Методические рекомендации по организации педагогического мониторинга в детском объединении
методическая разработка
Данные методические рекомендации расскрывают понятие "педагогический мониторинг", описывают алгоритм изучения эффективности процесса воспитания в детском объединении, а также предлагают показатели критериальной матрицы и перечень диагностических методик, которые можно использовать в работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_monitoring.doc | 30.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации
по организации педагогического мониторинга в детском объединении
Для того чтобы отследить, проанализировать и оценить результативность работы детского объединения, необходимо применять педагогический мониторинг. Это поможет в дальнейшем скорректировать содержание деятельности в соответствии с условиями микросреды, запросами детей.
Педагогический мониторинг в детском объединении – это определение эффективности работы данного объединения, соотнесённость полученных результатов с целями и прошлыми достижениями в деятельности организации.
Такой анализ дает возможность конкретизировать план воспитательной работы и осуществлять индивидуальный подход – подбирать такие виды деятельности, которые бы способствовали проявлению и развитию еще недостаточно сформированных качеств.
Таким образом, мониторинг выступает средством управления деятельностью, так как отслеживание результатов осуществляется с целью их анализа для дальнейшей корректировки и совершенствования деятельности.
Алгоритм изучения эффективности процесса воспитания:
- Определение цели и задач изучения;
- Подбор критериев и показателей для определения результативности процесса воспитания учащихся;
- Выбор методик изучения;
- Подготовка диагностического инструментария;
- Исследование испытуемых;
- Обработка и интерпретация результатов исследования;
- Анализ, оценка и обсуждение результатов изучения.
При постановке цели и задач мониторинга необходимо учитывать цели, задачи и ожидаемые результаты, которые прописаны в программе деятельности детской организации.
Важным этапом в организации мониторинга является определение критериев оценки деятельности детской общественной организации.
Основу критериальной матрицы могут составить следующие показатели:
1. Динамика личностного роста школьников. Личностный рост мы можем определить как развитие ценностного отношения личности к миру, к другим людям и самому себе.
2. Качество реализации воспитательных дел, акций, мероприятий (здесь итоговая оценка складывается из внешней оценки наблюдателей и самооценки организатора дел, из факта включенности школьников в работу в той или иной позиции (например, организатор, участник, зритель) и субъективного восприятия ими своей позиции, так и смысла, личной значимости дела или акции).
3. Уровень развития коллектива. Психологический климат в детской общественной организации. Изучение системы (межличностных отношений) отношений ответственной зависимости. Комфортность, защищенность ребенка в детской организации.
4. Удовлетворенность детей, педагогов, родителей жизнедеятельностью в детской общественной организации.
5. Качество взаимодействия со средой, окружающей школу в решении задач.
6. Организационно-педагогические условия, обеспечивающие эффективность деятельности детской общественной организации (материально- техническое, научно- методическое оснащение, программное обеспечение, информационное).
В соответствии с выбранными критериями оценки осуществляется подбор диагностических методик. Старший вожатый может использовать следующие диагностические методы: беседа, тестирование, опрос, анкетирование, наблюдение и др. Главное, чтобы выбранные методики точно отвечали поставленным задачам и отражали критерии оценки, определенные вожатым.
Старший вожатый может использовать следующие диагностические методики:
- для оценки уровня развития коллектива - методика оценки психологической атмосферы в коллективе А.Ф.Фишера, методика А.Н. Лутошкина «Определение стадии развития детского коллектива»;
- для диагностики лидерских и творческих способностей - тест «Экспресс-диагностика организаторских способностей», тест «Диагностика лидерских способностей» (Е.Жариков, Е.Крушельницкий), тест «Я – лидер», тест «Оценка уровня творческого потенциала личности»;
- для определения отношения детей к старшему вожатому - анкета «Взрослые в твоем ребячьем объединении».
Для вожатого очень важно определить качество реализации воспитательных дел, акций, мероприятий. Для этого он может провести миркоисследование «Как организуется деятельность в коллективе?», в котором ребятам предлагается ответить на вопрос «Как я участвовал в делах своего коллектива? Какую роль играл в подготовке и проведения дела: был организатором, выполнял задания при подготовке, был рядовым участником, был зрителем, слушателем или вообще не участвовал?».
Важным этапом в организации педагогического мониторинга является анализ и оценка полученных результатов. Обобщить результаты исследования можно в форме таблиц и графиков.
Результаты изучения могут обсуждаться на педагогическом совещании, с родителями, в индивидуальной беседе с учащимися, коллективно с классом, с группой активистов, т.е. в разной форме и разными методами. Все зависит от индивидуальных особенностей, возрастных особенностей, степени сформированности общественного мнения и защищенности личности в коллективе, авторитета актива и самого старшего вожатого, взаимоотношений педагога с родителями и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация воспитательной работы в детском объединении "Бусинка"
Презентация для педагогических августовских чтений....
АКТИВИЗАЦИЯ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В БОУ «ЧЕКРУШАНСКАЯ СОШ» ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ЭФФЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНОГО ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «ДОБРОГРАД»
Гражданин Отечества начинается с гражданина ШКОЛЫ. Одним из основных направлений воспитательной системы школы является вооружение растущего человека средствами самореализации через овладение различным...
Методическая разработка "Оценка результативности образовательной деятельности детского объединения дополнительного образования"
Мониторинг в той или иной мере существовал в системе общего и дополнительного образования всегда. Это и контрольные работы, и экзамены, и проверки. . . Но возникает вопрос, а чем именно нам, педагогам...
Приёмы организации рефлексии на занятиях детского объединения. Из опыта работы
Только некоторые учащиеся имеют высокий уровень самооценки – когда, начиная решение нового задания, ребёнок может самостоятельно оценить свои потенциальные возможности и предвидеть результат. Постоянн...
Приёмы организации рефлексии на занятиях детского объединения «Рукодельница»
Из опыта работы....
Задания промежуточного мониторинга в детском объединении. 2020 - 2021 г.
Задания промежуточного мониторинга...
Информация о результатах промежуточного мониторинга в детском объединении 2018 г.
Результаты промежуточного мониторинга в детском объединении....