Рабочая программа учебного предмета "География" 5-9 классы специальная (коррекционная) общеобразовательная школа Vlll вида
план-конспект занятия по географии (5, 6, 7, 8, 9 класс) по теме

Ильченко Татьяна Викторовна

Тематические планы для 5-9 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma.docx121.03 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ
г. ВЛАДИКАВКАЗ»

Согласована

на заседании педагогического совета протокол №9 от «29»декабря 2015г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»
5-9 КЛАССЫ

СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ)
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
VIII ВИДА

Составитель: учитель географии Ильченко Татьяна Викторовна

ВЛАДИКАВКАЗ, 2016 год


Рабочая учебная программа по географии 5 класс составлена на основе программы специальных коррекционных образовательных учреждений VIII вида В.В. Воронковой. Основными задачами преподавания географии являются:

  • дать знания учащимся об окружающем мире, основанные на ознакомлении с предметами и явлениями, встречающимися в действительности;
  • формировать правильное понимание природных явлений;
  • привить навыки, способствующие сохранению и укреплению здоровья человека;
  • способствовать дальнейшему усвоению элементарных естествоведческих, биологических, географических и исторических знаний;
  • воспитывать у учащихся интерес к окружающему миру, бережному отношению и любви к природе.

В процессе изучения окружающего мира у учащихся должны сформироваться некоторые элементарные представления о нем: о живой и неживой природе, о сезонных изменениях в ней, о жизни растений и животных. О здоровье человека.

Пятиклассники должны учиться наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать несложные причинно-следственные связи в природе и взаимозависимость природных явлений. Такая деятельность учащихся имеет непосредственно большое значение для коррекции недостатков психофизического развития умственно отсталых школьников, их познавательных возможностей и интересов.

Природоведческие знания помогут учащимся лучше понимать отношение человека к природе, эстетически воспринимать и любить её, по возможности уметь беречь и стремиться охранять. Это обусловит значительную воспитательную роль природоведения, а в дальнейшем естествознания.

Рабочая учебная программа рассчитана на 70 учебных часов из расчета 2 часа в неделю.

Формы контроля, используемые учителем:

  • устный опрос, ответы на вопросы, пересказ;
  • практические работы

Методы обучения:

Словесные, наглядные, практические, объяснительно - иллюстративные, исследовательские, частично - поисковые.

Технологии:

  1. коррекционно - развивающего обучения;
  2. дифференцированного обучения;
  3. здоровьесберегающие;
  4. информационные.

Сроки реализации рабочей учебной программы: 1 год.

Количество часов корректируется в связи с объявлением карантина или отменой занятий по метеоусловиям.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА Окружающий нас мир.

Дом, в котором мы живем. Наша школа. Паша улица, район, деревня (село, город). Домашний адрес. Адрес школы.

Природа пашей местности вокруг нас (пришкольный участок, сад, огород, лес, сквер, парк, водоемы, воздух, которым мы дышим).

Сезонные изменения в природе.

Погода (облачность, осадки, гроза, сила ветра, температура воздуха).

Смена времен года (осень, зима, весна, лето). Календарь природы. Высота Солнца и продолжительность дня в разные времена года.


Наша страна.

Российская Федерация (расположение на географической карте). Многонациональное население. Москва столица нашей Родины. Достопримечательности Москвы (музеи, театры, площади, исторические и культурные памятники, парки, улицы). Транспорт в Москве (метро, автобусы, троллейбусы, трамваи,такси).

Города нашей Родины. Средства сообщения между городами (транспорт железнодорожный, воздушный, водный).

Природа нашей Родины.

Неживая природа.

Разнообразие поверхности (рельеф): равнины, горы, овраги, холмы. Почвы: песчаная, глинистая, черноземная; плодородная, неплодородная.

Вода в природе: реки, озера, болота, ручьи, родники; моря, океаны. Свойства воды. Значение воды для жизни человека. Вода и пар, снег и лед.

Воздух. Воздух вокруг пас. Значение воздуха. Ветер — движение воздуха. Температура воздуха. Знакомство с термометрами. Измерение температуры воздуха, воды, своего тела.

Полезные ископаемые: песок, шина, торф, каменный уголь, мел, хранит, мрамор, нефть, газ, каменная соль. Внешний вид, свойства (твердость, сыпучесть, газообразное состояние). Использование человеком.

Живая природа.

Растения, грибы и животные леса Растения леса. Лиственные деревья: береза, клен, дуб, лила, осина, рябина, и др. Хвойные деревья: ель, сосна, лиственница.

Кустарники: калина, шиповник, можжевельник, бузина, малина и др. Кустарнички: брусника, черника.

Травы: ландыши, земляника, ветреница, кислица, мать-и-мачеха и др.; мох кукушкин

лен.

Грибы леса: съедобные и несъедобные.

Животные леса. Звери (медведь, волк, лиса, заяц, белка, лось, барсук, кабан и др.). Птицы (кукушка, дятел, синица, соловей и др.). Насекомые (жуки, бабочки, муравьи, комары, мухи и др.). Растения и животные сада, огорода и поля Растения сада. Плодовые деревья: яблоня, груша, вишня, слива, черешня и др. Ягодные кустарники: крыжовник, смородина, малина, садовая земляника. Декоративные растения: весенние (тюльпаны, нарциссы), летние (пионы, гладиолусы, розы), осенние (астры, хризантемы).

Животные сада: птицы, насекомые, земноводные (лягушки, жабы).

Растения огорода: овощи (картофель, капуста, морковь, свекла, помидор, огурец, кабачок, горох и др.); зеленые культуры (лук, чеснок, укроп, петрушка, салат и др.). Друзья огородных растений (птицы, дождевые черви, жуки, жабы, лягушки); вредители (гусеницы бабочек и личинки жуков, кроты, мыши).

