Виды самостоятельной учебной деятельности и ее применение на уроках в общеобразовательной школе
статья на тему
В данной статье рассматриваются виды самостоятельной учебной деятельности и ее применение на уроках в общеобразовательной школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 21.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Виды самостоятельной учебной деятельности и ее применение на уроках в общеобразовательной школе.
Одним из самых доступных и проверенных практикой путей повышения эффективности урока, активизации обучающихся на уроке является соответствующая организация самостоятельной учебной работы. Она занимает исключительное место на современном уроке, потому что обучающийся приобретает знания только в процессе личной самостоятельной учебной деятельности.
Под самостоятельной учебной работой обычно понимают любую организованную учителем активную деятельность обучающихся, направленную на выполнение поставленной дидактической цели в специально отведенное для этого время: поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизацию знаний. Как дидактическое явление самостоятельная работа представляет собой, с одной стороны, учебное задание, т. е. то, что должен выполнить обучающийся, объект его деятельности, с другой — форму проявления соответствующей деятельности памяти, мышления, икфческого воображения при выполнении обучающимся учебного задания, которое в конечном счете приводит обучающегося либо к получению совершенно нового, ранее неизвестного ему знания, либо к углублению и расширению сферы действия уже полученных знаний.
Выделяют четыре уровня самостоятельной продуктивной деятельности обучающихся, соответствующие их учебным возможностям:
- Копирующие действия обучающихся по заданному образцу. Индентификация объектов и явлений, их узнавание путем сравнения с известным образом. На этом уровне происходит подготовка к самостоятельной деятельности.
- Репродуктивная деятельность по воспроизведению информации о различных свойствах изучаемого объекта, в основном выходящая за пределы уровня памяти. Однако на этом уровне уже начинается обобщение приемов и методов познавательной деятельности, их перенос на решение более сложных, но типовых задач.
- Продуктивная деятельность самостоятельного применения приобретенных знаний для решения задач, выходящих за пределы известного образца, требующая способности к индуктивным и дедуктивным выводам.
- Самостоятельная деятельность по переносу знаний при решении задач в совершенно новых ситуациях, условиях по составлению новых программ принятия решений, выработка гипотетического аналогового мышления2.
Естественно, что программа-максимум для любого творчески работающего учителя — довести как можно больше детей до четвертого уровня самостоятельности. Однако следует помнить, что путь к нему лежит только через три предыдущих уровня. Соответственно строится программа действий учителя при организации самостоятельной работы на уроке.
Основными требованиями к организации самостоятельной деятельности обучающихся на уроке являются:
любая самостоятельная работа на любом уровне самостоятельности имеет конкретную цель. Каждый обучающийся знает порядок и приемы выполнения работы;
самостоятельная работа соответствует учебным возможностям обучающихся, а степень сложности удовлетворяет принципу постепенного перехода с одного уровня самостоятельности на другой;
обеспечивается сочетание разнообразных видов самостоятельных работ и управление самим процессом работы;
назначение самостоятельной работы — развитие познавательных способностей, инициативы в принятии решения, творческого мышления;
содержание работы, форма ее выполнения должны вызывать интерес обучающихся, желание выполнить работу до конца.
По форме организации самостоятельные работы можно разделить на индивидуальные, фронтальные и групповые.
В соответствии с уровнями самостоятельной продуктивной деятельности обучающихся можно выделить четыре типа самостоятельных работ: воспроизводящие, реконструктивно-вариативные, эвристические и творческие работы. Каждый из четырех типов работ имеет свои дидактические цели.
Воспроизводящие самостоятельные работы по образцу необходимы для запоминания способов действий в конкретных ситуациях (признаков понятий, фактов и определений), формирования умений и навыков и их прочного закрепления. Деятельность обучающихся при выполнении работ этого типа, строго говоря, не совсем самостоятельная, поскольку их самостоятельность ограничивается простым воспроизведением, повторением действий по образцу. Однако роль таких работ очень велика. Они формируют фундамент для подлинно самостоятельной деятельности обучающихся. Роль учителя состоит в том, чтобы для каждого обучающегося определить оптимальный объем работы.
Самостоятельные работы рсконструктивно-вариативного типа позволяют на основе полученных ранее знаний и данной учителем общей идеи найти самостоятельно конкретные способы решения задачи применительно к данным условиям задания. Самостоятельные работы этого типа приводят обучающихся к осмысленному переносу знаний в типовые ситуации, учат анализировать события, явления, факты, формируют приемы и методы познавательной деятельности, способствуют развитию внутренних мотивов к познанию, создают условия для развития мыслительной активности обучающихся.
Эвристические самостоятельные работы формируют умения и навыки поиска ответа за пределами известного образца. Как правило, обучающийся определяет сам пути решения задачи и находит его. Знания, необходимые для решения, обучающийся уже имеет, но отобрать их в памяти бывает порой нелегко. На данном уровне продуктивной деятельности формируется творческая личность обучающегося. Постоянный поиск новых решений, обобщение и систематизация полученных знаний, перенос их в совершенно нестандартные ситуации делают знания обучающихся более гибкими, мобильными, вырабатывают умения, навыки и потребность самообразования. Виды эвристических самостоятельных работ, как и работ других типов, могут быть самыми разнообразными.
