объем информации, который они должны усвоить; умения и навыки, которыми они должны овладеть;
- это довольно четкая система: в блоке объединено определенное количество постоянно повторяющихся модулей, суть и назначение которых ясны и понятны обучающемуся; каждый из модулей позволяет выработать одно из умений, являющихся объектами проверки учебных достижений школьников.
Как и в любой методике, при работе по модульно-блочной системе возникает ряд трудностей:
а) для учителя: распечатывать большое количество материала, подбирать необходимые тексты, систематизировать работу по теории, проверять большой объем письменной работы, выполненной учащимися, подбирать и готовить разнообразные задания;
б) для учащихся: сопоставлять различные источники, обобщать большой объем материала и делать выводы, составлять конспекты, правильно распределять время работы, оценивать свою работу и работу товарищей.
Но, несмотря на все эти недостатки, модульно-блочная технология помогает учителю выявить в старших классах возможности и закономерности создания оптимальных условий для учебной деятельности, обеспечить психологический комфорт, содействующий развитию способностей и общего интеллектуального потенциала учащегося.
Список использованной литературы
1 | Блохин, Н.В., Травин, И.В. Психологические основы модульного профессионального ориентированного обучения. - М, 2003, с. 23. |
2 | Гузеев, В.В. Организация урока в форме проблемного семинара // Народное образование- 2002- № 8. |
3 | Гузеев, В.В. Образовательная технология XXI века: деятельность, ценности, успех.- М., 2004, с.11. |
4 | Третьяков, П.И., Сенновский, И.Б. Технология модульного обучения в школе. - М.: Издательство «Новая школа»,2001,с. 15. |
5 | Шамова, Т.И. Основы технологии модульного обучения.// Химия в школе. -1995. - №2. |
[1] Давыдов, В.В. Виды обобщения в обучении.- М., 1972, с.21.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модульная технология на уроке русского языка. Закрепление материала по теме "Знаки в БСП"
Разработаны два урока по теме "БСП. Знаки в них". 1 урок тренировочного характера на понимание и отработку правила постановки знаков препинания в БСП. Уровень сложности один, рассчитан на средне...
Модульная технология на уроках русского языка (осуществление входного и промежуточного контроля по русскому языку в 5 классе)
Справка писалась в рамках аккредитации школы. Изучение темы проводилось в модульной технологии. Надеюсь, поможет сэкономить время учителя....
Применение блочно-модульной технологии на уроках русского языка
Данная технология базируется на деятельностном и личностно ориентированном подходе, опирается на теорию развивающего обучения. Модульное занятие позволяет...
Практические приемы технологии критического мышления на уроке английского языка в старшем звене
Использование приема Insert на практике...
Статья "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА. МОДУЛЬНО-БЛОЧНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ".
Статья посвящена использованию модульно-блочной технологии на уроке русского языка....
Блочно-модульные технологии на уроках русского языка (из опыта работы)
В данном материале описывается использование БМТ на уроках русского языка...
статья "Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках иностранного языка в старшем звене"
Сегодня педагогическая деятельность должна отвечать современным требованиям образовательного процесса. Обучение иностранному языку сводится к практическому владению им на уровнях повседневного общения...