Растения поля: зерновые культуры (рожь, пшеница, ячмень, овес, кукуруза и др.).

Вредители полей: суслик, полевая мышь, хомяк, некоторые насекомые и их личинки.

Растения и животные луга Растения луга травы: клевер, колокольчик, нивяник, мятлик, тимофеевка и др. Животные луга: насекомые (бабочки, жуки и др.), птицы, звери (крот, полевка я др.).Использование лугов как пастбищ и для сенокосов.

Растения и животные болота. Растения болота: травы, мхи, багульник, ягодные растения (клюква, морошка). Животные болота: птицы, лягу шки, насекомые.

Растения и животные водоемов. Растения водоемов: водоросли и цветковые (кувшинка, кубышка, рогоз и др.). Животные пресных водоемов (рек, озер, ручьев): рыбы, раки, улитки, жуки. Животные морей и океанов: рыбы, киты, крабы, креветки, тюлени, моржи и др.

Охрана здоровья человека.

Организм человека. Строение тела человека: туловище, верхние и нижние конечности, голова. Органы чувств. Волосяной покров. Кожа. Соблюдение гигиены.

Внутренние органы: головной и спинной мозг, сердце, легкие, желудок, кишечник, печень, почки, мышцы, скелет (позвоночник, череп, конечности). Значение правильной осанки для здоровья человека. Правильные питание и дыхание. Предупреждение заболеваний (желудочно-кишечных, простудных, инфекционных). Вред курения и употребления алкоголя, наркозависимость.

Занятия физкультурой и спортом — залог здоровья.

Охрана природы и экология.

Охрана природы. Чистота воздуха, почвы, водоемов. Охрана лесов, лугов, растительного и животного мира. Растения и животные, занесенные в «Красную книг}'». Человек и разрушения в природе. Экологические катастрофы.

Ожидаемые результаты освоения программы:

Каждая содержательная область образования детей с ОВЗ включает два компонен та: «академический» и формирование жизненной компетенции, что является необходимым для ребенка с ОВЗ. Специальный образовательный стандарт, представленный в двух взаимодополняющих и взаимодействующих компонентах, задает структуру данной программы, которая поддерживает сбалансированное развитие жизненного опыта ребенка с ОВЗ. учитывая его настоящие и будущие потребности. Общий подход к оценке знаний и умений ребенка по академическому компоненту предлагается в его традиционном виде.

Ребенок с ОВЗ овладевает полезными для него знаниями, умениями и навыками, достигает максимально доступного ему уровня жизненной компетенции, осваивает необходимые формы социального поведения, оказывается способным реализовать их в условиях семьи и гражданского общества.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

5 класс:

учащиеся должны знать:

-обобщенные и конкретные названия предметов и явлений природы, их основные свойства; что общего и в чем различия неживой и живой природы;

-где располагается наша страна в мире; где находится ее столица; каковы ее особенности; чем занимается население страны (хозяйство); каковы ее природа и природные богатства (леса, луга, реки, моря, полезные ископаемые);

-основные правила охраны природы и необходимость бережного отношения к ней;

-основные отделы тела человека значение его наружных и внутренних органов, их взаимосвязь.

учащиеся должны уметь:

-называть конкретные предметы и явления в окружающей обстановке, давать им обобщенные названия; устанавливать простейшие связи: между обитателями природы (растениями и животными, растениями и человеком, животными и человеком);

-связно пояснять проведенные наблюдения, самостоятельно делать выводы на основании наблюдений и результатов труда;

-выполнять рекомендуемые практические работы;

-приводить примеры некоторых представителей растений и животных леса, луга, поля, сада;

-соблюдать правила личной гигиены, правильной осанки, безопасности в труде; -соблюдать правила поведения в природе (на экскурсиях): не шуметь, не беспокоить птиц и других животных, не ловить их и не губить растения.


Программный материал

Кол-во

часов

Дата

5 класс

1 четверть

Задачи курса «География»

1

1.

Человек и природа

1

2.

Далекий остров

1

3.

Изменения в жизни природы

1

4.

Погода

1

5.

Температура воздуха

1

6.

Вода в воздухе. Осадки

I

7.

Ветер

1

8.

Прогноз погоды

1

9.

Погода и мы

i

10.

Смена дня и ночи

1

И.

Суточные часы

1

12.

Режим дня школьника

1

13.

Сутки в жизни растений и животных

2

14.

Окно в природу: Синичка-лазоревка

2

2 четверть

15.

Человек и его здоровье. Утренняя зарядка

1

16.

Смена времен года

1

17.

Осень

1

18.

Окно в природу: Осенние приготовления

1

19.

Зима

1

20.

Окно в природу: Спасаясь от зимней стужи

1

21.

Весна

2

22.

Лето

2

23.

Человек и его здоровье. Без болезней круглый год

2

24.

Многолетние изменения в природе

2

3 четверть

25.

Многообразие живых организмов

2

26.

Наша Родина-Россия. Российская Федерация

2

27.

Города и села

2

28.

Один день нашей Родины

1

29.

Москва-столица нашей Родины

1

30.

Разнообразие поверхности

2

31.

Полезные ископаемые

1

32.

Природа России

1

33.

Заповедники и национальные парки

1

34.

Окно в природу: река Терек.

1

35.

Увлекательные путешествия в мир природы. Лес.

1


Растения леса

36.

Грибы

1

37.

Лесной дом и его обитатели

1

38.

Окно в природу: Лесные охотники. Птицы леса

1

39.

Окно в природу: Ночная тишина. Змеи и ящерицы

1

40.

