Методическая разработка на тему: "Понятие и структура технологической карты урока математики"
методическая разработка на тему
Методическая разработка на тему: "Понятие и структура технологической карты урока математики"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ponyatie_i_struktura_tekhnologicheskoy_karty_uroka.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Понятие и структура технологической карты урока
Термин «технологическая карта» пришел в педагогику из промышленности, технического производства. В политехническом энциклопедическом словаре дается следующее определение технологической карты: «Технологическая карта – форма технологической документации, в которой описан весь процесс обработки изделия, указаны операции и их составные части, материалы, производственное оборудование, инструмент, технологические режимы, необходимое для изготовления изделия время, квалификация работников».
Технологическая карта урока – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся.
Технологическая карта урока – обобщенно-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления учителем индивидуальных методов педагогической деятельности.
Технологическая карта урока – проект учебного процесса, в котором представлено описание учебного процесса от цели до результата с использованием инновационной технологии работы с информацией. Проект урока – это разработанный учителем план проведения урока с возможной корректировкой (изначально заложенной вариативностью урока).
Технологическая карта урока представляет собой конструктор, количество проектируемых элементов которого можно изменить: увеличить или уменьшить в зависимости от степени детализации хода урока. Технологическая карта урока – это таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока; его цели; содержание учебного материала; методы, приемы, формы организации учебной деятельности учащихся; виды формируемых универсальных учебных действий; деятельность учителя и деятельность учеников.
Технологическую карту урока отличают: структурированность, алгоритмичность, технологичность, интерактивность, обобщенность информации.
Междисциплинарная связь в науке давно считается средством ее прогресса, поэтому обращение учителей к технологическому подходу в образовании не случайно. Интерес и внимание педагогов к конструированию технологических карт обусловлены возможностью графически отразить весь процесс педагогического взаимодействия учителя и учащегося на уроке, что является актуальным прежде всего для развивающего образования. Исходя из технического определения «технологическая карта», можно выделить те условия, на которые нужно опираться при конструировании технологической карты урока: в технологической карте должен быть описан весь процесс деятельности; должны быть указаны все операции и их составные части.
Н.Я. Мороз предлагает выделить в структуре технологической карты урока блоки, соответствующие идее технологизации учебного процесса:
- блок целеполагания (что необходимо сделать, воплотить);
- инструментальный блок (какими средствами это достижимо);
- организационно–деятельностный блок (структуризация на действие и операции).
Однако технологическая карта урока с такой структурой является очень затратной как по времени, так и по усилиям, необходимым для ее составления.
В структуре технологической карты урока необходимо предусмотреть следующие действия:
- тщательное планирование каждого этапа деятельности;
- проектирование последовательности работы по освоению данной темы от цели до конечного результата;
- определение универсальных учебных действий, которые формируются на данном уроке;
- максимально полное отражение последовательности всех осуществляемых на уроке действий и операций, приводящих к намеченному результату;
- определение возможности реализации межпредметных знаний;
- координация и синхронизация действий всех субъектов педагогической деятельности.
Структура технологической карты урока включает:
- предмет;
- класс;
- автора УМК;
- название темы урока с указанием часов, отведенных на ее изучение;
- тип урока;
- цели деятельности учителя;
- цели освоения учебного содержания;
- основные понятия темы;
- планируемые образовательные результаты: предметные, личностные, метапредметные;
- ресурсы;
- организацию пространства: формы работы;
- деятельность учителя и деятельность учащихся;
- формируемые УУД: познавательные, регулятивные, коммуникативные, личностные;
- технологию изучения темы (на каждом этапе работы определяется цель и планируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения);
- контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.
Технологическая карта урока составляется учителем в соответствии с рабочей программой учебного курса, предмета, дисциплины (модуля). Технологическая карта урока может быть сконструирована в форме конспекта или таблицы, в которой фиксируются узловые блоки.
Задача технологической карты урока – отразить деятельностный подход в обучении. На каждом этапе урока необходимо отследить свою деятельность и ожидаемые действия учеников.
Структура технологической карты с учетом планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся:
1-й этап. “Самоопределение к деятельности. Организационный момент”. Деятельность учителя: включение в деловой ритм, проверка подготовленности учащихся к уроку, организация внимания. Деятельность учащихся: подготовка класса к работе, включение в деловой ритм.
2-й этап. “Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности”. Деятельность учителя: выявляет уровень знаний учащихся, определяет типичные недостатки, создает эмоциональный настрой на успешную работу. Деятельность учащихся: выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.
3-й этап. “Постановка учебной задачи”. Деятельность учителя: активизирует знания учащихся, создает проблемную ситуацию, проводит параллель с ранее изученным материалом, акцентирует внимание учеников на значимости темы урока. Деятельность учащихся: ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока, высказывают свое мнение, проговаривают шаги учебной деятельности.
4-й этап. “Построение проекта выхода из затруднения”. Деятельность учителя: организует поисковую работу учащихся, уточняет понимание учащимися поставленных целей урока, обеспечивает мотивацию выполнения цели. Деятельность учащихся: составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.).
5-й этап. “Первичное закрепление”. Деятельность учителя: устанавливает осознанность восприятия, организует первичное обобщение, формулирует задание, организует беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний, организует обсуждение способов решения. Деятельность учащихся: решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух; называют правило, на которое опирались при выполнении задания; высказывают свои предположения в паре, анализируют способы решения, формулируют выводы.
6-й этап. “Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону”. Деятельность учителя: организует работу по применению новых знаний, предлагает индивидуальные задания, контролирует выполнение работы, осуществляет индивидуальный и выборочный контроль. Деятельность учащихся: выполняют самостоятельную работу; осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном; осуществляют взаимопроверку, выявляют свои затруднения, исправляют ошибки.
7-й этап. “Рефлексия деятельности (итог урока)”. Деятельность учителя: организует рефлексию, акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учащихся на уроке, обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников, отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке. Деятельность учащихся: осуществляют самооценку собственной учебной деятельности; соотносят цель и результаты, степень их соответствия; формулируют конечный результат своей работы на уроке; анализируют, осмысливают, фиксируют свои достижения, выявляют перспективы развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка на тему: "Виды и формы технологических карт уроков математики"
Методическая разработка на тему: "Виды и формы технологических карт уроков математики"...
Разработка технологической карты урока математики в 6 классе по теме «Комбинаторика в нашей жизни» с указанием УУД и ЭОР.
Элементы комбинаторики в учебниках Виленкина Н.Я. и др. изучаются в 5 классе разрозненно. Авторы предлагают учащимся комбинаторные задачи с разбором решения и с пояснениями, тут же вводятся необходимы...
Разработка технологической карты урока математики.
Разработка технологической карты урока математики....
Структура технологической карты урока
планируемые результаты на уроке физической культуры...
Методическая разработка " Технологическая карта урока математики во 2 классе" УМК "Школа России"
Тема урока "Сложение и вычитание "круглых" чисел"Тип урока: урок общеметодической направленности...
Технологическая карта урока математики в 9 классе по теме: «Понятие числовой последовательности»
Тип урока: открытие новых знанийЦель деятельности учителя: создание условий для формирования понятия числовой последовательности и способов её задания;развитие способности к обобщению, сравнению...
Методическая разработка. Технологическая карта урока математики
Методическая разработка. Технологическая карта урока математики...