Система педагогического мониторинга в специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся и воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
статья по теме

 

Педагогический мониторинг является частью психолого-медико-педагогического мониторинга в специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся и воспитанников с ограниченными возможностями здоровья и организуется как целостная система наблюдения, контроля оценивания и управления учебно-воспитательным процессом.

Мониторинг - это отслеживание результативности количественных и качественных характеристик, предупреждение возможных ошибок в деятельности педагогического коллектива образовательного учреждения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sistema_ped._monitoringa_v_shkole_vi_vida.doc159 КБ

Предварительный просмотр:

Система педагогического мониторинга в специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся и воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

Лаппо Л. А., Шумкина М. А.

Муниципальное  специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Специальная (коррекционная) начальная школа - детский сад №225» VI вида

г. Новокузнецк, Кемеровская область

В последние годы настойчиво обсуждается проблема качества образования. Вокруг этого понятия идут дискуссии, вырабатываются подходы и взгляды. На сегодняшний день нет единого толкования, но мы склонны представлять качество образования как соотношение цели и результата: в какой мере достигнуты поставленные цели, при том, что они были заданы только операционно и спрогнозированы в зоне потенциального развития ребёнка.

Перед медико – педагогическим коллективом нашего образовательного учреждения стоит задача, как отследить не только количественные, но и качественные изменения, возникающие в процессе четырехлетнего обучения и как наглядней представить её результаты. В связи с этим была разработана система мониторинга, которая позволяет наблюдать динамику развития каждого учащегося.

Педагогический мониторинг является частью психолого-медико-педагогического мониторинга в специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся и воспитанников с ограниченными возможностями здоровья и организуется как целостная система наблюдения, контроля оценивания и управления учебно-воспитательным процессом.

Мониторинг - это отслеживание результативности количественных и качественных характеристик, предупреждение возможных ошибок в деятельности педагогического коллектива образовательного учреждения.

Процессу внедрения разработанной системы педагогического мониторинга предшествовало обсуждение членами педагогического коллектива следующих задач:

  1. Выработка комплекса показателей, обеспечивающих целостное представление о состоянии системы учебно-воспитательной деятельности, о качественных и количественных изменений в ней.
  2. Обеспечение регулярного и наглядного представления информации о системе работы с обучающимися..
  3. Систематизация информации о состоянии и развитии системы учебно-воспитательной деятельности.

В образовательном учреждении разработана система мониторинговой деятельности, которая включает в себя совокупность элементов.

        Такими элементами, составляющими структуру мониторинговой системы в образовательном учреждении, являются:

  1. субъекты мониторинга – члены педагогического коллектива;
  2. субъекты мониторинга – обучающиеся;
  3. инструментарий и инструменты мониторинговой деятельности;
  4. мониторинговая деятельность.

 Инструментарием мониторинговой деятельности выступает совокупность:

  -  рабочих материалов наблюдений;

  - анкет;

   - карт индивидуального развития, которые используют субъекты мониторинга в своей деятельности.

Учитывая специфику учреждения, реализация целей развития личностей учащихся невозможно без точного знания учителем интеллектуальных и личностных особенностей каждого ученика. Особенно важно это именно на первом году обучения, и именно в нашей школе, куда поступают дети с очень разным уровнем физической (в зависимости от диагноза), интеллектуальной и личностной готовностью к обучению.

В феврале-марте проводится диагностика будущих первоклассников на предмет готовности обучения в школе. Для этой цели существует диагностический комплекс, который предлагается детям.

Диагностическая работа с первоклассниками на этапе их адаптации к школе проходит с использованием метода наблюдения, анкетирования, обследования сформированности предпосылок учебной деятельности.

Диагностика уровня адаптации состоит из нескольких этапов: первоклассник отвечает на вопросы анкеты, рисует картинку на тему «Я в школе», учитель проводит диагностику отношения ребенка к школе.

Проанализировав ответы детей, особенности рисунков, результаты анкеты, выделяем группы первоклассников: с благоприятным течением адаптации, условно благоприятным течением адаптации, неблагоприятным течением адаптации (таблица 1).

Таблица 1

Результаты мониторинга адаптации первоклассников.

Ф. И. ребенка

Благоприятное течение ( + )

Условно благоприятное

( + )

Неблагоприятное

(+)

После заполнения данной таблицы вычисляем среднее течение адаптации в классе (в процентах).  