Насекомые леса

1

4 четверть

41.

Человек и его здоровье. Встречи в лесу

1

42.

Луг

1

43.

Луговые травы

1

44.

Животный мир луга

1

45.

Окно в природу: Насекомые луга

1

46.

Окно в природу: Обитатели почв. Крот

1

47.

Болото. Растение болот

1

48.

Птицы болот

1

49

Вода на Земле.

1

50.

Животные морей и океанов

1

51.

Жизнь на границе двух сред. Практическая работа № 1: Посадка рассады цветов для пришкольного участка

1

52.

Практическая работа №2: Уход та рассадой цветов для пришкольного участка

1

53.

Культурные растения. Цветочно-декоративные растения. Практическая работа № 3: Уход за комнатными растениями

1

54.

Поле. Практическая работа №4: Уход за комнатными растениями

1

55.

Огород. Сорняки. Практическая работа № 5: Работа на

пришкольном участке

1

56.

Природа наше будущее. Практическая работа № 6: Работа на пришкольном участке

1


В 6 классе («Начальный курс физической географии») учащиеся научатся ориентироваться на местности, познакомятся с физической картой России, ее географическим положением, границами, формами земной поверхности, водоемами. Этот раздел предполагает проведение экскурсий с целью формирования более точных географических представлений о формах земной поверхности и водоемах своей местности.

Астрономический материал, посвященный изучению кратких сведений о Земле, Солнце, Луне, космических полетов, явлений природы на Земле и в космосе, тесно связан с географией, но не является ее органичной частью. Это дало основание не выделять его в программе в самостоятельный раздел, а включить в тему «Земной шар» (6 класс). Географическое образование в основной школе осуществляет следующие функции:

  • воспитательную
  • коррекционно-развивающую
  • обучающую.

Тематический план определяет порядок, последовательность и сроки реализации содержания образования школьного предмета географии, а также содержание тем, предъявляемых поурочно.

Тематическое планирование соответствует количеству часов учебной нагрузки, которая определена Учебным планом школы на 2015-2016 учебный год.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся.

Учащиеся должны знать:

  • что изучает география;
  • горизонт, линию и стороны горизонта;
  • основные формы земной поверхности;
  • виды водоемов, их различия;
  • правила поведения в природе;
  • отличие плана от рисунка и географической карты;
  • условные цвета и основные знаки географической карты;
  • материки и океаны, их расположение на глобусе и карте полушарий;
  • Солнце как ближайшую к Земле звезду и его значение для жизни на Земле;
  • кругосветные путешествия, доказывающие шарообразность Земли;
  • значение запусков в космос искусственных спутников Земли и полетов людей в космос, имена первых космонавтов;
  • названия географических объектов, обозначенных в программе по теме «Карта России» (по атласу, специально разработанному для коррекционных школ VIII вида).

Учащиеся должны уметь:

  • определять стороны горизонта, ориентироваться по Солнцу, компасу и местным признакам природы;
  • выявлять на местности особенности рельефа, водоемов;
  • делать схематические зарисовки изучаемых форм земной поверхности;
  • читать географическую карту (условные цвета и основные знаки) по атласам- приложениям к учебнику;
  • составлять описания изучаемых объектов с опорой на каргу и картины;
  • показывать на карте объекты, указанные в программе, обозначать их при помощи учителя на контурной карте из рабочей тетради на печатной основе;
  • выполнять задания в «Рабочей тетради по начальному курсу физической географии для 6 класса специальной коррекционной школы VIII вида (количество заданий и время заполнения определяет учитель с учётом индивидуальных возможностей учащихся).

п/п

Лата

проведе

ния

Содержание (тема урока)

Примеча

ние

1

География - наука о природе Земли, населении и его хозяйственной деятельности.

2

Наблюдения за изменениями высоты Солнца и погода. Компоненты погоды: осадки, ветер, облачность, температура.

3

Признаки времён года. Явления природы. Меры предосторожности.

4

Географические сведения о своей местности и труде населения. Экскурсия для выяснения запаса элементарных географических представлений, проверки знаний, умений и навыков, полученных в 1 - 5 классах.

экскурсия

5

Горизонт. Линия горизонта.

6

Стороны горизонта.

пр. работа

7

Компас и правила пользования им.

8

Ориентирование. Определение основных направлений по Солнцу, компасу, местным признакам и природным объектам.

пр. работа

9

Экскурсия для закрепления понятий о горизонте и основных направлениях.

экскурсия

10

Рисунок и план предмета.

11

Масштаб. Измерение расстояний и их изображение на плане по масштабу. Использование плана в практической деятельности человека.

12

План класса.

пр. работа

13

План школьного участка.

пр. работа

14

Условные знаки плана местности.

15

План и географическая карта. Основные направления на карте. Масштаб карты.

16

Условные цвета физической карты.

17

Условные знаки физической карты (границы, города, моря, реки, каналы и т. д.).

пр. работа

18

Физическая карта России. Значение географической карты в жизни и деятельности людей.

6 класс. 2 четверть (14 часов)

п/п

Дата

провед

ения

Содержание (тема урока)

Примеча

ние

1

Экскурсия для ознакомления с формами рельефа своей местности.

экскурсия

2

Рельеф местности, его основные формы. Равнины (плоские и холмистые), холмы.

3

Овраги, их образование.

пр. работа

4

Горы. Понятие о землетрясениях и извержениях


вулканов.

5

Вода на Земле.

пр. работа

6

Родник, его образование.

7

Колодец. Водопровод.

8

Река, её части. Горные и равнинные реки.

пр. работа

9

Как люди используют реки.

10

Озёра, водохранилища, пруды. Разведение рыб, птиц.

