Педагогический мониторинг в учебном процессе по предмету "Иностранный язык"
методическая разработка (5 класс) по теме

Педагогический мониторинг – это процесс, представляющий собой последовательное осуществление сбора сущностной и разносторонней информации о качестве образования, ее обработки, систематизации, глубокого анализа, оценки, интерпретации, прогноза дальнейшего развития и выработки мер по коррекции образовательного процесса и созданных для него условий.

В данном материале содержится информация:

1. Механизм педагогического  мониторинга.

2. Задания для проверки учебных умений  и навыков.

3. Результаты запуска процессуального  мониторинга.

4. Опыт применения учебных заданий.

4. Анализ основных затруднений при запуске мониторинга в учебный  процесс.

5. Прогноз выполнения заданий учащимися.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогический мониторинг – это процесс, представляющий собой последовательное осуществление сбора сущностной и разносторонней информации о качестве образования, ее обработки, систематизации, глубокого анализа, оценки, интерпретации, прогноза дальнейшего развития и выработки мер по коррекции образовательного процесса и созданных для него условий.

Создание и налаживание функционирования системы процессуального мониторинга на уровне «ученик – учитель» потребует от вас решения целого ряда сложных научных и организационных вопросов.

"Механизм педагогического мониторинга"

Раздел 1. Цель педагогического мониторинга

Современная педагогическая наука до сих пор еще спорит о понятии "мониторинг", поскольку существуют разные представления о том, что же такое мониторинг: деятельность, процесс, система сбора информации и т.п.
В данном курсе мы будем рассматривать педагогический мониторинг как технологию. Любая технология представляет собой алгоритм, совокупность правил, последовательность действий.

Составляющими педагогического мониторинга, как технологии, являются:

цель мониторинга;

объект, предмет мониторинга;

критерии, параметры, показатели мониторинга;

инструментарий;

процедуры сбора информации;

интерпретация и предъявление информации,

принятие управленческого решения.

Чем выше уровень мониторинга (локальный, школьный, муниципальный, региональный и т.д.), тем более важными являются каждая из составляющих педагогического мониторинга.

Для процессуального мониторинга в контуре: «учитель-ученик» эти составляющие мониторинга присутствуют, но немного видоизменяются, конкретизируются, упрощаются.

Раздел 2. Составляющие мониторинга.

Мониторинг как самоцель имеет мало смысла. Он должен всегда отвечать существующим на данный момент информационным запросам и потребностям участников образовательного процесса и как инструмент должен применяться в нужном для них направлении.

Проведение педагогического мониторинга начинается с осознания и формулировки целей его проведения. Эти цели объединяют все последующие этапы мониторинга и во многом определяют их содержание. Другими словами, цель является системообразующим элементом мониторинга. Исходя из цели, выделяется комплекс критериев и показателей оценки качества образования, подбираются методы изучения, выстраивается процедура проведения мониторинга.

Основной целью педагогического мониторинга считается создание информационных условий для формирования целостного представления о состоянии системы образования, о качественных и количественных изменениях в ней.  В рамках процессуального мониторинга цель должна быть прописана настолько конкретно и диагностично, чтобы было возможным слежение за развитием умений школьников на предметном содержании и коррекция учебной деятельности учеников.                                                             Основными задачами процессуального мониторинга могут быть:   выявление динамики изменений учебных достижений учащихся;  выявление уровня развития общих учебных умений школьников; выявление степени освоения школьниками учебного содержания; и др.

Раздел 3. Объекты мониторинга

Объектом педагогического мониторинга могут выступать система образования, образовательный процесс и его результаты, учебная деятельность учащихся, профессиональная деятельность педагогов, личностные характеристики всех участников образовательного процесса, их потребности и отношение к образовательному учреждению и др.  В частности, объектом рассматриваемого нами процессуального мониторинга в контуре «учитель - ученик», является учебная деятельность школьников. 

Раздел 4. Предмет мониторинга

Предметом педагогического мониторинга выступает состояние объекта в определенные периоды времени или конкретные изменения объекта.  В качестве предмета мониторинга можно рассматривать:

качество образования;

сформированность предметных и общеучебных умений и навыков;

учебные достижения учащихся;

достижения учащихся в дополнительном образовании и др.

Например, предметом процессуального мониторинга может быть уровень усвоения учебного содержания школьниками по конкретной теме предмета.