Одним из распространенных в практике школы видов эвристических самостоятельных работ является самостоятельное объяснение, анализ демонстрации, явления, реакции, строгое обоснование выводов с помощью аргументов или уравнений и расчетов.
Творческие самостоятельные работы являются венцом системы самостоятельной деятельности обучающихся. Эта деятельность позволяет обучающимся получать принципиально новые для Них знания, закрепляет навыки самостоятельного поиска знаний. Психологи считают, что умственная деятельность обучающихся при решении проблемных, творческих задач во многом аналогична умственной деятельности творческих и научных работников. Задачи такого типа — одно из самых эффективных средств формирования творческой личности.
В практике обучения каждый тип самостоятельной работы предоставлен большим разнообразием видов работ, используемых учителями в системе урочных и внеурочных занятий. Перечислим наиболее распространенные и эффективные из них.
1. Работа с книгой. Это работа с текстом и графическим материалом учебника: пересказ основного содержания части текста; составление плана ответа по прочитанному тексту; краткий конспект текста; поиск ответа на заранее поставленные к тексту вопросы; анализ, сравнение, обобщение и систематизация материала нескольких параграфов. Работа с первоисточниками, справочниками и научно-популярной литературой, конспектирование и реферирование прочитанного.
- Упражнения: тренировочные, воспроизводящие упражнения по образцу; реконструктивные упражнения; составление различных задач и вопросов и их решение; рецензирование ответов других обучающихся, оценка их деятельности на уроке; различные упражнения, направленные на выработку практических умений и навыков.
- Решение разнообразных задач и выполнение практических и лабораторных работ.
- Различные проверочные самостоятельные работы, контрольные работы, диктанты, сочинения.
- Подготовка докладов и рефератов.
- Выполнение индивидуальных и групповых заданий в связи с экскурсиями и наблюдениями в природе.
- Домашние лабораторные опыты и наблюдения.
8. Техническое моделирование и конструирование.
Большая часть перечисленных видов самостоятельных работ может быть составлена для различных уровней самостоятельной продуктивной деятельности обучающихся, т. е. отнесена к каждому
на четырех перечисленных выше типов самостоятельных работ. Огромен арсенал разнообразных самостоятельных работ для самых разных дидактических целей, имеющийся в распоряжении творчески работающего учителя.
Многообразие самостоятельных работ исключает рецептурные указания к их проведению. Однако любая работа должна начинаться с осознания обучающимися цели действия и способов действий. От этого во многом зависит эффективность всей работы.
Изучение опыта работы передовых учителей показывает, что одним из главных признаков, отличающим уровень их мастерства, является умение использовать в работе разнообразные, дополняющие друг друга самостоятельные работы, которые учитывают учебные возможности обучающихся.
Наблюдения за практикой организации самостоятельной работы и анализ результатов выполнения обучающимися большого числа таких работ позволяют выделить наиболее часто встречающиеся недостатки в их организации:
- нет системы в организации работ, они случайны и по содержанию, и по количеству, и по форме;
- уровень предлагаемой самостоятельности не соответствует учебным возможностям обучающихся; слабо выражен индивидуальный подход в подборе заданий;
- самостоятельные работы однообразны, их продолжительность не оптимальна для данного класса.
Таким образом на уроке дети должны трудиться по возможности самостоятельно, а учитель — руководить этим самостоятельным трудом, давать для него материал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение технологии "ИнтеллекТ" в общеобразовательной школе
Наряду с основными формами образовательного процесса: обучения, воспитания, содержания на территории школы важными является развитие обучающихся. Наиболее востребованным направлением развития является...
Самостоятельная учебная деятельность обучающихся на уроках биологии, как ресурс их развития
В данной статье отражены методические аспекты моей работы над темой "Самостоятельная учебная деятельность обучающихся на уроках биологии, как ресурс их развития"...
Рабочая программа учебного предмета "География" 5-9 классы специальная (коррекционная) общеобразовательная школа Vlll вида
Тематические планы для 5-9 классов...
Презентация на тему "Формирование навыков самостоятельной учебной деятельности у детей с ОВЗ средствами ИКТ на уроках английского языка в 6-м классе по теме «Одежда».
¨Современные ИКТ представляют для обучения принципиально новые возможности. Данная¨работа предлагает различные типы интерактивных заданий и игр, позволяющие на каком-то этапе урока организовать самост...
Выступление на ШМО "Формы и виды организации учебной деятельности на уроках «Основы религиозных культур и светской этики»
Применение методов обучения в их оптимальном сочетании при изучении курса обеспечит практическую направленность учебного процесса, будет способствовать созданию реальных возможностей для получен...
Виды организации учебной деятельности в современной школе.
Составляющим элементом педагогического процесса является педагогическое взаимодействие.Задачам совместной учебной деятельности отвечает групповая (коллективная) работа на уроке. Выделяют два осно...
Электронный образовательный ресурс по английскому языку для организации самостоятельной учебной деятельности учащихся 10 класса учебно-консультационных пунктов в условиях дистанционного обучения по теме “SHOPPING”
Электронный образовательный ресурс по английскому языку по теме “SHOPPING” предназначен для самостоятельной учебной деятельности учащихся 10 класса учебно-консультационны...