Основы проектной деятельности
методическая разработка на тему
Материалы по проектной деятельности
Скачать:
Предварительный просмотр:
Критерии оценивания работы в проекте
Критерии | IV | III | II | I |
Содержание исследования | Объяснение темы исследования полное, детализированное и завершенное | Объяснение темы исследования ясно, рассматривается как минимум два аспекта | Объяснение темы исследования не полно, но включает аналитический материал | Объяснение темы исследования неполное и неясное |
Знание основных понятий статистики, понимание значения правильного питания, особенности подросткового питания
| Представление результатов исследования демонстрирует полное и глубокое понимание основных понятий и концепций учебной темы | Представление результатов исследования демонстрирует знание и уместное использование основных понятий и концепций учебной темы | Представление результатов исследования демонстрирует, что были использованы некоторые понятия и концепции учебной темы | Представление результатов исследования демонстрирует понимание некоторых понятий учебной темы |
Использование терминологии
| Корректное использование терминов, терминология используется к месту, делая представление исследования легко понятным и научным | Корректное использование терминов, представление исследования легко понять | Корректное использование терминов, но представление исследования иногда не понятно. Использование жаргонизмов | В исследовании терминология используются некорректно или очень редко |
Устная презентация
| Представление интересно и хорошо подготовлено, манера изложения материала удерживает внимание аудитории | Представление относительно интересно и хорошо подготовлено, манера изложения материала обычно удерживает внимание аудитории | Манера изложения материала не ровная, но привлекает внимание аудитории большую часть времени | Манера изложения материала неудачная, и внимание аудитории потеряно |
Графическое представление результатов
| Схемы и графики ясно иллюстрируют изучаемые системы счисления | Графиков достаточно для объяснения темы исследования Схемы и графики ясны и легко понятны | Схемы и графики недостаточно ясно и полно иллюстрируют исследование. Рисунки и схемы нечеткие. | Схемы и графики не понятны или не используются |
Содержание презентации
| Описана гипотеза, поставлена проблема, отражена структура исследования. Изложение результатов оригинально и выводы иллюстрируются деталями и примерами. Есть ссылка на источники информации | Описана гипотеза, поставлена проблема, отражена структура исследования. Изложение результатов иллюстрируется некоторыми примерами. Есть ссылка на источники информации | Поставлена проблема, отражена структура исследования. Примеров и ссылок на источники недостаточно, чтобы подтвердить результаты исследования | Не выдержана структура исследования. Выводы отсутствуют или не подтверждаются материалами исследования. |
Графика и анимация в презентации
| Анимация используется умеренно, только если это требуется для иллюстрации содержания. Графика оптимизирована | Анимация используется умеренно. Графика оптимизирована | Анимация не используется или не относится к содержанию слайдов. Графика оптимизирована | Анимация не используется или не относится к содержанию слайдов. Графика не оптимизирована |
Предварительный просмотр:
Деятельность учителя, применяющего исследовательский подход в обучении
1 этап. Проведение дидактического анализа темы, подлежащей изучению с помощью исследовательского подхода. Дидактический анализ темы – это аналитическая деятельность учителя, направленная на вычленение основной и частных проблем, определение тематики и видов творческих заданий, а также организационных форм обучения, когда становится возможным введение методов научного познания.
2 этап. Разработка (проектирование) уроков с применением исследовательского подхода на основе диагностики уровня учебно-познавательной деятельности и творческих, исследовательских умений и навыков школьников.
3 этап. Информирование учащихся об изучении темы с применением исследовательского подхода. Это может быть осуществлено путем подготовки информационных материалов в печатном виде или электронной форме (брошюра, стенд, дискета или диск), включая: название темы, изучаемые проблемы, план изучения с точным указанием времени и форм обучения, список литературы, тематику творческих заданий и методические советы по их выполнению.
4 этап. Организация учебного процесса с элементами исследования. Задания, выполняемые детьми, могут носить воспроизводящий и творческий характер, а также быть опережающими, что предполагает учебно-познавательную деятельность не только на уроках, но и во внеурочное время. При организации обучения как исследования целесообразно изучать материал крупным блоком, что позволяет воспринимать тему целостно. Это предполагает такие организационные формы обучения, как лекция (вводная, проблемная, обзорная) и практические занятия (уроки-семинары, уроки-диспуты, уроки-дискуссии, уроки-консультации, уроки-практикумы, уроки-тренинги, уроки-экскурсии и др.). На уроках могут применяться индивидуальные, групповые, коллективные и фронтальные формы работы.
5 этап. Анализ и коррекция развития творческих, исследовательских умений и способностей школьников.
Исследовательская работа, организуемая учителем на уроке, имеет логическое продолжение в таких внеучебных организационных формах, как викторины, конкурсы творческих, проектных, исследовательских работ, олимпиады, экскурсии, экспедиции, дебат-клубы, конференции, «Недели науки», Интернет-форумы, научно-популярные журналы (печатные, электронные) и т.д. В учреждениях образования, где эффективно реализуется исследовательский подход в обучении, формами организации исследовательской работы старшеклассников становятся исследовательские общества учащихся (ИОУ) или научные общества учащихся (НОУ), а в некоторых гимназиях и лицеях – Малая Академия наук (МАН).
Рекомендации для педагога при организации проектной и исследовательской деятельности
1. Стремитесь развить в каждом ребенке его индивидуальные наклонности и способности
2. Ориентируйтесь больше на процесс исследовательского поиска
3. Учите выявлять связи между предметами, событиями и явлениями
4. Учите детей способности добывать информацию, а также умениям анализировать, синтезировать и классифицировать получаемую ими информацию
5. Не делайте за детей то, что они могут сделать самостоятельно
6. Обучайте школьников анализу ситуаций и решению проблем исследования
7. Оценивая, помните – лучше похвалить ни за что, чем ни за что критиковать.
Предварительный просмотр:
Содержание работы на этапе | Деятельность учащихся | Деятельность учителя |
Подготовка к работе над проектом | ||
а) постановка проблемы (беседа, анкетирование и т.д.) б) определение количества участников, работающих над проектом в) формулировка темы проекта г) выдвижение цели, задач, гипотезы д) определение основного замысла, формы продукта (ов) проекта. | Обсуждают проблему, получают от учителя, информацию, устанавливают тему, цель, задачи, выдвигают гипотезу | Знакомит с методом проектной деятельности, мотивирует учащихся, помогает в постановке темы, цели, задач, выдвижении гипотез |
Определение плана работы над проектом | ||
а) установление этапов работы и сроков исполнения б) распределение обязанностей среди участников проекта в) определение источников знания об объекте проектирования, его назначении и функционировании | Разрабатывают план действий для решения поставленных задач. Работают с источниками информации. Планируют свою деятельность, деятельность каждого участника. | Корректирует работу каждого участника проекта. |
Проектировочная деятельность | ||
а) сбор и анализ информации по объекту проектирования б) определение формы представления проекта | Изучают и анализируют информацию, проектиру-ют, конструируют, моде-лируют, описывают | Наблюдает, советует, организует |
Результаты, выводы и рекомендации | ||
а) планирование отчета по результатам деятельности выступление, выставка, представление макета б) оформление отчета о проделанной работе в) формулирование выводов и рекомендаций | Готовят презентационное оформление результатов делают выводы, обобщения, дают рекомендации. | Предлагает структуру и форму отчета. Наблюдает, предлагает, советует |
Презентация результатов (представление проекта) | ||
Представление разнообразных форм отчета о проделанной работе | Отчитываются, отвечают на вопросы, дискутируют, делают выводы | Слушает, задает вопросы. |
Обсуждение результатов в группе (классе) | ||
а) оценка процесса работы (контроль, самоконтроль) б) оценка результатов работы других участников проектов | Коллективное обсуждение проделанной работы. Делают самооценку. Оценивают других. | Оценивает усилия вложенные учащимися в проделанную работу, качество использования источников, постановки эксперимента, качество отчета. |
Предварительный просмотр:
Диагностика познавательных и исследовательских способностей учащихся
Тест «Самооценка индивидуальных способностей»
Инструкция: в каждом из 5 пунктов предлагаемого теста обведите цифру, которая соответствует ответу на поставленный вопрос: 0 – никогда; 1- иногда; 2 – очень часто; 3 – всегда. Общее время работы не должно превышать 6-7 минут. Не раздумывайте долго, от одного непосредственного ответа переходите к другому.