И

Болота, их осушение.

12

Океаны и моря. Явления природы: ураганы, штормы.

13

Острова и полуострова.

пр. работа

14

Водоёмы в нашей местности. Охрана воды от загрязнения.

6 класс. 3 четверть (20 часов)

п/п

Дата

провед

ения

Содержание (тема урока)

Примечи

ние

1

Краткие сведения о Земле, Солнце, Луне.

2

Планеты

пр. работа

3

Земля - планета. Доказательство шарообразности Земли. Освоение космоса.

4

Глобус _ модель Земного шара. Земная ось, экватор, полюса. Особенности изображения суши и воды на глобусе.

пр. работа

5

Физическая карта полушарий.

6

Распределение воды и суши на Земле.

пр. работа

7

Океаны на глобусе и карте полушарий.

8

Материки на глобусе и карте полушарий: Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида.

пр. работа

9

Первые кругосветные путешествия.

10

Значение Солнца для жизни на Земле. Различие в освещении и нагревании солнцем земной поверхности

(отвесные, наклонные и скользящие солнечные лучи).

11

Понятие о климате, его отличие от погоды. Основные типы климата.

12

Пояса освещённости: жаркий, умеренные, холодные. Изображение их на глобусе и карте полушарий.

13

Природа тропического пояса.

14

Природа умеренных и полярных поясов.

15

Положение России на глобусе, карте полушарий, физической карте. Столица России - Москва.

пр. работа

16

Границы России. Сухопутные границы на западе и юге.

17

Морские границы. Океаны и моря, омывающие берега России. Моря Северного Ледовитого океана.

пр.работа

18

Моря Тихого и Атлантического океанов.

19

Острова и полуострова России.

пр. работа

20

Работа с контурными картами.


п/п

Дата

провед

ения

Содержание (тема урока)

Примеча

ние

1

Поверхность нашей страны. Низменности, возвышенности, плоскогорья.

пр. работа

2

Работа с контурными картами.

3

Кавказские горы.

4

Крупнейшие месторождения полезных ископаемых

(каменного угля, нефти, железной и медной руд, природного газа).

пр. работа

5

Работа с контурными картами.

6

Реки: Волга с Окой и Камой. Водохранилища, каналы, ГЭС.

пр. работа

7

Реки: Дон. Днепр. Урал. Водохранилища, каналы. ГЭС.

пр. работа

8

Реки Сибири: Обь с Иртышем, Енисей с Ангарой, ГЭС

пр. работа

9

Реки Лена, Амур.

пр. работа

10

Озёра Ладожское, Онежское.

пр. работа

11

Озеро Байкал.

пр. работа

12

Экскурсия - закрепление.

экскурсия

13

Наша республика на карте России.

14

Работа с контурными картами.

15

Повторение начального курса физической географии.

16

Контрольная работа.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

  1. Традиционный урок.
  2. Нетрадиционный урок.
  3. Инновационное обучение.
  4. Коллективные формы учебы.
  5. Игровые технологии.

Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VJII вида. 5-9 классы под редакцией В.В. Воронковой, Москва: Просвещение, 2013г. Рабочая программа содержит учебный материал по географии для обучающихся 7 класса.

Учебный предмег «География» входт в образовагелъную область «Естествознание». В данном курсе изучаются следующие разделы: «Особенности природы и хозяйства России (общая характеристика)», «Природные зоны России», «Зона арктических пустынь», «Зона тундры», «Лесная зона», «Зона степей», «Зона полупустынь и пустынь», «Зона субтропиков», «Высотная поясность в горах».

Целью данного курса является формирование доступных учащемуся географических знаний о России, их практического применения в повседневной жизни.

Особого внимания учителя требуют вопросы изменения геополитического и экономико-географического положения России после распада СССР. Необходимо дать разъяснения направлениям экономической реформы в России, ее целям и приоритетам.

При изучении географии России необходимо констатировать новые национально- территориальные образования, подчеркивая культурные и этнографические особенности населения. Важный аспект проблемы — развитие крупнейших городов, центров науки, малых городов и сел.

Географическое образование в основной школе осуществляет следующие функции: воспитательную, коррекционно-развивающую, обучающую.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся.

Учащиеся должны знать:

  • положение России на физической карте, карте полушарий и глобусе;
  • пояса освещенности, в которых расположена наша страна;
  • природные зоны России;
  • природные условия и богатства России, возможности использования их человеком;
  • типичных представителей растительного и животного мира в каждой природной зоне;
  • хозяйство, основное население, его занятия и крупные города в каждой природной зоне;
  • экологические проблемы и основные мероприятия по охране природы в России;
  • правила поведения в природе;
  • названия географических объектов на территории Роесии, указанные в прог рамме (по атласу, специально разработанному для коррекционных школ VIII вида).

чащиеся должны уметь:

  • показывать границы России на глобусе, карте полушарий, физической карте и карте

природных зон России, давать элементарное описание природы по зонам, пользуясь картинами и картами;

  • показывать по картам (физической и природных зон России) из приложения к учебнику географические объекты, указанные в программе;
  • устанавливать взаимосвязь между климатом, растительным и животным миром, природными условиями и занятиями населения;
  • делать несложные макеты изучаемых природных зон;
  • принимать участие в мероприятиях по охране окружающей среды; правильно вести себя в природе;
  • выполнять задания в «Рабочей тетради по географии России» для 7 класса специальной коррекционной школы VIII вида (количество заданий и время заполнения определяет учитель с учетом индивидуальных возможностей учащихся).

Основной формой обучения является урок, принцип коррекционной направленности является ведущим. При изучении данного курса используются элементы следующих        образовательных технологий:        злоровьесберегающих технологий

(физминутки) информационно - коммуникативных технологий, игровых технологий, технология развивающего обучения.

