Методические рекомендации по организации педагогического мониторинга в детском объединении
методическая разработка

 

Данные методические рекомендации расскрывают понятие "педагогический мониторинг", описывают алгоритм  изучения эффективности процесса воспитания в детском объединении, а также предлагают показатели критериальной матрицы и перечень диагностических методик, которые можно использовать в работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskiy_monitoring.doc30.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации

по организации педагогического мониторинга в детском объединении

Для того чтобы отследить, проанализировать и оценить результативность работы детского объединения, необходимо применять педагогический мониторинг. Это поможет в дальнейшем скорректировать содержание деятельности в соответствии с условиями микросреды, запросами детей.

Педагогический мониторинг в детском объединении – это определение эффективности работы данного объединения,  соотнесённость полученных результатов с целями и прошлыми достижениями в деятельности организации.

Такой анализ дает возможность конкретизировать план воспитательной работы и осуществлять индивидуальный подход – подбирать такие виды деятельности, которые бы способствовали проявлению и развитию еще недостаточно сформированных качеств.

Таким образом, мониторинг выступает средством управления деятельностью, так как отслеживание результатов осуществляется с целью их анализа для дальнейшей корректировки и совершенствования деятельности.

Алгоритм изучения эффективности процесса воспитания:

  1. Определение цели и задач изучения;
  2. Подбор критериев и показателей для определения результативности процесса воспитания учащихся;
  3. Выбор методик изучения;
  4. Подготовка диагностического инструментария;
  5. Исследование испытуемых;
  6. Обработка и интерпретация результатов исследования;
  7. Анализ, оценка и обсуждение результатов изучения.

При постановке цели и задач мониторинга необходимо учитывать  цели, задачи и ожидаемые результаты, которые прописаны в программе деятельности детской организации.

Важным этапом в организации мониторинга является определение  критериев оценки деятельности детской общественной организации.

Основу критериальной матрицы могут составить следующие показатели:

1. Динамика личностного роста школьников. Личностный рост мы можем определить как развитие ценностного отношения личности к миру, к другим людям и самому себе.

2. Качество реализации воспитательных дел, акций, мероприятий (здесь итоговая оценка складывается из внешней оценки наблюдателей и самооценки организатора дел, из факта включенности школьников в работу в той или иной позиции (например, организатор, участник, зритель) и субъективного восприятия ими своей позиции, так и смысла, личной значимости дела или акции).

3. Уровень развития коллектива. Психологический климат в детской общественной организации. Изучение системы (межличностных отношений) отношений ответственной зависимости. Комфортность, защищенность ребенка в детской организации.

4. Удовлетворенность детей, педагогов, родителей жизнедеятельностью в детской общественной организации.

5. Качество взаимодействия со средой, окружающей школу в решении задач.

6. Организационно-педагогические условия, обеспечивающие эффективность деятельности детской общественной организации (материально- техническое, научно- методическое оснащение, программное обеспечение, информационное).

В соответствии с выбранными критериями оценки осуществляется  подбор диагностических методик. Старший вожатый может использовать следующие диагностические методы: беседа, тестирование, опрос, анкетирование, наблюдение и др. Главное, чтобы выбранные методики точно отвечали поставленным задачам и отражали критерии оценки, определенные вожатым.

Старший вожатый может использовать следующие диагностические методики:

- для оценки уровня развития коллектива - методика оценки психологической атмосферы в коллективе А.Ф.Фишера, методика А.Н. Лутошкина «Определение стадии развития детского коллектива»;

- для диагностики лидерских и творческих способностей - тест «Экспресс-диагностика организаторских способностей», тест «Диагностика лидерских способностей» (Е.Жариков, Е.Крушельницкий), тест «Я – лидер», тест «Оценка уровня творческого потенциала личности»;

- для определения отношения детей к старшему вожатому - анкета «Взрослые в твоем ребячьем объединении».

Для вожатого очень важно определить качество реализации воспитательных дел, акций, мероприятий. Для этого он может провести миркоисследование «Как организуется деятельность в коллективе?», в котором ребятам предлагается ответить на вопрос «Как я участвовал в делах своего коллектива? Какую роль играл в подготовке и проведения дела: был организатором, выполнял задания при подготовке, был рядовым участником, был зрителем, слушателем или вообще не участвовал?».

Важным этапом в организации педагогического мониторинга является анализ и оценка полученных результатов. Обобщить результаты исследования можно в форме таблиц и графиков.

Результаты изучения могут обсуждаться на педагогическом совещании, с родителями, в индивидуальной беседе с учащимися, коллективно с классом, с группой активистов, т.е. в разной форме и разными методами. Все зависит от индивидуальных особенностей, возрастных особенностей, степени сформированности общественного мнения и защищенности личности в коллективе, авторитета актива и самого старшего вожатого, взаимоотношений педагога с родителями и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация воспитательной работы в детском объединении "Бусинка"

Презентация для педагогических августовских чтений....

АКТИВИЗАЦИЯ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В БОУ «ЧЕКРУШАНСКАЯ СОШ» ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ЭФФЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНОГО ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «ДОБРОГРАД»

Гражданин Отечества начинается с гражданина ШКОЛЫ. Одним из основных направлений воспитательной системы школы является вооружение растущего человека средствами самореализации через овладение различным...

Методическая разработка "Оценка результативности образовательной деятельности детского объединения дополнительного образования"

Мониторинг в той или иной мере существовал в системе общего и дополнительного образования всегда. Это и контрольные работы, и экзамены, и проверки. . . Но возникает вопрос, а чем именно нам, педагогам...

Приёмы организации рефлексии на занятиях детского объединения. Из опыта работы

Только некоторые учащиеся имеют высокий уровень самооценки – когда, начиная решение нового задания, ребёнок может самостоятельно оценить свои потенциальные возможности и предвидеть результат. Постоянн...

Информация о результатах промежуточного мониторинга в детском объединении 2018 г.

Результаты промежуточного мониторинга в детском объединении....