статья "Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках иностранного языка в старшем звене"
статья

Сегодня педагогическая деятельность должна отвечать современным требованиям образовательного процесса. Обучение иностранному языку сводится к практическому владению им на уровнях повседневного общения и профессиональной сферы. Актуальность нашей работы заключается в том, что использование современных информационно-коммуникационных технологий позволяет повысить уровень мотивации и познавательный интерес обучающихся к иностранному языку, а также применить технологию интерактивного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.95 КБ

Предварительный просмотр:

Сегодня большая часть педагогов активно осваивает и применяет в процессе обучения иностранному языку   информационно-коммуникационные технологии. Однако наряду с позитивными тенденциями в освоении современных ИКТ и построении процесса обучения иностранному языку на их основе, в некоторых случаях приходится говорить о нецелесообразном использовании ИКТ в образовательном процессе.

Причиной такого узкого восприятия потенциала ИКТ на уроках иностранного языка может являться ограниченное видение дидактических свойств и функций современных ИКТ.  Задача ИКТ состоит не в дублировании традиционных средств обучения для достижения одинаковых целей, а в обогащении образовательного процесса. Используя на уроках современные ИКТ, мы тем самым создаем реальные условия для развития у обучающихся дополнительных умений и стратегий в более высокой степени.

В этой связи изучение вопроса о дидактических свойствах и функциях ИКТ особенно актуально и необходимо, на наш взгляд, так как владение данными современными технологиями поможет учителям повысить эффективность учебного процесса.

Достаточно четко и полно описаны различия между дидактическими свойствами и функциями в работе Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркиной и М.В. Моисеевой [9, С. 154]. Дидактические свойства современных ИКТ – основные характеристики, признаки конкретных технологий, отличающие одни от других, существенные для дидактики (включая лингводидактику) как в плане теории, так и в плане практики. Под дидактическими функциями современных ИКТ понимаются внешние проявления средств ИКТ, используемые в учебно-воспитательном процессе для реализации поставленных целей [9, С. 158].

В нашей исследовательской работе будут описаны 11 дидактических свойств современных ИКТ.

Многоязычие и поликультурность информационных Интернет-ресурсов. Огромное количество информационных ресурсов на различных языках мира размещено в сети Интернет. И это количество стремительно увеличивается с каждым днем. Значительная часть данных ресурсов представлена на английском языке в разных его вариантах (британский, американский, канадский, новозеландский, австралийский, и т.п.), диалектах и социолектах. Более того, Интернет располагает поиском материала о разных культурных (этнических, социальных, религиозных, профессиональных и т.п.) группах страны изучаемого языка. Благодаря такому разнообразию материала возможна реализация принципа диалога культур, а также создание у обучающихся представления о языковом и культурном многообразии страны изучаемого языка и о культурном многообразии, что является нормой сосуществования культур в современном поликультурном мире.

Многоуровневость информационных Интернет-ресурсов. Информационные материалы, размещенные в сети-Интернет, могут быть созданы как обычным ребенком, так и профессором университета; как для учебных целей, так и аутентичных ресурсов (для «носителей» языка и культуры). Разные источники содержат информацию, варьируемую разным уровнем языковой сложности и разной глубиной освещения культурных и социально значимых вопросов. Поэтому использовать данные ресурсы можно на всех этапах обучения. При этом остается важным соблюдение ряда критериев при отборе учебного материала такого рода. Так, преподаватель должен учитывать такие критерии как культурно-историческая сложность материала, источник информации, надежность, актуальность, культуросообразность и объективность информации.

Разнообразие функциональных типов Интернет-ресурсов. В сети Интернет существуют информационные (текстовые, графические, аудиовизуальные) материалы, сетевые энциклопедии, электронные библиотеки, виртуальные туры по известным музеям и галереям, Интернет-СМИ, Интернет-каталоги, Интернет- магазины и т.п. Применение в процессе обучения различных функциональных типов позволит сформировать у обучающихся умения работать с разными типами источников с целью извлечения необходимой информации, а также значительно обогатить их языковую и культурную практику.

Мультимедийность ресурсов объясняется широким выбором форматов представления информации: текст, графика, цветные изображения, аудиофайлы, видеозаписи, анимация. Данные форматы приблизят учебный класс к языковой и социокультурной среде изучаемого языка.