При изучении данного курса используются словесные (объяснение, беседа) и наглядные методы (демонстрация, метод иллюстраций, работа с книгой), а также практические методы (тренировочные упражнения, работа в рабочей тетради, самостоятельная работа, иг ра).

Домашнее задание предусматривает чтение текста, ответы на вопросы, пересказ. Знания, умения и навыки оцениваются по пятибалльной системе, учитываются индивидуальные особенности обучающегося и контролируются через устный опрос, проведение        самостоятельных        и практических работ. Достижение планируемых

результатов освоения учебного предмета оценивается по итогам текущей и промежуточной аттестации обучающегося. Текущая аттестация включает в себя обобщение текущих отметок, выставленных обучающемуся в течение учебной четверти. Промежуточная аттестация проводится путём обобщения четвертных отметок, выставленных в течение учебного года.

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 7 класс. 1 четверть (18 часов)

п/п

Дата

провед

ения

Содержание (тема урока)

Примеча

ние

1

Географическое положение России на карте мира. Морские и сухопутные границы.

2

Европейская и Азиатская части России.

3

Административное деление России.

Пр. работа.

4

Разнообразие рельефа. Острова и полуострова России.

Пр. работа.

5

Полезные ископаемые, их основные месторождения. Пути рационального использования.

6

Типы климата. Сравнительная характеристика климатических условий, жизнедеятельности людей в разных частях России.

7

Водные (гидроэнергетические) ресурсы в России, их использование. Экологические проблемы.

8

Численность населения России. Размещение по территории России. Различия по плотности населения. Народы России.

9

Промышленность - основа хозяйства, сс отрасли.

10

Особенности развития сельского хозяйства и транспорта. Экологические проблемы.

11

Уровни экономического развития Европейской и Азиатской частей России. Пути решения экологический проблем.

12

Природные зоны России. Значение зональных различий для специализации сельского хозяйства в жизни людей.

Пр. работа.

13

Карта природных зон России.

Пр. работа.

14

Зона арктических пустынь. Положение на карте. Моря и острова.

Пр. работа.

35

Климат. Особенности природы.

16

Растительный и животный мир. Охрана природы.

Пр. работа.

17

Население и его основные занятия.

18

Северный морской путь.

Пр. работа.

7 класс. 2 четверть (14 часов)

п/п

Дата

проведе

II ИЯ

Содержание (тема урока)

Примеча

ние

3

Зона тундры. Положение на карте. Острова и полуострова. Поверхность. Полезные ископаемые.

Пр. работа.

2

Климат. Водоёмы тундры.

3

Особенности природы. Растительный мир.

Пр. работа.

4

Животные тундры.

Пр. работа.

5

Хозяйство. Население и его основные занятия.

6

Города: Мурманск, Архангельск.

Пр. работа.

7

Г орода: Нарьян-Мар, Норильск, Анадырь.

Пр. работа.

8

Экологические проблемы Севера. Охрана природы тундры.

9

Лесная зона. Положение на карте. Поверхность.

Полезные ископаемые. Экологические проблемы.

Пр. работа.

10

Климат. Особенности природы.

11

Реки, озёра, каналы. Экологические проблемы водных ресурсов.

Пр. работа.

12

Природные богатства лесной зоны. Растительный мир. Хвойные леса.

Пр. работа.

13

Смешанные леса.

14

Лиственные леса.

7 класс. 3 четверть (20 часов)

п/п

Дата

проведе

ния

Содержание (тема урока)

Примеча

ние

1

Животный мир лесной зоны.

Пр работа.

2

Пушные звери.

3

Какую пользу приносит лес. Лесной промысел, охота.

4

Промышленность и сельское хозяйство Центральной России.

5

Города Центральной России.

Пр. работа.

6

Особенности развития хозяйства Северо-Западной России.

7

Города: Санкт-Петербург, Новгород, Псков, Калининград.

Пр. работа.

8

Западная Сибирь.

Пр. работа.

9

Восточная Сибирь.

Пр. работа.

10

Дальний Восток.

Пр. работа.

11

Заповедники, заказники лесной зоны. Охрана леса, правила поведения в лесу.

12

Обобщающий урок по лесной зоне.

13

Степи. Положение на карте. Поверхность и полезные ископаемые. Климат. Реки. Проблемы водоснабжения.

Пр. работа.

14

Растения зоны степей.

Пр. работа.

15

Животный мир степей.

16

Хозяйство.

17

Население и его основные занятия.

18

Города: Волгоград, Саратов, Ростов-на-Дону.

Пр. работа.

19

Города: Краснодар, Ставрополь, Самара, Оренбург и другие.

Пр. работа.

20

Охрана природы зоны степей.

7 класс. 4 четверть (16 часов)

п/п

Дата

проведе

ния

Содержание (тема урока)

Примеча

ние

1

Полупустыни и пустыни. Положение на карте. Поверхность. Полезные ископаемые.

Пр. работа.

2

Климат. Реки. Охрана природы.

3

Растительный мир и его охрана.

4

Животный мир. Охрана животных.

5

Хозяйство. Основные занятия населения.

6

Г орода: Астрахань, Элиста.

Пр. работа.

7

Субтропики. Положение на карте. Поверхность. Климат.

Растительный и животный мир влажных субтропиков. Охрана природы.

Пр. работа.

8

Курортное хозяйство. Население и его занятия. Города-

курорты. Анапа, Геленджик, Туапсе, Сочи.

Пр. работа.

9

Высотная поясность в горах. Положение на карте. Поверхность. Полезные ископаемые. Климат.