Раздел 5. Субъекты мониторинга

Под субъектами педагогического мониторинга имеются в виду носители мониторинговых функций в данной системе. Субъектами педагогического мониторинга выступают все участники образовательного процесса. Степень их участия различна, но все они (и учителя, и ученики, и родители, и общественность) получают информацию, анализируют ее. Субъектов мониторинга можно условно подразделить на две большие группы: тех, кто предоставляет информацию, и тех, кто ее собирает и обрабатывает.

Раздел 6. Критерии, параметры (показатели) мониторинга

Критерии, параметры (показатели) позволяют создать необходимые условия для подготовки, принятия и реализации управленческих решений о качестве обучения школьников на всех иерархических уровнях.  Слово «критерий» (критерион) в древнегреческом имело два основных значения:                                                                                                                                                                       1) средство убеждения (средство решения для суда; можно сравнить, например, с русским - судить, обсуждать).                                                                                                                                                 2) мерило. 

Критерий по определению, это признак являющийся мерилом оценки, составляющей основу какой-либо классификации. В педагогическом мониторинге критерий – обобщенная характеристика какого – либо объекта, процесса или явления. Каждый объект мониторинга может иметь свой набор критериев и соответствующих показателей. Количество критериев должно быть оптимальным, но не мене двух.

Параметр – это величина, характеризующая какой-либо критерий.  В практике школ наиболее употребляемым стал термин «показатель».                                                                      Показатель - это обобщенная характеристика свойства объекта (критерия), выступающая инструментом, обеспечивающим возможность проверки теоретических положений с помощью эмпирических данных. Можно выделить два вида показателей:

· качественные показатели, фиксирующие наличие или отсутствие у рассматриваемого объекта определенного свойства;  · количественные показатели, фиксирующие меру выраженности, развития определенного свойства.

Для процессуального мониторинга наиболее важным понятием будет являться «показатель», представленный через действия ученика (наиболее подробно в последующем содержании курса).

Раздел 7. Процедуры сбора информации,  методы педагогического мониторинга

Для сбора информации в ходе проведения педагогического мониторинга обычно используют известные методы, такие как анализ документов; наблюдения; экспертный опрос; диагностические контрольные работы; тестирование; анкетирование; интервьюирование; и др.

Процессуальный мониторинг предполагает конкретизацию целей через действия ученика, что обуславливает поиск новых форм и процедур сбора информации. Система обработки результатов педагогического мониторинга должна предполагать различные уровни представления информации.

Первый уровень – информация для ученика. Ученик должен иметь возможность ознакомиться с интерпретацией полученных результатов. Интерпретация должна быть выдержана в положительном ключе, и представлять собой текст, который позволяет выявить образовательные дефициты, обозначить последующие задачи для каждого ученика.

Второй уровень - для учителя. Здесь информация должна быть представлена в наиболее развернутой форме. В зависимости от текущих целей образовательного процесса учителю может понадобиться информация об отдельном ученике, целом классе или параллели. Результаты должны быть сведены в таблицы, представлены в виде графиков, гистограмм. Для большей наглядности результаты, выходящие за пределы статистической нормы, можно выделить цветом.

Третий, итоговый, уровень представления результатов – информация для управленческого звена (администрация школы, районных и городских управлений образования). На этот уровень выводятся самые обобщенные результаты, так, чтобы на их основе можно было составить целостное представление о качестве образовательного процесса и принять соответствующее управленческое решение.

Инструментарий

Инструментарий педагогического мониторинга представляет собой наиболее трудную из его составляющих. Это обусловлено тем, что инструментарий зависит напрямую от целей мониторинга, его критериев и показателей. А значит, он всегда должен быть найден или разработан под цели.

В рамках процессуального мониторинга учитель может использовать имеющийся у него инструментарий по предмету, однако никогда нельзя забывать о том, что цель как системообразующий фактор мониторинга требует всегда конкретный инструментарий.

Поэтому у учителя появится образовательная задача по развитию умения конструирования педагогических измерителей.



Предварительный просмотр:

учебные   задания   для проверки  предметных умений и навыков по теме

« Осень. Какая  сейчас  погода?»

Прочитай  мини-высказывания школьников об осени.

Прослушай и переведи   высказывания  о погоде осенью, пользуйся   картинками-подсказками.

Прочитай  слова из  «Wortsalat».   Выпиши  слова, которые относятся к  теме  «Овощи и фрукты».

Прочитай текст, найди  в тексте информацию  о погоде осенью,   перепиши слова  в  данную  таблицу.

Участвуй в диалоге-игре  «На  рынке», читая   роль. Перескажи  подробно по-русски, о чем  была  речь   в диалоге.