У меня живое воображение | 0 | 1 | 2 | 3 | |
Я с легкостью предаюсь новым идеям | 0 | 1 | 2 | 3 | |
Мне представляется сразу несколько способов решения вопроса | 0 | 1 | 2 | 3 | |
Меня привлекает разнообразие возможностей и выбора | 0 | 1 | 2 | 3 | |
Меня вдохновляют проекты будущего | 0 | 1 | 2 | 3 | |
Тщательность, поступательное движение к цели утомляют меня | 0 | 1 | 2 | 3 | |
Мне больше нравится решать проблему, чем объяснять ее | 0 | 1 | 2 | 3 | |
Я считаю себя оригиналом | 0 | 1 | 2 | 3 | |
Я изобретателен | 0 | 1 | 2 | 3 | |
Я прекрасно себя чувствую при внезапном изменении рабочего или учебного плана | 0 | 1 | 2 | 3 | |
Я горжусь своим практицизмом | 0 | 1 | 2 | 3 | |
Я веду себя соответственно жизненным обстоятельствам | 0 | 1 | 2 | 3 | |
Меня привлекают здравомыслящие люди | 0 | 1 | 2 | 3 | |
Я предпочитаю быть реалистом | 0 | 1 | 2 | 3 | |
Я предпочитаю поступательное развитие событий | 0 | 1 | 2 | 3 | |
Мне нравится работать и учиться по намеченному плану | 0 | 1 | 2 | 3 | |
Я предпочитаю конкретные факты теоретизированию | 0 | 1 | 2 | 3 | |
Меня утомляют размышления над «скрытым» смыслом понятий | 0 | 1 | 2 | 3 | |
Я избегаю широкого выбора возможных решений | 0 | 1 | 2 | 3 | |
Мне представляются бесполезными размышления о будущем | 0 | 1 | 2 | 3 |
Обработка результатов:
Сложите ваши баллы с 1 по 10 позицию, запишите итог ____________ (интуитивные).
Сложите ваши баллы с 11 по 20 позицию, запишите итог ____________ (логические).
Обведите наибольший результат. Если разница между показателями составляет не более 2 очков, обведите оба результата.
Итог – показатель ваших индивидуальных возможностей в процессе обучения и на работе.
^ Интерпретация результатов: по преобладающему количеству баллов можно сделать вывод об индивидуальных способностях.
В классе. Если Вы интуитивно мыслящий человек, то ориентированы на будущее, легко распознаете основополагающие принципы предложенной темы, любите свободно поразмышлять, избегаете жестких правил и инструкций. Если Вы логически мыслящий субъект, то, напротив, предпочитаете поступательный ход обучения с обязательным знанием того, что конкретно следует учить в каждый данный момент и на протяжении всего учебного процесса. В отличие от интуитивно мыслящих людей, Ваше восприятие действительности всегда реально.
^ На работе. Если у Вас хорошо развита интуиция, Вам нравится разрабатывать творческие планы на будущее, осваивать новые направления (моделирование, масштабные проекты) в Вашей производственной деятельности. Если Вы предпочитаете логический подход к рабочей проблеме, то стремитесь к высокой степени организации труда, к разработке и контролю над всеми узловыми моментами производственного процесса (статистика, экономика).
Всюду. Если разница между показателями незначительна, Вы легко переключаетесь от интуитивного к логическому способу освоения действительности.
^ Тест «Как я оперирую идеями»
Инструкция: в каждом из 5 пунктов предлагаемого теста обведите цифру, которая соответствует ответу на поставленный вопрос: 0 – никогда; 1- иногда; 2 – очень часто; 3 – всегда. Общее время работы не должно превышать 6-7 минут. Не раздумывайте долго, от одного непосредственного ответа переходите к другому.
Я предпочитаю простые ответы пространным объяснениям | 0 | 1 | 2 | 3 | |
Меня удручает тщательное детализирование | 0 | 1 | 2 | 3 | |
Я игнорирую детали, представляющиеся мне неуместными | 0 | 1 | 2 | 3 | |
Мое видение объемно | 0 | 1 | 2 | 3 | |
Я легко обобщаю информацию | 0 | 1 | 2 | 3 | |
Я легко перефразирую других | 0 | 1 | 2 | 3 | |
Я быстро ухватываю суть мысли | 0 | 1 | 2 | 3 | |
Я удовлетворяюсь общим представлением о главной идее без деталей |
|
|
|
| |
Я легко собираю в целое (синтезирую) отдельные факты |
|
|
|
| |
В моем конспекте содержатся только ключевые моменты лекции |
|
|
|
| |
Я предпочитаю подробные ответы коротким ответам |
|
|
|
| |
Детализируя информацию, я с трудом ее обобщаю |
|
|
|
| |
Я сосредоточен на частностях, особенностях фактов информации |
|
|
|
| |
Мне нравится делить общую идею на составляющие части |
|
|
|
| |
Я предпочитаю обнаружению общего поиск отличительных черт |
|
|
| ||
Я пользуюсь логикой в разрешении проблемы |
|
|
|
| |
Мои конспекты подробны |
|
|
|
| |
Меня раздражает одна только общая идея работы, без представленных в ней деталей |
|
|
|
| |
Я сосредоточен на особенностях предмета всегда больше, чем на общем о нем представлении |
|
|
|
| |
На пересказ или объяснение у меня всегда уходит много времени |
|
|
|
|
^ Обработка результатов:
Сложите ваши отметки с 1 по 10 позицию, запишите итог__________ (синтез).
Сложите ваши отметки с 11 по 20 позицию, запишите итог_________ (анализ).
Обведите наибольший результат. Если разница между показателями составляет не более 2 очков, обведите оба результата.
Итог – показатель вашего индивидуального стиля мышления.
^ Интерпретация результатов: по преобладающему количеству баллов можно сделать вывод об индивидуальных способностях.
В классе. Если Вы мыслите общими категориями, то легко усваиваете главную идею, общий смысл и связь, даже если не знаете всех слов в понятии излагаемой темы. Если Вы, напротив, аналитик, то сосредоточены на частностях, их противопоставлении и логическом анализе.
^ На работе. Мысля общими критериями, Вы сосредоточены на ключевых моментах производственного процесса, Вас не заботят его детали. Если Вы аналитик, Вы не представляете общей картины производства, логически анализируете все частности и детали.
Всюду. Если показатели между аналитическим и синтетическим стилями мышления оказались приблизительно равными, Вы, очевидно, легко оперируете общими категориями и логическим анализом частностей.
Анкета для учащихся старших классов «Познание как ценность»
Уважаемый старшеклассник!
Предлагаем ответить на вопросы анкеты. Из двух утверждений, обозначенных буквами «А» и «Б», выбери то, которое тебе больше нравится и лучше согласуется с твоим мнением.
Поставь знак «+» напротив того утверждения, которое в большей степени соответствует твоей точке зрения. Помни, что здесь нет плохих и хороших, правильных или неправильных ответов, а самым лучшим ответом будет тот, который ты выберешь по первому побуждению.
А. Я думаю, что выражение «век живи – век учись» неверно. | ||
А. Большая часть из того, что я делаю на занятиях в школе, доставляет мне удовольствие. | ||
А. Усилия, которых требует процесс познания, слишком велики. | ||
А. Я думаю, что смысл жизни заключается в творчестве и познании. | ||
А. Сверстники, которые проявляют повышенный интерес ко всему на свете, иногда вызывают у меня раздражение. | ||
А. Мне кажется, что каждый человек должен иметь представление об основных законах природы и общества. | ||
А. На уроках мне чаще всего бывает скучно. | ||
А. Я очень увлечен учебой в школе. | ||
А. Мне нравится учиться в школе, даже если порой у меня не все получается. | ||
А. Если бы была возможность решать самому, я бы посещал занятия в школе по своему выбору. |
Рекомендации по использованию анкеты для диагностики ценностных ориентаций учащихся.
Вопросы анкеты нацелены на выявление у учащихся потребности в познании и эмоционального восприятия процесса познания (позитивного или негативного). Важно определить такие проявления ценности познания, как увлеченность учебой в школе, стремление к получению представлений об основных законах природы и общества, творческий подход к выполнению той или иной задачи (в том числе учебной), готовность прилагать определенные усилия в познавательной деятельности и в процессе освоения новых видов деятельности.
Собственно, анкета определяет степень выраженности у учащихся стремления к приобретению знаний об окружающем мире и их отношение к познанию.
Анкета состоит из 10 вопросов. Максимальное количество баллов – 10, так как за каждый ответ, совпадающий с ключом, начисляется 1 балл.
Ключ:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Для изучения наличия ценностной ориентации познания как одного из показателей результативности образовательного процесса предлагается рассматривать 3 уровня проявления названной ценности: 1 – высокий (8-10 баллов), 2 – средний (4-7 баллов), 3 – низкий (0-3 балла).
Высокий (1) уровень баллов, набранных по этой анкете, свидетельствует об истинной роли в жизни конкретного подростка учебного процесса и о месте образования в его жизни вообще. У учащихся, достигших высокого уровня, велика потребность в познании, а познавательный процесс вызывает позитивные эмоции, доставляет удовольствие и является важным содержательным моментом в жизни.
Средний (2) уровень баллов свидетельствует о понимании учащимися значения образования, о восприятии познания как важной ценности в жизни, хотя полного осознанного самоопределения по отношению к этой ценности в сознании подростков, достигших среднего уровня, не произошло.
Низкий (3) уровень баллов свидетельствует о незначительной ценности познания для конкретной личности либо об отсутствии этой ценности в сознании личности вообще (при результате 0 баллов – 0 %). Потребность в познании в этом случае минимальная или фактически отсутствует. Учащийся избегает ситуаций, которые требуют от него приложения каких-либо усилий при решении познавательных задач или при освоении новых видов учебной деятельности.
Количественный анализ показателей указывает на успех образовательного учреждения в деятельности по формированию ценностей «познание», если результаты зафиксированы на 1-2 уровнях. Если результаты фиксируются на 3-м уровне, то это указывает на низкую степень развитости данной ценностной ориентации.
Предлагается определенный алгоритм обработки и интерпретации результатов.
1. Необходимо сравнить между собой процентные показатели количества учащихся, имеющих высокий уровень развития ценностных ориентаций, на всех этапах диагностики по каждому показателю в отдельности.