Пр. работа.

10

ГГ

Особенности природы и хозяйства Северного Кавказа. Города: Минеральные Воды, Владикавказ, Нальчик,

Г розный и другие.

Пр. работа.

Хозяйство, города, экологические проблемы Северной Осетии.

Пр. работа.

12

Алтайские горы. Население. Хозяйство. Кузнецкий угольный бассейн. Города: Барнаул, Кемерово, Горно- Алтайск и другие.

Пр. работа.

13

Восточная Сибирь. Хозяйство Восточной Сибири. Население. Города. Охрана природы.

Пр. работа.

14

Работа с контурными картами.

15

Обобщающий урок по географии.

16

Контрольная работа.


Изучение курса «География материков и океанов» (8 класс) позволяет учителю затронуть проблемы взаимоотношения и экономического сотрудничества с сопредельными с Россией государствами, входившими в состав бывшего СССР, государствами Европы и Северной Америки, со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.

В этот курс внесены изменения, деидеологизирована его тематика: изучаемые страны сгруппированы не по принадлежности к той или иной общественной системе, а по типу географической смежности. Такой подход усиливает географические аспекты в преподавании, устраняет излишнюю политизацию содержания. При объяснении материала учителю целесообразно несколько сместить акценты, перенеся внимание со специальных знаний на общекультурные, усилив страноведческий подход к рассмотрению большинства тем.

Цели:

Коррекционно-образовательные:

-развитие и коррекция познавательной деятельности учащихся с отклонением в развитии -формирование элементарных географических представлений и понятий. Коррекционно-развивающие:

-расширение кругозора -обогащение словарного запаса

-развитие и коррекция памяти и внимания, мышления, умения анализировать, сравнивать, -учить понимать причинно-следственлые зависимости, наблюдать за изменениями в погоде.

Коррекционно-воспитательные:

-развитие эстетических и патриотических качеств личности учащихся -воспитание любви и гуманного отношения к природе и всему живому.

Тематический план определяет порядок, последовательность и сроки реализации содержания образования школьного предмета географии, а также содержание тем, предъявляемых поурочно.

Тематическое планирование соответствует количеству часов учебной нагрузки, которая определена Учебным планом школы на 2015-2016 учебный год.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся.

Учащиеся должны знать:

  • Атлантический, Северный Ледовитый, Тихий, Индийский океаны. Географическое положение и их хозяйственное значение;
  • особенности географического положения, очертания берегов и природные условия каждого материка, население и особенности размещения;
  • названия изученных географических объектов (по атласу, специально разработанному для коррекционных школ VIII вида).

Учащиеся должны уметь: [1]


  • давать элементарное описание природных условий всех материков, опираясь на карту и картины;
  • находить в периодической печати сведения об изученных государствах и показывать их на политической карте;
  • выполнять задания в «Рабочей тетради по географии материков и океанов для 8 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида (количество заданий и время заполнения определяет учитель с учетом индивидуальных особенностей учащихся).

Критерии и нормы оценки знаний обучающихся.

Оценочная деятельность состоит из:

  • индивидуального опроса с вызовом к доске;
  • фронтального опроса;
  • контрольного опроса по содержанию учебного материала;
  • уплотненного опроса;
  • письменного опроса;

-комбинированного опроса.

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

8 класс. 1 четверть (18 часов)

п/п

Дата

проведе

ния

Содержание (тема урока)

Примеча

ние

1

Что изучает география материков и океанов.

2

Материки и части света на глобусе и физической карте полушарий. Мировой океан.

3

Атлантический океан. Хозяйственное значение. Судоходство.

пр. работа.

4

Северный Ледовитый океан. Хозяйственное значение. Судоходство.

пр. работа.

5

Тихий океан. Хозяйственное значение. Судоходство.

пр. работа.

6

Индийский океан. Хозяйственное значение. Судоходство.

пр. работа.

7

Современное изучение Мирового океана.

8

Африка. Географическое положение, очертания берегов* острова и полуострова.

пр. работа.

9

Разнообразие рельефа климата и природных условий.

пр. работа.

10

Растения тропических лесов.

11

Животные тропических лесов.

12

Растительный мир саванн.

13

Животный мир саванн.

14

Растительный и животный мир пустынь.

15

Население. Жизнь и быт народов.

16

Государства, их столицы (Египет, Эфиопия, ЮАР).

пр. работа.

17

Государства, их столицы (Египет, Эфиопия, ЮАР).

пр. работа.

18

Обобщающий урок.

8 класс. 2 четверть (14 часов)

п/п

Дата

проведе

ния

Содержание (тема урока)

Примеча

ние

1

Австралия. Географическое положение, очертания берегов, острова.

пр. работа.

2

Природные условия, поверхность, климат. Реки и озёра.

3

Остров Новая Гвинея. Путешествие в Австралию Н.Н. Миклухо-Маклая.

4

Растительный мир.

5

Животный мир. Охрана природы.

6

Население (коренное и пришлое).

пр. работа.

7

Государство Австралийский Союз. Города Канберра, Сидней и Мельбурн

пр. работа.

8

Обобщающий урок.

9

Антарктида- Географическое положение, очертание берегов. Южный полюс.

пр. работа.

10

Открытие Антарктиды русскими мореплавателями.

11

Особенности природы, её поверхность и климат.

12

Растительный и животный мир. Охрана природы.

13

Изучение Антарктиды учёными разных стран. Современные исследования Антарктиды.

пр. работа.

14

Обобщающий урок.

8 класс. 3 четверть (20 часов)

Дата

Содержание

Примеча

п/п

проведе

ния

(тема урока)

ние

1

Америка. Открытие Америки.