Из предложенных   групп слов  зачеркни  лишнее, которое  выпадает из смыслового  или тематического ряда.

Прослушай слова по новой теме,  запиши  их  под диктовку   в столбик,  переведи слова на русский язык.

Прочитай   текст и  подбери   к  тексту   рисунки из набора.

Игра «Телефон». Тема «Осенняя  погода».  Отвечай  на вопросы  по телефону.

Рассмотри  картинку.  Какое время года здесь изображено?   Опиши   погоду  на  картинке.

Вырази  свое мнение о погоде сегодня, используя известные выражения и новые слова.  Сравни  погоду  со вчерашней погодой.

Объясни  образование количественных числительных от 13 до 19.  Посчитай  предметы   в двух корзинах,  сравни их  количество.

Составь  рассказ-загадку о фрукте или овоще.  Используй  цветовую гамму, определения (большой, маленький, круглый, овальный, сладкий, горький). Ключевое слово-подсказка «Овощ  – Фрукт» .

Объясни, как изменяется  артикль имен существительных после глагола «nehmen». Запиши  в предложениях  правильно  артикль  данных  имен существительных после   глагола «nehmen».

Прочитай про себя  текст. Найди  в предложениях сложные имена существительные. Назови их  и переведи.  



Предварительный просмотр:

РЕЗУЛЬТАТЫ  ЗАПУСКА ПРОЦЕССУАЛЬНОГО МОНИТОРИНГА В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС

                      УЧИТЕЛЬ:    Берзина   Ольга   Васильевна                    ПРЕДМЕТ: немецкий язык

ЧАСТЬ 1

Лист достижений учащихся  3  класса    по теме « Осень. Какая  сейчас  погода?»

Общие учебные умения

 Работать   с текстом

Анализировать

Отделять основную информацию от второстепенной

Воспроизводить  прослушанную информацию

Речевое умение

Сравнивать

Моделировать

Давать определения и приводить доказательства

Выполнять

алгоритм

Письменные умения

Итого баллов  по всем умениям




Предметные умения

 Баллы-оценки

Читает мини-высказывания школьников

Читает  роль в диалоге

Читает  текст и  подбирает  к  тексту   рисунки из набора

Выписывает  из  группы  слов  слова по теме

Из рядов слов  зачеркивает лишнее слово

Находит  в тексте информацию и переписывает в таблицу

Переводит  на слух высказывания   с опорой на картинки

Отвечает на вопросы  по телефону

Пересказывает по-русски, о чем говорят  в диалоге

Ведет  диалог по теме

Описывает  погоду по картинке

Выражает свое мнение о погоде

Считает  предметы (от 1 до 19) и  сравнивает их  количество

Сравнивает  погоду  со вчерашней  погодой

Составляет  рассказ-загадку о своем питомце

Объясняет, как изменяется  артикль имен существительных после глагола «nehmen»

Объясняет  образование количественных числительных от 13 до 19.

Проставляет в  предложении  отрицание kein / keine/

Находит в предложениях сложные имена существительные

Записывает артикль  данных  имен существительных после   глагола «nehmen»

Записывает под диктовку  слова и переводит

Фамилия,

имя ученика

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

21

1. Басаргин Вадим

+

+

+

-

+

-

+

+

+

-

+

+

+

+

-

-

+

-

+

-

+

14

2. Глумов Роман

+

+

+

+

+

-

+

+

+

-

-

-

+

-

+

-

+

-

-

+

+

13

3. Кочедыков Дмитрий

+

+

+

+

+

+

-

+

+

+

+

+

+

+

-

+

+

-

+

-

+

17

4. Сметанина Ирина

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

-

+

+

+

20

5.Моисеева Мария

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

-

+

+

+

-

+

+

18

6.Седов Тимофей

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

-

+

-

-

-

+

-

-

-

+

14

7.Седова

Дарья

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

-

-

-

+

18

8.Орлова Василиса

+

+

-

-

+

+

+

-

-

+

+

-

-

-

-

+

+

-

-

-

+

10

9.Кондратьев Владимир

-

-

+

-

+

+

-

-

+

+

-

-

-

+

+

+

-

-

-

-

+

9



Предварительный просмотр:

ПРОГНОЗ   ВЫПОЛНЕНИЯ  УЧАЩИМИСЯ  ИТОГОВОЙ    РАБОТЫ  ПО  ДАННОЙ  ТЕМЕ

(на основе данных Листа достижений)

По теме « Осень. Какая  сейчас  погода?», на которую будет затрачено 10 учебных часов, итоговой работой  планируется проведение  «Урока-биржи  успехов»,   где ученики смогут  забрать свои  баллы-оценки или «вложить»- улучшить их, выполнив задание  ещё  раз.  Затем можно «выкупать» свои итоговые оценки (по количеству набранных баллов).  Предварительно все учащиеся (индивидуально)  будут  ознакомлены  с листом  достижений и вместе с учителем обсудят возможность  улучшения  результатов.