2. Сравнить процентные показатели количества старшеклассников, имеющих нормальный уровень развития ценностных ориентаций, на всех этапах диагностики по каждому показателю в отдельности.
3. Сравнить процентные показатели количества старшеклассников с низким уровнем развития ценностных ориентаций на каждом этапе диагностики.
Деятельность образовательного учреждения с точки зрения влияния учебно-воспитательного процесса на формирование ценностных ориентаций учащихся может быть признана эффективной в случае, если от 9-го класса к 11-му происходят существенные изменения процентных показателей – рост количества учащихся, достигающих первого (высокого) и второго (среднего) уровней развития ценностных ориентаций, а именно:
а) наблюдается тенденция значительного увеличения количества учащихся с высоким уровнем ценностных ориентаций за счет перехода учащихся на высокий уровень с низкого и среднего;
б) наблюдается тенденция значительного уменьшения количества учащихся с низки уровнем ценностных ориентаций за счет перехода учащихся с низкого уровня на средний и высокий.
Проблемы в деятельности образовательного учреждения можно четко обозначить тогда, когда от класса к классу наблюдается обратная тенденция, или ситуация остается неизменной.
Положительная динамика этого показателя по годам будет свидетельствовать о целенаправленной работе учителей и администрации школы над совершенствованием образовательного процесса, о своевременной коррекции педагогической деятельности на основе отслеживания ее результатов.
АНКЕТА
«АНАЛИЗ ИНТЕРЕСОВ И НАПРАВЛЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ»
Цель анкетирования: выявить интересы и направленности подростков.
- Любимые занятия (интереснее всего):
а) что делать ________________________________________;
б) что читать ________________________________________;
в) о чем говорить ____________________________________.
2. Что у Вас получается лучше всего? ____________________.
3. Интересы научные и технические:
а) любимые учебные предметы __________________________;
б) интересные для Вас области науки _____________________;
в) интересные для Вас области техники ___________________;
г) самые интересные ученые, изобретатели ________________;
д) область науки и техники, в какой Вы хотели бы заниматься сами
____________________________________________________;
е) выдающиеся научные произведения ____________________;
ж) выдающиеся изобретения _____________________________.
4. Эстетические интересы:
а) любимый художник, его произведения __________________;
б) любимый композитор, его произведения ________________;
в) любимый скульптор, его произведения __________________;
г) любимый архитектор, его произведения _________________;
д) любимый писатель, его произведения ___________________;
е) какой областью искусства интересуетесь ________________.
5. Участие в кружках: предметных, технических, научных, литературных, музыкальных, спортивных, художественных.
а) В каких олимпиадах, конференциях принимали участие? ___.
б) В каких конкурсах участвовали? _______________________.
в) Какие призы и награды имеете и за что? _________________.
6. Интерес к профессии.
а) Какие профессии Вам кажутся привлекательными? ________.
б) Представителем какой профессии Вы видите себя в будущем?
____________________________________________________.
в) Знаете ли Вы, кто является профессионалом в этой сфере?
____________________________________________________.
7. Чем привлекает Вас эта специальность? (Нужное подчеркнуть.)
а) Возможностью приносить пользу обществу;
б) умею работать по этой специальности и имею способности к ней;
в) перспективная специальность;
г) хорошо оплачивается;
д) интересная и увлекательная.
8. В какой мере Вы уверены, что осуществите мечту? (Нужное подчеркнуть.)
а) Абсолютно уверен;
б) надеюсь, что удастся;
в) не уверен, что удастся;
г) уверен, что не удастся.
Результаты анкеты используются для определения программы работы с подростками (как в плане воспитания интересов, так и возможности приобщить к уже существующим в классе, группе интересам новых ребят).
Предварительный просмотр:
Как оценить проектные работы учащихся?
Выработка системы оценки проектных работ требует предварительного ответа на следующие вопросы:
— Предполагается ли включение самооценки участников проекта в общую оценку проекта?
— Предполагается ли присуждение мест (I, II, III) или номинаций (за лучшее исследование, за лучшую презентацию и т.д.)?
Критерии оценки должны быть выбраны исходя из принципов оптимальности по числу (не более 7-10) и доступности для учащихся.
Очевидно, что критерии должны быть известны всем проектантам задолго до защиты.
Приведем возможные перечни критериев оценки проектных работ:
Вариант1.
1) самостоятельность работы над проектом;
2) актуальность и значимость темы;
3) полнота раскрытия темы;
4) оригинальность решения проблемы;
5) презентация содержания проекта ;
6) использование средств наглядности, технических средств;
7) ответы на вопросы.
Вариант2.
1) важность темы проекта;
2) глубина исследования проблемы;
3) оригинальность предложенных решений;
4) качество выполнения продукта;
5) убедительность презентации.
Ваши варианты…
Предварительный просмотр:
Какие общеучебные умения и навыки формируются в проектной деятельности?
Всем известно, какие трудности вызывает у учителя ответ на «заковыристый » вопрос методиста: «А каковы были цели вашего урока? »
Не менее сложно определить и грамотно сформулировать ответ на вопрос о том, каковы педагогические цели определенного учебного Проекта. Помимо педагогических, каждый проект имеет еще и практическую цель: разрешить обозначенную социально значимую проблему (например, предложить путь благоустройства пришкольного участка, разработать проект письма в ЮНЕСКО о необходимости сохранения памятника А.С. Пушкину в городе... и т. п.).
Вообще говоря, главная педагогическая цель любого проекта — формирование различных ключевых компетенций, под которыми в современной педагогике понимаются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации.
Однако внешне компетенции проявляются, как правило, в форме умений. Поэтому наиболее простой и вполне грамотный путь формулировки целей проекта — выбор подходящих для данного проекта общеучебных умений и навыков из предложенного ниже списка (2-3 позиции). В случае монопредметного проекта выбранные позиции могут быть дополнены перечнем предметных знаний и умений, формирующихся в процессе работы над ним.
Общеучебные умения и навыки,
формирующиеся в процессе проектной деятельности
1. Рефлексивные умения:
- умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
- умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
2. Поисковые (исследовательские) умения:
- умение самостоятельно генерировать идеи, т. е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
- умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
- умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);
- умение находить несколько вариантов решения проблемы;
- умение выдвигать гипотезы;
- умение устанавливать причинно-следственные связи.
- Навыки оценочной самостоятельности.
- Умения и навыки работы в сотрудничестве:
- умения коллективного планирования;
- умение взаимодействовать е любым партнером;
- умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;
- навыки делового партнерского общения;
- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
5. Менеджерские умения и навыки:
- умение проектировать процесс (изделие);
- умение планировать деятельность, время, ресурсы;
- умение принимать решения и прогнозировать их последствия;
- навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов).
6. Коммуникативные умения:
- умение инициировать учебное взаимодействие со взрослы ми — вступать в диалог, задавать вопросы и т. д.;
- умение вести дискуссию;
- умение отстаивать свою точку зрения;
- умение находить компромисс;
- навыки интервьюирования, устного опроса и т. д.
7. Презентационные умения и навыки:
- навыки монологической речи;
- умение уверенно держать себя во время выступления;
- артистические умения;
- умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
- умение отвечать на незапланированные вопросы.
Предварительный просмотр:
Критерии оценивания проектно-исследовательских работ школьников.
Этап работы над проектом | Критерии, соответствующие этапам | Характеристика критерия |
Подготовительный этап | Актуальность | Обоснованность проекта в настоящее время, которая предполагает разрешение имеющихся по данной тематике противоречий |
Планирование работы | Осведомленность | Комплексное использование имеющихся источников по данной тематике и свободное владение материалом |
Исследовательская деятельность | Научность | Соотношение изученного и представленного в проекте материала, а также методов работы с таковыми в данной научной области по исследуемой проблеме, использование конкретных научных терминов и возможность оперирования ими |
Самостоятельность | Выполнение всех этапов проектной деятельности самими учащимися, направляемая действиями координатора проекта без его непосредственного участия | |
Результаты или выводы | Значимость | Признание выполненного авторами проекта для теоретического и (или) практического применения |
Системность | Способность школьников выделять обобщенный способ действия и применять его при решении конкретно-практических задач в рамках выполнения проектно-исследовательской работы | |
Структурированность | Степень теоретического осмысления авторами проекта и наличие в нем системообразующих связей, характерных для данной предметной области, а также упорядоченность и целесообразность действий, при выполнении и оформлении проекта | |
Интегративность | Связь различных источников информации и областей знаний и ее систематизация в единой концепции проектной работы | |
Креативность (творчество) | Новые оригинальные идеи и пути решения, с помощью которых авторы внесли нечто новое в контекст современной действительности | |
Представление готового продукта | Презентабельность (публичное представление) | Формы представления результата проектной работы (доклад, презентация, постер, фильм, макет, реферат и др.), которые имеют общую цель, согласованные методы и способы деятельности, достигающие единого результата. Наглядное представление хода исследования и его результатов в результате совместного решения проблемы авторами проекта |
Коммуникативность | Способность авторов проекта четко, стилистически грамотно и в тезисно изложить этапы и результаты своей деятельности | |
Апробация | Распространение результатов и продуктов проектной деятельности или рождение нового проектного замысла, связанного с результатами предыдущего проекта | |
Оценка процесса и результатов работы | Рефлексивность | Индивидуальное отношение авторов проектной работы к процессу проектирования и результату своей деятельности. Характеризуется ответами на основные вопросы: Что было хорошо и почему? Что не удалось и почему? Что хотелось бы осуществить в будущем? |
Десять из данных критериев предлагается оценивать по десятибалльной шкале. Ее использование позволяет более четко судить о многообразии возможных суждений по качеству проектно-исследовательской работы учащихся; выработать единый уровень требований при критериальном оценивании проектов; уйти от «синдрома боязни» получить низкий балл участниками проектной деятельности. Самое важное, что данная десятибалльная шкала позволит легко ранжировать не только проекты с разной проблематикой в несмежных областях научного знания, но и одной области со сходными объектами и методами исследования. Кроме основных баллов за проектно-исследовательские работы, предлагается выставлять дополнительные баллы за определенные виды проектов и с учетом мнения эксперта
Выставление дополнительных баллов
с учетом вида проектно-исследовательской работы школьников.
