Виды организации учебной деятельности в современной школе.
статья
Составляющим элементом педагогического процесса является педагогическое взаимодействие.
Задачам совместной учебной деятельности отвечает групповая (коллективная) работа на уроке.
Выделяют два основных вида групповой работы:
- единую.
- дифференцированную.
Коллективная деятельность стимулирует индивидуальную активность, формируя и поддерживая при этом в классе отношения ответственной зависимости.
Организуя совместную деятельность, педагог должен учитывать характер взаимоотношений учащихся, их симпатии и антипатии, мотивы межличностных предпочтений, готовность к сотрудничеству.
Общение между педагогом и учащимся, в ходе которого педагог решает учебные, воспитательные и личностно развивающие задачи, называют педагогическим общением.
Идея сотрудничества, диалога, партнерства во взаимоотношениях обучаемого и обучающегося – одна из основных в педагогике последних лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vidy_organizatsii_uchebnoy_deyatelnosti_v_sovremennoy_shkole.docx | 16.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Виды организации учебной деятельности в современной школе.
Составляющим элементом педагогического процесса является педагогическое взаимодействие. Совместной (коллективной)деятельностью считается деятельность, при которой:
1) ее задачи воспринимаются как групповые, требующие кооперации при решении;
2) существует взаимная зависимость при выполнении работы, которая требует распределения обязанностей, взаимного контроля и ответственности.
В процессе сотрудничества происходит динамическое преобразование ролевых отношений педагогов и учащихся в равноправные, что выражается в изменении их ценностных ориентации, целей деятельности и самого взаимодействия.
Структура сотрудничества в процессе взаимодействия изменяется от совместного, разделенного с учителем, действия к поддержанному действию и далее, к подражанию и к самообучению. Задачам совместной учебной деятельности отвечает групповая (коллективная) работа на уроке.
Выделяют два основных вида групповой работы:
- единую. Класс делится на группы, которые выполняют идентичные задания;
- дифференцированную. Каждая группа решает свою собственную, но тесно связанную с общей, учебную задачу.
При групповой организации учебной деятельности можно выделить два основных этапа работы - предшествующий и завершающий. Первый осуществляется до начала собственно групповой деятельности учащихся: педагог формулирует цель урока, инструктирует группы, распределяет задания и разъясняет значение их выполнения для достижения общего результата. На втором этапе - завершающем (контрольном) - группы по очередности отчитываются перед классом и учителем (элемент фронтальной работы). Такие отчеты взаимно обогащают учащихся знаниями, так как в них содержится новая, дополняющая имеющуюся у остальных информация. В этом случае фронтальная работа приобретает черты коллективного взаимодействия, характеризующегося сотрудничеством, взаимной ответственностью, возможностью и необходимостью для каждого с точки зрения общих целей и задач оценить свою собственную работу и работу одноклассников.
Коллективная деятельность стимулирует индивидуальную активность, формируя и поддерживая при этом в классе отношения ответственной зависимости.
Организуя совместную деятельность, педагог должен учитывать характер взаимоотношений учащихся, их симпатии и антипатии, мотивы межличностных предпочтений, готовность к сотрудничеству. Оптимальная величина таких групп - 5-7 человек. Любая групповая работа невозможна без общения членов внутри группы и без общения с учителем. Любой акт непосредственного общения предполагает воздействие человека на человека, а именно их взаимодействие.
Общение между педагогом и учащимся, в ходе которого педагог решает учебные, воспитательные и личностно развивающие задачи, называют педагогическим общением.
Стратегия, основанная на кооперации, называется личностно развивающей. Она базируется на понимании, признании и принятии ребенка как личности, умении стать на его позицию, идентифицироваться с ним, учесть его эмоциональное состояние и самочувствие, соблюсти его интересы и перспективы развития. Ее признаками являются: отношение к ученику как к субъекту собственного развития; ориентация на развитие и саморазвитие личности ученика; создание условий для самореализации и самоопределения личности ученика; субъект-субъектные отношения.
основными тактиками педагога при таком общении становятся сотрудничество и партнерство, дающие возможность учащемуся проявить активность, творчество, самостоятельность, изобретательность, фантазию. С помощью подобной стратегии педагог имеет возможность установить контакт с детьми, в котором будет учтен принцип создания оптимальной дистанции, определены позиции педагога и детей, создано общее психологическое пространство общения, предусматривающее в равной мере и контакт, и свободу одновременно.
Идея сотрудничества, диалога, партнерства во взаимоотношениях обучаемого и обучающегося – одна из основных в педагогике последних лет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Программированные задания как способ организации учебной деятельности обучающихся коррекционной школы"
Материал для учителей истории и культуры родного края...
Организация учебной деятельности в малокомплектной школе
Доклад для выступления на педсовете....
Cоздание специальных индивидуализированных условий организации учебно-воспитательного процесса в школах VIII вида
Презентация выступления на педагогическом совете по диссеминации педагогического опыта на уроках социально-бытовой ориентировки в коррекционной школе VIII вида...
МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
материал для педагогов...
Выступление на ШМО "Формы и виды организации учебной деятельности на уроках «Основы религиозных культур и светской этики»
Применение методов обучения в их оптимальном сочетании при изучении курса обеспечит практическую направленность учебного процесса, будет способствовать созданию реальных возможностей для получен...
«Формы и методы обучения на современном учебном занятии по русскому языку в 5 классе». «Организация учебной деятельности по формированию УУД»
Методическая разработка «Формы и методы организации обучения на современном учебном занятии по русскому языку» ставит своей целью дать описание видов организации учебной деятельности, форм...
Методические рекомендации по организации учебной деятельности в начальной школе для учителя английского языка
Данные методические рекомендации посвящены методике организации учебной деятельности на уроках английского языка в начальной школе. Они могут оказать помощь учителям, работающим с младшими школьниками...