Сама мониторинговая деятельность представляет собой совокупность мониторинговых процедур. Например, сбор, обработка и представление информации (мониторинговые процедуры), организация и обеспечение мониторинговых исследований.

Немаловажным звеном при организации воспитательной, образовательной и коррекционной работы педагогического коллектива учреждения, которое посещают дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата и ДЦП является заполнение карты индивидуального развития.

Работа с картами индивидуального развития организуется в рамках специфики образовательного процесса и направления деятельности по реабилитации обучающихся и воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, обеспечивает индивидуальный подход к ребенку, с учетом его особенностей развития.

Целью организации работы медико-педагогического коллектива с картами индивидуального развития в образовательном учреждении являются: создание целостной системы, обеспечивающей эффективность процесса и коррекционно-реабилитационной деятельности медико – педагогического коллектива по коррекции психодвигательных, речевых нарушений обучающихся и воспитанников, имеющих нарушение опорно-двигательного аппарата и ДЦП.

В задачи организации работы медико - педагогического коллектива с картами индивидуального развития входят:

  1. Определение направления индивидуального коррекционного маршрута дл каждого воспитанника и обучающегося, имеющего отклонения здоровья в психодвигательной и речевой сфере;
  2. Разработка, внедрение в практику работы эффективных методов и приемов, обеспечивающих усвоение детьми знаний, умений, навыков, предусмотренных программой, с учетом их индивидуальных возможностей и способностей;
  3. Организация работы с воспитанниками и обучающимися, которая основана на индивидуальных особенностях ребенка и рекомендована узкими специалистами;
  4. Реализация принципа комплексного взаимодействия всех специалистов при организации учебно – воспитательного и коррекционно – реабилитационного процесса в ОУ, для обеспечения достижения положительного результата;
  5. Использование результатов психолого-медико–педагогического мониторинга в деятельности медико– педагогического коллектива ОУ;
  6. Построение единого образовательного пространства между ОУ и семьёй в целях достижения наиболее эффективных результатов работы по воспитанию, обучению и коррекции нарушенных функций воспитанников и обучающихся.

Режим работы психолого-педагогического коллектива с картами индивидуального развития охватывает весь контингент обучающихся и воспитанников.

Карта индивидуального развития заводится на каждого ребенка, в момент поступления его в образовательное учреждение, независимо в какой класс прибыл обучающийся. Также карта заполняется психолого-педагогическим коллективом два раза в год, где фиксируется уровень усвоения знаниями учащегося на  начало и конец учебного года.

В структуру карты входит социальная составляющая (табл. 2) медицинский лист (табл. 3) и    разделы программных требований по предметам (табл. 4)

Таблица 2

Социальная карта

Учащийся (ф.и.о.)______________________________________________________________

Дата рождения (число, месяц, год) _________________________________________________________________

Домашний адрес, телефон_____________________________________________________________

Год поступления в школу, когда и откуда прибыл_____________________________________________________

Школа № ________________________________________________________________

Класс ___________________________________________________________________

Выбыл (когда, куда) ____________________________________________________________________

Сведения о семье (тип семьи, количество детей и условия жизни семьи, жилищные условия, характер внутрисемейных отношений) ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Мать (ф.и.о., образование, специальность, место работы) ____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Отец (ф.и.о., образование, специальность, место работы)_____________________________________________________________

___________________________________________________________________

Дополнительные сведения о ребенке и его семье (опекуны, кем приходятся ребенку и т.д.) ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

        Готовность ребёнка к началу школьного обучения

Психологическая и социальная готовность к школе:

  1. Ребенок хочет идти в школу.
  2. Особого желания идти в школу пока нет.
  3. Идти в школу не хочет.

Учебная мотивация:

  1. Осознает важность и необходимость учения;
  2. Собственные цели учения не осознаются;
  3. Цели учения не осознает, ничего не привлекает.

Развитие школьно-значимых психофизиологических функций:

- Сформированность понятий правой и левой руки, пространственных и временных представлений  ____________________________________________________________________

- ведущие:

Рука ________________________________________________________________

Нога ________________________________________________________________

Ухо ________________________________________________________________

Глаз ________________________________________________________________

- Развитие моторики и телесная ловкость:

1. Достаточно хорошо ориентируется в пространстве, координирует движения, подвижен, ловок.

2. Отмечаются отдельные признаки недоразвития ориентации в пространстве, координации движений, недостаточно ловок.