Можно предположить, что из группы 9 обучающихся  получат итоговые отличные оценки  четверо учащихся, у которых начинают  формироваться перечисленные и включенные в итоговую аттестацию по теме специальные предметные умения, благодаря сформированным общеучебным умениям и навыкам:

воспроизводить  прослушанную информацию,

речевые умения,

умения читать,

умения писать,

отделять основную информацию от второстепенной информации,

давать определения и приводить доказательства,

анализировать,

сравнивать,

моделировать,

выполнять  алгоритм.

Предполагается считать работу по теме:

« неудовлетворительной» при  набранных 0-6 баллов;

«удовлетворительной»  при полученных баллах от 7 до 13;

«хорошо» выполненная работа будет стоить от 14 до  17 баллов;

«отлично» - от 18 до 21 балла.



Предварительный просмотр:

опыт применения созданных учебных заданий

Все  учебные  задания  апробированы в 3 классе. Были задания знакомой формулировки, которые ученики уже выполняли раньше.  Такие,  как:  Прочитай  слова из  «Wortsalat».   Выпиши  слова, которые относятся к  теме…  Сложность вызвали те задания, которые связаны с объяснением учащимися грамматических тем, а затем выполнением письменной работы-зачета.  Но  некоторые ученики  успешно справились.

На уроке для достижения наилучшего результата и усвоения материала необходимо применять не просто разнообразные формы деятельности, но  постоянно играть с учащимися этого возраста.

Многие задания вызвали у детей особый восторг, не потому, что они впервые их выполняют, а ещё и потому, что результат их деятельности фиксируется в особом документе «Листе достижении».  Что  явилось для меня подтверждением  действительно эффективности такой формы оценивания знания учеников.

АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ЗАТРУДНЕНИЙ,  ВОЗНИКШИХ  

ПРИ ЗАПУСКЕ ПРОЦЕССУАЛЬНОГО МОНИТОРИНГА,

ПРИ ЗАПОЛНЕНИИ ЛИСТА ДОСТИЖЕНИЙ

При заполнении листа достижений учащихся было трудно придумать систему оценок учеников, потому что для ребенка важно, прежде всего, что он получил за это задание.  

ВАЖНО  (чтобы процесс  пошел  намного интереснее и продуктивней):

1. продумать форму  контроля всей темы;

2. разработать сценарий итоговой игры;

3. привлечь учащегося к самооценке своих достижений.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологический подход к проектированию учебного процесса по английскому языку в школе

Технология проектирования учебного прцесса как способ реализации основных принципов педагогической техники:-принцип свободы выбора-принцип открытости-принип деятельности-принцип сотрудничества....

Использование тестовой методики контроля в учебном процессе по английскому языку

Работа содержит теоретические основы использования тестовой методики контроля в учебном процессе по иностранному языку в средней школе. Возможности использования тестовой методики контроля на уроках и...

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ПРЕПОДАВАНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В 2014-2015 УЧЕБНОМ ГОДУ: методические рекомендации Приходько Е.В.

Настоящие методические рекомендации об организации учебного процесса по преподаванию иностранного языка адресованы методистам муниципальных методических служб, курирующим предметную область «Иностранн...

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ КАК СРЕДСТВО МОТИВАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

Реализация межпредметных связей способствует более научной организации учебно-воспитательного процесса, а также является стимулирующим фактором при овладении иностранным языком.Изучая развитие теории ...

Технологии организации учебного процесса изучения иностранного языка в соответствии с требованиями ФГОС

Мой материал пригодится учителям иностранного языка.  работающим в  образовательной школе. Главными характкеристиками педагогических  технологий  можно назвать гуманность, эффектив...

Оптимизации речевого взаимодействия участников учебного процесса по иностранному языку

Речевой навык представляет собой очень сложное явление, особенности которого обязательно нужно учитывать при его формировании. Всем нам знакомы ученики, не участвующие на уроках, предпочитающие отмалч...

Методическая разработка учебного занятия по английскому языку по теме Учебный процесс в медицинском колледже

Методическая разработка учебного занятия по английскому языку по теме Учебный процесс в медицинском колледже...