Классификация проекта | Вид проекта | Количество дополнительных баллов |
По продолжительности | Среднесрочный | 1 |
По способу преобладающей деятельности | Исследовательский | 3 |
По количеству участников | Индивидуальный | 1 |
По предметносодержательной области | Монопроект | 1 |
По характеру контактов | Внутришкольный | 1 |
С учетом координации | С открытой координацией | 1 |
Апробация | Продолжение исследований по данной тематике | 1 |
Особое мнение эксперта | - | 1–2 |
Максимальное количество дополнительных баллов | 20 |
Общее максимальное количество баллов за все критерии и с учетом дополнительных баллов – 120.
Ранжировать проекты по количеству набранных баллов можно следующим образом
Ранжирование проектно-исследовательских работ школьников по количеству набранных баллов.
Количество набранных баллов | Уровень проекта |
до 60 баллов | Низкий уровень |
61-80 | Средний уровень |
81-100 | Выше среднего уровня |
101-120 | Высокий уровень |
Предварительный просмотр:
Критерии оценки для защиты проекта
| Компонент | Формулировка | Баллы (1 - 5) |
1. | Утверждение | Вывод или утверждение, которое группа пытается доказать |
|
2. | Доказательство | Факты или сведения, которые используются для подтверждения заявления. |
|
3. | Качество доказательства | Убежденность в доказательстве: можно ли доверять источнику? Согласуются ли между собой данные, представленные в разных источниках? |
|
4. | Связь утверждения и доказательства | Связь между утверждением и доказательством. |
|
5. | Аргументация | Общий принцип или идея, которая позволяет установить отношения между утверждением и доказательством. |
|
Максимальное количество баллов 25
Минимальное количество баллов 5
Предварительный просмотр:
Критерии оценки мультимедийной презентации
СОЗДАНИЕ СЛАЙДОВ
| Максимальное количество баллов | Оценка группы | Оценка учителя |
СТРУКТУРА | |||
Титульный слайд (заголовок, раскрывающий содержание и сведения об авторах: Ф.И., класс) | 5
|
|
|
Заключительный слайд | 5 |
|
|
Библиография, использование электронных ресурсов | 5
|
|
|
Минимальное количество – 10 слайдов | 5 |
|
|
ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ | |||
Соответствие содержания теме | 5 |
|
|
Проведение исследований при разработке темы | 5 |
|
|
Наличие цели, задач, методов исследования | 5 |
|
|
Словарь терминов | 5 |
|
|
Современные достижения науки (или практики) в освещаемом вопросе | 5
|
|
|
Выводы, основанные на приведённых данных | 5 |
|
|
Полнота раскрытия темы, доступность содержания для понимания | 5
|
|
|
ОРГАНИЗАЦИЯ И ОФОРМЛЕНИЕ | |||
Красивое оформление презентации, отвечающее требованиям эстетики. Дизайн не противоречит содержанию. Фон сочетается с графическими элементами | 10
|
|
|
Слайды представлены в логической последовательности, просты в понимании. Сохранён единый стиль. | 5
|
|
|
Наличие списков, графиков, таблиц, схем, рисунков и их корректное размещение | 10
|
|
|
Изображения в презентации привлекательны, интересны | 5
|
|
|
Текст читается легко. Сформулированные идеи ясно изложены и структурированы. Отсутствуют ошибки правописания и опечатки. | 5
|
|
|
Использование эффектов анимации в соответствии с представляемым содержанием (смена слайдов, звук, графика) | 10
|
|
|
ОБЩИЕ БАЛЛЫ Окончательная оценка | 100 |
|
|
Рассмотрено: ________________________________________
Примечание: каждая работа должна быть рассмотрена группой и учителем.
«Конвертирование» осуществляется следующим образом: отличная работа = 100-90; хорошая работа = 89-80; удовлетворительная работа = 79-75; презентация нуждается в доработке = 74-70; слабая работа = 69.
Предварительный просмотр:
Критерии оценивания проекта (индивидуального)
в 5-6 классах
Критерий 1.
Постановка цели, планирование путей ее достижения
Цель не сформулирована | 0 |
Цель определена, но план ее достижения отсутствует | 1 |
Цель определена, дан краткий план ее достижения | 2 |
Цель определена, ясно сформулирована, дан подробный план ее достижения | 3 |
Критерий 2.
Глубина раскрытия темы проекта
Тема проекта не раскрыта | 0 |
Тема проекта раскрыта фрагментарно | 1 |
Тема проекта раскрыта, автор показал знание темы в рамках школьной программы | 2 |
Тема проекта раскрыта исчерпывающе, автор показал глубокие знания, превосходящие рамки школьной программы | 3 |
Критерий 3.
Разнообразие источников информации, целесообразность их использования
Использована неподходящая информация | 0 |
Большая часть представленной информации не относится к теме | 1 |
Работа содержит незначительный объем подходящей информации из ограниченного числа однотипных источников | 2 |
Работа содержит полную информацию из разнообразных источников | 3 |
Критерий 4. Личная заинтересованность автора, творческий подход к работе
Работа показывает формальное отношение к ней автора | 0 |
Автор проявил незначительный интерес к теме проекта, не продемонстрировал самостоятельность в работе, не использовал возможности творческого подхода | 1 |
Работа самостоятельная, автор продемонстрировал серьезную , заинтересованность, предпринята попытка представить личный взгляд на тему проекта, применены элементы творчества | 2 |
Работа отличается творческим подходом, собственным оригинальным отношением автора к идее проекта | 3 |
Критерий 5. Соответствие требованиям оформления письменной части
Письменная часть проекта отсутствует | 0 |
В письменной части проекта отсутствует установленная правилами четкая структура, есть ошибки в оформлении | 1 |
Предпринята попытка оформить проект в соответствии с установленными правилами, придать соответствующую структуру | 2 |
Работа отличается четким и грамотным оформлением в точном соответствии с установленными правилами | 3 |
Критерий 6. Качество проведения презентации
Презентация не проведена | 0 |
Материал изложен в соответствии с регламентом, но автор не заинтересовал аудиторию | 1 |
Автору удалось заинтересовать аудиторию, но он вышел за рамки регламента | 2 |
Автору удалось заинтересовать аудиторию и уложиться в регламент | 3 |
Критерий 7. Качество проектного продукта (эстетика, удобство в использовании, соответствие заявленным целям)
Проектный продукт отсутствует | 0 |
Проектный продукт не соответствует требованиям качества | 1 |
Проектный продукт не полностью соответствует требованиям качества | 2 |
Проектный продукт полностью соответствует требованиям качества | 3 |
Образец карточки самооценки по итогам проектной деятельности
5-6 классах
|
| |
Я могу найти нужную информацию по теме | ||
Я могу использовать для этого разные источники (книга, интернет, журнал и.т.д.) | ||
Я могу задавать вопросы и отвечать на них | ||
Я активно участвую в презентации проекта |
Критерии оценивания проекта (группового)
Карта наблюдения за особенностями общения учеников
в процессе совместного выполнения проекта
Критерий 1
Планирование | Группа 1 | Группа 2 | Группа 3 | Группа 4 |
А. Планирование совместное | ||||
Б. Планирование составляется лидером группы единолично, без обсуждения с остальными членами группы | ||||
В. Планирование отсутствует |
Критерий 2
Распределение функций и их выполнение | Группа 1 | Группа 2 | Группа 3 | Группа 4 |
А. Распределение функций было, у всех учеников свои обязанности | ||||
Б. Распределения функций не было, каждый действовал «сам по себе» | ||||
В. Часть учеников оказались вне общего дела, часть – выполняла свою часть работы | ||||
Г. Группа не выполнила задание, не сумев распределить функции |
Критерий 3
Продвижение по заданию | Группа 1 | Группа 2 | Группа 3 | Группа 4 |
А. Контроль осуществляется лидером или организатором | ||||
Б. Контроль осуществляется различными членами группы – как за своими действиями, так и за действиями партнеров | ||||
В. Контроль индивидуальный – каждым или отдельными членами группы только за своими действиями | ||||
Г. Контроль отсутствует |
Критерий 4
Ориентация на партнера и согласованность позиций группы | Группа 1 | Группа 2 | Группа 3 | Группа 4 |
А. внимательно выслушивает партнера, с уважением, относится к его позиции, старается ее учесть, если считает верной | ||||
Б. иногда прислушивается к партнеру, иногда игнорирует его мнение | ||||
В. не слушает, перебивает, не учитывает мнения партнера |
Критерий 5
Завершение выполнения проекта | Группа 1 | Группа 2 | Группа 3 | Группа 4 |
Выполнила полностью и представила | ||||
Выполнила полностью, не представила | ||||
Не закончили |
Форма представления проекта | Группа 1 | Группа 2 | Группа 3 | Группа 4 |
Плакат | ||||
Компьютерная презентация | ||||
Не представлен проект |
Лист оценивания послайдового текста
Критерий | max балл | взаимо- оценка | само- оценка | что и почему не получилось? | что надо изменить, дополнительно узнать? | ||
Полнота информации (дает ли представление о сути проекта) | 3 | ||||||
Грамотность текста | 3 | ||||||
Соблюдение регламента (5-7 мин) | 2 | ||||||
Итого | 8 |
Лист оценивания оформления слайдов
Критерий | max балл | взаимо- оценка | само- оценка | что и почему не получилось? | что надо изменить, дополнительно узнать? | ||
Логичность последовательности слайдов (соответствие правилам прил. 1) | 2 | ||||||