3. Ориентируется в пространстве, координация движений развиты плохо, неуклюж, малоподвижен.

- Мелкие мышцы руки:

1. Рука развита хорошо, ребенок владеет карандашом, ножницами.

2. Рука развита недостаточно хорошо, карандашом, ножницами работает с напряжением.

3. Рука развита плохо, карандашом, ножницами работает плохо.

 - Развитие графической деятельности, рисунок:

1. Может правильно «перенести» в тетрадь простейший графический образ (узор, фигуру), зрительно воспринимает на расстоянии и классной доски.

2. графический образ зрительно воспринимает на расстоянии, «переносит» в тетрадь с незначительными искажениями.

3. При «переносе» графического образа, зрительно воспринимаемого с расстояния, допускает грубые искажения.

Таблица 3

Медицинский лист.

Карта состояния здоровья.

Вес

Рост

При рождении

1-ый класс

2-ой класс

3-ий класс

4-ый класс

1-ый класс

2-ой класс

3-ий класс

4-ый класс

Диагноз

Хронические заболевания

Группа здоровья

Рекомендации специалистов

1-ый класс

2-ой класс

3-ий класс

4-ый класс

Логопед

Ортопед

Невропатолог

Педиатр

Разделы программных требований (на примере окружающего мира)

Таблица 4

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ

(природоведение)

1 класс

Н.г

К.г

Различие объектов живой и не живой природы

Различие дикорастущих и культурных растений

Различие диких и домашних животных; различие перелетных и зимующих птиц

Знание основных признаков времен года

Владение основных сведений о своем городе

Знание домашнего адреса, мест работы родителей

Рекомендации _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2 класс

Н.г

К.г

Различие дикорастущих и культурных растений

Развитие культурно-гигиенических навыков; выполнение правил личной гигиены

Владение правилами безопасного поведения на улице, на воде, в лесу

Различие изученных видов транспорта

Использование основных форм приветствий, просьб

Различие объектов природы и предметы, созданные человеком

Распознавать изученные растения, животных (по нескольку представителей каждой группы)

Рекомендации ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3 класс

Н.г

К.г

  1. Определение основных сторон горизонта

  1. Объяснение взаимосвязи в природе и между природой и человеком

  1. Измерение температуры воздуха с помощью термометра

  1. Ведение наблюдения за трудом людей под руководством учителя, воспитателя

  1. Знание профессий

  1. Знание и различение понятий: тела, вещества, частицы

  1. Знание групп растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые и их отличительные признаки

  1. Знание групп животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и их отличительные признаки

Рекомендации ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4 класс

Н.г

К.г

  1. Знание представлений о космосе (Луна, Земля и др.планеты)

  1. Владение знаниями по экологии

  1. Знание способов изображения Земли, её поверхности – глобус, географическая карта

  1. Знание названий океанов, материков

  1. Знание природной зоны России, особенности природы и хозяйства

  1. Различие важнейших полезных ископаемых родного края

  1. Самостоятельное нахождение в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме, умение излагать их на уроке в виде сообщения, рассказа

Рекомендации ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Примечание (авт.): н.г. – начало учебного года, к.г.- конец учебного года

Оценка качественных и количественных характеристик оценивается педагогами по пяти балльной системе.

5 – высокий уровень

4 – оптимальный уровень

3 – средний уровень

2 – допустимый уровень

1 – низкий уровень

Особенности овладения данными программными требованиями описывается в разделе: «Примечание».

В разделе «Рекомендации» фиксируются педагогами и специалистами советы  по организации работы с обучающимся по какому-либо разделу.

Данная карта индивидуального развития ведется на протяжении всего времени пребывания ребенка в ОУ.

На основе карт педагогами составляются сводные диагностические карты уровня освоения программными умениями и навыками обучающимися данной возрастной группы, класса (таблица 2)

Таблица 2

Ф.И. учащихся

1 класс

(средний балл по всем предметам)

2 класс

(средний балл по всем предметам)

3 класс

(средний балл по всем предметам) 

4 класс

(средний балл по всем предметам) 

Средний балл класса

       

На основе полученных данных проводятся мониторинговые исследования в ОУ на начало и конец учебного года административной группой образовательного учреждения,  результаты которых оформляются в виде сводных таблиц, графиков, текстовых анализов и отражаются в годовом анализе учебно-воспитательной работы.