2

Северная Америка. Географическое положение, очертания берегов. Острова и полуострова.

пр. работа.

3

Природные условия, рельеф, климат.

4

Реки и озёра.

5

Растительный и животный мир.

6

Население и государства.

пр. работа.

7

США.

пр. работа.

8

США.

9

Канада.

пр. работа.

10

Мексика. Куба.

пр. работа.

11

Южная Америка. Географическое положение, очертания берегов.

пр. работа.

12

Природные условия, решеф, климат.

13

Реки и озёра.

14

Растительный мир тропических лесов.

15

Растительный мир пустынь, саванн и горных районов.

16

Животный мир.

17

Животный мир.

18

Население (коренное и пришлое).

19

Крупные государства: Бразилия, Аргентина, Перу, их столицы.

пр. работа.

20

Обобщающий урок: Часть света - Америка.

8 класс 4 четверть (16 часов)

п/п

Дата

провед

ения

Содержание (тема урока)

Примеча

ние

1

Евразия — величайший материк земного шара. Географическое положение. Части света: Европа и Азия. Условная граница между ними.

пр. работа.

О

Хш

Очертания беретов Евразии.

пр. работа.

3

Крупнейшие острова и полуострова.

пр. работа.

4

Поверхность, природные условия и полезные ископаемые Европы.

5

Разнообразие рельефа, природных условий и полезные ископаемые Азии.

пр. работа.

6

Типы климата Евразии.

7

Водные ресурсы Европы, их использование.

Экологические проблемы.

8

Реки и озера Азии. Их использование. Экологические проблемы.

пр. работа.

9

Растительный и животный мир Евразии.

10

Международное сотрудничество в охране природы.

11

Население Евразии. Различия по плотности населения. Народы Евразии.

пр. работа.

12

Культура и быт народов Европы.

13

Культура и быт народов Азии.

14

Работа с контурными картами.

15

Обобщающий урок.

16

Контрольная работа.


В 9 класс перенесено изучение государств ближнего зарубежья — бывших союзных республик. Здесь учителю необходимо дать оценку причин политико- экономического застоя, кризиса, а затем и распада монополизированного государства. В то же время надо стараться на доступном материале анализировать последствия разрыва связей бывших союзных республик, повлиявшие как на углубление экономического кризиса и падение производства в этих государствах, так и на национальные проблемы. Государства ближнего зарубежья изучаются последовательно во 2-й и 3-й четвертях.

Поскольку миграция выпускников специальных (коррекционных) школ VIII вида мала (они остаются жить и работать в той местности, в которой учились), основное внимание в курсе географии следует обратить на реализацию краеведческого принципа. Изучение своей местности помогает сформировать более четкие представления о природных объектах и явлениях, облегчает овладение многими географическими знаниями, позволяет теснее увязать преподавание географии с жизнью, включить учащихся в решение доступных для них проблем окружающей действительности и тем самым воспитывать любовь к Отечеству. Важно, чтобы в процессе краеведческой работы учащиеся овладели культурой поведения в природе, научились быстро ориентироваться и правильно вести себя во время стихийных бедствий. В предлагаемой программе на изучение своей местности отводится 4-я четверть 9 класса.

Эта тема стала концентром всего курса географии. Так, в 6 классе введены уроки, которые позволяют обобщить материал, полученный на экскурсиях в своей местности. В 7 классе более подробно может быть изучена своя природная зона. В 8 классе учитель должен уделить больше внимания той местности, в которой расположена школа.

В данной программе гема «Свой край» (9 класс) завершает весь географический

цикл.

На краеведческих уроках необходимо значительгго усилить изучение социальных, экологических и культурологических аспектов. Рассмотрение вопросов истории, этнографии, национальных и региональных культурных традиций будет способствовать воспитанию у учащихся патриотических чувств и в значительной степени повысит интерес к изучаемому предмету.

Географическое образование в основной школе осуществляет следующие функции:

  • воспитательную
  • коррекционно-развивающую
  • обучающую.

Основные требовании к знаниям и умениям учащихся.

Учащиеся должны знать:

  • географическое положение, столицы и характерные особенности изучаемых государств Евразии;
  • границы, государственный строй и символику России;
  • особенности географического положения своей местности, типичных представителей растительного и животного мира, основные мероприятия по охране природы в своей

области, правила поведения в природе, меры безопасности при стихийных бедствиях;

  • медицинские учреждения и отделы социальной защиты своей местности.
  • находить на политической карте Евразии изучаемые государства и их столицы в атласах, специально разработанных для коррекционных школ VIH вида.
  • показывать Россию на политических картах мира и Евразии;
  • находить свою местность на карте России (политика-административной, физической и карте природных зон);
  • давать несложную характеристику природных условий и хозяйственных ресурсов своей местности, давать краткую историческую справку о прошлом своего края:
  • называть и показывать на иллюстрациях изученные культурные и исторические памятники своей области;
  • правильно вести себя в природе;
  • выполнять задания в «Рабочей тетради по географии материков и океанов» для 9 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида (количество заданий и время заполнения

определяет учитель с учетом индивиду альных особенностей учащихся).

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

9 класс. 1 четверть (18 часов)

п/п

Дата

проведе

ния

Содержание (тема урока)

Примеча

ние

1

Политическая карга Евразии. Государства Евразии.

2

Западная Европа. Великобритания.

Пр. работа.

3

Великобритания.

4

Франция.

Пр. работа.

5

Франция.

6

Германия.

Пр. работа.

7

Австрия.

Пр. работа.

8

Южная Европа. Испания. Португалия.

Пр. работа.

9

Италия.

Пр. работа.

10

Италия.

11

Греция.

Пр. работа.