Качество иллюстраций и надписей (прил. 2) | 3 | ||||||
Качество дизайна слайдов (прил. 2) | 3 | ||||||
Итого | 8 |
Оценка устной презентации
Критерий | Показатели | Баллы |
Форма презентации | Выбор удачной формы подачи информации, которая помогает понять смысл сообщения, наглядно передает содержание и структуру сообщения Качество проведенного анализа: разнообразие материалов, актуальность, новизна, научность Визуальное сопровождение презентации: элементы дизайна, использование наглядного материала, оптимальное количество слайдов Соблюдение регламента | |
Форма изложения материала | Структура презентации: связность текста, наличие основных структурных элементов Связность высказываний: логичность и последовательность высказываний, употребление связующих элементов Широта диапазона языковых средств: правильно использует специальные слова и выражения, терминологию | |
Решение коммуникативной задачи | Достижение целей выступления: соответствие представленной информации целям презентации, доступность содержания Привлечение внимания аудитории: управление слушанием с помощью уместных устных реплик и тона, использование разнообразных предложений и словосочетаний, которые оживляют речь Умение отвечать на вопросы: адекватно реагировать на заданный вопрос, строить полный и краткий ответ, умение аргументировать свою позицию. Свободное владение материалом, взаимодействие с аудиторией |
Предварительный просмотр:
Матрица проекта
Тема проекта: _________________________________________
Авторы проекта: ________________________________________
Проблема проекта: _____________________________________
Цель проекта __________________________________________
Задачи проекта ________________________________________
Методы и способы достижения
поставленной цели и реализации проекта___________________
Результат ___________________________________________
Планирование деятельности и презентации: заполнение матрицы проекта(как будут реализовываться цель и задачи, кто какие действия будет осуществлять, какие ресурсы будут использованы, как будет производиться презентация и др.)
Матрица проекта
Этапы, ихсроки
| Конечный продукт | Действия | Роли | Необходимые материалы | Источники информации | Привлечение взрослых | |
в школе | вне школы | ||||||
I этап Сбор информации Сроки _________ |
|
|
|
|
|
|
|
II этап Создание эскиза Сроки ___________ |
|
|
|
|
|
|
|
III этап Выполнение проекта Сроки __________
|
|
|
|
|
|
|
|
IV этап Презентация Сроки __________ |
|
|
|
|
|
|
|
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации учащимся по выполнению проектных
и исследовательских работ
1. Проект или исследовательская работа – это твоя самостоятельная творческая разработка. Выполняя его, привлекай к работе родителей, друзей и других людей. Помни, что главное для тебя – развить твои творческие способности.
2. Работай в следующем порядке:
а) выбери с помощью родителей и учителя тему;
б) подбери информацию (книги, журналы, компьютерные программы и т.д.);
в) планируй весь объем работы и организацию её выполнения с помощью учителя;
г) выполни теоретическую и практическую части проекта;
д) внеси коррективы в теоретическую часть по результатам выполнения изделия;
е) напечатай графическую часть проекта;
ж) подготовься к защите и оценке качества твоей работы, выполни для защиты демонстрационные наглядные материалы; з) защити проект.
3. Используй в работе справочную литературу: каталоги, словари, журналы, книги и т.п., а также материалы музеев и выставок; материалы сети Интернет
4. Старайся применять в работе современную технику: видеокамеру, компьютер, видео- и аудиотехнику, фотоаппараты, Интернет.
5. Думай о том, как твоя работа пригодится тебе в будущем, старайся связать её с выбранной профессией.
6. Учитывай традиции и обычаи округа и города, в котором ты живешь.
7. Всегда помни об экологии родного города и своем здоровье.
8. Используй знания по любым предметам, а также свой бытовой опыт. Проявляя творчество, основывайся только на научных знаниях.
9. Не стесняйся по всем вопросам обращаться к руководителю проекта.
Предварительный просмотр:
Методы исследования
Что такое метод научного познания?
Метод - это совокупность действий, призванных помочь достижению желаемого результата. Ни один проект не должен остаться без того или иного вида исследования, иначе он превратиться в обычный реферат.
№ | Метод | Суть метода |
1. | Анализ | Расчленение целостного предмета на составляющие части (стороны, признаки, свойства или отношения) с целью их всестороннего изучения. Может использоваться источниковедческий, историографический,искусствоведческий, архитектурный, стилистический,семантико-семиотический, содержательный анализ. |
2. | Дедукция
| Вид умозаключения от общего к частному, когда из массы частных случаев делается обобщенный вывод о всей совокупности таких случаев. |
3. | Индукция
| Метод исследования и способ рассуждения, в котором общий вывод строится на основе частных посылок (от частного кобщему). |
4. | Классификация
| Разделение всех изучаемых предметов на отдельные группы в соответствии с каким-либо важным для исследователя признаком. |
5. | Моделирование
| Изучение объекта путем создания и исследования его копии (модели), замещающей оригинал с определенных сторон, интересующих познание. Модель всегда соответствует объекту-оригиналу в тех свойствах, которые подлежат изучению, но в то же время отличаются от него по ряду других признаков. |
6. | Наблюдение
| Целенаправленное восприятие явлений объективной действительности, в ходе которого получают знания о внешних сторонах, свойствах и отношениях изучаемых объектов. |
7. | Обобщение | Прием мышления, в результате которого устанавливаются общие свойства и общий признак объектов. |
8. | Описание
| Фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений об объектах. |
9. | Прогнозирование
| Специальное научное исследование конкретных перспектив развития какого-либо явления. |
10 | Синтез
| Соединение ранее выделенных частей (сторон, признаков, свойств или отношений) предмета в единое целое. |
11. | Эксперимент
| Метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности. В зависимости от способа проведения выделяют главным образом три вида экспериментов: · Лабораторный эксперимент. · Полевой, или естественный эксперимент. · Формирующий, или психолого-педагогический эксперимент. |
12. | Опыт
| Исследование какого-либо явления природы с вмешательством в процесс явления со стороны исследователя. |
13. | Опрос
| Наиболее распространенная и важнейшая форма сбора данных в маркетинге. Опрос может быть устным (личным) или письменным. |
14. | Интервью
| Наиболее гибкий метод сбора социологической информации, предполагающий проведение беседы (по определенному плану), основанной на непосредственном, личном контакте с респондентом. При формализованном интервью используется опросный лист, содержащий заранее подготовленные четкие формулировки вопросов и продуманные модели ответов на них. |
15. | Анкетирование
| Метод получения информации с помощью специального набора вопросов, на которые испытуемый дает письменные ответы. Анкета - социологический инструментарий, представляющий собой структурированную систему вопросов, логически связанных между собой, а также с задачами и целями исследования. |
16. | Краеведческий поиск | Комплексное научно-исследовательское изучение определенной территории и накопление знаний о ней. При этом на географической базе объединяются знания по географии, экологии, истории, археологии, геральдике, этнографии, филологии, искусствознания. |
17. | Атрибуция | Проблема атрибуции какого-либо произведения заключается в определении его автора. Под произведением может пониматься любой связанный набор знаков, в том числе фильм, картина, аудио-произведение, письмо. |
18. | Реконструкция | Воспроизведение процессов, происходивших в прошлом, на основе некоторой модели и предпосылок. |
Для каждого проекта отбираются свои методы исследования.
Общие критерии отбора методов исследования:
1) адекватность объекту, предмету, общим задачам исследования, накопленному материалу;
2) соответствие современным принципам научного исследования;
3) прогностичность, т.е. научная обоснованность, что выбранный метод даст новые и надежные результаты;
4) соответствие логическому этапу исследования;
5) комплексная взаимосвязь с другими методами.
Предварительный просмотр:
В состав проектной папки (портфолио проекта) входят:
∙ паспорт проекта
∙ планы выполнения проекта и отдельных его этапов (для долгосрочных проектов это могут быть недельные или помесячные планы; для проекта, выполняемого в ходе проектной недели, -ежедневные планы). В планах указываются: индивидуальное задание каждого участника проектной группы на предстоящий промежуток времени, задачи группы в целом, форма выхода очередного этапа
∙ промежуточные отчеты группы
∙ вся собранная информация по теме, в том числе ксерокопии и распечатки из Internet
∙ результаты исследований и анализа
∙ записи всех идей, гипотез и решений
∙ отчеты о совещаниях группы, проведенных дискуссиях, "мозговых штурмах" и т. д.