Гипертекстовая структура документов - это особая иерархическая связь между частями информации, создающая дополнительные возможности для свободной навигации по Интернет-документу, удобного перехода от одного раздела документа к другому, перехода на дополнительные ресурсы сети Интернет по освещаемой проблематике. Быстрая навигация по Интернет-ресурсам делает работу более быстрой и удобной.

Возможность создания личной зоны пользователя. Пользователь сети Интернет имеют возможность создавать свою личную зону на различных социальных сервисах (блог, вики, подкасты) и в социальных сетях (VKontakte, Instagram, Facebook, Twitter, etc). Там можно разместить информацию по любой интересующей теме любого формата для всеобщего доступа, хранения и распространения. Более того, размещенный контент пользователя всегда можно редактировать (добавлять что-либо, изменять, удалять и т.п.). Такое свойство современных ИКТ поможет развить у обучающихся умения представлять себя, обозначать собственные интересы, выступать в качестве представителя своего класса, школы, города, страны, культуры и пр.

Возможность организации синхронного и асинхронного общения. Использование ИКТ дает возможность для организации синхронного (чат, технология Skype, Zoom) и асинхронного (электронная почта, веб-форум, блог) общения между Интернет-пользователями. Данное дидактическое свойство может быть использовано в реализации телекоммуникационных проектов между российскими школьниками и студентами, а также с зарубежными сверстниками, когда обучающиеся во внеаудиторное время совместно работают над решением поставленной проблемы, используя при этом изучаемый язык в качестве средства общения.

Возможность автоматизации процессов информационно-методического обеспечения и организации управления учебной деятельностью обучающихся и ее контроль. Информационно-методическое обеспечение учебной деятельности представляет собой систему информации, обладающую методическими свойствами и необходимую для обеспечения учебной дисциплины «Иностранный язык». Учебные ресурсы сети Интернет вместе с информационно-справочными ресурсами могут являться информационно-методическим обеспечением учебного процесса. Кроме того, сетевое программное обеспечение (ПО) (ПО управления процессом Moodle, ПО по созданию сетевых языковых тестов Hot Potatoes) может быть использовано для организации управления учебной деятельностью и автоматизированного контроля сформированности языковых навыков и развития речевых умений.

Дидактические свойства и функции современных ИКТ, проанализированные выше, способствуют, по нашему мнению, созданию информационной образовательной среды, в которой обучающиеся могут формировать языковые навыки, развивать речевые умения и межкультурную компетенцию. Обучение иностранному языку на основе ИКТ должно выступать не в качестве дополнительного, а альтернативного или аналогового варианта обучения. Значительное обогащение языковой и социокультурной практики возможно именно при использовании современных ИКТ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно-коммуникационные технологии на уроках иностранного языка.

Особую актуальность тема информационно-коммуникационных технологий на уроках приобретает в настоящее время,  когда основными стратегическими целями в свете модерниз...

Информационно-коммуникационная технология на уроках иностранного языка

Использование компьютерной технологии в обучении, в частности, иностранным языкам в значительной мере изменило подходы к разработке учебных материалов по этой дисциплине....

Информационно-коммуникационные технологии на уроках иностранного языка

Среди проблем, решаемых методикой иностранных языков, развитие аспектов иноязычной коммуникативной компетенции во всем многообразии её компонентов  является одной из наиболее актуальных. Использо...

«Формирование общеучебных умений через использование Интернет-технологий на уроках иностранного языка в старших классах»

Данный материал позволяет обобщить возможности формирования общеучебных действий старшеклассников через использование Интернет-технологий при обучении 4 видам речевой деятельности.Практическая направл...

Информационно-коммуникационные технологии на уроках иностранного языка

В статье отмечается роль информационно-коммуникационных технологий в развитии ИТК-компетентности учащихся. Указываются формы развития универсальных учебных действий с применением ИКТ; приёмы для деяте...

Статья "Использование модульной и модульно-блочной технологий на уроках русского языка в старшем звене"

Основная задача учителя сегодня – это воспитать компетентного ученика, способного «самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оце...

Методические рекомендации "Использование информационно- коммуникационных технологий на уроках иностранного языка как одного из способов повышения качества и интенсивности процесса обучения."

Методические рекомендации "Использование информационно- коммуникационных технологий на уроках иностранного языка как одного из способов повышения качества и интенсивности процесса обучения"...