Самостоятельная учебная деятельность обучающихся на уроках биологии, как ресурс их развития
статья по биологии на тему

Подгородниченко Галина Васильевна

В данной статье отражены методические аспекты моей работы над темой "Самостоятельная учебная деятельность обучающихся на уроках биологии, как ресурс их развития"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samostoyatelnaya_uchebnaya_deyatelnost.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Самостоятельная учебная деятельность

обучающихся на уроках биологии, как ресурс их развития.

Скажи мне – и я забуду.

Покажи мне – и я запомню.

Дай мне действовать самому – и я научусь.

/древняя мудрость/

Современное общество ставит перед учителем задачу развития личностно значимых качеств школьников, а не только передачу знаний. Знания выступают не как цель, а как способ, средство развития личности.

  В модернизации Российского образования говорится о том, что развивающемуся обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые смогут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, умением добывать информацию и пользоваться ею, владеть средствами коммуникации.

  Современная школа – важнейшее звено системы образования развивающейся личности. Она призвана обеспечить формирование общих способностей и эрудиции ребёнка, сохраняя при этом его индивидуальности и здоровье. Следовательно, чтобы выполнить социальный заказ общества, необходимо рассматривать процесс развития ребёнка не как умение воспроизвести знания, а как развитие его учебно – познавательной деятельности. Важную роль в учебном процессе играет формирование учебной самостоятельности учащихся. Говоря о формировании у школьников самостоятельности, необходимо иметь в виду две тесно связанные между собой задачи. Первая из них заключается в том, чтобы развивать у учащихся самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать своё мировоззрение; вторая – в том, чтобы научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности.

    Под самостоятельной работой учащихся мы понимаем такую работу,  которая выполняется  учащимися  по  заданию  и  под  контролем   учителя,   но   без непосредственного его участия в ней, в  специально предоставленное для  этого время. При  этом  учащиеся  сознательно  стремятся  достигнуть  поставленной цели, употребляя свои умственные усилия и  выражая  в  той  или  иной  форме (устный ответ, графическое построение,  описание  опытов,  расчеты  и  т.д.) результат умственных и физических действий.

    Самостоятельная  работа  предполагает  активные   умственные   действия учащихся, связанные с поисками  наиболее  рациональных  способов  выполнения предложенных учителем заданий, с анализом результатов работы.

    В процессе обучения  я применяю различные виды  самостоятельной  работы

учащихся, с помощью которых они самостоятельно приобретают знания, умения  и  навыки.

1.Моя задача  - научить детей самостоятельно работать с различными источниками информации. В их основе лежит текстовый материал передачи знаний, работать с которым должен помочь, в первую очередь, школьный учебник. Необходимость использования в учебном процессе работы с учебником,  как самостоятельно, так и под руководством учителя, не вызывает сомнений. Учебник - основной источник знаний по предмету, средство формирования учебных умений и овладения приемами познавательной деятельности. В процессе обучения он выполняет информативную, развивающую и воспитывающую функции.

           Однако некоторые учащиеся считают, что понять текст учебника можно лишь после объяснения учителя. Это означает, что у них не сформирована привычка, размышлять над материалом учебника, самостоятельно находить ответы на поставленные вопросы, используя содержание параграфа, иллюстрации и данные таблиц. Можем столкнуться с учениками, не умеющими бегло, и тем более осмысленно  читать учебный текст даже в старших классах. И я  помогаю  решить ученику эту проблему различными формами и способами организации работы с учебной литературой, и прежде всего, с текстом учебника.

    Проводить работу с учебником можно на каждом уроке, исходя из его задач. Предлагаются задания по нарастающей трудности. Легче всего пересказать текст или найти ответ на поставленный вопрос в учебнике    (воспроизводящий уровень). Наиболее трудны задания, при выполнении которых учащиеся осуществляют перенос знаний, сравнение и анализ информации, помещенной в таблицах. Работа с учебником необходима, когда объем учебного материала велик. В этом случае учащиеся могут какую-то его часть проработать на уроке под руководством учителя. Организовываю работу с учебником в том случае, когда текст сложен и требует разъяснения по частям, с привлечением средств наглядности. Работа с учебником на уроке важна и для того, чтобы научиться использовать книгу при выполнении домашних заданий.

Работая с учебником, учащиеся вырабатывают навыки и умения краткого ответа, выписывают новые термины и определения к ним. Эти методы работы с текстом позволяют организовать работу не только с учебником, но и другими источниками информации (словарями, определителями, текстовыми документами и любыми электронными учебниками).