∙ краткое описание всех проблем, с которыми приходится сталкиваться проектантам, и способов их решения
∙ эскизы, чертежи, наброски продукта
∙ материалы к презентации (сценарий)
∙ другие рабочие материалы и черновики группы В наполнении проектной папки принимают участие все участники группы. Записи учащихся должны быть по возможности краткими - в форме небольших набросков и аннотаций. В день презентации проекта оформленная папка сдается в жюри.
Грамотно составленная проектная папка позволяет:
∙ организовать работу каждого участника проектной группы
∙ создать удобный коллектор информации и справочник для работы над проектом
∙ объективно оценить ход работы над завершенным проектом
∙ судить о личных достижениях и развитии каждого участника проекта
∙ сократить время поиска информации при проведении в дальнейшем других, близких по теме, проектов
Презентации учебных проектов могут быть проведены в виде:
∙ деловой игры
∙ демонстрации видеофильма/продукта, (выполненного на основе информационных технологий
∙ диалога исторических или литературных персонажей
∙ защиты на Ученом Совете
∙ игры с залом
∙ иллюстрированного сопоставления фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций
∙ инсценировки реального или вымышленного исторического события
∙ научной конференции
∙ научного доклада
∙ отчета исследовательской экспедиции
∙ пресс-конференции
∙ путешествия
∙ рекламы
∙ ролевой игры
∙ соревнования
∙ спектакля
∙ спортивной игры
∙ театрализации (воплощения в роль человека, одушевленного или неодушевленного существа)
∙ телепередачи
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность на разных этапах обучения
Проектная деятельность учащихся в 5-7 классах
Включение учащихся среднего звена в исследовательскую и проектную деятельность - отличный путь повышения мотивации и эффективности учебной деятельности.
Начиная с 5 класса, учащиеся самостоятельно отыскивают те или иные сведения из различных дополнительных источников информации, в том числе и Интернет. Формы исследовательской деятельности учащихся на уроке – это лабораторные опыты и работы, которые учащиеся выполняют на уроках самостоятельно или в группах. Особенно эффективна работа в группах, так как совместное творчество способствует формированию у обучающихся коммуникативных, информационных и общекультурных компетенций. Результатом исследовательской деятельности учащихся, как на уроке, так и во внеурочной деятельности, могут стать различные виды работ: творческий проект, исследовательская работа, проектно-исследовательская работа и др.
В организации проектной деятельности очень важен первый этап – выбор темы будущей работы. Этот этап требует педагогического сопровождения [1.С. 32]. Обучение в диалоге, когдасоздается обстановка доверия и открытости с целью выявления и применения интересов и увлечений школьника, помогает в выборе идеи проекта.
- Рекомендации по разработке творческого проекта
Проектная деятельность учащихся состоит из трех этапов: организационно-подготовительного, технологического и заключительного. Ни один проект не должен остаться без того или иного вида исследования, иначе он превратиться в обычный реферат. На первом этапе ученики проводят мини-маркетинговые исследования, осуществляют выбор и обоснование темы проекта, определяют оптимальный вариант конструкции, подбирают материал, осуществляют планирование технологического процесса, разрабатывают конструкторско-технологическую документацию.На втором этапе ребята выполняют технологические операции по изготовлению изделия. На заключительном этапе проводится контроль и испытание изделия.
К защите ученик представляет изделие и пояснительную записку следующего содержания:
1. Титульный лист.
2. Оглавление.
3. Введение.
4. Основная часть:
Глава 1. Конструкция изделия.
Глава 2. Технология изготовления изделия.
Глава 3. Экономическая часть..
Глава 4. Экологическая оценка проекта.
5. Заключение.
6. Библиография.
Во введении к работе обосновывается актуальность выбранной темы, цель и содержание поставленных задач, формулируется планируемый результат, сообщается, в чем состоит новизна проекта. В первой главе основной части, описывающей конструкцию изделия, приводится краткий обзор литературы, разрабатывается банк идей и предложений по решению проблемы, рассматриваемой в проекте. В технологической части проекта представляется последовательность выполнения объекта. Она может включать в себя перечень этапов. Прежде всего, это разработка конструкции будущего изделия. Затем осуществляется выбор сырья и материалов, оборудования и инструментов для изготовления изделия, дается обоснование их выбора. Втехнологической карте описывается алгоритм операций с указанием инструментов, материалов и способов обработки. Далее выполняется экономический расчет (себестоимость, розничная цена). Желательна разработка рекламы (товарный знак, рекламное объявление и т.д.). Обязательна экологическая оценка проекта. В заключении излагаются полученные результаты, дается самооценка проделанной работы. После заключения принято помещать список использованной литературы.
Организации проектно-исследовательской деятельности учащихся 8-11 классов
Для вовлечения учащихся в практико-ориентированную деятельность целесообразен элективный курс «Проектная деятельность в предпринимательстве» для учащихся 8-11 классов. Выбор объектов и заданий для практических исследований и проектной деятельности осуществляется с учетом интересов и склонностей учащихся. Итогом курсовой подготовки является разработка учащимися бизнес - планов создания предприятия по производству товаров или оказания услуг, а также исследовательские работы.
- Рекомендации по разработке бизнес-плана
I. Ценностно - ориентационный этап.
1. Формулирование темы проекта: постановка проблемы; резюме ; обоснование выбора темы.
2. Разработка и анализ идей.
II. Этап. Аналитический
3. Сбор и анализ информации
4. Изучение источников по проблеме исследования.
5.Маркетинговые исследования: изучение покупательского спроса, сегментирование рынка, анализ конкурентов, реклама.
6. Исследование рынка сырья и материалов.
III. Этап. Конструктивный.
7. Выбор объекта и методов его изготовления.
8 Составление документации и изготовление объекта.
9. Экономический расчет проекта.
IV. Этап. Презентативный.
10. Обобщение, выводы, рефлексия
11. Предъявление проекта на День науки, конкурс, фестиваль, конференцию.
- Рекомендации по выполнению исследовательской работы
1. Вводная часть. Оценивается в целом значимость и актуальность темы, рассматривается история изучения темы. Следует обратить внимание, какой материал и какая исследовательская методика по данной теме уже использовалась. Необходимо осветить уровень осмысления темы и вопросы, которые так и не получили должного освещения, что стало основой для обоснования собственной темы. Важно указать, на какие достижения можно опереться, какой уже известный материал использовать, то есть показать, что в таком плане, как вы хотите, тема ещё не ставилась.
Необходимо четко сформулировать цель работы, задачи, объект и предмет исследования. Указываются методы исследования, теоретическая и практическая ценность полученных результатов, возможности их использования. Данный раздел определяет структуру и последовательность реализации работы.
Оценивается и классифицируется комплекс произведений и источников, на базе которых реализуется тема. Необходимо показать, что совокупность этих произведений и источников оптимальна для того, чтобы достичь цели исследования. В конце вводной части желательно раскрыть структуру исследовательской работы, перечислить основные структурные элементы и обосновать последовательность их расположения.
2. Основная часть. В зависимости от темы реализуется по-своему, но есть общая логика её построения. Раздел открывает оценка ситуации, определяется возникшая проблема. Затем выдвигается гипотеза, которых может быть несколько. В главах основной части исследовательской работы дается анализ теоретического материала, полученного из литературных источников по данной проблеме. Затем излагается методология исследовательской деятельности, то есть перечисляются методы исследования, излагается подробно ход исследования, обобщаются результаты. Примеры методов исследования:
1) краеведческий поиск;
2) источниковедческий, историографический, архитектурный, стилистический, семантико-семиотический и содержательный анализ и синтез;
3) методы атрибуции, фиксации, реконструкции;
5) поиск материала в Internet и др.
3. Заключение. Итоги подводятся с учетом тех позиций, которые были изложены в ''обосновании темы''. При этом принимается во внимание не только цель, но и задачи исследования, методы их решения. Автор должен четко изложить свою концепцию, подчеркнув её новизну, а также обозначить, какие новые исследовательские возможности открывает достигнутый им результат.
4. Примечания. В примечаниях приводятся сноски и комментарии по проблемам, требующим отдельных характеристик и оценок. Их выносят в примечания тогда, когда они перегружают основной текст.
5. Список литературы. Дается строго в алфавитном порядке. Если используются архивные материалы, их список предваряет список литературы.
Примечание: Уже в начале творческого пути по созданию проектно-исследовательских работ можно ознакомить учащихся с «Критерии оценивания проектов». Критерии оценивания могут сопровождать каждый этап работы над проектом или быть представленными на заключительном этапе работы.
Предварительный просмотр:
Структура проектной задачи как прообраза проекта
-Описание проблемы (квазиреальная, модельная) ситуация, но не должна быть напрямую поставлена задача. Задача должна быть сформирована самими детьми по результатам разбора проблемной ситуации. Формулировка задачи скрыта в описании проблемной ситуации. Проблемная ситуация должна быть такой, чтобы путей ее преодоления и возможных вариантов конечного «продукта» было несколько.
