Педагогический мониторинг
статья на тему
Предварительный просмотр:
Педагогический мониторинг – реальный фактор
управления качеством образования.
Современный этап развития образования все с большей очевидностью обнаруживает его непосредственную зависимость от глобальных проблем человечества в третьем тысячелетии – выживания и устойчивого развития.
Перед человечеством встала проблема выбора: или отношения в системах «человек-общество», «человек-человек» продолжают обостряться, и тогда человечество неминуемо приближается к катастрофе, или отношения в указанных системах гармонизируются и в таком случае обеспечивается дальнейший прогресс человечества в условиях сохранения существующей экосистемы. Конечно, речь идет не о простом выживании, а о сохранении и приумножении свободы, здоровья, условий для полноценного развития интеллекта и духовности каждого человека.
Тут и выявляется особая роль, миссия образования как реального фактора гармонизации, социальной и природной стабильности, устойчивого развития. Таким образом, педагогика и образование выступают факторами реального гуманизма. В свете вышесказанного, задачей образовательного учреждения является предоставление возможности реализации всех резервов развития личности. Решение этих задач невозможно без исследовательского поиска определения собственного «лица» школы, своего варианта содержания и технологии образования, создания системы объективной достоверной оценки качества обучения.
При оценке качества образования мы руководствуемся следующими положениями:
- Оценка качества не сводится только к проверке знаний обучающихся (хотя это и остается одним из показателей качества образования).
- Оценка качества образования осуществляется комплексно, рассматривая систему знаний обучающихся во всех направлениях.
Без специального отслеживания процесса обучения по единой методике трудно представить корректность действий учителя и успешность обучения обучающихся, а опора только на накопление отметок при отсутствии четкого понимания, что такое отметка, не дает возможности объективно оценивать деятельность как учителя так и ученика. Опубликование образовательных стандартов обязывает применять такие единые формы контроля за ходом учебного процесса, которые были бы предельно близки к реальному положению дел, а его результаты были бы сравнимы. Следовательно, государственные образовательные стандарты создают необходимую базу для разработки системы мониторинга качества образования.
Для того, чтобы мониторинг стал реальным фактором управления, сформирована определенная система по следующим направлениям:
- Диагностика уровня здоровья обучающихся.
- Диагностика качества образования (организация и содержание образовательной среды, ее результативность и т.п.).
- Диагностика уровня воспитанности.
- Психолого-педагогическая диагностика.
- Анализ пространственно-вещевой среды.
В учебном процессе определены следующие виды организации мониторинга:
- мониторинг внешних параметров образовательной среды (способы организации обучения обучающихся, содержание обучения, и т.п.);
- мониторинг результативности (результативность воздействия образовательной среды на обучающегося);
Такой комплексный подход к изучению личности школьника и образовательной среды направлен прежде всего на осмысление реальных учебных возможностей: степени обученности, обучаемости (способности к обучению), познавательных интересов, мотивов учения, а также на установление дидактических причин слабой успеваемости, степени удовлетворенности обучающихся и учителей образовательным процессом, эмоционального состояния обучающихся.
Информация, полученная в ходе мониторинга, является основой для своевременной корректировки образовательной среды. Например, при внедрении технологий модульного обучения у целого ряда обучающихся наблюдалась картина снижения темпа прохождения и усвоения учебного материала, а у других обучающихся ситуация была прямо противоположная. Анализ данной ситуации указал на необходимость корректировки образовательной среды для обучающихся, имеющих проблемы. С этой целью была активизирована работа по формированию универсальных учебных действий.
Другой пример – организация циклопоточного обучения обучающихся. В поле зрения мониторинга в данном случае находится реализация принципа комфортности ученика в обучении. При этом мы выделяем три основных типа комфортности ребенка в обучении:
- Интеллектуальная комфортность, когда уровень сложности учебного материала, его объем и характер изложения соответствуют актуальному уровню интеллектуального развития обучающегося.
- Темповая комфортность, когда темпы всех видов учебной деятельности в группе соответствуют темпам деятельности ученика.
- Социальная комфортность, когда ценностные ориентации группы, иерархическая положение ребенка в группе соответствуют внутреннему состоянию его личности и не противоречат целям образования.
При возникновении затруднений в группе перед учителем стоит задача найти приемы, формы и методы, которые будут способствовать повышению эффективности учебного процесса для данных детей. Эти затруднения хорошо преодолеваются при организации аналитического исследования в рамках дифференцированного подхода к организации учебного процесса. Следовательно, применение мониторинга позволяет создать гибкую вариативную образовательную среду, в которой каждый ребенок будет чувствовать себя комфортно.
Для осуществления этого мониторинга учителю необходимы навыки информационно-аналитического анализа. Одним из направлений такой деятельности является сбор, систематизация и анализ диагностико-аналитических материалов, что не означает простой сбор данных, а является одним из механизмов внутришкольного контроля. Более того, последующая деятельность включает в себя определение приоритетных направлений, разработку детального плана деятельности и его осуществление.
Известно, что одним из динамичных аспектов развития педагогического мастерства является его способность к переменам. Умение осуществлять анализ образовательной деятельности является критической частью способности осуществлять перемены в процессе приобретения опыта мониторинга качества образования. Таким образом, учитель приобретает навык осуществления перемен, что само по себе является инновацией.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система педагогического мониторинга в специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся и воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
Педагогический мониторинг является частью психолого-медико-педагогического мониторинга в специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся и воспитанников с ограниченными во...
Педагогический мониторинг в учебном процессе по предмету "Иностранный язык"
Педагогический мониторинг – это процесс, представляющий собой последовательное осуществление сбора сущностной и разносторонней информации о качестве образования, ее обработки, систематизации, глубоког...
Социально-педагогический мониторинг воспитанников коррекционного образовательного учреждения VIII вида.
Цель данного мониторинга – помощь воспитанникам в формировании основных представлений о себе и социальном окружении, в освоении повседневных норм поведения; коррекция межличностных отношений; об...
Педагогический мониторинг
Педагогический мониторинг для образовательных программ дополнительного образования детей...
Методические рекомендации по организации педагогического мониторинга в детском объединении
Данные методические рекомендации расскрывают понятие "педагогический мониторинг", описывают алгоритм изучения эффективности процесса воспитания в детском объединении, а также пре...
Педагогический мониторинг при обучении математике в условиях перехода на ФГОС второго поколения.
Статья содержить мои рассуждения о необходимости проведения мониторинга педагогической деятельности для учителя в связи с переходом на новые ФГОС для прогнозирования и отслеживания динамики...
Методика педагогического мониторинга.
Для эффективного управления школой негобходимо знать , что является критериями её успешности....