Постепенная, систематическая работа с учебной литературой обеспечивает развитие предметных и интеллектуальных умений, развивает способности учащихся самостоятельно владеть различными источниками информации, что способствует формированию информационной культуры школьника.

2. Закрепление и уточнение знаний

Учащиеся выполняют различного рода задания / тесты, работа с карточками, биологические диктанты по терминам, характеристика основных биологических явлений, процессов, закономерностей, законов/  для оценивания результатов уровня подготовки по определенным темам, главам, блокам.

        Например, в завершении знакомства с особенностями строения, функциями органов растений в темах «Корень», «Стебель», «Цветок» в 6 классах, в блоке «Тип хордовые» - класс «Рыбы», класс «Земноводные», «Пресмыкающиеся», «Птицы», «Млекопитающие» в 7 классах,  учащиеся сравнивают, проводят анализ, выявляют особенности строения и жизнедеятельности.  В программе 8 класса : усвоение курса «Анатомия человека» знакомит учащихся с системами органов – «Дыхательная», «Нервная», «Пищеварительная», «Сердечно – сосудистая» и другие.  Самостоятельные работы помогают оценить усвоение учащимися отдельных вопросов, трудности восприятия. Отсюда дальнейшее планирование форм, методов и  приемов объяснения, а так же повторение сложных тем.

        Выполнение заданий, самостоятельных работ учащимися основывается на многих параметрах. Это и разная степень усвоения материала; степень подготовленности учащихся; индивидуальные физиологические особенности. Для этого я использую дифференцированные и многоуровневые задания.

Объём и трудности заданий увеличиваются от уровня к уровню. Первый уровень соответствует оценке «3» - знания учащихся соответствуют обязательному минимуму знаний (стандарту) по данным вопросам и темам. Второй уровень – оценка «4» -знания находятся в системе усвоения, достаточно глубоки. Третий уровень – оценка «5» - глубокое, полное усвоение темы с умением проводить анализ, выводы. Для каждого предмета свои варианты заданий. Главным при выполнении таких заданий является включение механизмов саморегуляции. Ученик сам выбирает, стоит ли ему выполнять минимальное задание или  более сложного уровня.

Это так же способствует развитию у учащихся самооценки, уровня подготовленности по предмету. Что позволяет реально оценивать свои силы, возможности при выборе экзамена для дальнейшего углубленного обучения. Отсюда увеличивается значение самоконтроля ученика, желание улучшать результаты для достижения цели.  

3. Третий вид деятельности – формирование умений и навыков практического характера.

Это самостоятельная деятельность учащихся при выполнении лабораторных работ, опытов, экспериментов. В 2009 – 2010 учебном году наша школа получила новое цифровое оборудование немецкой фирмы «PHYWE» для кабинета  биологии. Проведение практических занятий формирует у учащихся умения, навыки использования  цифрового лабораторного оборудования. Позволяет  успешно усваивать учебное содержание, иллюстрировать его примерами, полученными в ходе выполнения практических и лабораторных работ.

Данное  оборудование успешно используется мною при проведении лабораторных и демонстрационных работ, как в рамках школьной программы, так и при проведении внешкольных исследований. При его использовании обучающиеся углубляют знания по предмету, овладевают опытом исследовательской работы, приобретают навыки использования лабораторного оборудования нового поколения. У учащихся развивается практический интерес к изучению предмета.

Например: на уроках в 6 классах наиболее интересным становится работа с микроскопом и микропрепаратами, опыты по изучению строения плесневых грибов, выявление условий необходимых для прорастания семян, дыханию растений, фотосинтезу и т.д.  Учащиеся 7 классов с интересом рассматривают многообразие животных, знакомятся со строением, движением, процессами жизнедеятельности. Рассматривают в микроскоп строение крыльев, ротового аппарата насекомых.

Выполнение лабораторных работ  по определению электрокардиограммы, фонограммы, позволяет наглядно увидеть и проследить изменение результатов состояния сердечно - сосудистой системы у разных учеников,  при разных состояниях (покоя, до и после физической нагрузки, отличие показателей, занимающихся спортом и ведущих пассивный образ жизни). В результате проведенных опытов и измерений, учащиеся наглядно убедились в преимуществе показателей учеников, ведущих здоровый образ жизни. Однако следует отметить, что данные полученные в школе не могут служить для диагностики сердечных заболеваний.