-Проектная задача должна содержать набор (или систему) в явном или скрытом виде действий (заданий), которые должны быть выполнены группой детей. Количество заданий в проектной задаче - это количество действий, которые необходимо совершить, чтобы задача была решена. -Система заданий может требовать разных «стратегий» решения (в одних задачах - обязательная заданная последовательность, в других - возможно выполнение заданий в любой последовательности, в третьих - требуемая последовательность выполнения заданий скрыта и должна быть выявлена самими учениками). Местом сборки «продукта», оформление итогового результата является итоговое задание.
-Решение проектной задачи требует коллективно-распределенной деятельности учащихся, работа в малых группах.
-Проектная задача отличается большим объемом и неоднородностью материала. Описание жизненной ситуации может быть представлено в виде единого текста или отдельных отрывков с множеством различных данных, в том числе и избыточных. В то же время представленная информация может быть неполной, недостаточной, что вынуждает детей самостоятельно обращаться к справочной информации, содержащейся в приложении к проектной задаче или во внешних источниках, к собственному жизненному опыту.
-Решение задачи - создан реальный продукт, который можно представить публично и оценить.
Ожидаемые результаты:
В ходе решения системы проектных задачу школьников будут сформированы способности:
- Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное - почему получилось/не получилось, видеть трудности, ошибки).
- Планировать (составлять план действий).
- Моделировать (представлять способ действия в виде схемы-модели, выделяя существенное).
- Проявлять инициативу при поиске способа решения задачи.
- Взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других.
- Сформировать группу детей (класс) как учебное сообщество.
- Способствовать приобретению опыта учащимися выполнения функций, составляющие умение учиться.
Предварительный просмотр:
Проектные умения по уровням сложности.
№ п/п | Проектное умение | Уровни сложности | ||
базовый | продвинутый | высший | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Проблема-тизация | - формулировать проблему после рассмотрения какой-либо ситуации, порождающей проблему | - выделить и сформулировать проблему из множества проблем; - рассмотреть проблему под разными углами зрения; - сформулировать проблему с определенной позиции; - произвести сужение проблемы путем ограничения пространства и (или) времени в ситуации, породившей проблему | - из нескольких рядоположенных проблем выбрать главную. Обосновать выбор |
2 | Целепола-гание | - формулировать цель деятельности по задан- ному результату; - формулировать цель деятельности по решению проблемы | - выбирать главную цель из нескольких, установив их взаимосвязь. Обосновать выбор; - провести уточнение цели с учетом имеющихся средств ее достижения; - провести распределение общей групповой цели между членами группы | - ранжировать цели по срокам достижения, по масштабам предполагаемых результатов, по принадлежности (личные, групповые); - сделать сужение и расширение цели |
3 | Планиро- вание | - формулировать задачу, исходя из формулировки цели | - планировать поэтапное достижение цели; - формулировать задачи и предполагаемые результаты для каждого этапа; — планировать распределение деятельности между членами группы и ставить задачу каждому из них по получению определенных результатов | - составлять сетевое планирование со сложной структурой этапов, сроков, исполнителей, распределением задач и предполагаемых результатов; - выполнять графическое представление этого планирования |
4 | Рефлексия и самоанализ | - анализ результата по практической важности; - анализ результата по соответствию цели; - рефлексия поставленной задачи и личных возможностей ее решения | - анализ результата по социальной значимости; - анализ результата по степени решения проблемы; - рефлексия результатов решения проблемы | - анализ результата по оптимальности затрат |
Для успешной разработки и проведения проекта учащимся необходимо владеть следующими общеучебными умениями, которые в ходе выполнения проекта становятся специальными (проектными).
- Мыследеятельностные умения: выдвижение идеи, проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы и ее формулировка, выбор способа или метода
деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия. - Презентационные: построение устного доклада о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации результатов деятельности, подготовка письменного отчета.
- Коммуникативные: слушать и понимать других, выражать свои мысли, взаимодействовать внутри группы, вести обсуждение и дискуссию.
4. Поисковые: находить информацию по каталогам, проводить контекстный поиск в сети Интернет, отбирать нужную информацию на бумажных и электронных носителях.
5. Информационные: структурировать информацию, выделять главное, принимать и передавать информацию, представлять ее в печатном и электронном виде.
Предварительный просмотр:
Примерный план публичного выступления
Ниже приведены пункты примерного плана публичного выступления докладчика и варианты их наполнения.
План выступления | |
Пункты | Варианты |
1. Приветствие | «Добрый день!», «Уважаемый Председатель! «Уважаемые члены комиссии и присутствующие!» |
2.Представление (фамилия, имя, класс, образовательное учреждение, город) | «Меня зовут ___________________. Я учащийся (-щаяся) ____ класса, гимназии (школы, лицея,…) № 1 (___) города _____________» |
3. Цель выступления | «Цель моего выступления дать новую информацию по теме проведенного мной исследования в области ____________» |
4.Название темы исследования | «Название темы: ________________________________» |
5.Актуальность исследования (обоснование выбора темы исследования) | «Актуальность и выбор темы исследования определены следующими факторами: во-первых, ___________________, во-вторых, __________________, в третьих, _________________…» |
6.Кратко о поставленной цели исследования и способах ее достижения | «Цель моего исследования - ___________________. Основные задачи исследования и способы их решения: 1. ___________________, 2. __________________, 3. _________________…» |
7.Кратко о новых результатах в ходе проведенного исследования | «В ходе проведения исследования получены следующие новые теоретические и (или) практические результаты: 1. Получены новые знания следующего характера: ______, 2. Выдвинуты новые гипотезы и идеи: _________________, 3. Созданы новые творения в виде: ____________________, 4. Определены новые проблемы (задачи): ______________» |
8.Выводы по результатам проведенного исследования | «На основании проведенного исследования и полученных результатов можно сделать следующие выводы: 1. ___________________, 2. __________________, 3. _________________…» |
9. Кратко о дальнейших шагах по теме проведенного исследования | «Считаю, что данная тема имеет перспективы развития в следующих направлениях: 1. ___________________, 2. __________________, 3. _________________…» |
10.Благодарность за внимание к выступлению | «Благодарю за проявленное внимание к моему выступлению» |
Дискуссия по теме доклада | |
11. Ответы на вопросы | - «Спасибо (благодарю) за вопрос, а) мой ответ… б) у меня, к сожалению, нет ответа, т.к. рассмотрение данного вопроса мной не проводилось) - «Спасибо, Ваш вопрос понятен (интересен)…» - «Простите, я не понял (-а) вопроса. Повторите его, пожалуйста!» - «Правильно ли я понимаю, что задан вопрос: «________?» - «Ответ на данный вопрос требует достаточно подробного объяснения, если на это будет предоставлено время, то я готов (-ва) ответить» |
12. Благодарность за интерес и вопросы по теме исследования | «Благодарю за интерес и вопросы по теме проведенного мной исследования. Всего доброго» |
Предварительный просмотр:
Памятка учащемуся по созданию и защите мультимедийной презентации проекта
Презентация или слайд-фильм создается в программе PowerPoint
- Оформление презентации
Стиль: Соблюдайте единый стиль оформления. Вспомогательная информация не должны преобладать над основной информацией
Фон: Для фона предпочтительны холодные тона
Цвет: На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовка, один для текста. Для фона и текста используйте контрастные цвета.
Анимация: Не злоупотребляйте анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде.
- Информация на слайдах
Содержание информации: Текст должен носить тезисный характер. Используйте короткие слова и предложения. Заголовки должны привлекать внимание аудитории.
Размещение информации на слайде: Предпочтительно горизонтальное расположение информации. Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана. Если на слайде располагается картинка, надпись должна располагаться под ней. Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений.
Шрифты: Для заголовков размер шрифта – не менее 24, для информации - не менее 18.
Нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации.
Для выделения информации следует использовать жирный шрифт или курсив. Подчёркивание является признаком гиперссылки. Нельзя злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже строчных ).
Способы выделения информации: Следует использовать: рамки; границы, заливку, стрелки; рисунки, фотографии, диаграммы, схемы. При необходимости в презентацию можно вставить видеоэффекты и звук.
Ресурсы: http://86mmc-konda.edusite.ru/p10aa1.html
http://www.openclass.ru/pages/144920
http://textbook.keldysh.ru/courses/2002mm-www/part3/mm4_1.htm
Предварительный просмотр:
Памятка по составлению анкеты
Анкета представляет собой документ, содержащий совокупность вопросов, сформулированных и связанных между собой по определенным правилам
Анкетирование — метод сбора исследуемых данных, основанный на опросе опрашиваемых с помощью анкет. При помощи метода анкетирования можно с наименьшими затратами получить высокий уровень массовости исследования.
Анкетирование проводится в основном в случаях, когда необходимо выяснить мнения людей по каким-то вопросам и охватить большое число людей за короткий срок.
Виды анкетирования:
- по числу респондентов: индивидуальное и групповое анкетирование
- по полноте охвата: сплошное и выборочное
- по типу контактов с респондентом: очное, заочное, рассылка анкет по почте
публикация анкет в прессе и в Интернете, вручение и сбор анкет по месту жительства, работы.
Вопросы не должны превышать возможности памяти и компетентности опрашиваемых; вызывать отрицательных эмоций и задевать самолюбие респондентов; навязывать чужое мнение;допускать слишком большую вариативность ответов.