12

Северная Европа. Норвегия.

Пр. работа.

13

Швеция.

Пр. работа.

14

Финляндия.

Пр. работа.

15

Восточная Европа. Польша. Чехия. Словакия.

Пр. работ.

16

Венгрия.

Пр. работа.

17

Румыния. Болгария.

Пр. работа.

18

Югославия.

Пр. работа.

9 класс. 2 четверть (14 часов)

п/п

Дата

проведе

ния

Содержание (тема урока)

Примеча

ние

1

Эстония.

Пр работа

2

Латвия.

Пр. работа.

3

Литва.

Пр. работа.


4

Белоруссия.

Пр. работа.

5

Украина.

Пр. работа.

6

Молдавия.

Пр. работа.

7

Центральная Азия. Казахстан.

Пр. работа.

8

Узбекистан.

Пр. работа.

9

Туркмения.

Пр. работа.

10

Киргизия.

Пр. работа.

11

Таджикистан.

Пр. работа.

12

Юго-Западная Азия. Г рузия.

Ир. работа.

13

Азербайджан.

Пр. работа.

И

Армения.

Пр. работа.

9 класс. 3 четверть (20 часов)

п/п

Дата

провед

ения

Содержание (тема урока)

Примеча

ние

1

Турция.

i ip. работа.

2

Ирак.

Пр. работа.

3

Иран.

Пр. работа.

4

Афганистан.

Пр. работа.

5

Южная Азия. Индия.

Пр. работа.

6

Индия.

7

Восточная Азия. Китай.

Пр. работа.

8

Китай.

*

9

Монголия.

Пр. работа.

10

Корея.

Пр. работа.

11

Япония.

Пр. работа.

12

Япония.

13

Юго-Восточная Азия. Вьетнам.

Пр. работа.

14

Лаос. Тайланд.

Пр. работа.

15

Россия - крупнейшее государство Евразии.

Пр. работа.

16

Сухопутные и морские границы России.

17

Административное деление России.

18

Столица. Крупнейшие города России.

19

Обобщающий урок.

20

Контрольная работа.

9 класс. 4 четверть (14часов)

п/п

Дата

провед

ения

Содержание (тема урока)

Примеча

ние

1

Свой край. История возникновения нашего края.

Пр. работа.

2

Положение на карте области. Границы. Поверхность.

Пр. работа.

3

Климат. Предсказание погоды по местным признакам. Народные приметы.

Пр. работа.

4

Полезные ископаемые и почвы нашей местности.

Пр. работа.

5

Реки, пруды, озёра, каналы нашей местности. Водоснабжение нашего края питьевой водой. Охрана

водоёмов.

Пр. работа.

6

Растительный мир нашего края. Красная книга. Охрана растительного мира.

Пр. работа.

7

Животный мир нашей местности. Красная книга. Вред, наносимый браконьерами. Охрана животных. Заповедники, заказники.

Пр. работа.

8

Население нашего края. Его состав. Национальные обычаи, традиции, фольклорные песни и танцы, национальная кухня.

Пр. работа.

9

Промышленность нашей местности. Ближайшие промышленные предприятия, где могут работать

выпускники школы.

10

Специализация сельского хозяйства (растениеводство, животноводство, бахчеводство).

И

Транспорт нашего края (наземный, железнодорожный, авиационный, речной).

12

Архитектурно-исторические и культурные памятники нашей местности.

Пр. работа.

13

Наш город.

Пр. работа.

14

Обобшаюший урок «Моя малая Родина».

Учебно-методический комплекс.

Базовое обеспечение:

Учебник Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина География материков и океанов. Государства Евразии. Учебник для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М.: «Просвещение». 2005

Методические пособия:

1 .Е.А.Жижина «Поурочные разработки по географии». Ростов-на-Дону.2007

  1. В.Н.Андреева «Предметная неделя географии». Ростов- на-Дону.2007
  2. Энциклопедии:

-Энциклопедии географии.

-4000 увлекательных фактов.

-Страны мира.

-Города России

4.Электронное приложение. Издательство «Просвещение» 2007. «Планета Земля».

  1. DVD-фильмы

[1]        показывать на географической карте из приложения к учебнику океаны, давать им характеристику;

  • определять на карте полушарий географическое положение и очертания берегов каждого материка;

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу "Природоведение" для 5 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида

Рабочая программа состоит из следующих разделов: пояснительная записка, содержание программы, календарно-тематическое планирование, дополнительная литература...

Рабочая программа по курсу "Биология" для 6 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида

Рабочая программа включает следующиеразделы: пояснительная записка; содержание; количество часов по семестрам; дополнительная литература; календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по курсу "Биология" для 7 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида

Рабочая программа состоит из следующих разделов: пояснительная записка; количество часов по семестрам; содержание; календарно-тематическое планирование; дополнительная литература....

Рабочая программа факультативного курса "Оригами" для 5-6 классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида

Программа содержит следующие разделы: пояснительная записка; содержание; учебно- тематитеский план; информационные источники; методическое обеспечение программы....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РОДНОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 10-12 КЛАССОВ СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ VIII ВИДА

Данная программа разработана на основании нормативно- правовых документов: Закона «Об образовании», Типового Положения о специальном (коррекционном) образовательно...

Рабочая программа по истории в 7 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида

Рабочая программа по истории в 7 классе специальной коррекционной общеобразовательной школы VIII вида разработана в соответствии  с Законом Российской Федерации «Об образовании», Тип...

Рабочая программа по истории для специальной (коррекционной) общеобразовательной школы IV вида.

Рабочая программа по истории  на ступени основного общего образования в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе IV вида составлена на основе федерального компонента Государственного...