         На уроках в   8 классах и факультативных занятиях «Основы гигиены и санитарии» проводятся лабораторные и демонстрационные работы: «Получение электро миограммы  /ЭМГ/ в икроножной мышце и мускул верхней части руки /бицепса/», «Строение и многообразие клеток и тканей организма человека», «Изучение строения крови человека и лягушки», «Работа сердца /ЭКГ/»,  «Определение норм рационального питания», «Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц», «Подсчет ударов пульса в покое и при физической нагрузке», «Измерение кровяного давления».

Выполнение лабораторных работ  по определению электрокардиограммы, фонограммы, позволяет наглядно увидеть и проследить изменение результатов состояния сердечно - сосудистой системы у разных учеников,  при разных состояниях (покоя, до и после физической нагрузки, отличие показателей, занимающихся спортом и ведущих пассивный образ жизни).

        В 9-10 классах  выполняются экспериментальные опыты: «Измерение кислотности воды», «Определение электропроводности воды». В результате учащиеся приходят к выводу, о различных свойствах, электропроводности и кислотности  воды,  взятой из разных источников (водопроводной, минеральной, дистиллированной, бутилированной).  Природная вода, при этом,  представляет собой растворы смесей сильных и слабых электролитов, минеральную часть воды составляют преимущественно ионы натрия, калия, кальция, хлора, сульфата, гидрокарбоната. Наиболее чистой является бутилированная вода. В настоящее время ведется работа по организации использования лабораторного оборудования для реализации экологического образования обучающихся во вне урочное время, за счет интеграции с возможностями лабораторного оборудования «PHYWE» по химии.

        И наконец, одна из наиболее действенных форм самостоятельной работы – исследовательская, как результат активизации познавательной деятельности учащихся. В результате,  учащиеся получают возможность формирования творческого характера, умение применять  знания в усложненной ситуации. Это достигается при подготовке учащимися докладов, рефератов, презентаций, проектов, исследований.  Особенно это становится и реальным в старших классах. Традиционно старшеклассники принимают активное участие в школьной конференции «Проектная деятельность научно исследовательская работа. Технологии 21 века». Они представляют свои проекты, презентации, исследования, как результат своей самостоятельной работы. Наиболее интересными работами были: «Генетика и здоровье человека»,  «Генномодифицированные  организмы», «Гипотезы возникновения жизни на Земле», «Антропогенез – эволюция человека», «Биосфера и антропогенное воздействие», «Глобальные экологические проблемы». Исследовательская работа «Экологическое состояние Северного жилого массива» – выполненная учащимися 10 «Б» класса Баева, Брук, Салова,  была представлена на районной конференции научно -  исследовательских работ. Ученики самостоятельно обследовали экологическое состояние микрорайона, выявили наиболее загрязненные объекты, составили схему пройденного пути, представили  фотографии. В дальнейшем она была продолжена, усложнена с учителем химии Кильченко Е.С. Учащиеся дополнили опыты, провели химический анализ проб грунта, воды. В результате выявлено экологическое состояние  Северного жилого массива,  в местах загрязнения  (Королева 12 и водохранилища)  превышают допустимые показатели. Ребята с интересом продолжают   исследования в данном направлении.

    Таким образом, систематически проводимая самостоятельная работа (с учебником, выполнению наблюдений и опытов) при правильной её организации способствует получению учащимися более глубоких и прочных знаний; развитию их познавательных и творческих способностей; развитию мышления; ускоряются темп формирования у учащихся умений и навыков практического характера; при сочетании самостоятельной работы с различными видами домашней работы у учащихся вырабатываются устойчивые навыки самостоятельности.

        Самостоятельная работа является средством формирования активности и самостоятельности -  как черт личности, средством развития умственных способностей ребенка и как определение направления выбора будущей профессии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ на уроках биологии.

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ на уроках биологии....

Внедрение элементов системы ИСУД (индивидуальный стиль учебной деятельности обучающегося) на уроках биологии

Предмет  биология -  прекрасное  поле  и  перспективы  развития  общенаучных  и  мыслительных  навыков,  так  как  здесь  из...

Проектно-исследовательская деятельность деятельность обучающихся на уроках биологии.

Работа по реализации этой технологии позволяет индивидуализировать учебный процесс, а также развивать умения и навыки самообразования учащихся.Использование данной технологии позволяет выполнение о бо...

статья "Развитие мотивации учебной деятельности обучающихся на уроках географии"

Сегодня перед каждым учителем, какой бы предмет он ни преподавал, поставлены задачи формирования нового человека, повышения его творческой активности. А для нынешнего времени важно понять, что, вооруж...

«Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках биологии через использование технологии индивидуального стиля учебной деятельности»

                     Известно, что далеко не все учащиеся, даже те, которых мы называем « успешными», выполняют те или иные фо...