Композиционное построение анкеты:
В первой ее части содержится обращение к респонденту, где должны быть ясно изложены цели и задачи исследования, объяснен порядок заполнения анкеты. Если анкетирование анонимное, об этом сообщается респонденту. Вторая часть анкеты содержит вопросы. При этом в начале располагаются более простые вопросы, затем более сложные и в конце опять легкие вопросы. Это обеспечивает лучшее их восприятие. Принято также выражать благодарность респонденту за его труд по заполнению анкеты.
Типы анкет:
- открытые, требующие самостоятельного конструирования ответа,
- закрытые, в которых приходится выбирать один из готовых ответов;
- именные, требующие указывать фамилии испытуемого;
- анонимные, обходящиеся без нее и др.
1. http://www.openclass.ru/pages/178490
Предварительный просмотр:
Памятка по разработке гипотезы
Гипотеза (от греч. gypothesis - основание, предположение) — это научно обоснованное предположение о причинах или взаимосвязях каких-либо явлений или событий природы, общества и мышления.
Этапы разработки гипотезы.
1. Выдвижение гипотезы. Выделение группы фактов, которые не укладываются в прежние теории или гипотезы и должны быть объяснены новой гипотезой.
Вначале производится анализ каждого отдельного факта, затем обязательно в их совокупности.
Синтез фактов и формулировка гипотезы, т. е. предположений, которые объясняют наибольшее количество данных фактов. Могут быть выдвинуты конкурирующие гипотезы, по-разному объясняющие одно и то же явление.
2. Развитие гипотезы. Выведение из данной гипотезы всех вытекающих из нее следствий.
3. Проверка гипотезы. Сопоставление выведенных из гипотезы следствий с имеющимися наблюдениями, результатами экспериментов, с научными законами.
4. Подтверждение (опровержение) гипотезы. Превращение гипотезы в достоверное знание или в научную теорию, если подтверждаются все выведенные из гипотезы следствия и не возникает противоречия с ранее известными законами науки.
Предварительный просмотр:
Памятка по поиску информации в Интернете
1. Знакомство с Интернетом
Сеть Интернет – как огромная библиотека. Она содержит множество Интернет-сайтов, которые состоят из страниц.
С одной страницы можно переходить на другие при помощи ссылок – обычно ссылки подчеркнуты и выделены цветом. Когда указатель мышки превращается из стрелочки в значок руки, это значит, что Вы навели его на ссылку. Иногда ссылкой является картинка. Достаточно один раз нажать на ссылку левой кнопкой мыши, и откроется новая страница
При помощи компьютера и установленных на нем программ Вы можете подключиться к Интернету, чтобы просматривать хранящуюся в нем информацию: тексты, картинки, фотографии, музыку, фильмы, а также сохранять их к себе на диск.
2. План поиска информации сводим к 3-м вопросам:
2.1."Что ищем?» Поисковые запросы бывают явные и неявные. В явных вопросах конкретно указывается объект поиска. В неявных вопросах, например, «какая сегодня погода» объект поиска конкретно не указывается. Надо определиться и с возможными форматами файлов, в которых может содержаться требуемая информация. Это может быть html-страница, текстовый документ в форматах txt, rtf, odt, doc или docx, документ pdf, презентация в форматах odp, ppt или pptx, электронная таблица в форматах ods, xls или xlsx, аудио в формате mp3, flash-ролик формата swf, видео в формате avi и т. д.
Типы информации Оценка информации Поиск файлов
2.2. "Где ищем?" Информация может размещаться на веб-серверах, на ftp-серверах, в блогах, в новостях, в книгах, в словарях, в справочниках адресов организаций, в каталогах, в Википедии, в архивах Интернета, в базах данных. Поэтому лучше заранее определиться, где мы начнём свой поиск
Источники информации Поиск в картинках
Поиск в каталогах Поиск в новостях
Поиск в Википедии Новости Google
Поиск в архивах Интернета Яндекс. Новости
Сервис закладок Поиск в базах данных
Поиск книг и в книгах Поиск в словарях
2.3. "Как ищем?" Методы поиска зависят от того, как мы ответили на два первых вопроса
Google; AltaVista; Yahoo! ; Апорт;
Rambler; Яндекс; @MAIL.RU; ru.msn.com;
Nigma.ru ; Quintura; Bing ;KM.RU;
Специализированные поисковики:
3. Советы по поиску
Проверяйте орфографию. Если поиск не нашел ни одного документа, то вы, возможно, допустили орфографическую ошибку в написании слова.
Используйте синонимы. Если список найденных страниц слишком мал или не содержит полезных страниц, попробуйте изменить слово. Попробуйте задать для поиска три-четыре слова-синонима сразу. Для этого перечислите их через вертикальную черту (|). Тогда будут найдены страницы, где встречается хотя бы одно из них. Например, вместо "фотографии" попробуйте "фотографии | фото | фотоснимки".
Ищите больше, чем по одному слову. Слово "вышивка" дадут при поиске поодиночке большое число ссылок. Добавьте одно или два ключевых слова, связанных с искомой темой. Например, "вышивка шелковыми лентами". Рекомендуется также сужать область вашего вопроса.
Не пишите большими буквами. Начиная слово с большой буквы, вы не найдете слов, написанных с маленькой буквы, если это слово не первое в предложении. Поэтому не набирайте обычные слова с Большой Буквы, даже если с них начинается ваш вопрос. Заглавные буквы в запросе рекомендуется использовать только в именах собственных. Например, "телепередача Смак".
Поиск картинок и фотографий. Яндекс умеет искать не только в тексте документа, но и отыскивать картинки по названию файла или подписи. Для этого перейдите в "расширенный поиск". Для поиска картинки предусмотрены два поля. В поле "Название картинки" вписываются слова для поиска по названиям картинок, обычно появляющихся, когда к картинке подводится курсор
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
В состав проектной папки (портфолио проекта) входят:
∙ паспорт проекта
∙ планы выполнения проекта и отдельных его этапов (для долгосрочных проектов это могут быть недельные или помесячные планы; для проекта, выполняемого в ходе проектной недели, -ежедневные планы). В планах указываются: индивидуальное задание каждого участника проектной группы на предстоящий промежуток времени, задачи группы в целом, форма выхода очередного этапа
∙ промежуточные отчеты группы
∙ вся собранная информация по теме, в том числе ксерокопии и распечатки из Internet
∙ результаты исследований и анализа
∙ записи всех идей, гипотез и решений
∙ отчеты о совещаниях группы, проведенных дискуссиях, "мозговых штурмах" и т. д.
∙ краткое описание всех проблем, с которыми приходится сталкиваться проектантам, и способов их решения
∙ эскизы, чертежи, наброски продукта
∙ материалы к презентации (сценарий)
∙ другие рабочие материалы и черновики группы В наполнении проектной папки принимают участие все участники группы. Записи учащихся должны быть по возможности краткими - в форме небольших набросков и аннотаций. В день презентации проекта оформленная папка сдается в жюри.
Грамотно составленная проектная папка позволяет:
∙ организовать работу каждого участника проектной группы
∙ создать удобный коллектор информации и справочник для работы над проектом
∙ объективно оценить ход работы над завершенным проектом
∙ судить о личных достижениях и развитии каждого участника проекта
∙ сократить время поиска информации при проведении в дальнейшем других, близких по теме, проектов
Презентации учебных проектов могут быть проведены в виде:
∙ деловой игры
∙ демонстрации видеофильма/продукта, (выполненного на основе информационных технологий
∙ диалога исторических или литературных персонажей
∙ защиты на Ученом Совете
∙ игры с залом
∙ иллюстрированного сопоставления фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций
∙ инсценировки реального или вымышленного исторического события
∙ научной конференции
∙ научного доклада
∙ отчета исследовательской экспедиции
∙ пресс-конференции
∙ путешествия
∙ рекламы
∙ ролевой игры
∙ соревнования
∙ спектакля
∙ спортивной игры
∙ театрализации (воплощения в роль человека, одушевленного или неодушевленного существа)
∙ телепередачи
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педсовет на тему: Основы проектной деятельности. Мотивация проектной деятельности педагога.
Проект:(от лат. ргоуесtuз— двинутый вперед) в “Словаре русского языка” С.И.Ожегова понимается:l1) разработанный план сооружения, какого-нибудь механизма, устройства;l2) предварительны...
Урок по предмету основы проектной деятельности на тему "Основы самоопределения"
Данный предмет преподается в школе в 5 классе, Тема "Основы самоопределения" является основополагающей, так как она дает представление об основных терминах и понятиях, которые в будующем будут использ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по курсу «Основы проектной деятельности»
Программа разработана на основеразработана на основе Конвенции о правах ребенка, закона РФ «Об образовании» в действующей редакции, Устава Гимназии, Концепции модернизации российского...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Основы проектной деятельности»
Содержание курсаВведение Что такое проект.Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся. Важность исследовательских умений в жизни современного человека. Презентация исследов...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности для учащихся 10 классов «Основы проектной деятельности»
Содержание программы учебной дисциплины «Основы проектной деятельности» направлено на достижение цели: развитие исследовательской компетентности учащихся посредством освоен...
Рабочая программа внеурочной деятельности " Основы проектной деятельности", 5 класс
Программа метапредметного курса «Основы проектной деятельности» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта об...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы проектной деятельности»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«Основы проектной деятельности»(общеинтеллектуальное направление)Возраст обучающихся – 5-6 класс ...