Карта индивидуального развития ребёнка может быть представлена на заседании ПМПК образовательного учреждения по запросу специалистами как сопроводительный документ, на основании которого дается психолого-педагогическая характеристика ребенка.

С результатами обследования и сделанными записями в картах могут ознакомиться родители (законные представители) или лица их заменяющие. Другим интересующимся  результатами обследования не имеющим отношение к обучающемуся данные не предоставляются,   так как носят конфиденциальный характер.  

Содержательная часть карт индивидуального развития и периодичность их заполнения отслеживается административной группой в ходе инспекционно- контрольной деятельности, предусмотренной годовым планом работы ОУ. На основе результатов зафиксированных в картах индивидуального развития планируется учебно-воспитательный и коррекционно-реабилитационный процесс в классах, который находит своё отражение в календарных планах педагогов.

Результаты мониторинга ценны не только своей информационностью и наглядностью, но, во-первых, позволяют проводить анализ сложившихся знаний, умении и навыков у каждого обучающегося, во-вторых, помогают, устраняя причины выявленных проблем и трудностей, строить траекторию дальнейших действий; в-третьих, представляют собой показатель качества обучения на какой-либо конкретной ступени (класса).

Список используемой литературы

  1. Калинина Н. В. Методика оценки учебных достижений в начальной школе. Практическое пособие. М.: Аркти, 2006.
  2. Концепция и программы для начальных классов «Школа России». М.: Просвещение, 2009.
  3. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено). М.: ГНОМиД, 2004.

Карточка автора.

Фамилия   Шумкина

Имя     Мария

Отчество    Александровна

Должность и место работы Муниципальное  специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) начальная школа - детский сад №225» VI вида, учитель начальных классов

Паспортные данные

Серия   32-02       946080

Когда, кем и где выдан  1-м отделом милиции Центрального РОВД Новокузнецкого УВД Кемеровской области, 26.12.02.

Дата рождения  30.09.1978 г.

Домашний адрес

Индекс   654041

Республика, область, район, город   Кемеровская область, г. Новокузнецк

Улица  Сеченова

Дом   27 квартира  67

Телефон   8 (3843) 77-80-71,    8-903-908-55-85

Номер свидетельства пенсионного страхования   050-739-051-43

ИНН   421701495290

Карточка автора.

Фамилия   Лаппо

Имя    Лилия

Отчество    Адамовна

Должность и место работы Муниципальное  специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) начальная школа - детский сад №225» VI вида, учитель начальных классов

Паспортные данные

Серия   32-00       794144

Когда, кем и где выдан  1-м отделом милиции Центрального РОВД Новокузнецкого УВД Кемеровской области, 26.06.01.

Дата рождения  21.02.69 г.

Домашний адрес

Индекс   654041

Республика, область, район, город   Кемеровская область, г. Новокузнецк

Улица  Циолковского

Дом   40 квартира  35

Телефон   8 (3843) 77-89-80,    8-909-510-08-20

Номер свидетельства пенсионного страхования   040-123-501-76

ИНН   421701494875

Ф.И. учащихся

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Баклаков Владислав

2,3

2,3

2,4

2,4

Жуков Илья

2,5

2,3

2,8

2,8

Кузминский Андрей

3,2

3,1

3,2

3,4

Лемешева Кристина

2,3

2,1

2,5

2,4

Миняев Николай

2,5

2,4

2,7

2,8

Мокин Захар

3,3

3,5

3,6

3,6

Притуляк Арина

3,2

3,5

3,6

3,7

Фойгт Данил

2,3

2,2

2,4

2,3

Общий балл

2,7

2,6

2,9

2,9


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие специалистов в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях специального коррекционно-образовательного учреждения

Статья посвящена комплексному сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях специального коррекционно-образовательного учреждения. Рассматриваются вопросы наиболее эффективных ...

Краевой семинар воспитателей коррекционных образовательных учреждений. Тема семинара: «Развитие познавательных интересов и творческих способностей воспитанников с ограниченными возможностями здоровья во внеурочное время».

23 марта 2012 года на базе КГКСКОУ школы-интерната VI вида города Владивостока для слушателей курсов ПИППКРО был проведен краевой семинар на тему: «Развитие познавательных интересов и творческих спосо...

Портфолио учителя математики специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

Настоящее портфолио разработано в соответствии с методическими рекомендациями для представления материалов и документов при оценке результатов профессиональной деятельности педагогического работника д...