Применение блочно-модульной технологии на уроках русского языка
статья по русскому языку по теме
Данная технология базируется на деятельностном и личностно ориентированном подходе, опирается на теорию развивающего обучения. Модульное занятие позволяет использовать весь арсенал методов и форм обучения, накопленных школьной практикой, т.к. модульное обучение является интегративной технологией.
Использую элементы модульной технологии, начиная с уроков в 5 классах. Она соответствует требованиям ФГОС. Предлагаю материалы из моего выступления на городской конференции учителей-победителей ПНПО "Образование" 5 марта 2013г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
szhataya_zip-papka_2.zip | 2.3 МБ |
Предварительный просмотр:
Технология модульного обучения в моей практике
Руководящей основой дидактики пусть будет
исследование и открытие метода, при котором
учащие меньше бы учили, а учащиеся больше
бы учились, в школах было бы меньше шума,
одурения, напрасного труда, а больше радостей
и основательного успеха.
Ян Амос Коменский
По моему мнению, блочно-модульная технология соответствует тем целям и задачам, которые изложены в концепции модернизации содержания общего образования.
В выборе технологии модульного обучения привлекательным для меня стало и то, что данная технология базируется на деятельностном и личностно ориентированном подходе, опирается на теорию развивающего обучения. Модульное занятие позволяет использовать весь арсенал методов и форм обучения, накопленных школьной практикой, т.к. модульное обучение является интегративной технологией.
Применение блочно-модульной технологии предполагает:
- опережающее изучение теоретического материала укрупненного блоками-модулями;
- алгоритмизацию учебной деятельности;
- поуровневую индивидуализацию обучающей деятельности;
- дальнейшее успешное самообразование;
- перевод учителя из режима информирования в режим консультирования и управления учебной деятельностью ученика.
Ребята учатся работать самостоятельно, учатся целеполаганию, самопланированию, самоорганизации и самоконтролю, учатся общаться и помогать друг другу. Эффективность обучения будет намного выше, если ученик сможет овладевать знаниями сам, а учитель управлять этим процессом - мотивировать, организовывать, консультировать, контролировать. Мотивация обучения повышает интерес к предмету.
Важным условием перехода на модульное обучение считаю умение школьников работать самостоятельно. Только в этом случае модульные уроки будут проходить эффективно. Поэтому в своей работе использую элементы модульной технологии при изучении отдельных тем школьного курса, формируя у них тем самым навыки самостоятельной работы.
Убедилась в том, что первые уроки по модульной технологии лучше проводить на уроках систематизации и обобщения. Если эта работа понравится и пойдёт гладко, можно использовать модули и при изучении нового материала
Очень важный аспект блочно-модульного обучения - это дифференциация.
Блочно-модульное обучение делает акцент на овладение ключевыми компетенциями – ценностно-смысловой, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, позволяет осуществлять внутрипредметные и межпредметные связи, интегрировать учебное содержание, формируя его в логике ведущего учебного предмета, она является здоровьесберегающей технологией.
Психологи и педагоги-практики, которые в течение многих лет проводили исследования этой технологии, утверждают, что применение блочно-модульной педагогической технологии создаёт телесное, сенсорное и психомоторное раскрепощение учащихся в учебном процессе для сохранения их психического и физического здоровья. Уроки, построенные по блочно-модульной технологии, вызывают у них гораздо меньшее напряжение и беспокойство, а степень понимания изучаемого материала выше, чем на традиционных уроках. Всё это способствует сохранению уравновешенного психического состояния учащихся, делает данную технологию здоровьесберегающей.
Разработала уроки по модульной технологии в 5,7,8, 9 классах по русскому языку. Дала серию открытых уроков по темам: «Деепричастие. Обобщение изученного» (7А кл.); «Глагол. Повторение и обобщение изученного» (5А кл.); «Обобщение изученного в разделе «Синтаксис» (8А кл); «Производные и непроизводные предлоги» (7А кл).
Обязательным считаю использование мультимедийной презентации для постоянного самоконтроля ученика
Хочу привести фрагменты с моих открытых уроков по модульной технологии
Раздел «СПП» состоит из 6 модулей;
раздел «Односоставные предложения» - из 4 модулей.
Фрагменты модульного урока по теме «Предлоги (повторение и обобщение изученного)» в 7 классе
Одно из заданий на уроке было : Докажите, что это производные предлоги
Ребята письменно выполняют это задание в течение определённого времени,
затем осуществляется взаимопроверка.
Также используются задания творческого характера
УЭ – 3 Цель: проверить умение самостоятельно подбирать синонимы к предлогам.
Кроссворд «Предлог». Кроссворд выводится на интерактивную доску, задания к кроссворду в виде карточек лежат на столах у учащихся
После самопроверки ребята выставляют баллы в лист учёта знаний..
В конце урока проводится рефлексия. Подводятся итоги урока.
УЭ – 5. Рефлексия.
Достигли ли цели, поставленной перед вами в начале урока?
Поставьте себе за урок отметку.
“5 - 25 - 23 балла.
“4”- 23 - 19 баллов.
“3”- 18- 14 баллов.
“2” - 13 баллов .
Кто доволен результатами своей работы на уроке?
Домашнее задание дифференцированное.
Д/з: Составить мини-сочинение, используя производные предлоги, на тему: «Скоро весна!» или выполнить упражнение №
В модульный урок в 5 классе «Обобщение изученного по теме:»Глагол» было включено
инсценирование сказки. После прослушивания сказки ребята выполняют морфемный разбор глаголов.
Затем по слайду проверяют и выставляют баллы.
Модульный урок «Обобщение изученного в разделе «Синтаксис» в 8 классе.
Ставятся общеучебные цели по всему разделу.
Затем проводится входной контроль теоретических знаний по теме урока.
Используются интерактивные схемы, Например, такие….
Затем проверяются практические навыки учащихся УЭ – 1 . Перед каждым заданием ставятся цели, даётся время для выполнения заданий.
Затем проводится взаимопроверка,
выставляются баллы по критериям, составленным заранее учителем. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Чего же удалось добиться благодаря такой организации изучения и обобщения учебного материала?
1)Повысился интерес к предмету, возросла познавательная активность.
2) У некоторых учащихся проявилась склонность к исследовательской деятельности.
3) Изменилось качество мыслительной работы учащихся в сторону самостоятельности в суждениях, критичности в отборе доказательств, логичности и требовательности в принятии решений.
Вывод: технология блочно-модульного обучения помогает учителю научить школьников самостоятельно добывать знания, применять полученные знания, отвечать за результаты своего труда, т.е. помогает научить учиться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы
В данной статье представлен опыт повышения мотивации учащихся на уроках руского языка и литературы через использование современных образовательных технологий....
Применение информационно-коммуникативных технологий на уроках русского языка
В своей статье я делюсь опытом опытом применения ИКТ на уроках русского языка в сельской малокомплектной школе....
Доклад " Применение современных образовательных технологий на уроках русского языка"
Отчет для аттестации на высшую категорию о применении современных образовательных технологий с примерами из практики учителя русского языка и литературы...
Применение современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы
Повышение мотивации обучения.Развитие познавательной активности учащихся..Стимулирование самостоятельности учащихся при подготовке у урокам...
Выступление на методическом объединении по теме "Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка"
Выступление на методическом объединении по теме "Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка"...
Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы (Из опыта работы)
Практика проведения уроков с использованием информационно-компьютерных технологий показала их преимущество по совершенствованию и активизации учебного процесса, созданию положительной мотивации ...